«Чек за недельную поездку — миллион долларов»: как я делаю туры для очень богатых людей
Первые клиенты у меня появились в студенчестве, а резко компания выросла после организации путешествия для президента компании Rolex.
После института я устроился на работу по профессии — в туризме. Довольно быстро решил сфокусироваться на организации вип-путешествий. Это сложное направление: здесь высокие чеки и серьезные требования к сервису, но и много возможностей для интересных проектов.
В 2011 году появилась компания «211». Долгое время мы обрабатывали все заявки вдвоем с женой. Набили много шишек и выросли до выручки более 200 млн рублей в год. Даже сейчас у нас сравнительно небольшой штат: часть действий мы автоматизировали с помощью искусственного интеллекта и ChatGPT. Например, можем собрать индивидуальную программу буквально за несколько минут.
Расскажу, как устроен наш бизнес и почему люди готовы платить миллион долларов за путешествие.
Как я попал в вип-туризм
В 2011 году я окончил Иркутский институт международного туризма. У меня такой склад характера, не могу работать на кого-то — мне нужно свое дело. Поэтому я решил открыть компанию, которая будет заниматься индивидуальными путешествиями.
В то время в России не было понятия вип-отдыха. Туроператоры предлагали сборные программы, экскурсии, оздоровительный отдых и премиум-путешествия в одном пакете.
Но организовать сборный тур за 15 000 ₽ и вип-путешествие — это разные задачи. Для сборных туров бронируют отель, транспорт, развлечения, настраивают рекламу, набирают группу — и вперед. Клиенты не могут менять программу. Продукт ориентирован на массовую аудиторию, компания ограничена в возможностях и борется за каждый рубль. В вип-сегменте все наоборот.
Тогда в российских компаниях вип-туры строили по одному примитивному сценарию: подать Майбах, заселить в пятизвездочный отель и напихать сверху все самое дорогое.
Но премиальные путешествия для меня — это другое. Клиент дает исходные данные, и под него формируется продукт. Пожелания могут быть разными: постройте кэмп на острове, организуйте питание в тайге, найдите оранжевый вертолет с фиолетовым салоном. Недостаточно один раз посчитать расходы, организовать логистику и работать по инерции. Каждая задача — новый проект, требующий быстрой реакции и связей.
Ограничений по бюджету нет, кроме тех, что обозначены клиентом. Недельный тур может стоить как миллион рублей, так и миллион долларов. Клиент оплачивает работу подрядчиков: отели, кухня, трансферы. Туркомпания зарабатывает на комиссии за организацию.
После учебы я начал возить туристов на юг Байкала. Юридически я был партнером, направляя заявки знакомым, работающим в туризме. Все счета и договоры оформлялись на их компании, а я получал процент от сделки.
Сайт я сделал сам, он хорошо индексировался поисковыми системами. Ко мне стали приходить клиенты: например, конструктор механизма солнечных панелей на МКС, банкир, собственник ремонтного предприятия, которое обслуживало большинство европейских вертолетов.
Поездка на юг Байкала с лучшими отелями, развлечениями и индивидуальным меню стоила до 1 млн рублей. Я получал порядка 2000 $ чистой прибыли с каждой заявки.
Однажды предприниматель, у которого была туркомпания и база отдыха на Байкале, увидел, что я привожу серьезных клиентов. Он предложил мне управлять его офисом и турбазой. Понимая, что клиентов зимой не будет, я принял приглашение. Через три месяца после получения диплома я официально стал директором компании.
Зарплата была около 20 000 ₽ в месяц, но у компании был офис в центре Иркутска, доступ к базе туристов и возможности для дорогих проектов. Там я наработал связи и впервые столкнулся со сложными форматами путешествий.
Подвернулась неожиданная возможность
Туристических компаний в Иркутске тогда было около 300, и та, где я работал, ничем не выделялась. Основным бизнесом собственника были нефтепродукты. К туркомпании он относился как к хобби, потому что любил путешествия. Но привлекать интересных клиентов ему все-таки хотелось. Я предложил сфокусироваться на этой задаче: довести до конца имеющиеся заявки и переформатировать компанию.
Стал спрашивать у собственника, какие у него есть активы и нематериальные ценности. Он рассказал, что каждый год они с друзьями на две недели выезжают на джипах вокруг Байкала. Тогда это была такая глушь, что за все это время можно было не встретить ни одного человека.
