Никогда не понимала: почему я должна ездить на работу за свои деньги
Это история из Сообщества. Мы задали уточняющие вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам
Слышала, что работодатель оплачивает дорогу до места работы вахтовикам.
Но не понимаю, почему обычные офисные работники должны добираться за свой счет. Тем более что городской транспорт дешевле поезда или самолета, который идет в регион, где преимущественно работают вахтовым методом.
И ладно, если речь идет про стандартный график — общепринятое время с 08:00 до 17:00, когда автобусы и трамваи ходят часто, а еще много таксистов на линии. Но ведь есть смены, которые заканчиваются и в полночь, и в час, и в два ночи.
И это головная боль работника, как он доберется домой, когда на дорогах никого.
Если компания не хочет заморачиваться с компенсацией, почему бы не организовать свой автопарк и не развозить сотрудников, которые работают в нестандартное время? А может, договориться с местным перевозчиком и запустить рейс для работников? Кажется, что решение этой проблемы можно найти. Только вот не все работодатели в этом заинтересованы.
Однажды мне надоело ездить на работу за свой счет при нестандартном графике и тратить нехилую часть зарплаты на это. Я устроилась в компанию, где есть корпоративный транспорт. Ни о чем не жалею и теперь экономлю на проезде. Но до сих пор в шоке, что не все работодатели еще решили этот вопрос: не компенсируют проезд сотрудникам или не обеспечивают перевозкой до места работы и обратно.
Должен ли работодатель оплачивать дорогу до места работы и обратно
Компания может компенсировать работнику транспортные расходы до работы и обратно, но не обязана это делать: в трудовом кодексе нет общих положений на этот счет. Но пока вахтовик находится в пути от места сбора до места выполнения работы, ему начисляют зарплату и оплачивают проезд .
Ситуация меняется, когда работодатель пообещал компенсировать транспортные расходы и включил это условие в трудовой договор или локальный нормативный акт. Какие сотрудники имеют право на компенсацию, какой вид транспорта подходит под условия, в каком размере и в какие сроки она будет — решает компания.
Бывает, что работодатель участвует в отраслевом или территориальном соглашении, которое обязывает компенсировать проезд, — тогда у работника будет на это право. Но в трудовом договоре и локальных нормативных актах компании об этом, скорее всего, не напишут и не укажут эти условия, поэтому соглашение придется искать самостоятельно.
Проверить, участвует ли ваш работодатель в таких соглашениях, можно на сайте Минтруда. Если организация занимается определенным видом деятельности, например атомной энергетикой, его можно найти, если указать сферу и добавить «отраслевое соглашение» к поисковому запросу.
Соглашение действует три года, и работодатель имеет право приостановить свое участие в нем, если ему сложно исполнять его по разным причинам. Если он внесет условия из соглашения в трудовой договор или ЛНА, отказаться от их исполнения не сможет.
Если работодатель участвует в нескольких соглашениях и каждое дает право на компенсацию, но она разная, для работника действует самое выгодное условие из тех, что есть.
В случаях, когда работодатель обязан компенсировать проезд, но этого не делает, его могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, если эта обязанность предусмотрена трудовым договором или локальным нормативным актом, или по ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ — если коллективным соглашением.
С жалобой можно обратиться на портал Роструда или напрямую в ГИТ — государственную инспекцию труда, которая работает в вашем субъекте. Также работник может обратиться в суд, чтобы отстоять свои права, но в этом случае ему придется подтвердить свои расходы на проезд и доказать, что компания обязана их компенсировать. Подробно об этом и других трудовых правах рассказываем в курсе Учебника Т—Ж «Как защитить свои права на работе».