Бизнес
19K

«Люди всегда будут путешествовать»: как туристическая компания выживает в кризис

45
«Люди всегда будут путешествовать»: как туристическая компания выживает в кризис

Меня зовут Александр Ким, я руковожу небольшой компанией по приключенческому туризму.

Аватар автора

Александр Ким

руководит туристической компанией

Страница автора

Расскажу, как мы переживаем кризис из-за пандемии, сколько зарабатывали раньше и сейчас и как у нас устроен рабочий процесс.

Об опыте предпринимательства

Проект Adventurity я создал в 2017 году. Мы продаем и организуем приключенческие путешествия в России и мире: сплавы на деревянных плотах под Воронежем, прогулки на коньках по зимнему Байкалу, экспедиции по джунглям Индонезии и на Галапагосские острова.

Одно из наших путешествий по Индонезии включает 3⁠—⁠4 дня трекинга по настоящим джунглям — деревням местных племен. В таком походе мы проводим две ночи в джунглях — в палатках вместе с москитами, встречаем по пути диких животных и ходим по подвесным мостам, сплетенным из лиан
Одно из наших путешествий по Индонезии включает 3⁠—⁠4 дня трекинга по настоящим джунглям — деревням местных племен. В таком походе мы проводим две ночи в джунглях — в палатках вместе с москитами, встречаем по пути диких животных и ходим по подвесным мостам, сплетенным из лиан

До 2014 года я с перерывами работал в туристическом бизнесе: руководил офисом продаж в компании, а потом — департаментом ценообразования в крупных туроператорах. Последние несколько лет моя основная деятельность — диджитал-маркетинг.

Как предприниматель, до этого проекта я основал проект по производству и оптовой продаже интерьерных наклеек и через восемь месяцев продал его типографии под контракт с «Леруа Мерленом». С 2014 по 2017 год у меня было агентство Travelmaking — мы делали маркетинг, продажи и пиар для отелей и компаний в сфере туризма.

В какой-то момент решил совместить скиллы маркетолога, предпринимателя и десятилетний опыт в тревеле.

Почему приключенческий туризм

Классический туризм мне надоел за десять лет, в нем скучно и почти невозможно сделать что-то новое. А ниша приключенческого туризма в нашей стране остается достаточно свободной. За рубежом уже лет сорок существуют большие компании, которые предлагают приключения и по объемам не уступают пляжным туроператорам. Но в России это быстроразвивающийся рынок. Еще одна причина, почему я выбрал приключенческий туризм как бизнес — я сам люблю всякие активные штуки и необычные путешествия.

Путешествия — это эмоции. В каждое путешествие мы стараемся включать что⁠-⁠то необычное — простое, но классное. Встретить закат над Меконгом в Камбодже, рассвет на вулкане на острове Ява или, как на фото, пожарить зефир в огнях Химеры на Ликийской тропе. Огонь там извергается прямо из⁠-⁠под земли круглый год, и вечером это невероятное зрелище
Путешествия — это эмоции. В каждое путешествие мы стараемся включать что⁠-⁠то необычное — простое, но классное. Встретить закат над Меконгом в Камбодже, рассвет на вулкане на острове Ява или, как на фото, пожарить зефир в огнях Химеры на Ликийской тропе. Огонь там извергается прямо из⁠-⁠под земли круглый год, и вечером это невероятное зрелище

В моей компании есть два бизнес-юнита: агентство и собственный продукт. Мы продаем и чужие путешествия, и свои, такая бизнес-модель позволяет нам быть более гибкими и быстро адаптироваться к изменениям на рынке.

Ключевые цифры за 2019 год

Общая выручка14 736 451 ₽
Общие расходы13 938 266 ₽
Чистая прибыль798 185 ₽

Ключевые цифры за 2019 год

Общая выручка14 736 451 ₽
Общие расходы13 938 266 ₽
Чистая прибыль798 185 ₽

Выручка по направлениям в 2019 году

Агентские продажи10 253 971 ₽
Свои путешествия4 482 480 ₽

Выручка по направлениям в 2019 году

Агентские продажи10 253 971 ₽
Свои путешествия4 482 480 ₽

За 2019 год мы продали 82 путешествия. Это 307 человек, из них 138 пришлись на агентские продажи и 169 на свои путешествия. В агентских путешествиях мы в среднем оформляем по 1—2 человека на тур, на свои собираем минимум по 4 человека. Средний чек составляет 48 000 ₽.

798 185 ₽
чистая прибыль за 2019 год
Цифры за 2019 год: выручка, маржа и доход
Цифры за 2019 год: выручка, маржа и доход

Модель онлайн-агентства: как устроена работа в компании

Я с самого начала рассматривал бизнес-модель онлайн-агентства, у нас никогда не было офиса для клиентов. Здесь мне очень пригодился опыт построения удаленных команд в других проектах. В 2017 году на запуске снимал помещение для сотрудников: на первом этапе так было проще начать строить процессы. Через год отказались от офиса, работаем полностью удаленно и периодически встречаемся в коворкингах с теми, кто в Москве.

Основную работу ведем в Трелло. Тут есть вообще все задачи: анонсирование новых путешествий, доработка сайта, статусы работы сотрудников, создание контента, ведение соцсетей. Еще мы работаем в туристической CRM-системе — U-On Travel. Она не очень удобная, но решает свои задачи по автоматизации работы с клиентами.

В CRM есть вся информация по клиентам, все переписки и заявки с сайта, интеграция с банком, можно в пару кликов сформировать договор и счет для клиента, а также закрывающие документы для партнеров. И еще здесь есть разные напоминания о днях рождения, статусах, реактивация клиентов. Общаемся мы командой в Вотсапе, все звонки в Скайпе.

Работа с партнерами тоже строится удаленно. Сначала заключаем договор по сканам, потом высылаем оригиналы друг другу по почте, то же самое с закрывающими документами (отчетами агента и актами выполненных услуг). Вся бухгалтерия на сервисе «Мое Дело» (у нас тариф с бухгалтером), пока у нас УСН, этого вполне хватает: раз в месяц посылаю им закрывающие документы с комментариями, а дальше они все сводят.

С клиентами общаемся в мессенджерах или по почте, созваниваемся в формате видеоконференции по Скайпу. Иногда это нужно, чтобы оценить адекватность клиента перед сложными путешествиями: например, перед трекингом к базовому лагерю Эвереста мы проводим обязательную видеовстречу. Маршрут требует физической подготовки и может быть опасен из-за возможной горной болезни, а при визуальном контакте проще оценить подготовку участника. Бывает, нужно показать что-то из снаряжения или расшерить маршрут на своем экране.

Иногда хочется забраться поглубже в дикую природу, но даже с местным проводником это может быть опасно. Бывали случаи, когда участники подхватывали тропическую лихорадку денге, один раз еле убежали от обезьян. На фото Индонезия, надписи только на английском — это для туристов, потому что местным не придет в голову лезть туда без необходимости
Иногда хочется забраться поглубже в дикую природу, но даже с местным проводником это может быть опасно. Бывали случаи, когда участники подхватывали тропическую лихорадку денге, один раз еле убежали от обезьян. На фото Индонезия, надписи только на английском — это для туристов, потому что местным не придет в голову лезть туда без необходимости

После оплаты путешествия заключаем договор-оферту. 
Оплата проходит через интернет-эквайринг или выставление счета. Клиентам это удобнее всего: за три года работы у нас не было случая, чтобы кто-то предложил заплатить наличными. Это вызывает дополнительное доверие у новых клиентов — все официально, без всяких переводов на карту и наличных, и в случае чего всегда можно сделать возврат средств — чарджбэк.

Когда человек оформляет путешествие, мы даем ему подробную информацию о поездке, рассказываем, кто его встретит в аэропорту или на вокзале, сколько пар обуви стоит брать с собой и прочие детали.

Если это агентское путешествие, то рассказываем о компании-организаторе и до старта поездки сопровождаем клиента по всем вопросам. Затем им занимается уже принимающая компания. Мы подключаемся, если возникают какие-то недоразумения и когда клиент возвращается из поездки — запрашиваем обратную связь.

В наших путешествиях мы заранее создаем чат в Вотсапе со всеми участниками и гидом, чтобы участники могли познакомиться заочно. Иногда с участниками из Москвы встречаемся в кафе перед поездкой.

После возвращения из путешествия мы дарим новым клиентам брендированный мерч — металлические походные кружки, значки, дождевики. У поставщиков мерч мы заказываем онлайн, все присылают по почте. Например, кружки нам делают в Ижевске. Клиентам из Москвы отправляем подарки курьерской доставкой, в регионы — по почте.

Больше историй о бизнесе — у вас в почте
Подпишитесь на рассылку для предпринимателей: раз в неделю присылаем важные новости и истории успеха

Как мы работаем с другими туроператорами

В моей компании есть два бизнес-юнита: агентство и собственный продукт. Когда мы продаем путешествия локальных туроператоров, то выступаем как классическое туристическое агентство с поправкой на приключенческий сегмент. Никаких экскурсий, Золотого кольца, автобусов и пляжного отдыха. В основном это разные активные штуки: сплавы на рафтах, путешествия на снегоходах, конные походы на Алтае, трекинги на Камчатке и все в этом духе. Чаще всего для этих приключений нужна своя инфраструктура: транспорт, собственное жилье и так далее.

Среди наших агентских направлений летом очень популярна Карелия. Это, как правило, активные туры — рафтинг по рекам, поездки на джипах и велопутешествия. Специальной подготовки не требуется, а в сплавы на рафтах можно даже с детьми, но самые бурные пороги дети обходят по берегу
Среди наших агентских направлений летом очень популярна Карелия. Это, как правило, активные туры — рафтинг по рекам, поездки на джипах и велопутешествия. Специальной подготовки не требуется, а в сплавы на рафтах можно даже с детьми, но самые бурные пороги дети обходят по берегу

Комиссию определяет организатор путешествий, и она выше, чем в классическом пакетном тревеле: там агентская комиссия обычно составляет 7—11% и сильно зависит от объемов продаж. В приключенческом туризме комиссия — 10—30%. Здесь нет такой конкуренции, как в пляжном туризме, и выше маржинальность проекта. А также не нужно выкупать места в самолетах: люди сами покупают билеты и добираются до места старта. В 2019 году средняя комиссия по агентским путешествиям составила у нас 16,7%.

16,7%
средняя комиссия за агентские путешествия

На агентство приходится около 60% всех путешествий. Это сборные группы, которые продают все аналогичные компании, на каждую дату заезда мы оформляем 1—2 человека, редко больше (это может быть мини-корпоратив или семья с детьми). В 2019 году из 307 путешественников 138 человек мы оформили как агенты.

Скриншот со средней комиссией по агентским путешествиям
Скриншот со средней комиссией по агентским путешествиям

Как мы продаем собственные путешествия

Наши собственные путешествия — это в основном зарубежные направления. Часто оказывается дешевле и проще арендовать транспорт и выкупить места в красивых домиках в Эквадоре, чем провести аналогичное путешествие на плато Путорана в Сибири. В России слабее развита инфраструктура для приключенческого туризма и активного отдыха: дороги плохие, мало хороших мест проживания, не везде есть транспорт и так далее. Например, одна только заброска вертолетом к гейзерам или озерам на Камчатке — посмотреть медведей, охотящихся за лососем — стоит 40 000 ₽ на человека.

Собственный продукт интереснее для бизнеса, так как маржинальность тут значительно выше, чем при продаже чужих туров, и начинается от 40%.

На каждую дату своего заезда мы оформляем от 4 человек, это минимальное количество человек в группе, при котором сходится экономика путешествия. Например, если на трекинг в Непале стоимостью 57 000 ₽ с человека у нас наберется 4 участника, то мы заработаем 28 900 ₽ (с учетом налогов и эквайринга, но без зарплаты гида). Если соберем 5 человек, то заработаем 60 100 ₽, если будет 6 человек — уже 95 280 ₽. А если в группе соберется 3 участника, то путешествие станет для нас убыточным. Можно, конечно, заложить расходы в продукт так, чтобы заработать можно было и с 1—2 человек, но тогда стоимость путешествия получается неконкурентоспособная.

Скриншот с делением на продажи своих и агентских путешествий и разбивка по маржинальности
Скриншот с делением на продажи своих и агентских путешествий и разбивка по маржинальности

Маржинальность сильно зависит от страны, типа путешествия и размера группы. Мы стараемся работать с местными гидами-проводниками, которые будут сопровождать группу — так конечная стоимость путешествия для клиента получается ниже, чем с гидом из Москвы: только авиабилет из Москвы в Непал для гида может стоить 60 000 ₽.

Большинство туристических компаний закладывают эту стоимость в цену путешествия. Для группы из 6 человек — это плюс 10 000 ₽ к стоимости путешествия на каждого участника (65 000 ₽ за авиабилет, налог на прибыль УСН 7% и эквайринг 2%).

Если гид откуда-то рядом с Непалом (например, из Юго-Восточной Азии), вы можете себе позволить собрать группу не из 12—15 человек, а меньше, не теряя в заработке. Это уменьшает маржинальность, зато можно меньше переживать, что вы вовремя не наберете группу и придется отменять путешествие целиком.

Свои путешествия мы стараемся анонсировать за 8—12 месяцев до старта, чтобы собрать нужное количество участников и чтобы они успели купить недорогие авиабилеты. Обычно за два месяца до старта уже набирается минимальная группа. Бывают, конечно, исключения, когда кто-то отказывается от поездки и приходится оперативно набирать участников за 2—3 недели до начала.

Разработка нового путешествия

Новый продукт мы создаем за 2—3 месяца. За 3 года у нас скопилась хорошая база гидов в основных регионах мира, где мы работаем. Много где у нас есть партнеры — принимающие компании, мы делаем совместные маршруты или арендуем у них транспорт и снаряжение.

Организовать новое путешествие не так сложно и при должном опыте не занимает много времени. Мы часто делаем спонтанные маршруты для постоянных клиентов. Например, летом мы собрали группу из 10 человек, которые не могли отправиться в полноценную поездку из⁠-⁠за работы, и за пару дней организовали для них трекинг на выходные в словацких Татрах. Близко, недорого и вкусная еда. А еще горы, озера, реки и куча диких оленей
Организовать новое путешествие не так сложно и при должном опыте не занимает много времени. Мы часто делаем спонтанные маршруты для постоянных клиентов. Например, летом мы собрали группу из 10 человек, которые не могли отправиться в полноценную поездку из⁠-⁠за работы, и за пару дней организовали для них трекинг на выходные в словацких Татрах. Близко, недорого и вкусная еда. А еще горы, озера, реки и куча диких оленей

На разработку нового путешествия уходит от 25 000 до 80 000 ₽. Вот что входит в расходы на создание новой поездки:

  1. Время сотрудника в штате, который собирает информацию и просчитывает смету.
  2. Время на поиск гида, если нет подходящего человека. Под новый маршрут нужен гид.
  3. Время гида для «полировки» путешествия: оптимизация логистики, активностей. Мы ищем местных гидов, которые хорошо знают регион.
  4. Реклама нового направления. Она нужна, если не набирается минимальное количество участников. Пока мы стараемся добавлять новые путешествия под запрос наших клиентов, а не ради дополнительного ассортимента.
  5. Если лидер группы новый — то кто-то из наших сотрудников или постоянных гидов дополнительно сопровождает группу в первый заезд. В этом случае будут дополнительные расходы на оплату второго сопровождающего: дорога, проживание, еда.

Гидов на месте мы находим по-разному. Большинство находят нас сами, пишут на почту или в соцсети, предлагают свои услуги. Периодически мы ищем кого-то через профильные площадки, в соцсетях или на сайтах типа Трипстер-ру. Мы работаем только с русскоговорящими гидами, чаще всего это наши соотечественники — художники, фотографы, сммщики, которые живут в Азии и удаленно работают. У них есть ИП, а в свободное время они могут проводить туры.

Перед тем как начать работать с новым человеком, мы смотрим отзывы, просим рекомендации и разговариваем по Скайпу. Потом вместе накидываем идеи для путешествия и считаем смету. А еще мы всегда берем гида с опытом, который уже знает места, где пройдет путешествие.

Первое путешествие с новым гидом всегда проводим вместе: смотрим, как он или она общается с людьми, как принимает решения, умеет ли организовывать участников. В таких путешествиях всегда что-то может пойти не так: отменят внутренний рейс, из-за погоды нельзя куда-то пройти или проехать, кто-то из участников наступил на морского ежа и так далее. 
Поэтому нужен не просто гид, а лидер группы, который может оперативно принимать решения, на месте корректировать маршрут и организовать группу незнакомых людей. От того, как пройдет путешествие, зависит, вернутся ли клиенты к нам снова.

На фото Женя, один из опытнейших гидов-проводников по Адыгее. Опытные гиды — самое главное в приключенческих путешествиях. Они должны отлично знать регион, уметь ориентироваться на месте в сложных ситуациях и оперативно разработать альтернативный и безопасный маршрут. В Адыгее мы как⁠-⁠то попали в жуткую непогоду, по обычным маршрутам нельзя было пройти. Женя провел нас классным новым маршрутом
На фото Женя, один из опытнейших гидов-проводников по Адыгее. Опытные гиды — самое главное в приключенческих путешествиях. Они должны отлично знать регион, уметь ориентироваться на месте в сложных ситуациях и оперативно разработать альтернативный и безопасный маршрут. В Адыгее мы как⁠-⁠то попали в жуткую непогоду, по обычным маршрутам нельзя было пройти. Женя провел нас классным новым маршрутом

Почему у нас почти нет рекламы

Мы проводили активную промокампанию, когда проект только запускался — в 2017—2018 годах, сейчас у нас почти нет рекламы.

57% нашей аудитории — постоянные клиенты, которые рассказывают о нас своим друзьям, и они к нам приходят. При запуске мы разместились в закрытых системах лояльности для сотрудников крупных компаний («Аэрофлот», «Альфа-банк» и у других), оттуда приходит совсем немного людей, около 20 человек за год. Свои путешествия мы размещаем через другие агентства и агрегаторы туров, но оттуда тоже небольшой трафик. Все остальные — органика.

57%
нашей аудитории — постоянные клиенты

Это нормальная практика для небольших туристических компаний. Большая часть проектов закрывается за счет своих клиентов, через рекомендации и органику. Рекламу делаем редко и на точечные предложения, например когда нужно срочно добрать группу.

Подробнее о расходах

Общие расходы компании составили в 2019 году 13 938 266 ₽. Большая часть из них — перевод денег туроператорам за путешествия, которые мы продаем как агенты. Из денег, которые нам платит клиент за агентское путешествие, мы оставляем себе 10—20% комиссии в зависимости от туроператора. Так что это не совсем расход, но мы относим его сюда, чтобы не запутаться между выручкой и прибылью.

Переводы туроператорам — 8 541 557 ₽. Эту сумму мы перевели в 2019 году туроператорам. Это большая часть нашего оборота, которая уходит турфирмам, чьи поездки мы продаем как агенты.

Себестоимость путешествий — 2 162 974 ₽. Все затраты на наши путешествия. Сюда входят, например, оплата за проживание клиентов и внутренние авиабилеты, транспорт и аренда снаряжения, разрешения на вход в национальные парки и прочие сборы, а также работа гида, его проживание, питание и проезд до места старта и обратно.

Зарплаты и расходы на гидов — 2 400 000 ₽. В компании кроме меня работают два постоянных сотрудника, они выполняют много разных задач: общаются с клиентами, продают поездки, редактируют путешествия на сайте, оформляют документы, ищут новых партнеров и просчитывают сметы поездок.

В эти расходы входит дополнительный бюджет на сопровождающих. Основная зарплата гидов заложена в стоимость путешествий, но иногда требуется кто-то еще, например, в некоторые путешествия приходилось брать няню для детей. У всех сотрудников (и у гидов в том числе) ИП, налоги они платят сами.

У меня зарплаты нет (я продолжаю заниматься диджитал-маркетингом), и расходов на рекламу в 2019 году не было.

Налог УСН с выручки — 429 735 ₽. Часть выручки учитывается как агентское вознаграждение. По налоговому кодексу прибылью по агентским договорам считается не вся сумма поступления, а только наша агентская комиссия. Например, мы продали свое путешествие за 50 000 ₽ и заплатили налог 6% с этой суммы — 3000 ₽. 
Когда мы продаем поездку другой компании как агент (у нас заключен договор с туроператором), то налог мы платим от комиссии — 15% от суммы путешествия. Если агентское путешествие стоит те же 50 000 Р, то налогов мы заплатим всего 450 ₽.

429 735 ₽
налог УСН с выручки в 2019 году

Сервисы и мелкие расходы — 133 000 ₽. Мое дело, CRM — U-On Travel, «Гугл-драйв», связь, курьеры.

Сувенирка — 139 000 ₽. Брендированный мерч и всякие полезные штуки для путешествий.

Эквайринг — 82 000 ₽. Большая часть людей платит картами, но есть и те, кто оплачивает по расчетному счету.

Поддержка сайта — 50 000 ₽. Оплата подрядчику за разработку и сопровождение сайта: добавляли функциональность, исправляли технические ошибки на сайте.

Чистая прибыль за 2019 год составила 798 185 ₽ или около 60 000—90 000 ₽ в месяц, такой сильный разброс связан с сезонностью. Пиковые месяцы по выручке — с апреля по июль, и сентябрь, когда бронируют Новый год. Самые глухие месяцы в туризме — январь и февраль.

Что случилось с компанией в марте и при чем тут Билл Гейтс

Несколько лет назад я где-то читал, что Билл Гейтс, когда управлял «Микрософтом», говорил, что у компании была финансовая подушка — на счетах всегда был резерв. Его размер должен был позволять два года платить зарплаты и оплачивать расходы компании, если случится что-то непредвиденное.

Как предприниматель, я не застал кризисные времена, но у меня перед глазами был пример родителей и знакомых — как бывает в нашей стране. Подход Гейтса мне показался вполне разумным, и с тех пор во всех своих проектах я всегда стараюсь иметь запас прочности. Только не на два года, а на полгода.

Туристическая компания — не основной мой проект. Я посвящаю ему несколько часов в неделю и не получаю зарплату. Прибыль вкладываю в инвестиционные инструменты — облигации, овернайты (30% от прибыли, которые всегда на счету) и другие депозиты, часть денег держу в коллективных инвестициях в коммерческой недвижимости.

Изначально у меня был план потратить все эти накопления на масштабирование проекта: развитие маркетинга, создание новых направлений. Но в феврале-марте все пошло не так.

В 2020 году мы оформили договоры на 265 человек и 68 путешествий, из них 37 агентских туров и 31 свое путешествие — как раз решили увеличить долю своих поездок. Где-то были полные оплаты, где-то предоплаты. Так сложилось, что у нас всегда было много путешествий по Азии, и когда пошла первая волна инфопаники из-за коронавируса, нас зацепило сразу. Клиенты начали волноваться, никто ничего не знал, мы пытались всех успокоить.

В марте из 68 путешествий клиенты аннулировали 50, 18 остались в подвешенном состоянии.
Скриншот из CRM с малой долей из отказных путешествий
Скриншот из CRM с малой долей из отказных путешествий

Сколько денег мы потеряли на эквайринге и комиссиях

Сначала предложили всем клиентам два варианта:

  1. ждем, что будет дальше, переносим даты или меняем страну;
  2. возвращаем средства.
13 млн ₽
мы вернули 221 человеку из 50 аннулированных путешествий

Большинство предпочло вернуть деньги, и 221 человеку мы вернули всю сумму в течение 10 дней. На эквайринге потеряли в районе 230 000—250 000 ₽ (у нас были разные ставки в разных сервисах и отложенный перевод на наш счет, поэтому сумма неточная). Часть клиентов платили по расчетному счету, мы возвращали им деньги на карты и платили за это комиссию. Еще были валютные возвраты (за гостиницы), там мы теряли на разнице валют и валютном контроле банка.

Часть денег относилась к агентству, и мы перевели депозиты непосредственным организаторам путешествий. Кто-то из них полностью вернул нам средства, но большинство оставили как депозит в счет будущих броней, за такие путешествия мы делали возвраты клиентам из собственных средств. Это даже к лучшему — наши партнеры показали свое настоящее лицо, а мы сделали выводы, с кем будем дальше продолжать работу, а с кем нет.

Итого на невернувшихся депозитах, эквайринге и комиссиях за переводы мы ушли в минус на 497 000 ₽.

Суммы, которые остались на депозитах у туроператоров, сюда тоже входят: пока записали их в расход, так как непонятно, когда сможем отправить через них новых клиентов, чтобы отбить эти деньги.

У остальных 44 клиентов заезды еще нескоро. Они все еще могут и хотят поехать, поэтому сами предложили не возвращать им средства. С ними договорились, что, если откроют границы к дате старта, то они поедут, если не откроют, то мы перенесем оплату на любые путешествия и другие даты или вернем деньги.

Почему форс-мажор в договоре не работает на практике

Мы работаем вбелую и по договору, оферта есть на сайте. Там предусмотрен, конечно, форс-мажор, и даже есть пункт «массовые заболевания» — я включил его в оферту после того, как в 2009 году массово отменялись поездки в Азию из-за птичьего гриппа.

Но есть несколько нюансов, из-за которых мы не полагаемся на прописанный форс-мажор в договорах.

Суд может не признать текущую ситуацию форс-мажором, пока официально не объявлено чрезвычайное положение.

Туристические компании обязаны вернуть полную сумму с вычетом фактически понесенных расходов вне зависимости от причин, по которым клиент отказался от поездки, даже если до вылета остался 1 день. У нас нет заранее выкупленных авиабилетов или больших блоков мест в гостиницах. Поэтому фактические расходы документально доказать трудно. При обращении в суд будет 100% удовлетворенный иск в пользу клиента, а еще моральный ущерб и издержки суда.

Конечно, у всех тревел-компаний указаны штрафы за позднюю отмену поездки в договоре, но опытные компании до суда дело не доводят. Так что клиент всегда может отменить поездку не только из-за вируса, а вообще просто так.

Мы работаем вбелую, прозрачно, и с нами безопасно — это наша политика и одно из уникальных торговых предложений компании. Отчасти поэтому клиенты несут деньги нам, а не гиду с авторским туром и словами на сайте «Переведите на Сбер». Да, мы теряем в прибыли и частично платим возвраты из своих средств, но это окупается лояльностью и возвращением клиентов.

Как компания работает во время кризиса

В марте мы сократили рабочий день до 5 часов, и я снизил зарплату сотрудникам. Мне повезло с коллегами, они понимают, что всем сейчас непросто, и что нагрузка у них сейчас меньше. Договорились с ними, что если все будет хорошо (откроют границы и не будет ограничений на перемещения), в конце года каждый получит премию в размере невыплаченной разницы.

Многие коллеги в туризме запустили мастер-классы онлайн, продают подарочные сертификаты на будущие поездки, пытаются как-то удержать клиентов и хоть что-то заработать. Но мы решили это время использовать для восстановления после кризиса и вложили все силы в новые продукты и сайт, пока не нужно продавать путешествия и тратить время на операционные задачи.

В планах:

  1. Глобально переделать сайт. Сделать его более удобным, подготовить к новому продукту и увеличить конверсию онлайн-трафика — для этого выделили 300 000 ₽ на ближайшие 4 месяца.
  2. Запустить маркетинг. Сформировать новую стратегию на 2020—2021 год. Часть отложенных средств (если что-то останется после кризиса) потратим на онлайн-продвижение нового сайта.
  3. Заняться соцсетями. Освежить контент, придумать, что еще можно рассказывать аудитории.

Сотрудники наполняют сайт новым контентом и активно участвуют в переделке сайта. Хантим новых гидов для разработки новых путешествий и пытаемся спрогнозировать спрос после карантина. Для этого проводим опросы среди наших клиентов: насколько они будут готовы поехать в отпуск, куда, на какой бюджет и так далее.

В зависимости от спроса после карантина, мы можем достаточно быстро сделать новый маршрут для наших клиентов, например бюджетный трекинг по Ликийской тропе или встреча декабрьского солнечного затмения в Аргентине.

Мы очень любим трекинги в горах. Не везде есть горные приюты, отели и лоджи, поэтому иногда берем в аренду палатки и ночуем где⁠-⁠нибудь рядом с обрывом, а утром открывается классный вид
Мы очень любим трекинги в горах. Не везде есть горные приюты, отели и лоджи, поэтому иногда берем в аренду палатки и ночуем где⁠-⁠нибудь рядом с обрывом, а утром открывается классный вид

И, конечно, мы кардинально меняем планы по развитию как минимум на этот год. Уже понятно, что придется сокращать продажи зарубежных направлений (они сами сократятся) и увеличивать продажи по модели агентства, продавать активные путешествия по России. Поэтому мы готовим маркетинговые активности и запуск рекламы, чтобы быстрее восстановить продажи.

Конечно, агентские путешествия менее прибыльны. Но их проще продавать, потому что пока выше спрос. Например, летом очень популярны туры выходного дня: велосипеды в Крыму, байдарки в Подмосковье, трекинги на Кавказе. Эти поездки стоят недорого, и комиссии очень маленькие, но за счет объема на них можно отлично заработать в сезон. В ближайший год, по моим прогнозам, люди поедут, скорее, по России, чем за рубеж, если говорить про приключенческий туризм.

Пока наш худший прогноз такой: снятие карантина произойдет не раньше 1 июня. В Польше, например, говорят о предварительно закрытых границах до 30 июня, но, надеюсь, мы сможем начать путешествовать раньше.

С учетом запланированных работ по сайту и маркетингу после снятия карантина запасов на зарплаты хватит до августа-сентября. Если продажи не восстановятся, буду искать решения из собственных резервов.

Как изменится индустрия туризма после кризиса

Если почитать, что пишут в интернете — все пропало, и туризму конец. Я уверен, что путешествия никуда не денутся, и турпоток восстановится. Кардинально в туристическом бизнесе ничего не поменяется: перераспределятся объемы между игроками рынка, и все. Так было в 2008 и в 2014 годах. Те, кто сидели на оборотных средствах или не выдержали конкуренции, ушли, другие увеличились в объемах. Сейчас будет точно так же.

Мне кажется, это неплохо обелит отрасль, в том числе отвалятся компании с серыми схемами. Такие компании обычно сильно накручивают цену в зарубежных путешествиях, потому что не могут себе позволить официально платить поставщикам услуг (им недоступны тарифы B2B), нет договоров с местными компаниями. Так что все предоплаты от клиентов идут в оборот — на бронирование отелей и билетов, и в случае чего — денег нет.

Думаю, что после кризиса люди будут еще меньше доверять подобным полуофициальным турклубам и частникам. Людям нужны гарантии, что они не потеряют в очередной раз деньги.

Если говорить про приключенческий тревел — думаю, в ближайшие годы средний чек снизится, больше будут путешествовать по России.

Пожалуй, одно из самых необычных путешествий по России, которые мы предлагаем — сплав на плоту по Дону. Это настоящий деревянный плот, как в старом фильме «Верные друзья», только больше и комфортней. На нем можно ставить палатки, есть кухня с очагом и даже второй этаж, на котором можно загорать
Пожалуй, одно из самых необычных путешествий по России, которые мы предлагаем — сплав на плоту по Дону. Это настоящий деревянный плот, как в старом фильме «Верные друзья», только больше и комфортней. На нем можно ставить палатки, есть кухня с очагом и даже второй этаж, на котором можно загорать

Люди как путешествовали, так и продолжат это делать после окончания пандемии. И на мой взгляд, очень вероятно, что первым делом все захотят куда-то поехать отдохнуть — люди устали от изоляции. Об этом говорят и данные опросов наших клиентов. Выборка по размеру у нас так себе, но это наши постоянные клиенты, и у нас нет повода им не доверять.

Я считаю, что постоянные клиенты — залог успеха для многих бизнесов и особенно в тревеле. От того, как мы с ними общаемся и работаем, зависит, как долго они с нами останутся. Уверен, что многие из новых клиентов, которым мы вернули средства, придут к нам снова, потому что увидели, что с нами комфортно. Такую обратную связь мы получили от некоторых клиентов после возврата средств.

Диалог в Вотсапе с клиентом
Диалог в Вотсапе с клиентом

В программах господдержки я участвовать не планирую. Мы маленькие, и до нас просто не дойдет очередь, скорее всего, спасать будут крупных игроков.

Нам продлили уплату налога и страховых взносов на полгода, и это хорошо. Мы, правда, уже все оплатили.

Как подготовиться к кризису

Кризис — отличное время перемен для малого бизнеса, возможно, кому-то эта ситуация поможет реорганизовать свое дело. Вариантов много: можно делать свой агрегатор, расширять линейку продуктов, переориентироваться на детский туризм, переходить на формат работы онлайн. Например, мои знакомые из приключенческого тревела, тоже агентство, сейчас нашли инвестора и собираются запускаться в одном из регионов РФ как туроператор.

На рынке уже появилась куча крутых освободившихся специалистов для хантинга. Я это вижу по тревелу и маркетингу, но, уверен, это происходит во многих сферах, которых коснулась пандемия. Так что сейчас отличные возможности для перезапуска бизнеса и создания новых конкурентоспособных продуктов.

У каждого свое развитие в бизнесе и работе. В моем случае спасает разнообразие проектов, отложенный запас средств и гибкая бизнес-модель.

Разнообразие проектов. По возможности создавайте дополнительные источники дохода — инвестируйте прибыль, запускайте новые проекты, не фокусируйтесь на одном направлении.

Отложенный запас средств. Старайтесь иметь запас прочности на случай форс-мажоров — эпидемий, нашествия акул в Египте, революций, природных катаклизмов и экономических кризисов.

Гибкая бизнес-модель. Гибкая модель позволяет быстрее адаптироваться к изменениям рынка. В нашем случае, например, это переориентация с зарубежных направлений на российские.

По Центральной и Южной Америке можно очень экономно путешествовать на машине, это позволяет увидеть кучу всего за короткое время. Аренда внедорожника Сузуки на Кубе стоит от 15 $ в день не в сезон. Правда, пришлось брать сотрудника проката на отдельной машине, оплачивать его услуги, проживание и бензин — без него машины на несколько дней нам не доверили. За 3⁠—⁠4 дня можно объехать много интересных мест на острове
По Центральной и Южной Америке можно очень экономно путешествовать на машине, это позволяет увидеть кучу всего за короткое время. Аренда внедорожника Сузуки на Кубе стоит от 15 $ в день не в сезон. Правда, пришлось брать сотрудника проката на отдельной машине, оплачивать его услуги, проживание и бензин — без него машины на несколько дней нам не доверили. За 3⁠—⁠4 дня можно объехать много интересных мест на острове

Чек-лист: что сделать туристическому проекту, чтобы стать успешнее

Выбрать нишу. Например, бизнес-модель моей компании — полностью удаленная работа в быстроразвивающемся сегменте приключенческого туризма. Эта сфера бизнеса будет расти и развиваться еще долго, особенно в нашей стране.

Совет: выбирайте растущую и перспективную нишу, а не стагнирующую.

Уметь адаптироваться. Гибкая бизнес-модель у нас работает, потому что мы не зависим от оборотных средств. Новые путешествия добавляем под запрос клиентов, не гонимся за ассортиментом и кратным увеличением продаж. Наши путешествия пользуются спросом, и почти не тратим бюджеты на рекламу. Растем из-за этого медленнее, чем могли бы, зато уверенно.

Совет: заранее продумайте, как проект будет выживать, если что-то пойдет не так. Как можно быстро измениться под условия рынка.

Варьировать продукты. Сейчас у нас два направления: свои поездки и агентские продажи. В любой момент мы можем менять приоритеты: есть спрос на зарубежные путешествия, значит, делаем свои эксклюзивные проекты и зарабатываем с маржой от 40%. В кризис и не в сезон продаем чужой продукт как агент, зарабатываем меньше, но спрос больше. Мы не привязаны к пакетным турам, не зависим от чартерных блоков на авиарейсах и крупных туроператоров.

Совет: варьируйте свой продукт, развивайте разные каналы дистрибуции, ищите нескольких поставщиков.

Уделять внимание бизнес-процессам. У нас вся команда умеет эффективно работать удаленно. Благодаря построенным процессам и накопленному опыту мы можем быстро развернуть новые направления путешествий, от организации до продаж. Новые сотрудники обучаются быстро, так как у нас описаны вообще все процессы: есть чек-листы по занесению нового путешествия на сайт, хантингу лидеров групп и большой гайд, как работать с клиентом.

Совет: не надо винить вирус, государство или работников за каждую ошибку. Вы сами виноваты, что вовремя не отладили процессы.

Вкладываться в сотрудников. В приключенческом тревеле очень мало специалистов, а специфики очень много. Тут очень отложенный спрос и не работают чат-боты — все индивидуально. Клиенты хотят сервиса, готовы перепробовать кучу компаний и остановиться на той, где этот сервис есть, и готовы за это платить. Это не путевка в Турцию, которую можно купить онлайн в два клика.

Совет: развивайте сотрудников и клиентский сервис — это неистощимый потенциал конкурентного преимущества. Особенно в России, где сервиса очень мало.

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Как ваша компания справляется в кризис?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Боже! Статья без воя и нытья предпринимателя, что кто-то виноват и ему все должны! НЕ верю глазам)
Респект вам Александр! Сильные выживут, слабые исчезнут!

25

Антон, вот да! Позитивно, без паники, с цифрами и фактами. Может прогнозируемый внутренний туризм хоть немного изменит ситуацию с дорогами и сервисом в РФ.

1
Автор статьи

Антон, Спасибо, стараемся :)

1
Герой

Александр, интересно было бы почитать апдейт по текущей ситуации. Очевидно, границы остались закрытыми куда дольше, чем планировалось

0
Автор статьи

velvetdust, наша стратегия диверсификации в сторону агентских продаж активных путешествий и экспедиций по России себя более чем оправдала, за летне-осенний сезон в выручке выросли почти в 3 раза относительно предыдущего года. По зиме рост по итогу получится меньше (рассчитываю, что вырастем процентов на 18-20% в сравнении с предыдущим годом), так как раньше новогодние праздники + январь-март у нас приходились в основном на зарубежные путешествия, а в России не так много мест зимой для нашей аудитории.

Как только открыли Турцию, несколько групп клиентов свозили туда, еще больше — в Мексику. Вот 2 новогодние группы из Мексики в эту субботу вернулись, многое было закрыто там, но путешествия получились очень насыщенными, все довольны.

Сейчас мы еще больше усиливаемся по России, на открытие границ раньше 2022 не рассчитываем. Будут частично открываться границы — будем возвращать наши путешествия в этих странах, благо наши клиенты "на низком старте" и как только что-то новое откроется, будут готовы поехать. Не откроют границы в 2021 — тоже не беда, у нас в стране тоже поле не паханное, можно устойчиво расти и развиваться :) . Главное, чтобы не было тотального локдауна по стране, как весной, тьфу-тьфу-тьфу.

3
0

Уважаю тех кто строит белый бизнес в России. Вдвойне круто, что настолько продвинута команда и может пользоваться всеми благами цифровизации.

Автору желаю роста продаж и новых прибыльных идей.
Вы крутые!

12

Max, почему вы решили, что его бизнес белый?

0
0

Может быть это особенная черта предпринимателей... на фоне целой армии недовольных граждан, которым государство ОБЯЗАНО спасать жизнь, у которых все чиновники - жулики и воры, простреливают вот такие замечательные, конструктивные, позитивные статьи от сильных людей. Александр, браво!

5
Автор статьи

Илья, стараемся, спасибо ))

0
0

Александр, большое спасибо за статью! Очень интересно и полезно)

4
0

думаю, что в 20 году на восстановление туризма лучше не рассчитывать (

4
Автор статьи

Алексей, да, этот год точно будет не из простых для многих предпринимателей ((

0
0

Завидую подчинённым автора. У них отличный начальник и интересная работа

2
Автор статьи

Anton, А так, конечно, 99,9% всех бизнесов и создается для последующей продажи. Но это проект не планирую продавать в ближайшие пару лет.

1
0
Герой

Взял на заметку ваш сайт, посмотрим что-нибудь когда история с вирусом уляжется.

1
0

Где можно почитать подробнее про сплав на Дону?

1
Автор статьи

Рита, спасибо за интерес )) Посмотреть можно тут – https://adventurity.com/splav-po-donu-na-plotu/ . Это Ростовская, Волгоградская или Воронежская область. Еще как раз готовим большую статью про плоты, скоро будет в блоге на сайте.

1
0
Герой

"развивайте сотрудников и клиентский сервис — это неистощимый потенциал конкурентного преимущества" - хороший и разумный совет. но что если Ваших сотрудников будут завлекать конкуренты?

1
Автор статьи

Alex, спасибо за вопрос .
С этим ничего не поделать, если сотрудника что-то не устраивает и нельзя это исправить, то рано или поздно все равно уйдет. Это нормально. Брать на его место нового человека и обучать.

Другое дело, что мы изначально стараемся искать людей близких по духу и с развитым эмоциональным интеллектом. Тут на отдельную статью хватит материала )). В приключенческом тревеле с этим, кстати, очень неплохо, многие кайфуют от того, что делают. Так что тут с этим попроще.

2
Герой

Александр, спасибо. если будет возможность - напишите статью про персонал, как подбираете, обучаете и главное удерживаете

2
0

Как владелец турфирмы, могу подписаться почти под каждым словом.

Два вопроса:
1 вопрос автору. Как решаете вопрос с туроператорской деятельностью, я так понимаю лицензии нет?
2 вопрос тинькоф банку. Я не знаю, как продаёт автор с комиссией 16.7% - для ТА это очень хорошая маржа. Но большинство участников рынка имеет комиссию менее 10%. У нас 8%. Банки, видимо смотря на прибыль автора, думают, что 2% за эквайринг это более чем норм. Отдавать четверть от грязной прибыли за эквайринг - это грабёж. При этом снижают кафе и магазинам. Турфирмы в шоколаде, вы считаете? Доколе?

1
Автор статьи

Константин, спасибо за вопросы!
1. По выездному нет, так как перевозку мы не продаем (только наземное обслуживание) и это не попадает под туроператорскую деятельность.
2. По комиссии есть информация в статье – в приключенческом тревеле агентские комиссии выше, чем в классическом пляжном и экскурсионном. Тут от 10% до 30%. Меньше 10% дают, если перепродают чей-то продукт.
А в классическом тревеле, согласен, комиссия в 2% от 7%-9% агентских это очень много.

0

Александр, вы имеете туроператорскую лицензию по внутреннему туризму?

0
0

Александр, здравствуйте. Великолепная статья, грамотный подход у делу.
Приятно Вас читать.
Успехов Вам!

1

Евгения, пфф вот удивятся десятки сотен агентств по всей стране что вот уже 10 лет незаконно продают свой продукт))) А ничего что даже БГ и Тез-тур имеют в том числе ооо-шки без фингарантий и нормально продают экскурсии и трансферы? Учите законы и подглядывайте за теми кто идет в ногу со временем.

Если не продавать перевозку до места, а оказывать только наземные услуги на месте, это не считается турпродуктом, фингарантии не нужны. Что конечно же не отменяет, ответственности агенства. Но насколько успела посмотреть оферту автора, там полный возврат по ЗОПП в случае отказа от путешествия вплоть до даты старта. Да и в статье автор про это же пишет. Покажите мне ТО/ТА с фингарантиями кто также безропотно возвращает всю сумму при аннуляции туров, да таких единицы)). К тому же по оферте видно что её скачали не из интернета, а как минимум делал какой-то юридический про из сферы туризма, и если бы компания автора не работала в белую, он бы врядли так смело с цифрами на публичной площадке опубликовался. Ну это мое мнение, там конечно может быть как угодно.

Но в любом случае таким молодым и смелым надо давать дорогу, чтобы перевернуть это туристическое болото в нашей стране)).

1
Автор статьи

Anton, почему? ))

0
0

Доброй ночи! Очень хорошая статья, искренне желаю вам удачи в 20 году, ведь он будет не прост, к сожалению...
Если позволите, хотел бы задать несколько вопросов относительно вашей организации:

1. Как вы оцениваете зарплату ваших гидов, тем более новых? Я так понимаю, если гиды сами пишут вам и предлагают свои услуги, то и цена за свои услуги изначально прописывают именно они... Так вот, как "видя" человека первый раз вы принимаете решение о верном (или завышенном) соотношении между его услугами и ценой за них?

2. Вы написали, что запустились в 17 году. Если не секрет - какие показатели выручки и прибыли были за 17 и 18 года.

И крайний вопрос :)
3. Юр. Информацию о компании я нашел только в оферте (на самом сайте ещё нет). В оферте в самом конце документа дословно написано:
"Индивидуальный предприниматель Ким Александр Евгеньевич (сокращенное наименование ООО «Эдвенчьюрити»)".
Но если вбить ООО «Эдвенчьюрити» в поисковую строку и зайти на сайт "Руспрофайл" (первая ссылка по выдаче), то данный сайт заявляет о том, что организация ООО «Эдвенчьюрити» (зарегистрированная на вас) ликвидирована.
Мне, как вашему потенциальному клиенту в будущем было странно это видеть, я в растерянности...

Благодарю заранее за внимание автора :)

0
Автор статьи

Дмитрий, спасибо за интерес к статье и вопросы!

1. Зарплаты гидов формируется из 2-х факторов: их собственных ожиданий и экономикой путешествия. Когда к нам обращается гид с предложением своих услуг, мы считаем смету, учитывая их интерес. Потом мониторим рынок, и, если получившееся путешествие по цене в рынке (и при этом ничем не хуже) + у нас сходятся цифры что при 4-х участниках мы уже зарабатываем, то ОК.
Если нет – обсуждаем с гидом условия дальше.
У нас есть понимание сколько стоят услуги гидов. Условно, за 2-х недельное путешествие зарплата в 100 000₽ – это много. А 20 000₽ – мало, мы столько даже студентам не предлагаем, так как ответственность у гида довольна большая и она должна оплачиваться соответственно.


Разницы в зарплате между новыми и своими проверенными по сути нет. Так как проводим предварительную оценку гида (писал про это в статье) и в первом путешествии всегда сопровождаем дополнительно сами. Исключения и перекос в зарплате гида бывает, если гид еще и профессиональный фотограф/повар/еще какой-то специалист. К примеру у нас было пару путешествий в Непал, где группу вел фотограф. В стоимость треккинга входили уроки фотографии для участников, поэтому зарплата гида была чуть выше.



Бывает и так что не получается договориться с гидом. Мы очень хотим, например, проводить гастро-путешествия с известными шеф-поварами, но они закладывают свою немаленькую зарплату. Плюс гид (или даже наш сотрудник в качестве лидер группы), плюс мастер-классы на местных рынках, ресторанах и кулинарных школах. И стоимость получается совсем негуманная, это другой сегмент рынка и там уже есть свои игроки.


2. Сейчас уже не скажу точно. Могу сказать только что в 17-м году получилось выйти в ноль ближе к концу осени, когда в разгаре были новогодние бронирования. То есть, окупились затраты и прибыли хватало на зарплаты, аренды и рекламу. По итогу году чистая прибыль была совсем небольшая. Отчасти потому что неверно выбрали тип УСН(расходы-доходы), и не все получилось учитывать в расходы как хотели.

18-й год был близок по выручке к 19-му, но прибыли меньше – были расходы на рекламу.


3. Изначально у меня было ООО, потом в целях оптимизации перевел на ИП и другой тип УСН. В оферте на сайте недоглядели, спасибо что заметили! Уже поправили :) . Экземпляр, который присылаем клиентам, верный, поэтому недоразумений не было.

2

Alexander, благодарю за развернутый ответ!

Вы написали, что в оплату услуг гида закладывается его ответственность. Ещё, если не ошибаюсь, вы писали, что у всех гидов с которыми вы сотрудничаете открыто ИП. То есть в случае какого-либо несчастного случая во время прохождения маршрута (не дай бог) ответственность несёт гид, ваша компания, или никто? Предположим, человек сломал ногу (опять же тьфу-тьфу) проходя участок маршрута повышенной опасности в Непале или где-нибудь в джунглях. Хотелось бы понять, как будет решаться ситуация, если клиент обвинил в халатности гида группы? В оферте ответа на вопрос не нашёл, поэтому задаю здесь).
Ещё раз спасибо! :)

1
Автор статьи

Дмитрий,
Ответственность вся на компании, так как договор у клиента с нами. А наши договорные отношения с гидами – не имеют отношения к клиенту.

Отвечая кратко на вопрос про ответственность – её несем мы, а страховые случаи покрывает страховка. Без неё ни одно путешествие не проводится. Для Непала, например, получается одна из самых дорогих, там нужна страховка с учетом эвакуация вертолетом с высот выше 4 000 метров. А так все решаем в частном порядке:
- Если косяк на нашей стороне. Например, нас неоднократно подводили поставщики услуг – не предоставляли вовремя транспорт или не тот, который нужно. Или мы что-то не правильно посчитали или забронировали не то, тогда, конечно, все издержки компенсируем за свой счет.
- Были случаи горной болезни, лихорадки и отравлений с госпитализацией, но претензий к гиду не было при этом. Это независящие от гида обстоятельства, зависят от организма и люди к ним готовы, когда отправляются в экзотические регионы.
- А были случаи когда клиенты опаздывали на внутренние рейсы или притаскивали столько багажа, что не пускали на самолет. Тут сами виноваты, признавали это и доплачивали за все самостоятельно , так как были заранее неоднократно предупреждены.

Такого, чтобы кто-то обвинял гида в халатности не было пока (тьфу-тьфу).

Касательно безопасности – у нас есть внутренний докс, своего рода памятка-инструкция по каждому конкретному путешествию. Клиент перед поездкой его подписывает, там общая информация по маршруту, про то, что клиент обязуется соблюдать условия безопасности, следовать рекомендациям гида, отношению к другим участникам группы в плане вероисповедания, национальности и тд.
Гиды смотрят на общую подготовку группы в маршрутах, и корректируют их если нужно. Все в пределах разумной безопасности ). Ну и сопровождающий сам заинтересован, чтобы все прошло гладко и никто не поломался, от этого зависит поедут с ним еще клиенты или нет.

2

Александр, откуда у вас в договоре оферты КПП, если вы ИП?

0
0

Пока что 700+ тыс руб за тучный год выглядит так, что затягивать пояса будет некуда - плюс и так был весьма невелик.

0
0

Александр, круто пишите! Ведёте свой блог?

0
Автор статьи

Евгения,
Пока нет ))

0
0

А Вы есть в соц сетях? Хотелось бы читать Вас дальше.

0
0

Да, чуть ли не единственный бизнес, который имеет подушку безопасности. К сожалению, у нас в стране это редкость, хотя кризисов было... с 91 года и не счесть:))) Александр - да, мо-ло-дец!

0

Ludenya, туризм имеет подушку безопасности????? Не смешите, уж какие подушки были у Томаса Кука, но на дно ушёл и таких примеров масса.

0

Az, :) читайте внимательно:) а касаемо Кука, он уже давно шел к этому. Тоже самое и с нашим Интуристом.

0

Ludenya, вы работаете в туризме?

0
0

можно посмотреть ваши данные в реестре туроператоров?

0
0

Прекрасная статья, очень прозрачная!! Спасибо за обзор темы и экспертное мнение. Александр, расскажите пожалуйста подробнее о вашем гиде - экскурсоводе из Адыгеи Евгении. Хочется посетить эти места.

0
Автор статьи
Отредактировано

Oleksandr, своровано? )) Уважаемый, у вас каша в голове. Мы агентство, путешествия, которые не наши — с туроператорами/организаторами у нас заключены агентские договора. И естественно все такие путешествия на сайте размещены с разрешения организатора. А при заключении договора с клиентом, в соответствии с законодательством РФ, мы обязаны указывать все данные о туроператоре/организаторе путешествия. Ну азы же. Что из перечисленного вы ранее не знали?

0

Сообщество