Бесит система чаевых
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Когда я иду в кафе или заказываю доставку еды на дом, плачу за услугу определенную сумму.
Нередко меня завлекают низкой стоимостью: я обращаю внимание на фразы «Бесплатная доставка при заказе от 2000 ₽», «Блюдо дня со скидкой», «Стрижка всего за 390 ₽» и тому подобные.
Потенциальный потребитель — заведомо не какой-то любитель швыряться деньгами налево и направо. Так почему я должна платить сверх заранее обозначенной суммы, не получив никакой дополнительной услуги? Просто для того, чтобы иметь возможность не отдавать больше денег в том случае, если конкретный обслуживающий меня сотрудник сильно накосячит?
Говорят, что во многом именно из чаевых складывается доход работников сферы услуг. Поэтому нередко скряги, не заплатившие принятые пять или десять процентов сверху, оставляют несчастных официантов или курьеров с пустыми карманами. Но почему нельзя сразу заложить зарплату сотрудников в стоимость услуги?
Я уже не говорю о том, что от меня требуются какие-то усилия, чтобы дать чаевые: носить с собой наличные, которыми обычно не пользуюсь, или тратить время на перевод по телефону. А еще сейчас даже специальное приложение для чаевых придумали, в котором еще и предусмотрена комиссия. В целом же для меня момент передачи денег очень неудобный: часто возникает чувство, будто я даю взятку.
Я стараюсь как можно реже попадать в ситуации, когда необходимо оставить чаевые, поэтому выбираю заправки-автоматы, предприятия общественного питания без обслуживания и так далее. Надеюсь, когда-нибудь этот нелепый и неприятный обычай уйдет в прошлое.
28.06, 11:13
У нас в РФ, как мне кажется, вообще никакой проблемы нет чаевыми. Если мне обслуживание понравилось и у меня есть внутреннее желание оставить на чай - оставляю и никаких неудобств не испытываю. Если нет такого внутреннего желания, то тоже никаких угрызений совести. В США это на самом деле иногда бесило, где чаевые оставлять обязательно. Если "забыл", то могут догнать в дверях и поинтересоваться что тебе не понравилось. У нас всё гораздо проще в этом плане.
29.06, 05:54
Сергей, а можно в США каждый раз говорить, что что-то не понравилось?
29.06, 06:26
Сюз, нет, там почти в каждом более менее приличном рестике их включают в счет.
05.07, 06:44
juarhala, а зарплату официантам в штатах не прописывают в договор? И не только в штатах, а и в других странах? Только чаевые?
05.07, 08:12
Светлана, в США есть минимальный установленный государством уровень оплаты труда в час. Точнее два уровня - один обычный, а второй (ниже) для тех сфер, где как раз традиционны чаевые.
29.10, 17:03
Андрей, не так немного - уровень минимальной оплаты труда один для всех, но в разных штатах он разный. Просто превышение реальной зарплаты над этим уровнем в сфере услуг ниже, чем в других сферах.
29.10, 17:12
Илья, когда я там был и работал, было именно два вида оплаты - один для работников с чаевыми и второй для остальных. Первый - сильно ниже второго. Речь про каждый штат, что там разные минимальные уровни я в курсе. Но платили именно по данной планке (у меня была работа не с чаевыми, поэтому я получал ровно вторую минималку и ни центом больше, если речь не шла о сверхурочных).
05.07, 09:00
Сюз, было несколько раз когда было невкусно и мы отказывались от блюда. Чаевые конечно после такого не оставляли. Но будет весьма странно если вы всё съели, но потом сказали что вам не понравилось чтобы не платить чаевые. Это шито белыми нитками, после этого вас запомнят и лучше вам в это заведение больше не ходить ))
27.10, 13:09
Сергей, мне знакомый объяснял, что это косяк кухни и наказывать за это официанта нехорошо. 🤷🏼♀️ Так что, похоже, реальный повод не платить чаевые - только конкретный косяк именно официанта. Типа напиток на вас разлил или, я не знаю, тарелку перевернул.
Правда, из моего опыта, в таких случаях мы ели бесплатно, оплачивали только напитки. Плюс чаевые - официант же сгладил как мог.
30.10, 08:11
Перепела, то есть не платить дополнительные деньги к зарплате официанта можно только в том случае, если он на вас что-то разлил? Просто жесть. Типа "не ходит под себя и молодец".
По мне за то что он просто принес тарелки, доплачивать до нормальной зарплаты ему нет смысла, этим должен заниматься работодатель.
27.10, 17:01
Перепела, не знаю как сейчас, но тогда, в 2016-м, после того как тебя рассчитали, тебе приносили чек, где нужно было ручкой написать сумму чаевых. Дак вот когда мы отказывались от невкусной еды, этот чек просто не приносили, то есть даже не предлагали оставить чаевые.
28.10, 14:32
В 2019 так же было (ручкой на чеке)
29.10, 05:30
Сергей, да съел, не хочу и не даю чаевые. Им это сложно понять?
Ну тупыыыыыыее)) (с)
05.07, 13:17
Сергей, у нас точно гораздо проще в этом плане. Вот и отлично. Принудительно не заставляют платить с чаевыми. Главное, чтобы не заставляли. Почему в других специальностях помимо зарплаты не включать чаевые? Электрик, сталевар, крановщик. Не только манагеры.
22.11, 00:17
Светлана, Афонь разведется!
Будут как в фильме трояк за каждую движуху требовать...
29.06, 06:32
Я честно говоря офигеваю от жадности рестораторов - сначала накручивают цены раз в шесть (условно, даже какие-нибудь банальные гренки стоят от 300 рублей даже в самой задрипанной московской кафешке, при цене на всю буханку хлеба в магазине 50 рублей максимум, что уж говорить про остальные блюда),а потом еще и зп платить официантам не хотят - им видите ли должны платить гости из своего кармана, в формате подачки!🤷 Поэтому я и не хочу никогда платить чаевые - это только кажется, что вы таким образом материально поддерживаете официанта, а по факту, вы поддерживаете жадность работодателя и позволяете таким образом ему класть зарплату сотрудников себе в карман.
28.06, 11:07
Обычно не плачу, тк это следствие жадности руководителя.
Чаевые считаю нормальным оставлять когда идет банкет и официант обслуживает большую компанию .
А на Кавказе там в чеке 10% чаевые, 10% музыка, я им советую еще 10% уборщица, 30% покупка продуктов, 20% работа повара и 25% аренда помещения и амортизация, а да еще 50% на зарплату директору (чуть не забыл).
27.10, 14:42
Евгений, кстати да, в Нальчике в кафе сразу было написано, что + идёт процент на чаевые(
28.06, 08:30
А где сказано, что вы должны? Кто хочет, платит, кто не хочет, не платит. Разве нет?
28.06, 09:11
N, не знаю, как сейчас, 4 года назад была в одном кафе в Москве, там был стендап известного комика
так вот, кроме билетов на стендап там был невозвратный депозит на человека (условно говоря 1т на лицо, наел или нет - твои проблемы) и чаевые сверху включены в счет
29.06, 12:21
OlgaSv, Это уже на мошенничество, похоже.
05.07, 06:46
user2537704, похоже...
30.10, 08:36
OlgaSv, так вас заранее уведомили обо всех суммах и вы с офертой согласились же?
28.06, 08:57
Тут все добровольно. Хотите - платите, не хотите - не платите.
Это не обязанность.
И я считаю, что чаевые нужно заслужить, и не просто соблюдением обязанности.
29.06, 06:25
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, к сожалению когда идешь в ресторан не одна, а скажем с несколькими друзьями, хоть кто-нибудь из них обязательно скажет "давайте оставим на чай". И вступать в долгую полемику и споры по поводу того, что зарплату платит работодатель, а не милостыню подает клиент, просто не будешь.
05.07, 05:24
juarhala, я говорю в таком случа волшебное слово оставляй
05.07, 06:50
whoisacat, вот вот. Хорошее слово.
05.07, 06:50
juarhala, тот кто из друзей говорит про оставить на чай, вот и пусть оставляет на чай. И один за всех пусть заплатит чаевые. И не нужно устраивать полемику, зачем она вам?
30.10, 08:38
juarhala, так можно же не оставлять. оставляет как правило тот кто оплачивает на свое усмотрение и не ожидает что ему их возместят. или все люди/пары расчитываются отдельно и каждый оставляет чай на свое усмотрение при оплате.
29.06, 07:31
juarhala, и не надо. Если чаевые с 10 человек, выйдет не дорого.
29.06, 19:07
Nekomusume, в смысле - "какая мотивация грамотно обслужить"? Это входит в рабочие обязанности. А по поводу улыбок - мне лично вообще это не нужно, обычно приходишь компанией, общаешься с друзьями и официанта не разглядываешь.
29.06, 05:06
Помимо прочего, чаевые - это не учтенный доход не облагаемый налогом по итогу, т.е. нарушение закона по сути
29.06, 06:35
Дмитрий, вот я тоже удивляюсь - закон нарушает неуплата налогов, и отсутствие или мизерная зарплата нарушают трудовой кодекс 🤷и никто из правозащитников или налоговиков носы в это не сует! Удивительно)
05.10, 02:47
Не понимаю в принципе, что особенного в работе официантов, курьеров и подобных работников, что им нужно еще чаевые платить. Работники других сфер получают столько же или даже меньше, но им никто чаевые не дает. Говорят, тяжело работать, устают. Есть много других профессий с физическим трудом, но там никаких чаевых. А от "офисной" работы тоже происходит переутомление и могут возникнуть проблемы со здоровьем. Сидячий образ жизни негативно влияет на организм.
29.06, 06:20
На Кавказе в частности чаевые очень часто по умолчанию включены в счёт и доходят до 25% от чека. Что я считаю полным зашкваром, так как иногда обслуживание очень плохое.
02.07, 06:04
Nick, да
Был на Кавказе.
Часто включали.
НО: я каждый факт фиксировал и отправлял в Роспотребнадзор для привлечения к административной ответственности.
Вернулся из отпуска и разослал веер заявлений.
28.06, 08:54
Бесит. Не оставляю. Совершенно согласна: заложите все изначально в цену, и дело с концом.
Сверху - ни копейки. Сочтут нищебродкой и душнилой - да ради бога.
Заправщикам только всегда оставляю (специально держу купюры по 50 р.)
28.06, 10:50
Согласна, я тоже не понимаю смысла чаевых и готова платить больше, но фиксированную цену с учётом всего. И я уже договорилась о восприятии этого с самой собой, поэтому мне теперь не стыдно не оставлять чаевые и я вообще перестала о них задумываться, поэтому уже перестало бесить)
29.06, 12:46
Лет до 30 испытывали дискомфорт, если, по каким-то причинам не оставляли чаевые. Но после одного прочитанного интервью одного официанта, где он хвастался, что в месяц стабильно получает 300тр оклад+ чаевые (на тот момент больше зарплаты мужа, кандидата наук) мы решили, что не копейки больше не оставим, только если большое застолье в какой-нить день рождения (и то, по результату обслуживания). Сейчас у нас трое детей, достаток, но я не только не оставляю чаевые, но и отзывы отрицательные не стесняюсь писать на сайтах, т.к. уровень обслуживания и соотношения цена/качество с каждым годом все хуже и хуже, даже в дорогих ресторанах Москвы, уровень притязаний россиян все ниже и ниже, довольствуются все малым.... Иногда кажется, что многие готовы просто приходить отдавать деньги на входе, уходить голодными, зато "не побитыми".
29.06, 07:06
Меня бесит сама необходимость вообще платить
29.06, 07:57
Ирина, самый прикол, что оно уже учтено - накрутка на блюда в пять-шесть раз предполагает адекватную зарплату всех сотрудников общепита. Но без лоха жизнь плоха, если лохи с одной стороны не возражают оплачивать зарплату официантов чаевыми, а лохи с другой стороны согласны работать за низкую зп и милостыню со стороны гостей - то почему бы ресторатору не положить эти бабки тупо себе в карман и на Мальдивы лишний раз не слетать?)
02.07, 02:56
Дарья, я всю жизнь думал, что чаевые применяются только к работе официантов, и у меня случился настоящий, как говорится, разрыв шаблона, когда при стрижке увидел на зеркале QR-код для чаевых мастеру. Не, я бы понял ещё, если бы стригся в Цирюльнике, где узбеки работают за еду (по крайней мере у нас в регионе), но, блин, я был в барбершопе, где стрижка стоит 1 200р.
(дисклеймер, не для вас, на всякий случай, для жителей М и МО - для нашего провинциального города с населением 500-600 тысяч человек это считается дорогой стрижкой, как минимум в 2 раза больше средней)
Пользуясь дорогой услугой как-то не хочется ещё вместо собственника заведения добровольно-принудительно дополнительно участвовать в оплате труда его работника.
27.10, 12:44
Romakos, потому что на заправке у меня есть выбор: заправиться самой или воспользоваться услугами заправщика. И мне удобнее с заправщиком - не надо хвататься за пахнущий бензином пистолет. Т.е. эту услугу мне не навязали, я сама ее сознательно выбрала - и готова платить.
Когда я прихожу в кафе, выбора у меня нет - мне так и так принесут мой кофе и десерт, я же не пойду сама за ними на кухню. Поэтому тут я не вижу, за что еще платить.
Ну как-то так )))
30.06, 07:03
Надо чаевые приравнять к взятке😂
Я не плачу чаевые если это не какая то прям топ услуга
Например если электрик сделал все четко красиво и быстро и еще убрал все за собой, то почему бы ему не оставить?
За принос еды я не собираюсь доплачивать, может еще кассиру за пик пик платить в спаре
28.06, 10:57
Плачу только в случае, если обслуживание в ресторане понравилось, но мне обычно везет и я не скуплюсь на чай. То же самое с горничными в отеле, мне не жалко оставить на 300-500 рублей если убрано хорошо. Другое дело, что сейчас во многих заведениях чаевые пробивают в чеке (обычно 10% от суммы), мне это не нравится.
17.07, 21:21
Юлия, но разве хорошо убрано не должно быть всегда и независимо от чаевых? Если плохо убрано - я зову менеджера, потом у меня всегда убрано и ещё какая-нибудь плюшка сверху. Вообще не понимаю, почему обязанность платить зарплату сотрудникам ушлые бизнесмены перекладывают на гостей и посетителей.
27.10, 12:43
Вадим, а уж как нерадивые работодатели довольны, что им не надо платить нормально, что курьеры не взбунтуются и не пойдут все вместе туда, где их оформят и будут платить. Прям счастливы))
29.06, 09:58
В 2008 году поработал пару недель курьером в пиццерии в Москве, ещё с бумажной картой помню ходил. В какие то дни, заработок был около 200 руб, чаевых почти никто не давал. Это жесть была, весь день на ногах, не обедал, чтобы съэкономить. Менеджер хорошие заказы давал тем, с кем он дружит, а тебя черт знает куда посылали. С тех пор на автомойках, кафе, такси, оставляю на чай около 10%. Сам не использую наличку, но на заправке например в качестве чаевых покупаю шоколадку за 35-45 руб. В сфере обслуживания высококонкурентный рынок, если ты завтра поднимешь цены, потеряешь часть трафика и прибыли. Вообще это ваше дело платить или не платить, Вы не обязаны. Просто скажите себе что не обязаны и спокойно к этому относитесь. У меня не высокий доход, но для себя я решил, что делая человеку приятно я сам становлюсь лучше.
29.06, 13:42
Nekomusume, так вы грамотное обслуживание всё равно не проконтролируете, официант может быть вежлив, но в укромном месте плевать в каждое блюдо, и собирать за счёт вежливости кучу чаевых
А угрюмый из-за смерти хомячка (например) даже ради денег вряд ли улыбку натянет, и не получит чаевых, даже если все блюда в идеальном состоянии принесет
Я не предлагаю ставить камеры, но чаевые - не объективный показатель, кто-то всегда будет получать больше за счёт приятной внешности и тд
27.10, 12:39
Сергей, бедные запуганные люди. Это мошенничество и шантаж.