Как мы купили Теслу в Германии за 4 192 600 ₽
Мы с мужем купили и пригнали из Германии Tesla Model 3 Long Range AWD, выпущенную в октябре 2020 года, в европейской спецификации за 4 192 600 ₽.
Пробег нашей Теслы — 11 тысяч километров. Для сравнения, Тесла Model 3 Long Range AWD 2020 года в России на «Авто-ру» стоит 4,6—5 млн рублей. Про аналогичные Теслы за 4—4,2 млн в объявлениях пишут: «Вся безопасность целая». А это значит, что машину, скорее всего, купили в Америке битой, но подушки безопасности у нее не срабатывали.
Мы тоже могли купить Теслу в Америке: новую, подержанную или битую, но не стали. У таких машин есть проблемы с зарядкой на российских электрозаправках. В США другие разъемы, нужен переходник.
Мы купили Теслу в Германии — одной из лучших стран в том, что касается автомобильной культуры, отношения к машинам, качества дорог и инфраструктуры. Поэтому электромобиль с небольшим пробегом из Германии будет почти как новый.
Машину мы искали в автохаусе — так в Германии называют официальные автосалоны, — чтобы быть уверенными, что с ней все в порядке. Обо всех проблемах, авариях, даже небольших, продавец обязан уведомить покупателя, иначе его ждут серьезные последствия. А если купить машину в Германии у юрлица и вывезти ее за пределы Евросоюза, можно вернуть штоер — немецкий НДС. В 2021 году это 19% от стоимости автомобиля.
В этой статье я подробно расскажу, как выбрать Теслу, где ее купить, как привезти ее в Россию, грамотно оформить документы и сэкономить.
Как читать объявление о продаже электромобиля
Мы нашли машину на Mobile.de — это сайт для поиска новых и подержанных автомобилей в Германии. Есть версия на русском, но мы пользовались английской версией: она, как и немецкая, позволяет узнать о машине больше, да и выдача в результатах поиска почему-то совершенно другая.
Подробно об объявлениях на Mobile.de я уже писала в статье про покупку Альпины в Германии, поэтому здесь напишу только об особенностях, на которые есть смысл смотреть в случае с электромобилями.
Availability — дата, с которой автомобиль будет доступен для покупки. Этот параметр есть только у электромобилей.
Немецкое правительство субсидирует приобретение электромобилей. Например, за автомобиль стоимостью свыше 50 000 € выплатят субсидию 6500 €. Для этого он должен простоять на учете минимум полгода. Этим пользуются не только обычные граждане Германии, но и автохаусы. Можно купить электромобиль, сдать его в аренду на 7—8 месяцев и даже найти на него покупателя за это время. Поэтому на Mobile.de так много электромобилей до года с небольшим пробегом. В строке Availability может быть написана либо какая-то дата из будущего, либо слово Now.
Origin — German edition означает, что машина соответствует всем европейским требованиям к автомобилям, которые действуют и в России. С американскими аналогами могут возникнуть проблемы при получении сертификата безопасности колесного транспортного средства — СБКТС.
Как мы покупали Теслу
Мы нашли подходящий электромобиль Tesla Long Range AWD за 49 980 € (4 125 837 ₽) в автохаусе недалеко от Мюнхена. Нам предстояло купить, доставить и растаможить Теслу, а также получить российский электронный паспорт транспортного средства — ЭПТС.
Если физическое лицо ввозит электромобиль в Россию, таможенной пошлины не будет, и так до 2023 года. Но нужно оплатить таможенное оформление, утилизационный сбор и НДС. Если первые два пункта сильно не разорят, то с НДС все плохо: это 20% от нетто-стоимости автомобиля. В нашем случае это 42 000 €, а значит, государству пришлось бы отдать 735 000 ₽.
Уплаты НДС можно избежать, если купить машину через гражданина Беларуси. Беларусь входит в таможенный союз с Россией, а там на электромобили действует нулевая таможенная пошлина и нулевая ставка НДС. Мы решили воспользоваться этим вариантом.
У нас есть друг — гражданин Беларуси. Мы попросили его открыть валютный счет в евро в белорусском банке. Муж отвез ему 49 500 € и передал лично: с машины мы сторговали 480 €. За билеты на поезд Москва — Минск и обратно муж отдал 8400 ₽.
Деньги передали по договору займа. Друг при муже внес деньги на счет и заплатил автохаусу за Теслу. Оформили все у нотариуса примерно за 70 BYN (2000 ₽). Наш друг выступил фактическим покупателем автомобиля: он оплатил автомобиль в Германии через SWIFT-перевод.
Как получали Теслу в автосалоне
Как только деньги поступили в автохаус, Теслу начали готовить к выдаче. А мы связались со специалистом, который заберет ее из автосалона: нашли его на Drive2.ru по отзывам.
Специалист выторговал 480 €, помог нам оформить договор купли-продажи, проверил таможенную декларацию, которую ему передал автохаус для возврата НДС, забрал Теслу и на автомобиле со специализированным прицепом повез ее на польско-белорусскую границу недалеко от Тересполя.
Его услуги обошлись нам в 2800 € (245 000 ₽).
Как доставляли машину из Германии в Беларусь
Через день специалист привез Теслу на границу с Беларусью, а мы организовали встречу с эвакуатором, который должен был отвезти ее в Брест. Таможенную декларацию на Теслу составили на таможне по адресу автохауса — в Германии. На границе с Беларусью в ней сделали отметку о том, что Тесла покинула Евросоюз, эти данные внесли в общеевропейскую систему.
Машину доставили в Брест и выгрузили ее на складе временного хранения таможенного терминала. Услуги эвакуатора стоили 150 € (13 125 ₽). В теории это мог сделать и специалист, который получал для нас Теслу в автосалоне, но у него не было российской и белорусской визы.
Наш друг из Беларуси приехал в Брест, в течение одного дня организовал таможенное оформление, сел за руль Теслы и перегнал ее в Минск. Через два дня он поставил ее на учет и получил номера.
Как мы доставляли машину из Беларуси в Россию
Через две недели мы приехали в Минск за машиной. Билеты из Москвы для двоих стоили 7800 ₽.
Наш друг снял автомобиль с учета и «продал» нам через комиссионный магазин — так по документам назывался вагончик около местного ГАИ, в котором переоформляют автомобили. Наш друг формально сдал в такую контору Теслу, а мы ее купили.
Комиссионный магазин оформил договор купли-продажи и счет-справку. В документе была сумма в белорусских рублях, которая была эквивалентна 49 500 € и 1770 € сверху — это общая сумма всех оформлений, налогов и вознаграждения нашего помощника.
Услуги друга из Беларуси стоили 1770 € (154 875 ₽)
Благодарность | 1000 € (87 500 ₽) |
Расходы на таможенное оформление, утилизационный сбор в Беларуси, расходы на таможенных брокеров в Бресте, постановку-снятие с учета, билеты на поезд Минск — Брест, на зарядку на общественных зарядных станциях и парковку | 520 € (45 500 ₽) |
Компенсация подоходного налога, который необходимо уплатить в бюджет Беларуси, так как друг купил Теслу в Германии и продал нам ее дороже, чем она там стоила по всем официальным документам, то есть получил доход по сделке | 250 € (21 875 ₽) |
Услуги друга из Беларуси стоили 1770 € (154 875 ₽)
Благодарность | 1000 € (87 500 ₽) |
Расходы на таможенное оформление, утилизационный сбор в Беларуси, расходы на таможенных брокеров в Бресте, постановку-снятие с учета, билеты на поезд Минск — Брест, на зарядку на общественных зарядных станциях и парковку | 520 € (45 500 ₽) |
Компенсация подоходного налога, который необходимо уплатить в бюджет Беларуси, так как друг купил Теслу в Германии и продал нам ее дороже, чем она там стоила по всем официальным документам, то есть получил доход по сделке | 250 € (21 875 ₽) |
Договор купли-продажи понадобился нашему знакомому в налоговой для оформления компенсации на подоходный налог. Справка-счет — номерной документ на официальном бланке, который важен так же, как и договор купли-продажи: без него нам было бы сложно растаможить авто и получить российский ЭПТС.
Получить справку-счет при покупке машины у частника сложно. Факт продажи через комиссионный магазин на территории Беларуси — свидетельство того, что автомобиль куплен легально, поэтому такую машину оформят на российской таможне без проблем. Мы не знаем, сколько точно берет комиссионка за такую операцию, потому что эта сумма вошла в вознаграждение нашего друга.
После оформления документов мы забрали автомобиль, договор купли-продажи с комиссионным магазином, справку-счет — и поехали на Тесле в Москву на белорусских транзитных номерах.
Как мы возвращали штоер
Нам очень повезло: мы покупали Теслу у официального автодилера в Германии, и штоер нам вернули за десять дней. Представители автосалона были уверены, что налоговая примет декларацию, и уплатили штоер — 7903 € (691 512 ₽) — до конца отчетного периода из своих денег.
Поскольку покупателем в автохаусе выступал наш друг — гражданин Беларуси — он и получил штоер. Комиссия за входящий SWIFT-перевод из-за границы в белорусском банке составила 160 €.
- 7743 €
Друг снял деньги со счета и при встрече в Минске вернул нам за вычетом комиссии — всего 7743 €.
Как мы ехали на Тесле в Москву
Одной зарядки Тесле хватает на 400—420 км. Перед поездкой из Минска в Москву мы изучили сайт Malankаbn.by, чтобы разобраться, где в Беларуси есть электрозарядные станции. Выяснили, что их там гораздо больше, чем в России. Они востребованы, работают без непредвиденных перерывов и приносят деньги своим владельцам. В России информацию о зарядных станциях мы получили на форуме Moscow Tesla Club.
Расстояние от Минска до Москвы — примерно 700 км. Мы решили заряжаться до полного заряда в Минске и при выезде из Беларуси, так как там стоят мощные зарядные станции: в Минске — 50 кВт, около российско-белорусской границы, рядом с поворотом на Оршу, которая в Витебской области, — 120 кВт.
В Минске с 30% до 97% мы зарядились за 75 минут и заплатили 900 ₽, в Орше, спустя 220 км, — с 37% до 100% за 35 минут и 800 ₽.
В России с зарядкой все было грустно и медленно. Спустя 280 км с последней зарядки мы приехали в Вязьму с 25% заряда. Обещали 22кВт, но фактически было 11 кВт, поэтому мы заряжали батарею до 70% четыре часа, заплатили 400 ₽ — по 100 ₽ за каждый час. Рядом с зарядкой был отель, но мест в нем не оказалось, поэтому пришлось спать в машине, но недолго: в три часа ночи мы решили ехать дальше, потому что спалось в салоне так себе.
Мы не боялись остаться в чистом поле с разрядившейся Теслой, потому что заправлялись с запасом. А еще в багажнике лежало устройство для зарядки Теслы от обычной розетки 220 В, оно идет в комплекте с машиной. Правда, чтобы зарядить Теслу до полного заряда с ее помощью, нужно около 20 часов.
На дорогу Минск — Москва мы потратили 13 часов и 2100 ₽
Зарядка в Минске | 900 ₽ |
Зарядка под Оршей, Витебская область, Беларусь | 800 ₽ |
Зарядка под Вязьмой | 400 ₽ |
На дорогу Минск — Москва мы потратили 13 часов и 2100 ₽
Зарядка в Минске | 900 ₽ |
Зарядка под Оршей, Витебская область, Беларусь | 800 ₽ |
Зарядка под Вязьмой | 400 ₽ |
Как мы оформляли ЭПТС
Для получения ЭПТС мы воспользовались услугами таможенных брокеров. Нашли фирму в интернете. Две недели мы ездили на транзитных белорусских номерах, а брокеры в это время готовили бумаги. За оформление заплатили 85 000 ₽. Вот что мы сделали:
- Заехали в сертификационный центр, чтобы получить сертификат безопасности колесного транспортного средства — СБКТС. Машина европейская, поэтому проблем не было. На все ушло 15 минут.
- Завезли машину к установщикам аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС. Все поставили за три часа.
- Создали личный кабинет на портале электронных паспортов, получили номер учетной записи и отправили его таможенным брокерам для получения ЭПТС.
- 85 000 ₽
Чаще всего не получают СБКТС Теслы из Америки. Одна из причин в том, что у этих машин светотехника не соответствует европейским стандартам. У американских автомобилей поворотники красные, у европейских — желтые. Чтобы получить СБКТС, нужно привести машину в полное соответствие с европейскими стандартами — требований может быть много. Например, за замену светотехники придется отдать 110—150 тысяч рублей в зависимости от состояния. Скорее всего, это будут запчасти с польского маркетплейса allegro.pl.
Кроме того, американская машина менее ликвидна на вторичном рынке: ее сложнее продать, за нее дают меньше денег. Мы оценили ситуацию и поняли, что Тесла из Германии — единственный верный вариант.
С пакетом документов от таможенных брокеров мы быстро поставили Теслу на учет в отделении МФЦ в «Москве-Сити». Все было абсолютно так же, как с автомобилем с ДВС. Говорят, что могут возникнуть проблемы, если оборудование ЭРА-ГЛОНАСС лежит в багажнике и не установлено в машине. У нас все было в порядке, поэтому постановка на учет прошла быстро.
На покупку, доставку и растаможку Tesla Long Range AWD 2020 года мы потратили 4 192 600 ₽
Тесла с учетом возврата штоера | 3 639 737,5 ₽ |
Услуги специалиста по доставке Теслы в Тересполь и возврату штоера | 245 000 ₽ (2800 €) |
Вознаграждение друга из Беларуси | 154 875 ₽ (1770 €) |
Услуги таможенных брокеров в Москве, установка аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС | 85 000 ₽ |
Оформление таможенной декларации представителями автохауса в Германии в специализированной фирме | 17 500 ₽ (200 €) |
Комиссия за SWIFT-перевод из Германии — возврат штоера | 14 000 ₽ (160 €) |
Эвакуатор Тересполь — Брест | 13 125 ₽ (150 €) |
Билеты на поезд Москва — Минск и обратно. Муж ездил отдавать 49 500 € | 8400 ₽ |
Билеты Москва — Минск для двоих в один конец | 7800 ₽ |
Комиссия за SWIFT-перевод в Германию | 3062,5 ₽ (35 €) |
Зарядка по дороге в Москву | 2100 ₽ |
Заверение договора займа между нами и гражданином Беларуси у нотариуса | 2000 ₽ |
На покупку, доставку и растаможку Tesla Long Range AWD 2020 года мы потратили 4 192 600 ₽
Тесла с учетом возврата штоера | 3 639 737,5 ₽ |
Услуги специалиста по доставке Теслы в Тересполь и возврату штоера | 245 000 ₽ (2800 €) |
Вознаграждение друга из Беларуси | 154 875 ₽ (1770 €) |
Услуги таможенных брокеров в Москве, установка аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС | 85 000 ₽ |
Оформление таможенной декларации представителями автохауса в Германии в специализированной фирме | 17 500 ₽ (200 €) |
Комиссия за SWIFT-перевод из Германии — возврат штоера | 14 000 ₽ (160 €) |
Эвакуатор Тересполь — Брест | 13 125 ₽ (150 €) |
Билеты на поезд Москва — Минск и обратно. Муж ездил отдавать 49 500 € | 8400 ₽ |
Билеты Москва — Минск для двоих в один конец | 7800 ₽ |
Комиссия за SWIFT-перевод в Германию | 3062,5 ₽ (35 €) |
Зарядка по дороге в Москву | 2100 ₽ |
Заверение договора займа между нами и гражданином Беларуси у нотариуса | 2000 ₽ |
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil