Как я зарабатываю на международной бирже фриланса
Россияне больше не могут пользоваться Upwork
После февраля 2022 года сервис блокирует анкеты пользователей из России. И ее больше нет в списке стран, который выпадает при регистрации. Также Upwork распознает и блокирует посетителей с VPN.
Я 17 лет делаю музыкальные аранжировки и так зарабатываю.
Сначала новые клиенты появлялись через сарафанное радио и рекламные кампании в «Гугл-эдвордсе» и «Яндекс-директе». Мне хотелось начать работать с иностранными заказчиками, но я не знала, как выйти на них напрямую. Сейчас у меня много постоянных клиентов из России и ближнего зарубежья, несколько заказчиков из Германии, Италии, США, Саудовской Аравии, Австралии и даже один из Марокко.
Мне помогла международная биржа фриланса Upwork. Там клиент сам выходит на фрилансера с какой-то задачей, а фрилансер предлагает решение. Это удобно. Я работаю на «Апворке» почти год. За это время у меня было 22 контракта, по которым я написала более 50 композиций. Семь клиентов стали постоянными, регулярно появляются новые — с разовыми заданиями.
В статье я расскажу, как устроена международная биржа фриланса, сколько мне удается зарабатывать, как выводить деньги и какие есть сложности в работе на бирже.
Что еще за аранжировки?
Если вы пишете песни, для них нужно музыкальное оформление — фонограмма. Вы напеваете песню на диктофон, а я создаю к ней аранжировку. Это профессиональная аранжировка, с которой можно выступать на концертах и конкурсах, записывать «плюс» и отсылать на радио и продюсерам.
Или, к примеру, вы хотите поздравить бабушку с юбилеем. Сочиняете текст песни, напеваете на диктофон мелодию и отправляете мне — а я пишу аранжировку. Вы исполняете песню на юбилее, бабушка счастлива, гости восхищаются вашим музыкальным талантом.
В 2005 году, когда я только начинала, простенькая аранжировка занимала у меня около недели. За работу я брала 500 ₽. Сейчас я записываю основную часть композиции за 3—4 часа, а потом только доделываю ее по желаниям заказчика. На рынке такая работа стоит от 60 до 150 тысяч рублей.
У меня одна аранжировка стоит 6000 ₽ — это невысокий для профессионала ценник, но я принципиально не повышаю стоимость с 2014 года. Не все могут платить большие деньги за хобби: большинство моих заказчиков не планируют выступать на профессиональной сцене и записывают песни просто для себя и друзей. Мне комфортно работать с такими заказчиками, поэтому цену на свою работу я не повышаю.
- 6000 ₽
Как я пришла на международную биржу фриланса
Я давно хотела выйти со своими аранжировками на международный рынок: для меня это показатель профессионального роста. Сначала я зарегистрировалась на «Хедхантере» и «Суперджобе», так как считала, что иностранные заказчики ищут подобных мне специалистов исключительно на этих сайтах. Но я ошибалась. Удаленной работы для специалиста с уровнем английского «читаю со словарем» там не нашла.
Потом я узнала о международных биржах фриланса. Мне сразу попалась информация о бирже «Апворк» — там я и зарегистрировалась в феврале 2019 года. В статье буду рассказывать именно об этой бирже.
Другая известная международная биржа фриланса — «Фрилансер». Из русскоязычных бирж популярны «Фриланс», «ФЛ», «Веблансер». На биржах стабильно большой спрос на разработчиков мобильных приложений, программистов, веб-дизайнеров и копирайтеров.
Как работает «Апворк»
Биржа фриланса — это специализированный сайт вроде нашего «Юду».
На «Апворке» есть три стороны:
- Клиент — он нуждается в услуге специалиста, формирует задание и оплачивает его.
- Фрилансер — специалист, который выполняет задание клиента и получает за это деньги.
- Агентство — организует совместную работу нескольких фрилансеров. Клиенту удобно обращаться в агентство, если у него большой и разнопрофильный проект.
