Как устроены вальдорфская школа и детский сад
Дети
18K
Обложка — Odri Stachiw / Shutterstock

Как устроены вальдорфская школа и детский сад

И почему я выбрала эту систему для своего ребенка
86
Аватар автора

Анастасия Гаврилова

отдала дочь в вальдорфский детский сад

Страница автора

Дочери не было и года, когда я стала все чаще ловить себя на мысли о школе.

Сейчас часто спешат интеллектуализировать детей, и за всем этим личность ребенка становится незаметной и как будто неважной. А мне хотелось найти такую школу, где бы видели особенности ученика и не обрубали их в попытке вылепить из него какой-то стандарт.

Однажды я открыла для себя вальдорфскую педагогику. В этой статье я расскажу, что отличает ее от остальных, как дочь чувствует себя в детском саду по вальдорфской системе и почему я мечтаю о вальдорфской школе для нее.

Что такое вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика основывается на антропософском учении Рудольфа Штайнера. В начале 20 века он создал в Германии первую школу, которая опиралась на его педагогическую систему. В ней в основном учились дети сотрудников фабрики «Вальдорф-Астория». Отсюда закрепилось название всей системы — вальдорфская.

В своей системе Штайнер опирается на возрастные особенности развития детей. Каждому этапу соответствуют определенные методы и содержание обучения.

Семилетия развития ребенка по Штайнеру такие.

0—7 лет. Время физического развития. Ребенок в этом возрасте активно подражает, и любое обучение опирается именно на это. Также закладывается основа для здоровой, сильной воли.

7—14 лет. На первый план в обучении выходит образность. Ребенок проживает новое через тело: движение, рукоделие, творчество. Детям в это время дают почувствовать себя частью природы и истории, у них проявляется способность следовать авторитету.

14—21 год. Развивается способность к самостоятельному суждению, рассудочному мышлению. Человек готов получать академические знания и активно постигает науки.

Вальдорфская методика берет за основу принцип неопережения, а также обращается к триединству «чувства — воля — мышление». По Штайнеру важно не просто начинить детские головы информацией, но и дать возможность развиться способностям каждого ребенка. Поэтому в учебной программе сочетаются академические и художественно-эстетические дисциплины. Есть музыка, живопись, лепка.

Большое внимание уделяют рукоделию и ремеслам, практической деятельности. Дети вяжут, шьют, вышивают. Часто сами готовят себе кашу на завтрак и моют посуду. Старшеклассники ездят на ремесленные и социальные практики. Например, учатся плести корзины или живут какое-то время волонтерами в кэмпхилле  .

Классный учитель вальдорфской школы сопровождает своих учеников все второе семилетие — с первого по восьмой класс. За эти годы он прекрасно их узнает, видит успехи и объективно оценивает усилия, помогает проходить через все кризисы взросления. Дети находят в нем авторитет и опору.

Аватар автора

Алена Бельская

вальдорфский педагог инициативы «Зеленый луч», Саратов

Всегда ли чем раньше, тем лучше?

В основе вальдорфской педагогики лежит понимание возрастных потребностей ребенка. Все знания и практические навыки, которые в разном возрасте осваивает ребенок, должны помогать, а не мешать его естественному развитию.

В первые семь лет жизни происходит самый бурный рост ребенка, формируются внутренние органы, развиваются жизненно важные системы. За всю последующую жизнь таких глобальных изменений физического тела больше не произойдет. Так что в этом возрасте вальдорфские педагоги в первую очередь уделяют внимание физическому и эмоциональному развитию ребенка. И только потом дают академические знания.

Как я пришла к вальдорфской системе

Когда наша дочь была совсем маленькой, детский сад казался мне необязательным этапом. К тому же многое в работе с малышами вызывало вопросы.

Классический детский сад пугал своей строгостью и категоричностью. Водила туда дочь два дня, но поняла, что этот вариант не для нас. Основное занятие там — свободная игра. И все бы хорошо, но, когда дети немного уставали, воспитатель включала им телевизор. Бывало и так, что малыши завтракали под мультфильмы.

Роль воспитателя сводилась к тому, чтобы наказать провинившегося, утешить плачущего, проследить, чтобы все поели, оделись, погуляли и прочее. В сентябре обещали начать занятия, но обычно это что-то из разряда «все сели за столы и делаем, как я показываю». Мне же хотелось чего-то подходящего по возрасту: сказок, хороводных, пальчиковых и подвижных игр, организованных взрослым.

Группы раннего развития мы с мужем вообще не рассматривали: не хотели опережать события и скорее развивать дочку.

Сады по системе Монтессори в нашем городе — а живем мы в Саратове — тоже есть. Я успела в таком побывать и понять, как там все устроено.

Понравилось, что у детей есть свобода выбора и они развиваются в своем темпе. Но души в этой системе мне не хватило. Показалось, что методика заточена на сухое развитие навыков — пусть даже без строгости и оценочности. И мне было жаль в столь раннем возрасте лишать ребенка ролевых игр, сказок, песен и совместного творчества.

Вальдорфский детский сад открыла для меня подруга, и я заинтересовалась.

Для детей младше трех с половиной лет и их родителей в саду устраивали субботние встречи. Мы пришли туда впервые, когда дочери было полтора года.

Встречи походили на семейные посиделки: никто никуда не спешил, родители и дети вместе, все очень душевно. Я особо отметила, что родители вовлечены во все процессы. Если сегодня лепка, то комочек воска достается и малышу, и взрослому. Если живопись, каждый получает лист, кисточку и баночку с краской.

Кто-то наверняка скажет, что порисовать с ребенком он и дома может, — и будет прав. Но все-таки при всей моей любви к занятиям с детьми я крайне редко так разнообразно провожу с дочерью время: не вожу хороводы и не играю в пальчиковые игры, да и творчеством занимаюсь от случая к случаю.

После первого знакомства мы стали приходить на субботние встречи часто — почти каждую неделю. Со временем больше узнали о вальдорфской системе, стали общаться с другими родителями, у которых близкие взгляды на воспитание и схожее мировоззрение. И так в конце концов очаровались. Есть в вальдорфской педагогике что-то уютное, домашнее, природное — идеальное, на мой взгляд, для малышей дошкольного возраста.

Со временем я поняла, в чем смысл детских садов. Садик помогает ребенку социализироваться, отделиться от матери. И — что не менее важно — дает матери возможность отделиться от ребенка. Так малышу проще расти и развиваться самому, меньше давления на него и родительской заботы.

В итоге я созрела, чтобы отдать дочку в вальдорфский детский сад. Мы привели ее туда в четыре года.

Как устроен вальдорфский детский сад

Одна из основ вальдорфской педагогики — ритмы. Это такие опорные точки, которые дают ребенку ощущение стабильности, безопасности. Он точно знает, что произойдет с ним сегодня.

Есть круглогодичный ритм, ритм недели, ритм дня. Особенно четко ритмы соблюдаются в детском саду.

Годовой ритм. Вальдорфский год разделен на эпохи, одна эпоха длится примерно месяц. У каждой — своя тематика, смысл и праздник в финале.

Сентябрь — эпоха урожая. Дети водят хороводы с песнями и играми про овощи и огород. Собирают цветы и листья, дома делают из них гербарий, а потом — витражи в детском саду. Нанизывают на нитки ягоды рябины, шиповника, калины — получаются яркие бусы, которыми украшают сад. Садовницы — так здесь называют воспитателей — рассказывают сказки про принцессу-капусту или кабачкового гнома. Все пальчиковые игры поддерживают тему. Завершает эпоху праздник урожая, который прославляет любовь к земле и труду — но без нравоучений.

Настроение эпохи — изобилие и труд
На празднике урожая дети варят варенье. Как правило, в вальдорфском детском саду есть духовка, мультиварка и можно готовить вместе с детьми. Дети сами режут яблоки, помогают месить тесто, а потом видят, как садовницы ставят противни в духовку и помешивают горячее варенье
Из таких гербариев получаются красивые витражи
В школе витражи становятся сложнее: появляется сюжет

Моя любимая — эпоха гномов, она в ноябре. Считается, что гномы умеют находить ценности и беречь их. И дети, подражая им, тоже ищут «сокровища». Могут обнаружить маленькие подарки: цукаты и орехи. А группа, в которую ходит дочка, однажды нашла Книгу добрых дел. Взрослые записывали в нее добрые дела каждого ребенка, и оказалось, что все сделали много чего хорошего.

Эпоха гномов заканчивается праздником фонариков. К нему каждый мастерит себе фонарь. Их делают из акварельной бумаги и кальки, могут свалять из шерсти, а свечу поставить в стеклянную банку. Главное, чтобы они светили!

Еще в этот день принято печь пополамки — печенье с тонкой полоской посередине, чтобы легче было разделить его с другом. Дети готовят угощение сами, в начале праздника, и к чаю оно как раз успевает испечься. А родители делают сюрпризы «от гномов». Детсадовцы и младшие школьники потом находят что-нибудь интересное у себя в ботинке. В финале все участники с зажженными фонариками выходят во двор.

