Как я съездила в Японию из Петербурга на 12 дней за 162 тысячи рублей в 2023 году
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Япония всегда манила меня, казалась краем света, другим миром, куда очень сложно попасть.
Летом 2023 года я выбирала, где отпраздновать 30 лет, и искала идею для большого путешествия. Оказалось, Япония — легкий в планировании и относительно доступный вариант. Бесплатная и простая в оформлении виза стала дополнительным плюсом в пользу поездки.
Путешествовали в сентябре компанией из четырех человек: я, муж и две мои подруги. Изначально планировали поездку вдвоем, но когда подруги узнали, что мы смогли уложить расходы на дорогу и жилье примерно в 90 000 ₽ на человека, решили лететь с нами. Провели в стране полных 12 дней, еще трое суток занял путь туда и обратно.
Билеты
Первое, что мы купили, — билеты. Живем в Санкт-Петербурге, но решили лететь из Москвы: так получалось значительно дешевле.
Билеты на поезд по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург обошлись в 4300 ₽ с человека. До Москвы добирались на «Сапсане», обратно — ночным поездом. Вышло бюджетно, потому что мы воспользовались специальными предложениями РЖД для именинников. Они идеально нам подходили, так как распространялись на компании до четырех человек.
В «Сапсане» действовал тариф «День рождения» со скидкой 30%. На обратном пути мы сэкономили на билетах 10% по скидке именинника. Кстати, столько же можно получить при оплате купе целиком.
Перелет Москва — Осака и обратно с пересадкой в Пекине стоил 53 400 ₽ на каждого. Итого мы потратили на дорогу по 57 700 ₽.
Виза
Получить визу в Японию оказалось довольно просто. Главным помощником стал сайт посольства Японии в РФ, где есть перечень необходимых документов. Подавали в Петербурге, вот что понадобилось:
- Заграничный паспорт.
- Паспорт гражданина РФ и его копия.
- Анкета в двух экземплярах.
- Две фотографии размером 45 × 35 мм.
- Справка с места работы.
- Выписка с банковского счета.
- Авиабилеты.
- Бронь отелей.
- Маршрутный лист.
При подготовке документов нужно учитывать некоторые нюансы. Поделюсь своим опытом.
Анкета. В анкете был устаревший пункт про гаранта — это правило отменили много лет назад, — в нем я поставила прочерк. Фото клеила прямо в посольстве, на столе даже был специальный аппарат для обрезки.
Бронь гостиницы. Мы оплатили гостиницы заранее картой белорусского банка и представили распечатанное подтверждение с «Букинга». Важно вписать в брони имена всех гостей, так как, даже если путешествуете компанией, каждый должен подавать отдельный комплект документов.
Маршрутный лист. Заполняла по форме с сайта посольства на английском языке, кратко описав каждый день. Это выглядело так:
- 5 сентября 2023. One-day trip Osaka — Nara — Osaka.
- 6 сентября 2023. Sightseeing in Osaka.
- 7 сентября 2023. Trip Osaka — Tokyo by train.
Выписка со счета. Мы не знали, какую сумму нужно показать в остатке: конкретных требований на сайте посольства не было. С учетом полностью оплаченной 12-дневной поездки старались, чтобы в выписке получилось не менее 150 000 ₽ на человека.
Доверенность. Есть возможность подать и получить документы за другого человека по доверенности. Ее составляют в свободной форме. Муж оформил такую на меня, и ему не пришлось появляться в посольстве.
Для россиян японская виза бесплатная, ее оформляют за четыре рабочих дня. Сдать документы можно без предварительной записи в порядке живой очереди. Весь процесс занял не больше 30 минут. При подаче мне выдали квиток, где было указано, когда приходить за паспортами. При получении очереди не было, управилась за минуту. Сотрудники в посольстве были очень дружелюбными.
Перелет
Летели авиакомпанией Hainan Airlines с длинными пересадками. Мы подготовились заранее: прочитали правила и отзывы про терминал № 2 пекинского аэропорта. Последние, кстати, были не самыми хорошими.
По пути в Японию у нас была девятичасовая дневная пересадка. Людей в терминале было мало. Мы получили посадочные талоны на следующий рейс и снова прошли контроль безопасности — это обязательно, даже если не выходить в город. Важно учитывать, что жидкости объемом более 100 мл в ручной клади не пропускают, в том числе покупки из дьюти-фри в аэропорту вылета. Еще строго проверяют пауэрбанки — на них обязательно должны быть марка и серийный номер.
Транзитная зона большая, но не очень функциональная. Днем работали маленькое кафе, сувенирный магазин, зона дьюти-фри и пара точек с люксовыми товарами. Был вайфай, но медленный и не очень стабильный. Получить логин и пароль можно рядом со стойкой регистрации. Розетки в свободном доступе, подходят для стандартных европейских вилок, переходники не нужны.
Из любопытства мы заглянули в бизнес-зал Hainan Airlines. Нам сказали, что три часа пребывания в нем стоят 580 ¥ (7065 ₽) с человека, и предложили остаться, предупредив, что в 14:00 они закроются. При этом на часах было 12:00. Мы отказались. В аэропорту есть еще несколько бизнес-залов, но туда не заходили.
На обратном пути у нас было 12 часов в аэропорту. Пересадка пришлась на ночное время. Все магазины и кафе были закрыты. Из терминала вылетало несколько рейсов, поэтому людей было больше, чем во время дневной пересадки, но мы все равно нашли укромный уголок, чтобы поспать.
Благодаря небольшой подготовке мы оба раза отлично провели время в транзитной зоне. Дам несколько советов, которые помогут сделать пребывание там более комфортным.
Что взять с собой. Нам очень пригодились пледы, толстовки, термокружки, еда быстрого приготовления, кофе и чай в пакетиках.
Как организовать питание. В транзитной зоне есть несколько автоматов с горячей и холодной водой. Можно заварить лапшу, пюре, чай или кофе в термокружке.
Где поспать. Скамейки в терминале оставляют желать лучшего. Ручки не поднимаются, поэтому спать на них едва ли получится. Спасение для путешественников — широкие подоконники. Достаточно постелить плед и положить под голову рюкзак вместо подушки — спальное место готово.
Как одеться. В терминале работают кондиционеры, ночью из-за этого может быть холодно. Если устроиться на подоконнике, когда за окном светит солнце, будет жарко. Поэтому рекомендую одеться так, чтобы было несколько слоев, например в футболку и толстовку.
Авиакомпания Hainan Airlines отличная, полет и пересадки прошли гладко, кормили хорошо. Из Москвы в Пекин летели около семи часов, в Осаку — чуть больше трех, почти все время проспали.
Жилье
Мы успели пожить в двух городах: Осаке и Токио. Останавливались в гостиницах, и они нас не разочаровали.
Осака. Сняли отель Wellstay Shinsekai Wakyo на пять ночей за 19 775 JPY (11 745 ₽) с человека. При выборе я использовала стандартные фильтры: цену, отзывы, рейтинг, расположение. Гостиница превзошла все ожидания — одно из лучших мест, где я жила за все годы путешествий.
За небольшие деньги мы получили уютный двухместный номер в японском стиле, замечательную ванную комнату, стиральную машину, мини-кухню, несколько видов тапочек. Отель находится рядом с одной из главных достопримечательностей Осаки — башней Цутэнкаку. Это не центр, но расположение нас очень устроило: все близко.
Токио. В столице удалось найти отличный апарт-отель Smi:re Stay Oshiage. За шесть ночей заплатили 30 301 JPY (17 997 ₽) с каждого. Нам достался большой двухкомнатный номер с кухней. Место показалось менее уютным, чем первое, но это дело вкуса. Апартаменты чистые, со всеми необходимыми мелочами, в качестве бонуса — башня Tokyo Skytree по соседству.
Итого за 11 ночей в Японии заплатили по 50 076 JPY (29 741 ₽).
Связь
В поездке пользовалась симкартой белорусского оператора Life. Их тарифы в роуминге оказались выгоднее, чем у российских компаний: 3 Гб трафика за 1500 ₽ с возможностью раздавать мобильный интернет на разные устройства.
Транспорт
В Японии действует несколько систем общественного транспорта, и при грамотном планировании маршрутов на поездках можно неплохо сэкономить. Нам это удалось благодаря проездному на поезда компании JR. Их станции не везде расположены удобно, но в целом это неплохой вариант, так как позволяет перемещаться по городам и за их пределами.
Перед поездкой я нашла специальный онлайн-калькулятор, который помогает понять, насколько выгоден проездной JR Pass для конкретного маршрута по Японии. Его можно купить заранее в турагентствах, аккредитованных в России, их список есть на сайте JR Pass. Я так и поступила. В Санкт-Петербурге мне выдали ваучер, который по прилете в Японию я обменяла на проездной. Это избавило нас от необходимости разбираться с маршрутами и оплатой транспорта на месте.