Например, нужно создать проморолик компании. Клиент обращается в агентство, которое распределяет задачи по разным специалистам: сценарист готовит сценарий, 3Д-дизайнеры создают модели, композитор пишет музыку и т. д. Такая организация работы удобна клиенту тем, что не нужно создавать много разных заданий и объяснять задачу каждому отдельному фрилансеру.
Агентство получает процент с оплаты заказа, фрилансер — крупный заказ и репутацию агентства к своему профилю.
Если у клиента некрупная задача, он может обратиться к исполнителю напрямую. Именно так я и работаю со всеми своими клиентами на этой бирже.
Как строится работа с клиентами
Клиент размещает задание и указывает специализацию, по которой ищет исполнителя, — она же «скилл». Задание отображается в ленте у фрилансеров, которые работают в этом скилле.
Фрилансер откликается на задание и предлагает клиенту выполнить его. Можно расписать по пунктам, что и как вы будете делать: клиенту важна заинтересованность исполнителя. На этом этапе важно презентовать и продать себя заказчику.
Заказчик выбирает из фрилансеров наиболее подходящего и предлагает ему контракт. Если фрилансера устраивают условия, он соглашается на договор и приступает к работе. В это время на счете клиента на сайте биржи замораживается сумма, которая равна стоимости контракта. Когда фрилансер выполняет работу и клиент ее принимает, оплата поступает на счет фрилансера на бирже. Все этапы автоматизированы.
В задании ставятся конкретные сроки, в которые фрилансер должен выполнить работу. Срок можно обговорить с клиентом. Можно разбить выполнение задания на этапы, тогда клиент будет оплачивать каждый выполненный этап.
Если клиенту не нравится, как фрилансер выполнил работу, он может открыть спор. Независимый арбитраж рассмотрит ситуацию и вынесет решение в пользу клиента или фрилансера. Это похоже на спор на «Алиэкспрессе».
Если клиент после получения выполненной работы не выходит на связь, фрилансер также может обратиться в поддержку. Если правда на его стороне, сайт перечислит средства на счет фрилансера на бирже. У меня споров пока не было, так что о своем опыте тут рассказать не могу.
Самые распространенные задачи на «Апворке» — создание сайтов, дизайн и программирование. Есть задания для начинающих: написать текст к фотографиям, расшифровать аудиозапись, подписать жанры к музыкальным трекам и т. п.
Как выглядит задание на «Апворке»
Задание содержит описание проекта и задач. Клиент может в задании поставить вопросы, на которые необходимо ответить. Покажу на примере.
Клиент из Моррисвиля, США, ищет куратора для бизнес-аккаунта в Инстаграме. Задание разовое — чтобы найти человека на постоянной основе. Клиент выпускает серию онлайновых курсов о запуске косметического бренда.
Вот так выглядит его задание на бирже.
По заданию нужно предложить для аккаунта в Инстаграме 25 изображений, которые можно скачать или купить и распространять в интернете по лицензии. Картинки должны быть связаны с рассказами об инновационных идеях, о том, что бывает, если выйти из зоны комфорта, с воодушевляющими текстами и т. д.
Если откликнуться на задание, нужно ответить на шаблонные вопросы:
- Есть ли у вас предложения для успешного запуска проекта?
- Какой из ваших прошлых проектов больше всего похож на этот и почему?
- Какие у вас есть вопросы по проекту?
- Почему вы откликнулись именно на это задание?
- Почему вы считаете, что хорошо подходите для проекта?
Клиент оценил работу в 50 $ (3200 ₽). При подаче заявки можно указать более высокую стоимость, но заказчик отметил, что ищет фрилансеров с самыми низкими тарифами. Клиент выделил два предпочтительных требования к квалификации фрилансера: разговорный английский и более 1000 $ заработка на «Апворке».
На данный момент на задание откликнулись менее пяти человек. Оно отображается в ленте у фрилансеров, которые указали своей специализацией графический дизайн, инстаграм-маркетинг и маркетинговую стратегию.
Клиент на «Апворке» с 24 февраля 2016 года, разместил за это время три заказа и потратил более 1000 $. У клиента хороший рейтинг и есть два отзыва. Мне кажется, с таким можно работать.
Как заполнить профиль на «Апворке»
Для работы на «Апворке» необходимо создать профиль фрилансера. Это похоже на страницу в соцсети, где вы описываете собственные знания и умения. Если есть портфолио, нужно его добавить.
Клиент может найти фрилансера по отклику на задание. Также можно найти исполнителя по его профилю и выслать инвайт — приглашение на работу.
Я нашла в интернете краткое руководство по заполнению профиля на «Апворке» и сделала все по инструкции. Профиль очень важен для начинающего фрилансера: если у вас еще нет отзывов, единственное, на что может посмотреть клиент, — ваш профиль.
«Апворк» регулярно проводит бесплатные вебинары для фрилансеров, приглашения на них приходят по почте. Для жителей России вебинары проводятся на русском языке. На этих вебинарах рассказывают, как заполнить профиль, получить первый заказ, вывести средства со счета на бирже и т. д.
На что обратить внимание в профиле. Клиент видит описание профиля — overview, — когда фрилансер подает заявку на выполнение задания и в результатах поиска фрилансеров.
Если фрилансер подает заявку, у клиента отображаются первые 550 символов описания. Если клиент ищет фрилансера через поиск, он видит первые 80 символов. Поэтому нужно описать самые важные достоинства работы с вами в первых 80 символах. Если есть известные проекты, в которых вы принимали участие, следует написать об этом в первую очередь.
Клиент ищет фрилансера по поисковому запросу, поэтому стоит отметить свою специализацию в титуле: так вы раньше попадетесь на глаза клиенту.
Фотография — это не аватарка и не картинка. Будет отлично, если поставите портретное фото на светлом фоне: это привлечет внимание клиента.
Опыт работы. Если уже есть опыт работы, обязательно перечислите проекты, в которых принимали участие. В своем профиле я дала ссылку на свой сайт. Нет смысла указывать все места, где вы работали. К примеру, мой двенадцатилетний стаж работы во дворце детского и юношеского творчества мало что даст иностранному клиенту в плане информации обо мне.
Образование и сертификаты. Нужно указать информацию об образовании, связанном со специализацией, по которой вы работаете на «Апворке». Например, если вы занимаетесь техническими переводами, можно указать технический вуз. Но если вы пишете музыку, информация о техническом вузе клиенту неинтересна, напишите об обучении в музыкальной школе.
Мой профиль. Когда я заполняла профиль, мне не пришло в голову ничего лучше, чем сделать акцент на том, что я фрилансер из России. Я думала, что иностранцам будет интересно в процессе работы расспрашивать меня о медведях, балалайках и матрешках.
На практике о России меня расспрашивал только клиент из Саудовской Аравии, его больше всего поразило купание в проруби. Остальные то ли стеснялись, то ли им было неинтересно. Каких-то антироссийских настроений я не заметила. Клиенты всегда вежливые и заинтересованы в самом проекте больше, чем в личности исполнителя.
После заполнения профиля стоит дать проверить текст человеку, который хорошо знает английский. Я не проверяла, так что если увидите какие-то ошибки — напишите, пожалуйста, в комментариях. Буду благодарна.
Как общаться с клиентами
Общение с клиентами происходит в чате прямо на сайте или в приложении. Переписываться приходится в основном на английском языке. Многих это пугает. Я тоже покрываюсь испариной при виде таблицы неправильных глаголов английского языка. Но на «Апворке» все гораздо проще, даже учитывая специфическую терминологию моей профессии.
Сначала я общалась исключительно с помощью онлайн-переводчика. Потом некоторые фразы и выражения, особенно профессиональные, стала печатать самостоятельно. Сейчас уже могу общаться на английском письменно без переводчика.
На «Апворке» есть недобросовестные фрилансеры, которые берут заказы и делегируют их другим исполнителям за меньшую плату. Клиентам это не нравится, поэтому некоторые хотят пообщаться вживую по Скайпу или Вотсапу. Я сразу предупреждаю клиентов, что разговорный английский у меня хромает, но я прекрасно понимаю письменную речь. На живом интервью я прошу клиента говорить медленнее. Клиенты относятся к этому с пониманием: им важно, чтобы специалист сделал работу, а не дискутировал с ними на английском. К счастью, живое интервью клиенты просят нечасто. В моей практике такое было раза три — и два из них я отделалась перепиской.
Если клиент приглашает на интервью по Скайпу, стоит назначить время, когда рядом будет человек, владеющий английским. Когда у меня было такое интервью, со мной был сын, он подсказывал, о чем спрашивает клиент.
Обычно клиенты спрашивают, почему я считаю, что подхожу для этого проекта, какие способы реализации могу предложить. Поэтому очень важно правильно презентовать себя как специалиста. Нужно понимать, что клиент получает по 20—50 откликов на свое задание.
Я обычно сразу предлагаю сделать бесплатную демоверсию аранжировки. Для меня это обычная практика, так же я работаю с русскими клиентами. Так я могу продемонстрировать, на что способна, а клиент — убедиться, что его не обманут. Обычно после отправки демоверсии клиент продолжает работу со мной.
Часто клиенты просят дать ссылку на мои работы в «Саундклауде» или на Ютубе. Поэтому я подготовила небольшое портфолио в «Саундклауде» с работами, на публикацию которых есть разрешение. Так клиент может послушать мои аранжировки и быть уверенным, что без его разрешения авторские материалы не уйдут в открытый доступ.
Если вы не владеете разговорным и печатным английским, стоит подготовить стандартные шаблоны, например с просьбой выслать материал для работы или с вопросами по проекту. С профессиональной терминологией проблем быть не должно: я, например, всегда пользовалась англоязычным софтом, а музыкальную терминологию на итальянском знает любой ученик музыкальной школы.
Вложения и комиссии
Еще в начале 2019 года никаких вложений на «Апворке» не требовалось. С июля 2019 все изменилось.
Коннекты. На «Апворке» есть внутренняя валюта — коннекты.
Чтобы отправить заявку клиенту, нужно от 2 до 6 коннектов. Раньше каждому исполнителю давали 60 бесплатных коннектов в месяц. С июля 2019 года бесплатные коннекты отменили: аргументировали это стремлением улучшить качество выполняемых работ.
Есть фрилансеры, которые подают заявки на все работы подряд. Проблемы начинаются, когда выясняется, что фрилансер не способен сделать задание. С введением платных коннектов фрилансеры должны вдумчиво подавать заявки на те работы, что реально смогут выполнить.
Стоимость коннекта — 0,15 $ (9,6 ₽). Я обычно покупаю 60 коннектов за 9 $ (576 ₽), этого мне хватает на 2—3 недели. Докупаю по мере необходимости.
По умолчанию коннекты оплачиваются со счета, который указан для вывода средств. Можно изменить способ оплаты и заплатить за коннекты с «Пэйпэла» или с карты. Комиссий нет.
Комиссии. «Апворк» зарабатывает на комиссиях с заказов. С заказчика система берет 2,75% от суммы контракта.
Для исполнителя существует прогрессивная система комиссий. Чем дороже проект, тем меньше комиссия. Если бюджет проекта до 500 $ (32 000 ₽), комиссия составит 20%. При бюджете 500—10 000 $ (32 000—640 000 ₽) сумма комиссии — 10%. Работать на больших проектах выгоднее всего: при бюджете свыше 10 000 $ комиссия составляет всего 5%.
Специфика моей работы предполагает непродолжительные проекты: клиент заказал нужную аранжировку и заплатил за нее 100—200 $. Поэтому в большинстве случаев с моего заработка списывается комиссия 20%.
Но у меня бывают и долгосрочные проекты. Например, после выполненной работы клиенты открывают еще один этап в рамках проекта и заказывают следующую аранжировку. Если мы с клиентом перешагнем планку в 500 $, я буду платить 10%. Если общая сумма заказа превысит 10 000 $, в дальнейшем я буду платить 5% комиссии. Но такого еще не было.
Комиссия вычитается из суммы оплаты сразу — фрилансер комиссию отдельно не платит. То есть клиент заплатил, например, 200 $ (12 800 ₽), а на счет моего аккаунта в «Апворке» упадет 160 $ (10 240 ₽).
Я считаю нормальным оплачивать услуги подобных сайтов, так как их владельцы тратятся на рекламу и привлечение клиентов, обеспечивают безопасность платежей и гарантию оплаты работ. Поэтому к комиссии отношусь спокойно.
Отзывы и репутация
Репутация фрилансера измеряется в процентах и зависит от многих факторов — начиная от общего количества проектов и заканчивая соблюдением сроков выполнения работ.
Отзывы от клиента. Клиент оставляет два отзыва о работе фрилансера: публичный и приватный. Публичный отображается в профиле исполнителя, и его видят все.
Приватный же отзыв напрямую влияет на репутацию. Воспитание может не позволить клиенту оставить исполнителю негативный публичный отзыв — и он оставит приватный, который подпортит процент репутации.
Недавно я откликнулась на задание, в котором клиент предлагал 100 $ за музыкальную аранжировку. Я подготовила демоверсию и отправила клиенту, моей работой он был доволен. Однако в переписке выяснилось, что 100 $ — это общий бюджет проекта и половину клиент уже потратил на другого продюсера, работа которого его не устроила. Поэтому мне он мог предложить 50 $ (3200 ₽). Помимо аранжировки клиент просил наложить на трек его вокал.
Работа объемная, и 100 $ были бы за нее адекватной суммой. Можно было отказаться, но мне важна репутация и хороший отзыв, который оставит клиент. Я согласилась на предложение клиента, выполнила для него нужную работу за меньшие деньги, но получила хороший отзыв.
Отзывы от фрилансера. Фрилансер также может оставить клиенту отзыв. Это полезно на будущее: я часто ориентируюсь на отзывы других фрилансеров, чтобы решить, стоит ли откликаться на задание конкретного клиента.
Бывают проекты с небольшим бюджетом и несложные. А потом смотришь на отзывы фрилансеров — и выясняется, что клиент может в процессе работы ставить дополнительные задачи или в принципе не умеет четко формулировать задания: не может объяснить, что хочет получить. С такими заказчиками лучше не работать: бюджет небольшой, а нервов потратите много.
Клиент и фрилансер не видят отзывов друг друга, пока не оставят ответный. Это сделано для беспристрастности отзывов с обеих сторон. В течение 14 дней после завершения проекта можно оставить честный отзыв, не боясь, что другая сторона в отместку оставит негативный. По истечении 14 дней отзыв можно оставить только с разрешения второй стороны.
Типы оплаты
На «Апворке» есть два типа оплаты работы: почасовая и фиксированная. Форму оплаты указывает клиент при размещении задания. Если форма неудобна, можно попросить клиента изменить ее.
Фиксированная оплата. Такую оплату можно разделить на этапы. Это удобно при работе с большими проектами: каждый этап оплачивается отдельно, у каждого есть свой срок сдачи. В моем случае клиенты часто предлагают одним этапом сделать полную версию аранжировки, а вторым — сведение и мастеринг, финальную часть работы над композицией. Я беру заказы на музыкальные работы с фиксированной оплатой от 50 $ (3200 ₽).
