«Люблю делать невозможное»: сколько зарабатывает менеджер по таможенному оформлению

В Санкт-Петербурге

21
«Люблю делать невозможное»: сколько зарабатывает менеджер по таможенному оформлению

Каждую неделю мы публикуем истории читателей Т⁠—⁠Ж о профессиях.

Героиня этого выпуска еще в школе решила, что займется таможенным делом, а в вузе поняла, что защищать экономические интересы государства не очень выгодно, поэтому после выпуска устроилась менеджером в международную компанию.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Аватар автора

Аноним

специалист таможенного дела

Еще в школе я решила стать специалистом таможенного дела.

Училась в гимназии в классе социально-экономического профиля, где основной упор делали на право и экономику. Сначала хотела быть судьей, потом прокурором, адвокатом, следователем. В итоге родители посоветовали таможенное дело — у них были друзья, которые работали в таможне и хорошо зарабатывали. В общем, их мотивы понятны.

Я поступила в вуз на специальность «специалист таможенного дела». Училась платно. Сначала обучение стоило 55 000 ₽ в год, каждый год сумма увеличивалась на 5000—10 000 ₽. Многие платят за престиж вуза по 150—200 тысяч в год, а ради чего? Где-то это действительно очень важно, но мне удалось немало сэкономить. Кстати, позже я окончила курсы в филиале Таможенной академии России — ничего нового для себя не узнала, но сертификат есть.

Самое полезное, что я получила в вузе, — это практика: и в архиве таможни, и в моем любимом отделе товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Ты общаешься с людьми, которые там работают, видишь их жизнь изнутри, представляешь себя на их месте и уже более четко понимаешь, подходит тебе эта работа или нет. Мне все нравилось, кроме мизерной зарплаты в 15 000—20 000 ₽ в месяц — столько получали молодые специалисты. Сумма зависит от города и выслуги, но даже с опытом она бы выросла несильно.

Поэтому я решила защищать экономические интересы не государства, а свои.

Выбрала работу не в самой таможне, а в международной компании, которая занимается внешней торговлей, и после университета устроилась менеджером по таможенному оформлению. Мои обязанности приближены к тем, что есть у работников таможни.

Изначально я искала работу в Белгороде, потому что окончила там вуз. Но в 2014 году с работой в этой сфере все было очень плохо, вот буквально ни одного объявления. Ты или идешь на конкурс в таможню, или сидишь без работы. Самое странное, что это приграничный город, столько продукции идет на экспорт — как так получается, что вакансий нет? Возможно, они были для «своих», не знаю, у меня таких связей не было.

Поэтому я уехала в Санкт-Петербург. Там действительно много вариантов для выпускников, можно начать с банального помощника. Я устроилась недели за три. С момента подачи объявления о поиске работы до первого собеседования прошло несколько дней. Сначала предлагали зарплату 30 000 ₽, что уже было огромной для меня суммой после Белгорода. Потом на меня вышел мой работодатель. Вакансия требовала опыт от года до 3 лет, но тут, видимо, сыграли роль моя профильная специальность и удача, конечно. Я прошла собеседование, меня взяли на зарплату 42 000 ₽.

Знания из университета мне пригодились, особенно один замечательный совет: «Если не знаешь ответа на вопрос, это нестрашно. Главное — знать, где искать». До сих пор этим пользуюсь. А в процессе работы открываются тонкости, которые невозможно освоить за пять лет учебы.

Место работы

Наша компания занимается закупкой и продажей товаров для морских судов, нефтегазовой, промышленной и гражданской отраслей. В основном это импорт, то есть мы закупаем товар за границей и продаем здесь. Но и экспорт бывает, хотя очень редко. Товары перевозим не сами, а с помощью наемных транспортных компаний, всеми видами транспорта — авиа, железная дорога, море. Если измерять количество оформленного груза в декларациях, то их примерно 40—50 в месяц. Но в одной декларации может быть 20 товаров, а весить этот груз будет 10 тонн, а то и 100. Один насос, например, весит 5—10 тонн.

Зарплату нам платят по графику и без задержек — это огромный плюс, но минусов больше. Например, у нас нет оборудованной кухни для сотрудников или компенсации за питание. В нашем бизнес-центре есть столовая, но там невкусно, а есть на рабочем месте нельзя. Даже кофемашину мы покупали себе сами — сбросились по 500 рублей и — ура! — хотя бы кофе пить можем. Печеньки тоже, конечно, за свой счет. Работодатель заказывает в офис только питьевую воду.

Компенсации за спортзал или курсы английского тоже нет. Если хочешь ДМС, работодатель тебе его предоставит, но, так скажем, в рассрочку: по факту ты сам за него платишь. В общем, не могу сказать, что сотрудников ценят.

Увы, руководство считает, что незаменимых людей нет, поэтому нашу компанию называют кузницей кадров.

Очень многие уходят от нас в Газпром. Но меня не привлекает работа там. Я работаю в компании уже почти 6 лет. Почему я до сих пор не ушла? Как ни крути, я здесь зарабатываю и даже побольше, чем в любой другой компании на альтернативной должности. Только это меня держит.

Я часто думаю уйти, просматриваю вакансии на «Хедхантере». Параллельно в процессе работы узнаю новое и записываю в свое резюме. Не хочу менять шило на мыло, ищу свое. Например, была одна вакансия, которая запала мне в душу, но мне не хватало английского языка и знаний международных баз — это программы с кодами товаров на английском языке. Но однажды у меня получится.


Суть профессии

Эта профессия подходит тем, кто любит экономику и право. Ведь основная задача — уметь читать законы и применять их на практике.

Нужно сделать так, чтобы были соблюдены все правила и у таможни не возникло вопросов к нашему грузу и нашим документам. Я проверяю инвойсы — это документы, в которых указана цена товара, упаковочные листы, техническую документацию на товар, подбираю код ТНВЭД, от которого зависит пошлина. Смотрю, не запрещен ли товар для ввоза, а если есть ограничения, ищу пути решения проблемы: какие документы нужны, у кого получить, как оповестить таможню и так далее.

Дальше, например, груз приехал во Владивосток. Начинается таможенное оформление. Декларацию на товары оформляет брокер — это человек со специальным образованием, зачастую тоже специалист таможенного дела в компании, которая не занимается покупками и продажами, как мы, а оформляет документы в таможне для таких, как мы. Брокер передает таможне декларацию в электронном виде, там ее регистрируют и проверяют. Если вопросов нет, ставится печать «Выпуск разрешен» и все. Потом перевозчики забирают груз с таможни и везут его до конечного получателя. А я получаю от брокера скан декларации на товары и провожу в 1С.

Если я отправляю оборудование на экспорт, то мы приходим на свой склад, комплектуем заказ покупателя, упаковываем. Готовим инвойс, упаковочный лист, контракт и другие документы. Отправляем по электронной почте брокеру, он заполняет и отправляет декларацию в таможню. Таможня ее выпускает — мол, езжайте с богом. Приезжает фура, грузим ее, и она благополучно едет в другую страну. Там наш товар проходит таможню страны ввоза.

Сложности могут возникнуть, если не знаешь законов. Например, на деревянной палете едет 10 коробок с каким-то продуктом. На этой палете должен стоять специальный штамп, который подтверждает, что она безопасна. Если штампа не будет, груз или вернут — в лучшем случае, или уничтожат.

Бывает, груз застревает на границе. Причины всегда разные. Например, у таможни сработала система управления рисками — они думают, что мы занизили стоимость товара, они-то точно знают, что сколько стоит, потому что у них есть огромная статистическая база: кто, что, куда возил и за сколько покупал. Если стоимость занижена, значит, мы хотим обмануть государство — не заплатить должное количество пошлин. Начинается разбирательство. В итоге таможня поставит свою цену, мы заплатим пошлины от этой суммы и груз проедет дальше. А потом уже будем спорить и доказывать, что наша цена была верная и мы никого не обманывали — деньги потом возвращают.

Когда таможенное оформление затягивается, счет идет на часы, ведь это убытки: мы должны оплатить каждый день на складе временного хранения и работу водителя фуры. То есть каждый день мы будем терять деньги, пока не решим проблему. Тут включаешь всю свою харизму и знания, пытаясь договориться с инспектором таможни. Выясняешь, что не так, какие еще документы нужно предоставить. Они тоже понимают, что время — деньги, и идут нам навстречу.

Я люблю свою работу, люблю делать невозможное!

Чтобы понять, как эта работа отражается на обычной жизни, можно взять для примера ситуацию с ковидом. Основные поставки товаров идут из Китая, самый дешевый способ — морем. И вот все корабли с контейнерами ушли в Европу, а Европе нечего отправлять обратно — контейнеры пустые, корабли в Китай не возвращаются. И что происходит? Когда кризиса не было, стоимость контейнера была, допустим, 500—1000 €, а в декабре 2020 года стоимость выросла до 7000—9000 € за тот же контейнер. А ведь это дополнительные расходы, которые в конечном счете ложатся на покупателя: в итоге техника подорожала, одежда подорожала.

Рабочий день

Мой рабочий день начинается в 08:30. Приходим на работу, варим кофе, общаемся и начинаем решать срочные рабочие задачи.

Мой день — это общение с брокерами и другими компаниями, а также работа с документами: я обрабатываю декларации на товары, проверяю все бумаги для таможенного оформления, заказываю различные сертификаты. В течение дня бывает много свободного времени, но не всегда — зависит от количества заказов.

Заканчиваю работу в 17:00. После работы чаще всего иду в спортзал или домой — вот и все. В выходные никогда не работала.

Случай

Самое трудное в работе то, что законов и нормативно-правовых актов очень много, за всеми обновлениями тяжело уследить. А когда выходит очередной закон, зачастую он не опробован на практике, начинаются какие-то накладки, логике и здравому смыслу это не подчиняется.

Например, после выхода очередного закона мы должны были оформлять товар на акцизной таможне в Москве, хотя товар совсем не подакцизный. Здесь была ошибка на законодательном уровне, и все это понимали.

Но это же закон — пока не внесут изменения, будем делать как написано.

Наш груз подлежал лицензированию. А лицензии нужно поставить на контроль в той таможне, в которой груз будет оформляться, и делать это нужно заранее, так как процесс небыстрый. Из-за изменений в законе пришлось в срочном порядке отзывать старые лицензии и прикреплять их к новой таможне. Но там цепочка: инспектор по постановке лицензии на контроль пишет запрос другому инспектору, тот еще кому-то, потом справку вроде сделали, но теперь начальника нет, потом начальник есть, но он еще ничего не подписал, потом подписал, но справка почему-то не отправлена куда нужно. Тут начинаются звонки: «А войдите, пожалуйста, в наше положение, а оформите нас первыми» и так далее. В итоге на это ушло три недели. А через месяц-полтора ошибку в законе исправили.

Подработки

Я беру подработки. Это удаленная работа в таможенном деле, но для других компаний — консультации, помощь в получении документов. Найти их было нелегко и, конечно, их приходится скрывать от работодателя, но, по сути, я живу за счет этих подработок.


Доходы и расходы

На работе я получаю на руки 50 000 ₽. Это мало, очень мало. Но это средняя зарплата в Санкт-Петербурге по моей специальности. Наверное, чтобы зарабатывать больше, мне нужно освоить больше областей таможенного дела, в том числе и международное таможенное дело. Это приходит только с новой работой и с новыми обязанностями, по-другому никак. В таком случае я смогу претендовать на похожую должность, но с более высокой зарплатой — все-таки у меня будет другой опыт.

Подработка сейчас иногда приносит мне больше официальной зарплаты. Однажды в декабре я на ней заработала 90 000 ₽ — потому что к концу года все хотят закрыть свои проекты. А в среднем в месяц выходит 30 000—40 000 ₽.

Расходов очень много — сумма больше, чем моя зарплата. Разница всегда покрывается за счет подработок, а ипотеку помогает платить мама. Сбережений у меня сейчас нет, так как стараюсь быстрее погасить все кредиты. Например, кредит на мебель гасила досрочно и осталось выплатить всего 30 000 ₽.

Не люблю брать взаймы, поэтому даже сейчас до зарплаты пять дней, а у меня на счете 300 ₽ )))

Я не сильно экономлю на еде: если хочу сыр по 1100 ₽ за килограмм, куплю его. Но особо ничем и не балуюсь: люблю овсянку на завтрак — она недорогая, как и бананы и арахисовая паста. За продуктами хожу во «Вкусвилл», у них есть полочки со скидками 40%, там можно купить упаковку котлет за 120 ₽. Сварил к ним макароны — и вот обед на четыре дня.

В общем, на себе, своем внешнем виде и здоровье стараюсь не экономить. Пользуюсь дорогой косметикой для лица — один крем стоит 4500 ₽. Иногда хожу к косметологу, это еще 3000 ₽. А вот в кино и на выставки не хожу, в ресторанах давно не была — экономлю на этом.

На путешествия трачу деньги, которые получаю от налоговых вычетов. Последний раз была в Швейцарии пять дней.

Финансовая цель

Я безумно хочу провести свою старость в путешествиях! Больно смотреть, как сейчас пенсионеры живут на 10 000 ₽, а хуже всего, когда даже некому им помочь. Поэтому я очень хочу заработать на собственный дом и еще одну квартиру, чтобы сдавать две квартиры в аренду и откладывать эти деньги.

Будущее

Я ищу новую работу, но мне важно найти такую, от которой будут гореть глаза. И чтобы работодатель не был динозавром, а спокойно относился к той же удаленке. Я не стремлюсь к тому, чтобы быть начальником, хотя многие говорят, что у меня есть лидерские качества. Какая разница, как называется твоя должность, если ты можешь быть менеджером, а получать больше директора? Поэтому я просто ищу возможности — без оглядки на то, что у меня написано в трудовой.

Еще думаю открыть свой магазин детских товаров — знания таможенного дела в этом случае мне пригодятся. Вообще у меня много бизнес-идей. Например, организация туров или квесты в путешествиях. Надеюсь осуществить эти идеи, а в старости просыпаться в номере с видом на Женевское озеро, завтракать в кафе, гулять по набережным и виноградникам.

Тоже работаете с таможней? Расскажите, как там у вас:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

50 для Питера это прям совсем унизительно мало( специалист с компетенциями сотрудника УТН ФТС с техническим английским это от 150 000 рэ и вверх, проектно (это к вопросу куда стремиться). Балтийский ЦЭД специфическая кишка, но работать можно. Я не вижу проблем найти ставку набивающего в СПб на 70-80 в белую. Если интересно, можем пообщаться в личке.

6

Роман, автор описала по функционалу что она менеджер, а не специалист, гтдхи там "брокер" делает)

1

Роман, у вас вроде была статья про ВЭД и там было что-то около 50-60 тыс в Воронеже. Или это не единственная деятельность?)

0
Автор

30.03.21, 19:04

Отредактировано

Izmelochei, ну да, в Воронеже 50-60 ₽ для менеджера по ВЭД актуальная ставка. Для Питера это очень мало. Я имею в виду ЗП на основной работе. Подработками мы все занимаемся, но это личное дело каждого специалиста.

0
0

Согласен с одним из комментаторов выше: если автор хочет прибавку к з/п и развиваться как специалист в сфере таможенного дела, то нужно искать вакансию в штате таможенного представителя. За свою трудовую карьеру успел поработать как в штате ТП, так и фирмы-клиента. Последние 5 лет работаю в крупной немецкой логистической компании с лицензией ТП старшим менеджером отдела ТО и могу сказать без лишней скромности, что не устаю открывать для себя каждый раз что-то новое в профессиональном плане: это и разнообразие оформляемой номенклатуры (от семян кукурузы до установки изучения структуры кристаллов методом Лауэ), так и различные таможенные процедуры: переработка, временный ввоз/вывоз, таможенный склад и т.д. и т.п.

4
0

Подавляющее большинство компаний, предоставляющих услуги оформления в СПб предлагают своим сотрудникам и оплату питания, и ДМС, и тем более, кофемашину. Вообще этот момент сильно удивил. Я сама бывший таможенник и тоже бывший менеджер ВЭД, большинство моих знакомых или в таможне, или по ту сторону.
И есть одна пагубная практика, которая сопровождает любые операции с гос органами и которая является бичом всей российской гос системы. Именно это и стало триггером для ухода из профессии. С гос органами в России я больше не работаю. Хотя гос служащих можно понять - зп в 25 тыс.

3

Роман, вы неправильно читаете мои комментарии. Я обвинила абсолютно всех и абсолютно во всем. И между строк дала прогноз погоды.

3
0
Герой

30.03.21, 16:50

Отредактировано

Какая же Вы молодец, так приятно и гордо было прочитать Вашу историю! Я от всей Души желаю Вам удачи, успехов и Веры в себя! У Вас ВСЁ получится!!! 🤗😉👍

2

Роман, ну такой запрет нельзя назвать "пагубной практикой") Я про коррупцию.

2
0

Автор, вы большая молодец. С вашими знаниями смело можно идти в компании, оказывающие услуги таможенного оформления другим организациям. Там и платят больше и гораздо больше возможностей для повышения квалификации, видов товаров там явно больше, чем тех, что возит ваша компания непосредственно для себя.

1
0

очень интересная статья, вы молодец)
вот тоже думаю, что зп на вашей работе ну крайне низкая ( я тоже из Спб), это ведь специалист с определенными знаниями, узконаправленными.

0
0

Удачи и успехов в поисках!

0

Роман, прямое. Коррупция - двусторонний акт.

0
0

Увы и ах, расти в данной позиции можно только в руководство, зарабатывать больше можно специалистом по то (в просторечье декларантом) но это не смотря на похожесть, считай переквалификация, т.к. много нюансов с электронкой, формализацией доков и тп. Ну и загрузка и нормированность рабочего времени другая, не общалась с декларантами которые от звонка до звонка и 2 дня выходных свободно))), либо менеджером с ин.яз. когда под ключ закупка/контракт/оплаты/доки/нетариф, но иностранный выучить это время. Про ДМС/питание и пр наверное в Спб актуально, но прежде чем работу менять нужно очень хорошо изучить политику других "партий" на счет переработок, я вообще очень удивлена ненапряжному графику в этой сфере и работе по расписанию))) Непрошенный совет: идите лучше по второму пути - возможностей больше

0
0

Я хотел бы поинтересоваться у всех комментаторов и у вас Екатерина, я учусь на таможне, в Белгу как и вы, пока на втором курсе, начинаю задумываться о дальнейшей профессии, пока молодой и перспективы вижу для себя в военной таможне, кинологом или в таможенном СОБРе, как вы считаете, куда лучше упереться? Что бы и зп не обламывала и работа была в кайф, таможню люблю

0
0

02.08.22, 18:33

Отредактировано

Отучился на данную специальность, никуда не могу устроиться. Или я что-то делаю не так… Без опыта никуда не берут, просто отчаяние и депрессия…

0
0

Отучилась на таможенном деле, но никогда не работала в таможне, сразу пошла в логистику. Поработала в 3 компаниях уже, сейчас зп 130, МСК. Вполне довольна. Совет тем, кто не может устроиться после выпуска - смотрите шире, идите в около таможенную сферу.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество