«Перспектива меня ужасала»: что делать, если родители не помогают деньгами
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
У меня было счастливое детство, а потом в 1998 году мама сошла с ума и не смогла вернуться.
Позже эта особенность помогла ей достичь карьерных высот, получить хорошие должности в банках и заработать много денег. Но я была свидетельницей обратной стороны, которая открывалась дома.
Когда у нее начались проблемы, работодатель был готов оплатить ей отпуск на несколько месяцев, чтобы она уехала лечиться за границу, и нашел лучших врачей там. Но она отказалась. Она уехала к бабушке, я ее не видела, папа разводил мне куриный кубик в кипятке после школы и убегал на работу. Я росла в ужасной семейной обстановке, из которой постоянно сбегала: то к дедушке, то замуж планировала выйти в 17 лет, лишь бы переехать. Слава богу, не вышла.
Неудачный опыт работы
Я пошла работать в 16 лет мастером маникюра без выходных, работала в двух разных салонах: один был на «Коломенской», другой — в Красногорске, два противоположных конца Москвы. Вставала в шесть утра, приезжала в одиннадцать вечера, таскала огромный чемодан со всеми маникюрными инструментами и химией, вырубалась прямо в метро, а дома меня ждали скандалы, из-за чего я плакала каждый день навзрыд. При этом мои родители жили богато, имели водителя, домработницу, ювелирку.
Я тогда прошла маникюрные курсы, самые дешевые, и нас там очень плохо учили, кто-то даже вообще не ходил, а диплом получил. Мне после них было очень тяжело работать в салонах, делала я маникюр некачественно и очень стыдилась этого. Постоянных клиентов не было, и после меня люди приходили через пару дней к другому мастеру. После этого опыта я зареклась ходить на подобные курсы, поняла, что хорошее образование не может быть самым дешевым. И берегла мечту стать парикмахером, тату-мастером или художником, но только после полноценного обучения у лучших мастеров.
Примерно с тех пор я аккуратно спрашивала родителей, могут ли они оплатить курсы. Но они были глухи и даже злились, что я хочу такую «нестатусную» с их точки зрения профессию. Кричали, что категорически нет. Мама даже писала, чтобы я шла почтальоном. На полном серьезе. Якобы если я буду хорошо стараться, то потом дослужусь до директора. Для нее это более статусно, чем парикмахер, потому что сын лучшей подруги работает там.
За восемь лет я успела проработать в 15 компаниях, каждый раз понимала, что это не то, что мне нужно. Шла исключительно для того, чтобы были хоть какие-то деньги на текущие расходы и чтобы ублажить родителей, что я работаю в офисе. Но мне хотелось спроектировать будущее и уметь делать что-то хорошо, чтобы чувствовать себя уверенно и зарабатывать, а не быть секретаршей, помощницей или официанткой. Я много раз объясняла это родителям, разными словами в разное время, но они меня просто не воспринимали.
Я могла бы снова пойти работать, как в юности, на случайные работы за 30 000—45 000 ₽, стать выжатой как лимон, убить психическое и физическое здоровье, вставать в шесть утра в Балашихе, идти на очередь на маршрутку и два часа ехать до работы, которая мне не очень нужна. И так года два.
Такая перспектива ужасала, и я понимала, что это было бы правильно, только если бы мои родители действительно не могли заплатить за мое обучение. Но они могли. Работать в таком режиме мне виделось самоубийством: я не супермен, не сверхчеловек, такой режим с моими болезнями меня бы просто добил.
Финансовое рабство
Я писала маме письма о своей жизни, проблемах, необходимости операции на ноге, о РПП, о том, как я хочу выбраться из этого и что мне нужно. Все это разбивалось о скалу безразличия и даже осуждения с ее стороны. Писала она в основном из отпусков, что-то вроде «сейчас я занята, но в выходные можем поговорить, приходи в 14:00 в ресторан такой-то, только давай говорить о позитивном».
И даже когда я приезжала на такое «поговорить», она просила, чтобы я ей рассказывала рецепты и что-то позитивное, а не то, что у меня кисты в носу, зубы болят и нужна операция. Полное отчуждение и эмоциональная холодность.
Про таких людей много информации на «Ютубе», про нарциссизм, токсичные отношения, психопатов. Я бы давно отпустила это, если бы не была у нее в финансовом рабстве, из которого нельзя выбраться. Она продолжает присылать небольшую сумму на еду каждый месяц в одно и то же число, несмотря на пандемию и другие экстренные обстоятельства. Я умоляла ее не размазывать эту сумму на годы, а дать мне разом, за пару лет, чтобы я точно смогла все себе оплатить — и обучение, и медицину. Но психопатам нужна жертва. Без нее они не чувствуют себя спокойно и комфортно. Она держит меня на привязи, как на цепи, и не дает возможности расти, прекрасно понимая, что делает мне хуже.
Когда начались события в феврале 2022 года, я попросила у нее 200 000 ₽: мне было просто негде жить в новой стране, я была без вещей, почти без обуви, без документов, одна, в полном ужасе — она отклонила с вопросом «зачем тебе деньги?», хотя знала, что я бегу в чрезвычайных обстоятельствах.
