«Хотела сказать „алло“, но вместо этого только мычала»: как я перенесла инсульт в 39 лет
Этот текст написала читательница в Сообществе. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции
В июле 2022 года у меня случился инсульт.
Мне было всего 39 лет. Я не занималась спортом и очень много работала по ненормированному графику. Но все же никогда ничем не болела, и сказать, что удивилась, — не сказать ничего. Больше всего шокировало предположение врачей о том, что этот инсульт не первый: на МРТ заметили изменения, которые могли появиться после предыдущего кровоизлияния.
Расскажу, как болезнь повлияла на мое физическое и эмоциональное состояние и как я справляюсь сейчас.
Сходите к врачу
В этой статье мы не даем рекомендации. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас.
С чего все началось
Кажется, важно начать с того, какие нагрузки на работе у меня были. Я работала в сфере общепита по графику 5/2. Официально рабочий день длился с 09:00 до 18:00, но в реальности получалось гораздо дольше. Точки открывались в 08:00, поэтому с 07:30 начинались созвоны и переписка в мессенджерах. Закрывались мы в 21:00, но после нужно было время на сдачу кассы и отчет собственнику о выручках. Я задерживалась на работе до 22:00.
В выходные тоже полноценно не отдыхала. Нужно было всегда быть на телефоне и выезжать на точку, когда случались форс-мажоры. Отпуск не брала.
Так и работала. Семьи у меня нет, поэтому такой график не особо мне мешал. Зарабатывала для себя — на хотелки и отдых.
Однажды я проснулась с ужасной головной болью — такой, что даже встать с кровати было сложно. Левая рука висела как плеть. Я решила, что просто отлежала ее, и выпила обезболивающее. Все прошло, об этом случае я забыла. Как потом оказалось, зря.
Следующий случай произошел несколько лет спустя. Помню как вчера: самый обычный день, обед, я ем суп и залипаю в телефоне. Вдруг правая рука падает плетью, будто затекла. Я попробовала есть суп левой рукой — а он выливается прямо изо рта. У меня возникла мысль об инсульте и о том, что нужно посмотреть в зеркало, чтобы оценить симметрию лица. Посмотрела — лицо не перекосилось, что немного меня успокоило.
В это время зазвонил телефон. Я взяла трубку, хотела сказать «алло», но вместо этого только промычала, как очень пьяный человек в бессознательном состоянии. Только в этот момент мне стало по-настоящему страшно. Я позвонила своей подруге-медсестре, которая жила в соседнем дворе, но сказать ничего не смогла, мычала в трубку. Попыталась набрать смс, но буквы путались, и ничего не получалось написать. С большими усилиями смогла отправить очень невнятное голосовое: «У меня инсульт».
Подруга приехала минут через 15, еще через пять доехала скорая, которую она вызвала. Врачи измерили давление, помню, что показатель был больше 150/100. Мне дали «Каптоприл» под язык и начали собирать в больницу.
Что такое инсульт и как его распознать
Инсульт — это смерть клеток головного мозга из-за недостаточного снабжения кислородом, который поступает к ним с током крови. Это может произойти из-за тромба — сгустка крови, который закупоривает сосуд, питающий участок мозга. Такой инсульт называют ишемическим. Или из-за разрыва сосуда головного мозга — это геморрагический инсульт.
Инсульт может привести к тяжелой инвалидности, так как он связан с нарушениями движения и высших психических функций: речи, памяти, мышления. Но если человек с ишемическим инсультом получит помощь в первые четыре с половиной часа после появления симптомов, у него больше шансов на полное восстановление. Поэтому важно быстро распознать болезнь.
Как распознать инсульт. Вы можете заподозрить инсульт у человека рядом, если он начал неразборчиво говорить, появилась неуклюжесть в движениях или одна сторона тела — слева или справа — перестала работать. В таком случае попросите человека поочередно выполнить следующие действия:
- Улыбнуться — в норме улыбка должна быть симметричной.
- Нахмуриться — брови с двух сторон должны двигаться одинаково.
- Высунуть язык — он должен быть посередине рта.
- Вытянуть руки перед собой — они не должны сразу же непроизвольно падать.
- Сжать руками ваши ладони — сила должна быть одинаковой с обеих сторон.
- Поговорить с вами — в этот момент сможете оценить внятность речи собеседника.
Нарушение даже в одном из действий говорит о том, что это инсульт.
Если вы заподозрили инсульт у себя, проведите все те же действия перед зеркалом. Об инсульте стоит вспомнить, если ощутили резкую головную боль или у вас внезапно закружилась голова. Еще возможна частичная потеря зрения — темнота в глазах.
Как оказать первую помощь. Нельзя давать человеку никаких лекарств. Просто вызовите скорую и опишите диспетчеру симптомы, которые выявили, — это поможет направить специализированную бригаду.
Если инсульт у вас и рядом никого нет, вызовите скорую и заранее откройте входную дверь. Если не можете сдвинуться с места, предупредите об этом диспетчера — медики вызовут МЧС, чтобы до вас добраться. Если нарушена речь, попробуйте написать близким в мессенджерах, выбраться на лестничную клетку и достучаться до соседей.
Иногда симптомы инсульта проходят самостоятельно. Это называется транзиторной ишемической атакой или микроинсультом: тромб, который закупорил сосуд, рассасывается и кровоснабжение клеток мозга восстанавливается. Исчезновение симптомов не означает, что не нужно вызывать скорую. Транзиторная ишемическая атака случается незадолго до полноценного ишемического инсульта у каждого пятого пациента.
Как проходило лечение
До больницы скорая долетела за 5—7 минут. Я сразу попала в реанимацию. Сложно вспомнить, чем конкретно меня лечили. Помню только, что из обследований сделали флюорографию и КТ.
В реанимации я провела около четырех часов. Давление оставалось высоким, но радовало, что речь начала возвращаться, хоть все еще была «пьяной».
Причин инсульта выдвигалось несколько, но ни одна не подтвердилась. Написали «невыясненного генеза». Я думаю, что все дело в наследственности. У отца был инсульт — тоже с осложнением на речевой аппарат.
Потом меня перевели в отделение для пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения, где продолжили обследовать: проверили глазное дно, сделали общий анализ крови и общий анализ мочи, МРТ, ЭКГ, УЗИ органов малого таза, печени и щитовидной железы. После МРТ врачи сказали, что, вероятно, раньше у меня уже был инсульт: на снимке были видны характерные изменения. Тогда я и вспомнила тот первый случай с онемением руки.
В итоге я провела в больнице 10 дней. Все это время мне каждый день делали капельницы, давали таблетки, были занятия с логопедом для восстановления речи, ЛФК и консультация с психологом.
Каждый день меня навещали друзья и очень поддерживали. Соседи по палате даже смеялись, что меня нет по три часа, потому что я «веду прием посетителей». А вот на работе, зная, что я лежу в больнице, не дали полноценно отдыхать — я управляла персоналом по телефону. Справедливости ради, о диагнозе они не знали, но все же.
В результате лечения я стала лучше говорить, но четкая дикция не вернулась. Перед выпиской мне прописали гиполипидемический препарат аторвастатин, бета-адреноблокатор бисопролол и ингибитор АПФ лизиноприл. Раз в полгода нужно было принимать препараты железа. Еще порекомендовали контролировать артериальное давление и не ходить в баню.
Как проходило восстановление
После выписки я две недели провела дома на больничном. Отдыхала, продолжала делать упражнения для восстановления речи. Затем вышла на работу на две недели и запланировала отпуск.
Все это время я чувствовала себя подавленно, много плакала. Коллеги, узнав о случившемся и видя мое состояние, поддерживали. А директор по своим связям устроила на бесплатную реабилитацию в больницу, которая считается лучшей в городе.
В реабилитационном центре. Около двух недель со мной занимались психолог, логопед и врач физиотерапии — выяснилось, что меня чуть заносит при ходьбе, и нужно было выполнять упражнения для улучшения координации.
Особого результата от реабилитации я не заметила. Речь оставалась прежней, и психологическое состояние не улучшилось. В больнице реабилитировали тяжелых пациентов, и, по меркам врачей, я была почти здорова.
В таком состоянии я полетела в отпуск. Надеялась отдохнуть и отвлечься, но все с самого начала пошло не так. Во время взлета у меня началась паническая атака, было так плохо, что я всерьез прикидывала, как буду возвращаться на другом транспорте. На отдыхе не радовало вообще ничего. Не оставляли в покое мысли, как я, абсолютно здоровый, счастливый человек, вдруг стала такой — почти с инвалидностью. Жалость к себе сменялась злостью, потом приходило отчаяние, и так по кругу.
В психоневрологическом диспансере. После отпуска я попала на прием к психотерапевту. К врачу меня привела буквально за руку подруга, сама идти я отказывалась. После приема меня положили в психоневрологический диспансер с диагнозами «расстройство настроения», «депрессивное расстройство» и высокой степенью тревожности.
Лечение в диспансере было бесплатным. Врачи подбирали терапию, что-то кололи. Помню, один раз у меня резко упало давление, и я легла прямо в коридоре. Сбежались санитары и откачивали меня. До сих пор не знаю, что это было, возможно, отголоски инсульта.
Лечение заняло три недели. Затем меня выписали, и к препаратам, которые я уже принимала после инсульта, добавились антидепрессанты.
Как болезнь изменила мою жизнь
Работа. Все время, что я была на больничных, я постоянно была на связи по работе. Даже сразу после инсульта вела дела. В конце концов доктор сказал, что если я хочу поправиться, то должна перестать это делать и уделить внимание себе. В ноябре 2022 года я уволилась.
Сейчас у меня новое место работы, но сфера та же, что и до болезни, — общепит. Снова график 5/2 с 09:00 до 19:00 и телефон по выходным. Но я все-таки сделала выводы и больше не кидаюсь делать «город-сад за неделю», не работаю по 16 часов на износ.
Семья и друзья. В декабре я ждала, когда закончится самый адовый год моей жизни. 30 декабря мама нашла отца лежащим в комнате — инсульт. Новый год я встретила дома, одна. 3 января отец умер. Родители про мою болезнь так и не узнали, я всячески ее скрывала и скрываю.
Все это время со мной была та самая подруга, которой я звонила в день инсульта. К сожалению, она перенесла мою болезнь тяжело и теперь панически боится за меня. Мои друзья были со мной постоянно, очень мне помогали и помогают.
Здоровье. На момент написания статьи после инсульта прошло девять месяцев. Я чувствую себя лучше: речь восстановилась почти полностью, хотя иногда могу заикнуться или запнуться на полуслове. Психологическое состояние тоже стабилизировалось.
Продолжаю принимать таблетки, которые назначили после инсульта, и антидепрессанты. Верным другом стал тонометр: измеряю давление утром и вечером. В поездках он тоже всегда в рюкзаке. Если чувствую себя нехорошо, могу зайти в аптеку и измерить у них.
Я никогда не думала, что у инсульта может быть столько побочек и шлейфовых диагнозов. Страшно, что случившееся повторится. Теперь все время закрываю входную дверь так, чтобы ее можно было легко вскрыть, если меня снова долбанет.
Часто ли инсульт случается повторно и как это предотвратить
Независимо от того, какой инсульт был у человека, геморрагический или ишемический, в первый год повторный инсульт случается в 5% случаев. В дальнейшем вероятность растет: в первые пять лет — до 10% случаев, в первые десять лет — до 15%.
Профилактика повторного инсульта опирается на три столпа:
- Привести в норму вес, сбалансировать рацион по правилу тарелки и внедрить в жизнь умеренную физическую активность, например быструю ходьбу по 22 минуты в день.
- Контролировать подлежащие заболевания — гипертоническую болезнь, сахарный диабет, дислипидемию.
- Соблюдать специфическую профилактику антикоагулянтами или антиагрегантами, которую назначил лечащий врач на определенный срок.
Придерживаясь всех рекомендаций, можно снизить риск повторного инсульта в десять раз.
Расходы
Практически все мое лечение было по полису ОМС. Я оплатила только отдельные палаты в психоневрологическом диспансере и реабилитационном центре — 25 000 ₽. В общих палатах сильно храпели, а я не переношу храп. Еще один раз я консультировалась с неврологом в частной клинике, это стоило 2000 ₽.
Сейчас из расходов только таблетки — на них уходит около 500 ₽ в месяц.
За 9 месяцев я потратила на лечение 31 500 ₽
Статья расходов | Траты |
---|---|
Отдельные палаты | 25 000 ₽ |
Лекарства | 4500 ₽ |
Прием у невролога | 2000 ₽ |
За 9 месяцев я потратила на лечение 31 500 ₽
Статья расходов | Траты |
Отдельные палаты | 25 000 ₽ |
Лекарства | 4500 ₽ |
Прием у невролога | 2000 ₽ |