Сколько стоит зарядная станция для электромобиля
Авто
112K
Обложка — Oleksii Humeniuk / Shutterstock

Сколько стоит зарядная станция для электромобиля

256
Аватар автора

Вера Гращенкова

подумывает о покупке электромобиля

Страница автора

В России непростая ситуация с электромобилями: в рамках 11-го пакета санкций ЕС запретил поставки в Россию электрокаров и гибридов.

9 августа 2023 года к запрету присоединилась и Япония. Японские и европейские электромобили проще найти на вторичном рынке. Так, Nissan Leaf в зависимости от года выпуска и состояния батареи стоит от 400 000 до 2 000 000 ₽. Новый электромобиль Evolute i-Pro доступен по цене от 1 800 000 ₽, Москвич 3е стоит 3 950 000 ₽.

Покупатели охотно приобретают электромобили. Главное их преимущество перед бензиновыми — экономия. Заряжая батареи на общественных станциях, можно сэкономить по сравнению с бензином и дизелем примерно вдвое, а если заряжаться от бытовой сети, траты сократятся примерно в 3—5 раз. О том, сколько экономят владельцы электромобилей, мы подробно рассказывали в статье «Как я купила электромобиль». По подсчетам автора статьи, на электромобиле она экономит 108 800 ₽ в год.

Но главная проблема с электромобилем в том, что не всегда понятно, где его заряжать. Расскажу, как можно решить эту проблему.

Где зарядить электромобиль

Заряжать электромобиль удобно тем, у кого есть собственный дом или место в паркинге, где можно установить зарядную станцию. Но есть и другие варианты:

  1. Отдельно стоящие зарядные станции. В Москве и области самые крупные сети — «Мосэнерго», «Россети», «Энергия Москвы», «Пункт Е», itCharge. В Санкт-Петербурге и Калининграде распространены «Россети», а в крупных городах восточной Сибири — «Русгидро».
  2. Зарядные станции, которые оборудовали на некоторых обычных заправках. Такие есть у сетей «Роснефть» и «Лукойл».
  3. Станции на парковках бизнес-центров, гостиниц и других общественных пространств. Парковка может быть бесплатной, а может быть платной и даже закрытой.
Так выглядит зарядная станция общего пользования. Для этой модели водителю необходим свой кабель Type 2 — Type 2, но есть станции со встроенными кабелями. Платят за зарядку через приложение для смартфона
Так выглядит зарядная станция общего пользования. Для этой модели водителю необходим свой кабель Type 2 — Type 2, но есть станции со встроенными кабелями. Платят за зарядку через приложение для смартфона
Карта московских зарядных станций на plugshare.com (сайт недоступен из РФ)
Карта московских зарядных станций на plugshare.com (сайт недоступен из РФ)
Кабель Type 2 — Type 2, он понадобится для зарядки на некоторых типах ЭЗС
Кабель Type 2 — Type 2, он понадобится для зарядки на некоторых типах ЭЗС

Сколько стоит зарядить электромобиль

При зарядке от бытовой электросети стоимость зависит от региона, времени суток, а иногда даже от того, установлена ли в квартире электроплита: в этом случае тарифы ниже. Заряжать автомобиль в Москве в 2023 году ночью по тарифу многоквартирного жилого дома с 23:00 до 07:00 будет стоить 2,98 ₽ за 1 кВт·ч. Днем — 7,85 ₽.

При емкости батареи 77 кВт·ч по ночному тарифу автомобиль можно будет полностью зарядить за 217,5 ₽. По дневному — за 572,2 ₽. Такого заряда батареи хватит, чтобы проехать примерно 300 км в городском цикле.

При цене бензина в 50 ₽ за литр и расходе топлива 7 литров на 100 километров пробега Ладу Калину для того, чтобы проехать те же самые 300 километров, придется заправить на 1050 ₽.

Для расчета времени зарядки и ее стоимости существуют специальные онлайн-калькуляторы. Там можно выбрать конкретную модель автомобиля с учетом его технических характеристик. Вот пример — калькулятор стоимости и времени зарядки VW ID.4 1st 77 kWh.

217,5 ₽
стоит зарядить электромобиль ночью, чтобы проехать 300 км

Получается, цена 100 км на электрокаре — 50—150 ₽, если вы подзаряжаете автомобиль от бытовой сети многоквартирного дома.

Городские быстрые электрозарядные станции, ЭЗС, подают постоянный ток, их мощность — от 50 кВт и выше. Этого достаточно, чтобы зарядить аккумулятор Tesla Model 3 емкостью 60 кВт·ч чуть больше, чем за час. Стоимость зависит от оператора, в 2023 году это обычно 15—20 ₽ за кВт·ч. Значит, чтобы зарядить автомобиль полностью, придется потратить 750—1200 ₽. Этого хватит на 320 км, а 100 км на электромобиле обойдутся в 230—375 ₽. А еще, например, в Москве развернули сеть ЭЗС «Энергия Москвы», на которой пока можно заряжаться бесплатно.

Как долго заряжается электромобиль

Электромобили можно заряжать постоянным и переменным током. Постоянный ток заряжает батарею напрямую. А если на вход подают переменный ток, встроенное в электромобиль бортовое зарядное устройство преобразует его в постоянный, который и заряжает батарею.

Процесс зарядки переменным током более медленный, потому что мощность зарядных станций ограничена 22 кВт. Мощность станций постоянного тока — 50 кВт и выше, поэтому зарядка постоянным током — «быстрая».

Время зарядки зависит от емкости батареи и мощности зарядного устройства. Чем выше мощность, тем быстрее заряжается автомобиль. Например, полностью зарядить батарею Tesla Model 3 емкостью 60 кВт·ч постоянным током от «быстрой» станции мощностью 50 кВт можно за 1 час 12 минут. Но если заряжать ту же машину переменным током от бытовой электросети мощностью 7,4 кВт, уйдет чуть более 10 часов.

Максимальную мощность можно рассчитать, если умножить напряжение на силу тока. Но в случае переменного тока нужно смотреть еще и на мощность встроенного бортового зарядного устройства. Чаще всего она меньше мощности внешней зарядной станции, и именно эта характеристика будет самым узким местом процесса зарядки.

Например, мощность бортового зарядного устройства Tesla Model 3 — 7,4 кВт при использовании однофазной сети переменного тока и 11 кВт при трехфазной. В подобном случае нет никакого смысла использовать мощную станцию переменного тока мощностью в 22 кВт. Есть и электромобили с бортовым зарядным устройством в 22 кВт. Например, все модификации Zeekr 001.

Режимы заряда электромобилей описаны в международном стандарте IEC 61851. Возьмем для примера Tesla Model 3. Его батарею емкостью 60 кВт·ч можно зарядить:

  1. От бытовой однофазной электросети 230 В через обычную евророзетку с током 16 А — за 16 часов. Это время можно уменьшить вдвое, до 8 часов, если установить специальную промышленную розетку на ток 32 А.
  2. От бытовой трехфазной сети 400 В с использованием трехфазной розетки — за 5,5 часа. При токе в 32 А мощность зарядки составит 11 кВт — предел для бортовых зарядных устройств большинства моделей электромобилей.
  3. От внешней зарядной станции переменного тока мощностью 22 кВт — за 2 часа 45 минут. Но полностью использовать такую мощность умеют далеко не все модели. Для большинства электромобилей зарядная мощность переменным током не может превышать 11 кВт, так что время зарядки составит те же 5,5 часа, что и в предыдущем случае.
  4. От внешней зарядной станции постоянного тока — за час и быстрее. Мощность таких станций начинается от 50 кВт, а у некоторых моделей может превышать 200 кВт. При этом они заряжают батарею напрямую, без всяких узких мест в виде бортового зарядного устройства. Установка такой станции требует подведения промышленной электрической мощности, так что это типичное решение для электрозарядных станций, а не для частного дома.

Установка зарядной станции в подземном паркинге

У моего друга два автомобиля — Mercedes EQV и Porsche Taycan Turbo. К последнему, как и ко всем электромобилям Порше, бесплатно дают зарядную станцию.

Другу предстояло подключить два машино-места в подземном паркинге. Также нужно было установить зарядную станцию в загородном доме. Все это в перспективе позволяло ему пользоваться электромобилями как основными средствами передвижения и не зависеть от неразвитой инфраструктуры.

К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель
К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель
1/2
К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель
К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель

Вот что другу нужно было сделать, чтобы установить зарядку на городской парковке.

Прийти в ТСЖ за разрешением на установку электрозарядки. Друг пошел в ТСЖ и спросил, может ли он установить на свои парковочные места электрозарядки.

Ему разрешили их поставить и предоставили электропитание под две станции мощностью 22 кВт каждая с условием, что он установит таймер и будет пользоваться зарядкой с 23:00 до 07:00, когда дом потребляет минимум электроэнергии. Ночью есть свободные мощности и возможность подзаряжать электромобили. Делать это днем можно только по согласованию с комендантом дома: спрашивать его придется каждый раз. Электропотребление нужно будет оплачивать по счетчикам.

Ситуация осложнялась тем, что в доме друга установлена «карусельная» парковка. Это когда нижние платформы с припаркованными автомобилями двигаются влево-вправо, чтобы освободить место для опускающейся верхней платформы.

Карусельная парковка в подземном паркинге
Карусельная парковка в подземном паркинге

В некоторых случаях ТСЖ или управляющая компания может отправить вас в «Россети», чтобы согласовать электропроект установки. А может и вовсе отказать. Например, чтобы другие владельцы парковочных мест не накупили электромобилей и не приходили спрашивать про электрозарядки. К сожалению, так бывает достаточно часто.

Подвести электричество к парковочным местам. Работники ТСЖ протянули по подземному паркингу кабели от распределительного щита и установили по электросчетчику у каждого из машино-мест. Все сделали бесплатно, за материалы друг отдал 69 581 ₽.

69 581 ₽
заплатил мой друг за материалы для проведения электричества к своим парковочным местам
Чтобы подвести электричество к двум парковочным местам и поставить приборы учета, пришлось потратить 69 581 ₽
Чтобы подвести электричество к двум парковочным местам и поставить приборы учета, пришлось потратить 69 581 ₽

Установить приборы защиты от перепадов напряжения, реле с таймером и сами зарядные станции. Для этой работы было необходимо найти электрика с допуском по электробезопасности до 1000 В. На рынке немало мастеров без допуска, но воспользоваться их услугами не получится: ни в одном ТСЖ такого человека не подпустят к электрощитку.

Главная сложность была в том, чтобы правильно подвести кабель к подвижной платформе. Необходимо было исключить вероятность, что кабель переломится, попадет в подвижные части конструкции или оборвется. Пришлось прятать кабель в дорогой гибкий кабель-канал. У электрика все получилось:

  1. Он помог закупить оборудование и материалы, необходимые для подключения зарядных станций к электросети и приборам учета.
  2. Закрепил навесные шкафы на стенах, смонтировал в них автоматы и реле времени.
  3. Подключил навесные шкафы к электросчетчикам.
  4. Смонтировал зарядные станции на подвижные платформы.
  5. Соединил навесные шкафы кабелем в гибком кабель-канале с зарядными станциями на подвижных платформах. Все протестировали сразу после установки: кабели не путались и не цеплялись за платформы, все обошлось.

Одна зарядная станция у друга уже была, понадобилось купить что-то такое же для Мерседеса. Выбрали Wallbox smart 22 кВт от Schneider Electric под разъем Type 2 без кабеля c регулировкой напряжения.

Сами кабели Type 2 — Type 2 покупать не пришлось: один шел в комплекте с зарядной станцией Порше, второй — в комплекте с Мерседесом. Если придется покупать кабель отдельно, китайские модели будут стоить от 8000 ₽, а кабель Mennekes — от 25 000 ₽. Этот кабель рекомендует Тесла, он же идет в комплекте с немецкими электромобилями.

322 197 ₽
стоила установка двух зарядных станций на подземном паркинге

За зарядную станцию друг заплатил 105 270 ₽. За щиты, кабель-канал, автоматы, реле времени с таймером и всякий крепеж — 81 346 ₽. Электрик взял за работу 66 000 ₽ — по 33 000 ₽ за каждое машино-место.

EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
1/2
EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
Навесной шкаф с автоматами и реле времени
Навесной шкаф с автоматами и реле времени
Зарядная станция для Мерседеса готова
Зарядная станция для Мерседеса готова
Счет на гибкие кабель⁠-⁠каналы и концевики
Счет на гибкие кабель⁠-⁠каналы и концевики
Счет на навесные шкафы и остальное оборудование
Счет на навесные шкафы и остальное оборудование

Установка двух зарядных станций в подземном паркинге многоквартирного дома — 322 197 ₽

Одна зарядная станция Wallbox smart 22 кВт105 270 ₽
Кабели и материалы, чтобы провести электричество к двум парковочным местам и установить приборы учета69 581 ₽
Работа электрика, два парковочных места66 000 ₽
Навесные шкафы, автоматы, два реле с таймером и крепеж61 184 ₽
Гибкий кабель-канал длиной 6,2 м и концевики20 162 ₽

Установка двух зарядных станций в подземном паркинге многоквартирного дома — 322 197 ₽

Одна зарядная станция Wallbox smart 22 кВт105 270 ₽
Кабели и материалы, чтобы провести электричество к двум парковочным местам и установить приборы учета69 581 ₽
Работа электрика, два парковочных места66 000 ₽
Навесные шкафы, автоматы, два реле с таймером и крепеж61 184 ₽
Гибкий кабель-канал длиной 6,2 м и концевики20 162 ₽

Бывает, что ТСЖ не может обеспечить нужную мощность, тогда приходится покупать станцию с регулировкой мощности. Это обойдется дороже на 30 000—35 000 ₽ в зависимости от производителя.

Подобную станцию наш друг установил у себя на даче.

От авторедакции

В статье описан личный опыт владельца конкретного электромобиля. Ему повезло: администрация ТСЖ не возражала против установки, а в самом подземном паркинге была техническая возможность для подключения.

Но это не значит, что так будет всегда и у всех. Электропроводка многоквартирного дома — общее имущество, и УК, ТСЖ и поставщики электроэнергии могут устанавливать свои требования к подключению. А жильцы могут решить, что перегрузка электропроводки нарушает их интересы.

Многое зависит от характеристик конкретной зарядной станции. Если она относится к бытовым электроприборам, подключить ее проще, а если это специализированное оборудование — подключение могут запретить.

Поэтому советуем до начала работ согласовать все детали с управляющей организацией, а если в подключении откажут, изучить причину отказа и обжаловать его.

Установка зарядной станции в загородном доме

Есть электрозарядные станции с фиксированной мощностью, а есть те, на которых ее можно регулировать. Второй вариант как раз подходит для загородного дома. Установщик проанализирует систему электропотребления дома и настроит электрозаправку так, чтобы и машина заряжалась, и пробки не выбивало. Это на случай, если решите поставить чайник или приготовить ужин на электроплите, пока машина заряжается.

Станцию пришлось регулировать: подключать к ноутбуку с доступом в интернет и выставлять мощность. Далеко не каждый электрик знает, что делать с такой зарядной станцией, поэтому рекомендую предупредить специалиста заранее.

К дому подвели всего 15 кВт — эту мощность предстояло разделить между всеми приборами-потребителями электроэнергии. Электрик все это проанализировал и выделил зарядной станции 7 кВт.

В старых дачных поселках и садоводческих товариществах на один дом приходится 6—8 кВт и нет газа. В особо тяжелых случаях это и вовсе 2,5 кВт. Ставить станцию при мощности даже 8 кВт бессмысленно, ведь можно будет зарезервировать всего 1,5—2 кВт: в такой ситуации придется покупать обычное зарядное устройство для однофазной розетки 220 В. Такое сможет зарядить электромобиль за 36 часов на 200—250 км пробега.

Стоимость устройства — от 12 000 ₽ в зависимости от его качества и производителя. Также важно помнить, что электричество на территории вашего дачного кооператива или садоводческого товарищества может быть более дорогим, чем в городе.

В загородном доме друга потребовалось гораздо меньше работы. Навесной шкаф уже стоял, в нем были свободные автоматы, а четыре метра силового кабеля уложили в самый обыкновенный недорогой кабель-канал.

За работу электрик взял 15 000 ₽, часть из которых — транспортные расходы на доставку оборудования и выезд за город. Работал в два этапа: сначала съездил в офис производителя зарядной станции и разобрался, как настраивать мощность. Во второй раз оценил энергопотребление дома, съездил за расходкой, потом все смонтировал и настроил. На крепеж и всякую мелочь ушло всего 5000 ₽.

Установка зарядной станции в загородном доме — 161 240 ₽

Зарядная станция Wallbox smart 22 кВт с кабелем Type 2 с функцией регулировки напряжения141 240 ₽
Работы по установке и настройке зарядной станции15 000 ₽
Мелкие расходные материалы5000 ₽

Установка зарядной станции в загородном доме — 161 240 ₽

Зарядная станция Wallbox smart 22 кВт с кабелем Type 2 с функцией регулировки напряжения141 240 ₽
Работы по установке и настройке зарядной станции15 000 ₽
Мелкие расходные материалы5000 ₽
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Производители говорят, что ее можно крепить даже на фонарном столбе, но лучше выбрать место под навесом или в помещении
Производители говорят, что ее можно крепить даже на фонарном столбе, но лучше выбрать место под навесом или в помещении
1/2
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Аватар автора

Ирина Конева

раньше экономила на газе, теперь экономит на электричестве

Страница автора

Установка зарядной станции на стене многоквартирного дома

В крупных городах установка зарядной станции в паркинге или во дворе частного дома — единственный вариант для владельца электромобиля заряжать его от бытовой сети. В регионах, где жителей меньше, а на парковках больше свободного места, есть и более бюджетные варианты. Я после покупки электромобиля установила обычный электрошкаф на стену многоквартирного дома. Вот что пришлось купить:

  1. Электрошкаф — 1500 ₽ в ближайшем магазине электротоваров. При покупке на маркетплейсах цены могут быть ниже.
  2. Розетка с заземлением на 16 ампер — 370 ₽.
  3. Автоматический выключатель — 200 ₽.
  4. Электрокабель. Мне понадобилось 16 метров, в ближайшем магазине электротоваров я приобрела его за 1600 ₽.
  5. Услуги электрика, который все это собрал, прикрепил к стене и подключил к сети в моей квартире — 2500 ₽.

В результате получилась конструкция за 6170 ₽.

Шкаф запирается на ключ
Шкаф запирается на ключ
Внутри — розетка на 220 В, подключенная к электросети моей квартиры, автомат и разъем для подключения зарядного устройства автомобиля
Внутри — розетка на 220 В, подключенная к электросети моей квартиры, автомат и разъем для подключения зарядного устройства автомобиля

Стена дома — общее имущество. Установка такого шкафа собственником квартиры в личных целях ничем не отличается от установки кондиционера или спутниковой антенны. Я понимаю, что управляющая компания вправе потребовать от меня демонтировать шкаф. Сделать это можно за 20 минут.

Но не думаю, что это произойдет. Региональных законов, запрещающих установку подобных шкафов, у нас нет, а в договоре управления не сказано, что жильцы не должны ничего устанавливать на наружных стенах. В этом случае вместо крепления на стене мне придется искать другие решения. Например, протяну кабель напрямую через окно.

Зима у нас суровая, и многие жильцы с помощью такой розетки на кабеле и электроподогревателя на двигателе автомобиля запускают замерзшие машины
Зима у нас суровая, и многие жильцы с помощью такой розетки на кабеле и электроподогревателя на двигателе автомобиля запускают замерзшие машины

Запомнить

  1. Если вы захотите установить зарядную станцию в подземном паркинге своего дома, придется согласовать это с ТСЖ или управляющей компанией. И делать это желательно до того, как приобретете автомобиль: установку станции могут не согласовать.
  2. Скорее всего, в паркинге придется сначала подводить электричество, а только потом ставить зарядную станцию.
  3. Для загородного дома понадобится купить более дорогую зарядную станцию, на которой можно отрегулировать напряжение.

Теги: траты, авто
Автомобилисты, когда планируете пересесть с автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на электрокар?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество