«Работать с языком, а не с картошкой фри»: как найти подработку студенту-филологу
Поиск работы для выпускника давно стал темой мемов, а если речь идет о филологах — в дело вступают шутки о фастфудах, супермаркетах и магазинах электроники.
Эти советы пригодятся тем, кто хочет работать с языком, а не с картошкой фри. Большую часть описанных способов подработки легко совмещать с учебой, основной работой или между собой.
Локализация контента и перевод комиксов
Кому подойдет: тем, для кого сидеть сутками дома за компьютером — привычное дело.
Чтобы овладеть необходимыми навыками, тренируйтесь в системах коллективного перевода. Тут и практика, и оценка, и обратная связь. Например, на сайте translatedby.com. Если не уверены, с чем хотели бы работать, пробуйте все подряд. Переводить инструкции к нефтегазовому оборудованию бывает не менее увлекательно, чем детективы.
Не забудьте изучить автоматизированные приложения для перевода: Trados или Smartcat. Скорость перевода растет, а качество только увеличивается.
Перевод на фрилансе. Попробуйте зарегистрироваться на Upwork или другой платформе для фрилансеров. Помимо переводов, заказчикам часто требуются написанные с нуля тексты, копирайт и редактура. Стоимость одной страницы перевода размером 1800 знаков с пробелами колеблется от 200 до 600 ₽ в зависимости от сложности текста.
Локализация контента. Рынок локализации растет, и пока системы машинного перевода ошибаются, будут нужны живые переводчики. Идеальный вариант: заметить в продукте ошибку перевода и прислать свою версию с комментарием, что вы тоже переводчик и готовы помочь. Впрочем, рассылка портфолио с фразой «я в восторге от вашего продукта и мечтаю его локализовать» тоже пойдет.
Локализация обходится заказчикам в 50 $ (3935 ₽) за час работы переводчика или 25 $ (1967 ₽) за 1000 знаков без пробелов за услуги агентства. Во втором случае переводчик получает 40—60% от суммы. Вы можете снизить цены или устроиться в то же самое агентство.
Перевод комиксов. Это приносит доход, если вы работаете с изначально интересным материалом. Регистрируйтесь на сайте «Авторский комикс», выкладывайте переводы и прикрепляйте к постам ссылку на свой патреон.
Устный перевод и экскурсии для иностранцев
Кому подойдет: тем, кто любит общаться с людьми.
Начать сразу зарабатывать на устном переводе сложнее всего. Перед тем как рассылать резюме всем крупным иностранным компаниям в городе, наберитесь опыта. Начните с чтения профильной литературы и простых тренировок: мысленно и вслух переводите речь друзей, фильмы и песни.
Экскурсии для иностранцев. Особенно актуально для тех, кто живет в регионе и интересуется краеведением. Напечатайте визитки и разместите их в больших гостиницах, иногда администраторы оставляют их бесплатно, иногда — за процент с клиентов. Музеи и галереи в небольших городах тоже обычно не держат в штате гида-переводчика, но не забудьте подготовить программу прогулки и изучить экспонаты. Работа сезонная — как раз для студентов.
Волонтерские проекты. Во-первых, это полевая практика. Во-вторых, они хорошо выглядят в резюме. В-третьих, такие проекты помогают завести полезные знакомства, а значит — найти оплачиваемую подработку.
Чтобы установить приемлемый ценник, узнайте, сколько просят ваши конкуренты. В агентстве среднего российского миллионника час устного перевода на английский язык стоит 700 ₽. Если нет опыта, вычитайте 100—200 ₽ от самой низкой цены агентства, но не больше — иначе клиент подумает, что вы некомпетентны, раз просите так мало.
Репетиторство и преподавание в языковых школах
Кому подойдет: тем, кто готов делиться знаниями.
Регулярно занимайтесь тем языком, который собираетесь преподавать. Подпишитесь на профессиональные группы в социальных сетях, но имейте в виду, что в Инстаграме гораздо меньше полезной информации и больше рекламы. Читайте полезные темы для начинающих: в комментариях преподаватели иногда помогают найти учеников. Там же можете попросить посоветовать книги по методике, которые будут полезны студенту, — вам с удовольствием подскажут.
Репетиторство. Обычно первые ученики — это школьники, которых нужно подтянуть. Ищите их через группы города или района в соцсетях: напишите объявление в рекламной теме и укажите свои преимущества. Хорошо работают объявления на остановках и подъездах рядом со школами и детскими садами. Ориентируйтесь на район, где живете, — так сэкономите на транспорте.
Преимущество выпускника — цена и мобильность. Клиенты крайне редко способны оценить преподавателя и качество предоставляемой услуги, поэтому родители школьников предпочитают обращаться к студентам «хороших» вузов с баллами ЕГЭ от 80 и выше. Ведь они делают то же, что и дипломированные профессионалы, только дешевле и на дому: не приходится по часу возить ребенка к репетитору.
Чтобы установить цену, позвоните конкурентам от имени родителя и смело вычитайте 100—200 ₽ от озвученной суммы. Стоимость академического часа в Москве начинается от 800 ₽, в миллионнике — от 500 ₽.
Языковые центры и онлайн-школы. Этот вариант подойдет тем, кто уже учится на старших курсах. Оказавшись в дружелюбном коллективе, вы получите знания и поддержку. Если не повезет — обзаведетесь полезным опытом. Средняя зарплата учителя в языковой школе в Москве — от 50 000 ₽, в миллионнике — от 25 000 ₽.
Сайты для изучения языка с носителями. Можете попробовать зарегистрироваться на сайте Italki и преподавать русский язык для иностранцев. Или давать уроки английского, но брать меньше денег, чем носители. Занятие стоит от 10 $ (787 ₽) за час.
Не занимайтесь бесплатно даже с родственниками или друзьями: просите хотя бы сто рублей. Во-первых, бесплатные уроки воспринимаются несерьезно и приводят к отмене занятий. Во-вторых, бесплатная помощь отрицательно влияет на отношения.
Реклама, редактура и технические тексты
Кому подойдет: тем, кто лучше пишет, чем говорит.
Не проводите ни дня без новой строки, абзаца или главы. Пишите посты для блога, статьи, художественные тексты — выкладывайте все в соцсетях и на развлекательных площадках. Например, если ваши статьи на «Яндекс-дзене» прочитают 7000 раз за неделю, вам станет доступна монетизация. Не забывайте прислушиваться к конструктивной критике.
Редактура и корректура. Если вам больше нравится редактировать, а не создавать — тренируйтесь. На площадках самиздата авторы часто ищут бесплатных редакторов, но не забудьте внести это в резюме. Корректура стоит от 40 ₽ за 1800 знаков с пробелами, редактура — от 60 ₽ за тот же объем.
Реклама. Люди, которые умеют писать захватывающе и грамотно, нужны и в рекламе — от написания текста для вывески и придумывания астрологических прогнозов до создания сценария для телевизионных роликов и наполнения сайтов. Рекламный текст стоит от 1000 ₽ за 1800 символов.
Услуги технического писателя. На стыке программирования и лингвистики можно найти восхитительные вакансии технических писателей. Если максимально упрощать, это человек, который пишет документации и инструкции к техническим разработкам. Технические писатели зарабатывают от 30 000 до 100 000 ₽ в месяц в зависимости от документированного продукта и компании, на которую они работают.
Издание книги. Если пишете художественную литературу или публицистику, подумайте об издании книги. Вариантов масса: можно воспользоваться услугами издательства или попробовать сделать все самостоятельно. В конце концов, люди ведь все еще читают романтическую фантастику и детективы.
Личный блог, аудиокниги и стендап
Кому подойдет: тем, кто лучше говорит, чем пишет.
Самое главное — учитесь рассказывать. В этом вам помогут пособия по риторике и постоянная практика. Превратите каждое выступление на университетском семинаре в полноценную речь — заодно научитесь делать из занудных текстов увлекательные рассказы и поднимете настроение одногруппникам.
Запись аудиокниг. Обладателям приятного голоса и хорошей дикции прямая дорога в озвучку и чтение аудиокниг. Обратитесь в издательства или компании, занимающиеся локализацией. Например, Литрес набирает чтецов до 1 июля.
Личный блог на Ютубе или в Инстаграме. Рассказывайте понятными словами о Соссюре и второй палатализации, сопровождая тексты привлекающими внимание иллюстрациями. Или хотя бы несите в массы базовую грамотность. Можно заработать как минимум на монетизации каналов: например, Ютуб платит от 0,5 $ (39 ₽) до 1 $ (78 ₽) за 1000 просмотров ваших видео с подключенной рекламой.
Стендап. Если шутите как бог, тренируйтесь в стендапах. Получить реакцию публики можно на открытых микрофонах. Если умеете придумывать шутки, но не обладаете сценичной внешностью и актерским мастерством, пишите на заказ. Стоимость текста для стендапа начинается от 500 ₽ и ограничивается только вашей фантазией. Цена услуг стендапера на мероприятие зависит от популярности и смелости артиста.