Профессия: подводный фотограф

Профессия: подводный фотограф

Вместо офиса в бассейн
1

Однажды Михаил Бабкин пошел с трехмесячной дочкой в бассейн. Ему так понравилось плавать и фотографировать детей, что он бросил работу проектировщика и переучился. Теперь он подводный фотограф: снимает людей и вещи в воде.

Аватар автора

Елена Евстратова

поговорила с фотографом

Страница автора

Я расспросила его о новой профессии и узнала, в чем удовольствие сидеть в воде по 8 часов, как научиться снимать под водой и сколько можно заработать.

Михаил ушел из проектировщиков в фотографы и не пожалел
Михаил ушел из проектировщиков в фотографы и не пожалел

Зачем нужен подводный фотограф

К подводному фотографу приходят за необычными снимками для свадьбы или семейной фотосессии. Иногда с помощью фотосессии люди пытаются бороться со страхами: учатся открывать глаза в воде, смотреть в камеру, нырять на глубину и не стесняться своего тела.

Когда говорят о фотосъемке, все думают о студии, хорошо поставленном свете и дежурных улыбках. Михаил тоже начинал с таких съемок, но быстро переключился на подводную. Ему нравится, что фотографии под водой нетрадиционны. В воде невозможно повторить одну и ту же позу или растянуть дежурную улыбку. На снимках всегда получаются живые эмоции, интересные ракурсы и яркие цвета.

Вода искажает пропорции, поэтому визуально девушки выглядят стройнее, чем на суше, — некоторых это особенно привлекает. Предприниматели обращаются за фотографиями для рекламы водонепроницаемых товаров. Бассейны заказывают съемку, когда хотят показать глубину чаши или чистоту воды.

Чаще всего Михаила просят фотографировать в бассейне детей. Родители хотят запомнить, как их ребенок плывет под водой или ныряет с бортика. Такие снимки лучше делать на глубине: на поверхности получатся только брызги и головы.

С этим снимком в 2016 году Михаил занял второе место в конкурсе компании «Никон»
С этим снимком в 2016 году Михаил занял второе место в конкурсе компании «Никон»
Фото Михаила для рекламы водяного тренажера в журнале
Фото Михаила для рекламы водяного тренажера в журнале

Обучение

По образованию Михаил инженер-проектировщик. Работал по специальности 10 лет, а потом решил сменить профессию — купил фотоаппарат и начал снимать все подряд. Пробовал фотографировать в студиях, на природе и под водой. Оказалось, что самая низкая конкуренция среди фотографов в бассейнах. Мало кто любит сидеть под водой по 8 часов в день, но благодаря занятиям плаванию с дочерью Михаил понял, что ему нравится именно это.

Чтобы лучше фотографировать, он прошел три курса. На одном освоил репортажную съемку, на втором научился правильно нырять, на третьем — работать с детьми.

Репортажная съемка лучше всего подходит, чтобы снимать в воде, где невозможно зафиксировать нужную позу или эмоцию, а правильный ракурс приходится ловить за доли секунды.

В воде нельзя сказать моделям, что ты от них хочешь. Если не управлять процессом и не продумывать ситуации, получается вот такое
В воде нельзя сказать моделям, что ты от них хочешь. Если не управлять процессом и не продумывать ситуации, получается вот такое

Умение фотографировать для подводного фотографа важнее, чем умение плавать. Глубина детского бассейна — от 60 до 150 см, взрослых снимают на глубине до двух метров. Главное — научиться погружаться и чувствовать свое тело: бывает, что нужно залечь на дно или нырнуть так, чтобы не создать волн и брызг. Для этого Михаил взял четыре тренировки по фридайвингу.

Михаил любит снимать детей, поэтому он изучил методику раннего плавания и получил сертификат инструктора по бёртлайту. Это европейская школа, которая учит работать с маленькими детьми в воде. Если понять логику занятий и методы работы с ребенком, проще устанавливать контакт и ловить удачный кадр.

140 000 ₽
потратил Михаил на обучение за два года

Всего на обучение за 2 года Михаил потратил 140 000 рублей. Учеба окупилась быстро, потому что после курсов он перешел в категорию высокооплачиваемых мастеров и стал больше зарабатывать.

