В 2025 году на территории Евросоюза вступит в силу экологический стандарт Евро-7. Большинство бензиновых и все дизельные двигатели уйдут в прошлое, их нельзя будет продавать на территории Евросоюза.

Это не проблема для России: здесь как минимум 10 лет будут продавать Рено, Хендай и Киа с двигателями внутреннего сгорания, а вот будут ли после 2025 года новые Порше с такими — непонятно. Одно понятно: тренд на электромобили не думает утихать.

Мы с мужем задумались о покупке электромобиля в семью. А наш друг уже приобрел два электрокара и установил две зарядные станции у себя в подземном паркинге и на даче. Мы решили ему в этом помочь. Расскажу, что получилось и с какими нюансами пришлось столкнуться.

Что вообще называют электромобилем

Электромобилями нередко называют и гибридные автомобили, ведь некоторые из них могут ехать исключительно на заряде батареи.

Гибридные автомобили бывают двух типов. Первые заряжаются сами от себя, пример такой машины — Toyota Prius. Ее батарея заряжается во время работы двигателя внутреннего сгорания и от рекуперации при торможении — это когда часть энергии, высвобождающейся при работе колодок и тормозных дисков, возвращается в виде электроэнергии, которая запасается в батарее.

Другие гибриды — подзаряжаемые, они же плагин-гибриды, PHEV — можно заряжать от розетки. Например, Porsche Panamera Hybrid.

В таком автомобиле есть маломощный двигатель внутреннего сгорания и электромотор с батареей небольшой емкости, которая помогает бензиновому мотору в сложных режимах движения: старт с места, движение в пробке и так далее. Заряда таких машин достаточно для передвижения на короткие дистанции по городу в полностью электрическом режиме. А когда автомобиль выезжает за город, подключается двигатель внутреннего сгорания.

Преимущества подзаряжаемых гибридов:

  1. Они автономны. При разряженной батарее автомобиль передвигается с помощью двигателя внутреннего сгорания.
  2. Их можно заправить бензином и зарядить от электросети.
  3. Они экономят топливо. Гибридный Toyota Prius потребляет 4—4,5 л бензина на 100 км в городском режиме, в то время как аналогичный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания потреблял бы 9—13 л.
  4. Они ощутимо меньше вредят окружающей среде. При равномерном движении автомобиль с двигателем внутреннего сгорания не наносит вред экологии, потому что мотор работает в щадящем режиме, а выбросы в незначительном количестве распределены по длинному пути. Самые экологически вредные режимы движения — старт с места и движение в пробке. Во втором случае речь идет о множестве машин, двигатели которых работают на низких оборотах и находятся в десятках сантиметров одна от другой. Гибридный автомобиль с заряженной батареей в такой ситуации двигается в большей степени на электротяге, поэтому не загрязняет воздух.

Недостатки подзаряжаемых гибридов:

  1. Больше устройств и агрегатов, которые могли бы сломаться: помимо двигателя внутреннего сгорания есть электродвигатель и батарея.
  2. Мало места для множества агрегатов. Большинство гибридов проектировали как автомобили с ДВС, инженеры не могли предусмотреть место для батареи. Поэтому другие инженеры встраивают ее куда придется: батарея может занимать половину багажника.
  3. Маленькая емкость батареи.
  4. Регламент технического обслуживания такой же, как у обычных автомобилей. Нужно проходить ТО, менять масло в зависимости от производителя каждые 15—20 тысяч километров.

Электромобиль — автомобиль, который приводит в движение один или несколько электродвигателей, работающих от батареи.

Преимущества электромобилей:

  1. Дешево заправлять, а точнее — заряжать.
  2. Абсолютно нет вредных выбросов, потому что нет двигателя внутреннего сгорания.
  3. Хорошая динамика разгона на малых и средних скоростях.
  4. Электродвигатели гораздо проще двигателей внутреннего сгорания. В них меньше деталей, они практически не требуют обслуживания.
  5. Емкая батарея: в современных электромобилях ее заряда хватает для городских нужд. В ближайшей перспективе емкость батарей позволит проезжать без зарядки 500—700 км. Как только сеть зарядок электромобилей расширится, электромобиль можно будет использовать для междугородних поездок.
  6. Нет агрегатов, которые передают вращение двигателя к колесам для обеспечения полного привода: коробки передач, раздаточной коробки и вискомуфты. На каждой колесной паре стоит по электродвигателю — вращение от двигателя к колесам передается напрямую.
  7. Тяжелая батарея расположена ниже линии оси колес, обеспечивает низкий центр тяжести и положительно влияет на управляемость. Это если модель с самого начала проектировали как электромобиль.

Недостатки электромобилей:

  1. Все еще нет нормальной инфраструктуры для зарядки. На Plugshare.com можно найти ближайшую заправку и отзывы о ней. Рекомендую читать их очень внимательно: многие заправки не работают, а какие-то находятся на закрытой территории офисных парковок или жилых комплексов.
  2. Долго заряжать. Даже от достаточно мощной зарядной станции на 22 кВт электромобиль полностью заряжается от трех до шести часов. Единственная в Москве и, наверное, во всей России экспресс-зарядка Tesla Supercharger — в гольф-клубе «Сколково»: мощность 50 кВт позволяет зарядить электромобиль на 80% за 75 минут.

Минимальные цены на электрокары, которые продают в России, млн рублей

Tesla Model Х 8,6
Porsche Taycan I 8
Jaguar I-Pace I 7,5
Audi E-tron I 6,1
Tesla Model S 4,1
Tesla Model Х
8,6
Porsche Taycan I
8
Jaguar I-Pace I
7,5
Audi E-tron I
6,1
Tesla Model S
4,1

В зависимости от комплектации и версии цена может увеличиться почти в два раза. В Москве владение электрокаром освобождает от транспортного налога и платной парковки.

Где зарядить электромобиль

Заряжать электромобиль удобно тем, у кого есть собственный дом или место в паркинге, где можно установить зарядную станцию. Но есть и другие варианты:

  1. Отдельно стоящие зарядные станции: например, «Мосэнерго» и «Россети».
  2. Зарядные станции, которые оборудовали на обычных заправках. Такие есть у сети «Шелл».
  3. Станции на парковках бизнес-центров, гостиниц и других общественных пространств. Парковка может быть бесплатной, а может быть платной и даже закрытой.

Платят за зарядку обычно через приложение для смартфона. Также необходим кабель Type 2 — Type 2. Это самый популярный разъем, его нужно будет возить с собой.

Карта московских зарядных станций на Plugshare.com
Карта московских зарядных станций на Plugshare.com
Кабель Type 2 — Type 2 — самый популярный разъем для зарядки электромобилей
Кабель Type 2 — Type 2 — самый популярный разъем для зарядки электромобилей

Сколько стоит зарядить электромобиль

Если заряжать автомобиль ночью по тарифу жилого дома с 23:00 до 07:00, один кВт·час будет стоить 1,63 Р. Днем — 5,84 Р. При емкости батареи 90 кВт по ночному тарифу автомобиль можно будет полностью зарядить за 146,7 Р. По дневному — за 525,6 Р. Такого заряда батареи хватит, чтобы проехать на Porsche Taycan или Tesla Model S примерно 300 км в городском цикле. Аналогичный по мощности автомобиль с ДВС потребляет примерно 20 л АИ-100 на 100 км/ч. Чтобы проехать 300 км на таком бензине в таком автомобиле, придется заплатить 3444 Р.

Получается, цена 100 км на электрокаре — 50—150 Р, если вы подзаряжаете автомобиль от сети питания многоквартирного дома. Владельцы аналогичного по мощности автомобиля с ДВС смогли бы платить столько же, потребляй он 0,9—2,6 л АИ-100 на 100 км.

Городские электрозаправки подают постоянный ток до 125 A, напряжение в сети — 550 В. Этого достаточно, чтобы зарядить аккумулятор Tesla Model 3 емкостью 44 кВт·ч за 50 минут. Пользоваться ей стоит 10—15 Р за минуту, а значит, чтобы зарядить автомобиль полностью, придется потратить 500—700 Р. Этого хватит на 320 км, а 100 км на электрокаре обойдутся в 156—234 Р.

Как долго заряжается электромобиль

Чтобы зарядить батарею емкостью 75 кВт·ч, в течение часа необходимо подавать мощность 75 кВт. Максимальную мощность зарядного устройства можно рассчитать, если умножить напряжение на силу тока. Батарея электромобиля емкостью 75 кВт·ч зарядится:

  1. за 21 час от стандартной бытовой европейской розетки при напряжении 220 В и силе тока 16 А;
  2. за 3,5—4 часа от зарядной станции вроде KEBA, ABL, Schneider Electric мощностью 22 кВт, при напряжении 380 В и силе тока 35 А;
  3. за 1,5 часа от станции Supercharger. В самой Москве таких пока что нет, но есть в подмосковном Нахабино в отеле Moscow Country Club. Мощность 120 кВт, напряжение 380 В, ток — 180 А. В США и Европе есть гораздо более мощные суперчарджеры на 250 и 500 А.

Характеристики, отзывы и статус всех этих зарядных станций вы также можете посмотреть на Plugshare.com или в приложении Plugshare.

Установка зарядной станции в подземном паркинге

У моего друга два автомобиля — Mercedes EQV и Porsche Taycan Turbo. К последнему, как и ко всем электромобилям Porsche, бесплатно дают зарядную станцию.

Другу предстояло подключить два машино-места в подземном паркинге. Также нужно было установить зарядную станцию в загородном доме. Все это в перспективе позволяло ему пользоваться электромобилями как основными средствами передвижения и не зависеть от неразвитой инфраструктуры.

К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель
К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель

Вот что другу нужно было сделать, чтобы установить зарядку на городской парковке.

Прийти в ТСЖ за разрешением на установку электрозарядки. Друг пошел в ТСЖ и спросил, может ли он установить на свои парковочные места электрозарядки.

Ему разрешили их поставить и предоставили электропитание под две станции мощностью 22 кВт каждая с условием, что он установит таймер и будет пользоваться зарядкой с 23:00 до 07:00, когда дом потребляет минимум электроэнергии. Ночью есть свободные мощности и возможность подзаряжать электромобили. Делать это днем можно только по согласованию с комендантом дома: спрашивать его придется каждый раз. Электропотребление нужно будет оплачивать по счетчикам.

Ситуация осложнялась тем, что в доме друга установлена «карусельная» парковка. Это когда нижние платформы с припаркованными автомобилями двигаются влево-вправо, чтобы освободить место для опускающейся верхней платформы.

Карусельная парковка в подземном паркинге
Карусельная парковка в подземном паркинге

В некоторых случаях ТСЖ или управляющая компания может отправить вас в «Россети», чтобы согласовать электропроект установки. А может и вовсе отказать. Например, чтобы другие владельцы парковочных мест не накупили электромобилей и не приходили спрашивать про электрозарядки. К сожалению, так бывает достаточно часто.

Подвести электричество к парковочным местам. Работники ТСЖ протянули по подземному паркингу кабели от распределительного щита и установили по электросчетчику у каждого из машино-мест. Все сделали бесплатно, за материалы друг отдал 69 581 Р.

Чтобы подвести электричество к двум парковочным местам и поставить приборы учета, пришлось потратить 69 581 <span class=ruble>Р</span>
Чтобы подвести электричество к двум парковочным местам и поставить приборы учета, пришлось потратить 69 581 Р

Установить приборы защиты от перепадов напряжения, реле с таймером и сами зарядные станции. Для этой работы было необходимо найти электрика с допуском по электробезопасности до 1000 В. На рынке немало мастеров без допуска, но воспользоваться их услугами не получится: ни в одном ТСЖ такого человека не подпустят к электрощитку.

Главная сложность была в том, чтобы правильно подвести кабель к подвижной платформе. Необходимо было исключить вероятность, что кабель переломится, попадет в подвижные части конструкции или оборвется. Пришлось прятать кабель в дорогой гибкий кабель-канал. У электрика все получилось:

  1. Он помог закупить оборудование и материалы, необходимые для подключения зарядных станций к электросети и приборам учета.
  2. Закрепил навесные шкафы на стенах, смонтировал в них автоматы и реле времени.
  3. Подключил навесные шкафы к электросчетчикам.
  4. Смонтировал зарядные станции на подвижные платформы.
  5. Соединил навесные шкафы кабелем в гибком кабель-канале с зарядными станциями на подвижных платформах. Все протестировали сразу после установки: кабели не путались и не цеплялись за платформы, все обошлось.

Одна зарядная станция у друга уже была, понадобилось купить что-то такое же для Мерседеса. Выбрали Wallbox smart 22 кВт от Schneider Electric под разъем Type 2 без кабеля c регулировкой напряжения на «Электрозаправках».

Сами кабели Type 2 — Type 2 покупать не пришлось: один шел в комплекте с зарядной станцией Порше, второй — в комплекте с Мерседесом. Если придется покупать кабель отдельно, китайские модели будут стоить от 8000 Р, а кабель Mennekes — от 25 000 Р. Этот кабель рекомендует Тесла, он же идет в комплекте с немецкими электромобилями.

За зарядную станцию друг заплатил 105 270 Р. За щиты, кабель-канал, автоматы, реле времени с таймером и всякий крепеж — 81 346 Р. Электрик взял за работу 66 000 Р — по 33 000 Р за каждое машино-место.

EVlink Smart Wallbox для&nbsp;домов и коммерческих парковок
EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
Навесной шкаф с автоматами и реле времени
Навесной шкаф с автоматами и реле времени
Зарядная станция для&nbsp;Мерседеса готова
Зарядная станция для Мерседеса готова
Счет на гибкие кабель-каналы и концевики
Счет на гибкие кабель-каналы и концевики

Установка двух зарядных станций в подземном паркинге многоквартирного дома — 322 197 Р

Одна зарядная станция Wallbox smart 22 кВт 105 270 Р
Кабели и материалы, чтобы провести электричество к двум парковочным местам и установить приборы учета 69 581 Р
Работа электрика, два парковочных места 66 000 Р
Навесные шкафы, автоматы, два реле с таймером и крепеж 61 184 Р
Гибкий кабель-канал длиной 6,2 м и концевики 20 162 Р
Одна зарядная станция Wallbox smart 22 кВт
105 270 Р
Кабели и материалы, чтобы провести электричество к двум парковочным местам и установить приборы учета
69 581 Р
Работа электрика, два парковочных места
66 000 Р
Навесные шкафы, автоматы, два реле с таймером и крепеж
61 184 Р
Гибкий кабель-канал длиной 6,2 м и концевики
20 162 Р

Бывает, что ТСЖ не может обеспечить нужную мощность, тогда приходится покупать станцию с регулировкой мощности. Это обойдется дороже на 30 000—35 000 Р в зависимости от производителя. Подобную станцию наш друг установил у себя на даче.

Установка зарядной станции в загородном доме

Есть электрозарядные станции с фиксированной мощностью, а есть те, на которых ее можно регулировать. Второй вариант как раз подходит для загородного дома. Установщик проанализирует систему электропотребления дома и настроит электрозаправку так, чтобы и машина заряжалась, и пробки не выбивало. Это на случай, если решите поставить чайник или приготовить ужин на электроплите, пока машина заряжается.

Станцию пришлось регулировать: подключать к ноутбуку с доступом в интернет и выставлять мощность. Далеко не каждый электрик знает, что делать с такой зарядной станцией, поэтому рекомендую предупредить специалиста заранее.

К дому подвели всего 15 кВт — эту мощность предстояло разделить между всеми приборами-потребителями электроэнергии. Электрик все это проанализировал и выделил зарядной станции 7 кВт.

В старых дачных поселках и садоводческих товариществах на один дом приходится 6—8 кВт и нет газа. В особо тяжелых случаях это и вовсе 2,5 кВт. Ставить станцию при мощности даже 8 кВт бессмысленно, ведь можно будет зарезервировать всего 1,5—2 кВт: в такой ситуации придется покупать обычное зарядное устройство для однофазной розетки 220 В. Такое сможет зарядить электромобиль за 36 часов на 200—250 км пробега.

Стоимость устройства — от 12 000 Р в зависимости от его качества и производителя. Также важно помнить, что электричество на территории вашего дачного кооператива или садоводческого товарищества может быть более дорогим, чем в городе.

В загородном доме друга потребовалось гораздо меньше работы. Навесной шкаф уже стоял, в нем были свободные автоматы, а четыре метра силового кабеля уложили в самый обыкновенный недорогой кабель-канал.

За работу электрик взял 15 000 Р, часть из которых — транспортные расходы на доставку оборудования и выезд за город. Работал в два этапа: сначала съездил в офис производителя зарядной станции и разобрался, как настраивать мощность. Во второй раз оценил энергопотребление дома, съездил за расходкой, потом все смонтировал и настроил. На крепеж и всякую мелочь ушло всего 5000 Р.

Установка зарядной станции в загородном доме — 161 240 Р

Зарядная станция Wallbox smart 22 кВт с кабелем Type 2 с функцией регулировки напряжения 141 240 Р
Работы по установке и настройке зарядной станции 15 000 Р
Мелкие расходные материалы 5000 Р
Зарядная станция Wallbox smart 22 кВт с кабелем Type 2 с функцией регулировки напряжения
141 240 Р
Работы по установке и настройке зарядной станции
15 000 Р
Мелкие расходные материалы
5000 Р
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Производители говорят, что ее можно крепить даже на фонарном столбе, но лучше выбрать место под&nbsp;навесом или в помещении
Производители говорят, что ее можно крепить даже на фонарном столбе, но лучше выбрать место под навесом или в помещении
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Производители говорят, что ее можно крепить даже на фонарном столбе, но лучше выбрать место под&nbsp;навесом или в помещении
Производители говорят, что ее можно крепить даже на фонарном столбе, но лучше выбрать место под навесом или в помещении

Запомнить

  1. Если вы захотите установить зарядную станцию в подземном паркинге своего дома, придется согласовать это с ТСЖ или управляющей компанией. И делать это желательно до того, как приобретете автомобиль: установку станции могут не согласовать.
  2. Скорее всего, в паркинге придется сначала подводить электричество, а только потом ставить зарядную станцию.
  3. Для загородного дома понадобится купить более дорогую зарядную станцию, на которой можно отрегулировать напряжение.