Я подумал, что такой проект можно красиво упаковать. Мы организовали заезд, взяли с собой оператора и фотографа, сняли контент. Ощутив на себе такую поездку, я стал выходить на международные бренды и медиа, говорил, что в следующем году сделаем этот проект в больших масштабах.
Мы провели мероприятие в 2013 году — назвали «Байкал Трофи». Участие каждого человека стоило 4000 $ — около 115 000 ₽ по тогдашнему курсу. Плюс клиенты арендовали джипы или везли свои машины, покупали авиабилеты. В итоге за место в автомобиле у них выходило около 500 000 ₽. В среднем недельные туры на Байкал тогда продавались за 30 000 ₽.
Никакого сервиса в классическом понимании у нас не было — настоящая экспедиция.
Крупные предприниматели договаривались, кто чистит картошку, кто чинит колесо, а кто ставит палатку.
В поездку с нами отправились корреспонденты издания Men’s Health, команда телеканала «Драйв» и другие медиа. Так я раскрутил компанию как организатора премиальных туров на Байкал. Заявки стали поступать в огромных количествах: несколько десятков в месяц, для вип-сегмента — это отличный результат.
Обычно к нам обращались люди, которые хотели отдохнуть с семьей неделю с бюджетом около миллиона рублей. Они платили за сервис, необычные маршруты, высокий уровень проживания и питания. У нас была своя техника, кемпинговое снаряжение, мы устраивали кейтеринг с ресторанным обслуживанием в тайге. У конкурентов были только экскурсии по музеям.
Я работал полтора года в буквальном смысле 24/7 — даже не помню, как удавалось спать. Масштаб того, что я делал, доставлял кайф. Но было ощущение, что мои навыки недостаточно оплачиваются — общаюсь с людьми на таком уровне, а получаю 20 000—25 000 ₽. Тем более что мой сайт продолжал функционировать, и я периодически реализовывал заявки под брендом компании, в которой работал.
Возможно, я мог бы обсудить долю в бизнесе с собственником. Но было ощущение, что лучше продолжить свое дело, и я решил уйти. Тут подвернулась неожиданная возможность.
Сам себе испортил бизнес
К моменту увольнения у меня не было денег — может, тысяч 50. Я познакомился со своей будущей женой и потратил все на прогулки. Снова близилась зима и мертвый сезон в туризме, поэтому нужно было что-то придумывать.
Отец предложил открыть магазин сувениров и спортивного оборудования на горе Соболиной — лыжном курорте на берегу Байкала, где отдыхали зажиточные люди. В детстве, если кто-то говорил: «Ивановы на Соболиную поехали на выходные», это звучало как «Ивановы полетели в Куршевель». Мне эта идея понравилась, и я решил попробовать.
Позвонил предпринимателю, с которым ездил в джип-экспедицию, — мы тогда подружились. Сказал прямо: «Есть идея открыть магазин на Байкале, нужно 300 000 ₽. Могу занять у тебя?» Он без лишних слов пригласил в офис, и на следующий день сумма была у меня на руках.
На эти деньги я накупил сувениров, перчаток и горнолыжного снаряжения. Все это плохо продавалось. Я решил проверить новую гипотезу и начал варить глинтвейн в магазине. Это выстрелило, сувениры и спортивные товары я уже продавал по остаточному принципу.
Курорт работал с 9 утра до 5 вечера, а у меня в баре посетители были до часу ночи. Люди были готовы оставаться до утра, но я работал один и физически не вытягивал. На второй год ко мне переехала будущая жена из Красноярска. Она работала в «Лексусе», а потом переехала ко мне в лес. Во второй сезон она помогала, и стало легче.
Бывало забавно: люди ехали из Иркутска 130 км, покупали абонемент на спуск за 2000—2500 ₽ и сразу приходили в бар. Общались с другими посетителями и со мной, уезжали, так ни разу и не выйдя на склон. Я ненавязчиво упоминал про бренд «211», путешествия, транслировал то, чем хотел бы заниматься после зимнего сезона.
На второй год работы я рассчитался с предпринимателем, который дал деньги на открытие. Доходы были хорошие: за три месяца горнолыжного сезона я заработал 600 000 ₽ чистой прибыли.
И тут сам себе испортил бизнес — написал и опубликовал в интернете статью «Миллионы на подогретом вине», рассказав про свой кейс. Руководство горнолыжного курорта увидело во мне конкурента и не продлило аренду. Бар пришлось закрыть.
Тур для президента компании Rolex
Однажды мне позвонил старый приятель и спросил, готов ли я организовать путешествие для его европейских партнеров — президента компании Rolex. Он хотел отдохнуть на Байкале с женой, юристом и человеком из Японии, который делает сапфировые стекла для часов.
Я согласился, понимая, что задача сложная. На организацию было всего три недели. Одна из участниц группы передала нарисованную от руки карту и объяснила, что маршрут менять нельзя. Группа должна была прилететь в Иркутск, отправиться в Листвянку , пересечь Байкал и поехать в Монголию через Улан-Удэ. В маршруте были места без туристической инфраструктуры, и за 20 дней нам нужно было все организовать.
Стоимость тура была около 1 500 000 ₽. Мы нашли русский народный ансамбль, который встретил гостей в аэропорту с песнями и плясками. Размытые горные дороги преодолевали на джипах с помощью лебедок. По воде передвигались на аэроглиссере , который было сложно найти. Я искал его владельцев на разных онлайн-площадках и в Иркутске нашел человека, согласившегося привезти аппарат за 200 км от города.
В дороге двигатель аэроглиссера наглотался воды, и его пришлось перезапускать. Потеряли на это полчаса. Потом в спешке искали новый, потому что первый сломался окончательно. Но гости остались довольны.
За пять дней тура я заработал около 400 000 ₽ — в туркомпании ради них пришлось бы трудиться два года.
После закрытия бара у меня оставались какие-то деньги, и с прибылью от тура вышло около миллиона рублей. Мы решили поехать с будущей женой во Францию, где я сделал ей предложение.
Поездка стоила около 300 000 ₽. Остальные деньги я решил постепенно инвестировать в развитие компании.
Бизнес начал расти после тура для главы Rolex
Первым делом я сделал новый сайт. Потратил на него 70 000 ₽, нашел разработчика, который собрал его на WordPress. Но быстро понял, что мне не нравится его дизайн и неудобно наполнять контентом, а это критически важно. Покупая дорогой продукт, люди должны привыкнуть к тебе и поверить, что ты можешь организовать запоминающееся путешествие. Нужны были статьи и кейсы. Поэтому я и решил вкладываться в сайт — в его дизайн и контент. Первые кейсы рассказывали про «Байкал Трофи» и поездку с президентом компании Rolex.
На нынешнюю версию сайта я потратил около 6 млн рублей — но не сразу, а на протяжении нескольких лет. Считаю эти вложения оправданными. Сайт работает быстрее, описывать кейсы комфортнее. Даже отступы и интервалы четко выверены — в моем бизнесе такие мелочи важны.
Я не знаю точно, какой процент клиентов генерировал сайт на начальном этапе. Аналитикой не занимался — не было времени и желания. И сейчас не знаю точно, что эффективнее всего привлекает людей. Делаю много: личный канал в «Телеграме», описание кейсов на сайте и других площадках в интернете, интервью. Бывает, мне звонят и говорят: «Ваш телефон передал Сергей Сергеевич», а я понятия не имею, кто это. Я никогда не вкладывал деньги в рекламу сайта. В премиум-сегменте плохо работает контекстная и таргетированная реклама. Всегда работал через сарафанное радио, публикации и органический трафик.
После тура для президента компании Rolex первые два года я занимался только Байкалом. Зимний Байкал тогда не был востребован. Мы зарабатывали летом, организуя шесть-семь поездок, а остальное время занимались контентом, сайтом, продвижением. Хотя летние программы часто приходилось планировать за полгода, а то и за год. Это особенность индивидуальных туров: готовишься с момента подтверждения заявки. Позвонил клиент в сентябре и сказал, что в августе следующего года ему нужна поездка — будешь держать эту заявку в голове весь год и корректировать договоренности по отелям, транспорту, питанию.
Через два года после запуска я понял, что работать только на Байкале становится тесно. Решил расширяться в другие регионы. Процесс не сильно отличался: настраивал связи с местными организаторами, отелями и подрядчиками, а потом создавал программы.
Поездка за миллион долларов
До недавнего времени мы работали вдвоем с женой: я занимался организацией, она — маркетингом. Всех нужных людей искали на аутсорс под конкретные задачи. Нужно организовать питание на выезде — ищем поваров и официантов. Клиент просит провести в незнакомые места — ищем гидов и проводников.
Однажды пришла самая крупная заявка за всю историю компании. Стоимость поездки была около миллиона долларов. В нее входил круиз через весь Байкал на трех яхтах с посещением ключевых мест озера, ежедневные концертные программы, организация рыбалки, сафари на квадроциклах и джипах по острову Ольхон, посещение заповедных зон, наблюдение за нерпой, встречи с шаманами, кейтеринговое обслуживание в диких местах, закупка инвентаря, изготовление индивидуальной экипировки и многое другое.
Клиент среди прочего просил найти пять гидроциклов. На Байкале тогда их никто не сдавал в аренду. Я нашел в интернете человека, занимающегося перегоном и перепродажей гидроциклов. Позвонил ему и сказал: «Нужно пять гидроциклов в аренду». Он уперся, говорит, что таким не занимается. Я ответил: «Плачу за каждый гидроцикл 20 000 ₽ в день. За пять гидроциклов будет 100 000 ₽ ежедневно». Он согласился. Следующие два года моя компания фактически имела монополию на гидроциклы на Байкале, и этот человек тоже неплохо зарабатывал с нами.
Иногда люди хотят чего-то экзотического. Однажды была заявка стоимостью 56 млн рублей. На Алтай отправились отмечать день рождения 50 человек. Им нужен был максимальный уровень сервиса и проживания, а также концерт известной звезды шоу-бизнеса. Программу готовили полгода. Техническая документация занимала 170 листов. Сцену построили в 500 км от ближайшего крупного города, добавили шатер под фотозону и банкет. Мы не можем разглашать, кто был приглашенной звездой, но тогда для нас это было чем-то невероятным.
Чаще всего люди сами не знали, чего они хотят. Те, у кого были деньги, путешествовали по Европе и плохо представляли, как можно отдохнуть в России. Мне приходилось креативить: «Давайте здесь поплывем на аэролодке, тут пройдем пару километров пешком, поставим шатры и вкусно поедим, здесь поплаваем на байдарках, а закончим путешествие в бане». Людям было интересно искать новые ощущения, и так рождались программы.
Сейчас путешествия по России более популярны, и к нам чаще приходят с конкретными запросами. Но все равно самая частая формулировка звучит примерно так: «Мы хотим на Камчатку, нас семь человек, и нам нужно, чтобы все было классно». И ты общаешься с человеком как психолог. Спрашиваешь: «Где вы раньше бывали? Что вам нравится? Что не нравится? Чего бы вы хотели?» Выясняешь, чего ему хочется, и на основе этих пожеланий разрабатываешь программу.
Факапы случаются в каждой заявке
Не верю ни одному организатору, который говорит, что у него какое-то путешествие прошло идеально. Можно сразу сказать, что человек врет. Техника ломается, люди путают даты, вмешиваются погодные условия. У меня была ситуация, когда людей нужно было отвезти в аэропорт из отеля, который имеет только водное сообщение. Мы выслали за клиентами абсолютно новый катер, и у него посреди озера заклинил двигатель.
Я к такому подготовился: есть чат, где собраны все собственники катеров, джипов, вертолетов и других транспортных средств. Когда катер сломался и я понял, что его не починить, написал в чат, объяснил ситуацию и срочно попросил новый транспорт. Через полчаса было три катера — люди настолько мне доверяли, что не спрашивали деталей, не брали предоплат и просто поехали нас спасать. Сломавшееся судно принадлежало отелю, с которым мы работали, и я заставил собственника заплатить за приезд всех трех катеров.
Бывало, что нас подставляли сами отели. Дополнительные услуги почему-то ставят многих в тупик. Как-то раз гости хотели поужинать в бане, и я попросил персонал обеспечить это за дополнительную плату. Мне прямо сказали: «У нас нет такой услуги».
Это проблема рынка отелей: обычно это не основной бизнес их собственников, заработок сравнительно небольшой, и работать хорошо они не хотят. Теперь мы стараемся сотрудничать с отелями, которые не только логистически удобны и обеспечивают хороший сервис, но и не теряются, когда просишь что-то сделать дополнительно.
Каждый тур планируется предельно внимательно, поэтому у меня никогда не было убытков или нулевой прибыли. Многие коллеги считают это нормальным, но мне кажется странным — зачем вообще бизнес, если он генерирует убытки?
Грамотно спланировать путешествие мне всегда помогал лайфхак: много раз «прожить» тур в своей голове.
Сначала я представляю, как встречаю клиентов у самолета. Для этого нужна табличка. Я не готов встречать их с табличкой на бумажке — нужна табличка из пластика, такой толщины, чтобы не гнулась, с фирменным стилем.
Дальше рассуждаю: могу ли я получить багаж без участия клиентов, чтобы они не тратили время? Да, в этом аэропорту такая возможность есть, стоит 5000 ₽. Уточняю у клиентов, нужна ли им машина у трапа? Если нужна — выясняю, что это стоит 25 000 ₽ за автомобиль премиум-класса и по 5000 ₽ за каждого человека. Если основная парковка выглядит недостаточно красиво, могу найти вип-парковку у входа в аэропорт за 1000 ₽. Потом думаю: в машине должна быть вода. Какой бренд выбрать, сколько она стоит? Сколько нужно бутылок на все пять дней путешествия?
Бюджет может не сойтись, только если что-то забыто. Это возможно, если сложный проект делаешь в первый раз. В прошлом году мы организовали гастрономический кэмп на острове, и добраться туда можно было только на аэроглиссерах. Нужно было перевезти много оборудования, и мы ошиблись с количеством ходок. Плюс аэроглиссер сломался, пришлось искать замену. Мы потеряли около 150 000 ₽. Но не было такого, чтобы в программе был вертолет, а мы его не посчитали в смете.
Бывали случаи, когда формулы в смете считали неправильно или новые строчки не суммировались. Мы проверяем смету десятки раз перед тем, как отправить клиенту. Если что-то не так, сразу сообщаем об этом. Обычно в таких случаях добавляем в поездку бесплатный бонус: баню или бутылку дорогого шампанского. Если в туре что-то идет не так по нашей вине или вине подрядчика, это наша проблема. Отдельного пункта с непредвиденными расходами в смете нет.
Богатые умеют считать деньги
Долгое время я считал, что никто не организует путешествия лучше меня. Но два с половиной года назад заявок стало так много, что мне пришлось нанимать менеджеров. Это был новый этап, я решил больше не ездить в туры.
Найти подходящих людей оказалось сложно. Многие не умеют даже грамотно говорить и не обладают чувством такта, что трудно привить. У нас в компании есть tone of voice , которая основана на взаимном уважении. Мы строим бизнес, который должен приносить удовольствие, а не страдания. Если клиент унижает кого-то из команды, мы вежливо отказываем ему в услугах. В нашем бизнесе столько нюансов, что проще не работать с такими людьми.
Иногда мы анализируем телефонные разговоры с менеджерами и обсуждаем, как лучше общаться с клиентами. Обсуждение стоимости — один из самых сложных вопросов. Богатые люди умеют считать свои деньги, но часто не понимают наши расходы на логистику, аренду техники или организацию питания. Работать в минус нам неинтересно, поэтому таких клиентов отсекаем.
Сейчас я стремлюсь к тому, чтобы бизнес работал без моего участия. В штате шесть человек: маркетолог, два дизайнера, два программиста и редактор. Два менеджера по продажам обрабатывают заявки и распределяют их организаторам путешествий, которые ведут общение с клиентами.
Наша команда в Красноярске, откуда родом моя жена и куда мы переехали 10 лет назад. В пандемию многие хвастались, как наладили удаленную работу, а у нас изначально не было офиса. Я много ездил и не видел смысла платить за аренду помещения, в котором не бываю. Раз в неделю мы встречаемся с сотрудниками в кафе или за городом. С дизайнером и программистами я предпочитаю работать лично, чтобы быстрее решать задачи. Организаторы работают удаленно, проблем нет. Если выручка и количество заявок растут, значит, команда работает эффективно.
Сказать, что я всегда работал без сотрудников, неправильно. Я никогда не водил джип и не готовил еду для клиентов. В некоторых программах работало до 100 человек, но это был аутсорсинг. Держать такой персонал в штате нерентабельно.
Также я понял, что никогда не буду более компетентным, чем местные жители. В Тыве или Якутии люди, живущие там всю жизнь, всегда лучше знают реальное положение дел. Поэтому я предпочитаю находить на месте людей, которые мне близки по духу, и работать с ними.
Иногда подрядчики находят меня сами, прочитав мои посты в «Телеграме» или статьи. Например, после поста о поездке на Кольский полуостров мне написал директор местного отеля и пригласил в гости. Они обеспечили нас питанием, проживанием и техникой, а теперь мы размещаем у них своих клиентов.
Компания помещается в ноутбуке
Раньше меня впечатляли компании с большим числом сотрудников. Мне казалось, это показатель их эффективности. Сейчас я считаю, что это скорее свидетельство неэффективности. Я стремлюсь к тому, чтобы моя компания помещалась в ноутбуке, а большая часть операций была автоматизирована. Мне не нужно много сотрудников, решающих задачи вручную.
Например, я разработал телеграм-бота, который работает с ChatGPT. Он автоматически анализирует информацию по заявке клиента и создает готовую программу. Мы обучаем его на основе наших путешествий. Это нововведение не потребовало затрат, но сэкономило огромное количество времени.
Как это работает. Диалог между менеджером и клиентом выглядит так:
- — В какой регион России вы хотите поехать?
- — Алтай.
- — Вы путешествуете один или с кем-то?
- — С кем-то.
- — Сколько вас человек?
- — Два.
- — На сколько дней вы обычно ездите?
- — Неделя.
- — Какой бюджет вы закладываете?
- — Полтора миллиона.
- — Какие еще пожелания? Сплавы на Катуни интересуют?
- — Да.
- — Включим сплавы. Что еще?
- — На ваш вкус.
- — Можем добавить квадроциклы и баню. Проживание в пятизвездочном отеле «Гранд шале» подходит?
- — Да, подходит.
Через минуту мы отправляем клиенту красивую презентацию с локациями, активностями и таймингами. Сгенерированный вариант — ориентировочный, он не учитывает нюансы, например наличие мест в отеле. Но это значительно ускоряет процесс.
Если бы менеджер решал задачу вручную, это заняло бы несколько дней. А если заявок 10 или 100 в день? То же касается составления смет и взаимодействия с подрядчиками. Звонки и согласование нюансов могут занять недели.
Высококвалифицированные кадры нужны для стратегических задач в маркетинге, финансах и программировании.
По моему опыту, у компании, которая занимается путешествиями без автоматизации, есть предел выручки — 200—400 млн рублей в год. Оборот нашей компании в этом году будет около 250—270 млн. Чтобы расти дальше, нужны системно выстроенные процессы.
Мы стремимся к маржинальности 40—50%, но годовая прибыль пока непредсказуема из-за непредвиденных обстоятельств.
Большую часть прибыли я реинвестирую в бизнес — в маркетинг и автоматизацию процессов. Вертолеты и люксовые автомобили меня не интересуют, оставляю себе минимум.
Автоматизация — то, чего не хватало моему бизнесу на начальном этапе. Хотя тогда возможности для автоматизации были ограничены. Инструментов на основе ИИ тогда не было. Поэтому пусть все идет своим чередом.
В планах — автоматизировать все, что только можно, чтобы перепрыгнуть пределы большинства компаний, занимающихся вип-путешествиями. Главное — подобные инструменты можно масштабировать не только на территории России, потому что индивидуальный туризм во многих странах работает примерно одинаково. Эти инструменты могут быть интересны зарубежному бизнесу.
Средние ежемесячные расходы
Всего расходов | 8 700 000 ₽ |
Выручка | 16 000 000 ₽ |
Прибыль | 7 300 000 ₽ |
Оплата работы сотрудников и подрядчиков | 7 000 000 ₽ |
Инвентарь, оборудование и стройка | 800 000 ₽ |
Расходы на мерч и создание контента | 400 000 ₽ |
Автоматизация и систематизация процессов | 300 000 ₽ |
Маркетинг | 200 000 ₽ |
Средние ежемесячные расходы
Всего расходов | 8 700 000 ₽ |
Выручка | 16 000 000 ₽ |
Прибыль | 7 300 000 ₽ |
Оплата работы сотрудников и подрядчиков | 7 000 000 ₽ |
Инвентарь, оборудование и стройка | 800 000 ₽ |
Расходы на мерч и создание контента | 400 000 ₽ |
Автоматизация и систематизация процессов | 300 000 ₽ |
Маркетинг | 200 000 ₽ |
Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету