Как я открыл кафе на Бали за 8 000 000 ₽

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Назим Зейналов

Идея и суть бизнеса

Я занимаюсь бизнесом с 2013 года. Ранее я был сооснователем проекта Boy Cut, MSK CrossFit и нескольких кофеен и кафе в Москве. Однажды я решил провести зимовку на Бали и попробовать там открыть кофейню по франшизе, но в один момент всё поменялось, и пришлось открывать свой собственный проект. На дизайн, ремонт и запуск я потратил ровно год и около 8 000 000 ₽. Тем не менее, я очень доволен результатом.

Я прилетел на Бали в декабре 2022 года с женой и детьми на зимовку. Мне давно хотелось открыть свою кофейню с упором на завтраки. Завтрак — это один из самых главных приемов пищи, и вдобавок ко всему люди любят выкладывать фотографии завтраков в социальные сети. Обеды многие пропускают: кто-то перекусывает по дороге, кто-то ест в закусочной.

Вокруг моего заведения сконцентрировано большое количество серф-школ, большинство серферов приходят, чтобы подкрепиться либо взять напиток с собой. Основными моими гостями стали туристы из Кореи, Сингапура, Японии, Австралии, а также русскоязычные туристы, благодаря соседству с русскими серф-школами.

Открытие

В моих планах было открыть заведение за 2,5–3 месяца, примерно столько времени обычно уходило на запуск проекта в Москве, но всё пошло не по плану, и на запуск проекта я потратил целый год. Но даже это по местным меркам ненормально быстрый срок. Год ушел на то, чтобы создать дизайн помещения, разработать брендинг, сделать ремонт, закупить и привезти оборудование, купить мебель и собрать команду. Тем не менее, кафе открылось в декабре 2023.

Траты на запуск

Мои расходы на открытие кофейни

  • Аренда на 2 года 1 500 000 ₽
  • Регистрация компании 130 000 ₽
  • Ремонт и дизайн-проект 2 100 000 ₽
  • Оборудование и кухонные принадлежности 1 800 000 ₽
  • Мебель и интерьер 600 000 ₽
  • Вентиляция / кондиционирование/газ 650 000 ₽
  • Фирменный стиль и брендинг 150 000 ₽
  • Касса/музыка/видеонаблюдение/интернет 250 000 ₽
  • Зарплаты до открытия 750 000 ₽
  • Всякие мелочи 150 000 ₽

Я арендовал помещение на 5 лет, а франчайзер отказал мне. До переезда я плотно общался с владельцами известной сети кофеен из России. Мы на словах договорились, что я приобретаю их франшизу и открываю на Бали.

Я провел анализ конкурентов, выбрал локацию — Кута, это старый туристический район. Несмотря на то, что туристов много, там заведений практически нет. Я подготовил презентацию и выслал франчайзерам. Они рассмотрели ее и дали добро. После этого я взял помещение в аренду на пять лет. На Бали нельзя арендовать на месяц или на два, нужно брать на долгий срок, в среднем от 3 до 5 лет. Я подписал договор с предоплатой на 2 года вперед.

На следующий день франчайзер сказал, что он передумал и не будет развивать свои кофейни за пределами России без личной апробации. По итогу у меня осталось арендованное помещение и отсутствие какого-либо плана. Прилетев на Бали, я поставил цель открывать свое кафе.

Ошибки на этапе открытия

Предыдущие проекты я всегда начинал с брендинга: мы с дизайнерами рисовали фирменный стиль, логотип, стаканчики, вывеску. А тут получилось по ходу пьесы, поскольку просто не успевал за всеми процессами. Кафе работает, а стаканчики навынос, и другие рекламные носители еще не были готовы, а ведь это важно для сарафанного радио, чтобы люди выкладывали в соцсети, где они завтракают.

За день до открытия я ехал в машине и под музыку просто кричал от счастья. Эмоции переполняли меня до слёз, потому что каждый день ты пытаешься решить сотню задач, переделываешь и не понимаешь откроется проект или нет. Многие бросают и продают бизнес, так и не открывшись. В процессе ремонта сотню раз проскальзывала мысль бросить все и улететь с острова.

Команда

У меня в кафе работает 9 человек. Первые полтора месяца, чтобы понять все процессы и разобраться во всем, я проработал бок о бок со своей командой: помогал на баре, в зале, на кухне и старался быть всегда с ними. За первые месяцы работы я попрощался с тремя работниками, это обычная практика в этом деле, остались лучшие из лучших.

В остальном у меня собралась очень сильная, классная и дружественная команда, я ими очень горжусь. Они наполняют заведение хорошим настроением и радуют наших гостей.

Доходы и расходы

В ресторанном бизнесе часто бывает, что после открытия приходится еще несколько месяцев вкладывать средства, а то и год, чтобы оставаться на плаву. У меня так раньше было в проектах, которые мы открывали в Москве.

Благодаря хорошему новогоднему сезону был большой приток туристов, поэтому нам удалось закрыть практически все расходы, связанные с зарплатами, обслуживанием помещения и закупкой сырья. Это самая большая радость, когда в первые месяцы работы ты перестаешь вкладывать свои личные средства на поддержание жизнедеятельности кафе.

Продвижение

В основном я продвигаю кафе в соцсетях. Как ни странно, это основной рекламный канал. Поэтому профиль должен выглядеть аппетитно. Вести соцсети, чтобы выглядело стильно — про себя еще можно представить, а про бизнес — уже тяжелее. Поэтому здесь я снова обратился к дизайнерам из Brand Hub.

Соцсеть «Инстаграм» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Соцсеть «Инстаграм» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Соцсеть «Инстаграм» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Мы разработали фотостиль, то есть основные принципы, по которым нужно делать фотографии. Например, блюда фотографировать строго сверху-вниз, так как форма тарелки и кружки поддерживает метафору с солнцем, плюс мы придумали идею, что на фотографиях должна быть игра солнца и теней, так как наше кафе про завтраки.

Сложности в сфере

Искать строительную бригаду на Бали — это отдельный процесс. В Москве достаточно загуглить либо поспрашивать у знакомых есть ли проверенный прораб. На Бали поиск в Google ничем не поможет, в нем найдутся международные компании, которые стоят в десятки раз дороже. А мне нужна была дешевая рабочая сила.

В итоге мне дали совет «Иди на стройку или в любое кафе и спрашивай, кто им делал ремонт». И так нужно было ходить, спрашивать пока не найдешь бригаду. То есть все инструменты современного поиска здесь не работают.

Однажды я гулял по Куте и увидел стройку продуктового магазина. Как мне советовали, я зашел и спросил «Who is the boss?». Строители, конечно, на английском не говорят. Захожу в соседнее помещение, там спит их прораб. Он дал мне контакт другого прораба, и по такой цепочке я нашел своего будущего бригадира.

C местными строителями ровно такие же проблемы, как в России, потому что зачастую ремонтами занимаются не супер профессионалы. А если хочешь профессионалов — они дорогие и не факт, что будут лучше.

Ремонт шел медленно, строители не говорят на английском, прораб говорит и понимает чуть больше остальных. Ты ему даешь задание, он как понял перепоручает строителям и получается сломанный телефон. В итоге мы часто уходили в переделку, и так ремонт затягивался на каждом этапе.

Самая большая проблема: местные строители очень долгие. Они 15 минут занимаются своими делами, 5 минут работают, потом 15 минут спят, 5 минут работают: местный темп жизни еще называют Bali Time. У меня сохранилось много фотографий спящих строителей, я постоянно отправлял их фото прорабу и писал: «Твои ребята опять спят».

Здесь очень развито «кидалово» со стороны строителей и подрядчиков. После предоплаты человек может пропасть. Зная это, я очень грамотно вел расчет с бригадой: я никогда не давал большие авансы. Мне все бригады говорили «50% депозит на весь ремонт, остаток в конце». Я оплачивал поэтапно: демонтажная работа — 50% аванс, по выполнению — плачу остаток, и аналогично по другим этапам. Я всю смету разделил на миллион этапов, и каждый делил пополам, чтобы нигде не переплатить.

Составление меню. Ремонт еще я мог взять на себя, а для составления меню нужен был шеф-повар. Где его искать, я не знал. Я случайно наткнулся на одно YouTube видео и увидел русского шеф-повара, который живет и обозревает рестораны на Бали. Я нашел его контакты и попросил о помощи.

На протяжении полугода концепцию меню я собирал сам: брал лучшие блюда из московских заведений, собирал фотографии из соцсетей и далее передал это всё своему шефу. Он сделал пробное меню, и с этого момента начались дегустации. Мы пробовали по 5–6 блюд, из которых 2 было в точку, остальным искали альтернативу. И так постепенно разработали меню. Он мне помог собрать команду и найти местного шеф-повара.

В меню вошли: утренний бургер с беконом, яйца бенедикт, шакшука, тыквенные хашбрауны и наш хит — вафли с тунцом.

Ремонт закончился в конце октября 2023 года, и весь ноябрь ушел на отработку меню: каждый день с девяти до двенадцати утра повара набивали руку, готовили блюда, пока не довели их до совершенства. Учились готовить яйца-пашот, шакшуку, собирать бургеры и так далее. В начале декабря они дали отмашку, что готовы обслуживать гостей.

Интересная история о бизнесе

Я выкладывал в соцсети прогресс, как идет проект, и однажды мне написал давний знакомый — Александр Мороз из Brand Hub со словами: «Я видел логотип, и это страх Божий. Давай мы поможем?».

Результат меня поразил. Оказывается, самое крутое ТЗ — это снять видео и фото людям, которые не были в твоем кафе. Дизайнер видел мою кофейню удаленно из Москвы и на основе этого должен был создать айдентику, и ребята из Brand Hub сделали это максимально круто.

Дизайнеры взяли за основу интерьер кофейни, и случился мэтч. У меня в зале есть фигурная арка и рядом свисает большая круглая лампа. Дизайнеры придали декору значение, который был перед глазами, но я не замечал. Лампа — это восходящее солнца утром и вечерняя луна, а арка — это горный рельеф острова.

Я очень рад, что все процессы визуала в руках одной команды, и получилось супергармонично.

Планы и итоги

В планах открыть еще несколько кафе на Бали — есть хорошие локации. Также я мечтаю вывести этот проект за пределы Индонезии. Его можно красиво упаковать благодаря сильной команде маркетологов, но сейчас основная задача — стабилизировать работу действующего кафе.

See You — хорошее говорящее название, с перспективой развития. Например, увидимся в Гонконге (See You in Hong Kong). И мы в кафе так прощаемся с гостями, говорим вслед See You.

Моя мечта была открыть кафе на Бали, и я каждый день засыпал и просыпался с этой мыслью. Было тяжело, но спустя год я это сделал и дико горжусь собой. Горжусь людьми, которые были всё это время со мной. Были люди, которые не верили в меня, но, если когда-то у меня это получилось сделать один раз, то я смогу это повторить в любом месте, где бы я ни оказался.

Теги: бизнес, еда
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество