Как я пытался раскрутить сообщество во «Вконтакте»
Недавно я купил сообщество во «Вконтакте» и решил увеличить в нем количество подписчиков.
Для этого я создал рекламное объявление и настроил так, чтобы его увидели люди, которым потенциально интересна тема сообщества. Расскажу, как я это сделал, а после поделюсь результатами продвижения.
Что за сообщество я купил
Я купил сообщество для тех, кто путешествует на поезде, любит атмосферу вагонов и не представляет жизнь без железной дороги. Сообществу около трех лет, а мне оно принадлежит меньше года. Я его купил, потому что хотел инвестировать в проект в соцсетях и зарабатывать на рекламе, — подробнее рассказывал об этом в предыдущей статье.
На сообщество было подписано около 60 тысяч человек, но от него регулярно отписывались от 5 до 15 человек в день. А еще у него было мало уникальных посетителей, низкие охваты и просмотры. Думаю, это потому, что предыдущий владелец сообщества накрутил количество подписчиков.
Я решил исправить дело и привлечь больше заинтересованных пользователей. Для этого я запустил рекламу.
Как я создавал объявление
Рекламу во «Вконтакте» я создал в специальном сервисе. Там можно выбрать формат объявления и оформить его: добавить текст, картинки, видео, кнопки и прочее. Но что более важно, в этом сервисе можно указать, кто именно увидит рекламу: настроить возраст аудитории, пол, семейное положение, интересы. Так объявление появится в ленте только у тех, кого оно потенциально заинтересует.
Вот с какими показателями рекламы я определился, чтобы создать объявление:
- Цель.
- Формат.
- Оформление.
- Целевая аудитория.
- Время показов.
- Цена продвижения.
- Места размещения.
Если не хотите долго разбираться, доверьте кампанию алгоритмам
Для этого сделайте следующее:
- Зайдите в сообщество с мобильного устройства.
- Перейдите в раздел «Продвижение сообщества».
- Выберите цель рекламной кампании.
- Оформите объявление или выберите запись для рекламы из существующих.
Остальное можно доверить алгоритму: он подберет аудиторию для кампании с учетом характеристик подписчиков и предложит бюджет. При желании эти параметры можно настроить самостоятельно.
Но если вы хотите настроить рекламу более тонко, переходите в рекламный кабинет и читайте дальше.
Цель рекламы
Когда я продвигал сообщество, мне были доступны только три цели: привлечь подписчиков, продвинуть запись и привлечь клиентов. Теперь их двенадцать — среди них есть еще подписки на мероприятия, конверсии на сайте, подписки на рассылку и многое другое. Цель моей рекламной кампании — привлечь в сообщество больше подписчиков.
Цели помогают правильно оформить объявление — если выбрать какую-то цель, «Вконтакте» посоветует определенные форматы объявления. Например, мне «Вконтакте» советует только запись с кнопкой.
Формат рекламы
Реклама во «Вконтакте» позволяет продвигать рекламные записи двумя путями:
- В новостной ленте. Этот вид рекламы можно увидеть в мобильной и полной версии сайта.
- В небольшом блоке слева — такая реклама доступна только на полной версии сайта.
Реклама в новостной ленте более универсальна, ее видно на всех устройствах. А объявление слева от ленты видно только на компьютере. Поэтому я выбрал первый вариант.
Форматов рекламы для новостной ленты много, каждый подходит для определенных целей: например, для продвижения сайта, приложения или личной страницы. Для продвижения самого сообщества лучше всего подходит запись с кнопкой.
Запись с кнопкой — это реклама с призывом к действию: скачать, вступить, подписаться, перейти на сайт. Эту запись можно настроить так, чтобы по нажатию кнопки пользователь сразу подписывался на сообщество. Еще к ней можно прикреплять картинки и видео.
Оформление рекламы
Если нажать кнопку «Создать запись», появится окно. В нем нужно ввести ссылку, на которую будет вести реклама. После этого всплывет окно, где можно оформить объявление: добавить текст, изображение, заголовок и кнопку.
Для рекламы мне нужно было придумать описание, добавить иллюстрацию и призыв к действию на кнопке. В моем сообществе основной контент — это фотографии из поездов: виды из окна, купе, атмосфера плацкартных вагонов. Я предположил, что реклама должна быть похожа на стандартный пост из группы, чтобы привлечь заинтересованных подписчиков.
Я написал короткий текст — его проще и быстрее прочитать: «Мой просторный край». К нему я прикрепил иллюстрацию — вид из окна плацкартного вагона. В конце добавил призыв к действию на кнопке: «Подписаться». Если пользователь нажмет ее, то автоматически подпишется на мое сообщество.
Затем я нажал кнопку «Создать» — после этого мне осталось настроить целевую аудиторию, время показа рекламы и цену продвижения.
Поиск целевой аудитории
За каждый показ рекламы придется платить, поэтому важно, чтобы объявление увидели только те, кого оно потенциально заинтересует. Во «Вконтакте» можно настроить, или сегментировать, аудиторию — тех, в чьей ленте появится реклама: их возраст, пол, географическое положение и прочее. Если правильно определить целевую аудиторию, реклама будет эффективной и недорогой. В ином случае деньги уйдут впустую.
- Например, вы ведете сообщество книжного клуба, чьи встречи проходят в Казани. Из других городов никто на встречи не приедет. Выходит, рекламировать это сообщество по всей России дорого и бесполезно, выгоднее показывать его только тем, кто живет в Казани.
Есть и другая причина, по которой полезно настраивать аудиторию. Какой-то продукт могут купить по разным причинам, поэтому людям можно показывать разные объявления в зависимости от их предпочтений.
- Предположим, вы продаете картины современных художников. Люди их покупают, чтобы украсить стену, кому-то подарить, выгодно перепродать в будущем. Едва ли покупатели, которые ищут подарок близкому, откликнутся на объявление о заработке на искусстве. Зато с ними отлично сработает реклама, настроенная на дни рождения близких друзей.
Проще всего определить целевую аудиторию сообщества по уже существующим подписчикам. Можно выяснить, каких подписчиков больше, — так узнаем, кого вообще интересует тема сообщества и кому стоит показывать рекламу.
Чтобы узнать подробности о подписчиках сообщества, зайдите в раздел «Статистика», а там переключитесь на окно «Посещаемость». Там можно узнать важную информацию:
- кого больше — мужчин или женщин;
- возраст подписчиков;
- образование;
- в каких странах и городах живут;
- с каких устройств заходят в сообщество.
Судя по информации из этого раздела, в моем сообществе больше всего россиянок младше 24 лет. Этим пользователям я и показывал рекламу — так были выше шансы, что они заинтересуются объявлением, а я не потрачу лишние деньги.
Настройка целевой аудитории
После того как я создал объявление, появилось много полей для настройки целевой аудитории. Опишу их по порядку.
География — города или регионы, где живут пользователи, которые увидят объявление. Мое сообщество не привязано ни к какому региону, так что этот параметр я не трогал.
Демография — пол, возраст, семейное положение. Лучше всего указывать те же данные, что и у большинства уже существующих подписчиков. Если у сообщества мало подписчиков, я советую представить, кому может быть интересна тема сообщества, а дальше — экспериментировать. Можно запустить одновременно два объявления, в которых совпадает все, кроме возраста или другого параметра. А когда наберется равное количество просмотров, сравнить, какое объявление сработало лучше. Такой подход называется A/B-тестированием.
Поначалу я не ограничивал аудиторию по полу и возрасту, но результаты рекламы были плохими — в сообщество вступило мало людей. Тогда я изменил настройки и стал показывать объявление женщинам младше 24 лет. Это улучшило ситуацию.
Интересы — эти настройки помогут попасть в аудиторию при помощи упоминания интересов.
Первым делом я выбрал тему, которой чаще всего интересуются подписчики моего сообщества: это путешествия и туризм.
После я указал, в каких группах активны пользователи, которых заинтересует мое сообщество: где они лайкают и комментируют посты, участвуют в обсуждениях. Поясню на примере.
- Несколько месяцев назад я продвигал сообщество фотографа в небольшом городе. Цель была аналогичной: получение подписок. Я много экспериментировал с интересами и демографическими параметрами, но подписок было мало и стоили они дорого — по 200 ₽ за пользователя.
- Через пару недель я поменял настройки рекламы — в этот раз я показывал ее подписчикам прямых конкурентов: объявления видели пользователи, которые были подписаны на других фотографов из этого же города. Результат превзошел все ожидания — за 100 ₽ в сутки к нам приходили по 3—5 заинтересованных подписчиков в день. Получается, теперь каждый подписчик обходился нам всего в 20—30 ₽. Это хороший результат для сферы с большой конкуренцией.
Подобный принцип работает с полем «Приложения и сайты».
Если интересы аудитории неизвестны, настройте блок «Активность в сообществах» или «Подписчики сообществ», а после нажмите «Расширить аудиторию». Так рекламу покажут не только подписчикам этих сообществ, но и другим пользователям, которых реклама может потенциально заинтересовать.
Еще в блоке с интересами можно указать любимых музыкантов — эта функция пригодится, например, организаторам концертов. Они могут рекламировать ближайшие выступления артистов тем, кто слушает их произведения или песни исполнителей того же жанра.
Наконец, можно отметить чекбокс «Путешественники». Эта настройка охватывает пользователей, которые заходят во «Вконтакте» из других стран: например, туристов. Такая функция пригодится, скажем, банкам для рекламы валютных счетов.
Ключевые фразы. Это список односложных словосочетаний, по которым пользователи ищут информацию об интересующих их сервисах: например, «телевизор купить». Алгоритмы учитывают пользователей нескольких сайтов: «Вконтакте», «Юла», «Мэйл-ру» и «Одноклассники».
Для этого блока лучше подбирать фразы длиной в 1—3 слова — не слишком узкие или охватные. Объясню на примере.
- Предположим, вы организуете детские праздники в Москве, ваш офис в Отрадном. Для такой ситуации запрос «заказать детский праздник в Москве в рассрочку» будет слишком узким — едва ли по нему придет много пользователей. А запрос «праздник» слишком размытый: одни организуют день рождения коллеги, другие — свадьбу. Оптимальный запрос — «заказать детский праздник». Город писать не стоит: этот параметр лучше указать в блоке «География».
Образование и работа. В этом блоке можно найти пользователей, которые учатся в определенных вузах или работают на определенных должностях: строителями, архитекторами, историками. Такой блок полезен, например, тем, кто предоставляет скидки выпускникам каких-то учебных заведений.
Устройства, ОС и браузеры, с которых пользователи заходят на сайт, можно настроить в дополнительных параметрах. Пользователь увидит рекламу, если он заходил на сайт с заданного устройства, ОС или браузера несколько раз за последние 14 дней.
Ретаргетинг — это возврат посетителей, которые знают о предложении компании. Возможно, они видели рекламу или чуть не купили какой-то товар — уже проявили лояльность и с большей вероятностью станут клиентами или подписчиками.
Чтобы настроить ретаргетинг, надо собрать аудиторию — базу данных пользователей «Вконтакте». Эта база содержит уникальные идентификаторы пользователей — айди. Собранную аудиторию нужно добавить на странице рекламной кампании в дополнительных параметрах.
Собрать аудиторию можно несколькими способами — о них можно узнать на странице «Помощь» рекламного кабинета во «Вконтакте». Я не буду подробно останавливаться на ретаргетинге: это тема для отдельной статьи.
Настройка расписания
Здесь существует простое правило: необходимо показывать объявление в то время, когда аудитория скорее сделает то, ради чего вы начали рекламную кампанию.
- Например, организация не работает по выходным. В этом случае рекламу лучше показывать только в рабочее время — так клиенты не будут звонить впустую.
Если оставить расписание пустым, объявление будет появляться круглосуточно.
Я показывал рекламу с семи утра до часа ночи: ночью аудитория менее активна, поэтому показывать рекламу в это время нет смысла.
Цена рекламы
Реклама во «Вконтакте» работает так: когда пользователь заходит на сайт, система проводит аукцион среди всех объявлений, которые нацелены на этого пользователя. И чем больше рекламодатель заплатил за рекламу, тем чаще она будет побеждать в аукционе и тем больше людей ее увидят. При этом все объявления рано или поздно появятся на сайте — даже те, у которых минимальный бюджет.
Правильную цену сразу трудно угадать. Начните с небольших ставок, а через неделю посмотрите, сколько пользователей увидели рекламу или перешли по ней. Если мало, увеличьте ставку и измените целевую аудиторию. Учтите, что на счете рекламного кабинета должно быть не меньше 500 ₽, иначе запустить кампанию не выйдет.
В 2021 году во «Вконтакте» доступны три модели оплаты таргетированной рекламы: за показы, за переходы, через автоматическую цену. Метод оплаты после запуска рекламы нельзя изменить — для этого придется создавать новое объявление.
За показы. Вы будете оплачивать рекламу, когда ее покажут тысячу раз. Такая модель оплаты подходит, если вы хотите рассказать о новом продукте или напомнить об уже существующих товарах или услугах, а также повысить узнаваемость компании или сообщества.
У этой модели оплаты есть минимальная цена за 1000 показов:
- объявление в новостной ленте — 30 ₽;
- история в новостной ленте — 50 ₽;
- текстово-графический блок, то есть реклама слева от новостной ленты, — 1,2 ₽.
Цена напрямую влияет на бюджет, количество показов и охват — количество уникальных пользователей, которые увидят объявление. Чем выше цена, тем больше людей увидят объявление и тем больше денег придется потратить.
Важно учесть, что в этой модели оплаты каждого перехода по объявлению тоже придется платить. Сколько — неизвестно: цена может быть как выше, так и ниже, чем при оплате переходов.
За переходы. В этой модели оплаты списываются деньги, только когда по объявлению кликают.
- Допустим, вы установили ставку 65 ₽. Значит, в эту сумму вам обойдется каждый уникальный пользователь во «Вконтакте», который кликнет по вашему объявлению.
Оплата переходов позволяет контролировать цену каждого клика и не выходить за рамки бюджета. За показы деньги не списываются.
Минимальная цена за клик следующая:
- по объявлению в ленте — 0,1 ₽;
- за клик по рекламе слева от ленты, которое направлено на Украину, Беларусь и Казахстан, — 2 ₽, на другие страны — 6 ₽.
С оплатой переходов важно учесть следующее: чем меньше пользователи кликают по объявлению, тем реже оно появляется в ленте, и наоборот. Чтобы по объявлению чаще кликали, его должны видеть пользователи, которым интересно ваше предложение. Скажем, если показывать рекламу маникюрного салона только мужчинам, менее вероятно, что по ней будут переходить.
С помощью автоматического управления ценой. Реклама во «Вконтакте» хороша для новичков тем, что здесь есть автоматическое управление ценой. Это алгоритм, который сам подбирает стоимость за 1000 показов в зависимости от ситуации на аукционе и выбранной цели. По умолчанию он включен.
Мой опыт. Поначалу я подключил автоматическое управление ценой и платил за показы рекламы. Тогда я установил дневной лимит — 200 ₽. Результаты меня не устроили: ко мне приходило около 10 подписчиков в день.
В итоге я стал платить за переходы — тоже установил дневной лимит в 200 ₽. Такой подход приносил мне по 30—40 подписчиков в сутки. В итоге за три месяца я потратил около 10 тысяч рублей.
- 10 000 ₽
Думаю, плата за переходы оказалась эффективнее потому, что при этом подходе учитывается кликабельность объявления: чем чаще пользователи переходят по рекламе, тем чаще ее показывают.
Места размещения
По умолчанию реклама во «Вконтакте» транслируется и на другие площадки рекламной сети Mail.ru Group: «Одноклассники», «Юла», «Авито». Места размещения можно менять: показывать объявление только во «Вконтакте», только в соцсетях — во «Вконтакте» и «Одноклассниках» — или на всех площадках. А еще можно выбрать устройства, на которых появится реклама: мобильные телефоны, компьютеры или оба варианта.
Чтобы объявление попало на рекламные площадки партнеров, оно должно соответствовать нескольким условиям — в том числе содержать ссылку на внешний сайт, отличный от vk.com. Я рекламировал сообщество во «Вконтакте», поэтому мое объявление нарушало это требование. Показы на разных устройствах я тоже решил не ограничивать. В общем, в этом блоке я ничего не менял.
Проверка и запуск объявления
Перед запуском модераторы проверяют, соответствует ли реклама требованиям, например:
- не входит ли тема объявления в список запрещенных — товары или услуги для взрослых, азартные игры и другие;
- соответствует ли текст и изображение рекламы странице, на которую ведет ссылка;
- правильно ли оформлено объявление — скажем, в нем не должно быть откровенных изображений и логотипов конкурентов;
- соответствует ли текст нормам языка;
- нет ли в объявлении ненормативной или оскорбительной лексики и упоминаний трагических событий: например, преступлений, похорон и прочего.
Мое объявление проверили и одобрили за пару часов, после чего статус кампании в рекламном кабинете изменился на «Запущена».
Если объявление не пройдет проверку, причин никто не объяснит — в кабинете только появится сообщение о том, что рекламу отклонили.
Как оценить эффективность рекламы
Эффективность продвижения напрямую зависит от цели рекламной кампании. Если цель достигнута, реклама была успешной. Например, я хотел привлечь в сообщество больше заинтересованных подписчиков. У меня не было цели сделать так, чтобы общее число подписчиков увеличилось, — мне, скорее, хотелось, чтобы в сообществе чаще оставляли комментарии, участвовали в обсуждениях и присылали свои идеи для постов. Вот на какие показатели я обращал внимание, когда оценивал эффективность кампании.
Охват — это количество пользователей, которые смотрели записи сообщества на стене или в новостной ленте. Во время рекламных кампаний охват рос в несколько раз, но через какое-то время возвращался к прежним значениям. То же самое происходило с количеством уникальных пользователей, которые заходили в сообщество.
Количество подписок. До рекламы от группы постоянно отписывались. Во время рекламной кампании число подписок выросло, но после стало таким же, каким было до рекламы.
Доход от сообщества немного увеличился. До рекламной кампании он составлял 20—30 ₽ в день, после вырос до 30—50 ₽. Но эти деньги не покрывали даже издержки на рекламу и едва ли останутся на том же уровне в долгосрочной перспективе. Скорее всего, придется регулярно давать рекламу, чтобы в сообщество приходили новые подписчики и приносили доход.
Реакция на рекламу. Позитивные реакции — это просмотры, клики, репосты, лайки и комментарии, а негативные — жалобы и скрытия.
Большое количество репостов говорит о хорошем попадании в целевую аудиторию, а большое количество жалоб — о том, что часть аудитории не поняла объявление. Это значит, что его стоит изменить.
Кликабельность зависит от тематики и точности попадания в целевую аудиторию. По опыту, кликабельность в районе 1,5% — уже хорошо. Если она меньше, нужно работать над объявлением и настройками аудитории.
Кликабельность моего объявления была 1,7% и выше.
Оценка объявления. На странице объявления есть кнопка «Предпросмотр». Если кликнуть на нее, можно увидеть оценку объявления, которую дают внутренние алгоритмы во «Вконтакте», — она должна быть не ниже 8 из 10. Эта оценка говорит о том, как пользователи реагировали на объявление: например, переходили по ссылкам и вступали в группу или скрывали объявление из ленты и жаловались на него. Она рассчитывается на основе реакций на рекламу, которая набрала больше 2000 показов.
Если оценка низкая, объявление будут показывать реже и за более высокую цену.
Итоги
Рекламу во «Вконтакте» я запускал ради эксперимента и опыта. Особых изменений количества подписчиков не произошло, так как отписки портят всю динамику прироста новых пользователей. Охват в сообществе тоже рос только во время кампаний, а после становился прежним. Ко всему прочему, доход от сообщества тоже не стал существенно больше. Тем не менее количество активных участников в сообществе прибавилось — сужу по тому, что комментариев и лайков к постам стало больше.
Сейчас я бы не стал использовать этот сервис, а выбрал бы маркет-платформу во «Вконтакте» — с ее помощью можно размещать рекламу в сообществах, а не в новостной ленте. Там реклама сообщества была бы эффективнее.