JR Pass на семь дней обошелся в 29 650 JPY (17 610 ₽) для каждого. Мы ездили по нему на высокоскоростном поезде «Синкансэн» из Осаки в Токио и обратно, на экспрессе к смотровой площадке с видом на Фудзи, а еще передвигались по линиям JR внутри Токио. Я строила маршруты с помощью «Гугл-карт» — они показывают все доступные виды транспорта по нужным направлениям и даже стоимость проезда.
С октября 2023 года цена недельного JR Pass существенно выросла — до 50 000 JPY (29 696 ₽). Поэтому, прежде чем решиться на покупку, советую разработать подробный маршрут по Японии и сравнить стоимость всех вариантов проезда. Например, в нашем случае JR Pass по новой цене не оправдался бы.
На другие виды транспорта я потратила еще 10 982 JPY (6523 ₽). Всегда выбирала удобный, но самый дешевый вариант поездки. Например, поезд из аэропорта Осаки до отеля стоил 880 JPY (523 ₽), одна поездка на метро — в среднем 240 JPY (143 ₽) в зависимости от дальности, за билет на поезд из Осаки в Нару и обратно заплатила 1160 JPY (689 ₽).
Итого на транспорт потратили по 40 632 JPY (24 132 ₽).
Достопримечательности
При планировании маршрутов для прогулок я вбивала в поисковике «топ мест», подставляла название города и наносила отметки на карту. Очень помог «Инстаграм» — нашла там много интересных рекомендаций. За неполные две недели мы успели посмотреть большинство обязательных к посещению мест в Осаке и Токио. Для Киото одного дня оказалось мало — мы увидели совсем немного.
Цели посмотреть все не было. Мы просто наслаждались страной, потому что Япония — одна большая достопримечательность, где даже обычная прогулка вызывает много эмоций. Выделю те места, что понравились больше всего, но это далеко не полный список увиденного.
Парк «Нара». Место, где свободно гуляют тысячи оленей. Они везде: на лужайках, тротуарах и даже за пределами парка. Большинство из них милые и воспитанные, даже дают себя погладить. Но нужно соблюдать бдительность: некоторые пытались пожевать мою юбку и выхватить из рук угощение.
Оленей можно кормить только специальным печеньем, которое продают здесь же. Упаковка стоит 200 JPY (119 ₽). Самое сложное — не скормить все сразу самому наглому оленю и дойти до животных, которые гуляют в глубине парка. Если перед тем, как дать печенье, кивнуть оленю, он может кивнуть в ответ.
Бамбуковая роща Арасияма в Киото. Очень атмосферное место. По роще проложены действующие железнодорожные пути, даже оборудован переезд со шлагбаумом. Поезда ходят довольно часто. В сочетании с невероятными видами это смотрится необычно, будто сцена из мультика.
3D-кот на станции Синдзюку в Токио. Эта локация часто попадалась нам в рекомендациях. До нее удобно добираться, поэтому решили съездить и не пожалели. Подняв голову в нужном месте, можно надолго застыть: среди множества рекламных мониторов есть один, где появляется 3D-кот. Я была готова посмотреть все ролики с ним — настолько он милый.
Район Гиндза. Культурный центр Токио со множеством небоскребов, вид которых завораживает. Уже на месте мы выяснили, что его главная улица Чуо-дори превращается в пешеходную по выходным в определенные часы. Мы не смогли выяснить точный график — местные сказали, что ориентировочно с 12:00 до 17:00.
Смотровая площадка «Сибуя-скай». С нее открывается обзор Токио на 360°. Главная особенность места — эскалатор под открытым небом. Он ведет на крышу небоскреба, где расположена вертолетная площадка. С «Сибуя-скай» можно наблюдать за самым загруженным перекрестком мира. Посетителей было много, чтобы сфотографироваться с эффектным видом, пришлось отстоять очередь. И все равно это одна из лучших смотровых, на которых я была. Билет стоил 2200 JPY (1307 ₽).
Прогулочный паром. Мы решили разбавить день в Токио водной прогулкой, и она идеально вписалась в маршрут. Паром курсирует между мостом Азума и пирсом Тойосу. Билет стоил 1200 JPY (713 ₽) на каждого.
С учетом подъема на смотровую и парома я потратила на развлечения совсем немного — 3800 JPY (2257 ₽). У подруг получилось больше, потому что они посетили онсэн — японские горячие источники — за 2730 JPY (1621 ₽) и музей цифрового искусства TeamLab Planets за 3800 JPY (2257 ₽).
Деньги
В поездке в 90% случаев я использовала карты белорусского банка, у меня есть обычная и виртуальная. Они здорово выручили меня в Японии и вообще безотказно работали во всех заграничных поездках с момента, когда я получила их в июне 2022 года. Но недавно впервые не получилось расплатиться ими в Эстонии. Наличных в Японию брали мало.
В стране есть автоматы для обмена валюты. На мой взгляд, это лучшее изобретение: ими можно воспользоваться в любой момент, комиссия минимальная. Правда, найти их было не всегда просто, обычно мы натыкались на эти устройства в случайных местах: магазинах, переходах.
Однажды из-за отсутствия йен столкнулись с проблемой. Мы отправились в парк «Аракураяма-Сэнгэн», который расположен примерно в трех часах езды от Токио. Это место популярно у туристов из-за великолепного вида на гору Фудзи.
Добирались на прямом экспрессе, но наш JR Pass покрывал только половину стоимости пути. Оставшуюся часть нужно было оплатить в конце поездки. Когда прибыли на станцию, оказалось, что принимают только наличные. Йен, которые мы взяли с собой, едва хватило на четыре билета. На обратный путь денег не осталось.
К счастью, нашлось 100 $ (8797 ₽), но обменять их оказалось непросто. Мы пережили интересное приключение по поиску единственного работающего банка в маленьком городке. Сотрудник искренне хотел помочь нам сэкономить на комиссии и пытался перенаправить к обменным автоматам, но они находились слишком далеко.
В результате мы провели в отделении не меньше получаса, но нисколько не пожалели о случившемся, потому что было интересно наблюдать за работой японцев.
Кстати, Фудзи мы так и не увидели: вершина полностью скрылась за облаками. Мы доехали до живописного озера Кавагути и отлично там погуляли, но без вида на один из главных символов Японии было немного не то.
Еда
Мы не ограничивали себя в питании: много ели, часто пили кофе. В Японии отличная готовая еда, поэтому мы постоянно ее брали: онигири, рис в разных вариациях, лапшу, суши, даже яйца. Ценник в среднем как в Петербурге, что-то дороже, но многие позиции дешевле.
Магазины 7/11, Lawson, Family Mart, Life — спасение для туристов. Первые три сети — небольшие продуктовые, где можно хорошо поесть. Они буквально на каждом углу, в некоторых оборудованы места со столиками. Life — большие супермаркеты, встречаются реже. В них мы обычно покупали еду в отель.
Иногда ели в заведениях местной кухни. Средние цены:
- рамен — 1180 JPY (701 ₽);
- жареный рис с курицей — 650 JPY (386 ₽);
- гедза, 5 шт. — 250 JPY (148 ₽).
За всю поездку я потратила на питание 33 280 JPY (19 766 ₽). В эту сумму входят все продукты, в том числе покупки домой. Например, я везла в Петербург чай матча и десерт моти.
Шопинг
Меня поразили размеры японских магазинов и в целом размах шопинга. Десятиэтажные торговые центры и трехэтажные аптеки объединены паутинами переходов и эскалаторов. Магазины одного и того же бренда могут встречаться в разных корпусах здания. Очень легко запутаться. Как-то мы разошлись по этажам, как казалось, одного молла, а потом выяснили, что это три разных торговых центра. Искали друг друга 30 минут.
Японцы, на мой взгляд, стильно одеваются. Я купила несколько вещей от GU. Ассортимент похож на известный многим японский бренд Uniqlo. В магазин этой марки я тоже заглянула — выбрала знаменитый двенадцатиэтажный флагман в Токио. Цены показались такими же, как были до ухода бренда из России, или даже чуть ниже.
Я влюбилась в спортивные обувные магазины, например ABC-Mart. Особенно понравились стенды Made in Japan марок Converse и Vans. Эти модели оказались самыми удобными, что я когда-либо носила, — легчайшие. Классические высокие черные Converse купила за 7989 JPY (4745 ₽).
Еще привезла из Японии огромное количество масок для лица, уходовой и декоративной косметики, всевозможных пластырей, витаминов и сладостей с необычными вкусами.
Что в итоге
Япония — волшебное место. Впечатлило все: небоскребы Токио, восхитительная природа, приветливые люди, вкуснейшая еда. Приведу несколько ярких особенностей страны.
Люди. Бесконечная вежливость японцев произвела на меня большое впечатление. Когда мы подходили с вопросами к сотрудникам отелей, банков или железной дороги, они очень внимательно выслушивали и делали все, чтобы помочь. Большинство говорили на английском, те, кто его не знал, сразу тянулись к смартфону и включали переводчик.
Традиции. На улицах Киото мы видели много людей, гуляющих в национальных костюмах. Такая преданность традициям завораживает.
Инфраструктура. Понравились технологичные туалеты — в Японии они везде. Вы найдете такой даже в маленьком продуктовом магазине с вероятностью 90%. Еще на улицах оборудованы комнаты для курения.
Транспорт. Система общественного транспорта в Японии запутанная, зато можно добраться куда угодно. Абсолютно на каждой станции есть туалеты — я, как пассажир, очень оценила такую заботу.
Звуки. Магазины, пешеходные переходы, станции — в Японии у всего есть свой звук. Например, мелодии на входе в 7/11, Lawson или FamilyMart отличаются — сразу понимаешь, куда зашел за покупками. Светофоры тоже звучат по-своему. На «Ютубе» можно найти много видео по запросу sounds Japan. Мне кажется, эта особенность отличает японские города от других мегаполисов.
Советы
Расскажу о некоторых моментах, которые стоит иметь в виду при планировании поездки в Японию:
- Обязательно изучите актуальные правила въезда и выезда: все меняется очень быстро. Мы не нашли информацию, какую именно сумму можно иметь при себе, поэтому при вылете у каждого был минимум наличных — не больше 100 $ (8797 ₽).
- В сентябре 2023 года пассажиров с российскими паспортами просили пройти дополнительный таможенный досмотр в аэропорту — показать наличные и багаж. Еще до регистрации мы обратились к сотруднику на стойке авиакомпании, и нас отвели в нужное место. Все прошло максимально вежливо. Таможенники пересчитали купюры, которые мы показали, и занесли информацию в специальную форму, дополнительно не проверяли и не обыскивали.
- В большинстве случаев проезд в транспорте можно оплатить только наличными. Учитывайте это, чтобы не застрять на станции вдали от крупных городов, как это едва не случилось с нами.
- Заранее позаботьтесь о мобильном интернете в поездке. С ним будет проще изучать Японию и переводить те редкие указатели, что не дублируются на английском. В ресторанах и магазинах пригодится функция онлайн-перевода по фото.
- Нередко на чистейших японских улицах, где нет даже намека на мусор, можно встретить огромных тараканов. Вероятно, это не удивит опытных путешественников, но я столкнулась с таким впервые — было не по себе.
- Внимательно отнеситесь к сезону при планировании поездки. Мы путешествовали в начале сентября — было невыносимо жарко. Из-за этого мы иногда даже отказывались от прогулок в парках.
Расходы
На перелеты, отели, еду, транспорт, развлечения, связь каждый из нас потратил 140 000—150 000 ₽. Около 25 000 ₽ у меня ушло на шопинг и непредвиденные расходы. Например, купила зонтик, когда внезапно начался дождь, и переходник для японских розеток.
Расходы на путешествие в Японию из Санкт-Петербурга в сентябре 2023 года — 59 200 ₽ и 169 388 JPY (100 604 ₽)
Билеты на самолет | 53 400 ₽ |
Отели | 50 076 JPY (29 741 ₽) |
Покупки | 41 600 JPY (24 707 ₽) |
Транспорт | 40 632 JPY (24 132 ₽) |
Еда | 33 280 JPY (19 766 ₽) |
Билеты на поезд | 4300 ₽ |
Развлечения | 3800 JPY (2257 ₽) |
Связь | 1500 ₽ |
Расходы на путешествие в Японию из Санкт-Петербурга в сентябре 2023 года — 59 200 ₽ и 169 388 JPY (100 604 ₽)
Билеты на самолет | 53 400 ₽ |
Отели | 50 076 JPY (29 741 ₽) |
Покупки | 41 600 JPY (24 707 ₽) |
Транспорт | 40 632 JPY (24 132 ₽) |
Еда | 33 280 JPY (19 766 ₽) |
Билеты на поезд | 4300 ₽ |
Развлечения | 3800 JPY (2257 ₽) |
Связь | 1500 ₽ |