«Глубже вник в суть профессии»: 3 истории о том, как совмещать учебу и работу по специальности

И сколько можно при этом зарабатывать

6
«Глубже вник в суть профессии»: 3 истории о том, как совмещать учебу и работу по специальности
Аватар автора

Ксения Донская

пообщалась с начинающими специалистами

Страница автора

Работать во время учебы начинают по разным причинам: одни спешат набраться опыта, другим просто нужны деньги.

Мы попросили студентов, которые работают по специальности или почти по специальности, рассказать, как им удается совмещать вуз и работу, какой доход это приносит, сильно ли он отличается от зарплаты старших коллег и как такая практика влияет на учебу.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Будущий реабилитолог, которая работает массажисткой

Аватар автора

Аноним

планирует стать реабилитологом

Возраст: 18 лет
Образование: третий курс медицинского университета в Томске
Доход от работы: ~10 000 ₽

Образование. Моя мама — врач, и я с детства видела больницы, пациентов, работу медиков. Мне всегда было интересно, как устроено тело человека, почему мы болеем, как этого избежать и как помочь, если все уже случилось. Так что вопрос о выборе пути даже не стоял: только медицинский. Сейчас я учусь на третьем курсе, специализация широкая — терапевт, более узкую можно будет выбрать в ординатуре.

Мы учимся долго: после шести лет в университете становишься врачом-лечебником, можно идти терапевтом на участок, но не более того. Чтобы получить более узкую специализацию, нужна ординатура, она длится от двух до пяти лет.

На медицинском учиться сложно: нужно запоминать огромные объемы информации за короткий срок, очень быстро ориентироваться в ситуации. Много сил и времени отнимает подготовка к занятиям и итоговым, постоянные переживания.

Чаще всего студенты-медики устраиваются санитарами и медсестрами. Если не хочется просесть по учебе, можно выделить на работу дня три, хотя некоторые работают и по пять — это заметно сказывается на качестве их подготовки. Доход на таких подработках составляет до 16 000 ₽ в месяц.

Обычно к окончанию учебы у всех друзей-немедиков уже свои квартиры-машины, а у нас — только диплом.

У меня необходимость подрабатывать появилась сразу после поступления. Я выбрала массаж: он связан с медициной, не требует высокой квалификации и приносит неплохой доход. Пошла на курсы в Петропавловске, откуда я родом. Они длились месяц, их проводил именитый в нашем городе массажист, стоили они 55 000 тенге — 9000 ₽. В группе занимались четыре человека, медицинского образования не было ни у кого.

Если действительно хочешь научиться, курсы очень эффективны: на них получаешь максимум информации — достаточно иметь хорошую память и большое желание. На каждом уроке была модель, за одно занятие мы проходили по одной зоне тела. Сначала нам рассказывали, потом показывали, как делать, затем мы делали сами, при необходимости нас поправляли. В конце каждого занятия мы без подсказок отрабатывали все на оценку.

Я считаю, что массажистам нужно на высшем уровне понимать, как функционирует организм человека, без таких основ можно сильно навредить. На курсах нас этому не учили, даже, наоборот, сказали, что мое образование мне «никак не поможет». Но оно помогает. Нужны хотя бы элементарные знания, где у человека какой орган. Был у меня соученик в группе, который при массаже живота так надавил модели на печень, что дошло до слез.

В конце занятий мне выдали сертификат, в котором указаны часы учебы и все, что я умею делать из массажа. Первых клиентов помогла найти мама — это были ее коллеги или подруги. Они на мое предложение соглашались сразу, потому что считают меня умной и адекватной и потому что массаж нужен всем.

Первой моей клиентке на первом же сеансе стало больно, и она закрылась. Сеанса четыре прошли напряженно, я боялась снова причинить ей боль и увеличивала силу работы очень постепенно. Тогда женщина поняла, что я не мучить ее пришла. Потом увидела результаты и вообще растаяла.

Работа. Есть два вида массажа: лечебно-оздоровительный — чтобы заниматься им, нужно учиться в колледже, и гигиенический — обычный массаж без цели вылечить, для него медобразование не требуется. Гигиенический массаж, в свою очередь, бывает классический — для улучшения состояния спины, ног, рук и прочего, спортивный — чтобы размять мышцы спортсменам, лимфодренажный — для борьбы с отеками и коррекции фигуры, а также расслабляющий. Я владею всеми перечисленными методиками. Еще берусь за другие задачи, которые точно могу выполнить: даю рекомендации по спорту, питанию, могу подсказать упражнения для коррекции осанки или укрепления мышц.

Профессия подходит тем, кто искренне хочет помочь людям и будет работать ради результата, а не денег, кто готов отдавать свои силы, в том числе моральные. Нужно быть на сто процентов включенным в процесс. Желательно запомнить все про клиента: его запрос, состояние здоровья, образ жизни. При встрече каждый раз поддерживать разговор, углублять связь — тогда выше вероятность, что человек придет на массаж еще раз.

Большая физическая сила массажистам не требуется, главное тут — знания и мастерство. Тем не менее это дело скорее для тех, кто не боится работать на ногах и быть в движении по 10 часов, у кого здоровый позвоночник и плечи. Сначала клиента надо хорошо разогреть — это интенсивные движения типа растираний, потом хорошо размять — это движения с приложением усилий. И только потом немного расслабить — и самому отдохнуть. К тому же мне, например, приходится возить с собой на автобусе складной стол, а он весит где-то 8—10 кг.

Мне всегда приятно видеть результат моих трудов. Если массаж оздоровительный, эффект появляется уже после третьего сеанса: уменьшается боль, улучшается подвижность. Если лимфодренажный, то изменения заметны после пяти-шести раз, но чтобы их закрепить, нужно десять. У меня самый впечатляющий результат был, когда женщина с помощью массажа и коррекции питания за три недели похудела в талии на 12 см.