Почасовая оплата. При таком виде оплаты фрилансер назначает стоимость часа своей работы, а клиент оплачивает отработанное время. Почасовой тариф каждый фрилансер устанавливает сам, у меня это 22 $ (1408 ₽) в час. Можно откликаться на вакансии как с более низкой, так и с более высокой ставкой. Низкоквалифицированная работа может стоить 1—3 $ (64—19 ₽) в час.
Можно поставить и 10 000 $ в час за набор текста. Но вряд ли кто-то из клиентов пригласит вас на проект с такой ставкой. Нужно учитывать среднюю стоимость часа работы по вашей специализации и корректировать ее в зависимости от навыков и опыта работы, наличия портфолио и т. д.
Приложения для почасовой работы. Для почасовой работы существует специальная программа с таймером. Раз в 10 минут она рандомно делает скриншот экрана и записывает активность мыши и клавиатуры. Заняться своими делами во время работы не удастся: заказчик изучит рабочий дневник и не будет оплачивать время, которое исполнитель провел за просмотром сериала или в соцсетях.
Вывод средств
Заработок аккумулируется на счете в «Апворке». Для России есть пять способов вывода средств со счета:
- Вывод на счет в банке США. Без комиссии, но надо иметь счет в банке США, а он есть далеко не у всех.
- Вывод на счет в российском банке в рублях. Комиссия — 0,99 $ (63 ₽).
- Вывод на счет «Пэйпэла». Комиссия — 2 $ (128 ₽).
- Вывод на счет Payoneer. Комиссия — 2 $ (128 ₽). Я предпочитаю именно этот способ.
- Банковский перевод в долларах. Комиссия — 30 $ (1920 ₽) за перевод.
Если лень каждый раз выводить деньги с сайта, можно настроить предпочтительный способ вывода средств. С определенной периодичностью система сама будет выводить деньги — в моем случае на счет Payoneer. Период вывода можно задавать в настройках: ежеквартально, ежемесячно, дважды в месяц и еженедельно. Можно выводить средства по достижении определенной суммы или вообще в любой момент.
Что с налогами
Для фрилансера, который работает на иностранных проектах, есть несколько вариантов легализации доходов:
- Заполнение декларации 3-НДФЛ и самостоятельная уплата налогов.
- Оформление ИП.
- Самозанятость.
Т—Ж уже подробно писал про эти способы:
Для себя я выбрала третий вариант, потому что живу и работаю в Татарстане — экспериментальном регионе, где доступен налог на профессиональный доход. Это самый простой и удобный способ.
Я использую приложение «Мой налог». В приложении нажимаю на кнопку «Новая продажа», указываю полную стоимость оказанных услуг без вычета комиссии «Апворка», отмечаю продажу юрлицу или ИП и включаю флажок «Иностранная организация». Доходы в валюте нужно пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ на день поступления денег. Принципы исчисления налогов с доходов от иностранных сервисовТ—Ж тоже уже разбирал.
Сколько мне удается зарабатывать
Я работаю на «Апворке» с февраля 2019 года.
В первый месяц я откликнулась примерно на 50 заданий. Меня наняли три заказчика. У одного была работа по нотной транскрипции: четыре композиции для трубы, арфы и скрипки по 100 $ (6400 ₽) за каждую. На этом проекте я заработала 400 $ (25 600 ₽). Это несложная работа для музыканта, правда, нужно обладать хорошим слухом и навыками работы в нотных редакторах.
Второй заказ оформил гражданин Австралии, оплату клиент назначил почасовую. Меня это устроило. Мы договорились, что я трачу около 10 часов на аранжировку одной его песни. Сейчас я делаю для него уже четвертую аранжировку. В первый месяц я заработала на этом проекте 200 $ (12 800 ₽) за одну песню и 10 часов работы. Вот видео этой песни. А вот еще одна песня, которая у нас получилась.
Третий клиент был из Саудовской Аравии. С ним мы сделали три композиции по 100 $ (6400 ₽) за каждую. Вот одна из наших совместных работ.
Работая по этим трем контрактам, я продолжала откликаться на другие задания. Например, еще одному клиенту нужны были партии вокала известных песен, которые записаны нотами. С этим клиентом я работаю до сих пор. Он делает заказ на пять песен по 10 $ (640 ₽) за раз. Таких заказов было уже восемь.
За первый месяц работы на бирже, имея скромные знания английского, я заработала около 800 $ (51 200 ₽). За вычетом комиссий «Апворка» и платежных систем получила около 650 $ (41 600 ₽). По времени работа заняла примерно неделю.
- 650 $
Что сейчас. У меня были постоянные клиенты до «Апворка», поэтому на бирже я в основном подрабатываю. В августе 2019 года я взяла всего три заказа и заработала около 500 $ (32 000 ₽). В сентябре и октябре заказов вообще не брала.
Считаю, что на «Апворке» специалистам вроде меня вполне реально зарабатывать 1000—2000 $ (64 000—128 000 ₽) в месяц, если постараться. Веб-дизайнеры, создатели мобильных приложений зарабатывают значительно больше.
Мои впечатления
Я собираюсь и дальше работать на «Апворке». Единственное, что мне не нравится, — убеждать клиента, что я профессионал. Я не знаю, чем руководствуется клиент при выборе исполнителя. Иногда пишешь, казалось бы, идеальное сопроводительное письмо, а клиент не отвечает.
Около 80% предложений, которые я отправляю, остаются без ответа. Фрилансер тратит свое время, изучает задание, готовит проекты, которые может продемонстрировать конкретному клиенту, а потом выбирают кого-то другого.
Я к этому отношусь просто: отправила заявку и забыла. У меня есть шаблон ответа, который я подгоняю под конкретное задание. Если клиент напишет — отлично, будем работать. Если нет — не расстраиваюсь. Для особо интересных проектов я сразу делаю демоверсию и отправляю клиенту. Это трата времени, но обычно меня нанимают после прослушивания такого демо.
Для себя я выделила достоинства и недостатки работы на «Апворке». Это мое мнение, у кого-то мои плюсы могут быть минусами и наоборот.
Плюсы «Апворка». Это работа на дому. Она мне подходит больше офиса или студии: могу планировать свой день так, как мне удобно. Могу откликаться на заказы, когда нужны деньги, и не работать, когда не нужны.
Весь процесс работы на бирже очень удобно организован. Есть и полнофункциональный сайт, и мобильное приложение. Все интуитивно понятно — начиная от выбора вакансий, заканчивая выводом средств. Не нужно искать клиентов, запускать рекламу и думать о привлечении заказчиков: клиенты сами ждут вас на площадке.
Можно оценивать платежеспособность клиентов по отзывам. Сама структура «Апворка» сводит к минимуму риск неоплаты. В случае спорной ситуации можно привлечь представителей биржи.
Биржа — это постоянная практика иностранного языка. Кроме того, есть пусть призрачная, но возможность трудоустроиться за границей: если клиенту понравится работа, он может пригласить вас работать в офис.
Минусы «Апворка». Нужно иметь хотя бы начальный уровень английского. Без языка тут делать нечего.
Фрилансер должен уже в сопроводительном письме заинтересовать клиента — для этого необходимо тщательно изучить задание и подготовить предложение под конкретного работодателя. На это нужно время.
На бирже много низкооплачиваемой работы. К примеру, предложения по созданию аранжировки за 5—10 $ (320—640 ₽). Это очень мало, за такое я не берусь.
Для моей специальности на «Апворке» заказчиков мало. Я планирую изучить другую специальность, например стать разработчиком мобильных приложений — это очень востребовано, — и работать по двум направлениям. Хотя среди востребованных специалистов тоже большая конкуренция: много заказов на создание сайтов, но и веб-дизайнеров, которые конкурируют за эти заказы, очень много.