Когда сыну было 2,5 года, я заметила, что мне скучно круглыми сутками развивать его эмоциональный интеллект и тренировать разные навыки, вопреки советам из книг для родителей.
Мне нравилось, когда ребенок самостоятельно занимался своими делами, а я — своими. Было здорово иногда делать что-то вместе, но быть вовлеченной в его жизнь на 100% и не иметь ни минуты личного времени мне не хотелось. Из-за этого я чувствовала себя плохой матерью и думала, что моему ребенку жутко со мной не повезло.
Психолог, к которому я обратилась за советом, успокоила: со мной все нормально. А моим запросам, которые касаются воспитания ребенка, полностью отвечает система Монтессори. Ее главный принцип — создать окружающую среду, через которую ребенок будет познавать мир. Это потребует усилий, зато мне не придется работать аниматором по 16 часов в сутки.
Чтобы не наломать дров, я решила не постигать новое самостоятельно, а отдать сына в детский сад, работающий по системе Монтессори. Расскажу, как его выбрать, чем такой сад отличается от обычного и сколько стоит.
Что такое система Монтессори
В начале 20 века итальянский ученый и врач Мария Монтессори основала особую педагогическую систему. Ее цель — создать окружение и среду, в которой ребенок может расти и развиваться в своем темпе, самостоятельно выбирать, чем и сколько заниматься.
В 1929 году Мария Монтессори открыла Международную ассоциацию Монтессори, или Association Montessori Internationale — AMI. А спустя почти 10 лет — центр подготовки монтессори-педагогов.
Сегодня деятельность всех детских учреждений, работающих по этой системе, регулирует международный стандарт. Он держится на трех основных составляющих: правильно организованной среде, подготовленных педагогах и разновозрастных группах.
Как организовано пространство в монтессори-саду
Группа, в которой занимаются дети, в таком саду называется монтессори-классом. Помещение обычно разбито на четыре зоны:
- Зона упражнений практической жизни учит малышей повседневным вещам. Например, одеваться, убирать за собой или готовить еду.
- Зона родного языка помогает подготовиться к обучению письму и чтению. Тут много карточек с изображением предметов, шероховатые буквы, подвижный алфавит, простые книжки.
- Зона математики знакомит с цифрами и учит считать.
- Зона сенсорного развития помогает развивать органы чувств ребенка. Например, можно завязать глаза и на ощупь трогать неизвестные предметы в мешочке. А можно слушать, как звенят разные по размеру звоночки.
В каждой зоне вместо игрушек — монтессори-материалы, которые одобряет Международная ассоциация Монтессори. От обычных игрушек в детском саду их отличают четкие правила использования и функциональность: пользуясь обучающими материалами, ребенок не просто развлекается, а тренирует определенные навыки. Например, учится считать, различать цвета или пользоваться скалкой и совком.
Если в обычном детском саду малыши играют куклами и машинками, на ходу придумывая правила, то в монтессори-классе материалы сами диктуют способы их использования. Например, баночки с запахами подталкивают ребенка к тому, чтобы он начал их нюхать и развивать обоняние, а закрытые коробки с разными наполнителями дают возможность потрясти их и обнаружить, что звуковые оттенки бывают даже у шума.
Каждый материал в классе представлен только в одном экземпляре. Если он занят, ребенку придется подождать. Так воспитывается терпение и уважение к другим. Свои игрушки в класс приносить запрещено, потому что условный солдатик или самолетик может отвлекать ребенка от главной цели — изучать пространство вокруг себя и учиться слышать свои желания.
Оттачивать познавательные навыки и самостоятельность в монтессори-среде можно не только в классе, но и на кухне и даже в раздевалке. Последнее особенно показательно. Чтобы зайти в класс, ребенку нужно поставить обувь на нужную полку, найти свой шкафчик, раздеться, сложить вещи на полку, надеть сменную одежду. Все это требует от него не меньшей концентрации и координированной работы разных отделов мозга, чем, к примеру, рисование геометрических фигур.
Пространство всего садика, а также все материалы и предметы должны быть адаптированы к возрастным особенностям детей. Например, крючки для одежды — на уровне роста ребенка. Личный шкафчик — не с именем, а с картинкой, потому что малыши еще не умеют читать. Все это для того, чтобы соблюдать одну из главных заповедей педагогики: «Ребенка учит то, что его окружает».
Еще тут серьезно относятся к запретам: все, что нельзя, закрыто, убрано или объяснено с помощью картинок так, чтобы дети поняли. Например, в горячий цех кухни детям заходить запрещено, поэтому там тяжелая дверь с высокой ручкой и большой плакат с красным крестом. Это понятнее, чем открытая дверь и слова педагога, что заходить туда почему-то не нужно.
Как устроены разновозрастные группы
В обычных детских садах дети разделены по возрасту достаточно строго: малыши 2—3 лет, которые еще плохо умеют даже самостоятельно есть и одеваться, занимаются отдельно от тех, кто уже вовсю учит буквы и готовится к школе.
В монтессори-системе тоже есть возрастные ступени, но другие: 0—3 года, 3—6 лет, 6—12 лет, 12—15 и 15—18 лет. Получается, что детский сад целиком охватывает ступень для детей с трех до шести лет: в группу одновременно могут ходить ребята, которые попадают по возрасту в этот диапазон.
Хотя дети в группе могут значительно отличаться друг от друга навыками и особенностями поведения, преподавателей это не смущает. Наоборот, это формирует сообщество, в котором дети поддерживают и заботятся друг о друге. Так, те, кто постарше, становятся наставниками для младших и помогают им — это развивает лидерские качества и учит поддерживать тех, кто слабее. Младшим это тоже идет на пользу: глядя на старших, они быстрее становятся самостоятельными и более уверенными в своих силах.
Мой старший сын прошел все этапы в рамках одной группы 3—6: сначала он был самым маленьким, а на момент выпуска — одним из старших. Ему нравилось наблюдать за самостоятельными ребятами, и он активно стремился научиться всему, что они умеют. Когда он повзрослел, ему нравилось помогать младшим ребятам. Думаю, именно это помогло ему стать заботливым старшим братом.
Кто может преподавать в системе Монтессори
В системе Монтессори педагог — это не надсмотрщик, а проводник в самостоятельность. Он показывает, как пользоваться тем или иным материалом, подсказывает, что еще интересного есть в зоне, которая заинтересовала ребенка, помогает организовать работу, но не выполняет ее за малыша и не оценивает результаты.
Гарантия качества образования педагога — наличие AMI-диплома. Чтобы его получить, необязательно ехать за границу. Курс Международной ассоциации Монтессори можно пройти, к примеру, в Санкт-Петербурге. Он длится 20 недель: нужно очно прослушать лекции, выполнить теоретические и практические задания и сдать экзамен.
В России есть много учебных центров, никак не связанных с Международной ассоциацией Монтессори, но заверяющих, что учат педагогов по этой системе. Речи об AMI-дипломе там не идет, и нет никаких гарантий, что качество образования будет соответствовать тому, что предлагает Международная ассоциация Монтессори.
Мне было важно, чтобы педагог в детском саду не кричал, не говорил раздраженно или резко. На мой взгляд, это недопустимо. Система Монтессори полностью соответствует этому: спокойный тон и уважительное, безоценочное отношение к ребенку — основа общения в монтессори-классах. Кроме того, учителя крайне внимательны к каждому ребенку, темпу его развития. Поясню на примере.
Мой четырехлетний сын никак не интересовался зоной с буквами, цифрами и чтением. Бабушки били тревогу: якобы если не заставлять и не приучать, то писать и читать ребенок не научится никогда. Но я была спокойна и знала, что всему свое время.
В какой-то момент педагог из монтессори-сада сообщила, что сейчас они с моим ребенком проводят много времени в зоне письма и цифр. Я и сама заметила изменения: сын стал приносить домой листочки с раскрашенными цифрами и попытками писать слова.
Решила уточнить, когда случилась любовь с этой зоной и как она это поняла. Я боялась услышать о подходе «заставили, потому что пора». Но все оказалось проще и правильнее. Когда сын складывал вещи, то заметил, что согнутая штанина похожа «на букву, которая там нарисована». По этой фразе педагог поняла, что портал в мир цифр и письма открыт, и начала помогать ребенку осваивать материалы зоны языка, в которую его наконец потянуло.
Сензитивные периоды Монтессори: что это такое и почему важно, чтобы педагог их заметил
Мария Монтессори выделила шесть основных сензитивных периодов развития — это возраст, в котором у ребенка открывается так называемое окно возможностей. Именно в это время его проще всего научить читать, писать, перебирать мелкие предметы или дружить с другими детьми. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.
Периоды нельзя предсказать заранее: у каждого ребенка это происходит в разные моменты жизни. Но известны возрастные диапазоны, когда они могут раскрыться:
- С рождения до 3 лет — восприятие порядка.
- С рождения до 5,5 года — сенсорное развитие.
- С рождения до 6 лет — развитие речи.
- С 1 года до 4 лет — развитие движений и действий.
- С 1,5 до 5,5 года — восприятие маленьких предметов.
- С 2,5 до 6 лет — развитие социальных навыков.
Внимательный монтессори-педагог способен заметить, когда открылось окно возможностей, наблюдая за ребенком и подмечая, к чему его тянет и на чем он концентрируется.
Еще мне нравится, что в методике Монтессори педагоги не стремятся просто запретить что-то. Их цель другая — объяснить детям логику правил: почему нельзя шуметь во время тихого часа или почему нужно поскорее собрать с пола разлитую воду. Когда ребенок понимает, зачем нужно правило, у него больше мотивации следовать ему.
Однако даже самые логичные правила не гарантируют, что ребенок всегда будет их соблюдать. Например, во время прогулки ребятам нельзя уходить на площадку для школьников. И если ребенок про это забыл или не хочет следовать правилу, то педагог не будет пытаться призвать трехлетку к голосу разума. Он посочувствует и поможет пережить этот момент: «Хочешь туда? Понимаю. Давай посидим и подумаем, как нам с этим быть». То есть достигнет цели не через наказание и строгость, а с помощью доброты и отзывчивости. Но на площадку не пустит.
Распорядок дня в монтессори-саду
Начало дня. Занятия начинаются в 09:00. Это не значит, что в это время нужно находиться в классе. Главное — переступить порог сада и начать погружение в среду Монтессори в раздевалке. Она специально оборудована для того, чтобы ребенку было удобно.
Прием пищи. Завтрак, обед и ужин — по расписанию. Но это не значит, что нужно идти есть со всеми, даже если не хочется. Прием пищи длится не 10—15 минут, а полтора часа. В любой момент в рамках этого времени ребенок может присоединиться к завтракающим педагогам и ребятам. И наоборот, он может пойти на завтрак первым и не ждать, пока соберутся другие.
Детям не выдают порционную еду в тарелке, как в обычном садике. Тут ребята сами накрывают на стол и кладут столько, сколько хотят съесть. Если нужно, на помощь приходит педагог — рассказывает, что сегодня приготовлено, приглашает ребенка присоединиться. Но не решает за него.
|
|
Обучение. В монтессори-саду нет отдельных занятий. Все это заменяет продуманная среда: столы, к которым ребенку удобно подойти, кухня, где дети могут сами положить себе еду, обучающие материалы для самостоятельных занятий — ребенок может взять их тогда, когда захочет.
На каждом шагу и в каждой мелочи видна забота о малышах и отражение девиза «Помоги мне сделать это самому».
Сон и прогулки. Из-за отсутствия жесткого расписания может показаться, что в классе царит анархия и беззаконие. Но это не так.
В монтессори-саду есть свои рамки: прогулки и сон — всегда по расписанию. Но внутри этих рамок ребенок делает то, что хочет. И это полностью соответствует главной заповеди Монтессори: свобода в заданном диапазоне.
Например, на улице малыш может кататься с горки, лепить из снега или просто сидеть на скамейке — это он решает сам. Но ребенок не решает, когда выйти на прогулку, — это компетенция педагогов.
То же самое со сном: дети укладываются спать все вместе, а не кто когда захотел. Если ребенок не хочет спать, он может спокойно полежать в кровати и послушать сказку, которую читает педагог. Но нельзя одеваться и выходить из помещения, потому что это может помешать другим ребятам.
Как мы устроили сына в монтессори-сад
Я недолго выбирала сад, работающий по системе Монтессори. Поисковик выдал несколько вариантов, ближайший оказался в 10 минутах пешком от нас.
Для поступления требовался минимальный пакет документов: паспорт одного из родителей, свидетельство о рождении ребенка и прививочный сертификат — его можно было донести позже. При этом наличие каких-либо прививок не было обязательным.
В первый раз мы привели сына в пустой класс: все ребята были на прогулке. Такой мягкий подход заранее предложила сама педагог: для малыша было бы большим стрессом сразу оказаться в группе с другими детьми и оставить маму за дверью. На тот момент сыну было 2,5 года и это был его первый детский сад.
Педагог сначала пообщалась со мной, чтобы ребенок видел, что мама доверяет этому взрослому. Потом переключилась на сына — пригласила вместе поиграть. Я наблюдала за этим, сидя в углу. Малыш знал, что в любой момент может ко мне подойти, поэтому не тревожился и активно интересовался игрушками.
Через час занятие-знакомство закончилось. Педагог за руку проводила сына в раздевалку, сказала, что ей понравилось с ним играть и завтра она вновь будет его ждать. Напомнила, что придут другие дети, но она всегда будет рядом.
Мне понравились и условия в саду, и отношение педагогов к ребенку. Расстраивала только цена: обычный частный сад у дома в 2015 году стоил меньше 15 000 Р в месяц, этот же — 25 000 Р. Государственный сад мы не рассматривали вообще: я хотела внедрить в нашу жизнь метод Монтессори и тем самым упростить себе жизнь. Обычный детский сад для этого не подходил.
В итоге мы с мужем решили переплатить, но отдать предпочтение именно монтессори-методике. Мы подписали договор, и сын начал посещать сад от полутора до четырех часов. Так было, пока длился период адаптации. В нашем случае он занял почти три месяца. Постепенно сын перешел на полный день.
Как я организовала монтессори-среду дома
Через два месяца после того, как сын начал ходить в сад, педагог сделала акцент на том, что среда Монтессори не может быть ограничена стенами класса. Необходимо подстраивать под нее и домашнюю обстановку. В противном случае ребенку будет трудно ощущать себя комфортно и в саду, и дома, ведь в этих местах придерживаются разных принципов.
Я начала думать, как приблизить домашнюю обстановку к среде Монтессори. И вот что сделала.
Обустроила комнаты так, чтобы ребенок мог сам себя обслуживать. Начала с кухни: все детские столовые приборы мы переложили в нижние ящики — те, что находятся в зоне доступа ребенка.
Аналогично мы поступили и с другими комнатами: переложили детскую одежду на нижние полки в шкафу, расставили по дому детские табуреты и подставки, а также купили удобные коробки для игрушек. Ребенок получил возможность самостоятельно одеться, достать до раковины и помыть руки, взять нужные игрушки, поиграть, а затем сложить обратно в коробку.
На кухне внедрила такие же правила, как в саду. Каждый накрывает стол для себя — берет салфетку, тарелку, приборы. Затем самостоятельно накладывает себе еду из общего блюда на столе: сначала немного, а если чувство голода сохраняется — можно положить еще.
Также я добавила в зону доступа сына воду и тарелку с фруктами, чтобы он мог самостоятельно утолить жажду или взять яблоко, если проголодается. Это избавило меня от необходимости постоянно отрываться от своих дел и бежать мыть фрукты или наливать воду.
Еще мы договорились, что каждый будет убирать за собой тарелки и кружки. Это тоже облегчило мне жизнь: обслуживание кухни теперь делится на всю семью, хотя раньше я все тянула на себе. Когда появился второй ребенок, он считал, что эти правила — нечто само собой разумеющееся.
Перестала остро реагировать на скучающего сына. Раньше я постоянно играла с сыном. А если была занята и он говорил, что ему скучно, испытывала чувство вины.
С того момента, как я познакомилась с методикой Монтессори, пришло осознание: скука — важнейший инструмент самопознания для ребенка. Теперь я реагирую на его слова о скуке с радостью: «Так поскучай, это же круто!»
Это срабатывает. Сын быстро усвоил, что можно заниматься тем, что тебе интересно, и стал охотнее пробовать новое и быстро находить себе занятие: лепить из пластилина, листать книжки, собирать конструктор. Вскоре он стал пропускать пункт «Мне скучно» и сразу переходил к самостоятельной игре. Это дало мне больше сил и ресурса.
Пересмотрела свой подход к запретам. Раньше я часто повторяла слова «нельзя», «не трогай», «не лезь», «не бери». Зачастую не из-за желания уберечь сына от опасности, а скорее из-за последствий, которые будут неудобны для меня. Например, если ребенок дотянется до вазы, то может ее разбить. Это не смертельно, но некстати для меня: придется долго подметать, а потом мыть пол, чтобы собрать мельчайшие осколки.
Напомню, в монтессори-педагогике все, что реально нельзя, закрыто, убрано и физически недоступно для детей. Поэтому вместо того, чтобы 20 раз в день повторять «нельзя» и «не трогай», я переставила вазу на верхнюю полку, где ребенок ее не видит и физически не может достать.
Иногда мне все же приходилось говорить «нельзя», и я коротко объясняла почему. Сын негодовал, но у меня были силы это выдержать. Терпеть негативные эмоции ребенка 20 раз в день тяжело: ресурс принятия быстро исчерпывается и вместо сочувствия рождается злость, раздражение и даже агрессия. А вот вынести это всего пару раз в день — вполне терпимо.
Как изменилась наша жизнь с появлением системы Монтессори
Я заметила, что не только мне стало легче, но и в семье произошли перемены к лучшему. Вот что изменилось.
Качество проведенного с ребенком времени возросло. Когда я перестала быть аниматором и обслуживающим персоналом, то стала больше времени уделять себе. Моя «батарейка» почти всегда была полной. И я начала замечать, что сама хочу проводить время с сыном. Стало неважно, что именно делать вместе: играть, готовить ужин или просто валяться на кровати. Но делать это ровно столько, на сколько хватает сил и настроения.
Мы стали проводить вместе суммарно меньше времени, но с большей вовлеченностью со стороны меня. От этого стали ближе и дружнее. Я реже злюсь по пустякам и проявляю больше понимания. И сын будто растаял — стал ласковее. А из-за того, что я стала меньше одергивать его и вскипать по мелочам, он стал чутче меня слышать.
Сын стал более самостоятельным. Сын стал более самостоятельным. Уже не обсуждалось, что почистить зубы, одеться и собраться в сад он должен сам. Вскоре у нас появился второй ребенок, и самостоятельность старшего сильно экономила мой ресурс. А после возвращения старшего из садика мы дружно играли, читали и смеялись, а не проводили вечер в уговорах поесть, убраться и переодеться.
Мы с мужем стали дружнее. До появления детей у каждого из нас был свой взгляд на воспитание. Часто, когда нужно было договориться, в ход шел аргумент «просто так надо». Почему именно так, а не иначе, никто не знал.
Поэтому когда мы отдали сына в монтессори-сад, то начали работать над собой: по очереди ходили на беседы с ведущим педагогом, посещали бесплатные лекции психолога сада, а затем и платные семинары.
Это дало свои результаты. Мы стали внедрять новое в процесс воспитания и организации нашей жизни не потому, что так принято, а потому, что мы прочитали, обсудили с психологом и вместе пришли к выводу, что нам так лучше. Я перестала быть авторитетом и единственным специалистом в семье по воспитанию детей, а муж многое взял на себя.
Почему сменить монтессори-сад оказалось сложно
Через год мы решили переехать и возникла необходимость найти другой сад, поближе к новому месту жительства. Оказалось, что монтессори-сады бывают разные. И с первым садом, который соответствовал всем стандартам этой методики, нам просто повезло. Помимо высокой цены я столкнулась с главной проблемой: не все сады на самом деле по Монтессори, даже если открыто об этом заявляют.
Я записалась на пробное занятие в монтессори-сад, который находился недалеко от района, в котором мы собирались жить. Но вопросы к детскому саду появились у меня уже в раздевалке.
В прежнем саду занятия начинались с того момента, как ребенок переступал порог. Он погружался в продуманную среду и мог учиться самостоятельности. Здесь этого не было. Без помощи взрослого ребенок не мог сделать практически ничего: вешалки были высоко, мест для обуви и пространства для переодевания мало, у входа толпилась куча взрослых и детей, поэтому все нужно было делать быстро и никому не мешать. Это напоминало обычную квартиру, но никак не холл монтессори-сада.
Двери везде были открыты — детей тянуло посмотреть все комнаты. Однако задумка создателей садика была другой: сначала все должны находится в первой комнате, где можно заниматься с монтессори-материалами, а затем дружно перейти в другую — там можно порисовать. Все это время родители, которые привели детей на пробное занятие, должны были удерживать малышей на местах и искать веские аргументы, почему им нельзя пройти в ту комнату, но станет можно ровно через 20 минут.
Мне такой подход казался нелогичным. К тому же сын привык, что если сначала хочется рисовать, а потом листать книжку, то это нормально и для этого не нужно ждать остальных.
Не понравилась и манера общения педагога с детьми. Я постоянно слышала слова «не трогай», «подвинься», «отойди», «не лезь». Это была скорее няня на час, но никак не монтессори-педагог.
Когда дети переставали реагировать на приказы, в ход шли манипуляции и шантаж базовыми ценностями: «Кто такой непослушный мальчик? Посмотри, вот Петя стоит ровненько, а ты крутишься. Нехорошо таким быть!» Мне это напомнило модель поведения в обычном саду, в который я сама когда-то ходила. Там не разделяли ребенка и его поступок. И именно от этого я пыталась уберечь своего сына.
В прошлом садике взрослый старался установить контакт с ребенком: сесть на корточки, посмотреть в глаза, приобнять, назвать по имени. И только потом о чем-то просить. Часто от нашего первого монтессори-педагога я слышала констатацию факта. Например: «Смотри, куртка лежит на полу». Ребенок сам додумывал, зачем это было сказано. Но я никогда не слышала оценку, обвинение или приказ.
Все эти моменты дали понять: в саду нет правильно выстроенной среды и обученных педагогов — тех важных составляющих, которые лежат в основе системы. А слово «Монтессори» в рекламе — не что иное, как маркетинговая уловка.
На что обращать внимание при выборе монтессори-сада
Этот опыт был неудачным, но не бессмысленным. Чтобы найти хороший монтессори-сад, я стала читать о системе более вдумчиво и даже связывалась с педагогами из старого сада. Они рассказали, что иногда садик может назвать себя так только для того, чтобы повысить стоимость занятий, хотя на деле педагоги прочитали про методику одну книжку и закупили 1—2 материала в класс. Для родителей, которые не в курсе AMI-стандартов, этого будет вполне достаточно.
Однако сад может быть на пути к соблюдению этого стандарта. Например, требования к монтессори-среде уже выполнены, а педагоги еще в процессе обучения. Или, наоборот, закупили еще не все материалы, но уже набрали педагогов, прошедших аттестацию.
Настоящие монтессори-сады зачастую дороже обычных частных по нескольким причинам: необходимо найти просторное помещение, которое будет соответствовать стандартам методики, закупить материалы для детей, обучить педагогов.
Перечислю шаги, которые я предпринимала, чтобы отличить настоящий монтессори-сад от фейкового:
- Самостоятельно проверяла, соответствует ли конкретный детский сад монтессори-стандартам. Это можно сделать на сайте Фонда Монтессори в России — филиала AMI. Если садик есть в списке, значит, он полностью соответствует AMI-стандарту. Это гарант того, что в нем придерживаются системы, которую задумывала основательница метода.
- Записывалась на экскурсию по детскому саду. Обращала внимание на то, как устроены классы, какие материалы для обучения детей есть в наличии, как педагоги общаются с ребятами.
- Беседовала с педагогом, в класс которого потенциально может попасть мой сын. Мы обсуждали особенности развития ребенка, я объясняла, какие цели ставлю перед садиком, уточняла нюансы взаимодействия и адаптации.
- Посещала пробное занятие вместе с сыном. К этому пункту стоит переходить, только если все предыдущие устраивают.
Эти шаги помогли мне быстро найти хороший монтессори-сад — фактически это был первый вариант после неудачного опыта. Старший сын посещал его до 7 лет, затем перешел в монтессори-школу. Сейчас в знакомый сад ходит и младший сын.
Всего с монтессори-системой наша семья знакома уже 6 лет. За это время я увидела ощутимые плюсы: мне система помогла найти время на себя, а моим детям — обрести здоровую свободу, без нравоучений и навязывания чужих установок.
Я рада, что сыновья уяснили главную мысль: нужно достигать своих целей самостоятельно. То же самое с трудностями: не нужно ждать, что кто-то придет и все за тебя решит. Чем скорее ты разберешься с проблемой, тем быстрее займешься тем, чего действительно хочешь. Но при этом ты всегда сможешь рассчитывать на поддержку и чуткое отношение со стороны взрослых.
Запомнить
- Основа педагогической системы Монтессори — создание среды, в которой ребенок сможет самостоятельно выбирать, чем заниматься, расти и развиваться в своем темпе.
- Система Монтессори держится на трех составляющих. Это правильно организованная среда с классами, разбитыми на зоны, и обучающими материалами; подготовленный учитель с AMI-дипломом; разновозрастная группа, чтобы старшие заботились о младших, а младшие становились более самостоятельными.
- Главная заповедь монтессори-сада — свобода в заданном диапазоне. Например, прогулка, сон и прием пищи всегда происходят в одно время. Это своеобразные рамки. Но внутри этих рамок ребенок свободен. На прогулке он может делать то, что хочет, во время тихого часа — не спать, а слушать сказку, в обед — присоединиться к ребятам не прямо сейчас, а в течение полутора часов.
- Педагоги не запрещают, а объясняют детям логику правил. Если ребенок не хочет принимать правило, педагог посочувствует и поможет пережить этот момент с помощью доброты и отзывчивости. Но нарушить правило не даст.
- Монтессори-среда не может быть ограничена стенами класса. Необходимо подстраивать под нее и домашнюю обстановку. Самое первое правило — адаптировать все вокруг к возрастным особенностям ребенка: столовые приборы, его одежда и игрушки — все должно быть в зоне его доступа.
- Монтессори-сады дороже обычных частных, потому что соответствовать AMI-стандарту затратно: необходимо просторное помещение, специальные материалы для обучения детей и подготовленные педагоги.
- Приставка «монтессори» в рекламе детского сада может быть просто маркетинговым ходом. Поэтому лучше заранее проверить, есть ли конкретный сад в списке одобренных Фондом Монтессори, сходить на экскурсию, пообщаться с педагогом и только после этого идти на пробное занятие вместе с ребенком.
Златеника, сейчас ребенок вытрет краску с руки о штору, завтра съест шоколадку и вытрет шоколад с руки о пальто стоящего рядом человека. Затем ему станет интересно попинать кресло в самолете... Не, ну а че, можно же, он же ребенок...
В обществе есть прописные и не прописанные правила. Прописные - это закон, не прописанные - нормы и моральные правила, установленные обществом.
И да, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Татьяна, а послезавтра придет в комментарии ТЖ и начнет всех детей, воспитанных по системе Монтессори, грести под одну гребенку "Что я вынесла из практики с детками, обученными по Монтессори: что это неуправляемые дети, приученные творить что хотят и когда хотят"
нет, это так не работает ) дети - такие же разные, как и взрослые. одному достаточно сказать что нельзя вытирать руки о штору, а другому - надо показать, вот это штора, вот это рука, вот ее нельзя вытирать об нее. это никакого отношения к системе воспитания не имеет.
зато имеет место обратная ситуация - если ребенка научили от всего шарахаться и ничего не трогать без разрешения (привет муниципальное дошкольное образование) то он будет аплодировать отечественным ток-шоу восхваляющим букву Z, и боятся трогать шторы. ведь думать своей головой (а не смотреть в рот взрослому, кто бы этот взрослый не был - папа, или гарант конституции) это же так сложно.
Златеника, вот это да, то есть аплодируют букве Z именно те, кто не вытирает руки о шторы? Потрясающая логика.
Златеника, личный комментарий в сети - он всегда личный. Я вынесла из практики опыт... кто-то другой, например, Вы, вынесете какой-то другой опыт...
Я (именно я) видела, как сложно детям перестраиваться с Монтессори на обычную систему, что это практически ломало их. Я видела, что их образовательный уровень (в рамках 273-ФЗ) не соответствовал (не ниже и не выше, просто не был равен) уровню СОШ.
Когда об мое пальто пытаются вытереть "шоколадные" руки, я не буду объяснять, что вот это пальто, вот это "шоколадная" рука, вот нельзя вытирать руку об меня. Я поступлю несколько по-другому.
Третий абзац я комментировать не буду.
Татьяна, я видела детей, вытирающих руки о чужое пальто, и они не имели никакого отношения к монтессори. А еще я видела (и вижу каждый день прямо перед носом) детей, которые перешли в обычную систему после монтессори и не поломались.
Личный опыт - это не повод вешать ярлыки.
Вика, прекрасно, я рада, что Вы поделились своим опытом, отличным от моего
Татьяна, и как? Стал ли личный опыт весомым аргументом?:)
Вика, для меня - да
Что я вынесла из занятий по истории педагогики про госпожу Монтессори.
Монтессори, будучи аристократкой, родила своего сына вне брака, что для консервативного 19 века было несмываемым позором. Поэтому Мария Монтессори отдала своего сына в приемную семью.
Ходила даже такая фраза, приписываемая Марии Монессори: Я рождена не для воспитания одного ребенка, а для воспитания многих.
Что я вынесла из практики с детками, обученными по Монтессори: что это неуправляемые дети, приученные творить что хотят и когда хотят, могущие вытереть краску с рук о шторы и искренне не понимающие, что не так.
Татьяна, мой ребенок до школы ходил в сад по системе Монтессори. Ни один Монтессори-педагог не разрешит вытирать руки о шторы или делать что-то, что мешает другим людям. Проблема в том, что эту систему воспитания любят родители-хиппи, которые ничего не запрещают своим детям. А школа семью в плане воспитания никогда не переспорит.
Из хорошего в Монтессори - они воспитывают очень большую степень осознанности у детей. Я ни разу за несколько школьных лет не делала с ребенком уроки. При этом учится он неплохо. Еще я вижу, что по сравнению с друзьями он не пасует перед взрослыми, может возразить или поспорить.
Минус - в тех самых детях, которых растят в атмосфере вседозволенности и которые ходят в тот же самый сад
Моя, спасибо Вам за спокойный комментарий, да, согласна, вероятно с ними мне и приходилось сталкиваться.
Педагоги в саду Монтессори не злятся и не срываются на детей не из-за какого-то особого обучения и принципов. Все просто: нет переполненных групп, зарплата не 3 копейки, как в госсаду, из-за этого возможность хоть как-то отбирать подходящие кадры. А так, детский сад может работать хоть по Монтессори, хоть по Штайнеру, хоть свой суперметод выдумать, это мало что изменит.
tomat, ну не всегда так
мы в формате эксперимента одну из дочерей, которая ну очень любит слушать взрослых (в отличии от остальных - самостоятельных), отдавали на тестовые дни в несколько частных садов - очень даже там орут и срываются на детей. так что это не про зарплаты и переполненные группы история.
все-таки система диктует правила поведения.
Златеника, //ну это лишь говорит о том что вас в детском саду не научили коммуницировать с окружающими, только и всего. всегда и со всеми можно договориться, если договариваться, а не вставать в позу// - этой фразой очень часто пытаются оправдать любое нарушение личной свободы второго человека. Манипулятивная фразочка такая.
Тебе не нравится, что об тебя руки вытирают - это ты виновата, договариваться не умеешь..
Тебе не нравится, что твое право на спокойствие нарушают - это ты виновата, договариваться не умеешь..
Тебе не нравится, что тебя на улице избили и кошелек отняли - это ты виновата, договариваться не умеешь.
Основная идея моих сообщений: есть правила, крайне желательно их соблюдать.
Да и ко всему прочему, это всего лишь беседа в интернете))
А есть полный график со стадиями развития ребёнка в системе Монтессори? Хочется посмотреть стадии развития по возрастам 30-40 годиков…
А то на Вашем все ограничивается тремя стадиями и 18-ю годами 🤷♂️
Детский сад для ребёнка выбирали по простейшим критериям: тот, что в 50 метрах от дома. Удивительное рядом, в обычных садах детям тоже нужно самим одеваться и раздеваться, знать, где находится именно твой шкафчик, и вешать туда одежду; они раскладывают посуду и убирают со стола (по очереди, в рамках дежурства), разве что на кухню их, разумеется, не пускают. Кстати, из своего детства в обычном саду помню, что мы на кухню как раз иногда ходили - у нас была черепаха, и нас посылали за капустой. Но, конечно, ножи в руки не давали, и слава богу. На прогулках дети тоже как-то сами решают, чем им заняться: никто с горки стройными рядами кататься не заставляет. В обычном саду тоже ждёшь от воспитательницы, что она не будет кричать на детей, что будет вникать в потребности и способности каждого ребёнка и не пытаться равнять всех под одну линейку. Кстати, что до возраста - у нас, например, большинство детей были действительно ровесники моего, но было пара детей почти на год старше и пара - на год младше. Что одним, что другим было явно некомфортно. А вот у подруги в маленьком городке ввиду дефицита детей группу сразу формируют разновозрастную. И никто в этом плюсов не видит - ни родители, ни воспитатели.
Желание родительницы жить своей жизнью, не посвящая 100% ее времени ребёнку, более чем понятно, но надо признать, что, отдавая ребёнка в обычный сад, ты точно так же перестаёшь жить его жизнью.
Чет представил, как тяжело после такой системы воспитания будет в армию попасть)
темич, было бы интересно узнать после какой системы воспитания в армию попасть легко? ) после детдома?
Златеника, да после любой сложно, но после этой тяжелее)
темич, ну я вам такую историю расскажу - один знакомый друг осенью попал в армию после системы монтессори, и ОЧЕНЬ БЫСТРО договорился о переводе из строевой роты в учебку, а потом только и чинил компы начальству и стримил на ютубчике и не принимал участие ни в каких общественных работах вообще.
более того - в конце февраля, после известных событий, договорился с начальством о быстром переводе в лазарет на полгодика, на всякий случай.
потому что интуиция и талант всегда победят инструкцию и бездарность
Златеника, возможно. Там где я службу проходил переводов не было в принципе. Но в лазарет можно было попасть, с травмами только)
Златеника, подменяете понятия и додумываете. Я нигде не писала, как именно "несколько по-другому", про возмущение - вы додумали. Равно как и подменяете предмет разговора, внося фактор "случайности"...
Так еще и ярлык навесили про двойные стандарты. Так может пальто-то ваше белее моего? Вся такая всепонимающая и любящая детей, не то, что всякие тут Татьяны в интернетах...
Златеника, если ребёнок не трогает шторы исключительно потому, что боится, минуя шаг "я их испачкаю - на меня будут ругаться - я этого боюсь", то у него что-то не так с интеллектуальными способностями. Если же ему наплевать на состояние штор, но он не хочет их испачкать потому, что это заметят и на него будут ругаться, - это как раз абсолютно нормально и естественно, и это вовсе не значит, что он не способен на собственное мнение.
А вообще вот это бесконечное "монтессори-монтессори-монтессори", повторение, что вот это правильная педагогика, остальное неправильно, как раз наводит на мысль, что собственного мнения у поклонников методики никакого и нет.
Монтессори-сад, монтессори-класс, монтессори-материалы, ассоциация монтессори...
Нужно больше "Монтессори"!
Anton, да, брендирование иногда подбешивает конечно )
а еще подбешивает стоимость монтессори-материалов ) обычный кубик стоит ничего - можно на даче выпилить, а монтессори-кубик - 1000 рублей ))) разница только в названии.
раньше по части материалов очень выручал Али, теперь вот с закрытыми границами, наверное, посложнее стало
Мне очень нравится один сад Монтессори в Москве.
Но стоимость 95 тысяч в месяц смущает.
Пока не определюсь никак.
А так отдала бы с удовольствием!
2.5 года)
А где Монтессори работа? Как хочу так и работаю. Я художник, я так вижу.
Афоня у нас был воспитан по Монтессори, просто мы тогда не догадывались. От души косячил, а общество только руками разводило
прекрасная система, всех своих детей пропустили через нее, очень довольны, что сейчас в рф есть целые сады, придерживающиеся системы Монтессори
меня вот тоже родители по ней, как выяснилось, воспитывали в конце 80ых, хотя не знали, что то именно система Монтессори - уважать чужое пространство, делать то что тебе интересно, быть в диалоге с ребенком а не приказным тоном наезжать на него "сегодня лепим куличики!!!" )
Златеника, как классно, что у кого-то было такое детство! Родителям большой респект!
Всем хороша система, но уж больно дорого…
Садик без совместной деятельности, сюжетно-ролевых игр, кукол и машинок. В одинокого целый день сидеть и работать с материалом и это в 3-4 года - веселуха! Ребёнок развивается в игре, а автор метода роль игр недооценила. Недаром система изначально придумана для детей с особенностями развития. А обслуживать себя здоровый ребёнок научится бесплатно, наблюдая за взрослыми.
Ребёнок на фото не выглядит счастливым, но это личное восприятие.