«Будьте готовы пахать за 100 000 ₽ прибыли»: 10 исто­рий о трудностях торговли на маркет­плейсах

Опыт читателей
32
«Будьте готовы пахать за 100 000 ₽ прибыли»: 10 исто­рий о трудностях торговли на маркет­плейсах
Аватар автора

Тимофей Разов

заказывает товары

Страница автора

Продажа товаров на онлайн-площадках может стать прибыльным делом, но никто не застрахован от возможных проблем.

Читатели Т⁠—⁠Ж торговали на маркетплейсах и рассказали про трудности, с которыми сталкивались в процессе: как получали штрафы из-за технических ошибок и меняющихся правил, спорили с правообладателем, уставали от нехватки личного времени, замечали, что покупатели портят вещи. Эти и другие проблемы селлеров — в нашей подборке.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
История № 1

Когда не учла десятки нюансов и прекратила торговлю

Аватар автора

Ибби Гарсия

продавала из любопытства

Страница автора

Два года проработала на маркетплейсах в минус. То все хорошо, то все плохо. Поняла, что система площадок не даст заработать: то стоимость логистики повысилась, то платная приемка, то товар потеряли.

В моем случае не могу назвать торговлю на маркетплейсах прямо бизнесом. Залезла туда из любопытства, хотелось понять, как все работает. Из найма не ушла, для меня это было как хобби после работы.

Я не знаю экономических терминов, человек деревенский — просто внесла в гугл-табличку все себестоимости, логистику, предвиденные и непредвиденные расходы, как мне казалось. Посмотрела аналитику в сервисах и в «Яндексе», прикинула, что к чему. Закупила тонну сырья, по выходным фасовала в гараже сидераты  , зарегистрировалась в личном кабинете и отвезла товар.

Продажи пошли, но я не учла множества факторов: сезонности, принципов работы с рекламой. Всплыли подводные камни от Ozon — например, стали брать комиссию за эквайринг, потом наказали меня за то, что дата со сроками годности была, но не было дат фасовки на пакетиках. Стоимость логистики увеличивалась в несколько раз, договор оферты менялся тысячи раз за год.

Пыталась бороться, писала жалобы, создавала петиции. В общем, купила баба порося. Наигралась. Нужно входить на маркетплейсы, когда у тебя налажен бизнес, ты производитель или крупный оптовик с миллионными оборотами. Я поняла, что не с того конца начала, а так канал продаж рабочий.

Лейбл заголовка
История № 2

Когда уход в онлайн не помог наладить бизнес

Аватар автора

Галина Майорова

пыталась раскачать свое дело

Страница автора

У меня уже 10 лет есть небольшой розничный магазин. С развитием маркетплейсов и после пандемии ковида продажи пошли резко вниз, людей просто не стало. Приходит в день два-три покупателя, продавцов пришлось уволить. Вынуждена теперь работать и с маркетплейсами. О какой-то прибыли и речи быть не может: работа в минус, хоть какие-то деньги вернуть за товар, который уже пылью покрылся в магазине.

Маркетплейсы съедают всю наценку на товар: комиссия за услуги, доставку, эквайринг, участие в акциях, штрафы и много чего еще. На выходе даже «бульона из-под яиц» не получите. На счет в итоге переведут 30—35% от цены товара, на которые вы еще и налоги заплатите. Можно, конечно, в карточке товара поставить гигантскую наценку, но тогда ни одного заказа не будет.

Лейбл заголовка
История № 3

Когда организовали производство, но ошиблись с товаром

Аватар автора

kent

сделал выводы

Страница автора

У нас был короткий, но богатый опыт. Была идея открыть магазин детской одежды из премиальной ткани. Мы нашли портного, который сделал лекала для нескольких размеров, разыскали поставщика тканей и наладили производство пошива.

Чего мы не сделали: не перепродавали из Китая, это не наш стиль — мы любим страдать. Еще мы зашли на маркетплейсы с малого объема, на десятки единиц, а надо было на тысячи. Интересный факт: одна только ткань стоила дороже, чем аналогичное изделие в Китае.

В итоге: побаловались, поймали кучу хейта от мамашек, которые стирают муслин, премиум-марлю, в общем режиме с простынями — ткань превращается в тряпку, цвет выбивается.

