В середине марта, когда власти только начали вводить меры против распространения коронавируса, продажи презервативов по сравнению с прошлым годом выросли на треть.

Но вскоре производители средств контрацепции стали отмечать, что секса в период изоляции стало меньше.

Уже сейчас можно говорить о влиянии пандемии на интимную жизнь, опираясь также на оперативные данные Росстата. В январе и феврале 2021 года родилось меньше детей, чем в соответствующие месяцы любого другого года — как минимум начиная с 2006, более ранних помесячных данных Росстата в открытом доступе нет. Это как раз дети, зачатые в период самоизоляции — в апреле и мае 2020.

Детей на самоизоляции зачинали мало: через девять месяцев уровень рождаемости оказался самым низким за 16 лет. Источник: Росстат
Детей на самоизоляции зачинали мало: через девять месяцев уровень рождаемости оказался самым низким за 16 лет. Источник: Росстат
Детей на самоизоляции зачинали мало: через девять месяцев уровень рождаемости оказался самым низким за 16 лет. Источник: Росстат
Детей на самоизоляции зачинали мало: через девять месяцев уровень рождаемости оказался самым низким за 16 лет. Источник: Росстат

Впрочем, снижение рождаемости — это уже тенденция: она непрерывно падает с 2014 года. Интересно другое: в декабре 2020 и марте 2021, напротив, появилось больше детей, чем в эти же месяцы годами ранее. Например, декабрь 2020 года обогнал по рождаемости 2019, 2018 и 2006, а март 2021 обогнал 2020 и 2019. Это значит, что до самоизоляции и после ее окончания детей делали даже чаще, чем в предыдущие годы, а провал в рождаемости пришелся именно на «выходные дни», когда россиян просили оставаться дома.

В свою очередь, о повышенном интересе к своей продукции в период самоизоляции сообщали производители секс-игрушек. С конца марта 2020 года продажи таких товаров росли в среднем на 10—15% в неделю, а к середине мая рост составил 136% по сравнению с маем 2019 года.

Планировать детей мешает тревожность

С какими факторами бы ни проводили корреляцию по вопросу рождаемости, хочется отметить, что современные родители и будущие родители думают о завтрашнем дне и хотят быть в нем уверенными.

Сегодня прослеживается тенденция осознанного родительства, когда перед принятием решения о расширении семьи молодые люди оценивают свои возможности: финансовую стабильность, жилищные условия, доступность социальной инфраструктуры. В период пандемии возникает слишком много неопределенности, что сказывается на принятии решения в пользу еще одного ребенка.