Ректор Центрального университета: «Мы открыты к сотрудничеству со всеми крупными ИТ-компаниями»
В июне 2023 года Т-Банк объявил о запуске первого в России частного вуза, где будут обучать по STEM-модели .
Новое учебное заведение называется Центральным университетом. На первых порах планируется подготовка по трем специальностям: математике, компьютерным наукам, бизнесу продукта. Выпускники вуза получат дипломы государственного образца.
1 сентября стартовала двухгодичная магистерская программа по анализу данных — обучение начали 44 студента. А с 2024 года запустится бакалавриат, на который планируют набрать 500 абитуриентов.
Ректором стал выпускник МФТИ и в недавнем прошлом заместитель Председателя Правления Т-Банка Евгений Ивашкевич. Он рассказал, почему в компании решили запустить университет, как там будут учить и что получат его выпускники.
Про запуск университета и потребности рынка
— Зачем Т-Банк запустил Центральный университет?
Начнем с того, что сейчас представляет собой Т-Банк. На данный момент у нас более 70 тысяч сотрудников в 22 городах России. Средний возраст людей, которые работают в компании, — 27 лет. Примерно треть из них трудоустроилась сразу после вуза. Другими словами, Т-Банк можно смело назвать одним из крупнейших постуниверситетов в стране.
Именно поэтому в группе прекрасно осведомлены об уровне подготовки студентов в разных вузах. С одной стороны, заметно, что ведущие университеты страны по-прежнему дают качественное фундаментальное образование. С другой, начинающим специалистам часто не хватает бизнес-кругозора, продуктового мышления, понимания проектного подхода, потребностей рынка и инструментов маркетинга. Всему этому ребята вынуждены доучиваться за первые год-два работы в Т-Банке.
Справедливости ради стоит отметить, что мы давно пытаемся решить проблему, сотрудничая с разными вузами. Например, были открыты кафедры и магистерские программы в МФТИ и ВШЭ, также ведутся переговоры с другими университетами. При этом Т-Банк сам определяет учебный план, нанимает преподавателей и организует помещения для проведения занятий.
Проблема в том, что у кафедр, открытых при сотрудничестве с вузами, всего 20—50 выпускников в год. Это небольшие объемы, учитывая, что компании и рынку постоянно нужны новые кадры.
— На подготовку нужных кадров уйдут годы. Не проще ли нанимать тех, у кого уже есть знания и опыт?
— Т-Банку в этому году исполняется 17 лет. Можно сказать, компанией был достигнут тот юношеский возраст, когда задумываются о будущем и строят стратегические планы на 10 лет и дальше. Для этого необходимо понимать, как и в каком направлении будет развиваться бизнес, кого нужно нанимать, чему учить сотрудников, чтобы оставаться лидерами в своей сфере.
К сожалению, текущие тренды развития рынка труда нас не сильно обнадеживают. Несмотря на востребованность ИТ-специалистов, мы видим, что количество молодых людей, которые хотели бы связать свою жизнь с математикой, физикой, программированием или бизнес-аналитикой, каждый год снижается.
Мы также осознаем, что решение задач импортозамещения потребует еще большего количества толковых кадров. Понимая все эти негативные тренды на рынке труда, в банке решили запустить отдельный университет.
Важный момент: наш вуз — не корпоративный университет Т-Банка.
Т-Банк — первый и главный партнер университета, но будут и другие, сейчас мы в процессе переговоров. Мы открыты к сотрудничеству со всеми крупными ИТ-компаниями страны.
— Если проблема с подготовкой специалистов стоит так остро, почему бы не оставить ее решение государству?
— Государство тратит огромные деньги на поддержку высшего образования, но не всегда может отслеживать реальные потребности бизнеса. В результате мы видим огромное количество юристов, экономистов и социологов, которые не понимают, как применять свои знания на практике.
Статус частного университета дает нам бóльшую свободу и возможность отталкиваться от потребностей, которые диктует рынок.
— Не приведет ли это к снижению уровня подготовки студентов?
— Еще каких-то полвека назад университеты были цитаделью науки. Именно там работали лучшие ученые, которые совершали открытия.
Сейчас ситуация несколько изменилась. ИТ-корпорации создают исследовательские центры и финансируют ученых, а их наработки зачастую опережают достижения академического сообщества. Возьмем, к примеру, ChatGPT: в компанию, разработавшую чат-бота, активно инвестирует Microsoft.
Причина в том, что даже небольшое открытие может стать источником серьезного преимущества на рынке. Все это приводит к тому, что граница между академическим и бизнес-сообществами постепенно стирается.
Поэтому ориентация на требования работодателей, на наш взгляд, не приведет к снижению уровня фундаментальной подготовки. Более того, по нашему мнению, будущее университетского образования — в активном объединении с ИТ-компаниями.
— Вы заявляете, что планируете набрать 500 студентов бакалавриата — это большая цифра.
— Да, и она всех пугает — и нас, и наших партнеров, — но так было задумано. Мы специально ее назвали, чтобы все взбодрились и поняли: это серьезно и мы стараемся по максимуму. Будет ли так на самом деле — жизнь покажет. Но пока есть основания верить в успех.
— При этом магистратура запускается уже сейчас — за счет чего такая скорость?
— У нас уже есть база в виде партнерской программы на Физтехе, где я был заведующим кафедрой. Вуз-партнер набирает учеников, а мы обеспечиваем все остальное. Так что сразу было что предложить студентам.
Магистерская программа Центрального университета направлена на тех, кто хочет найти работу в сфере Data Science, завести связи с ведущими экспертами, попробовать себя в научных исследованиях. Дисциплины будут нацелены на практику и трудоустройство уже со второго семестра.
Что касается бакалаврской программы, то это немного сложнее. Но у нас есть год на то, чтобы ее запустить.
Про платное образование и трудоустройство выпускников
— Обучение только платное? Почему?
— Как я говорил ранее, это дает нам независимость. Все доходы от университета пойдут на зарплату преподавателям, аренду помещений и организацию учебного процесса.
— Но не будет ли тогда образование в Центральном университете элитным — то есть только для тех, кто может себе позволить такие расходы?
— Конечно нет! Наша задача — привлечь ярких, творческих, энергичных людей и дать им современное и востребованное образование. Такое, чтобы для них не составляло труда найти высокооплачиваемую работу после выпуска.
Поэтому мы предусмотрели целый спектр инструментов, направленных на помощь студентам. Это и скидки лучшим абитуриентам, и стипендии от наших индустриальных партнеров, и образовательные кредиты под 3% годовых на срок до 15 лет.
Более того, мы создаем Центр развития карьеры, который будет обеспечивать студентов практикумами, стажировками и трудоустройством в самые перспективные и высокотехнологичные компании страны.
— То есть студенты не будут жестко привязаны к Т-Банку — компании, которая выдала им кредит на обучение, а потом помогла трудоустроиться?
— Мы хотим помогать студентам, чтобы они не оказались брошены со своим кредитом. Поэтому наша задача как университета — более-менее гарантировать выпускникам трудоустройство. Да, оно может быть и в Т-Банке, но хотелось бы, чтобы наши студенты расходились по всему рынку. А если кто-то не захочет идти туда, куда ему предлагают, — это его право.
Сколько стоит обучение в Центральном университете
Стоимость обучения — от 70 000 ₽ в месяц, но те, кто успешно сдаст вступительные испытания, могут получить скидку в размере 5, 30, 50 или 75%.
Кроме того, студенты вуза могут взять образовательный кредит под 3% годовых. На время обучения ежемесячный платеж составит 3000—4000 ₽, а погашение основного долга начнется после получения диплома.
— Каких студентов вы ждете?
— По направлению ИТ в России всего несколько передовых вузов: Физтех, Вышка, МГУ, ИТМО. Они в первую очередь ориентируются на олимпиадников и тех, кто набрал максимальное количество баллов на ЕГЭ.
Существует мнение, что такая система не очень правильная. Потому что не все умные и способные ребята набирают 300 баллов на ЕГЭ. Причина может быть в том, что абитуриент хорошо знает математику, но с русским языком у него не срослось. Или разбирается в физике или информатике, а в математике не очень. При текущей системе такой выпускник, скорее всего, не пройдет в передовой вуз.
К сожалению, существует огромная пропасть между ведущими университетами и всеми остальными. Каких-то средних вариантов практически нет. Многие вузы просто дают отсрочку от армии и мало чему учат. Точнее, учат чему могут, а не тому, что надо рынку.
Поэтому мы хотим целиться именно в эту середину, а не конкурировать с Физтехом, Вышкой или тем же Мехматом. Пусть такие абитуриенты поступают туда, куда всегда идут. Мы хотим дать возможность другим людям, тоже талантливым и толковым, получить качественное образование, а не пойти в какой-то случайный вуз, потому что нет альтернатив, а диплом нужен. Мы верим, что найдем таких абитуриентов.
Про учебный процесс, преподавателей и название университета
— Расскажите про STEM. В чем суть этого подхода?
— Мы переводим эту аббревиатуру как МИНТ: математика, инженерное дело, наука и технология. Но смысл не в том, как расшифровываются буквы, а в принципах, которые за ними стоят.
Первый — готовить специалистов, нацеленных на решение проблем. Как рождался подход STEM? Он был создан для решения вопросов космической гонки. Например, мы хотим сделать скафандр для космонавта. Для этого нужно понять, из каких частей будет состоять костюм, сможет ли человек в нем долго находиться и работать, какие материалы выдержат нагрузку. Чтобы справиться с этой задачей, требуется знания не по какой-то одной дисциплине, а комплексные — по физике, химии, биологии. Мы должны соединить их и решить конкретную проблему.
Отсюда следует второй принцип — командный труд. Никто не может охватить все области знаний. Нужны физики, химики, физиологи, другие специалисты. И, разумеется, те, кто будут управлять их работой.
При этом каждый из участников проекта должен думать о глобальных целях и задачах, не замыкаться на своей зоне ответственности. Также необходимо обладать критическим мышлением: уметь задавать вопросы, вовремя замечать трудности и говорить о них. Не работать по принципу «нет претензий — идем дальше». Это тоже принципы STEM, которые для нас важны.
В то же время мы смотрим на образование шире и дополняем традиционные STEM-дисциплины другими — экономикой, управлением продуктом, маркетингом. Людям, которые к нам устраиваются, так или иначе приходится погружаться в бизнес-среду: рассчитывать, насколько их работа эффективна и затратна, как соотносятся расходы с результатами. Без знаний по предметам, которые я назвал выше, это сложно.
— Как будет построена программа обучения?
— На первых двух курсах бакалавриата программа обучения у всех будет одинаковой. В нее войдут основы компьютерной разработки, управление продуктом и финансами.
Согласно нашим исследованиям, в этом возрасте люди еще плохо понимают, чем хотят заниматься и к чему у них есть способности. Поэтому мы намерены сначала дать широкое представление о работе в сфере ИТ и обучить студентов кросс-дисциплинарным навыкам. Чтобы, скажем, будущие маркетологи понимали программирование, а разработчики — ценность продукта. По нашему опыту, именно такими знаниями обладают эффективные команды, нацеленные на решение сложных проблем.
Со второго курса мы планируем вовлекать в учебный процесс работодателей и знакомить их со студентами. Это подразумевает стажировки, привлечение экспертов для чтения спецкурсов, использование нестандартных образовательных форматов и ресурсов компаний-партнеров.
Мы также собираемся договариваться с другими вузами, чтобы студенты могли учиться и у нас, и у них. Например, если криптографию хорошо преподают в МГУ, значит, отправим наших ребят туда. У нас же будут реализовывать ключевые дисциплины.
— А что по поводу искусства, культуры и гуманитарных наук в целом?
— Мы хотим, чтобы наши студенты были развитыми и интересными, но мы вряд ли будем готовить искусствоведов.
В то же время мы понимаем, что университет должен быть средой, которая объединяет несколько больших групп: студентов, преподавателей, работодателей. У каждого из ее участников может быть своя особая фишка: кто-то разбирается в искусстве, кто-то занимается альпинизмом.
Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея в Санкт-Петербурге, как-то сказал: «Чем отличается хорошая школа от плохой? В хорошей повышенная вероятность встретить интересного человека — как среди студентов, так и среди учителей». Нам эта фраза очень нравится.
Поэтому, возможно, стоит дополнить учебный план историей искусств для расширения кругозора. Но не менее важно развивать софт-скиллы: чтобы ребята могли нормально общаться, управлять командой, отслеживать ее динамику. И мы будем стараться это делать.
— Кто у вас будет преподавать?
— Как я сказал ранее, мы планируем сотрудничать с другими университетами, но своя команда у нас тоже будет.
Каких-то преподавателей мы уже наняли. Так, руководителем продукта программы стал Иван Стельмах, профессор РЭШ и Университета Карнеги — Меллона. Кроме того, мы пригласили на работу Александра Дьяконова, одного из лучших специалистов по машинному обучению. Он будет работать не только с магистрантами, но и с бакалаврами.
Сейчас мы продолжаем расширять команду. Выпускники курсов Т-Банка и сотрудники советуют хороших лекторов, и мы с удовольствием с ними связываемся, предлагаем поработать вместе.
— А почему у университета такое название — Центральный?
— Это хороший философский вопрос. Мы бы хотели, чтобы университет стал центром образования и науки и одновременно местом подготовки кадров для нужд работодателей. То есть помогал бы студентам расширять свой кругозор и устанавливать полезные связи, развивать интерес к науке и получать востребованные на рынке знания.
Помимо этого, университет может быть центром общественной и культурной жизни для горожан. Поэтому мы планируем организовывать публичные лекции и семинары, круглые столы и конференции, которые будут открыты для широкой публики.
— Получается, что студенту придется ходить на офлайн-пары?
— Мы считаем, что офлайн-образование необходимо, поэтому у нас будут очные лекции и семинары. В то же время мы планируем дополнять его и другими образовательными форматами, ведь у каждого свой ритм и способ обучения.
Например, я не очень любил посещать лекции, потому что преподаватели часто читали их в собственном режиме. То, что казалось мне очевидным, могли объяснять очень долго, а сложные для меня вещи, наоборот, проскакивать.
— Как вы планируете кастомизировать образовательный процесс?
— У нас будет своя онлайн-система — сейчас она находится в процессе разработки. Она должна стать важным элементом всего университета — ядром, от реализации которого зависит наше будущее. Подробнее пока рассказать не могу, так как впереди еще много работы. Но мы обязательно будем держать в курсе всех новостей.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie