«Почти никто из актеров не приехал»: как мы сняли сериал «Кварковый суп» за 18 000 ₽

Опыт читателя

4
«Почти никто из актеров не приехал»: как мы сняли сериал «Кварковый суп» за 18 000 ₽

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Кажется, что снимать кино очень сложно.

Сразу возникают вопросы. А кто будет играть? А где взять камеру? А как монтировать? Одни сомнения. Может, подать заявку на грант или пойти учиться во ВГИК? Да, только так. А иначе получится кино, которое посмотришь только с друзьями и успокоишься. Ну или можно горячо любить свое прекрасное творчество, верить, что однажды тебя увидит Стэнли Кубрик и скажет: «Боже, это лучшее, что я смотрел».

На самом деле все не так. Нужна только идея, которая взрывает мозг тебе и твоим друзьям. Странный, дурацкий, непонятный, но увлекательный и захватывающий мир, в котором классно жить. Все — фильм готов, как говорил мой бывший начальник.

А дальше стоит только присмотреться к людям, местам и предметам, которые тебя окружают. Ну и Айфон еще пригодится.

Команда

Я из семьи художников, поэтому с рождения в моей жизни одни творческие чуваки: живописцы, скульпторы, кузнецы, фотографы и прочие мечтатели и фантазеры, которые при этом офигенно умеют в визуал. Они, понятное дело, обожают тусить везде и всегда, поэтому неожиданные встречи в удивительных местах — совершенно обычное дело. Этого настолько много, что в какой-то момент начинаешь считать окружающий мир чем-то повседневным. Но от такого ощущения лучше избавляться, а то действительно ничего не получится.

Все эти люди — готовые персонажи, которые на раз-два впишутся в любой творческий проект. Они не будут занудно спрашивать про философский смысл фильма, им не нужно заранее присылать готовый сценарий. Они могут не знать, что вы там снимаете и что вообще происходит. Но будут играть.

А еще есть мой товарищ Степа. В далеком 2007 году мы основали студию Remuslab и снимали кино на мыльницу. Сначала это были трешевые скетчи: например, про странных жителей пятиэтажки, у которых горилла поселилась в ванной и пожирала сахар.

Через несколько лет наши проекты стали больше походить на кино. В 2012 году мы сняли мокьюментари «54 метра» про отравленную туалетную бумагу. А еще через год — короткометражку «Молотки» про директора фабрики с усами из куска шубы.

Мы со Степой на съемках ролика к десятилетию Remuslab
Мы со Степой на съемках ролика к десятилетию Remuslab

Самым веселым и, на мой взгляд, удачным проектом стали «Щепки». Мы вдохновлялись сериалами «Майти Буш», «Твин Пикс» и Tim and Eric Awesome Show. В итоге получился пятисерийный абсурдный триллер про бравого полицейского, который расследует загадочное убийство в мистическом лесу. Мы вдвоем сыграли всех персонажей.

Сейчас Степа профессионально занимается монтажом и спецэффектами, а еще пишет музыку. Благодаря ему нам не нужно каждый раз тратить миллион долларов на производство.

Концепция

В 2020 году мы сидели с папой на карантине в деревне и придумали историю про художника и его друзей. По сюжету они просыпаются в мастерской после грандиозной попойки. И вдруг у них начинаются галлюцинации: один почему-то идет на крышу жарить шашлыки, другой растворяется в ванне, третий начинает слышать таинственные голоса.

Позже, уже в Москве, я плавал в бассейне и понял, что один из папиных друзей отлично подходит на роль странного ученого — стоит только надеть белый халат.

Далее к нам в гости приехал другой папин друг, который пешком ходил из Москвы в Белград. По дороге ему открылись философские истины — теперь он постоянно о них рассказывает. «Чем меньше точка, тем больше информации», «минус гоняется за плюсом», «космос обладает ритмом» — идеальная научная база для сериала про ученых. И отличные названия для серий.

Осенью мы нашли в бывшем здании Московского института электронного машиностроения странный аппарат непонятного назначения. Он сильно напоминал портальную пушку. И еще много подобных артефактов.

