Как оформить портфолио, если подписал NDA?
Я дизайнер. Стараюсь пополнять портфолио, потому что оно помогает мне находить новых клиентов. Но некоторые клиенты просят подписать NDA — соглашение о неразглашении информации.
Мой последний заказчик — крупная компания. Я подготовил инфографику, но меня попросили подписать документ, запрещающий разглашать любую информацию об организации. За нарушение предусмотрен штраф — 100 000 ₽ за каждый доказанный факт разглашения.
Инфографика получилась классной, я хотел бы поместить ее в портфолио, но боюсь штрафа. Имеет ли соглашение, которое я подписал, юридическую силу в России? И как можно попробовать обойти NDA?
NDA имеет юридическую силу в России и других странах, и я не советую его нарушать. Но соглашение может не мешать включению инфографики в ваше портфолио. Я советую договориться с заказчиком о том, как вы можете демонстрировать свою работу и не нарушать ничьи интересы. Расскажу подробнее.
Что такое NDA
NDA, или non-disclosure agreement, — это соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. Данные, к которым ограничен доступ, считаются секретными. Понятие не закреплено в российском законодательстве, но отечественные суды его применяют.
NDA могут заключать в виде отдельного соглашения или добавлять в договор на оказание услуг. Во втором случае NDA помещают в отдельный раздел или вообще никак не выделяют. Поэтому условие о неразглашении может находиться в любом месте договора — например, между пунктами, что стороны условились судиться по месту нахождения заказчика и что документ составлен в двух экземплярах.
Какой бывает ответственность за нарушение NDA
Наказание за разглашение NDA прописано в договоре, но нарушение еще нужно доказать. В моей практике не было случаев, когда фрилансеров привлекали к ответственности, но в теории это возможно.
Наказание за разглашение коммерческой тайны доходит вплоть до административной или уголовной ответственности. Сведения, которые считаются коммерческой тайной и те, что закрыты по NDA, могут совпадать, но это не обязательно. Подробнее о том, какие данные подпадают под коммерческую тайну, рассказали в другом материале Т—Ж.
Важно: получить наказание за разглашение коммерческой тайны можно, даже если вы не подписывали договор NDA.
Гражданско-правовая ответственность. Применяется, если одна из сторон нарушила свои обязательства по договору. Чаще всего в NDA прописывают конкретные штрафы за его нарушение. Но суд может уменьшить размер взыскания, если посчитает его слишком большим.
Например, компания заказала фотосъемку корпоративного мероприятия. В NDA с фотографом указано, что он не может использовать переданный заказчику результат работ без разрешения заказчика, в том числе в портфолио и в интернете. Еще в договоре сказано, что фотограф не должен разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика.
Несмотря на эти условия, фотограф разместил в соцсетях фотографии и информацию о мероприятии. Компания обратилась в суд с требованием удалить посты из соцсети и выплатить штраф 1 200 000 ₽, предусмотренный договором.
Исполнитель пытался оправдаться — в договоре не указано, что разрешение на публикацию фотографий должно быть обязательно письменным. А заказчик со своего аккаунта поставил лайки под фотографиями — то есть одобрил их публикацию.
Суд не решился признать лайк официальным согласием и обязал фотографа удалить фотографии с мероприятия и информацию, размещенную под ними . Но уменьшил штраф — взыскал только 15 000 ₽, по 5000 ₽ за каждую публикацию.
Административная ответственность. Ее применяют за разглашение коммерческой тайны — при условии, что в NDA прямо указано, на какую информацию распространяется такой режим.
Исполнителей обычно штрафуют на 5000—10 000 ₽. Для должностных лиц наказание строже — от 40 000 до 50 000 ₽ или дисквалификация на срок до трех лет. Для малых предприятий — от 50 000 до 100 000 ₽, а для остальных компаний — от 100 000 до 200 000 ₽.
Если в NDA термин «коммерческая тайна» не упоминается, то административной ответственности не будет.
Уголовная ответственность. Как и в случае с административным наказанием, уголовное возможно, если в NDA четко указано, какие сведения охраняются коммерческой тайной. Тогда, если исполнитель незаконно собирал такую информацию, например похищал документы или подкупал сотрудников компании, или разгласил коммерческую тайну без согласия ее обладателя, могут назначить штраф до 500 000 ₽ или лишить свободы до трех лет.
Если удастся доказать, что разглашение секретной информации привело к крупному, 2,25 млн рублей, ущербу заказчика, наказание будет строже. Штраф может составить до 1 млн рублей, а срок лишения свободы — до пяти лет.
Это не самый распространенный вид ответственности. Тем не менее обвинительные приговоры по статье 183 уголовного кодекса есть. Как правило, речь о намеренном разглашении информации ради личной выгоды.
Например, в Тобольске сотрудник компании сотовой связи фотографировал на телефон и продавал сведения о клиентах. Он признал вину и попросил рассмотреть дело в особом порядке — без исследования и оценки доказательств в обмен на смягчение наказания. В результате суд назначил мужчине штраф .
Но нарушителей могут осудить и строже. Например, сотрудница телефонной компании в Искитиме продавала данные о звонках. Полиция провела контрольную закупку и передала дело в суд. В результате девушку приговорили к одному году лишения свободы условно .
Что делать перед тем, как подписывать соглашение
Важно прочитать весь договор, прежде чем подписывать его, и уточнить, добавил ли заказчик условие о неразглашении. Если оно есть, можно договориться о комфортных условиях, например предусмотреть право включать работу в закрытое портфолио и демонстрировать ее ограниченному кругу лиц.
Иногда исполнители увеличивают стоимость работ в зависимости от условий NDA. Например, повышают цену на 50%, если NDA действует до релиза.
Вот как исполнители объясняют наценку заказчику: каждый кейс приносит минимум одного клиента в месяц на протяжении трех-пяти лет. Когда будут сняты ограничения, предусмотренные NDA, проект утратит актуальность.
Что делать, если вы уже подписали соглашение
Показать документ юристу. Не все заказчики в России научились эффективно использовать NDA. Есть лазейки, которые позволяют его обойти и не нарушить при этом закон.
Например, иногда компании включают NDA в договор на оказание услуги и забывают распространить его на более длительный срок. В документе сказано, что соглашение действует до момента, когда исполнитель передает заказ и получает оплату. Значит, после этого NDA не применяется и автор может спокойно добавить работу в портфолио.
Рассмотрим формулировку, которая иногда встречается в NDA: «По настоящему Соглашению Исполнитель обязуется сохранять в тайне и не разглашать информацию, составляющую служебную и/или коммерческую тайну Заказчика». Если ваш заказчик не сообщил, что инфографика — это его коммерческая тайна, то формально она не подпадает под NDA. То есть если вы удалите из работы все, что касается заказчика, и оставите только элементы дизайна, можете добавить ее в портфолио. Упоминать название компании нельзя, но можно указать, что инфографика подготовлена для корпорации.
Однако не все так просто. Помимо NDA вы могли заключить с заказчиком договор отчуждения исключительных прав на созданное вами произведение, лицензионный договор или договор авторского заказа. При заключении таких соглашений вы передаете право использования инфографики заказчику на определенный срок или бессрочно. В таком случае размещение инфографики в портфолио или соцсетях тоже будет считаться ее использованием.
Вот по какой формулировке можно понять, что вы передали право на использование инфографики: «Правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме Правоприобретателю».
Если у вы сомневаетесь, распространяется ли действие соглашения на вашу инфографику, рекомендую обратиться к юристу: показать NDA и все документы, подписанные с заказчиком.
Проверить, не опубликовал ли заказчик вашу работу. Информация перестает быть секретной, когда о ней узнает большое количество людей. Если компания опубликовала вашу инфографику, та уже не находится под NDA. Тогда вы можете объявить себя автором работы.
Право признаваться автором произведения неотчуждаемо и непередаваемо. Создатель не может отказаться от своего авторского права, и заявления об этом не имеют юридической силы. Даже если создатель передал заказчику право на использование произведения, например по договору авторского заказа, он все равно остается автором и имеет право говорить об этом.
В NDA часто можно встретить такую фразу: «К Конфиденциальной информации не относится ставшая общеизвестной информация, доступ к которой был предоставлен Передающей стороной третьим лицам без ограничений либо иным способом ставшая общедоступной не по вине Получающей стороны».
После того как заказчик разместил инфографику на сайте, вы можете ссылаться на нее в портфолио. Но вы все еще не имеете права раскрывать коммерческие детали: стоимость заказа, срок выполнения, условия сотрудничества.
Подписать дополнительное соглашение. Если в NDA есть запрет на включение работы в портфолио и заказчик еще не опубликовал инфографику, обсудите условия, при которых вы имеете право показывать ее другим потенциальным клиентам. Вот что можно предложить:
- запросить предварительное разрешение на показ работы и информировать о каждом случае демонстрации;
- гарантировать, что будете показывать инфографику только со своего компьютера;
- разместить работу в закрытом облачном хранилище и дать заказчику доступ, чтобы он мог контролировать просмотры;
- удалить из работы коммерческую информацию, сохранить только элементы дизайна.
Если заказчик ценит возможность работать с вами, он согласится на такие условия или предложит свой вариант.
Достигнутые договоренности нужно зафиксировать — тогда заказчик не сможет внезапно передумать и обвинить вас в их нарушении.
Рекомендую подписать дополнительное соглашение. В договоре должен быть раздел об NDA — изучите его, чтобы понять, как составить новый документ. Чаще всего достаточно распечатать такое соглашение в двух экземплярах и поставить на них подписи заказчика и исполнителя.
Что в итоге
Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации имеет юридическую силу. Любые данные, к которым ограничен доступ, считаются секретными.
NDA можно оформить отдельным документом или добавить в один из разделов договора на оказание услуг. Поэтому важно прочитать весь договор, прежде чем подписывать его, и уточнить, добавил ли заказчик условие о неразглашении.
Исполнителям, которые нарушили соглашение и при этом разгласили коммерческую тайну, грозит административная или уголовная ответственность. Правда, факт нарушения еще нужно доказать.
Помимо NDA вы могли еще подписать договор об отчуждении исключительных прав на произведение, лицензионный договор или договор авторского заказа. Тогда вы передали заказчику право использовать вашу инфографику, а сами от него отказались. Но вы сохранили право называться автором созданного вами произведения. Поэтому в портфолио можно сделать ссылку на опубликованную заказчиком инфографику, а в соцсети — репост публикации заказчика.
Если вы подписали NDA и хотите законно добавить инфографику в портфолио, можно показать соглашение юристу, проверить публикацию своей работы в интернете или подписать с заказчиком дополнительный договор, где будут прописаны условия демонстрации вашей работы.