Больше половины россиян — 59% — признались, что принимают витамины и БАДы на постоянной основе.
Треть опрошенных тратит на БАДы от 3 до 5 тысяч рублей в месяц, четверть — больше 5 тысяч.
При этом только 27% опрошенных перед приемом добавок проходят обследование. А 20% респондентов принимают витамины самостоятельно — без посещения врача и сдачи анализов. Мы узнали, зачем россияне покупают БАДы и витамины и какие принимают чаще всего.
Как часто покупают и сколько тратят на БАДы
По оценкам экспертов, количество новых потребителей БАДов в России в среднем растет на 3—5% в год. При этом объем рынка увеличивается на 20—25% в год за счет того, что покупателям нужно все больше таких средств. Многие россияне считают БАДы важной частью поддержания и укрепления здоровья.
За последний год , по данным исследования DSM, россияне потратили на БАДы 118,1 млрд рублей, что на 17,2% больше, чем годом ранее. Это примерно 10% от объема российского рынка лекарств.
Витамины и БАДы чаще покупают в марте-апреле, когда сложно купить свежие фрукты и овощи, — для профилактики авитаминоза. Второй пик приходится на вторую половину года, осенне-зимний период, — из-за роста заболеваемости простудой и гриппом. Более трети опрошенных «Инвитро» принимают витамины, чтобы поддержать организм осенью и зимой.
По данным DSM Group, рекордным месяцем по продажам БАДов за последние пять лет стал март 2022 года: 13,4 млрд рублей, в два раза больше, чем в июне того же года. Кроме сезонного фактора повлияло и введение санкций: россияне закупались импортными добавками.
Рост спроса на добавки подтверждают и объемы продаж маркетплейсов. По данным исследования Moneyplace, за первую половину 2023 года оборот БАДов и витаминов на «Озоне» вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на «Вайлдберриз» — в 2 раза. Если в марте 2022 года оборот таких добавок на «Озоне» составлял 250 млн рублей, то в марте 2023 превысил 640 млн. На «Вайлдберриз» — 307 млн и 600 млн соответственно.
По данным исследования компании Ingate, 80% россиян регулярно покупают витамины и другие биологически активные добавки. Из них 56% пополняют запасы раз в несколько месяцев, 29% — раз в месяц и чаще. Раз в год и реже покупают БАДы всего 4% опрошенных. Практически все опрошенные покупают БАДы и витамины для себя, почти половина — для взрослых членов семьи, каждый третий — для детей.
Зачем россияне покупают БАДы и витамины
По данным исследования компании Ingate, основная причина, по которой россияне покупают витамины и другие добавки, — желание в целом укрепить здоровье: так ответили 82% опрошенных. Вторая причина — профилактика заболеваний: 63%. Больше трети населения покупают БАДы, так как чем-то болеют, чувствуют недомогание или хотят улучшить состояние кожи, волос и ногтей. Отметим, что в опросе респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа.
Молодые люди — в возрасте от 18 до 24 лет — в основном покупают витамины для поддержания иммунитета: об этом заявили 53% представителей этой возрастной группы. Люди от 25 до 34 лет чаще всего покупают витамин D3. Большинство опрошенных в возрасте от 45 до 54 лет покупают витаминные комплексы — 62%. Те, кому больше 55 лет, выбирают добавки для поддержания здоровья сосудов и сердца — 46% опрошенных, а также для повышения умственной активности — 41%.
Какие БАДы покупают чаще всего
Судя по опросам, у россиян популярны средства для восполнения дефицита витамина D3, омега-3 и комплексы мультивитаминов.
Женщины чаще всего покупают витамин D (66%), омега-3 (55%) и добавки для здоровья волос, кожи и ногтей (51%). Мужчины предпочитают мультивитамины (55%), добавки для поддержки иммунитета (48%), витамин D (48%).
По данным исследования продаж на маркетплейсах, среди конкретных добавок самые популярные — средства с магнием, которые, согласно рекламе, предназначены для борьбы со стрессом и снятия усталости, а также БАДы с омега-3. Еще спросом пользуются витаминные комплексы для женщин и коллаген, который, как считается, замедляет процессы старения.
За первую половину 2023 года на «Озоне» лидерами по обороту рынка стали два средства для восполнения дефицита магния — «Магний хелат» и «Магний цитрат с витамином В6»: объемы продаж этих товаров составили 23,6 и 17,6 млн рублей соответственно. Лидер продаж на «Вайлдберриз» — средство «Про омега-3» производства компании «Жизневек»: 51 млн рублей за полгода.
Как санкции повлияли на продажи БАДов
Сегодня рынок БАДов в основном представлен отечественными производителями. По состоянию на сентябрь 2023 года доля российских добавок в натуральном выражении составляет 83,1%, в стоимостном — 64,1%.
Продажи БАДов зарубежных производителей резко выросли в марте и апреле 2022 года, когда покупатели стремились пополнить запасы продукции компаний, которые могли уйти с рынка. Однако впоследствии покупатели стали отдавать предпочтение отечественным аналогам.
Сегодня четыре из десяти крупнейших производителей БАДов — российские компании. Первые два места занимают «Эвалар» и «Квадрат-С» — 14,1 и 8,3% рынка соответственно. Третье место принадлежит американскому бренду Solgar — 6,6%.
В сентябре 2023 года объем продаж компании «Эвалар» составил 1,4 млрд рублей — рост на 29% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Прирост объемов продаж производителя «Квадрат-С» составил 73,7% — до 839,1 млн рублей. Прорывный рост продемонстрировала российская компания «Мирролла» — на 91,4%, до 279,1 млн рублей.