Каждый раз, когда я вступаю с ней в контакт, на меня тут же обрушивается глыба льда, которая ломает меня. Я протягиваю руку, чтобы мне помогли, и эту руку растаптывают.
У этой истории пока нет конца.
Как добиться финансовой свободы от родителей
Мне кажется, у вас слишком категоричный взгляд на ситуацию. Вы ожидаете, что чужие ресурсы, поступившие на ваш счет, дадут вам свободу. Но свободный человек — это человек независимый, живущий на деньги, которые он способен заработать сам.
Вас можно понять: деньги близки, а родители кажутся тиранами, раз не желают вам их дать. Но есть и другая сторона вопроса: то, что вам не дают деньги в таком объеме, вполне может быть проявлением родительской заботы. Ваши родители, похоже, знают цену заработанным деньгам. И они могут опасаться за ваше моральное состояние. Некоторые люди, выигравшие лотерейные билеты на крупные суммы, к несчастью, разорялись столь же быстро, как приобретали свое богатство. Навык грамотно распоряжаться финансами не передать вместе с суммой, он приобретается в процессе накопления доходов.
Возможно, вы правы и родители в какой-то мере удерживают вас рядом, порционно снабжая деньгами. Тогда, вероятно, для вас лучше сработает разрыв болезненной привязанности: откажитесь от регулярной финансовой помощи. Пускай заработанные суммы будут меньше, зато никто вам не скажет, на что их тратить и когда.
В описанной вами ситуации с переездом вы сначала приняли решение, затем запросили крупную сумму у родителей. Таким образом, родители снова становятся для вас влиятельными фигурами, хоть вы и говорите о них так, будто они не имеют авторитета. Получается, вы предпринимаете действия, при которых изначально не рассчитываете на собственные силы, не прогнозируете сложности, которые вас ждут. Это может говорить о вашей неготовности к самостоятельной жизни. Наверное, это и беспокоит вашу маму: она не может отправлять деньги, если вам не доверяет.
Ваши ожидания снова и снова не оправдываются, что приводит к накапливающейся обиде, разочарованию, злости и фрустрации. С одной стороны, это крайне неприятно. Но с другой — на бессознательном уровне это может быть даже выгодно.
Скорее всего, пока вам комфортно быть в роли жертвы. Жертва получает возможность страдать, иногда это даже помогает: например, творчество рождается буквально из ничего, из яркой, как вспышка, эмоции. Кроме того, жертва — это первый претендент на безоговорочную поддержку окружающих.
Что можно сделать прямо сейчас
На решение ваших родителей, помогать вам или нет, напрямую влияет ваше отношение к ним.
Проработайте с психотерапевтом обиды, которые вам нанесли в детстве: вы все еще остро переживаете события тех дней. Кстати, для этой цели можно подобрать и бесплатного специалиста.
Возможно, в процессе удастся наладить эмоциональный контакт с родителями, предложить им помощь — пока не финансовую, но любую другую. Например, мама, если у нее нестабильное эмоциональное состояние, просит вас не жаловаться на встрече на свою жизнь. Будьте щедры и расскажите о своих успехах.
Вы можете работать с вашими негативными эмоциями, но вы не можете вынудить человека делать то, чего он не хочет, особенно когда у вас нет своих рычагов влияния. Если претендуете на чужие ресурсы, чаще всего вы будете в подчиненном положении, у вас не будет возможности распоряжаться ими так, как хотите. Это идет вразрез с понятием финансовой свободы.
Двигайтесь к своей цели небольшими шагами, обретение финансовой свободы возможно. Например, регулярно откладывайте 10% от суммы любого своего дохода на пополняемый вклад без возможности снятия. Для чего спешить? Время будет идти и дальше, но, влияя на то, на что можете, опираясь на себя, вы продвинетесь дальше, чем если будете полностью рассчитывать на внешние источники, на которые повлиять не в силах.
Объективно оцените стартовые условия и начните движение вместо сожалений. Обучение даже в лучшей компании в мире не сделает вас прекрасным парикмахером. Первое время ваши работы все равно не будут похожи на работы мастеров. Для совершенствования нужны упорство, множество усилий, постоянная мотивация к труду.
Попробуйте дистанцироваться на время и взглянуть на свою ситуацию со стороны. Что бы вы себе посоветовали сами? Попробуйте ответить на вопрос, почему вы, будучи взрослым трудоспособным человеком, продолжаете требовать обеспечения от родителей. Может, дело не в том, что вы не можете справиться с жизнью без их помощи? Уверена, вы на это способны. Вероятно, вы считаете, что заслуживаете большего, чем имеете.
Попробуйте снизить градус ожиданий от себя и оценить свои навыки и способности объективно. Несовпадение ожиданий и реальности портит настроение, раздражает и снижает самооценку. Небольшие заработки и самостоятельное обучение — это не навсегда. Проявите терпение. Чем лучше будет ваш навык, тем больше вам будут платить.