ПРОМО
Кредитка с 120 днями беспроцентного периода
Покажите!

Неделя на Филиппинах: как успеть много, потратив мало

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Добрый день всем, кто интересуется путешествиями!

Сегодня я хочу рассказать вам о поездке в страну, которая пока не успела стать популярным туристическим направлением для россиян и до конца не раскрыла свой невероятный потенциал отдыхающим из СНГ.

Филиппины — это крупный архипелаг, включающий более 7,5 тысяч островов. Каждый из них по-своему уникален, в разных частях страны сохраняется множество непохожих диалектов филиппинского языка, традиций в образе жизни и приготовлении пищи.

В этот раз речь пойдет о регионе Центральные Висайи, он включает в себя семь провинций, расположенных на нескольких островах в юго-западной части страны. Центр этого региона — город Себу, второй по величине и старейший город государства, культурная столица Филиппин и колыбель христианства в Азии.

В статье я подробно опишу опыт собственной поездки, расскажу об актуальных ценах, поделюсь оптимальным маршрутом, благодаря которому можно посетить много интересных мест за короткое время, и дам несколько полезных советов путешественникам.

Дорога

На Филиппины мы с другом вылетали из аэропорта Пхукета. Этот вариант подходит тем, кто хочет объединить в одном путешествии сразу несколько стран Азии, чтобы сэкономить на перелетах. Авиабилеты до Себу и обратно обошлись нам в 19 980 рублей. Цены на билеты Москва — Себу начинаются от 38 000 рублей в одну сторону. Прямых рейсов нет.

Из аэропорта Мактан-Себу в центр города каждый час ходит автобус, стоимость проезда — 50 песо. Автобусная остановка находится сразу на выходе из терминала. Нам повезло, мы ждали отправления всего пять минут и через полчаса уже стояли на парковке Северного автобусного терминала SM North Bus Terminal (CNBT).

В трех минутах от него расположен крупный торговый центр SM City Cebu. Здесь мы оформили местные SIM карты (оператор с самым лучшим покрытием в стране — Smart). Мобильная связь сравнительно дешевая, SIM обошлась всего в 50 песо. Так же мы взяли карты для пополнения баланса на 100 песо. За 150 песо мы получили 9 гб интернета, на неделю этого было вполне достаточно.

Автобусы

Слева от главного входа в SM находится остановка джипни, ярко разукрашенных открытых микроавтобусов. Они стартуют каждые 20 минут и развозят пассажиров по основным направлениям города. Чтобы уехать из Себу-сити в другую часть острова, необходимо пересаживаться на рейсовые автобусы. Они отправляются с Южного автобусного вокзала (South Bus Terminal). Стоимость проезда на джипни до него составляет 14 песо.

Ослоб

Нашей первой целью стал город Ослоб, место, известное на весь мир возможностью увидеть самых больших рыб на планете — китовых акул.

Автобусы до Ослоба ходят каждые полчаса, билет покупается в кассе в удобное время и может быть использован для посадки на любой рейс текущего дня до 22 часов. Очень удобно, если вы первым делом хотите прогуляться по Себу-сити. Однако учтите, город не является безопасным, в особенности для иностранных туристов. Даже полицейские на каждом углу с дробовиками и автоматами в руках не гарантируют вам отсутствия проблем.

Билет от Себу до Ослоба обошелся нам в 250 песо. Автобусы на маршруте достаточно комфортные, с кондиционером и откидывающимися спинками кресел. Четыре часа в пути пролетели незаметно.

Наш отель располагался вдоль главной трассы, и, хотя мы купили билеты только до Ослоба, водитель согласился высадить нас прямо у входа в отель, в нескольких километрах за городом.

После заселения необходимо было понять, как организовать завтрашний день, чтобы добраться до китовых акул рано утром. Нам очень повезло с хозяйкой отеля. Она согласилась решить наши проблемы и договориться по всем пунктам проведения программы от завтрака в 4:30 утра до трансфера и сопровождения гидом на пирсе. Стоимость трансфера на трицикле туда-обратно (включая ожидание) составила 400 песо с человека. Оплата за полчаса плавания с китовыми акулами — 500 песо с человека. Мы решили не мелочиться и сразу взяли полтора часа за 1500 песо.

На следующее утро мы стартовали из отеля в 5 утра, чтобы в 5 30 оказаться на пирсе. Уже в это время успела образоваться длинная очередь из туристов, которая, впрочем, продвигалась достаточно быстро. По словам местных в выходные очереди втрое длиннее, чем в будни, обязательно учитывайте этот момент, планируя поездку в Ослоб.

Кормление акул начинается ровно в 6 и заканчивается в 11:30 утра, затем они уплывают по своим делам в океан. Рыбы каждый день появляются в этом месте добровольно, чтобы полакомиться прикормом из криля, поэтому об эксплуатации их в качестве жестокого аттракциона говорить не приходится. Начало этой удивительной традиции в 2011 году положил местный рыбак, который регулярно прикармливал здесь рыбу и в один прекрасный день прикормил китовую акулу. На следующий день она вернулась уже не одна, это стало повторяться ежедневно. Сейчас «первооткрыватель» работает одним из лодочников.

Организация туристического потока на пирсе отлажена очень хорошо: после прохождения записи в журнал, присвоения личного номера и инструктажа люди оплачивают свой визит в кассе (за нас все оплатил водитель трицикла, ставший на этот день нашим гидом) и ожидают в очереди для посадки в лодку, сидя на стульях на берегу. Здесь же можно арендовать ласты и GoPro, 150 и 550 песо за полчаса соответственно.

Человек на пирсе громко объявляет номера для посадки в следующую лодку, и люди спокойно проходят рассаживаться. Маски гостям выдают по ходу движения до места кормления, где лодку привязывают на полчаса. Для всех желающих доступна возможность погружения с аквалангом, но мы не рекомендуем пользоваться этой услугой, так как акулы плавают под самой поверхностью воды. Намного лучше наблюдать их через плавательную маску и находиться максимально близко к животным. При желании посмотреть на рыб снизу можно просто поглубже нырнуть.

Несколько лодочников на протяжении отведенного времени прикармливают акул, разбрасывая в воду криль небольшими горстями. Они проходят мимо всех лодок с туристами и проводят за собой акулу, как дрессированную собаку по арене шапито. Удивительно наблюдать за тем, как послушно ведет себя животное размером с грузовик.

После возвращения мы были в полном восторге от увиденного, поэтому сразу заказали на завтрашний день аналогичную программу.

Вечер первого дня был занят купанием и знакомством с филиппинскими напитками. Попробовали кокосовое вино — «туба». Это был, определенно, один из лучших напитков, которые удалось попробовать в Азии. Его не получится купить в обычном супермаркете, вино продается на розлив в неприметных сельских магазинчиках. Лучше всего попросить местных купить его для вас за небольшое вознаграждение. Завершили знакомство филиппинским бренди, он является самым продаваемым в мире и тоже заслуживает внимания.

Утро нового дня мы провели по вчерашнему сценарию — плавали с акулами еще полтора часа. Местные были в восторге от наших «трех часов за два дня», ведь обычно туристы ограничиваются тридцатью минутами и не знают о возможности заранее увеличить тайминг. На этот раз мы поняли, как сделать удачные видео без людей в кадре, снова арендовали GoPro и отсняли много отличных роликов.

Остров Панглао

После возвращения в отель и сбора вещей мы отправились на пирс Ослоба, с которого два раза в день в 11:30 и в 14:00 отправляется паром до острова Панглао, нашей следующей цели. Судно небольшое, поэтому билеты на него необходимо бронировать заранее. Мы сделали это накануне вечером через хозяйку отеля. Цена билета — 1100 песо.

В 14:00 паром не пришел. Он опоздал на полтора часа, еще полчаса заняла погрузка пассажиров. В итоге отправление сместилось на два часа. Автобусы и паромы на Филиппинах не отличаются пунктуальностью, учитывайте это при планировании своих передвижений и всегда оставляйте большой запас времени на подобные форс-мажоры.

В шесть вечера мы сошли на пляж Момо острова Панглао. Рядом с ним начинается трасса до района Побласьон, основного поселения муниципалитета. В начале дороги нам встретилось множество водителей трициклов, предлагавших довезти нас до центра за 300 песо с человека. Лучше всего пройти несколько сотен метров до главной трассы и уже там поймать попутку. Поступив так, мы добрались до центра Побласьон за 100 песо на двоих.

На центральной площади Побласьон несколько десятков женщин энергично танцевали румбу, подростки на спортивной площадке играли в баскетбол, школьники около церкви репетировали выступление и сотни раз скандировали лозунг «Свобода!». Вечером жизнь продолжала кипеть. Там же мы увидели основные достопримечательности: смотровую башню Панглао, церковь святого Августина, несколько ярких скульптур и памятников.

Поздним вечером кафе рядом с площадью продолжали работать, в одном из них мы заказали на ужин два традиционных блюда: ханус (молочную рыбу) и пансит гисадо, после чего вернулись на Момо, чтобы заночевать у моря в палатке (обязательный пункт каждого путешествия). Для тех, кому важен комфорт, есть возможность арендовать гостиницу в Побласьон. Цены начинаются от 1080 песо да ночь в двухместном номере.

Перед тем, как ставить лагерь, мы вместе с местными жителями собрали на побережье Момо несколько морских ежей. Во время отлива, ночью, филиппинцы проходят с фонариками в 50 — 80 метрах от берега и собирают деликатес на продажу. Так что, если захотите устроить себе экзотический ужин — никто вам не помешает, понадобятся только резиновые тапки и плотная сумка.

Остров Бохоль

Утром следующего дня мы решили посетить основные достопримечательности острова Бохоль: заповедник долгопятов и шоколадные холмы. С острова Панглао за 150 песо мы добрались до автобусного вокзала Dao Terminal в городе Тагбиларан.

Рядом с ним, напротив торгового центра Island Sity Mall, располагается небольшая парковка микроавтобусов. Оттуда отправляются джипни в сторону города Лобок, заповедник Tarsier Sanctuary будет по пути. Рабочие часы заповедника: с 9:00 до 16:00, это важно учитывать это при планировании маршрута, чтобы не опоздать с визитом.

В автобусном терминале нас пытались перехватить напористые водители трициклов, которые предлагали доехать до заповедника «всего» за 300 песо. Не торопитесь, всегда проверяйте альтернативные способы добраться до места. Проезд на джипни обошелся нам в 30 песо.

На обширной территории Tarsier Sanctuary обитает более двухсот зверьков, однако для посещения туристами открыт лишь небольшой участок джунглей, в котором постоянно живут четыре малыша-долгопята. В стоимость билета (150 песо) входят услуги гида, который проведет вас по тропинкам и покажет, где сидят животные. На посещение заповедника достаточно 20 — 30 минут.

Чтобы добраться от него до шоколадных холмов нам потребовалось поймать автобус на главной дороге и вернуться обратно на автовокзал Тагбиларана. При посадке в автобус в направлении холмов водитель уверял нас, что в пять вечера смотровая площадка закрывается и нам уже нет никакого смысла ехать туда. Не верьте словам, всегда проверяйте информацию в нескольких источниках. В одной из интернет-статей мы прочитали, что достопримечательность открыта до 22 часов, поэтому поехали, несмотря на слова водителя, и не прогадали. Лучшее время для посещения шоколадных холмов — предзакатное. Минимум туристов, разноцветное небо и тишина вокруг. Вход обойдется в 100 песо с человека.

Встретив закат на смотровой площадке, мы вышли на основную трассу в семь вечера. Последний автобус до Тагбиларана проходит мимо холмов в 20:15, на нем доехали до автовокзала и, затем, до отеля на Панглао Бич на трицикле.

Остров Негрос

Утром следующего дня мы решили отправиться на остров Негрос. До утреннего парома оставалось достаточно времени, чтобы посетить еще одно интересное место на Панглао. В 20 минутах ходьбы от пляжа Панглао бич находится пещера Хинагданан. Внутри нее расположено небольшое подземное озеро, в котором разрешено купаться.

Вход обойдется в 50 песо, за купание необходимо заранее доплатить 75 песо. Билеты покупаются в кассе, расположенной на удалении 50 метров от входа. Работает достопримечательность с 8:00. Освежиться утром перед долгой дорогой в прозрачном озере под сводами, украшенными сталактитами — что может быть лучше?

Паром до города Думагете отправляется из порта Tagbilaran City Tourist Port один раз в день в 10:00. Покупать билеты лучше, как минимум, за час до отправления, чтобы не попасть в длинную очередь на кассе. С покупкой билетов все не так просто: сначала вам необходимо приобрести сами билеты в офисе транспортной компании (в нашем случае Ocean Jet), офисы расположены не на самом пирсе, а перед поворотом на него — на перекрестке.

Затем придется встать в правую очередь в самом терминале, чтобы оплатить сбор за обслуживание и только потом, заняв место в центральной или левой очереди получить посадочные талоны. Перед посадкой у вас на руках должны быть три скрепленных документа: билет, квитанция об оплате сбора и посадочный талон. Поэтому приезжайте на пирс заранее. Билет до Думагете обошелся нам в 900 песо, сбор терминала — 30 песо.

В Думагете первым делом мы прогулялись по городу, зашли на фруктовый рынок, чтобы попробовать местную экзотику. Здесь можно найти крупные спелые мангостины по 180 песо за килограмм, красные бананы, ароматный гуабано, свежий лонгконг.

В одном из пунктов аренды мы взяли машину и отправились к горным озерам Balinsasayao Twin Lakes Nature Park. Парк находится на северо-востоке от Думагете, время в пути — около часа. Дорога серпантином поднимается в горы, с каждым километром открываются все более захватывающие виды, мы несколько раз останавливались, чтобы полюбоваться пейзажем.

Вход в парк обошелся нам в 120 песо. Здесь можно встретить древовидные папоротники, хищные растения, много эндемичных видов птиц. Природа парка действительно нетронутая и очень разнообразная. В конце тропы, проходящей через джунгли, на небольшой пристани мы арендовали лодку с лодочником за 500 песо.

Нас медленно провели по первому водоему и доставили до узкого перешейка между озерами, где мы поднялись на смотровую башню. С нее открывается отличный вид на оба озера и горы, вершины которых регулярно накрывают облака. Хор разнообразных птиц, первозданная природа и ни одного человека вокруг. Прекрасное место, чтобы ощутить гармонию.

После посещения озер мы отправились в город Валенсия — один из пригородов Думагете. Здесь на центральной площади собирается множество людей, они поют, танцуют и ужинают все вместе.

Валенсия — очень атмосферное место, чтобы провести вечер и попробовать одно из самых популярных блюд Филиппин — лечон. В «полной версии» оно стоит около 14000 песо и представляет собой целиком зажаренного на углях молочного поросенка. Здесь можно приобрести небольшую порцию всего за 130 песо.

Ближе к ночи мы вернулись в Думагете, чтобы прогуляться по городской набережной. В поздний час здесь можно встретить много веселящейся молодежи (на 130 тысяч жителей приходится более 30 тысяч студентов), вдоль бульвара продолжают работать кафе, сувенирные и продуктовые лавочки, клубы. Ночная жизнь процветает.

Остров Апо

Утром мы отправились к нашей следующей цели — острову Апо. Чтобы добраться до него, первым делом необходимо доехать до автовокзала Ceres Bus Terminal в Думагете. Оттуда каждый час ходят автобусы до поселения Малатапай, где на пирсе можно арендовать лодку до Апо.

Стоимость аренды частной лодки — 4000 песо. На двоих — слишком накладно, для компании из восьми человек — хороший вариант, поэтому лучше дождаться других желающих, чтобы разделить цену. Также один раз в день, в 6 утра, до Апо ходит большая лодка, билет на нее стоит 300 песо. Нам удалось добраться до острова за 500 песо с человека: немецкий турист оплатил полную стоимость аренды и взял нас в качестве попутчиков.

Лодка на Апо идет очень резво, поднимая множество брызг. В конце поездки на нас не осталось ни одной сухой вещи. Поэтому настоятельно рекомендуем перед выходом в море убрать деньги, смартфоны и прочую технику в водонепроницаемые сумки.

На острове есть несколько вариантов размещения, большинство из них называются Homestay и представляют собой небольшие гостиницы с самыми простыми номерами. Homestay не отображаются на Booking, поэтому бронировать комнату придется очно. Лучше сделать это сразу по прибытии.

На Апо приезжают, чтобы плавать с маской над обширными коралловыми рифами, купаться с морскими черепахами и заниматься дайвингом. Здесь много точек для погружений и кристально чистая морская вода. По всему побережью, за исключением зоны с морскими черепахами, можно плавать самостоятельно и бесплатно.

Чтобы попасть к черепахам, придется воспользоваться услугами гида. За 300 песо мы получили маски, коралловые ботинки, ласты и сопровождающего. Гид плавал вместе с нами в обозначенной зоне, показывал, куда нужно двигаться, чтобы увидеть скопление животных.

Насмотревшись на черепах, мы прогулялись по лабиринтам деревенских улиц и еще два часа наслаждались подводным разнообразием на противоположной стороне острова. Рифы здесь действительно выдающиеся, любителям морской природы рекомендуем задержаться дольше, чем на один день.

Электричество на острове включают всего на четыре часа в сутки, с 18:00 до 22:00. Местные жители в это время собираются семьями у экранов телевизоров, деревня замирает. Не забудьте воспользоваться короткой возможностью зарядить смартфоны и аккумуляторы, иначе рискуете остаться с нулевым зарядом на целый день.

Ежедневно в 5 утра с Апо уходит единственная большая лодка. На ней, за 300 песо, мы добрались до Малатапая, оттуда на автобусе до Думагете. В этот день у нас был обратный вылет, необходимо было направляться в аэропорт Себу.

В Думагете всего два пассажирских порта. Чтобы гарантированно добраться до острова Себу, вам необходимо доехать до Maayo Shipping Terminal (Sibulan). Оттуда каждый час, с пяти утра до восьми вечера, отправляется паром до поселения Лилон. Из старого порта Old Passenger Terminal рейсы выходят не каждый день, а цена билетов значительно выше.

До вечернего вылета у нас оставалось достаточно времени, чтобы посетить еще одно очень известное место на Себу — водопады Kawasan Falls. Чтобы добраться до них из порта Лилона, необходимо на автобусной остановке главной трассы поймать автобус до поселения Bato, затем на автовокзале Bato Talisay-Samboan Bus Terminal пересесть на автобус до Себу. Водопады будут по пути, достаточно попросить водителя высадить вас напротив них.

Существует несколько компаний, проводящих каньонинг по водопадам, все они расположены вдоль главной дороги. Недолго думая, мы воспользовались услугами той, которая находилась сразу напротив входа. За гида, аренду жилетов, шлемов, резиновой обуви и трансфер на байке до начала маршрута мы заплатили 1500 песо с человека.

На протяжении всего пути гид показывал нам безопасные места для прыжков, носил в водозащитной сумке наши смартфоны, снимал видео и делал множество фото. Нам удалось пройти маршрут сравнительно быстро, всего за три часа. По возможности, выделяйте на каньонинг больше времени, чтобы полноценно насладиться прыжками в водопады, полетами на тарзанках, купанием в чистой речной воде.

Переодевшись в офисе, мы поймали на трассе автобус до Себу-сити (ходят каждый час) и за четыре часа добрались до города. Поездка заняла на час больше запланированного. Стоит учитывать вечерние пробки на основных магистралях острова и выделять в половину больше времени на дорогу, чтобы не пропустить свой рейс.

От автобусного терминала до аэропорта мы доехали, заказав машину в Grab за 380 песо. Так завершилось наше семидневное путешествие на Филиппины.

Бюджет поездки, включая авиаперелеты, проживание, переезды, питание и развлечения, составил 708 $ с человека (53 765 рублей), это весьма скромная сумма для такого объема впечатлений.

Что в итоге

За неделю на Филиппинах нам удалось дважды поплавать с китовыми акулами, посетить несколько пляжей, пещеру с подземным озером, заповедник долгопятов, шоколадные холмы, горные озера, атмосферные городские площади и набережные, бескрайние коралловые рифы и места обитания морских черепах. Мы попробовали традиционные блюда, необычные напитки и экзотические фрукты, пообщались с жителями шести островов, почувствовали местную культуру, благодаря музыке, песням и танцам, окружавшим нас повсюду.

Мы открыли для себя несколько особенностей этой страны, которыми хотели бы поделиться с вами.

1. Многие филиппинцы прекрасно разговаривают по-английски, если вы знаете язык на уровне путешественника, то сможете узнать у них всю необходимую информацию.

2. Цены на продукты могут очень сильно варьироваться. Например, 5 жаренных бананов в глазури или три сладких пирожка будут стоить всего 10 песо, а вот стандартная порция криспи пата (хрустящей свиной рульки) обойдется уже в 800 песо.

3. Традиционная филиппинская кухня в основном сосредоточена вокруг свинины во всех ее проявлениях. Большинство популярных блюд — это разнообразные вариации приготовления частей свиньи с гарниром. Поросята красуются на вывесках и рекламных баннерах, даже хлеб выпекается в форме свинок.

4. Филиппины — поющая страна. Филиппинцы поют в своих домах, на лодках, в аэропорту, на рынке, везде, где слышат музыку.

В автобусах обязательно играет радио или подборка песен, а на небольших мониторах в салоне транслируются клипы с субтитрами, чтобы пассажирам было удобнее подпевать.

5. На Филиппинах очень много молодежи. По словам местных жителей, в некоторых семьях до сих пор рождается по 12 детей, а то и больше. Днем, когда взрослые работают, кажется, что в деревне нет никого, кроме детей и подростков. Детвора наполняет улицы городов, обочины сельских дорог и пляжи островов. Все дети очень рады видеть иностранцев, они оживленно машут руками, если видят вас в окне автобуса. Их любопытство не знает предела, поэтому в людном месте вокруг вас всего за полчаса может образоваться толпа из нескольких десятков ребятишек.

6. Жизнь филиппинцев очень сильно пропитана религией: даже в самой маленькой деревне вы обязательно найдете католическую церковь. Изображения Иисуса Христа и Девы Марии встречаются повсеместно, от торпедо автобусов до баннеров и современных граффити на городских улицах. На кабинах десятков трициклов красуются выдержки из Евангелия, а местные жители ставят изображения святых даже на заставки смартфонов.

7. На Филиппинах ощущаешь себя немного в прошлом. В автобусах транслируют клипы Майкла Джексона и американских поп-групп из 80-х, повсюду звучит музыка, которую мы знаем разве что из ретро-подборок. На фасадах зданий можно увидеть граффити с персонажами из фильмов 70-х, которые мы смотрели еще на кассетах, а в джипни по-прежнему встречаются выцветшие наклейки с героями мультфильмов нулевых.

Подводя итог, хочу дать несколько важных советов читателям:

Статья получилась очень объемной и подробной, я надеюсь, она поможет вам найти ценную информацию о перемещениях между островами региона Центральные Висайи, откроет для вас новые места, обязательные к посещению на Филиппинах, и способствует правильному планированию бюджета предстоящей поездки. Удачи в путешествиях!

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество

Популярное за неделю