Пытались распродать остатки, сейчас они лежат дома. На маркетплейсы возвращаться не хочу, не моя тема. Перепродавать я не люблю, а чтобы производить самостоятельно, нужно много денег.

Лейбл заголовка
История № 4

Когда покупатели портили вещи

Аватар автора

Светлана Luua

любила свой бренд

Страница автора

Я продавала одежду на Wildberries с 2019 до середины 2022 года. Производили ее в Москве, использовали топ-ткани: букле, шелк, шерсть. В первый же день начались заказы, но к концу первого года стало понятно, что не стоит продавать на маркетплейсе продукт, который создаешь и любишь.

Широкая аудитория площадки — огромный плюс, продавцу не приходится искать каналы продаж, но ее качество… Я никогда не была покупателем на Wildberries и только в тот момент, когда начала бизнес, столкнулась с клиентами маркетплейса.

Вот ты создаешь юбку из твида: копаешься днями на складе в поисках хорошей ткани, рука не поднимается взять дешманскую молнию, поэтому покупаешь красивый металл, предварительно час подумав над оттенком. После ищешь подклад, чтобы не магнитился, бесконечно подгоняешь лекала, чтобы юбка хорошо садилась на все талии и бедра. А потом получаешь отзыв: «Фу, тряпка».

Обидно было, как люди обращаются с вещами: выдирают молнию и бросают юбку на пол примерочной, потом пишут жалобу, что она мала. И продолжает эта порванная и грязная одежда гулять по покупателям.

Я совмещала бизнес с работой, и мне было сложно после офиса ехать в цех, а в выходные искать материалы. Когда стало понятно, что на кражи и брак приходится 30—40% расходов, я задумалась. Продавать барахло из Китая не входило в мои планы, я хотела не просто бизнес, а дело для души. Потом грянул ковид, и это был решающий фактор: люди покупали меньше одежды, продажи снизились процентов на 70.

После этого я еще как-то барахталась, так как оставались товары на складе, но уже тогда ощутила прелесть удаленки. Я стала путешествовать и вскоре решила, что физический бизнес, требующий постоянного включения и борьбы с кризисами, мне не интересен.

Лейбл заголовка
История № 5

Когда пришлось свернуть продажи из-за правообладателя

Аватар автора

Марина

попробовала торговать онлайн

Страница автора

Проблем на маркетплейсе было несколько. Одна из них — выбрать нужный товар для торговли.

Я остановилась на зерновом кофе, но тема не зашла. Выстрелила ниша косметики, но правообладатель предъявил права на продажу, товар пришлось снять.

Лейбл заголовка
История № 6

Когда товар скопировали другие продавцы

Аватар автора

Dmitriy Avramenko

столкнулся с нечестной конкуренцией

Страница автора

Мы разработали свой товар, выставили его на Ozon. Через месяц появился конкурент, который скопировал его, произвел, отфотографировал и начал продавать на этом же маркетплейсе — внешне один в один наш продукт.

Лейбл заголовка
История № 7

Когда получил штраф из-за технических ошибок

Аватар автора

Игорь

подпадал под санкции площадок

Страница автора

Продаю товары на Ozon и Wildberries и иногда отменяю заказы по техническим причинам — например, когда неверно передались остатки или склад при сборке обнаружил брак у последней единицы. Продавец в этих случаях получает штраф: у Wildberries это 50% от стоимости заказа, на Ozon отмена влияет на рейтинг продавца, штраф от 50 до 700 ₽.

Получается, что продавец несет ответственность, а площадка — нет: вернули деньги за заказ и заработали при этом на продавце. Тут нужны изменения в законодательстве по отношению к маркетплейсам, что сейчас и происходит, но очень медленно.

Лейбл заголовка
История № 8

Когда правообладатель пострадал из-за контрафакта

Аватар автора

Светлана

боролась с подделками

Страница автора

Я представляю международное издательство, торговый знак зарегистрирован в России. Мы обнаружили на Ozon много недобросовестных продавцов, которые реализовали пиратские копии наших книг.

Некоторые из них не стеснялись в вопросах к товарам писать, что «нигде в карточке товара не указано, что это оригинальный товар». В комментариях также были жалобы покупателей на контрафакт.