В работе бывает сложно выстроить барьер. Он должен быть: клиент — это клиент, между нами стекло, иначе отдаешь слишком много энергии. Сейчас у меня это получается почти со всеми, но если человек к себе очень располагает, я могу слишком открыться — отношения станут скорее не рабочими, а товарищескими, энергии будет уходить больше, а значит, я буду больше уставать.

После работы мне нужно восстановление. Когда я понимаю, что все, предел, — ухожу гулять, читаю где-нибудь на улице, слушаю аудиокнигу или любимую музыку, готовлю что-то новое для себя. И главное — делаю все одна, потому что устаю от людей.

Клиентов ищу через знакомых или социальные сети. Не отказываю никому, поскольку пока дорог любой клиент. Мой возраст людей не смущает — перед сеансом мы обязательно созваниваемся, и они знают, что я молодая.

Раньше у меня были только клиентки — и из соображений безопасности, и потому что молодой человек был против. Сейчас я одна и работаю в том числе с мужчинами, они не мелочатся и хорошо платят. Но когда установится стабильный клиентский поток, планирую снова брать только женщин: надоело слушать комплименты, приглашения «продолжить массаж за шампанским» и прочие непристойные фразы. Еще буду отказывать людям с мизогинными наклонностями, антифеминистам или тем, кто далеко от меня живет.

Я работаю у клиенток на дому, им так спокойнее: своя территория, душ, простынь. Для меня это тоже почти безопасно, потому что на дом я хожу только к женщинам, предварительно поговорив с ними по телефону и познакомившись. В целом у меня ни разу не было чувства страха, когда я шла к новой клиентке.

При массаже к каждому человеку нужно искать индивидуальный подход, мне это нравится. Например, по особому надо относиться к детям. Я постоянно наблюдаю за их реакцией на каждое мое движение, потому что детям сложнее объяснить, что я делаю и зачем, они часто закрываются в себе и напрягаются. Или, например, была у меня клиентка, которая любила очень сильный массаж, — я делала сильнее. А был клиент, который вообще боялся любого давления, — приходилось адаптироваться под него. Еще был мужчина, которому было жутко щекотно, тут тоже пришлось менять технику.

За время работы у меня было пять клиенток, которым я делала массаж бесплатно, потому что знала, что денег у них немного.

И с каждой из них нам удалось добиться результата: уменьшения боли, коррекции фигуры, улучшения общего состояния — потому что если я начинаю работать, то отдаюсь одинаково и тем, кто платит, и тем, кто нет. И если честно, такие клиентки — самые благодарные люди. Никто другой так не хвалил мою работу. Например, в конце курса одной девушки ее семья пригласила меня на ужин, где все благодарили меня за помощь. В тот момент я почувствовала себя как дома.

Совмещение. На работу я трачу примерно 30 часов в месяц. Получается даже не жертвовать учебой: хотя в период экзаменов работы было много, я успешно закрыла и сессию, и курс с клиентами.

Обычно мое расписание выглядит так: подъем в 6 часов, с 8 до 15 — университет, потом домой, вечером — клиент. Таких дней в неделю три-четыре. По учебе я стараюсь не проседать и ставить ее в приоритет, так что иногда приходится кому-то отказывать или переносить, но люди относятся с пониманием. На каникулах работаю в любое время, когда запишутся. Иногда человек может написать, что хочет на массаж прямо сейчас, и я принимаю. Но в выходные не работаю никогда. Это мое любимое время для того, чтобы восстановиться, отоспаться и подготовиться к новой неделе.

Дисциплины, которые мы изучаем в университете, — анатомия, физиология, патофизиология, пропедевтика — расширяют мои знания о процессах в организме и влиянии на них механического воздействия и позволяют мне лучше работать. В свою очередь, работа помогает мне улучшить коммуникативные навыки, и я надеюсь, что в будущем это поможет в общении с пациентами.

Доходы. Все клиенты у меня постоянные, но их количество разнится: бывает пять в месяц, бывает один, сейчас двое.

За час массажа беру 600 ₽. Суммы в месяц выходят разные, но в среднем это около 10 000 ₽. Думаю, опытные массажисты получают от 40 000 ₽: у них и поток клиентов больше, и цены выше процентов на 20.

Чтобы зарабатывать больше, нужно вкладываться в таргетированную рекламу в соцсетях — по моим расчетам, в месяц это требует примерно 10 000 ₽. Или устроиться в массажный салон и работать по графику, тогда можно получать около 30 000 ₽ — и это если цены в салоне демократичные. Я думаю так и сделать, когда мне будет позволять расписание и появится больше свободного времени.

Еще мне помогают родители — присылают по 5000 ₽ в месяц. Стипендии, к сожалению, нет, учусь на платном отделении.

Расходы. Моих доходов мне хватает, но приходится жить аскетично и продумывать каждую трату. Мы с подругой снимаем вместе комнату в двушке, в другой живет хозяйка. Максимум работы стараюсь делать днем; выходя из комнаты, всегда гашу свет. Так же и с водой: выключаю, когда чищу зубы, намыливаю руки или голову. Не принимаю ванну: не люблю, экономлю и спасаю планету от засухи.

На еду мы тоже скидываемся: нам помогают родители, передают овощи, яйца, иногда — мясо. Я стараюсь придерживаться средиземноморской диеты, не покупаю хлеб, сладкое, выпечку, алкоголь, газировку. В буфетах и столовых я не ем, беру еду из дома, в кафе ставлю себе лимит, например не больше 100 ₽, обычно покупаю какао или салат, иногда могу выйти за пределы рублей на 30 и взять раф или латте. В некоторых кофейнях есть акция — скидка на кофе в своей кружке. Еще я хожу есть в гости. Всем жаль студентку, и когда дома нечего есть, гостеприимные хозяева всегда рады помочь.

Основные траты

Аренда комнаты2750 ₽
Еда1500 ₽
Подарки, кино, учебники1500 ₽
Проезддо 1000 ₽
Кофейня300 ₽
Всегодо 7050 ₽/месяц

Основные траты

Аренда комнаты2750 ₽
Еда1500 ₽
Подарки, кино, учебники1500 ₽
Проезддо 1000 ₽
Кофейня300 ₽
Всегодо 7050 ₽/месяц

Все, что не потратила за месяц, откладываю. Суммы бывают разные, но всегда не меньше 10% дохода. Сейчас играю в «52 недели богатства», где каждую следующую неделю надо откладывать сумму больше, чем в предыдущую. Узнала про эту игру из Тинькофф Журнала. Коплю на оплату текущей учебы и ординатуры. Пока удалось отложить 13 000 ₽.

Будущее. Планирую работать массажисткой еще как минимум лет пять, развиваться дальше в этой сфере, учиться на курсах — на этот раз медицинских. Вероятно, после окончания университета тоже сразу из массажа не уйду, постараюсь вести хотя бы постоянных клиентов.

Если говорить про медицинскую карьеру, хотелось бы, конечно, в ординатуру по реабилитологии. Массажист с медобразованием и большим стажем может многое, но только в области массажа. Реабилитолог же ориентируется во всем: ЛФК, физиотерапии, миостимуляции и опять же массаже. Еще эта специальность мне нравится потому, что я хочу видеть результаты своей работы. Например, поступил пациент после аварии, ничего не может делать, а после лечения уже почти ходит. Это вдохновляет и не дает перегореть.

Если не получится с ординатурой, пойду терапевтом на участок. На какие-то высокие посты вроде главврача или министра не мечу, поскольку больше люблю быть в окружении людей и помогать им, нежели решать административные вопросы.

Еще хотелось бы маленькую, но свою квартиру в Санкт-Петербурге — искренне верю, что начну потихоньку откладывать на нее в 2022 году, за пять лет надеюсь набрать хотя бы на первоначальный взнос.

Кроме того, в будущем я бы хотела помогать родителям так же, как они сейчас помогают мне, чтобы они ни в чем не нуждались, несмотря на низкую пенсию. В свете последних событий начинаю задумываться и о собственной пенсии. Когда видишь человека, который всю жизнь отдал госслужбе и сейчас вынужден во всем себя ограничивать из-за непомерно маленьких выплат, волей-неволей о ней задумаешься.


Будущая скрипачка, которая дает частные уроки

Возраст: 24 года
Образование: пятый курс консерватории в Нижнем Новгороде
Доход от работы: до 35 000 ₽

Аватар автора

Alexandra Izbash

планирует работать в оркестре

Страница автора

Образование. Я пришла в музыкалку, потому что подруга играла на скрипке и мне тоже захотелось. Спустя два года уже думала бросить, потому что меня постоянно ругали и ставили двойки, но манипуляциями родителей кое-как дотянула до пятого класса. Потом мы с ансамблем скрипачей поехали на конкурс на Украину, и меня очень вдохновила наша учительница: что-то во мне щелкнуло, я почувствовала, что могу любить музыку, что у меня получается. На следующий учебный год она стала моим учителем по специальности. И больше у меня не было никаких двоек, только радость, конкурсы и концерты.

После окончания музыкальной школы я пошла в колледж. Работать начала на третьем курсе: мне предложили место в той же музыкальной школе, которую я окончила. У нее открывался филиал на окраине города, туда нужен был учитель. Я как раз жила в том районе. Предложение для меня было неожиданным, тогда я не искала подработку и сомневалась, хотя в принципе музыкальная школа — довольно распространенный вариант для студентов колледжа: там работала половина моих однокурсников. По-хорошему, правда, для этого нужен диплом о среднем музыкальном образовании. Получается, директора школ в Приднестровье, где я тогда жила, обходили это требование.

Сейчас я считаю, что начинать в 18 было рановато.

Зато я получила ценные педагогические навыки. Я пришла на работу максималистом и идеалистом. За каникулы начиталась литературы советских московских педагогов и была уверена, что у меня получится учить эффективнее, чем учили меня. Казалось, я выстрою контакт с учениками, подскажу им более короткий путь к цели, не буду на них давить — и все будет отлично.

В итоге контакт я с ними выстроила и не давила, дальше оказалось сложнее. Моих объяснений не всегда хватало: я считала некоторые вещи очевидными, а они требовали объяснения. Еще нужно было чаще прерывать учеников, не давать им доиграть до конца, если у меня есть важное замечание и я хочу объяснить, как делать не надо. Но я их не останавливала, мне мешал этикет, ведь перебивать некрасиво.

Тогда у меня было два ученика по специальности и ансамбль скрипачей. Заниматься с группой оказалось сложнее, потому что важно было не столько устранять огрехи в игре — этим занимаются на специальности, сколько создавать музыку, используя данные учеников. Меня же все время тянуло позаниматься с ними по специальности. Кроме того, я интроверт, мне в принципе комфортнее с меньшим количеством людей.

В музыкальной школе я была занята семь академических часов в неделю и получала примерно 2500 ₽ в месяц, но цены в Приднестровье немного другие, эта сумма — 17% средней зарплаты. Мне хватало на карманные расходы, в том числе на проезд. Мои старшие коллеги получали больше: за высшее образование дают небольшую надбавку плюс роль играет категория учителя.

В 20 лет я переехала в Нижний Новгород. Здесь ближайшая от Москвы хорошая консерватория, куда у меня были шансы поступить. На первом курсе не работала: новая страна, новое место учебы, совсем новое окружение, жизнь без родителей. На работу просто не оставалось психологических сил. К тому же надо было много учиться. Со временем я освоилась, успокоилась, стала лучше организовывать время и в конце второго курса решила заниматься с учениками частным образом. Сейчас я уже на пятом и по-прежнему даю частные уроки.

Работа. Я провожу индивидуальные занятия, такой формат эффективен и подходит мне как интроверту. Учеников нахожу с помощью специальных сайтов.

В работе мне нравится необходимость упорядочить, систематизировать имеющиеся знания. Я постоянно ищу такие слова, которые быстрее всего приведут к результату конкретно этого ученика. Еще я заметила, что некоторые популярные среди педагогов методы не работают совсем: например, указание на недостатки, если ученик не знает, как их исправить. К тому же указывать можно по-разному: между «звук отвратительный» и «обрати внимание на звук — как он тебе?» есть разница. Или, например, меня учили так: «Пока не повторишь этот отрывок хотя бы десять раз подряд, с урока не отпущу». Эта задача вселяет только безнадежность и отвращение. Особенно обидно, когда семь раз все получилось, на восьмой ошибаешься — и счет обнуляется.

В итоге играешь этот отрывок раз 30, 50… и уже ненавидишь эту музыку.

Понятно, что без многократного повторения новое произведение не выучить, но сейчас я уже знаю, как добиться тех же результатов без насилия над психикой.

Во-первых, повторения нужно дозировать: лучше повторить одно и то же десять раз утром, десять раз в обед и десять раз вечером, чем тридцать — единовременно. Так память лучше работает. Во-вторых, повторения можно разнообразить, менять ритм, темп, штрихи — то, как звучат ноты: слитно, раздельно, отрывисто. Тогда мелодия не надоедает, а постоянные изменения выводят из зоны комфорта и не позволяют ослабить внимание.

Я люблю играть с учениками дуэтом, это многим нравится. Такую форму работы я открыла для себя благодаря разным пособиям, меня так не учили. Сейчас специальную литературу читаю реже, чем в начале своего педагогического пути, предпочитаю время от времени смотреть мастер-классы и листать учебники в поисках идей, как решить конкретные вопросы с конкретным учеником. Отдельное удовольствие — найти новый сборник и изучать его.

Еще мне интересно подбирать репертуар: у каждого ученика свой набор произведений, по которым он учится. Я предлагаю пьесы в зависимости от того, какой навык требуется развить и какое произведение понравится ученику, часто даю на выбор несколько пьес со схожими задачами. Например, перед учеником стоит цель научиться смене струн. Он уже наладил звук и движения правой руки, которая держит смычок. Сначала я дам ему мелодию, которая состоит из двух частей: первая часть играется на одной струне, вторая — на другой. Это максимально близко к тому, что он уже умеет, и смена струн тут всего одна. Когда он освоит это движение, ему можно дать произведение, где смена струн встречается чаще.

Бывает еще, что с самого начала я упускаю какую-то деталь, допустим в постановке рук, и в дальнейшем оказывается, что у ученика из-за этого сформировалась плохая привычка в игре. Это всегда досадно, но прибавляет опыта. Ученику я объясняю, что он делает не так, говорю, что я вовремя не обратила на это внимание, и главное — рассказываю, чем чревата такая привычка и какие возможности даст иное положение рук. Потом остается только терпеливо его поправлять. Зато со следующим учеником я обращу внимание на этот момент с самого начала.

Минусы индивидуального обучения в том, что человек играет для себя и практически не имеет доступа к концертам и конкурсам. По крайней мере, когда я училась в школе, участвовать в них могли только учащиеся профильных учреждений. Сейчас, правда, возможности расширяются, появляются соревнования, которые открыты и для любителей. Выступление на сцене дает много эмоций, важных для мотивации. А еще, если у учеников нет знакомых музыкантов, наши занятия — это их единственная возможность поиграть в ансамбле.

Сейчас у меня восемь учеников: четверо детей от 6 до 9 лет и четверо взрослых старше 25.

Если клиент ищет педагога для ребенка, он часто хочет видеть учителя помоложе и указывает это пожелание в анкете. Родители детей обычно приходят с такими запросами: общее музыкальное развитие ребенка, подготовка к музыкальной школе или повышение успеваемости в ней же. С последним возникают проблемы, если самому ребенку скрипка не нравится или не нужна, поэтому такие заказы я решила не брать. В то же время сейчас у меня занимается девочка, которой играть нравится, но на нее постоянно кричит педагог, и она не всегда понимает, чего от нее хотят. Это другой случай, с ней мы нашли общий язык.

Взрослые чаще всего обращаются, потому что хотят научиться играть для себя. Например, около полугода я работала с ученицей пожилого возраста — ей просто было интересно попробовать новое, она говорила, что это замедлит старение мозга. Она научилась играть по нотам, играла гаммы и мелодии, которые обычно проходят в первом классе. У нее хороший слух, поэтому получалось чисто. Еще она научилась изменять громкость и характер звука.

Моя работа позволяет мне знакомиться с людьми совершенно разных мировоззрений и склада ума.

Иногда узнаю от них что-то новое. Например, одна из моих учениц вдохновила меня на изучение итальянского.

На работе, наверное, многие находят свою любовь, но найти ее среди учеников удивительно. Мой молодой человек — мой бывший ученик по скрипке. Мы сверстники и познакомились полтора года назад; он уже играл на гитаре и фортепиано и захотел освоить скрипку для себя. Занимались недолго — и пока занимались, об отношениях даже не думали. Мы общались, переписывались о музыке и на общие темы, все больше понимая, что нам интересно вместе. Встречаться мы начали спустя почти три месяца после окончания занятий.

К поступлению в колледж или консерваторию я никого не готовила: ко мне не обращались с таким запросом, да и я сама не чувствую себя достаточно компетентной для этой задачи. Абитуриенты обычно знают, к какому учителю пойти, они не станут заходить на сайт, где размещена моя анкета.

Подработки. Летом и в начале осени меня периодически зовут играть в загс: я фоном сопровождаю регистрацию брака. Меня приглашают по пятницам и субботам, обычно с 10 до 15. Плата за одну регистрацию, она длится минут восемь, — 250 ₽. Мне нравится свадебная атмосфера, музыка, которую я играю. Время от времени пробирает на эмоции и даже слезы, хотя это незнакомые мне люди и я работаю там уже почти два года. Минус в том, что мелодии всегда одни и те же. Если мне становится скучно, иногда импровизирую на минусовки, по которым играю.

Время от времени кто-то из знакомых предлагает разово поиграть на каком-нибудь мероприятии. Это бывает редко, и стоимость услуги от меня не зависит. Обычно вопрос стоит так: «В этом месте и в это время надо играть это за столько рублей. Кто сможет?»

Совмещение. Преподаватели в консерватории знают, что я даю уроки, и нормально к этому относятся. Большинство студентов у нас работают — правда, чаще они устраиваются в музыкальную школу.

Мне работа помогла по-новому взглянуть на педагогов: например, теперь я понимаю, почему они расстраиваются, когда у ученика что-то не получается, почему говорят: «Я тебе уже все сказала, что надо делать, сначала выполни эти требования, потом поработаем над чем-то более интересным». Как бы вижу себя со стороны.

Трое моих учеников занимаются дважды в неделю, трое — один раз. Суббота — мой выходной, в остальные дни бывает от одного до трех занятий. На каникулах могу брать больше нагрузки.

Составить график, который всех устроит, порой бывает сложно. Я отталкиваюсь, конечно, от учебы. В консерватории постоянное расписание, но кроме занятий нужно дополнительно репетировать с другими музыкантами. Большинство предметов у нас ансамблевые, то есть я играю с пианистами, скрипачами, виолончелистами. Это и студенты, и преподаватели. Чтобы выучить программу, нужно обязательно встречаться вместе для репетиций, и тут какого-то постоянного графика нет.

Например, по одной дисциплине мы проходим сонату Моцарта для скрипки. Участники — я и пианистка. В начале семестра, когда произведение для нас новое, каждая смотрит свою партию отдельно, разбираем ноты. Потом встречаемся вдвоем, без педагога, чтобы сыграться, понять, какая музыка у другого в партии. И только после этого идем на урок к преподавателю. После него остаются задачи как для каждой из нас лично, так и для совместного разучивания. Ближе к выступлению или экзамену такие дополнительные встречи, как правило, учащаются.

Когда их время совпадает с моим рабочим графиком и мне не удается договориться с ребятами или учителями консерватории на другое, переношу или отменяю занятия с учениками, но это крайний случай. Вообще, если я заранее знаю, что мое расписание может измениться, предупреждаю об этом и учеников. Когда спрашиваю, не беспокоит ли их такая неопределенность, они говорят, что им это подходит. Но я, как мне кажется, этим не злоупотребляю. Если бы я работала в музыкальной школе, возможности что-то перенести у меня бы не было вообще.

Занятия провожу и у себя на съемной квартире, и дома у учеников — кому как удобно. Конечно, приходится ездить в разные части Нижнего, дорога иногда занимает много времени. Зато материально это не накладно: у меня студенческий проездной. Теперь я гораздо лучше знаю город. А еще бываю в разных домах и подмечаю интересные решения по обустройству квартиры. Это весьма побочный, но тоже плюс.

Доходы. Мне кажется, ценник на частные занятия зависит от опыта. Пожалуй, студенты устанавливают планку чуть ниже, но не намного и не все. В среднем в Нижнем Новгороде частные педагоги берут 400—800 ₽/час. Вначале я была очень не уверена в своих силах и обозначила в анкете цену 350 ₽/час.

Теперь, спустя два с половиной года, мои занятия стоят 600 ₽/час. Это значительно больше, чем я получала бы в музыкальной школе. В месяц выходит по-разному, в среднем до 35 000 ₽. Чтобы зарабатывать больше, можно брать больше учеников или поднимать цену. Но пока я учусь в консерватории, меня все устраивает.

Другие подработки приносят от 9 до 20 тысяч рублей, а еще я получаю стипендию — 2350—3000 ₽.

Расходы. Перед приобретением чего-либо стараюсь прислушиваться к своим желаниям и потребностям. Если в супермаркете вижу, что набрала много, перед кассой обычно спрашиваю себя, действительно ли я хочу все это или взяла из-за акции. Обычно после такого вопроса оставляю два-три продукта.

С крупными покупками поступаю так: перевожу стоимость товара в количество своих рабочих часов и спрашиваю, стоит ли того эта вещь. Впрочем, цели экономить у меня нет, моя цель — чтобы деньги приносили радость: стараюсь менять их на то, что улучшит мою жизнь.

Основные траты

Продукты8000—11 000 ₽
Одежда и обувь~3000 ₽
Связь и интернет800 ₽
Проездной700 ₽
Всего12 500—15 500 ₽/месяц

Основные траты

Продукты8000—11 000 ₽
Одежда и обувь~3000 ₽
Связь и интернет800 ₽
Проездной700 ₽
Всего12 500—15 500 ₽/месяц

Расходы я не отслеживаю. На карточке привыкла видеть одну и ту же сумму, и как только она увеличивается, откладываю на накопительный счет.

Будущее. После окончания консерватории собираюсь работать в оркестре, потому что хочется больше играть. Насколько мне известно, в нашем регионе музыканты в оркестре получают от 25 000 до 50 000 ₽.

Еще собираюсь подрабатывать педагогом, потому что мне очень полюбилась эта профессия. К тому же она помогает мне развиваться и как музыканту: я объясняю ученикам основы, которые сама иногда забываю. А после урока, бывает, думаю: какой хороший метод я показала, почему сама им не пользуюсь? Педагогика позволяет мне сократить разрыв между теорией и практикой.


Будущий инженер, который работает инженером

Возраст: 23 года
Образование: четвертый курс Инженерного института в Ставрополе, заочное отделение
Доход от работы: 69 000 ₽

Аватар автора

Аноним

наметил карьерный путь

Образование. Я вырос в небольшом городе, где все еще верят в чудеса и в помощь государства при трудоустройстве. Глубоко в душе я всегда хотел быть инженером, но меня с детства убеждали, что из меня выйдет хороший экономист или юрист.

Авторитет более «опытного» окружения сделал свое дело, поэтому в итоге я действительно решил стать экономистом, успешно сдал ЕГЭ, и мы с отцом отправились в Краснодар. Я собирался поступать в КубГУ на специальность «экономическая безопасность». Зашел в кабинет приемной комиссии и попросил, чтобы мне рассказали о перспективах этой специальности, но вместо конкретики получил одну воду. Как сейчас помню надлом, который произошел во мне на пороге того вуза.

Я твердо решил, что хватит быть «хорошим мальчиком» и нужно идти к тому, чего хочется больше всего.

Тут же подал заявление на сдачу ЕГЭ по физике и, чтобы не улететь в армию, поступил на исторический факультет в Ставрополе: он гораздо ближе к моему родному городу, чем Краснодар, и у меня было достаточно баллов, чтобы пройти на бюджет.

Через год сдал ЕГЭ и поступил на специальность «строительство» в Северо-Кавказский федеральный университет, на заочную форму. При этом с истфака не ушел, совмещал учебу на двух направлениях.

После окончания второго курса на строительном факультете мы должны были выбрать углубленную специальность. Я пошел на кафедру теплогазоснабжения и экспертизы недвижимости, она выпускает инженеров ОВиК — систем отопления, вентиляции и кондиционирования, а по сути — также водоснабжения и канализации. У меня вызвал большой интерес предмет «физика аэрозолей», который как раз преподавали на этой кафедре. К тому же преподаватели там очень опытные, так что в итоге о своем выборе ни разу не пожалел.

На третьем курсе у нас должны были начаться профильные предметы, совмещать два направления стало трудно. Я ушел с истфака, взял академ и провел «самый продуктивный» год жизни, служа отечеству. Заочная форма обучения от армии не освобождает, да и если бы в Инженерном институте я перевелся на очку, легче бы не стало. По закону отсрочка дается всего раз, так что, если поступаешь на одно направление, а потом уходишь на другое, от армии тебя ничто не защитит. Военный билет в результате так и не пригодился, зато умею водить катера. После возвращения из армии я продолжил учиться, сейчас на четвертом курсе.

Как мне кажется, во время университета работать нужно обязательно. Современные поправки в системе образования убивают учебу. В СССР студентам моего направления курс по отоплению читался четыре семестра — два года. Сейчас — всего год. Зато появились такие предметы, как «история возникновения терроризма», «формирование личности» и прочий фарс. Для чего это инженеру? Нам нужны формулы, более глубокое изучение принципов расчетов и работы систем. Вместо этого — бесполезные дисциплины, которые забирают кучу времени. Нехватку практических знаний при учебе может восполнить только работа. Совмещая одно с другим, я глубже вник в суть профессии.

Тем не менее без образования проектировать невозможно. Нужно понимать законы, знать формулы, зависимости, нормы, принимать проектные решения. Если вы не знаете курс физики, то не поймете, почему тот или иной механизм работает так; если не знаете математики — не посчитаете гидравлику. Если не лопатили академический учебник, то не поймете, что написано в СНиПе или профессиональной литературе.

Работа. В задачи инженера ОВиК входит разработка и эксплуатация систем отопления, вентиляции и кондиционирования. Конкретно я работаю проектировщиком. Можно также работать на стройке, на сайте вакансий видел предложение работы в гостинице, там требуется следить за состоянием соответствующих систем.

Без опыта устроиться куда-то сложно. Моим первым местом работы был небольшой проектный институт в Ставрополе. Туда я попал по рекомендации друга. Проработал там девять месяцев. Меня устроили официально, зарплата была белая, но частично. Первые три месяца я получал по 25 000 ₽, после — по 30 000 ₽.

Основная задача в первые месяцы — слушать, задавать вопросы и учиться. Периодически приходилось оставаться в нерабочее время, доплат за это не было.

Опытных спецов по моему разделу не было, поэтому мне самому пришлось найти себе наставника. Я списался с человеком, который ведет блог по моей части, и когда у меня возникали затупы, обращался к нему за советом. В основном такое бывало, когда я сталкивался со сложной задачей: например, рассчитать воздухообмен в помещении мусоропереработки коммунальных отходов. Если под рукой опытного человека нет, нужно идти на форумы проектировщиков, например, форум АВОК для инженеров ОВиК и ВК. И завести блокнот или отдельный файл на «Гугл-диске», чтобы записывать важную информацию: название строительной нормы, детальное описание допущенной ошибки — так лучше запоминается.

Благодаря этому месту работы я получил опыт проектирования и переговоров с поставщиками оборудования, освоил «Ревит» — в вузе работе в этой программе не учат, а также понял, что любое обещание большой премии за переработку должно подкрепляться письменно.

Со временем пришло осознание, что я стою на месте и перспектив роста тут у меня нет. Менять место работы без образования я опасался и начал обзванивать знакомых опытных инженеров с просьбой посоветовать, что делать. Один из них предложил мне работу в Москве. Я думал недолго, согласился и переехал.

В Москве я работаю два месяца. Это более крупная фирма, с большим штатом опытных сотрудников. Меня устроили официально с испытательным сроком три месяца.

Самое сложное в первое время — это поиск информации, на которую можно ссылаться: нужны нормы и стандарты. Ты не можешь проложить воздуховод или трубопровод где угодно, твой выбор ограничивается определенными правилами. В таких случаях обычно искать ответы на «Ютубе» бесполезно.

Инженеру ОВиК нужно:

📌 Ориентироваться в строительных нормах и правилах. Конечно, выучить их все наизусть не сможет ни один здравомыслящий человек, но важно хотя бы примерно знать, где их искать. Даже если ты гуру инженерии, приходится все равно куда-то постоянно подсматривать.

📌 Знать госты.

📌 Проводить теплотехнический расчет. То есть определять термическое сопротивление стен, окон и дверей и находить, сколько тепла теряет помещение. Это делается для подбора отопительного оборудования. Например, на вашу квартиру приходится 10 кВт теплопотерь, мне нужно их восполнить, для этого я подбираю необходимое количество радиаторов, конвекторов и прочего. После этого определяю, какой вам нужен котел или, если планируется центральное отопление, сколько тепла должна дать местная теплосеть.

📌 Проводить гидравлический расчет. Он нужен для того, чтобы определить диаметры трубопровода, подобрать насос и провести балансировку системы.

📌 Проводить аэродинамический расчет. Он напоминает гидравлический и во многом ведется по аналогичным формулам. Вода и воздух очень похожи, почти всегда ведут себя одинаково, обе эти субстанции подчиняются одному правилу: течь в сторону наименьшего сопротивления. Задача этого расчета в том, чтобы определить размеры воздуховода, подобрать вентилятор, отбалансировать систему.

📌 Проводить расчет воздухообменов. Определить, какой объем воздуха из помещения нужно удалить и какой — подать. Для производственных помещений нужно знать соответствующие формулы и нормы. Например, из туалетов с унитазом нужно удалять 50 м³/ч, а если стоит писсуар — уже 25 м³/ч. При этом напрямую в туалет воздух подавать нельзя, он туда поступает перетоком из смежных помещений, например коридора.

По мне, самый ответственный расчет воздухообмена — это расчет систем дымоудаления, который делается, чтобы в случае пожара люди при эвакуации не надышались дымом. Мы берем площади помещений, в которых возможен пожар, узнаем, какие в них есть горючие продукты, например бумага, дерево и прочее, и рассчитываем, какое количество дыма будет выделяться, какая будет температура горения. Исходя из этого вычисляем количество дыма, которое нужно удалить. Все ради комфорта и безопасности.

📌 Работать в графических программах, «Автокаде» и «Ревите». Мой совет — изучать последний, именно он сейчас ценится, вся отрасль медленно, но верно идет к внедрению BIM-технологий. Кстати, умение работать в «Ревите» стало очень жирным плюсом при моем последнем трудоустройстве.

📌 Уметь работать с литературой и быстро находить нужную информацию.

Самые частые из неприятных занятий на работе — переделки. Наш народ прост: хочет получить все лучшее, не заплатив при этом ни рубля. Самый мерзкий вид заказчика — человек, который не знает, чего он хочет. Вы смоделировали систему отопления из 20 радиаторов, но заказчик вдруг захотел радиаторы другой фирмы. Или архитекторы сделали модель, заказчик утвердил, инженеры разработали системы, и тут: «мене ничаго не нравится, давайте что-нибудь другое», а что другое — непонятно. Архитектор и дизайнер горбатятся, что-то выдают, мы почти все делаем заново. Меня это раздражает больше всего.

Есть также тип заказчиков, которых я называю «самый умный». Ты рассчитываешь систему, моделируешь, считаешь спецификацию, чтобы все было максимально дешево и надежно, ищешь золотую середину, выдаешь и слышишь:

«Мой сосед Леха — он сантехник — мне сказал, что трех радиаторов в моей однушке будет мало, нужно еще десять и теплый пол».

А этому человеку трех радиаторов хватит за глаза, так как мы ведем расчеты из условия «все очень плохо, нереально холодно, и воздух очень грязный». И что самое интересное, такому типу людей сложно объяснить, что, во-первых, это переплаты, а во-вторых, подобное изменение схемы превратит его однушку в баню.

Еще был такой случай. Обычно котлы и другие теплогенераторы подбирает инженер ОВиК, так как он знает тепловые нагрузки, давление в сети и прочие тонкости. Но однажды главный инженер проекта разрешил подобрать котлы газовику, не предупредив об этом меня. При этом я подобрал котлы на 8 кВт каждый, а она их поменяла на котлы на 30—35 кВт. Плюс подобранные мной котлы имели открытую камеру сгорания, а те, что выбрала она, — закрытую.

Об этих изменениях мы узнали за неделю до сдачи проекта, мне пришлось спешно переделывать связанную с ними часть раздела. Следом за этим на переделки попали архитекторы и конструктор, так как пришлось изменить устройство дымохода. В итоге стоимость строительства выросла примерно на 600 000 ₽. По моему мнению, это было сделано, потому что у газовика с поставщиком оборудования была джентльменская договоренность, или агентский договор. Так называют ситуацию, когда проектировщик закладывает в проект определенное оборудование или продукцию, а производитель платит ему за это деньги. Все крупные производители постоянно засылают своих представителей в проектные организации для заключения таких договоров.

Но все же хорошего и интересного в моей работе больше, чем плохого.

Совмещение. У меня пятидневка, с 9 до 18, но по факту от меня ждут результата, а не рабочего времени. Поэтому переработки — норма. Я работал в двух фирмах и заметил странную деталь: до позднего вечера остаются всегда главные инженеры проекта, конструкторы и овэшники. Думаю, это связано с тем, что мы разрабатываем одни из самых объемных разделов.

На работе я занимаюсь теплотехническим расчетом конструкций, расчетом воздухообмена, гидравлическим расчетом, оформлением чертежей, подбором оборудования и так далее.

Самое приятное — это, конечно, уйти ровно в шесть. Мой самый поздний уход с работы был в час ночи. Некоторые, если заваливают сроки, ночуют. Естественно, все это приводит к огромному стрессу. Но что делать, издержки профессии.

На работе никого не смущает, что я еще учусь.

Думаю, это связано с тем, что действительно хороших инженеров мало, вузы выпускают не пойми кого. Да и поколение у нас непонятное: мало кто хочет бороться с трудностями, проявлять упорство и усидчивость, а для начинающего инженера это очень важно. Мне кажется, современным фирмам проще воспитывать инженеров «с пеленок», чем ждать того самого парня. Обычно хороший работник — очень ценный экземпляр, такие редко уходят с места, где хорошо платят. А если уходят, то, как правило, на фриланс.

Доход. Сейчас у меня белая зарплата, на время испытательного срока — 69 000 ₽.

По моим наблюдениям, зарплата от образования не зависит, магистры и бакалавры получают одни и те же деньги. По большей части на нее влияют опыт и навыки. Чем больше опыта, тем быстрее и качественнее делаешь проекты. Чем больше проектов, тем больше зарабатываешь.

Для инженера подработки — это бездонный источник прибыли: на моей прошлой работе и на нынешней примерно 3/4 сотрудников их берут. Мне пока не хватает времени: днем я работаю, вечером и по выходным учусь. Но как только я окончу университет, планирую этим заняться. К тому же львиная доля подработок приходит от людей, с которыми ты взаимодействовал на основной работе, то есть чем больше у тебя связей и чем лучше ты выполняешь свои обязанности, тем выше шанс получить солидное предложение.

Расходы. На переезд в Москву я потратил 67 200 ₽. Билет на верхнее место в купе стоил 4700 ₽; временное жилье я не снимал, оставил вещи у знакомых и в 11 часов уже заключил договор аренды — на первый месяц и депозит ушло 54 000 ₽. Купил посуду, постельное и прочие вещи для дома — это еще около 8500 ₽.

Сейчас на основные траты уходит от 42 500 ₽ в месяц, из них больше половины идет на аренду студии и коммуналку.

Основные траты

Аренда студии27 000 ₽
Еда10 000—13 000 ₽
Транспорт2400 ₽
Коммуналкаот 2000 ₽
Мобильная связь550 ₽
Вайфай550 ₽
Всего42 500—45 500 ₽

Основные траты

Аренда студии27 000 ₽
Еда10 000—13 000 ₽
Транспорт2400 ₽
Коммуналкаот 2000 ₽
Мобильная связь550 ₽
Вайфай550 ₽
Всего42 500—45 500 ₽

Закупаюсь в больших магазинах, в столовых и кафе не ем, в 9 из 10 случаев приношу еду с собой на работу. Покупная еда в Москве мне не нравится. В целом здесь в кафе кормят не так вкусно, как в Ставрополе.

Будущее. Сейчас нужно стабилизировать свои расходы: они немного поплыли в связи с переездом. Затем начну откладывать деньги в подушку безопасности. Еще хорошо было бы получить налоговый вычет за образование — думаю, за год выйдет примерно 6500 ₽ или больше.

Через год-два я выйду на уровень инженера первой категории. Через пять-шесть лет — на уровень ведущего инженера. Это и есть моя карьерная цель.

После этого я хотел бы уйти на фриланс или удаленку и вернуться на юг: Москва мне нравится только тем, что здесь есть возможность получить бесценный опыт, а в остальном, как по мне, в этом городе больше минусов, чем плюсов.

Ксения ДонскаяСтоит ли совмещать учебу и работу?
  • Александр МжельскийТочно стоит совмещать! В 19 лет работать за еду это норм, а вот в 22 уже стремновато6
  • Alexandra OrlovaНе согласна, что у всех не медиков к окончанию уже машины-квартиры, если только родители подарили, да и то, очень немногим дарят прямо такой набор. Обычно что-то одно, и чаще это машина, или наличные на первый взнос по ипотеке12
  • Елена НикифороваНе знаю, как можно совмещать. В моё время было так: ходишь на пары с 8.30 до 17, на них отмечают отсутствующих. Потом в общагу, делаешь задания до 20, бытовые дела и спать. Никто не работал из моих однокурсников.3
  • Андрей КовалевПослушал ОВкшника, аж всплакнул! Главное связи, работы завались! Ревит рулит!0
  • Без словТоже закончила мед. Не очень представляю, как пары на третьем курсе могут заканчиваться в 15, всегда были до 17-18, в том числе и в субботу, но почти все мои одногруппницы работали медсестрами на сменах по 24ч, кроме меня))) Я б померла от такой нагрузки, ей-богу. Считаю, что медицинское образование у нас несправедливое. Большинство одногруппников не смогли пойти в ординатуру по той специальности, в которой хотели бы развиваться, пришлось либо идти туда, где оставались места (типа фтизиатрии), либо в поликлинику на участок (об этом мало студентов мечтает((. Также можно оплатить ординатуру за 600 тысяч - работаешь бесплатно, да ещё и платишь за это своими деньгами. Откуда такая стоимость, учитывая зарплаты специалистов - не понятно. В итоге решила свернуть с этой дороги, поэтому в 24 буквально надо искать себя заново. Обидно, что не доперло курсе на третьем, тогда хоть остатки здоровой психики сохранила бы 🙂8
  • ZussОчень поддерживаю студента-медика! Вы большая молодец! Сама когда-то отчислилась из меда, так как надо было содержать себя и совмещать с работой не вышло. До сих пор горько от этого. И специализацию вы очень полезную выбрали, реабилитолог! Желаю вам от всей души пройти этот непростой, но интересный путь! Пусть все получится!4