Мы открыли магазин скутеров в Коста-Рике в 2023 году за 1,8 млн рублей
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
Мы продаем экологичные электрические скутеры в курортном городке на берегу Тихого океана, в 150 км от столицы Коста-Рики, Сан-Хосе, Центральная Америка. Они здесь достаточно популярны, потому что выше уровнем по качеству и дизайну, чем то, что есть на местном рынке. Необычный и запоминающийся дизайн, хорошее качество для китайских скутеров среднего ценового сегмента. Не нужна регистрация ТС, номера, техосмотр и водительское удостоверение. Достаточно мощный мотор и большая литиевая батарея.
Мы искали вариант, чтобы можно было без огромных инвестиций начать бизнес, и в котором услуга или товар были бы интересны туристам из США, Канады и Европы. Так появилась идея с продажей и арендой электромотоциклов. Из разговоров с местными, экспатами и русскоязычными мы поняли, что в Коста-Рике это может быть популярным направлением, здесь действует долгосрочная программа по развитию электромобилей, есть инфраструктура зарядных станций, на такие машины нет никакого налога, хотя на обычный транспорт он довольно высокий.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/2092f020.ccfe98f7_dsc05196.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/880f5281.3d576cba_dsc03205.jpg)
Открытие
Стартовали в апреле 2023. Предпринимателям мы задавали простые вопросы: «как справляетесь?», «что за бизнес?», «где находите поставщиков?», «какие налоги?», «как все устроено?». Все познавали из таких вот бесед. Надежного поставщика нашли в ходе общения с предпринимателями, которые продают такие скутеры в других странах. Ждали поставку четыре месяца.
Траты на запуск
Вложили 22 500 $ (~1,8 млн. рублей). Это были сбережения, которые привезли с собой. 10 000 $ ушло на открытие юрлица и счетов, оплаты услуг бухгалтера, покупку платежного терминала, ремонт помещения, первый месяц аренды, депозит, оставшиеся 12 500 $ потратили на покупку первой партии товара.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/0fc3de9a.7a356516_dsc04749.jpg)
Ошибки на этапе открытия
Мы открылись в низкий сезон (пока ждали поставку).
Команда
Нас двое: супруг и я. Александр занимался товаром, сайтом, открытием торговой точки, юридическими и финансовыми вопросами. Я занимаюсь маркетингом и визуальным брендингом.
У меня есть команда специалистов, которую я собирала на протяжении всех лет работы над контентом и проверила в работе над другими проектами. Фотографа и видеографа нашли здесь и тоже сработались.
Доходы и расходы
Планируем в год продавать 50-60 мотоциклов, чтобы выйти на самоокупаемость через 12 месяцев. Мотоцикл в среднем стоит 2200 $ без ндс. Самый дорогой скутер продаем за 3000 $ без ндс, это нишевый товар, рассчитанный в основном на туристов, которые здесь живут какую-то часть года и которым нужно быстро перемещаться по городу.
Аренда: Один день 46 $, неделя 200 $, месяц — 500 $. Для аренды были предназначены 6 байков. Сейчас пока максимум 2 байка одновременно сдаются, людей мало — после пасхи Хако опустел, и сейчас делаем ставку на продажу, для аренды ждем возвращения туристов к июлю-августу.
Налог на прибыль в Коста-Рике 13%, также как и НДС. Многие покупки, оплату услуг можно списывать в расходы, под цели бизнеса. Например, это затраты на связь, бензин, аренду, финансовые и коммунальные услуги. Для этого достаточно собирать счета-фактуры и передать их бухгалтеру.
Регистрация бизнеса
Сначала мы регистрировали здесь Trabajador Indepediente — аналог российского ИП. Регистрацию может оформить любой бухгалтер за 50 $, он же делает справку о доходах для увеличения лимита счета в банке, также — за 50 $.
Потом мы поняли, что с точки зрения налогообложения, и социальной/ мед.страховки вести дела как ООО и нанимать на работу ИП, в том числе себя — удобнее, и открыли Sociedad de Responsabilidad Limitada — Общество с ограниченной ответственностью, аналог ООО в РФ. Только здесь это самая простая форма после ИП с минимальным уставным капиталом (50 000 колон — это около 8000 ₽). Для открытия Общества необходимы два учредителя (оба наделены полномочиями представителя Общества) и их удостоверения личности.
Мы регистрировали по заграничному паспорту РФ, без каких-либо проблем, потому что для открытия компании в Коста-Рике вид на жительство не требуется. Можно регистрировать бизнес будучи даже туристом. Но только находясь в статусе туриста быть учредителем и получать дивиденды, работать в своем Обществе не имеешь права. Единственное «но»: турвизу оформляют на 90 дней, но можно выехать и снова въехать в страну, даже одним днем, многие предприниматели годами так ездят в соседние Панаму или Никарагуа.
Для регистрации Общества нужно обратиться к нотариусу. Стоимость — в среднем 500 $, срок регистрации — 1 неделя.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/70d86551.734e0dfd_dsc03208_2.jpg)
Затем для открытия счета в банке необходимо обратится к бухгалтеру за справкой о «планируемом денежном потоке», стоимость которой — 150 $ и получить патент на деятельность — это обязательное условия, для бизнеса который продает или оказывает услуги людям при личном контакте, например в офисе или магазине. Без него торговать запрещено — приедет инспекция и закроет предприятие. Патент оформляется в местном муниципалитете, предварительно подаем заявку за 50 $ на разрешение от министерства здравоохранения — разрешение будет позже, но на патент это уже не будет влиять.
Действует патент 1 год, потом нужно продлевать. Оплачивать пантент нужно каждый квартал по $100). На заключение договора на бухгалтерские услуги ушло три недели. Поиск помещения для магазина занял около трех недель, заключение договора аренды — неделю.
Продвижение
Для сайта и соцсетей мы фотографируем людей, которые ездят здесь на мотоциклах, берем у них интервью и рассказываем через их истории об этой субкультуре — городской, экологичной. Через эти истории делимся концепцией и ценностями нашего магазина. Для этих задач мы спродюсировали фотосъемку, на которую теперь таргетируем.
Каждый день также работаем над поиском долгосрочных партнеров: пишем по поводу сотрудничества отелям, апартаментам, туристическим бюро.
У товара есть вау-эффект: люди поворачивают голову на улице, на парковке у магазинов спрашивают, что это, полностью ли он электрический и так далее.
Кроме того, у нас есть эксклюзивные предложения по поводу гарантии, потому что никто в Коста-Рике не дает шесть месяцев гарантии на электромотоциклы.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/3aeb1b0e.a8cbc3c8_dsc07534.jpg)
Сложности в сфере
Хотя Коста-рика на 98% обеспечивает себя электричеством посредством возобновляемых источников энергии, обслуживание и модернизация требуют значительных инвестиций, что в свою очередь не делает электричество дешевым.
И самая главная сложность — это стоимость жизни здесь, она сопоставима с США и Канадой.
Интересная история о бизнесе
В целом в Латинской Америке люди не очень избалованные сервисом. Это мы привыкли, что в Москве в любое время дня и ночи за 7 минут могут привести капучино, можно банковскую карту получить даже через курьера и так далее. Здесь такого нет. Поэтому мы уже выигрываем, когда просто работаем: открываем дверь магазина по расписанию, отвечаем на звонок или сообщение, подробно рассказываем о товаре и тому подобное.
Планы
В Коста-Рике принят план до 2050 года полностью перейти на электротранспорт. Мы в начале этого восходящего тренда. В будущем планируем представлять больше моделей и брендов.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/5899c870.15b8f878_dsc04890.jpg)