Модераторы Ozon не отвечали на обращения правообладателя в поддержку. Был создан кабинет бренда, где теоретически можно блокировать подобные товары и запрашивать на них документы, но продавцы в карточках указывали не наш торговый знак, а другие со схожим написанием, которых не существует. В итоге эти товары и продавцы не отображались в кабинете нашего бренда.

Обратившись к модераторам с конкретными ссылками на контрафакт, мы получили ответ, что «продавцы книг не являлись первоначальным реализатором книги, а лишь перепродают товары, ранее введенные в гражданский оборот. В связи с этим основания для скрытия отсутствуют». Так и ходили по кругу.

Лейбл заголовка
История № 9

Когда получили штраф из-за ошибки площадки

Аватар автора

Илина Григорьева

пытается сохранить баланс

Страница автора

Правила площадок постоянно меняются, и долгосрочного планирования просто не может быть. Первый пример: мы получили штраф от Wildberries на 37 000 ₽ за неверные габариты товара. Фишка в том, что они верные и у второго такого товара с другим цветом штрафа нет. Вернуть деньги практически нереально, поддержка просто не будет отвечать — только в суд.

Второй пример: мы создали товар с определенными размерами, по правилам расчета доставки на данный момент она стоит, например, 700 ₽. Маркетплейсу ничто не мешает через месяц поменять логику расчета и назначить цену за доставку в 1200 ₽. Это значит, что производить его будет уже не выгодно, а производство-то налажено — вот так и балансируешь.

Лейбл заголовка
История № 10

Когда понял, что торговля на маркетплейсах отнимет все время

Аватар автора

listmillion

остался в найме

Страница автора

Торговал в плюс около полугода на Ozon при обороте 100 000—200 000 ₽ в месяц, а потом начал считать экономику для оборота в 2 млн рублей, и мне что-то плохо стало. Склад, упаковщик и доставки сжирают всю маржу, даже при заказе товара через карго. Заработать можно, но придется посвящать этому все свободное время, делать все самому и искать схемы, чтобы вытаскивать больше дохода. После этого остыл и перестал совмещать торговлю с наймом, так как не готов тратить жизнь на обеспечение прибылью Ozon, а не себя.

Торговал на Wildberries — так там одни минусы были по балансу. Штрафовали за все, за что только хотели, и в техподдержке отвечали раз в четыре месяца, благо прибыль с Ozon перекрывала эти убытки.

Если у вас стоит выбор, где торговать, — однозначно на Ozon, но будьте готовы пахать за 100 000 ₽ прибыли в месяц по 14 часов в день на собственном складе с бесконечными вопросами от покупателей и проблемами по товарам, так как поставщики не перфекционисты и часто присылают некачественную продукцию.