Оборудование

Камера. Чтобы снимать под водой, не нужен самый навороченный профессиональный фотоаппарат. Михаил начинал с «Никона», модель которого сейчас уже совсем устарела. Удобнее ориентироваться по цене — для начала достаточно полупрофессиональной камеры, которая сейчас стоит около 30 000 рублей.

150 000 ₽
стоило все оборудование для подводной съемки

Объектив. К камере понадобится хороший объектив. Объективы обычно покупают отдельно от камер под конкретную задачу — для портретной и репортажной съемки нужны разные объективы. Минимальная сумма, которую надо закладывать на объективы, — 20 000 рублей.

Световое оборудование. Когда в бассейне темно, Михаил ставит подсветку. Комплект лайтбоксов стоил ему 16 000 ₽, вспышка — 20 000 ₽.

Чехол для подводной съемки. Основное в подводной фотосъемке — чехол для фотоаппарата. Есть чехлы за 4000 ₽, а есть за 60 000 ₽. Михаил решил, что лучше взять дорогой чехол, чем ремонтировать утопленную камеру.

Гидрокостюм. Понадобится, чтобы не замерзнуть, если вода холодная, а съемки затягиваются. Стоит 3000 ₽.

Очки и маска. Понадобятся, если глаза не переносят хлор, 800 ₽.

Сумка для оборудования. Помогает все держать в одном месте и ничего не терять, 5000 ₽.

Медицинская книжка. Нужна, чтобы работать в детских бассейнах. Собрать справки и оформить книжку — 3000 ₽.

Всего на оборудование Михаил потратил 150 000 ₽.

Комплект оборудования, который Михаил берет на съемку
Комплект оборудования, который Михаил берет на съемку
В таком виде Михаил проводит по 8 часов в воде
В таком виде Михаил проводит по 8 часов в воде

Клиенты

Первых клиентов Михаил снимал бесплатно. Учился погружаться, чувствовать моделей, привыкал к технике. После каждой съемки просматривал кадры и отбирал лучшие. Снимал везде, где есть вода: и в бассейне, и на море.

2000 ₽
тратит Михаил в месяц на рекламу в интернете

Через полгода набрался опыта, понял, какие кадры нравятся клиентам, и стал фотографировать за деньги.

Чтобы собрать базу клиентов, Михаил отправлял коммерческие предложения в бассейны и фитнес-центры. Руководители бассейнов скептически относились к подводной съемке: им казалось, что фотограф в бассейне не нужен, а люди не купят такую услугу. Приходилось общаться с директорами, показывать им презентацию и убеждать, что люди любят фотографироваться под водой.

Чтобы клиенты находили его сами, Михаил запустил сайт и группы в соцсетях, организовал рекламу в поисковиках по ключевым словам «необычная фотосъемка» и «нестандартная фотосъемка».

На запуск сайта и рекламной кампании потратил 26 000 ₽. Сейчас реклама обходится Михаилу в 2000 ₽ ежемесячно. На рекламные брошюры, листовки и подарочные сертификаты ушло еще 15 000 ₽. Раз в квартал заказывает визитки за 3000 ₽: они быстро заканчиваются.

Сейчас у Михаила несколько десятков постоянных клиентов и 12 тысяч подписчиков в соцсетях. В месяц он делает 3—4 массовых съемки по 10 часов. Успевает за это время снять 25 человек. В остальное время общается с клиентами и организует съемки на будущее.

Трудности

Михаил всегда готов, что что-то на съемке пойдет не так: заплачет ребенок или отойдет клипса на чехле и вода зальет камеру. К типичным проблемам подводной съемки приходится готовиться заранее.

Высокая скорость съемки. Фотограф на суше смотрит в глазок, перед тем как сделать фото, но в воде так не получится: упустишь кадр. Пришлось научиться чувствовать направление камеры и снимать по наитию. Михаил говорит, что чувствует себя ковбоем, у которого нет времени прицеливаться, а есть только пара секунд, чтобы выхватить пистолет и выстрелить. Замешкаешься — и волосы модели закроют лицо, ребенок зажмурится или кадр испортят пузыри.

Плохой свет. Вспышку в бассейне использовать неудобно: на глубине более 20 см она плохо срабатывает. Поэтому Михаил перешел на ручные настройки на фотоаппарате и светосильный объектив. Дополнительный свет он ставит только для статичных съемок. С детьми пришлось приноровиться к съемке при общем освещении, потому что малыши пугаются вспышки.

Неравномерные доходы. Фотограф — это сезонная работа. Свадебные фотографы работают в летне-осенний период, а подводный фотограф востребован в бассейне с сентября по май. В летний период можно немного работать на море, но в целом летом в работе подводного фотографа простой. Поэтому Михаил отдыхает или учится, а доходы и расходы прогнозирует с учетом летнего спада заказов.

Опасные условия работы. Утопить фотоаппарат — дело секунды и одного неловкого движения, поэтому каждая фотосъемка начинается с осмотра защитного бокса и клипс. Если ослабла прижимная пружина и отошла резинка, вода может затечь в бокс и новую зеркалку придется отнести на помойку.

Физическая усталость. Подводная съемка — тяжелый физический процесс. После 8 часов под водой Михаил валится с ног. Когда начал путаться в фотографиях и перестал успевать их обрабатывать, взял пару помощников и делегировал часть функций.

Борода. В Тайване все дети боялись Михаила. Оказалось, что дело в бороде. У местных мужчин она не растет, поэтому и Михаилу пришлось сбрить. В России его пугался только один ребенок из ста.

Михаил еще занимается оборудованием для бассейна — его игровые плотики выдерживают даже взрослого человека
Михаил еще занимается оборудованием для бассейна — его игровые плотики выдерживают даже взрослого человека

Развивать бизнес

Михаил снимал в Тайване, Таиланде и Великобритании и увидел, что бассейны в этих странах удобнее, чем в России. Тапки там выдают на входе и дезинфицируют в специальных жаровых шкафах. В раздевалках есть пеленальные столики, а в душах — стульчики, куда можно посадить ребенка, пока мама моется.

Теперь Михаил нашел партнеров и планирует строить в России собственный бассейн по мировым стандартам: с чашами для маленьких детей, отдельной чашей для фотосъемки взрослых и с удобным общим пространством.

Еще одно направление развития — собственные курсы. Сейчас Михаил — «человек-продукт». Если он заболел или уехал, его некому подменить. Найти напарника оказалось непросто: одним не нравится сидеть часами в бассейне, другие боятся детей, третьи не владеют репортажной съемкой. Чтобы вырастить себе замену, Михаил организовал курсы подводной фотосъемки.

100 000 ₽
в среднем подводный фотограф зарабатывает в месяц

Однодневные экспресс-курсы у Михаила покупают часто. Они подходят тем, кто уже умеет снимать на суше. На длинный курс за 15 000 ₽ для новичков группа еще не набралась: они открылись недавно и работают без рекламы. Зарабатывать на них постоянно Михаил не планирует, ему важно найти единомышленников.

Что нужно, чтобы стать подводным фотографом

Сейчас у Михаила стабильный бизнес. В месяц он зарабатывает в среднем 100 000 ₽ и чувствует себя счастливым человеком, который занимается любимым делом. Если вы тоже хотите стать подводным фотографом, вот советы Михаила:

  1. Занимайтесь подводной съемкой, только если вы действительно любите воду, фотографию и людей.
  2. Пройдите курсы репортажной съемки и фридайвинга. Вам надо уметь быстро и ловко нырнуть, занять выгодную позицию и не упустить ни одного хорошего кадра.
  3. Не обязательно покупать самую дорогую фотокамеру, а вот на водонепроницаемом чехле лучше не экономить.
  4. Научитесь вести переговоры с клиентами и работать с детьми.
  5. Если чувствуете, что сил на все не хватает, делегируйте часть работы помощникам.
  • Анжела СавицкаяНаткнулась на эту статью, когда стало интересно, сколько зарабатывает фотограф, который под водой фотографирует рыб, кораллы и прочую водную флору и фауну в коммерческих целях. Жаль, не нашла тут этой информации((0