Никогда не понимала: почему на «Авито» не распространяется закон о защите прав потребителей
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Некоторые граждане зарабатывают на перепродаже вещей.
Я активно пользуюсь «Авито» и заметила, что для отдельных людей эта площадка как маркетплейс. С той лишь разницей, что продавать тут легче, чем на условном Ozon или Wildberries. Например, доставку оплачивает покупатель, а комиссия площадки не такая высокая. Для них это бизнес, они закупают партию товара в условном Китае, фотографируют и выставляют на продажу. При этом цены на «Авито» могут быть лишь незначительно ниже тех, по которым продают в магазине, а иногда и выше.
Я покупала так пару раз одежду с доставкой на почту. Ни примерить нормально, ни рассмотреть. Забираешь товар, приносишь домой, а он не подошел, или выяснилось, что он с браком, и вернуть уже нельзя. С продавца как с гуся вода, мол, купили — теперь это ваша головная боль. Отказаться от товара можно только сразу, и лишь у немногих продавцов есть возврат в течение двух недель.
Да, на «Авито» иногда продают и свои вещи, бывшие в употреблении, подробно фотографируют, чтобы было видно недостатки, пишут размеры. Обычно с такими покупками нет проблем. А вот для тех, кто делает на этом бизнес, стоило ввести бы такие же правила, как для продавцов в магазине.
Действует ли на «Авито» закон о защите прав потребителей
Этот закон распространяется на продавцов, которые ведут предпринимательскую деятельность, — ИП или компании. Площадка не важна — это может быть как группа в социальной сети, так и сайт с объявлениями или ларек на рынке. Если товар продает обычный человек, этот закон не применяется.
Это не значит, что покупатель никак не защищен. Например, если вещь окажется бракованной или с неоговоренными недостатками, право вернуть ее продавцу есть. Если претензионный порядок не сработает, придется обращаться в суд. Недостатки в этом случае доказывает покупатель.
Вернуть вещь надлежащего качества не выйдет, если продавец — физическое лицо и не согласен идти на уступки. Требовать гарантийный ремонт или замену товара, если он сломался уже после передачи, тоже не получится, если в договоре не предусмотрели эту возможность. Но если у вещи есть гарантия от первоначального продавца — компании или ИП, можно предъявить требование им. А если срок службы еще не вышел — обратиться к компании-производителю.
Иногда товар продает физическое лицо, но его деятельность все равно может быть расценена как предпринимательская. Например, когда товар закупают регулярно, сразу отправляют в реализацию, тратят бюджет на рекламу, склад и несут другие сопутствующие расходы. Если покупателю удастся доказать в суде, что это была именно предпринимательская деятельность, нормы закона о защите прав потребителей будут применимы.