Тимофей РазовРаботали с маркетплейсами? Поделитесь своей историей и дайте совет:
  • Алексей БМожно работать. Обычный бизнес. Но надо понимать его специфику и уметь считать деньги - тогда будет все хорошо. Мой опыт на маркетплейсах - примерно 200 тысяч чистой прибыли в месяц при трудозатратах - 10-12 рабочих дней в месяц6
  • Александр ДубровинРаботаю на МП пятый год. Все случаи описанные выше, отношу к халатности селлеров, а также необъективному восприятию серьезности данного мероприятия. К сожалению нынешние инфоцынане пиарят данное направление как лёгкой заработок, не требующий много времени. Отсюда все вытекающие. Мы работаем с супругой в двоем, обязанности распределены по зонам ответственности. Есть склад, где работают 5 человек. Мы работаем 6 дней в неделю по 8-12 часов. Менеджеров по продвижению нет. Реклама , сео все сами. Если хотите результата это минимум! Либо нанимайте людей. Мой результат 10+ в 2024, 2025 хочу 13+28
  • cremantdeloireАлександр, кайф, удачи вам и дальнейших плюсиков)0
  • Елена ЕфремоваПри сотрудничестве с маркетплейсом важно понимать, что это работа, а не пассивный доход. Причем работать придется хоть и в достаточно свободном графике, но каждый день. Нужно понимать что и для чего ты делаешь и уметь хорошо считать, причём не по оптимистичному сценарию. Ещё важно знать, что правила устанавливает маркетплейс, который работает по принципу большой корпорации, где ИП - это самое нижнее звено, чье мнение учитывается только в виде статистики. Никакого индивидуального подхода не будет, но будут правила, ограничения и штрафы. К ним надо относиться философски и работать если только это приносит прибыль, даже с учётом штрафов.18
  • Олег ПогодинАлексей, звучит как работа мечты9
  • Наталья ФилипповаЯ искренне не понимаю, как сейчас можно открывать пункты выдачи или выходить туда со своими товарами, нужно либо быть умным счастливчиком, либо у тебя ничего не получится1
  • Yuri GАлександр, расшифруйте, пожалуйста, для читателей, что значит 10+. Больше 10млн оборота? Больше 10млн прибыли до налогов или более 10млн чистой прибыли после всех налогов?14
  • беспонтовый пирожокработа с мп оч сложная..0
  • Dan omОлег, в этом и прикол. Тут главное слово "выглядит". Для удачного выхода на МП вам понадобится 1 млн +, пространство чтобы хранить и упаковывать товар, транспорт, чтобы наладить логистику, реагировать на постоянные изменения рыночных условий, изменений условий работы самих МП, разобраться в маркетинге, постоянно пополнять каталог и т.д. Самый главный совет: почти все курсы по МП - чушь полная9
  • Yuri GDan, что-то мне подсказывает, что говорят об обороте. Или выдумывают. Тот же ГФ, если открыть его профиль, то несколько лет назад писал, что берут сельскую ипотеку где -то под Воронежем и платежом 12тыс мес. А тут через несколько лет вдруг один работает и доход более 1.6млн/мес, сомнительно.14
  • AlexГФ, работаю ноль, 100+ в год. В свободное время отвечаю в опросах13
  • Ветер ПровансаЯ не с маркетплейсом работаю, потому что стартового капитала не было, а с авито Вся квартира превратилась в склад. Товары мнут, рвут по дороге. Покупатели забывают забрать отправления, невниматнльно читают объявления. Службы теряют посылки. В общем веселье то еще. Часто подумываю распродать остатки и уйти в закат. Но каждый раз когда дохожу до крайней точки, вдруг все налаживается. И заказов много, и покупатели рады, и товар по хорошей цене находится14
  • Александр ДубровинYuri, оборот. До вычета всех налогов5
  • A_siYuri, а в чем противоречие? Сельскую ипотеку нет смысла досрочно закрывать.0
  • Виктор БогдановичХуже чем Wildberries маркетплейса в России нет. Абсолютно не дружелюбная платформа к продавцам. Недавно начислили штраф за отказ делать поставку на заказы сделанные на 0 остаток. Месяц нет ответа от поддержки. Подмены товара регулярные на ПВЗ. Конкуренты устраивают покатушки товара в кукуево, тоже не решаемая проблема.8
  • MaraПремиальная детская одежда и хорошая женская одежда точно не товар маркетплейсов. Там народ покупает ширпотреб за 3 копейки, поэтому и молнию при примерке выдергивают. Люди покупают себе гору вещей на год, потом выбрасывают. К вещам соответственное отношение. Не тот контингент, Шариковы. Попробуйте продать на Ярмарке рукоделия.25
  • user4081827Мы обычный маленький магазин,где любят покупателей,делают скидки ,шьют на заказ ,как можно конкурировать с маркетплейсами когда ,мы ткани берём дороже ,чем там продают готовые изделия,труд швеи совсем не в цене,а это хлеб не лёгкий .Почти все кто продает на маркетплейсах, жалуются,что бедных обижают, нет это нам плохо,а вам всё нравится, наверно!!!7
  • Тимофей РазовАлексей, вы сейчас что-то продаете или раньше торговали на маркетплейсах? Какой товар выбрали?0
  • Marauser4081827, не конкурируйте. Работайте на Ярмарке рукоделия. Туда приходят совсем другие люди, которым не надо за 3 копейки. А надо хорошую вещь в 1 экземпляре.2
  • ИгорьАлександр, оборот 10 млн за год? это 833 тыс в месяц. И это до вычета аренды, зп сотрудникам, затрат на производство/закупку, налогов.. извините, но это не серьёзно. Рост вы заложили меньше, чем растёт сама площадка. И при этом всём прибыли у вас может и не быть вовсе, делитесь уж тогда средней чистой прибылью в месяц, что бы другие могли сравнить с зп в найме и стоит ли это того..10
  • Тимофей РазовВетер, я уже не в первый раз замечаю ваши комментарии про бизнес, очень интересно! Может, расскажете про него подробнее?) Если возникнет желание, пишите в анкету: https://journal.tinkoff.ru/business-form/0
  • user4081827Когда то давно,пытались продавать на ярмарке мастеров,не получилось,может сейчас попробуем.2
  • Ветер ПровансаТимофей, боюсь что кто-то скопирует мою бизнес модель)0
  • Marauser4081827, удачи!0
  • Тимофей РазовВетер, вы еще сильнее заинтриговали)1
  • Oleg AstDan, пространстао и упаковывать не обяз. Если дроп шипинг - напрямую от изготовителя, то селоер только юнит экономику, аналитику и маркетинг должен крутить. Но конечно товаров под такой формат все меньше и меньше. Точнее все больше селлеров предлагаю такие поставки.1
  • РонниНе дошла до МП. Хотела, так как рядом ПВЗ. Рассматривала некоторые позиции, чтобы выставить их на вб. Даже ЛК завела на вб как ИП. Но перед тем, как выставить позиции, посоветовалась с представителем производителя продукции, которую хотела там ставить. Пример был таков. Я покупаю в свой магазин этот товар за 80 рублей ( это реальная была стоимость товара на тот момент времени). Езжу за ним сама ( в стоимость закладываю бенз, расход личного времени нет). Товар у меня стОил на полках по 125 рублей. Этот же товар продается на вб за 270 рублей. Я спрашиваю, что мне делать ( ну, не торгаш я и не экономист) у представителя производителя, какую сумму ставить. Она отвечает "ставьте такую же, как у конкурентов плюс/минус, ибо вы должны будете покрывать все расходы на доставку до склада, на покупку термопринтера, на ленту, на упаковку, на проценты м-плейсу . Если вы поставите ценник, как у вас в оффлайн -точке, то уйдете в минус". Я знаю, что в наш пвз иногда как в перевалочный пункт привозят продавцы, а пвз уже отсылает от себя на склад в городе, а те, в свою очередь, уже дальше в точку заказа. Но мне почему-то отказал владелец пункта. Типа "нет, через нас нельзя"...никак. Ну да, ну да. Ладно. Потом я выяснила, что пока я думала, вб стал требовать взносы что-то там типа 15 тыс...перед тем, как ты зашел на платформу. И я махнула рукой. Да, пвз мне в некоторых товарах подгаживает. Но если чел адекват, то он зайдет ко мне, посмотрит ценник и сделает выбор. Плюс у меня цены видно через окна. Вторая ситуация. Мой бывший свекр давно в торговле фурнитурой, работают в паре еще с одним товарищем. Уже больше 20 лет. У каждого свой бренд есть. На рынке себя уже зарекомендовали. Отстроили собственный большой (сравнительно для такой тематики) ТЦ. Спрашиваю, мол, вы на маркеты заходили? Говорит "да, толку ноль, скорее даже убыток..москвичи сами по себе демпингуют, плюс маркетплейсы руки выворачивают условиями.. поэтому ушли оттуда"..1
  • Em mcroseРаботаем с МП уже 2,5 года. Озон и ВБ. Да, работаем каждый день, упаковщики на складе, сборщик заказов (торгуем по ФБС, так как товаров в ассортименте больше 5 тысяч). Параллельно работает два оффлайн магазина. Но на МП выхлоп больше получается, так как география обширная. Чистыми (после вычета налогов, себестоимости, расходов на зп и прочее-прочее) выходит около миллиона. И будет расти, так как ассортимент постоянно пополняется. Как-то так:)3
  • Валерия ЛуПодскажите, пожалуйста, как поделиться статьёй а соц сетях?0
  • ЖукС озоном проще. Можно вытаскивать, но не много, как приработок пойдет. Работаю по 3-5 товара, НО нахожу ценник вкусный по закупу, так чтобы без всякой рекламы у меня ТУПО было ДЕШЕВЛЕ. Учитывая комиссии, порчу, упаковку и личное время, думаю не очень радужное будущее будет у МП, магазины и розница точно останутся, а дальше будет думаю сложнее с ними. Но пока есть вариант дернеть хоть 20к оттуда в месяц, надо делать и держать нос по ветру. Из приколов у меня на озоне брали черную краску аэрозоль, красили и возвращали обратно, причина не тот цвет)) поддержка решает в пользу продавца, ну и все мы помним историю с елками1