Как мы с четырьмя детьми съездили зимой на Кам­чатку за 337 500 ₽

Опыт читателя

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Ra-ri-ru

вкусно ел и не сильно мерз

Мы с семьей — я, жена и четверо детей, 16, 9, 7 и 5 лет — отправились на Камчатку, чтобы встретить 2024 год.

Изначально планировали поехать на Новый год в Баку. Но детям нужно было поменять загранпаспорта. Пока их оформляли, билеты на самолет подорожали вдвое.

Тогда я стал проверять, куда можно улететь из Москвы по приемлемой цене. Увидел, что для Камчатки нет праздничной наценки. Вспомнил, что мы давно мечтали об этом путешествии, планировали его еще в 2020 году, но помешал ковид. За две недели до вылета билеты на шестерых туда и обратно обошлись в 150 000 ₽.

У нас уже был опыт поездок с детьми на Сахалин и в Гонконг, поэтому длительный перелет нас не смущал. Супруга плохо переносит холод, но мы решили, что, если случатся морозы, будем ходить в кино или развлекаться дома. Дополнительно купили себе и детворе ветрозащитные брюки, гамаши и балаклавы.

Перелет

Мы летели «Аэрофлотом»: туда — чуть больше восьми часов, обратно — почти девять. Брать много вещей в дорогу — это не про нас: любим путешествовать налегке. Сдали в багаж два чемодана, два поменьше забрали в салон, еще было два рюкзака. Я хотел взять лыжи, но накануне поездки травмировался и оставил эту затею.

Самолет был удобным, в спинки кресел встроены дисплеи, хорошее обслуживание, в полете трижды предлагали закуски. Рейс на Камчатку был ночным, детвора спала. Я немного волновался, поэтому бодрствовал. Обратно летели днем, смотрели фильмы на экранах. Оба раза младшим детям дарили рюкзаки с наборами для рисования и конструкторами.

За две недели до поездки я начал искать жилье в Петропавловске-Камчатском. Смотрел на «Авито» в категории «Проверенный вариант», так как выбор на «Островке» показался меньше. Подходящей квартиры на нужные даты не было, поэтому пришлось бронировать сразу две — каждую на неделю.

Я внес предоплату и был спокоен. Уже на месте через мессенджер связывался с арендодателями. Когда перечислил оставшуюся сумму, мне объяснили, как попасть в квартиру. В обоих случаях просили залог — 5000 ₽. При выезде его вернули. Аренда жилья на две недели обошлась в 60 000 ₽.

Сначала мы жили в трехкомнатных апартаментах недалеко от основных достопримечательностей. Квартира нам очень понравилась: стильный ремонт, качественная мебель. Из минусов: в ней было жарко. Второй вариант оказался дальше от центра и был менее приятен: устаревший ремонт, маленькая кухня.

Хозяева всегда были на связи. Например, во второй квартире 1 января перестал работать вайфай. Оказалось, что не оплатили интернет. Проблему решили за 20 минут. Залог возвращали быстро и без напоминаний.

Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский не может похвастаться интересной архитектурой и городскими красотами — в основном там преобладают панельные пятиэтажки. Местами мрачновато, не везде есть тротуары. Но в целом от города осталось скорее положительное впечатление. Я ожидал большей неустроенности и худшей транспортной логистики.

Нам понравилось гулять по городской набережной, на Мишенной и Никольской сопках. На последней оборудовали современный парк. Правда, погода не всегда располагала к длительным прогулкам: температура колебалась от −10 до −20 °С. Пару раз дети промочили ноги, когда бродили вдоль побережья. Поэтому всегда брали с собой термос и бутерброды, чтобы согреться и подкрепиться.

Развлечения в городе

Перед поездкой на Камчатку я читал отзывы, изучал карту и составлял программу. За две недели мы побывали в театре, кинотеатре, аквапарке, на термальных источниках, в музее вулканов и интерактивном промышленном музее «Океанрыбфлота». Еще съездили на экскурсии к вулканам и природному горячему источнику.

Камчатский театр драмы и комедии. Выбрали спектакль для детей «Тук-тук! Кто там?». Это вольная интерпретация сказки «Волк и семеро козлят». Купили билеты накануне в третий ряд партера всего по 600 ₽. Дети остались довольны.

Музей «Вулканариум». Детвору привели в восторг экспонаты, которые можно трогать руками: микроскопы, кирки, магнитный камчатский песок. На втором этаже стоял велосипед-шредер, каждый из детей покрутил педали и измельчил пробку.

Мне больше всего понравился зал «Жерло вулкана». В полной темноте транслировали видео с потоками лавы. Я смотрел и представлял, как это выглядит в действительности. Я был свидетелем извержения вулканов Этна и Стромболи, хорошо помню дождь из вулканических камней.

Музей истории «Океанрыбфлота». Интересная интерактивная экспозиция, которая рассказывает историю российского рыбного флота. Я не знал, что в 1980-х мы активно рыбачили по всему миру, даже у берегов Кергелена и Австралии. Детвора смогла посидеть в лодке и ударить в рынду.

Природные достопримечательности

Термальные источники. Термы — одно из самых ярких впечатлений от поездки. Мы ездили в спа-комплекс «Лагуна» и аквапарк «Чудо-остров». Оба расположены в поселке Паратунка, примерно в 50 километрах от города. Очень доступное и необычное развлечение, особенно когда валит снег. Играли с детьми в снежки прямо в бассейне. Двое активно прыгали в плавках в сугробы. Я не сторонник такого метода закаливания, но им было весело и никто не заболел.

Один поход в аквапарк обходился нам в 3300 ₽. Для многодетных семей были скидки: детский билет до 14 лет стоил 500 ₽, взрослый — 900 ₽. В «Лагуне» скидок не было, платили по 450 и 650 ₽ соответственно. Получалось 2650 ₽ за визит. Также посетили термы на базе отдыха «Горячий ключ», где за 250 ₽ с каждого погрелись в теплой воде на фоне дикой природы.

Экскурсии. Я позвонил в местные турагентства и понял, что экскурсионные туры к вулканам, которые они предлагают, не для нашей большой семьи. Мне озвучивали цены от 40 000 ₽. Решил, что это дорого.

Смогли посмотреть природу Камчатки благодаря моему коллеге — врачу. Мы не были знакомы до поездки, но у нас есть общие друзья. Он организовал для нас две экскурсии.

Сначала после работы отвез на дикие источники «Зеленовские озерки». Вода там пахла сероводородом. Мы лежали в горячей природной ванне и любовались звездным небом — было потрясающе. Наш гид отказывался от денег, но я решил перевести ему 6000 ₽, так как мы не были друзьями, а он уделил нам много времени и увлекательно рассказывал про Камчатку.

Во второй раз он вместе со знакомым отвез нас на двух джипах к Авачинскому вулкану. Организовали прогулку и обед. Еще я устроил там небольшую фотоохоту — походил по заснеженному перевалу с камерой, пока семья грелась в машинах. Потом съездили на горячие источники. Мы остались очень довольны. За экскурсию заплатили 26 000 ₽.

Когда позволяла погода, мы предпочитали ходить по Петропавловску-Камчатскому пешком. В день в среднем получалось по 20 000 шагов, но для нас это немного. Иногда пользовались такси. На термальные источники ездили на междугородних автобусах. Билеты для нас с супругой стоили по 100—120 ₽. За детей платили половину цены или не платили вообще — на усмотрение водителей.

Несколько раз нам помогали добрые люди, хотя мы даже не голосовали. В первый день пошли встречать закат на Мишенную сопку — это самая высокая точка города. Но не рассчитали время и силы, к тому же поднялся ветер, было скользко. Детвора начала протестовать и предлагала вернуться. Возле нас остановилась машина, в которой были мужчина с ребенком. Они предложили подвезти нас на смотровую, а потом еще и доставили вниз — к торговому центру.

Когда мы поехали в Паратунку к термам, вышли на безлюдной остановке. Предстояло пройти 4 километра по проселочной дороге до «Лагуны». Преодолели метров четыреста, когда рядом остановился джип с двумя дамами. Они подвезли нас бесплатно.

Чаще всего мы завтракали и ужинали дома — готовили из того, что купили. Цены на большинство продуктов на Камчатке выше, чем в Москве, но в целом не удивили. На Курилах, например, еще дороже. Приведу некоторые из них для сравнения:

• клубника, 1 кг — 2000 ₽;
  • огурцы и помидоры, 1 кг — от 300 до 1000 ₽;
  • груши, 1 кг — 250 ₽;
  • бананы, 1 кг — 200 ₽;
  • яблоки, 1 кг — 150 ₽.

Зато экзотический драконий фрукт, он же питахайя, стоил всего 400 ₽ за килограмм. Еще нам очень понравился крупный китайский виноград без косточек по 500 ₽, покупали его трижды. Вообще на Камчатке большой выбор продуктов со всего мира. Гастрономический туризм здесь на высоте. Для себя я открыл салат из папоротника с овощами. Покупали его в местном сетевом супермаркете «Шамса» примерно по 300 ₽ за банку.

За дальневосточными деликатесами мы ходили на рыбный рынок у Комсомольской площади. Местные говорят, что там самый большой выбор на полуострове. Вот список того, что удалось попробовать:

• красная икра, 1 кг — 5000 ₽;
  • салатный краб, 1 кг — 3000 ₽;
  • балык из оленины, 1 кг — 2000 ₽;
  • оленина мороженая, 1 кг — 1600 ₽;
  • трубач, 1 кг — 1600 ₽;
  • гребешки, 1 кг — 1500 ₽;
  • чавыча, 1 кг — 1500 ₽.

Детворе понравилась икра, особенно с камчатским черным хлебом, — 500-граммовую банку мы одолели за полтора дня. К остальным деликатесам они остались равнодушны, только один согласился на жареную чавычу и гребешки.

На обед обычно ходили в кафе. Цены в заведениях Петропавловска-Камчатского показались ниже, чем в столице. Нам понравились рестораны «Два моря, океан» и «Сыр да Лава». Детворе полюбились перекусы в финской бургерной Hesburger. Еще были в заведении «Советский», которое позиционирует себя как кафе-бар из прошлого, но там на любителя.

Что важно знать

Зимой на Камчатке много снега. Нужно учитывать это перед поездкой и правильно одеваться. Я, к примеру, увлекшись фотопогоней за зайцем на Авачинском перевале, провалился в сугроб по пояс — стоило немного сойти с тропы. Обязательный аксессуар в горах — солнцезащитные очки, они здорово нас выручали.

Отправляться к камчатским вулканам в одиночку — не лучшая идея, нужно брать проводника. Есть опасность схода лавин, к тому же можно нарваться на медведя-шатуна или рысь.

В любое путешествие я беру аптечку и всем рекомендую. На Камчатке она пригодилась, когда один малыш затемпературил после экскурсии на Авачинский перевал. Мы дали ему жаропонижающее, и на второй день все прошло.

Самолет из Москвы был заполнен под завязку, но я не заметил туристического бума на Камчатке зимой. Наоборот, многие кафе и заведения, рассчитанные на туристов, не работали. В термах даже в праздничные дни было немноголюдно, а в будни вообще почти пусто. У меня создалось впечатление, что они работают себе в убыток.

Нам понравилась отзывчивость местных, которые часто помогали. Ни разу не столкнулись с проявлением вербальной агрессии или надувательством. Самым большим минусом Петропавловска-Камчатского для нашей семьи стало плохое состояние тротуаров: снег убирали номинально, было скользко, детвора часто падала. Вторая проблема — довольно дорогие экскурсии. На Итурупе, Алтае и Сахалине за схожие развлечения мы платили в два-три раза меньше.

Общие впечатления от Камчатки положительные: мы вкусно питались и не сильно мерзли. Я и супруга смогли полноценно отдохнуть благодаря смене обстановки и новым знакомствам. Детям особенно понравилось, что мы регулярно плавали в термах. Купили им на память мягкие игрушки — касаток и крабика. Теперь малыши с ними спят и периодически спрашивают, когда мы снова полетим на Камчатку.

Еще в качестве сувениров привезли домой икру, крабов, рыбу, варенье из диких ягод, оленину. Понравился местный трикотаж, поэтому купили детям футболки. Потратили на это примерно 30 000 ₽.

Если давно мечтаете побывать на Камчатке, не бойтесь и не откладывайте на потом. Там можно организовать комфортный отдых для всех, на любой вкус и возможности.

Расходы на путешествие на Камчатку вшестером на новогодние праздники — 337 500 ₽