Мы определились с тематикой сериала — шоу про ученых из советского НИИ, которые научились открывать порталы в другие миры
Мы определились с тематикой сериала — шоу про ученых из советского НИИ, которые научились открывать порталы в другие миры

У нас получилась история про профессора Туркану и его коллег по НИИ. Ученые-физики изобрели портальную пушку и научились путешествовать по другим мирам.

Герои хранили свои идеи в секрете и тайно собирались у знакомого художника в мастерской для проведения исследований. Злобные Кардиналы из параллельной вселенной узнали об этом. Они решили похитить разработки Туркану. Для этого антагонисты подкупили коллегу профессора и превратили его в эдакого мистера Смита из «Матрицы». У него появилось множество клонов, а сам он никак не менялся с годами.

Тем временем профессор Туркану создал еще один аппарат и исчез в неизвестном направлении. Теперь все начали его искать.

Далее мы определились с названием сериала — «Кварковый суп». Так именуют кварк-глюонную плазму — «агрегатное состояние вещества в физике высоких энергий и элементарных частиц, при котором адронное вещество переходит в состояние, аналогичное состоянию, в котором находятся электроны и ионы в обычной плазме». Я в этом ничего не понимаю, а определение скопировал из Википедии.

Сделанный на коленке сериал получится классным, только если это бюджетное производство превратить в фишку. Пусть мусорный мешок будет костюмом для главных злодеев. А одноразовый защитный комбинезон — оболочкой для страшных бактерий, которые захватили прекрасных существ в разноцветных париках.

А еще сай-фай развязывает руки. Фантастика стерпит все и ничего не потребует. Делай что хочешь.

Сценарий

Все-таки совсем без сценария не стоит снимать, сюжет нужен. Но тщательно готовить скрипт с начисто прописанными диалогами и раскадровками — это скучно. А снимать — весело. Если относиться к съемкам как к ролевой игре, все будет понятно по ходу. Как говорил Троцкий, движение — все, конечная цель — ничто.

Сюжет менялся миллион раз. Из сериала про странных живописцев проект превратился в киноэпопею, идею которой мало кто понимает.

Получился не совсем сериал — скорее пять самостоятельных фильмов с общей вселенной. Их можно смотреть в любом порядке и по отдельности
Получился не совсем сериал — скорее пять самостоятельных фильмов с общей вселенной. Их можно смотреть в любом порядке и по отдельности

Ученые, злобные Кардиналы, растворенный художник, пропавший профессор, агенты-клоны — в этом фильме есть вообще все, что только можно вообразить.

В процессе съемок сериал перестал быть просто сай-фаем. Проект начал жить своей жизнью. Каждый его участник, в том числе зритель, вкладывает туда свои смыслы.

Актеры

Актеры без профильного образования играют гораздо лучше профессионалов. У них нет никакого бэкграунда, кроме собственного образа и личных историй. Их странности — главный элемент стиля. Так, участники перевоплощаются в самых разных героев по несколько раз за время съемок.

В «Кварковом супе» почти все актеры играют больше двух персонажей. Мой папа — наивный художник-сюрреалист и одновременно подлый Советник из антиутопического мира. Скульптор Владимир Вахрамеев — фантастическое музыкальное существо, кровожадный Кардинал и таинственный детектив, который расследует пропажу Туркану. Наш товарищ Алексей Топорин — отважный профессор Лопатин, а также солдат-киборг, тюремный надзиратель и угнетенный житель захваченного мира.

Работать с такими актерами гораздо интереснее. Хотя с другими я почти не сотрудничал, только встречался на вечеринках
Работать с такими актерами гораздо интереснее. Хотя с другими я почти не сотрудничал, только встречался на вечеринках

Режиссер должен объяснить суть персонажа и сцены. А дальше актеры пропускают эту информацию через себя, соотносят с личным опытом и выдают потрясающую игру.

Никогда не знаешь, как они сыграют именно в этот съемочный день. Все происходит как по мановению волшебной палочки. И это безумно увлекательный процесс по обе стороны камеры — взгляд режиссера снаружи и актеров изнутри.

Нужно постоянно подбадривать команду и говорить, что все получается идеально. Не для того, чтобы кого-то не обидеть. А потому что все происходящее на съемках — это уже суперкруто. Плохую сцену можно сто раз переснять, но это уже не так важно.

Неплохой лайфхак. Если кому-то сложно говорить на камеру или уже отсняли сцену, но решили изменить сюжет, можно подставить неизвестный фантастический язык. Проблема моментально решится, ведь это сай-фай.

Локации

Мастерские художников — это всегда свободное пространство для творчества. Ты оказываешься в другом мире, где можно найти все что угодно.

Например, скульптурные мастерские мы решили переделать в фантастический мир. Когда-то он был прекрасным и цветущим местом, совершенные музыкальные существа населяли его. А потом туда завезли опасные бактерии, которые питались звуками. Они превратили этот оазис в страшные полуразрушенные катакомбы, а существ посадили в каменные боксы-камеры. Заваленные обломками скульптур и засыпанные гипсом мастерские подошли идеально.

Мастерские идеально вписываются в концепцию сай⁠-⁠фая — ты можешь превращать их в то, что тебе нужно
Мастерские идеально вписываются в концепцию сай⁠-⁠фая — ты можешь превращать их в то, что тебе нужно

Нам очень повезло, что удалось заснять советский НИИ в помещениях одного института. В нем мы нашли таинственную шахту лифта, где профессор первый раз открывает портал. Кабинеты ученых, где происходили фантастические проникновения кардиналов. И коридоры, где встречались герои из будущего и прошлого.

А заброшенные сараи в Пушкинских горах оказались идеальной локацией для финального эпизода.

Съемочный процесс и постпродакшен

Первую серию мы начали снимать осенью 2020 года. Тогда сюжет сильно отличался от финального варианта. Все сразу пошло не по плану: почти никто из актеров не приехал на площадку.

Мы собрались в папиной мастерской и перепридумали концепцию. Решили снимать историю про художника, который нарисовал абстрактную картину, а затем растворился в ванной. Момент растворения мы сняли в самом конце, на этапе монтажа — через два с половиной года.

Дублей было так много, что из оставшихся фрагментов можно собрать еще один сериал
Дублей было так много, что из оставшихся фрагментов можно собрать еще один сериал

Съемочный процесс увлекал и захватывал. Мы никогда не могли предугадать, какой получится следующая серия. Приходилось многое переснимать по несколько раз. Постепенно вырисовывался сюжет, который зависел не столько от решений команды, сколько от фантастических поворотов судьбы.

Каждый участник проекта был одновременно актером, режиссером, оператором и сценаристом. Такой коллективный автор — полная свобода, никакой иерархии.

Сложнее всего было сделать спецэффекты, которых в сериале очень много
Сложнее всего было сделать спецэффекты, которых в сериале очень много

Постпродакшен проходил в таком же формате. Мы приступили к монтажу еще в конце 2020, а закончили только осенью 2023 года.

Каждую серию переделывали по несколько раз: добавляли новые кадры, меняли порядок сцен, переозвучивали персонажей.

Траты на съемку сериала — 18 200 ₽

Статья расходовСумма
Гонорар профессиональному актеру озвучки11 000 ₽
Хромакей5 000 ₽
Мешки для мусора1 000 ₽
Рулон золотой подарочной пленки700 ₽
Два одноразовых защитных комбинезона350 ₽
Резиновая шапочка для плавания150 ₽

Траты на съемку сериала — 18 200 ₽

Гонорар профессиональному актеру озвучки11 000 ₽
Хромакей5 000 ₽
Мешки для мусора1 000 ₽
Рулон золотой подарочной пленки700 ₽
Два одноразовых защитных комбинезона350 ₽
Резиновая шапочка для плавания150 ₽

Второй сезон

За три года работы нам так понравилось жить в этом придуманном мире, что прощаться с ним не захотелось. Теории профессора Туркану расходятся на цитаты, а места съемок напоминают о бесконечных путешествиях ученых.

Мы размышляем о съемках второго сезона. Каждая серия первого открывает уж слишком много сюжетных линий, которые хочется продолжать. Но, конечно, это уже должно быть что-то совершенно новое.

Редакция
Тоже пробовали снимать сериал или фильм? Расскажите и покажите:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество