30.03
9K
18

«Люблю делать невозможное»: сколько зарабатывает менеджер по таможенному оформлению

В Санкт-Петербурге

«Люблю делать невозможное»: сколько зарабатывает менеджер по таможенному оформлению

Каждую неделю мы публикуем истории читателей Т⁠—⁠Ж о профессиях.

Героиня этого выпуска еще в школе решила, что займется таможенным делом, а в вузе поняла, что защищать экономические интересы государства не очень выгодно, поэтому после выпуска устроилась менеджером в международную компанию.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Еще в школе я решила стать специалистом таможенного дела.

Училась в гимназии в классе социально-экономического профиля, где основной упор делали на право и экономику. Сначала хотела быть судьей, потом прокурором, адвокатом, следователем. В итоге родители посоветовали таможенное дело — у них были друзья, которые работали в таможне и хорошо зарабатывали. В общем, их мотивы понятны.

Я поступила в вуз на специальность «специалист таможенного дела». Училась платно. Сначала обучение стоило 55 000 Р в год, каждый год сумма увеличивалась на 5000—10 000 Р. Многие платят за престиж вуза по 150—200 тысяч в год, а ради чего? Где-то это действительно очень важно, но мне удалось немало сэкономить. Кстати, позже я окончила курсы в филиале Таможенной академии России — ничего нового для себя не узнала, но сертификат есть.

Самое полезное, что я получила в вузе, — это практика: и в архиве таможни, и в моем любимом отделе товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Ты общаешься с людьми, которые там работают, видишь их жизнь изнутри, представляешь себя на их месте и уже более четко понимаешь, подходит тебе эта работа или нет. Мне все нравилось, кроме мизерной зарплаты в 15 000—20 000 Р в месяц — столько получали молодые специалисты. Сумма зависит от города и выслуги, но даже с опытом она бы выросла несильно.

Поэтому я решила защищать экономические интересы не государства, а свои.

Выбрала работу не в самой таможне, а в международной компании, которая занимается внешней торговлей, и после университета устроилась менеджером по таможенному оформлению. Мои обязанности приближены к тем, что есть у работников таможни.

Изначально я искала работу в Белгороде, потому что окончила там вуз. Но в 2014 году с работой в этой сфере все было очень плохо, вот буквально ни одного объявления. Ты или идешь на конкурс в таможню, или сидишь без работы. Самое странное, что это приграничный город, столько продукции идет на экспорт — как так получается, что вакансий нет? Возможно, они были для «своих», не знаю, у меня таких связей не было.

Поэтому я уехала в Санкт-Петербург. Там действительно много вариантов для выпускников, можно начать с банального помощника. Я устроилась недели за три. С момента подачи объявления о поиске работы до первого собеседования прошло несколько дней. Сначала предлагали зарплату 30 000 Р, что уже было огромной для меня суммой после Белгорода. Потом на меня вышел мой работодатель. Вакансия требовала опыт от года до 3 лет, но тут, видимо, сыграли роль моя профильная специальность и удача, конечно. Я прошла собеседование, меня взяли на зарплату 42 000 Р.

Знания из университета мне пригодились, особенно один замечательный совет: «Если не знаешь ответа на вопрос, это нестрашно. Главное — знать, где искать». До сих пор этим пользуюсь. А в процессе работы открываются тонкости, которые невозможно освоить за пять лет учебы.

Место работы

Наша компания занимается закупкой и продажей товаров для морских судов, нефтегазовой, промышленной и гражданской отраслей. В основном это импорт, то есть мы закупаем товар за границей и продаем здесь. Но и экспорт бывает, хотя очень редко. Товары перевозим не сами, а с помощью наемных транспортных компаний, всеми видами транспорта — авиа, железная дорога, море. Если измерять количество оформленного груза в декларациях, то их примерно 40—50 в месяц. Но в одной декларации может быть 20 товаров, а весить этот груз будет 10 тонн, а то и 100. Один насос, например, весит 5—10 тонн.

Зарплату нам платят по графику и без задержек — это огромный плюс, но минусов больше. Например, у нас нет оборудованной кухни для сотрудников или компенсации за питание. В нашем бизнес-центре есть столовая, но там невкусно, а есть на рабочем месте нельзя. Даже кофемашину мы покупали себе сами — сбросились по 500 рублей и — ура! — хотя бы кофе пить можем. Печеньки тоже, конечно, за свой счет. Работодатель заказывает в офис только питьевую воду.

Компенсации за спортзал или курсы английского тоже нет. Если хочешь ДМС, работодатель тебе его предоставит, но, так скажем, в рассрочку: по факту ты сам за него платишь. В общем, не могу сказать, что сотрудников ценят.

Увы, руководство считает, что незаменимых людей нет, поэтому нашу компанию называют кузницей кадров.

Очень многие уходят от нас в Газпром. Но меня не привлекает работа там. Я работаю в компании уже почти 6 лет. Почему я до сих пор не ушла? Как ни крути, я здесь зарабатываю и даже побольше, чем в любой другой компании на альтернативной должности. Только это меня держит.

Я часто думаю уйти, просматриваю вакансии на «Хедхантере». Параллельно в процессе работы узнаю новое и записываю в свое резюме. Не хочу менять шило на мыло, ищу свое. Например, была одна вакансия, которая запала мне в душу, но мне не хватало английского языка и знаний международных баз — это программы с кодами товаров на английском языке. Но однажды у меня получится.


Суть профессии

Эта профессия подходит тем, кто любит экономику и право. Ведь основная задача — уметь читать законы и применять их на практике.

Нужно сделать так, чтобы были соблюдены все правила и у таможни не возникло вопросов к нашему грузу и нашим документам. Я проверяю инвойсы — это документы, в которых указана цена товара, упаковочные листы, техническую документацию на товар, подбираю код ТНВЭД, от которого зависит пошлина. Смотрю, не запрещен ли товар для ввоза, а если есть ограничения, ищу пути решения проблемы: какие документы нужны, у кого получить, как оповестить таможню и так далее.

Дальше, например, груз приехал во Владивосток. Начинается таможенное оформление. Декларацию на товары оформляет брокер — это человек со специальным образованием, зачастую тоже специалист таможенного дела в компании, которая не занимается покупками и продажами, как мы, а оформляет документы в таможне для таких, как мы. Брокер передает таможне декларацию в электронном виде, там ее регистрируют и проверяют. Если вопросов нет, ставится печать «Выпуск разрешен» и все. Потом перевозчики забирают груз с таможни и везут его до конечного получателя. А я получаю от брокера скан декларации на товары и провожу в 1С.

Если я отправляю оборудование на экспорт, то мы приходим на свой склад, комплектуем заказ покупателя, упаковываем. Готовим инвойс, упаковочный лист, контракт и другие документы. Отправляем по электронной почте брокеру, он заполняет и отправляет декларацию в таможню. Таможня ее выпускает — мол, езжайте с богом. Приезжает фура, грузим ее, и она благополучно едет в другую страну. Там наш товар проходит таможню страны ввоза.

Сложности могут возникнуть, если не знаешь законов. Например, на деревянной палете едет 10 коробок с каким-то продуктом. На этой палете должен стоять специальный штамп, который подтверждает, что она безопасна. Если штампа не будет, груз или вернут — в лучшем случае, или уничтожат.

Бывает, груз застревает на границе. Причины всегда разные. Например, у таможни сработала система управления рисками — они думают, что мы занизили стоимость товара, они-то точно знают, что сколько стоит, потому что у них есть огромная статистическая база: кто, что, куда возил и за сколько покупал. Если стоимость занижена, значит, мы хотим обмануть государство — не заплатить должное количество пошлин. Начинается разбирательство. В итоге таможня поставит свою цену, мы заплатим пошлины от этой суммы и груз проедет дальше. А потом уже будем спорить и доказывать, что наша цена была верная и мы никого не обманывали — деньги потом возвращают.

Когда таможенное оформление затягивается, счет идет на часы, ведь это убытки: мы должны оплатить каждый день на складе временного хранения и работу водителя фуры. То есть каждый день мы будем терять деньги, пока не решим проблему. Тут включаешь всю свою харизму и знания, пытаясь договориться с инспектором таможни. Выясняешь, что не так, какие еще документы нужно предоставить. Они тоже понимают, что время — деньги, и идут нам навстречу.

Я люблю свою работу, люблю делать невозможное!

Чтобы понять, как эта работа отражается на обычной жизни, можно взять для примера ситуацию с ковидом. Основные поставки товаров идут из Китая, самый дешевый способ — морем. И вот все корабли с контейнерами ушли в Европу, а Европе нечего отправлять обратно — контейнеры пустые, корабли в Китай не возвращаются. И что происходит? Когда кризиса не было, стоимость контейнера была, допустим, 500—1000 €, а в декабре 2020 года стоимость выросла до 7000—9000 € за тот же контейнер. А ведь это дополнительные расходы, которые в конечном счете ложатся на покупателя: в итоге техника подорожала, одежда подорожала.

Рабочий день

Мой рабочий день начинается в 08:30. Приходим на работу, варим кофе, общаемся и начинаем решать срочные рабочие задачи.

Мой день — это общение с брокерами и другими компаниями, а также работа с документами: я обрабатываю декларации на товары, проверяю все бумаги для таможенного оформления, заказываю различные сертификаты. В течение дня бывает много свободного времени, но не всегда — зависит от количества заказов.

Заканчиваю работу в 17:00. После работы чаще всего иду в спортзал или домой — вот и все. В выходные никогда не работала.

Случай

Самое трудное в работе то, что законов и нормативно-правовых актов очень много, за всеми обновлениями тяжело уследить. А когда выходит очередной закон, зачастую он не опробован на практике, начинаются какие-то накладки, логике и здравому смыслу это не подчиняется.

Например, после выхода очередного закона мы должны были оформлять товар на акцизной таможне в Москве, хотя товар совсем не подакцизный. Здесь была ошибка на законодательном уровне, и все это понимали.

Но это же закон — пока не внесут изменения, будем делать как написано.

Наш груз подлежал лицензированию. А лицензии нужно поставить на контроль в той таможне, в которой груз будет оформляться, и делать это нужно заранее, так как процесс небыстрый. Из-за изменений в законе пришлось в срочном порядке отзывать старые лицензии и прикреплять их к новой таможне. Но там цепочка: инспектор по постановке лицензии на контроль пишет запрос другому инспектору, тот еще кому-то, потом справку вроде сделали, но теперь начальника нет, потом начальник есть, но он еще ничего не подписал, потом подписал, но справка почему-то не отправлена куда нужно. Тут начинаются звонки: «А войдите, пожалуйста, в наше положение, а оформите нас первыми» и так далее. В итоге на это ушло три недели. А через месяц-полтора ошибку в законе исправили.

Подработки

Я беру подработки. Это удаленная работа в таможенном деле, но для других компаний — консультации, помощь в получении документов. Найти их было нелегко и, конечно, их приходится скрывать от работодателя, но, по сути, я живу за счет этих подработок.


Доходы и расходы

На работе я получаю на руки 50 000 Р. Это мало, очень мало. Но это средняя зарплата в Санкт-Петербурге по моей специальности. Наверное, чтобы зарабатывать больше, мне нужно освоить больше областей таможенного дела, в том числе и международное таможенное дело. Это приходит только с новой работой и с новыми обязанностями, по-другому никак. В таком случае я смогу претендовать на похожую должность, но с более высокой зарплатой — все-таки у меня будет другой опыт.

Подработка сейчас иногда приносит мне больше официальной зарплаты. Однажды в декабре я на ней заработала 90 000 Р — потому что к концу года все хотят закрыть свои проекты. А в среднем в месяц выходит 30 000—40 000 Р.

Расходов очень много — сумма больше, чем моя зарплата. Разница всегда покрывается за счет подработок, а ипотеку помогает платить мама. Сбережений у меня сейчас нет, так как стараюсь быстрее погасить все кредиты. Например, кредит на мебель гасила досрочно и осталось выплатить всего 30 000 Р.

Не люблю брать взаймы, поэтому даже сейчас до зарплаты пять дней, а у меня на счете 300 Р )))

Я не сильно экономлю на еде: если хочу сыр по 1100 Р за килограмм, куплю его. Но особо ничем и не балуюсь: люблю овсянку на завтрак — она недорогая, как и бананы и арахисовая паста. За продуктами хожу во «Вкусвилл», у них есть полочки со скидками 40%, там можно купить упаковку котлет за 120 Р. Сварил к ним макароны — и вот обед на четыре дня.

В общем, на себе, своем внешнем виде и здоровье стараюсь не экономить. Пользуюсь дорогой косметикой для лица — один крем стоит 4500 Р. Иногда хожу к косметологу, это еще 3000 Р. А вот в кино и на выставки не хожу, в ресторанах давно не была — экономлю на этом.

На путешествия трачу деньги, которые получаю от налоговых вычетов. Последний раз была в Швейцарии пять дней.

Финансовая цель

Я безумно хочу провести свою старость в путешествиях! Больно смотреть, как сейчас пенсионеры живут на 10 000 Р, а хуже всего, когда даже некому им помочь. Поэтому я очень хочу заработать на собственный дом и еще одну квартиру, чтобы сдавать две квартиры в аренду и откладывать эти деньги.

Будущее

Я ищу новую работу, но мне важно найти такую, от которой будут гореть глаза. И чтобы работодатель не был динозавром, а спокойно относился к той же удаленке. Я не стремлюсь к тому, чтобы быть начальником, хотя многие говорят, что у меня есть лидерские качества. Какая разница, как называется твоя должность, если ты можешь быть менеджером, а получать больше директора? Поэтому я просто ищу возможности — без оглядки на то, что у меня написано в трудовой.

Еще думаю открыть свой магазин детских товаров — знания таможенного дела в этом случае мне пригодятся. Вообще у меня много бизнес-идей. Например, организация туров или квесты в путешествиях. Надеюсь осуществить эти идеи, а в старости просыпаться в номере с видом на Женевское озеро, завтракать в кафе, гулять по набережным и виноградникам.

Катя Прокудина
Тоже работаете с таможней? Расскажите, как там у вас:
Автор Т—Ж

50 для Питера это прям совсем унизительно мало( специалист с компетенциями сотрудника УТН ФТС с техническим английским это от 150 000 рэ и вверх, проектно (это к вопросу куда стремиться). Балтийский ЦЭД специфическая кишка, но работать можно. Я не вижу проблем найти ставку набивающего в СПб на 70-80 в белую. Если интересно, можем пообщаться в личке.

6

Роман, автор описала по функционалу что она менеджер, а не специалист, гтдхи там "брокер" делает)

1

Роман, у вас вроде была статья про ВЭД и там было что-то около 50-60 тыс в Воронеже. Или это не единственная деятельность?)

0
Автор Т—Ж
Отредактировано

Izmelochei, ну да, в Воронеже 50-60 ₽ для менеджера по ВЭД актуальная ставка. Для Питера это очень мало. Я имею в виду ЗП на основной работе. Подработками мы все занимаемся, но это личное дело каждого специалиста.

0

Согласен с одним из комментаторов выше: если автор хочет прибавку к з/п и развиваться как специалист в сфере таможенного дела, то нужно искать вакансию в штате таможенного представителя. За свою трудовую карьеру успел поработать как в штате ТП, так и фирмы-клиента. Последние 5 лет работаю в крупной немецкой логистической компании с лицензией ТП старшим менеджером отдела ТО и могу сказать без лишней скромности, что не устаю открывать для себя каждый раз что-то новое в профессиональном плане: это и разнообразие оформляемой номенклатуры (от семян кукурузы до установки изучения структуры кристаллов методом Лауэ), так и различные таможенные процедуры: переработка, временный ввоз/вывоз, таможенный склад и т.д. и т.п.

4
Герой Т—Ж

Подавляющее большинство компаний, предоставляющих услуги оформления в СПб предлагают своим сотрудникам и оплату питания, и ДМС, и тем более, кофемашину. Вообще этот момент сильно удивил. Я сама бывший таможенник и тоже бывший менеджер ВЭД, большинство моих знакомых или в таможне, или по ту сторону.
И есть одна пагубная практика, которая сопровождает любые операции с гос органами и которая является бичом всей российской гос системы. Именно это и стало триггером для ухода из профессии. С гос органами в России я больше не работаю. Хотя гос служащих можно понять - зп в 25 тыс.

3

Какая же Вы молодец, так приятно и гордо было прочитать Вашу историю! Я от всей Души желаю Вам удачи, успехов и Веры в себя! У Вас ВСЁ получится!!! 🤗😉👍

2

Автор, вы большая молодец. С вашими знаниями смело можно идти в компании, оказывающие услуги таможенного оформления другим организациям. Там и платят больше и гораздо больше возможностей для повышения квалификации, видов товаров там явно больше, чем тех, что возит ваша компания непосредственно для себя.

1

очень интересная статья, вы молодец)
вот тоже думаю, что зп на вашей работе ну крайне низкая ( я тоже из Спб), это ведь специалист с определенными знаниями, узконаправленными.

0

Удачи и успехов в поисках!

0

Увы и ах, расти в данной позиции можно только в руководство, зарабатывать больше можно специалистом по то (в просторечье декларантом) но это не смотря на похожесть, считай переквалификация, т.к. много нюансов с электронкой, формализацией доков и тп. Ну и загрузка и нормированность рабочего времени другая, не общалась с декларантами которые от звонка до звонка и 2 дня выходных свободно))), либо менеджером с ин.яз. когда под ключ закупка/контракт/оплаты/доки/нетариф, но иностранный выучить это время. Про ДМС/питание и пр наверное в Спб актуально, но прежде чем работу менять нужно очень хорошо изучить политику других "партий" на счет переработок, я вообще очень удивлена ненапряжному графику в этой сфере и работе по расписанию))) Непрошенный совет: идите лучше по второму пути - возможностей больше

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю