Никогда не пони­мала: почему я должна ездить на работу за свои деньги

Рассуждения читательницы
292
Никогда не пони­мала: почему я должна ездить на работу за свои деньги

Это история из Сообщества. Мы задали уточняющие вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам

Аватар автора

Инфузория не туфелька

нашла другую компанию

Страница автора

Слышала, что работодатель оплачивает дорогу до места работы вахтовикам.

Но не понимаю, почему обычные офисные работники должны добираться за свой счет. Тем более что городской транспорт дешевле поезда или самолета, который идет в регион, где преимущественно работают вахтовым методом.

И ладно, если речь идет про стандартный график — общепринятое время с 08:00 до 17:00, когда автобусы и трамваи ходят часто, а еще много таксистов на линии. Но ведь есть смены, которые заканчиваются и в полночь, и в час, и в два ночи.

И это головная боль работника, как он доберется домой, когда на дорогах никого.

Если компания не хочет заморачиваться с компенсацией, почему бы не организовать свой автопарк и не развозить сотрудников, которые работают в нестандартное время? А может, договориться с местным перевозчиком и запустить рейс для работников? Кажется, что решение этой проблемы можно найти. Только вот не все работодатели в этом заинтересованы.

Однажды мне надоело ездить на работу за свой счет при нестандартном графике и тратить нехилую часть зарплаты на это. Я устроилась в компанию, где есть корпоративный транспорт. Ни о чем не жалею и теперь экономлю на проезде. Но до сих пор в шоке, что не все работодатели еще решили этот вопрос: не компенсируют проезд сотрудникам или не обеспечивают перевозкой до места работы и обратно.

Аватар автора

Редакция Права

знает, как по закону

Должен ли работодатель оплачивать дорогу до места работы и обратно

Компания может компенсировать работнику транспортные расходы до работы и обратно, но не обязана это делать: в трудовом кодексе нет общих положений на этот счет. Но пока вахтовик находится в пути от места сбора до места выполнения работы, ему начисляют зарплату  и оплачивают проезд  .

Ситуация меняется, когда работодатель пообещал компенсировать транспортные расходы и включил это условие в трудовой договор или локальный нормативный акт. Какие сотрудники имеют право на компенсацию, какой вид транспорта подходит под условия, в каком размере и в какие сроки она будет — решает компания.

Бывает, что работодатель участвует в отраслевом или территориальном соглашении, которое обязывает компенсировать проезд, — тогда у работника будет на это право. Но в трудовом договоре и локальных нормативных актах компании об этом, скорее всего, не напишут и не укажут эти условия, поэтому соглашение придется искать самостоятельно.

Проверить, участвует ли ваш работодатель в таких соглашениях, можно на сайте Минтруда. Если организация занимается определенным видом деятельности, например атомной энергетикой, его можно найти, если указать сферу и добавить «отраслевое соглашение» к поисковому запросу.

Соглашение действует три года, и работодатель имеет право приостановить свое участие в нем, если ему сложно исполнять его по разным причинам. Если он внесет условия из соглашения в трудовой договор или ЛНА, отказаться от их исполнения не сможет.

Если работодатель участвует в нескольких соглашениях и каждое дает право на компенсацию, но она разная, для работника действует самое выгодное условие из тех, что есть.

В случаях, когда работодатель обязан компенсировать проезд, но этого не делает, его могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, если эта обязанность предусмотрена трудовым договором или локальным нормативным актом, или по ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ — если коллективным соглашением.

С жалобой можно обратиться на портал Роструда или напрямую в ГИТ — государственную инспекцию труда, которая работает в вашем субъекте. Также работник может обратиться в суд, чтобы отстоять свои права, но в этом случае ему придется подтвердить свои расходы на проезд и доказать, что компания обязана их компенсировать.

РедакцияКак вы добираетесь до работы и сколько на это тратите?
  • Pirozhok_s_kapustoyМеня больше волнует не оплата проезда (расходы на метро или бензин), а время, которое затрачивается на дорогу. В среднем, жители Московского региона добираются на работу 1,5 часа. Обратно - столько же. Плюс время сборов на работу (от подъема до выхода из дома), которое никак не связано с личным временем. Это еще, как минимум, час. Итого выходит 4 часа в день тратится на рабочие вопросы дополнительно к рабочему времени. Это 20 часов в неделю или 80 часов в месяц, что равно 10 рабочим дням. При условной зарплате в 100к получаем, что время на дорогу-сборы могло бы быть конвертировано в 45 тысяч ежемесячно. Ни в коем случае не прошу оплачивать это время, но расход ресурса очевиден. В таких условиях рост популярности удаленки более чем объясним.275
  • HelloС удовольствием понаблюдала бы за тем как автор поста станет руководителем собственного бизнеса и будет оплачивать сотрудникам и то и это.107
  • Боба КандалупскийХм, интересно, буквально недавно, говорил с соседом, он сетовал что ему до города ездить далеко а работодатель не хочет оплачивать ему потраченное время в дороге (6 часов туда и обратно, с поездами проблемы). Он возмущался искренне, я ему искренне посоветовал найти работу в ресторане в сотне метров от нас, посуду мыть. А его работодателю нанять человека что живёт рядом. И нет проблем ни у кого. )))))41
  • ДмитрийHello, ну вопрос автора про нестандартные графики - разумен. К примеру, если надо начинать работать в 6... когда ОТ недоступен63
  • Ledy v pledeЖиву в области недалеко от Москвы, где много промышленных предприятий. У всех есть корпоративная развозка, в том числе и из районов области в радиусе 100 км. Да, это недешево для бизнеса, но предприятия должно работать и нужно привлекать сотрудников. Знаю пару оборонных предприятий, которые развозят прямо по городу. Наличие развозки уже стала неотъемлемой частью соцпакета хорошего работодателя. В общепите корпоративный аккаунт такси для сотрудников.54
  • Кристофер ZPirozhok_s_kapustoy, Вы прям как я рассуждаете )) Я постоянно пересчитываю сколько дней в год я трачу на дорогу на работу (получается больше 30). Я бы была удовлетворена дополнительными днями отпуска. Честно считаю не очень справедливым, что в на севере и приравненным к ним районам отпуск намного длиннее. В Москве только за уровень хронического стресса надо пару дней прибавлять к отдыху.55
  • Александра НовоселоваПомню, как в свое время искала работу эникеем (помощником сисадмина) в Москве. Столкнулась с огромным количеством вакансий, где никого совершенно не смущало, что я живу в 1.5 часах езды от офиса, который, например, находится в промзоне где-то на окраине Москвы. Существовали также ванаксии выездных эникеев, которые чинили интернет, компьютеры и платежные терминалы в небольших офисах и например в кафе и магазинах, а объекты могли находиться на разных концах Москвы. На вопрос об оплате проезда такие работодатели обычно реагировали так, будто бы я у них денег попросила в долг. Сейчас я уже давно не работаю на такой работе, но запомнила я это надолго.32
  • Максим БушуевЕще два вопроса ,почему это время, что я трачу на проезд не является рабочим, и не оплачивается. И второе почему обед на работе не считается в рабочие часы?!14
  • ДмитрийАркадий, она и пишет - что не у всех.18
  • АнтиконсьюмеристРасходы на проезд должны компенсироваться бОльшим размером зарплаты, а иначе есть смысл устроиться на работу в пешей доступности. А вообще я считаю, что на фиг такую работу, до которой надо ехать дольше чем 10 минут. Тратить каждый день час-два на дорогу? Жизнь слишком коротка для такого расточительства личным временем.47
  • Александр КрыловКристофер, давайте на север а вечную тьму, холодину и задницу. Посмотрите стоит ли этого эти лишние дни отпуска которые тебе ещё хрен дадут да и ехать с севера дольше и дороже.107
  • SenderoPirozhok_s_kapustoy, люди с Шаховской, Твери, Рязани и прочих обнинсков ездят в Москву на работу по 3-4 часа в одну сторону. Это их выбор - или трудиться у себя за 40, или в Москве за 70. Время на дорогу опосредованно компенсировано зарплатной дельтой. Знаю даже айтишника, который каждую неделю летает на пару дней в московский офис из Сочи, так как у него жёсткий гибрид (утром прилетел, отработал в офисе день, переночевал в гостинице, отработал второй день и вечером улетел). И всё равно так жить выгоднее и приятнее, чем снимать квартиру в Москве и терпеть московские траты на жизнь. Вообще концентрация офисной работы в Москве только в нескольких центральных районах - чертовски неудобно для всех. Но компании попробовали открываться на окраинах в спальных районах, и в условную Коммунарку найти редких офисных сотрудников стало на порядок сложнее, т.к. ездить туда из Мытищ, Химок, Люберец стало по сравнению с центром значительно неудобнее всем, кроме жителей Юго-Запада. Приходится терпеть компромиссы и открывать офис в ЦАО из-за циклопических размеров агломерации, чтобы всем было примерно одинаково неудобно.34
  • SenderoБоба, вы же в Германии живёте, если не ошибаюсь. За 3 часа можно половину страны проехать, типа Берлин-Ганновер или Дортмунд-Бремен. Человек сам себе нашёл проблему и будет решать в стиле "несчастлив - купил козу - продал козу - счастлив".16
  • Кристофер ZАлександр, я приехала оттуда, с холодины и с задницы;) Отпуск был 48 дней, до работы 7 минут пешком, на обед домой ходила, все проблемы в рабочее время решала, к врачам отпрашиваться не надо было - всё под боком, уровень стресса минимальный по сравнению с Москвой. Ещё и рабочая неделя сокращенная до 36 часов. Ехать в отпуск конечно дороже, но до Москвы субсидированные билеты, а госслужащим компенсируют проезд по всей России и добавляются дни к отпуску за потраченные на дорогу к месту отпуска дни. Ехать дольше на 2 дня - это да, только отпуск длиннее чем в Москве на 20 дней. Меньше месяца отпуск никто не берёт, все лето в Москве принимаю друзей и родственников, которые проездом всегда заезжают и никто не жалуется ни на холод, ни на тьму. А в Москве 2 недели отпуска - уже считается круто. Вообщем, очень хочу назад, денег Московских немного заработаю и вернусь))56
  • Кирилл НафиковКристофер, так вы почему-то уехали из этих райских условий и не хотите там жить, в этом то и дело77
  • Кристофер ZКирилл, если бы я не уехала, мне бы не с чем было сравнить и я не узнала бы, что лично для меня это райские условия, не так ли?)16
  • МитяйЯ после открытия удаленки, думаю, а зачем, блин, вообще куда-то ездить.36
  • Эксперт по вывескамКристофер, не так ли. Вернитесь22
  • Тоталитарный лидерСогласна. Дорога угнетает. Стараюсь делать какие то дела, чтобы время в пути не пропадало или отдыхать (такой себе отдых, но закрыть глаза на час полезно). Пусть работодатель не компенсирует деньгами, но пара лишних выходных в месяц не помешала бы. Как то обещали 4х дневную рабочую неделю. Вот это было бы лучше.25
  • ЛёсяДмитрий, когда работала в СМИ на прямых эфирах, компания предоставляла такси, чтобы к 6 утра быть в редакции. В Москве это практически во всех теле и радиокомпаниях.15
  • Кто_тутКристофер, а вы откуда конкретно? А то жопа и холод вдруг оказывается Новосибирском, я лично из ХМАО. Нахер такое счастье, морозы под 50 и больше, во время которых ломается общественный транспорт, а такси ты пытаешься заказать с ночи и тебя все равно могут обломать. Идти мне было 20-40 минут, зависимости где работала/ училась. С работой тяжело, очень развито, как называется когда пристраивают в первую очередь родных и друзей. В Питере через месяц нашла работу, как приехала. Только с большей зарплатой. ( Не помню уже насколько, но ощутимо) Да в ХМАО были неплохие премии, но зависло организация на которую ты работаешь относится к округу или городу. Городских часто прокатывали. И тп и ТД. 15 лет как уехала, последнее что хочется - вернуться.17
  • Александр КрыловКристофер, можете к нам приехать. Тоже север. До работы пол часа-час. Сокращённых рабочих часов нет. Дотаций на проезд нет. К врачам нет смысла отправиться, к ним очередь по талонам на месяц-пол года8
  • ViА можно думать о проблеме иначе. Например, что в текущую з/п уже условно включены деньги на проезд. Вычитаем и получаем некую сумму. Смотрим на з/п аналогичных вакансий в пешей доступности или на удалёнке. Сравниваем. Делаем выводы и идём туда, где работать выгоднее. А если нет вариантов, успокаиваем себя тем, что "в текущую з/п уже условно включены деньги на проезд".30
  • Ledy v pledeМитяй, не для всех профессий возможна удаленка. Врач, повар, учитель в школе , рабочие профессии (сейчас оплачиваются ой как не плохо), инженеры на производстве.15
  • ДмитрийРаботаю в метрополитене. Проезд в метро бесплатно, пригородные электрички оплачиваются по предоставлению чека проездного в кадры с заявлением на оплату. ( живу в Мытищах, проездной 2800 на месяц. Кто ездит далеко, например Орехово-Зуево, там около 8к, ощутимо).Графики работы 5/2, 2/2, 1/3 в зависимости от профессии. У машинистов график свой, ненормированный. Лично у меня 2/2 (день, ночь, отсыпной, выходной, смены по 12 часов). Родственник ездит из Твери в Москву на работу, врач на скорой помощи. График 1/3 ( суточный). При з/п в Твери около 70 к., в Москве получает около 200 к. Трансфер оплачивает сам)13
  • Александр П.Наверное автор не очень понимает, как формируется его з/п , точнее - как формируется предложение по его з/п: Владелец бизнеса, или уполномоченный отдел выделяет сумму, которую они готовы потратить в целом на персонал. И на одного работника конкретной должности. Называется она Фонд оплаты труда. Из которого рассчитываются все расходы ( взносы обязательные и добровольные) и остаток выдаётся работнику за минусом 13%. Не надо питать иллюзий, что что-то вам перепадает от щедрот, с "барского плеча". Это просто вычтут из вашей з/п ещё до того, как вам её объявят, вот и всё. Поэтому любой разумный работодатель ( если есть возможность) делает выбор в пользу близко живущих сотрудников - так гораздо проще: нет страданий что ехать долго, и сумму з/п можно предложить больше. Да, иногда из-за специфики бизнеса ( например - связан с АТП, или трудовой ресурс заведомо живёт далеко, или в остальном предложение совсем мало интересное или есть другая возможность сделать этот сервис дешёвым) - работодатель может это сделать. Но просто так катать офисных хомячков с другого конца Москвы - а зачем ? Бизнес - это не про благотворительность. Это про доходы. И для закрепления : вот вы лично готовы доплатить сантехнику , если он расскажет что ехал ради вашего унитаза через весь город ? Или все же заплатите оговоренную изначально сумму по прайсу ? Парикмахеру ? Только честно И да, меня всегда удивляли люди, не считающие цену своего времени. И готовые тратить 4 часа своего времени катаясь за небольшую прибавку относительно того, что можно получать ближе. Не понимая что они в итоге расходуют больше ( а это не только стоимость проезда, но и еда, и упущенные возможности) .15
  • DenisКристофер, так велком на крайний Север. Вкусите всё прелести. Только едут все в Москву, Почему-то? За стрессом, наверное...16
  • ValeryGМаксим, ещё я ночью сплю не для себя, а чтобы смочь работать. И завтракаю тоже для этого. Непонятно, почему это не считается хотя бы за подготовку к работе22
  • 🐱Кристофер, вас ведь никто цепями не приковывал к текущему месту. Найдите работу, которая будет в 7 минутах от дома, либо снимите квартиру в 7 минутах от вашей нынешней работы, либо устройтесь туда, где платят на 10% больше и дают лишний отпуск за свой счёт.7
  • Петр ФилимоновКто_тут, в Новосибирске, если я ничего не путаю нет северного отпуска. Там холод и жопа но за 28 дней календарного отпуска :)17
  • Сергей Vorvortstufently, ещё Сталин говорил: кадры решают всё! Хочешь спаянный, профессиональный коллектив - создавай комфортные условия труда, регулярно повышай зп. Я работал на складе, нам 3 года не повышали зарплату. Несколько раз всем коллективом обсуждали это с директором. В итоге, когда разговоры ни к чему не привели, больше 50% сотрудников уволилось. У склада резко уменьшились отгрузки товара. Набрали новых сотрудников, с уже повышенной зарплатой, но к результатам старого коллектива так и не вернулись.15
  • Елена АндрееваПетр, ахахах точно говоришь 😆👍🏻 тут холод и жопа, и отпуск 28 календарных дней! От себя добавлю, что при малейшем дождике (не то, что снеге) город парализует, и ехать до работы надо тоже как минимум час-полтора (при условии, что ночью без пробок на то же расстояние минут 15 от силы), ну а зп не у всех даже до 50 дотягивает... Плюс у нас не развито метро, ОТ все сокращают и оптимизируют, так, что автобусы утром уже с конечной уходят полные. Хотя, это и входит в понятие 'жопа'11
  • Петр ФилимоновЕлена, я так понимаю на территории нашей необъятной хорошо метро развито только в москве. Потому что и от питерских товарищей, и от самарских слышал жалобы на метро. Теперь вот и от новосибирска жалобы услышал )6
  • Александр КрыловПетр, в принципе все хорошо развито только в москве13
  • Елена Андреева🐱, ну вот это бред-совет, не всегда получается устроиться рядом с домом, а про 'снять рядом с работой квартиру' я вообще молчу - с какого перепуга я должна снимать, если у меня своя квартира есть? И если есть дети, то у них как минимум школа привязана к прописке. Сдать свою и снять в другом месте не всегда равнозначно по деньгам, плюс надежной аренды у нас тоже нет4
  • Елена АндрееваАлександр, где такое чудесное место?1
  • Елена АндрееваПетр, у наших власть имущих зато знаете, какие планы по метро 💪🏻💪🏻💪🏻 про станцию 'спортивная' вы уже слышали? Вся страна уже поди знает. Так же, как и про наш четвёртый мост через Обь. Про безопасные качественные дороги лучше промолчу4
  • Иван ИванPirozhok_s_kapustoy, в книге Вики Робинсон "Кошелек или жизнь" описаны расходы "жизненной энергии" (читай - времени) на сборы, проезд, отходняк от работы ("декомпрессию" - очень точный термин) плюс расходы (точнее, минус), которые возникают только в связи с работой: будь то деловая одежда, обучение или даже автомобиль, которые по большей части используется для того, чтобы добраться на работу и обратно. То, что чистыми остается от вашей ЗП после этих расходов - это и есть реальная зп и реальная почасовая ставка за 12, а не 8 часов работы в день. с 9 до 18 и "час на обед" - это якобы 8 часов работы. но занято-ты 9. плюс я не обедаю, но распорядиться по своему усмотрению тоже не могу, это же час внутри рабочего дня. Основная идея: сколько часов жизни ("единиц энергии жизни") стоит, например, новый телефон. или путешествие. или машина. книга 30-летняя, но помню как был ошеломлен, что тысячи часов жизни отдаются не за самые дорогие в жизни вещи.15
  • 🐱Елена, если речь заходит о "с какого перепуга я должен что-то делать, чтобы исправить ситуацию", значит ситуация не настолько критична, чтобы на нее жаловаться.8
  • Елена Андреева🐱, по этой логике, если человек не увольняется, то его устраивает? Да нет, просто бывает сложно найти работу, которая устраивает по зп и более - менее нравится. Но вы мне можете об'яснить все же, почему я в таком случае должна жить в чужой квартире при наличии своей? Чужая ведь - она чужая и есть, малейший косяк - арендодатель верещит, сдирает деньги, повышает оплату, а то и вовсе вышвыривает. И то и дело ходит с проверками, нет ли жалоб от соседей и чисто ли. Кому это приятнее, чем жить в своей квартире?1
  • Василий ИвановичКристофер, Если не будет длинного оплачиваемого отпуска на Северах. Работать то кто будет на Северах ? Нерезиновая ? Итак люди с Северов разбегаются !!!7
  • Alex_MАлександр, Это для тех кто в москве проездом.0
  • Александр КрыловAlex_M, дадада. Москвичи прям все истрадались. Ну ждём тогда на ПМЖ на Колыму. В Воркуту. Там климат свежий, пробок нет. Хаты лешевые5
  • 🐱Елена, "по этой логике, если человек не увольняется, то его устраивает? Да нет, просто бывает сложно найти работу, которая устраивает по зп и более - менее нравится" Вы сейчас человеку, который два раза переезжал в другой город и менял специальность, плюс, не работал ни дня по профилю, полученному в вузе будете рассказывать, что вам работу сложно найти? Извините, но да, если человек не увольняется, значит его устраивает его место. "Но вы мне можете об'яснить все же, почему я в таком случае должна жить в чужой квартире при наличии своей?" А вы не должны объяснять свой выбор. Но вы взрослый человек и принимаете решения самостоятельно, кроме плюсов принимаете и минусы выбранного варианта, поэтому не имеет смысла жаловаться. Эти минусы - ваш выбор, а не дяди Васи, который за вас что-то решил.1
  • Елена Андреева🐱, я нигде не сказала, что не могу найти работу. Вы не читаете, прежде, чем ответить? Я написала о нескольких условиях сразу - например, зп + нравится + удобный график и хорошие условия, все вместе найти не всегда удаётся рядом с домом. Извините, но если вы скачете с места на место, то с вами тоже что-то не так. А принимать минусы - ну так мы и принимаем минус в виде удаленности. Где вы жалобу усмотрели? От ответа вы увиливаете, можете в итоге сказать, что хорошего в с'емной квартире при наличии своей?1
  • 🐱Елена, ой, простите извините, в следующий раз, когда мне предложат зарплату в 2 раза выше на новом месте, я обязательно посоветуюсь с вами перед сменой места, чтобы со мной, не дай бог, не оказалось что-то не так. "От ответа вы увиливаете, можете в итоге сказать, что хорошего в с'емной квартире при наличии своей?" Эмм, экономия 4 часов на дорогу, о которых шла речь в первом комментарии, да и посте?0
  • ДинаПетр, московский гид рассказывал, это потому что у нас 5 метростроительных компаний и все они заняты в Москве. Из Мсквы их не отпускают, поэтому в других городах не могут посмтроить метро.0
  • Beauty Bunny🐱, вы токсите не к месту и абсолютно нелогично. Просто тупо придрались к словам и обосновываете свои спичи дико ерундовыми аргументами. Но даже и этого не понимаете 🤣🤣🤣 просто апофеозный и архигениальный совет снимать хату ближе к работе, когда в этом же городе есть своя 🤣🤣🤣 про другие ваши доводы я даже не буду упоминать0
  • user2921461Александр, за меня ответили. Те плюшки, которые имеются в Москве, отсутствуют во всей России. Отдельная страна Московия. А север это просто ужас, приезжайте в Мурманск. Полярная ночь, собачий холод, вокруг одни руины, ну не руины, все обшарпанное. Вам понравится.0
  • Александр Крыловuser2921461, я тут живу :-))))0