Правила бедности: почему у нас такие маленькие зарплаты и как зарабатывать еще меньше
3 вредных совета от читателя Т—Ж
Часто в комментариях люди жалуются на низкие зарплаты.
Есть популярный миф, который испортил жизнь куче народу: будто надо делать то, что нужно людям. На самом деле этот фактор имеет косвенное отношение к зарплате. Российское коллективное бессознательное почему-то всегда приходит к выводу, что дело конкретно в России. Место проклятое: воруют, всё по блату, всем плохо. Это, конечно, в целом так, но не конкретно в этом случае.
Сначала такая позиция меня удивляла, потом начала раздражать. Последней каплей стали 5 тысяч лайков у твита девушки, которая не понимала, почему официанты мало зарабатывают.
В ответ я решил объяснить, как формируется зарплата с точки зрения экономики.
Выбирайте профессию с очень низкими требованиями
Главный фактор — самый обычный баланс спроса и предложения. Если много работников, но мало работодателей, то и цена за труд будет низкой. Официант из первоначального твита яркий тому пример. Квалификацию можно получить за несколько часов, максимум — дней. Это значит, что потенциальных официантов — вся страна.
В этом случае предложение явно больше спроса, что и позволяет платить за такую работу очень мало. И тут уже не имеет значения, насколько этот труд тяжелый. Пока есть кандидаты, которых это не пугает, — ничего не изменится.
Исключения:
💶 В некоторых странах, например во Франции, достаточно высокая минимальная зарплата. Выше минимума все равно не платят, но даже этих средств достаточно для нормальной жизни. Но нельзя забывать, что именно такие профессии автоматизируют в первую очередь. Особенно иронично, когда работники закусочных ходят на митинги за повышение минимальной почасовой оплаты труда. Минималку повышают, а потом «Макдональдс» и другие ставят вместо людей машины по приготовлению бургеров и увольняют половину персонала.
👷♀️ Политически активные группы с влиятельными профсоюзами способны выбить себе зарплату побольше. Когда в сфере миллион низкоквалифицированных работников — это целый миллион голосов на выборах. И если получилось создать отраслевой профсоюз, то дальше можно бегать по политикам и торговать голосами в обмен на преференции. Например, докеры в США получают по 200 тысяч долларов в год именно потому, что когда-то их лобби надежно защитило эту отрасль от конкуренции при помощи законов. Сегодня политическая сила докеров мала, но прошлые усилия до сих пор приносят дивиденды.
Отдавайте предпочтение сферам, где мало работодателей — или вообще один
Например, идите в медицину. Квалификация требуется высокая, предложение поэтому ниже, но и спрос крошечный. Да, врачей нужно много, но в этой отрасли обычно всего лишь один покупатель — государство в лице кучи поликлиник с унифицированной тарифной сеткой зарплат для медиков. Переговорная сила этого покупателя огромна — такая ситуация называется «монопсония». Как монополия, которая продает дорого, только наоборот: монопсония покупает дешево. Если бы у нас был медицинский «Убер», где миллионы пациентов и докторов договаривались друг с другом об услугах, то врачи ездили бы на мерседесах.
У учителей все примерно так же. В некоторых странах с государственным образованием тоже все плохо, в других профсоюз преподавателей смог выбить высокую зарплату и запрет на проверки квалификации.
С военными, полицией и пожарными ситуация иная. Во-первых, квалификация нужна средняя. Во-вторых, государства, особенно авторитарные режимы, вкладываются в эти сферы, чтобы с их помощью удерживать власть. Но в любом случае бюджет не резиновый, и когда таких работников становится слишком много, то зарплата у каждого получается небольшая.
Исключениe:
👨🏫 США могут себе позволить платить высокие зарплаты учителям и военным. Просто потому, что им не нужно параллельно заниматься врачами и профессорами вузов: эти сферы взял на себя частный сектор.
Получайте навыки, которые пригодятся только в вашей стране
Если ваши навыки полезны только в одной стране, то и зарплата будет локальной: цена аналогичного труда в мире на нее практически не повлияет. Вряд ли русскоязычный копирайтинг, знание 1С и российской юридической практики понадобятся за пределами России. А вот российскому сантехнику будет чем заняться в Финляндии, как и отечественному react-разработчику — в Германии.
Самый простой способ максимизировать спрос на свои услуги — географический. Когда труд можно продавать с низкими издержками где угодно, его стоимость возрастает. По сути, благополучие ИТ-специалистов строится на том, что их навыки универсальны и легко продаются за рубежом, где стоят дороже, чем дома. Местные работодатели понимают, что вы выбираете не среди пяти локальных компаний, а среди пятнадцати, десять из которых еще и международные, поэтому предлагают более выгодные условия. И даже переезжать не нужно.
Исключение:
👩🌾 Локальные зарплаты бывают и во благо. Например, французских фермеров приходится защищать пошлинами, чтобы они не умерли с голоду, конкурируя с коллегами из Индонезии.
Выводы
Чтобы жить бедно, нужно:
- Обладать низкой квалификацией.
- Не учить языки.
- Уметь только то, что не пригодится за границей.
- Работать в бюджетной сфере.