Часто фонарики украшают гербариями, сделанными в эпоху урожая
В эпоху гномов даже на печенье появляются «самоцветы»
Праздник специально устраивают вечером, чтобы осветить дорогу домой. Часто дети просят еще немного погулять по улице с фонариком

Особое место в детском саду и в классах занимает столик времен года, который помогает заметить, как одна эпоха сменяет другую. Весной там может появиться ваза с ветками, потом — птички, а следом — цветы. Столик времен года отображает состояние природы и связанное с ним настроение людей.

Это неигровое пространство. Взрослые меняют что-то в композиции незаметно, когда детей нет рядом.

Это столик эпохи ожидания Рождества. Постепенно на нем появляются сосновые или еловые ветки и шишки, зажигаются звезды. В какой⁠-⁠то момент дети заметят, что у камина стоят Иосиф с Марией. Потом они пойдут в хлев, а в следующий раз к ним спустится ангел
В ожидании Пасхи дети сваляли яйца из шерсти. Они тоже могут украсить столик времен года
Перед праздничными выходными из каждого яйца «вылупился» цыпленок. В вальдорфском детском саду очень любят устраивать сюрпризы. Вместе с шерстяным цыпленком дочь принесла домой горшочек с рассадой салата. Каждый ребенок сажал семена, поливал и наблюдал за своим участком. Пришло время высадить рассаду в грунт, и садовницы раздали детям их огородики

Ритм недели. В классической системе недельный ритм называется расписанием. В вальдорфском садике каждому дню соответствуют определенные блюда меню, определенный вид рукоделия. Так, в среду у детей всегда живопись, в четверг — выпечка, а в пятницу — уборка: дети вместе с садовницами моют полки, игрушки, столы и стульчики.

Ритм дня — это всем нам известный режим. В вальдорфской педагогике он строится по принципу дыхания. Периоды труда считают вдохами. Это хороводные и пальчиковые игры, уроки рукоделия, сказки. Отдых — выдох: еда, сон, прогулка, свободная игра. Вдохи и выдохи сменяют друг друга.

Пока все собираются, дети свободно играют. Игрушки в общем-то, как и везде, есть на полках и в корзинах, но предпочтение отдают деревянным, вязаным, тряпичным, а еще не забывают про дары природы: шишки, каштаны и прочее. Потом начинается хороводная игра, потом — завтрак. После завтрака снова играют, рукодельничают. Затем — фруктовый перекус и прогулка. После обеда все укладываются спать.

Как таковых развивающих занятий, к которым все привыкли, в вальдорфских детских садах нет. Перед школой в том числе. Но воспитанники много чего делают руками, их естественным образом вовлекают в повседневные дела. Например, они утюжат скатерть маленьким утюжком, а садовница стоит рядом и следит за безопасностью.

Предшкольники в вальдорфском детском саду выполняют выпускной проект. Это какое-то рукоделие, требующее определенных навыков и волевых усилий, чтобы довести дело до конца. Дети плетут скакалку, шьют лошадку на палке или что-то еще.

Для любого дела есть попевка или стишок. «Кто же, кто же мне поможет?» — напевает садовница, накрывая на стол, и дети постепенно включаются в процесс. Или, когда время для свободных игр подходит к концу, садовница поет: «Тара-ра, тара-ра, скоро кончится игра». А через несколько минут продолжает: «Тили-бом, тили-бом, убираем все кругом». Такие попевки, по наблюдениям воспитателей, работают гораздо лучше прямых указаний.

Каждый день детям рассказывают сказку. Малыши усаживаются в кружок, садовница зажигает свечу рядом с собой, и начинается таинство. К слову, о безопасности волноваться не стоит. Все знают, что трогать свечу нельзя.

Сказка чаще всего вторит теме эпохи. Но взрослые могут выбрать и что-то другое, если, на их взгляд, сейчас это важно для детей в саду.

Садовница именно рассказывает сказку, а не показывает мультфильм и даже не читает книгу. Живой рассказ, глаза в глаза, сейчас такая редкость, и в это время затихают даже гиперактивные дети.

Сколько стоит вальдорфский сад

По вальдорфской системе работают в основном частные сады. В некоторых городах вальдорфские группы можно встретить и в муниципальных детских садах — информацию об их наличии можно узнать в городском комитете образования. Как правило, занятия в таких группах дешевле, чем в частных садиках.

Стоимость посещения зависит от города и времени, которое ребенок проводит в группе. Обычно можно выбрать — отдавать ребенка на целый день или только на половину. В нашем городе месячный взнос в вальдорфский сад варьируется от 18 000 до 24 000 ₽. В более крупных городах цены выше. Например, в московском детском саду «Путь зерна» занятия в группах полного дня стоят 36 500 ₽ в месяц, а еще родителей просят заплатить вступительный взнос — 45 000 ₽.

Если у сада есть лицензия на оказание образовательных услуг, на оплату можно направить маткапитал. Но лицензируются не все. Сад может работать как детская студия или центр творчества.

Чтобы найти такой детский сад в вашем городе, воспользуйтесь картой.

Как сад влияет на ребенка

Сейчас нашей дочери пять лет и она по-прежнему ходит в вальдорфский детский сад. На каникулах летом она устраивала дома пальчиковые игры и «лодочки» — так в саду называют фруктовый перекус, когда дети складывают ладошки лодочкой, чтобы получить фрукт.

Спустя год могу сказать, что наша робкая девочка начала смело общаться и дружить с другими детьми, участвовать в подвижных играх, петь, рассказывать и показывать сказки. Она легко расстается со мной, стала более открытой и уверенной в себе.

У нас дома уже хранится большой пакет рисунков и поделок дочери. Время от времени перебираем их и чувствуем, сколько в этом заботы, внимания и тепла.

Сама я устроилась на работу в вальдорфскую школу и начала глубже изучать вальдорфскую педагогику — в первую очередь для того, чтобы понять, так ли хороша эта методика для школьников, как для детсадовцев. В итоге пришла к выводу, что она полностью подходит нам и ребенку. Мы бы хотели, чтобы в школе дочь продолжила обучение по вальдорфской системе.

Но я думаю, что вальдорфскую педагогику не оценят родители, которые хотят от детей высоких достижений сразу. Здесь все основывается на индивидуальном пути — расскажу подробнее.

Как попасть в вальдорфскую школу

Если вы хотите отвести ребенка после вальдорфского детского сада в невальдорфскую школу, вряд ли возникнут трудности — несмотря на то что целенаправленно в таком саду детей не учат ни считать, ни читать.

Вальдорфские дети рисуют мелками, умеют держать кисть, вязать на пальцах, прыгают через скакалку, играют в подвижные и пальчиковые игры, поют, смешивают цвета. Все это помогает им развиваться.

Но если родители выбирают какую-то специализированную школу, где приняты свои стандарты, лучше готовиться отдельно — и тут неважно, из какого сада приходит ребенок. Соответствовать требованиям конкретного учебного заведения помогают подготовительные курсы. Как правило, они работают при тех же школах. За год можно хорошо обучить ребенка, подготовить его к тестированию.

Вальдорфская же школа особой подготовки не требует. Если ребенок здоров, к семи годам он, как правило, готов стать учеником: у него есть желание учиться, он остается без родителей в коллективе, умеет удерживать внимание, взаимодействовать со сверстниками и следовать за учителем, владеет телом, у него сформированы навыки самостоятельной работы.

Для поступления в школу нужно пройти несколько обязательных этапов.

Собеседование с родителями. Это не какой-то экзамен для взрослых, а знакомство с педагогами и возможность узнать друг друга получше. Родителям стоит заранее подумать, почему они выбрали вальдорфскую школу, записать свои вопросы и наметить, что учителям надо знать о ребенке.

Педагогам важно все: как он развивался в первые годы жизни, чем любит заниматься и другое. Из рассказа складывается образ ребенка. Конечно, дома и в школе дети ведут себя по-разному, но все-таки, когда у учителя есть полная картина, ему будет легче найти подход к ученику и помочь ему адаптироваться.

Знакомство с ребенком. Параллельно другие сотрудники будут знакомиться с будущим первоклассником. Ему дадут расслабиться, поиграть, порисовать, при этом педагоги отметят, насколько ребенок владеет своим телом, готов ли увидеть авторитет в другом взрослом, способен ли внимательно слушать и сосредоточиться на каком-то задании и довести дело до конца, умеет ли выражать свои мысли — именно так оценивают готовность к школе.

Иногда бывает, что учителя советуют родителям пока не отдавать ребенка в первый класс, а через год принимают его в школу, потому что видят: теперь он созрел.

Как устроено расписание

Обычно у детей не возникает особых трудностей с адаптацией в вальдорфской школе. Правила здесь просты и логичны. Конечно, выпускникам вальдорфских детских садов многое будет знакомо. Но и остальные дети быстро войдут в ритм.

Учебный год делят на модули — эпохи. Одна длится несколько недель. За это время ученики погружаются в предмет. В первом классе есть эпохи букв, цифр, чтения и письма, рисования форм, окружающего мира и другие. Это не значит, что дети считают только в эпоху математики, а пишут и читают — в языковую эпоху. Углубляясь, например, в математику, они обязательно читают написанное на доске.

Эпоха русского языка или математики в начальной школе проходит несколько раз в течение года. Каждая последующая эпоха немного другая: она охватывает другие темы, другие вопросы. То есть в первом классе может быть эпоха букв, а потом — эпоха письма, чтения и так далее.

Учебный день состоит из основного и дополнительных уроков. Основной урок всегда идет первым и длится два часа, его ведет классный учитель. На нем прорабатывают материал по теме эпохи. В эпоху письма изучают русский язык и так далее.

Дополнительные занятия продолжаются по 45 минут. В первом классе это два иностранных языка, рукоделие, подвижные игры, живопись. Они идут круглый год по расписанию. Их могут вести учителя-предметники. Таких занятий у первоклашек не больше двух в день. Потом их количество увеличивается. Добавляется, например, окружающий мир.

В старших классах могут быть занятия для подготовки к экзаменам. Их вписывают в общее расписание наравне с другими уроками. Детей к ОГЭ и ЕГЭ готовят классные учителя или приглашенные репетиторы.

Подготовка бывает такой же, как в обычных школах. Иногда сторонние педагоги преподают по вальдорфским методикам. Так или иначе учителя стараются сохранить дружелюбную атмосферу, здоровый и гармоничный подход к обучению, без натаскивания.

Как проходит основной урок

В вальдорфской школе есть почти все стандартные предметы — русский язык, чтение, математика, окружающий мир, география, химия, — но преподают их иначе. Когда я узнала, что основной урок длится 2 часа, меня это насторожило. Но только до первого посещения. Оказалось, что проходит он очень разнопланово: школьники изучают новый материал и повторяют пройденный, что-то обсуждают, рисуют, играют, много двигаются. Одна деятельность сменяет другую.

Все начинается с ритмической части. Шаги, хлопки, работа с мячами и жезлами совмещаются со счетом, рецитацией стихов и скороговорок. Рецитацией здесь называют декламацию, чтение вслух. В первом классе ритмическая часть длится минут 20—30, к старшим классам она значительно сокращается.

Во время активной части дети включаются в работу, собираются. Кроме того, так развивается моторика и координация движений, а это тоже влияет на мышление.

Ритмичные движения помогают запомнить многие трудные вещи. Например, таблицу умножения, которую осваивают с первого класса. Довольно сложно описать, как это происходит, но процесс превращается в игру — школьникам очень нравится.

Затем идет основная, эпохальная, часть урока. Учитель дает новый материал по теме эпохи, отрабатывает уже пройденное. Дети пишут, работают устно.

В завершение дети рисуют и пересказывают, но не что-то отвлеченное, а историю, которую им накануне рассказал учитель. Новая сказка, басня или легенда, рассказанная взрослым, — обязательная часть урока. То, что ученики услышат сегодня, они перескажут завтра и изобразят послезавтра. Учитель рисует сюжет истории на доске, дети — на листах А3.

В вальдорфской школе первоклассники получают шесть восковых мелков-блоков — теплого и холодного оттенков красного, синего и желтого. Ими они рисуют все.

Дети быстро начинают чувствовать цвет, знают, как получается зеленый, фиолетовый, коричневый, экспериментируют с сочетаниями цветов
Дети быстро начинают чувствовать цвет, знают, как получается зеленый, фиолетовый, коричневый, экспериментируют с сочетаниями цветов
Учитель показывает, как, не углубляясь в детали, создать цельную картину, по какому признаку мы узнаем то или иное животное, как нарисовать свет от фонаря. Каждый раз все рисунки выкладываются в галерею, обсуждаются — без критики
Учитель показывает, как, не углубляясь в детали, создать цельную картину, по какому признаку мы узнаем то или иное животное, как нарисовать свет от фонаря. Каждый раз все рисунки выкладываются в галерею, обсуждаются — без критики
1/2
Дети быстро начинают чувствовать цвет, знают, как получается зеленый, фиолетовый, коричневый, экспериментируют с сочетаниями цветов

В начале учебного года первоклассники пересказывают по желанию, продолжая друг друга. Кто-то может только слушать и чуть дополнять, учитель не торопит. Во втором полугодии пересказывают уже все ученики.

После пересказов и рисования педагог рассказывает новую историю. В эпоху цифр это могут быть сказки о математических действиях. Это готовит детей к завтрашнему уроку, и они легче усваивают материал.

Но не всегда рассказанная история — обучающий элемент, она может нести детям какой-то нравственный посыл.

В первом классе рассказывание — не чтение, это важно — близко к ритуалу в детском саду. Мне, учителю, особенно нравится эта часть занятий. Я зажигаю свечу, выключаю свет, дети замирают в ожидании.

Основной урок — серьезная нагрузка для педагога. Важно правильно выдержать ритм, чтобы дети хорошенько потрудились, но и вовремя выдохнули, расслабились. Между постоянными частями урока учитель устраивает паузы: жестовые или пальчиковые игры, пение, дети могут коротко поделиться своими новостями.

Впрочем, не только основной урок посвящают теме эпохи. Она всплывает и на дополнительных занятиях. Например, в эпоху букв на рукоделии дети лепят буквы из воска и вышивают бирку со своими инициалами, а в эпоху форм могут выпекать фигурное печенье.

Как в вальдорфской школе подают материал

Привычных учебников у школьников нет — все идет от учителя. А вот педагог во время подготовки к уроку может пользоваться любыми учебниками, пособиями с периодических семинаров, методичками, опираться на собственный опыт.

Это требует много труда и сил, но и развязывает руки, делает учителя более свободным в выборе материала, подходов. Он может ориентироваться на класс и его интересы, индивидуальные особенности конкретных детей.

Педагоги стараются сформировать образ предмета или явления. Это облегчает восприятие и запоминание. Так, прежде чем написать, например, букву Ж, дети услышат сказку про жука, прислушаются к его жужжанию, а может, и сами пожужжат.

Про каждую букву учитель сочиняет историю, потом дети зарисовывают образ, который у них родился. Знакомятся со звуком через множество скороговорок, стихов. Находят буквы в окружающих предметах, словах, выкладывают их из вишневых косточек, веревочек, вырисовывают шагами или пишут руками в воздухе. Так же — через проживание сути — строится и работа с цифрами, арифметическими действиями. В итоге детям не приходится заучивать материал.

Для каждой цифры найдется природное явление, яркое событие, что⁠-⁠то еще из окружающего мира. И ребенок уже не заучивает цифру, а узнает ее в своей повседневности
Для каждой цифры найдется природное явление, яркое событие, что⁠-⁠то еще из окружающего мира. И ребенок уже не заучивает цифру, а узнает ее в своей повседневности
Мы не даем малышам абстрактную информацию, а стараемся вместе познакомиться с сутью явления. Допустим, можно дать ученикам почувствовать, что за символами букв часто скрывается характер звука
Мы не даем малышам абстрактную информацию, а стараемся вместе познакомиться с сутью явления. Допустим, можно дать ученикам почувствовать, что за символами букв часто скрывается характер звука

Школьники ведут эпохальные тетради. В них ребенок собирает все самое важное по теме эпохи. Получаются своего рода учебники, подготовленные самостоятельно.

Первоклассники используют восковые мелки: блоковые — для рисования, а штифты — для письма. В конце первого или начале второго класса ученики получают карандаши — толстые, с мягким грифелем. А в третьем, когда рука уже готова, — перьевые ручки. Они бывают разными. Есть ученические, с широким пером. Потом их меняют на более тонкие. Таким образом ребенок учится писать любым инструментом.

Младшие классы рисуют и пишут на листах акварельной бумаги формата А3, которые потом учитель аккуратно сшивает в тетрадь. Школьники сами делают поля мелками-блоками. Ими же можно провести строчки. В первых классах детям трудно писать мелкие буквы и цифры, а так освоить письмо становится легче. Со временем рука будет увереннее, почерк — ровнее и мельче.

Средние и старшие классы работают в готовых тетрадях для вальдорфских школ. Они без линовки, и бумага плотнее, чем в обычных. Формат обычно не меньше А4.

В течение года младшие школьники редко берут свои рабочие материалы домой. Все хранится в классе. Домашние задания дети выполняют чаще всего после уроков, на продленке. Но в средних классах появляется и работа дома.

Эпохальные тетради — главный фундаментальный труд эпохи. Чем младше ученики, тем тетради больше, тяжелее — это такая гордость. Ребенку важно внимание родителей к видимому результату их работы в школе. В конце учебного года первоклассники уносят стопку своих эпохальных тетрадей и хранят их дома.

Дети постарше сами готовят обложку для своей книги. Это может быть просто интересный фон или какой⁠-⁠то рисунок
Эпохальная тетрадь — это и справочник. Вот, например, разворот о временах года и 12 месяцах

В письменной работе используют вспомогательные материалы: бусины из шерсти, каштаны, вишневые косточки. С ними легче освоить темы по математике. Также ученики выкладывают геометрические формы с помощью ниток, проволоки и даже своих тел, пишут пальцами на песке.

Учебным материалом может стать любой предмет, до которого дотянется рука учителя или ребенка.

Во время работы в классе активно используют доски и маленькие досочки-планшеты, на которых дети пишут обычными мелками.

Так дети изучают состав числа. Сначала ученики активно используют вспомогательные материалы, но постепенно опора на них становится ненужной
Так дети изучают состав числа. Сначала ученики активно используют вспомогательные материалы, но постепенно опора на них становится ненужной
Таблица умножения отлично прорабатывается в ритмической части уже с первого класса. Когда приходит время записывать примеры, детям помогают косточки и каштаны. Раскладываем ряды и считаем
Таблица умножения отлично прорабатывается в ритмической части уже с первого класса. Когда приходит время записывать примеры, детям помогают косточки и каштаны. Раскладываем ряды и считаем
1/2
Так дети изучают состав числа. Сначала ученики активно используют вспомогательные материалы, но постепенно опора на них становится ненужной

Естественные науки преподают через живые опыты, наблюдения. Учеников все время подвигают к самостоятельным поискам и открытиям.

Компьютер может появиться в школе только к старшим классам. Последователи вальдорфской педагогики уверены: прежде чем пользоваться искусственным интеллектом, важно научиться мыслить самостоятельно. К тому же интерактивные программы все равно не заменят живое общение.

Карту тоже можно нарисовать на доске. Одно дело — развернуть бумажную карту, и совсем другое — создать ее самому, опираясь на рассказ
Карту тоже можно нарисовать на доске. Одно дело — развернуть бумажную карту, и совсем другое — создать ее самому, опираясь на рассказ

Какие есть необычные предметы

Рисование в вальдорфской школе называется живописью. Отдельным предметом выделена лепка из воска и глины, ей уделяется довольно много внимания.

Подробнее расскажу о предметах, которых в классической программе нет.

Искусство. В вальдорфской школе много времени уделяют искусству. Оно развивает культуру чувств, учит видеть и создавать прекрасное.

Каждое утро дети поют. Каждый день — рисуют. Педагог рассказывает сказку о цвете и рисует сам. Затем каждый ученик получает лист и изображает свою сказку. Рисуют мокрым по мокрому. Лист бумаги для акварели замачивают в воде, краску разводят в маленькой баночке.

Кроме того, младшие школьники лепят из воска, а старшие — из глины. В программу обязательно включают уроки игры на музыкальных инструментах: флейте, гуслях, гитаре.

Сначала дети используют один цвет. Со временем — два, потом — три
Удивительно, насколько разными получаются сказки у детей. Готовые работы обязательно выкладываются, развешиваются
Работая с глиной, дети познают особенности форм, учатся прислушиваться к своим ощущениям, наблюдать за окружающим миром

Рукоделие. Практическая деятельность позволяет ребенку видеть результат своих усилий, развивает волю и уверенность в себе. К тому же рукоделие — это снова развитие моторики, фантазии, повторение счета и многое другое.

В первом классе дети вяжут на спицах простые игрушки. Во втором делают чехол для флейты, сумку-авоську. В третьем вяжут мячики крючком. В четвертом вышивают и шьют сумку. Дать ребенку возможность сделать что-то самому и увидеть пользу от результата — в этом смысл школьного рукоделия.

Однажды в первом классе дети пришивали себе кнопки на рукава туник. Один мальчик никак не мог победить иголку — до слез. Это был последний урок, потом — обед и продленка. Я попросила учителя продленки продолжить с ним занятие — и он пришил эти кнопки. Надо было видеть радость ребенка на следующий день, на открытом уроке, где дети были в этих туниках. «Так здорово, что мы их пришили!» — восторженно сказал он.

Первоклассники вяжут спицами. Спицы они готовят сами из палочек, старательно обтачивают для себя кончики, потом сматывают пряжу и могут даже покрасить ее. Кто⁠-⁠то свяжет маленькую игрушку, а кто⁠-⁠то — снуд, который потом будет носить
Первоклассники вяжут спицами. Спицы они готовят сами из палочек, старательно обтачивают для себя кончики, потом сматывают пряжу и могут даже покрасить ее. Кто⁠-⁠то свяжет маленькую игрушку, а кто⁠-⁠то — снуд, который потом будет носить

Эвритмия, пожалуй, самый необычный предмет в вальдорфской школе. Рудольф Штайнер создал особое искусство движения, когда с помощью жестов выражают разные качества звуков речи, музыкальных тонов.

Рассказывать про эвритмию трудно. Это похоже на танец, но шире. Здесь работа и с мячами, которые дети могут передавать друг другу, следуя определенным правилам, и с тяжелыми медными жезлами. Группа может перемещаться и показывать жесты руками.

Учителя обязательно занимаются эвритмией на периодических семинарах. У нас в школе нет своего эвритмиста. Когда приезжает специалист, она занимается и с детьми, и с учителями, и с желающими родителями тоже.

К чему надо быть готовым

Дети отлично адаптируются в вальдорфской системе. Гораздо сложнее адаптироваться взрослым, чьи установки и представления о том, каким должно быть образование и быт в школе, очень сильны.

Вот что обычно удивляет родителей.

Письмо опережает чтение. План первых классов вальдорфской школы отличается от стандартного. Это правда.

В вальдорфской школе не учат послоговому чтению, сам метод другой. Он требует больше времени, поэтому не все к концу первого класса уже читают, но и дает другой навык чтения. Дети учат буквы, опираясь на образы, списывают с доски и читают написанное. В результате вырабатывается навык узнавать слово, читать его сразу целиком. Академик РАН Марьяна Безруких рассказывала о преимуществах этого метода обучения и ставила его в противовес традиционному.

Может показаться, что процесс в итоге затягивается, но дети не отстают, а просто осваивают чтение по-другому, более здоровым образом.

В вальдорфских школах нет оценок. Детей учат сравнивать свои нынешние успехи со своими же успехами в прошлом, а не с успехами другого ребенка.

Приведу пример. Сережа получил четыре за работу, и Вася получил четыре. При этом Сережа видит, что его работа лучше Васиной, и считает оценку несправедливой. В то же время учитель знает, что Вася с его индивидуальными особенностями вложился в такой результат гораздо больше, чем Сережа. Так вот: если мы не ставим оценок, а говорим Васе «Ты сегодня отлично поработал!», ни у кого из детей это не вызывает вопросов.

Учитель постоянно общается с ребенком и понимает, справляется ли тот с заданием, сделал он хорошо или плохо. И ученик, в свою очередь, понимает, что усвоил, а чему еще предстоит поучиться. При этом у ребенка нет страха ошибиться и получить за это низкий балл. Все понимают, что ошибки — это нормально. В итоге дети учатся из интереса к познанию, это их внутренняя мотивация, а не внешняя, как с оценками.

Конечно, на определенном этапе образовательная система требует аттестации и оценки успеваемости по общим стандартам. Вальдорфская школа соблюдает необходимые формальности и соответствует этим требованиям.

Чтобы сделать вывод об успеваемости учеников, можно посмотреть статистику вальдорфских школ по результатам экзаменов. Обычно информацию вывешивают на официальных сайтах. Так, московская школа «Путь зерна» делится данными по ЕГЭ за несколько лет. А школа «Центр искусства воспитания» в Санкт-Петербурге рассказывает, куда поступили ее выпускники.

Результаты ЕГЭ в московской школе «Путь зерна» в 2018/19 учебном году. Источник: putzerna.ru
Результаты ЕГЭ в московской школе «Путь зерна» в 2018/19 учебном году. Источник: putzerna.ru

Дети не пользуются телефонами — ни на уроках, ни на переменах, ни на продленке. Родитель не сможет созвониться с ребенком, но если что-то случится, учитель свяжется с ним сам. Впрочем, сейчас и во многих классических школах гаджеты запрещены.

Важно, чтобы и дома родители ограничивали доступ к таким устройствам: это сохранит здоровую активность ребенка в процессе обучения, способность к сосредоточению, живой интерес к реальной, а не виртуальной деятельности.

Учеников приучают к труду. Например, перед едой дети сдвигают парты в один большой стол и убирают посуду после. В старших классах сами моют за собой тарелки.

Обычно в вальдорфских школах есть где готовить и печь, работает повар. Но в совсем маленьких школах его может и не быть — дети быстро учатся делать завтрак самостоятельно. Варят кашу в мультиварке, например. Такую, кстати, и есть вкуснее!

Как школа взаимодействует с родителями

Вальдорфские школы всегда дают обратную связь. Родители могут прийти и посмотреть, чем занимается ребенок, поговорить с учителем. И тот расскажет об успехах и трудностях ученика не по какому-то стандарту, а живыми словами. Что-то вроде: «Когда ребенок пришел, он был таким-то. Прошло три месяца, и мы видим, что это изменилось и мы можем продолжать с этим работать». Или: «В этом вопросе нужно ваше родительское внимание».

Кроме того, школа проводит открытые уроки, выступления, которые позволяют заглянуть в учебные будни.

В вальдорфском календаре много праздников. В конце года и к Рождеству в вальдорфской школе проходят концерты. Дети поют, показывают спектакль, читают стихи. Выступают также учителя и родители.

Три раза в год в нашей школе проводят праздничные ярмарки. Устраивают мастер-классы от учителей, родителей, старших школьников, приглашенных ремесленников, дети торгуют своими изделиями.

Дети часто расписывают пряники, готовят пиццу
Дети часто расписывают пряники, готовят пиццу
Всегда много желающих сделать свечу из вощины. Скрутить свечу по силам даже детсадовцу
Всегда много желающих сделать свечу из вощины. Скрутить свечу по силам даже детсадовцу

Праздники, завершающие круглогодичные эпохи, проходят в детском саду и младших классах. Старшие дети постепенно перестают принимать в них участие: вырастают и начинают помогать с организацией.

Интересно празднуется завершение эпохи Михаила. Вся школа и детский сад отправляются в поход. Старшеклассники в этом году ночевали в лесу и с утра готовили испытания малышам: перебраться через ручей, пройти сквозь огромную паутину, взобраться по крутому склону наверх, где ждет встреча с драконом.

В пути дети нашли клад, который помог рыцарю Михаилу победить дракона. Центральное действие праздника — сражение с драконом и торжественное посвящение малышей в рыцари. После решающего боя было праздничное угощение.

В походе девочки были принцессами и надевали голубые плащи, мальчики-рыцари облачались в красное
Для детей такой праздник — настоящее приключение
Для детей такой праздник — настоящее приключение

Дети с радостью подхватывают и народные колядки. Особое удовольствие для всех — выйти колядовать из стен класса. Можно пройти по школе, из класса в класс. А можно заглянуть и к кому-нибудь домой.

Еще одна традиция, которую поддерживают в российских вальдорфских школах, — Масленица.

Активное участие взрослых в подобных праздниках всегда приветствуется. Важный момент даже не столько для школы, сколько для детей — видеть заинтересованность, вовлеченность мамы и папы. Те же праздники, который заканчивают эпохи, — отличная возможность побыть с ребенком, показать ему, как вам, родителям, важно то, чем он занимается.

Пекли когда⁠-⁠нибудь блины на мангале? Мы — да! Кто⁠-⁠то из родителей весь праздник готовит вкусные горячие солнышки. Но напечь большую стопку не удалось ни разу
На праздники часто приглашают всех желающих. Особенно если они уличные. Участие в таких событиях — хорошая возможность познакомиться с педагогами и учениками
Каждый приносит из дома какой⁠-⁠то вкусный сюрприз, приготовленный своими руками, и вешает его на сладкое дерево. Картонные блины, полученные за участие в разных играх и конкурсах, можно обменять на такой сверток

Кто может быть педагогом в вальдорфской школе

В вальдорфской школе не дают задание изучить тему самостоятельно, по учебнику, и не ставят оценок — ни того ни другого нет. Поэтому главным становится пример взрослого, который учится сам, искренне любит то, чем делится с учениками, всегда готов быть первооткрывателем и не теряет интереса к явлениям мира.

Вальдорфский педагог постоянно учится. Процесс обучения здесь живой: педагог ориентируется на класс и один и тот же материал в разных классах будет преподавать совершенно по-разному. Задача учителя — заинтересовать конкретных детей, чтобы каждый усвоил материал.

Классный учитель ведет многие предметы и после начальной школы. Поэтому вальдорфскому педагогу особенно важно сохранить живой интерес к познанию разных наук.

На периодических семинарах вальдорфские педагоги изучают методику преподавания предметов, планирования учебной программы, обмениваются опытом. Все наши учителя начинают рукодельничать, рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах. Это неотъемлемая часть обучения, педагог постоянно делает это с детьми. За полгода работы помощником учителя в вальдорфской школе я научилась рисовать, смешивать цвета и — что самое главное — наслаждаться этим процессом.

Где работают вальдорфские школы и сколько они стоят

В России не так много официально зарегистрированных вальдорфских школ, но они есть: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске и других городах. Среди этих школ — государственные и частные. Первые, как и все муниципальные школы, бесплатные. Они работают, например, в Москве и Самаре.

Стоимость обучения в частных зависит от города, количества классов и их наполняемости. Месячный взнос может быть 25 000 ₽, а может и 60 000 ₽. За школу, у которой есть лицензия на образовательную деятельность, можно платить деньгами из маткапитала.

Кроме государственных и частных вальдорфских школ в России работают клубы и семейные инициативы. Они объединяют родителей, которые выбрали для своих детей вальдорфскую педагогику и чьи дети находятся на семейном обучении. Семейное обучение позволяет самостоятельно выбирать методику и организовывать учебный процесс своих детей.

Вальдорфские семейные инициативы есть во многих городах. Часто они ведут страницы в соцсетях, где рассказывают о своих буднях, приглашают на встречи: ярмарки, праздники, беседы с педагогами.

В какую школу ходит ваш ребенок? Расскажите о ее плюсах и минусах, стоимости обучения и сложности поступления

Анастасия ГавриловаКак вы выбирали учебное заведение для своего ребенка? Расскажите, что для вас было важно:
  • Lock and LoadНе столкнется ли ребенок с реальностью России после того как закончит вальдорфский сад, вальдорфскую школу и вальдорфский университет? сможет ли он найти вальдорфскую работу?34
  • Звезды смотрят внизУ меня есть подруга, которая ходила в вальдорфский детский сад. Ее мама была учительницей в начальной школе и могла оценить ее прогресс относительно других детей. В итоге маме пришлось забрать ребенка не дожидаясь окончания последнего года детского сада, потому что ребенок был банально не готов к обычной школе. Маме пришлось самой активно заниматься подготовкой к школе, чтобы отработать необходимые навыки чтения, письма, математики, знаний об окружающей среде. Всё это со слов моей повзрослевшей подруги. Она в итоге озвучила мне такой вердикт. Вальдорфская система имеет место быть, но она трудно интегрируется с обычной школой в будущем. Слишком разные подходы и цели.23
  • ЗаурМоя мама в начале 90х годов интересовалась вальдорфовской школой на предмет того, не определить ли туда детей. Но получила вердикт авторитетного советского педагога, который был суров: "Похлопали, потопали, а знаний нет!".15
  • Ivan IvanovLock, ну отдавайте в АУЕ школу сразу, чтоб по полной столкнулся с реальностью. Потом и АУЕ работу найдет.0
  • MОбщалась с девушкой лет 16 из такой школы. Она умела играть на музыкальных инструментах и в целом была общительная, но естественнонаучные знания были вообще не по возрасту - ни химия, ни биология, ни физика (а она как раз хотела на допобучение по этим темам поступать).17
  • Ivan IvanovАноним, о чем все педагоги и говорят. Прямым продолжением детского сада должна стать и школа по тому же типу.4
  • huistoe gaan nieСложилось впечатление, что воспитаннику этой системы было бы наверное комфортно работать на фабрике «Вальдорф-Астория» в прекрасной Германии будущего, каким его видел основатель этой системы; зачем это продолжать делать в 21 веке, абсолютно непонятно. Разве что детке завещан трастовый фонд Рудольфа Штайнера, и в целом его будущая жизнь где-нибудь в Цюрихе или Гонконге абсолютно понятна.16
  • Анастасия ГавриловаАноним, об этом и речь. Сейчас в первом классе обычной, как вы говорите, школы ждут детей, которые умеют читать, считать и писать. Главный вопрос: ЗАЧЕМ? Зачем дошкольнику эти знания?1
  • Анастасия ГавриловаЗаур, насколько глубоко авторитетный советский педагог в начале 90-х годов вник в суть вальдорфской педагогики? Как правило хорошо топающий и хлопающий первоклассник вальдорфской школы знает таблицу умножения до 6 (ряд до 12). И это только если про математику говорить.4
  • Анастасия ГавриловаLock, что вы имеете в виду, говоря о реальности России? Ученики вальдорфских школ также живут в России, в программе много практики. Социализация и подготовка к реальности довольно основательно заложена в программе вальдорфской педагогики. К сожалению, формат и размер статьи не позволяют раскрыть и эту тему, акцент здесь на младших классах. Но поверьте, в старшей школе начинается самое интересное.1
  • Мария ЖуковаКак по мне, главное, чтобы в школе видели ребенка и не старались впихнуть программу, которая должна быть пройдена несмотря ни на что. Школа для ребенка, а не ребенок для школы. В текущем общеобразовательном процессе проектная деятельность в первом классе - это неприемлемо! Вальдорфская педагогика прекрасная педагогика из ряда гуманных. В самой сути методики, в организации школы заложены передовые современные тенденции социального развития. Можете поизучать стратегии бирюзовых международных компаний(кто знает, тот поймет) и сравнить с вальдорфской педагогикой)) И да, в высокоразвитых странах Европы, в Америке, Китае значительное количество школ с вальдорфской методикой преподавания. Каждый выбирает для себя и своего ребенка то, что считает важным, лучшим, нужным. Мы все свободны. И я рада, что у меня есть возможность выбора. Я выбираю вальдорфскую педагогику)) Сад и школу, где учителя стараются помочь ребенку раскрыть заложенный в нем потенциал, а не подгоняют его под стандарты и программы.7
  • Звезды смотрят внизАнастасия, Давайте разделю ответ на "общее" и "личное". Общее. Вы сами сказали, что "школы ждут детей, которые умеют читать, считать и писать". Так зачем идти против течения, если планка уже такова, какова она есть? Зачем своему ребенку давать не фору, а наоборот отставание в этих исключительно важных областях? Чтобы что? Я не понимаю. К личному. Меня мама научила читать в 4 года. И пошло-поехало :) От книг и энциклопедий меня было не оторвать. Поэтому вопрос "зачем дошкольнику эти знания" для меня очень странный, уж извините. Я не представляю себя только осваивающей чтение в 7 лет. Это все равно, что ограбить меня. Отсрочить мою встречу с кучей интересных героев, событий и фактов из книг. Моя база в жизни была заложена дошкольным чтением и сильной школой традиционного уклада. В которую, без чтения и других навыков, я бы никогда не поступила.27
  • ЗаурАнастасия, Насколько можно признавать авторитет педагога традиционной, конкурирующей системы, не знаю. Но экспериментировать в деле, результатом которого могут стать серьезные пробелы в знаниях и отставание у ребенка, множество людей побоится. Хотя если ребенок и родители звезд с неба не хватают и не настроены на высокие достижения, то почему бы и нет. Но такие и альтернативным образованием мало интересуются.11
  • BoomВот с одной стороны мне очень импонирует индивидуальный подход и то, что дети с самого раннего возраста привыкают не ориентироваться на окружающих, а прислушиваться к себе и не сранивать себя с окружающими. С другой - во время чтения текста иногда создавалось ощущение, что вся эта система рассчитана на детей с особенностями развития либо очень творческих личностей, растущих в таких же творческих семьях. Плюс смущает какой-то очень сильный уклон в домашнее хозяйство и отрицание пользы современных технологий в учебном процессе. И появляется вопрос, а если ребенку (особенно, если брать средне и старшеклассников) не будет хотеться самому себе готовить кашу, убирать со стола, шить одежду, сажать растения и организовывать мероприятия для младших товарищей - будут ли его заствлять это делать?20
  • Анастасия ГавриловаАноним, для кого-то исключительно важная область в 4-7 лет - это умение писать, считать и читать. Для кого-то - здоровое гармоничное развитие. Это просто разные подходы и ценности. Энциклопедические знания в современном обществе уже не дают преимущества (ну разве что при поступлении в обычную школу). Эту область прочно занял искусственный интеллект. А вот живое мышление, умение сделать что-то своими руками и опора на себя - ценятся всё больше и больше. Хотя если мы говорим о подготовке винтиков для системы, то лучше Энциклопедические знания и ориентация на оценку общества.0
  • Анастасия ГавриловаЗаур, что считать высокими достижениями? Для одного высокое достижение - стабильная зарплата на заводе, для другого - возможность развития чего-то своего. Хорошо, когда есть выбор!4
  • juarhala"Дочери не было и года, когда я стала все чаще ловить себя на мысли о школе" - тогда к пяти годам можно смело начинать планировать будущую свадьбу 😅а если серьёзно, ну какие мысли о школе в год? Вы и представить себе не можете, каким станет ваш ребенок к пяти годам, хоть в вальфдорском садике, хоть в обычном. Куда торопитесь жить и повышаете себе градус тревожности?) П.с. Отдавала ребенка в Монтессори садик на полдня, два раза в неделю, с полутора лет. Так рано, потому что советовали неврологи (ему не хватало самостоятельности и в принципе есть небольшая задержка развития), ну и еще потому что адаптация в традиционном смысле отсутствовала в его случае - такой ребенок, ни единой слезинки при отрыве от материнской юбки не проронил😅 с первого дня - заходит в сад и весело топает играть, мама - какая мама, не знаю что это за женщина))) Ходили полгода, пришла к выводу что с сентября пойдем в обычный государственный садик - самостоятельности Монтессори- сад ребенку так и не добавлен, фактически он там предоставлен сам себе и никто его не заставляет делать то, что он не хочет, а на самом деле нужно - например, есть ложкой, убирать за собой, ходить на горшок. Фактически ребенок там просто сам по себе развлекается. А мне было полезно на несколько часов в день побыть одной и например, поработать спокойно. Дисциплина и обучение в саду - для моего ребенка, вещь точно необходимая. Все эти модные школы в их российском исполнении - Монтессори, вальфдорская и иже с ними - имеют цель только развлечь ребенка, чтобы это нравилось родителям и дитятке, ну и чтобы родители чувствовали гордость "какая я хорошая мать, ребенка в платный сад отдала!"😅4
  • IaroslavBoom, кстати, хороший вопрос!1
  • IaroslavРезультаты ЕГЭ, честно, так себе, но при этом учеников, которые сдавали экзамены, очень мало. У "Пути зерна" приведены результаты за 2018-2019 уч.г., но можно посмотреть и за 2019-2020 (новее нет). 6 учеников сдавали ЕГЭ. Средние баллы такие: Математика профильная - 51 Русский язык - 71 Информатика - 36 Физика - 38 Обществознание - 68 Биология - 63 Химия - 84 6 учеников! Информатика, физика и математика вообще что ли не преподавались? По обществознанию и биологии тоже скромные результаты. По химии, видимо, у кого-то был репетитор.7
  • Лариса МуравьёваУ меня были подруги из такой школы. Такая школа подойдёт если у вас очень творческий ребенок, с тонкой душевной натурой. Если вы хотите отдать его в консерваторию, чтобы он был актером или художником, оперным певцом. В этом случае да, может и поможет. В остальных моментах лучше бежать от туда. Почему? Упор в школе сделан больше на творчество. У меня подруга в 7 классе не знала таблицу умножения, а математика была на уровне класса 2. Сложить числа, вычесть и тд. Уроки разделены на эпохи. Например месяц 2 урока биологии подряд, остальных меньше. В следующем меняют. У этого есть один минус, как только кончился месяц к пройденному почти не возвращаются и все что было выучено, забывается тут же. Поступить после такой школы очень трудно, а точнее невозможно. Из всего выпуска поступило буквально пару человек у кого родители платили за репетиторов и не на самые перспективные профессии. Учеба 12 лет, летом у них была практика. Месяц жили в полях и копали картошку. И это нормально. Часто практика, за которую надо получить оценку ещё. Есть интересные предметы, например спектакли, ярмарки, творчество, игра на нескольких муз.инструмкнтах, вокал, но это идёт в угоду обычным предметам. Дети от туда очень не приспособлены к миру. И не стоит забывать, что изначально система была для умственно отсталых детей. И этим все сказано) расписывать можно много, но это основное.6
  • ДарёнкаАнастасия, а почему бы дошкольнику не уметь читать? Чтение развивает мозг, учит фокусироваться на определенном предмете в течение продолжительного времени. С ребенком можно разговаривать о прочитанном, учить высказывать и аргументировать собственное мнение. Заем ждать до 7 лет, лишать его столь важного опыта, если психика здорового ребенка готова к чтению уже в 5-6 лет? То же самое устным счетом. Пусть учится считать хотя бы до 100, складывать-вычитать в рамках 10.6
  • ДарёнкаСтранная периодизация у этого вашего Штайнера. От 0 до 7 лет ребенок превращается из кабачка в полноценного первоклассника, и это все объединили в один период, поставив во главу угла физическое развитие и задвинув на задний план развитие психики. А ведь за это время ребенок успевает пережить нехилый кризис 3-х лет и осознать себя как независимую от матери человеческую единицу. 7 - 14 - тоже странный период. где-то в середине него начинается подростковый кризис, дети 10 и 13 лет - это ж существа с разных планет, а их в одну группу запихнули. Мне ближе периодизация Эльконина, там и периоды короче, и основания для границ более убедительные. Отсутствие учебников - это вообще сюр. Ребенка надо приучать с самообразованию, изучению разных источников и выработке критического мышления. В любой профессии сейчас надо постоянно повышать квалификацию, иначе быстро вылетишь с рынка труда. А где выпускник вальдорфской школы будет искать вальдорфского ментора, чтобы хоть успевать за тенденциями в его профессиональной области? От прочтения статьи сложилось очень негативное впечатление. Ни за что не отдам ребенка в такую систему образования, где его до последнего будут уберегать от таких ужасных вещей, как чтение, оценки и самостоятельное изучение материала7
  • Варвара СмелковаСудя по результатам егэ школа просто отвратительная. Максимальный балл 80:/ ну извините это кринж.4
  • Звезды смотрят внизАнастасия, с каких пор чтение обычных детских книг - это энциклопедические знания? Преимущество в современном обществе дает не умение делать что-то своими руками (хотя мелкая моторика важна, но вы же не об этом). У нас не натуральное хозяйство с домотканой одеждой. Преимущество дает гибкое мышление, широкий кругозор, умение учиться всю жизнь, способность думать и делать свои собственные выводы, знание английского языка в конце концов. Всё это невозможно без чтения. Я так понимаю, вальдорфская система врача не воспитает. Учитывая огромный объем знаний, который врачу необходимо знать наизусть. Без опоры на искусственный интеллект.12
  • Звезды смотрят внизАнастасия, Вы считаете, что выпускники традиционной школы будут работать на заводе, а дети из вальдорфской станут предпринимателями? Мне кажется, что вы выбрали вальдорфскую систему не из-за системы самой или ее плюсов. А из вашего внутреннего ощущения, что она поможет вашего ребенка воспитать уникальным, не таким как все, который не будет работать за стабильную зарплату на дядю, а откроет свое дело. PS. Анастасия, а кем вы работаете, если не секрет?5
  • user2304133Подход интересный, много творчества - это здорово, но фундаментальных знаний нет, это и огорчает. Баллы за ЕГЭ откровенное низкие, следовательно, это не позволит поступить в топовые вузы и речи нет об учёбе на бюджете даже в простых вузах. Соглашусь, что это хороший вариант для детей с особенностями (в хорошем смысле, например, очень скромных или излишне тревожных) или для талантливо одаренных ребят, чьи родители изначально знают, что ребенок будет музыкантом, например. Хотя можно ли это предвидеть?! Увы, в реалиях современной России минусы перевешивают14
  • Анастасия ГавриловаАноним, про энциклопедии я писала, опираясь на ваш комментарий. Вальдорфская педагогика много времени уделяет как раз умению думать, учиться, ставить вопросы и находить ответы. Память тренируется постоянно. Английский - с первого класса. Точность рук для врача, кстати, тоже очень важный навык ) А вот каким образом традиционная школа учит думать? Большой вопрос. Сейчас всё в школе ведётся к тому, чтобы и учителей-то отучить думать самостоятельно. Мне так кажется. Простите, если я кого-то обидела, не хотела. Основываюсь на опыте учёбы старшего сына в одном из лучших (по репутации) лицеев нашего района в Саратове. А на искусственный интеллект опираться очень даже хорошо. Но только ПОСЛЕ того, как окрепнет самостоятельное, живое мышление.10
  • Анастасия ГавриловаДарёнка, в статье есть ссылка на выступление М.Безруких. Послушайте её. Она далека от вальдорфской педагогики, она член АН - тот самый традиционный учёный. Ну а разговаривать с ребёнком дошкольного возраста очень важно и нужно. Но почему обязательно о том, что он прочитал сам?4
  • Звезды смотрят внизjuarhala, Да приравниваю. Потому что я еще помню, что думала и чувствовала, когда была ребенком. И чего мне в детстве не хватало. Мы в школе рефераты с третьего класса готовили. Мне компьютер в первую очередь для учебы был нужен. Если для вас компьютер и телефон - это только тиктоки и игрухи, ну что ж. У нас разный подход к цифровым инструментам. И нет. У меня не было хорошего активного детства. Откуда вообще эти домыслы? Компьютер не равно плохое неактивное детство.7
  • Lyuba KaryukВсе вроде прекрасно, но для какого-то особого, идеального мира. Или для маленькой французской деревеньки с размеренной жизнью, где ребенок, когда вырастет, будет работать продавцом в магазине или откроет свою кофейню. А вот для наших реалий..страшно как-то, что в первом классе ещё не умеет читать, что в третьем классе математика преподается еще как дошкольникам (я в это время уже делала обширное домашнее задание на лето, сотни примеров). В итоге дети банально не успеют пройти все темы, как в обычной школе. Плюс, у меня вопросы, что там по дисциплине. Впечатление, что до 4 -5 класса они ещё не имеют навыка серьезно учиться. Когда в это время в лучших общеобразовательных школах уже проводятся олимпиады. Собственно говоря, результаты ЕГЭ по математике на это и намекают. Понятно, что мучить дисциплиной ребенка не хочется, но надо бы начинать с первого класса. Как потом он перестраивается на постоянный труд изучения материала, как-то не сказано.14
  • Звезды смотрят внизАнастасия, если честно, ваша статья была очень интересная, но в комменты будто пришел другой человек. Вы так яростно отстаиваете вальдорфскую систему и осуждаете традиционную, что сразу стало понятно, что не в системе дело. У меня сложилось впечатление, что проблемы с обычной школой были либо у вас, либо у ваших старших детей.7
  • Lyuba KaryukАноним, тоже самое. Я помню, как, начиная с детского сада, потом в первом-втором -третьем классе я читала -перечитывала мифы Древней Греции, Древнего Рима, энциклопедии, про космос и вселенную, немного сказок, в итоге в 9 лет я прочла Хоббита, потом Властелина Колец лет в 10, и уже тогда могла разобрать там христианские мотивы. И, сравнивая с системой, где в 8-9 лет предлагается считать, используя каштаны...зачем?! Чтобы не повредить тонкую душевную организацию ребенка? А как потом этот эльф будет жить, в пятом, седьмом классе?или потом он найдет ненапряжную работу в магазине за 30 тысяч рублей, потому что просто не осилит поступление в вуз на востребованную специальность, а его какой-нибудь литературой или художественно прикладным искусством он будет получать три копейки?8
  • Lyuba KaryukАнастасия, умение сделать руками..зачем? Как раз знания -то и важнее, если подумать. Да и одно другому не мешает. И книги ой как развивают живое мышление. Получше, чем лепка и счёт с каштанами.0
  • VeleenaПока читала, нос защипало от ностальгии — с праздником фонариков особенно:) Там еще конфеты прохожим раздавали в этих прогулках по улицам вечером. Я училась по вальдорфской методике 20+ лет назад в начальной школе. В моем случае это все же был, полагаю, не чистый вальдорф. Но да, воспоминания остались самые теплые, и я рада, что прошла именно через это, а не через стандартную систему с прописями, букварями и иже с ними. Никакой проблемы с успеваемостью у одноклассников не было — троечники были, но они есть/были/будут везде. И некоторые из них — не от нехватки ума, а от нехватки усидчивости/упорства/дальше по списку. За обучение двум языкам с первого класса дико благодарна — у нас был английский и немецкий, давались большинству легко. В средней школе уже остался основной английский, немецкий — у тех, кто хотел, как модульный. Да, я бы отдала ребенка в эту систему, но, наверное, в такую же не чистую / в рамках начальной школы — не средней и старшей.4
  • Звезды смотрят внизАнастасия, Мы все опираемся на свой опыт, поэтому не можем быть беспристрастны. Я тоже училась в лицее. И там учителя учили думать. Моя учительница истории позволяла себе крамолу! Говорила, что знание истории - это не зазубривание дат. А умение понимать исторические процессы, видеть их причины и следствия. И таким был почти каждый педагог. Я в школе научилась кружева плести :) И мы много чего делали руками на уроках ИЗО и труда. Короче дело не в системе. А людях, которые в ней работают. Плохие педагоги могут быть как в традиционной школе, так и в вальфдорфской. Ваш выбор и его причины я понимаю, но мне он не близок.2
  • Звезды смотрят внизАноним, Вальдорфская, конечно же.0
  • user2686999Очень интересно было читать все коментарии , здорово что у разных людей есть разные мнения! Я знакома с Вальдорфской педагогикой и для меня самым главным в ней является то, что на ребенка смотрят как на человека. Человек сложное, постоянно становящаяся существо, которое отличается от животного тем, что он развивается не только физически, душевно( психически) , но и духовно. Он приходит сюда, рождается не только, пить, есть и сдавать ЕГЭ. Его нельзя просто натаскать, приучить. Он приходит что бы прожить свою жизнь, получить новый опыт, развиваться и менять мир. Если он создает с детства что-то сам, для других, он не становится потребителем. Много уроков искусства в Вальдорфской школе учит человека видеть красоту в мире, в людях, а не только научиться рисовать и музицировать. Если человек слышит музыку, он слышит других. Для меня образование это не только высокие балы ЕГЭ. Посмотрите вокруг: можно ли сказать что современные дети стали здоровее? как они владеют своим телом? Зависимость от гаджетов, гиперактивность, истеричность, страх жизни? Разве этого нет у современных детей? Сейчас приходят дети которых невозможно втиснуть в систему, они не проходят тестирование в первый класс. А зачем тестировать человека, когда он просто начинает открывать для себя мир? Я вижу как родители сейчас боятся за своих детей, за их будущее, их успешность. Страх не может породить ничего стоящего. Видеть ребенка, давать то, что ему сейчас полезно очень важно. Не все дети с 5 лет хотят читать, но те, которым это надо прекрасно это делают. В Вальдофских школах учителя стараются увидеть ребенка и дать ему то, что надо, а не то что требует гонка жизни. Он все сможет, просто не надо торопиться. Да , ребенок , даже еще маленький обладает хорошей памятью, его можно обучить, научить. Но силы , которые еще строят тело, (а это не для кого не секрет, что органы не просто растут, а интенсивно развиваются)если они задействованы на развитие интелекта, их не будет хватать на построение органов и систем. Просто есть статистика по заболеваниям. И эти заболевания развиваются не сразу, а ближе к взрослому возрасту. Каждый человек может сам выбирать путь образования для своего ребенка, но поверхностно судить о системе образования, только по результатам ЕГЭ я бы не стала. Сейчас так много тренингов личностного роста , может потому что общепринятая система образования не дает личности развиваться? Кто нибудь задает себе эти вопросы? Да, Вальдорфская педагогика для особенных детей, потому что ВСЕ дети особенные. Говорят что дети сейчас неуправляемые стали, может они уже не хотят быть управляемыми? Может они хотят перестать быть игрушками в руках заботливых, гипертревожных за их будущее родителей? Может они уже есть сейчас? может им хочется что бы взрослые были надежными проводниками в их взрослении, что бы увидели их потребности в каждом конкретно возрасте, а не придумали их из статистики и общественного мнения. В ЛЮБОЙ школе если учитель творит урок из любви к знанию и вниманию к ученику его ученик становится творцом! Побольше нам всем таких учителей во всех школах!13
  • Пухля"Допустим, можно дать ученикам почувствовать, что за символами букв часто скрывается характер звука" Вы представляете? Ж это ЖУК! Советую открыть букварь, там и не такое узнаете.6
  • S/vavПухля, тссссс. Вы только не говорите, что в классических детсадах тоже поделки делают. И с воспитателями, и с родителями.5
  • ЛюблюИзюмАнастасия, как человек, который работал в школе, на курсах и фрилансом и повидавший много мам на своем пути, скажу: чем больше там треволнений на тему гармоничного развития личности, тем меньше воспитания и базовых знаний у этой самой личности. Простое задание превращается в какую-то трагедию из пяти актов.1
  • Сурова КираЯ выбирала детский сад и школу исходя из своих цееностей и определенных критериев, таких, как уважение и любовь к ребенку, психологически комфортная среда, гармоничное развитие - физическое, эмоциональное и интеллектуальное, отсутствие формализма, педагоги, которым я доверяю. В вальдорфской педагогике учитываются этапы физиологического и психо-эмоционального развития ребенка, я считаю это важным. Мой сын ходил в вальдорфский детсад и потом 2 года в семейную вальдорфскую школу. Никакого стресса, принуждения, дети были просто счастливы. Это тот возраст, о котором говорят психологи, что в этот период важна игровая деятельность, а не интеллектуальное развитие на первом месте. Я очень довольна тем, что в детстве мой ребенок вдоволь нагулялся на улице ( часа по 4 ежедневно), наигрался в подвижные игры,не знал, что такое страх оценок и неподвижное сидение за партой по полдня, что он не познакомился в этом возрасте со злобными, неуважающими детей учителями, зато всегда мог обратиться к своим педагогам за эмоциональной поддержкой и всегда ее получить. А какие там были уютные комнаты и классы ! , мебель, пособия и игрушки из натуральных материалов, стены покрашены в такие нежные цвета, и всегда в соответствии с возрастной группой детей, просто эстетическое наслаждение (и одновременно формирование вкуса и чувства прекрасного у детей) . Здесь в комментариях многие пишут о том, что обычная школа дает больше знаний, больше гарантий высоких баллов ЕГЭ, однако известно, что через некоторое время после окончания школы (зачастую очень короткое время!) знания эти улетучиваются. Многие современные подростки и молодые люди не в состочнии ответить на элементарные вопросы по истории, географии, биологии, анатомии, физике и т.д. Многие дети начиная с начальной школы ! уже занимаются с репетиторами, и большинство благодаря репетиторам и сдают хорошо ЕГЭ. Со многими занимаются родители, и родители часто активно участвуют в выполнении школьных заданий. Так что обычная классическая школа сама по себе (без родителей и репетиторов) не гарантирует ни глубоких знаний, ни разносторонней образованности, но привносит в жизнь школьников много стресса, психологических проблем и страхов, а в жизнь их мам - нервотрепки,негативных переживаний и конфликтов. В вальдорфской школе родители тоже вовлечены в школьную жизнь, но совсем в другом качестве. Поскольку для меня самой формальные оценки и успехи на ЕГЭ не являются первостепенными, а уровень педагогов и ситуация в гос.школах оставляет желать лучшего, мое отношение к обычным школам скорее негативное (это не исключает наличия талантливых, относящихся с уважением к детям и неформально к своей работе учителей, но таких слишком мало). И еще важное - вальдорфская педагогика нацелена на формирование гармоничной личности, а не как в обычной школе - просто напичканной знаниями (зачастую лишними и ненужными), иногда в ущерб физическому и психическому здоровью.4
  • Сурова КираLock, выпускники вальдорфских школ поступают в те же ВУЗы, что и остальные, и работают на разных работах. И среди в т.ч. известных выпускников - люди разных профессий.1
  • Сурова КираАноним, а психологи считают, что основная деятельность детей дошкольнооо возраста - игра! И развивается он и знания получает в процкссе игры,прогулок и общения. Если маме важна только подготовка к школе, т.е. соответствие ее ребенка чужим требованиям и ожиданиям, а чувства, состояние, эмоции ребенка на втором месте, то флаг в руки. У всех разные ценности.6
  • Сурова КираIvan, Дети лршкольного возраста должны играть и радоваться жизни. А школа - это уже новый этап.2
  • Сурова КираАнастасия, потому что многие мамы участвуют в соревновании "чей ребенок лучше" - умнее, успешнее, более развит. Они не хотят, чтобы их ребенок был в чем-то хуже.. , типа "отсталым".. Ориентируются не на свои ценности и желания, не на потребности ребенка, а на мнение окружающих и чужие требования .2
  • Звезды смотрят внизСурова, безусловно. И игры, и прогулки, и общение важны. Но кто сказал, что получение ребенком знаний (причем в игровой форме с родителем) вредит его эмоциям и состоянию? Мама у моей подруги была отличная (плюс сама преподаватель). И она хотела своему ребенку лучшего - устроить в хорошую, а не абы какую школу. В которую после вальдорфского детского сада ребенок поступить не мог. Как показала жизнь, выбор школы оправдался на все 100%. Потому что хорошая школа и последующее образование плюс умные и любящие родители гораздо важнее даже самого распрекрасного детского сада. PS. Подруга счастлива и успешна в жизни и в профессии. Сейчас живет за границей.5
  • Сурова КираАноним, если Ваша подруга от природы умна и талантлива (если она отучилась в сильной школе, то это так), то, даже закончив вальдорфский детсад, она могла бы быть также счастлива и успешна и жить за границей. Мы этого не знаем. Какими-то другими путями, но, возможно, результат был бы тот же. Среди выпускников вальдорфских школ много успешных людей и не только в творческих профессиях, это образование не помешало им реализоваться.1
  • Звезды смотрят внизСурова, моя подруга действительно умна, талантлива, да и просто классный человек. Но у нее очень четко отслеживался тренд на социальный лифт в виде хорошего образования. Хорошая начальная школа > языковая гимназия > один из лучших лицеев города > один из лучших вузов страны и т.д. Добилась бы она этого, если бы училась, в вальдорфской школе? Я очень сомневаюсь. Потому что я знаю, насколько ей необходимы были высокие оценки ЕГЭ для поступления. Возможно, я не права, но у меня сложилось мнение, что вальдорфская система не про ЕГЭ. высокие оценки, соревновательность образовательного процесса и естественно-научные дисциплины.3
  • Ольга ШубодероваОтличная статья, спасибо! У меня сын в вальдорфский сад ходил и потом в школу пошел. Не пожалела ни разу. Сейчас уже в 3м классе. Пока планируем до 5 точно быть в вальдорфе, потом посмотрим, вероятно и дальше тоже. Он там счастлив, реально. И сильная мотивация к получению знаний. Искренне желаю чтобы как можно большее число детей имели возможность столкнуться с вальдорфской педагогикой, а родителям понять насколько это благотворно действует на ребенка и его развитие. И мне кажется цель статьи не в том, чтобы кого-то в чем-то убедить, а чтобы показать родителям, что у них есть выбор.3
  • Роман КолотюкLock, у дочки в вальдорфском классе 3 из 7 учеников поступили и учатся в НИУ ВШЭ.1