«В роддом я уже не поехал»: рабочий день машиниста, когда все пошло не по плану

История читателя

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Артём

справился с неожиданной поломкой

Я работаю машинистом электровоза пассажирского поезда в Санкт-Петербурге с 2014 года.

У нас ненормированный график, зато коллектив хороший. Расскажу о своем рабочем дне 22 августа 2017 года. Утром у меня родился сын, а я в это время находился в поездке в Вологодской области, в городе Бабаеве.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

О работе

Наше депо обслуживает три направления из Санкт-Петербурга: в Москву, Свирь, Бабаево. В графике есть поездки на все — их примерно одинаковое количество, но всегда можно поменяться с коллегами. Например, я больше всего люблю ездить в Москву, но на Ленинградский вокзал, куда я езжу, идут в основном ночные поезда. Кому-то тяжело ехать в Москву всю ночь, и он предлагает забрать у него Москву, а он взамен съездит в Бабаево или Свирь.

В обратную сторону это также работает: если я не хочу ехать в Бабаево или Свирь, ищу того, кто любит туда ездить, и предлагаю поменяться.

График на новый месяц мы получаем в конце текущего. В нем обычно 8, 10 или 12 поездок. Одна поездка, как правило, длится два или три дня. Например, в Москву я еду с понедельника по среду. В понедельник вечером отправление, всю ночь еду, во вторник утром приезжаю в Москву, там сплю целый день — это не оплачивается, потом во вторник вечером явка в депо. Всю ночь еду и в среду утром или днем — зависит от расписания — приезжаю. На следующий день вечером опять такая же поездка, потом выходной или два — или опять в поездку.

У нас суммированный учет рабочего времени — с поездки в Москву у меня выходит 20—24 рабочих часа. После каждой поездки часы суммируются, если их больше нормы, переработка оплачивается согласно ТК: первые два часа — в полуторном размере, остальные — в двойном.

Депо находится рядом со станцией метро «Лиговский проспект», а поезд отправляется с Ладожского вокзала. Из дома до работы добираюсь на метро, а дальше мы едем на электровозе по железной дороге в точку отправления.

Когда возвращаемся, поезд едет дальше уже с другими машинистами — мы выходим на Ладожском вокзале, откуда потом едем в депо, затем на метро или на служебной развозке домой. В ночное время нас всегда забирают на машине.

Кабина героя статьи — ЧС2т. В правом углу — КЛУБ, комплексное локомотивное устройство безопасности, прибор, в который вводятся все параметры движения поезда: табельный номер, вес поезда, количество осей, вагонов. Источник: Vasiljev Sergei / commons.wikimedia.org
Так выглядит этот электровоз снаружи. Источник: Neu-Zwei / commons.wikimedia.org
Кабина электровоза, которым я теперь управляю
Моя рабочая сумка, где я держу расписание поездов, канцелярию, зарядки для гаджетов, разводной ключ, отвертки, комплект перемычек, колышки, кружку для чая и тапочки. Между вагоном и локомотивом нет прохода, поэтому готов ко всему
Так выглядит бланк ограничений скорости. Ограничений много, надо быть внимательным, но при этом стараться ехать по расписанию. Превышать скорости нельзя, даже чуть⁠-⁠чуть

Рабочий день

Днем 20 августа я отвез жену в роддом и пошел домой готовиться к поездке — выспаться и приготовить еду с собой в локомотив.

Явка на работу у меня была 21 августа в 12 часов дня. Перед работой заехал в роддом — завез жене пару бутылок воды, потом поехал в депо на медицинский осмотр и инструктаж — его мы проходим на электронном терминале.

Как правило, перед каждой поездкой говорят одинаковые вещи: летом это грозы, ливни, усиление ветра, зимой — ледяной дождь, усиление ветра, весной напоминают про участки, где много талой воды и может произойти подмыв путей. Также пишут про антитеррористические мероприятия: про запрет на посылки, необходимость проявлять бдительность при нахождении посторонних людей на железной дороге. Еще уведомляют о ремонте путей и пишут, как в этом случае организовывается пропуск поездов. Если есть изменения в расписании, их тоже выкладывают.

После всех процедур мы отправились с машинистом — тогда я еще работал его помощником — на электровоз. Включили его и, убедившись, что все оборудование работает исправно, поехали на Ладожский вокзал прицепляться к вагонам.

После прицепки и проверки тормозного оборудования вагонов мы отправились по расписанию до станции Бабаево — это 350 км пути, по времени примерно шесть часов. Где-то через час пути на нашем электровозе случилась неисправность — поняли это по сигнальным лампам на пульте управления.

Поломка была стандартная, и алгоритм действий отработанный. Как истинные профессионалы своего дела, мы быстро устранили ее и поехали дальше, весь остальной путь прошел без замечаний.

Приехав в Бабаево, мы отцепили наш электровоз, загнали его на пути отстоя, выключили и пошли спать. Было около 22 часов, отправление обратно в Петербург — 22 августа в 12 часов дня, подъем — в 10 утра.

Проснувшись в восемь утра, я увидел сообщение от жены с поздравлениями: у меня родился сын, смс пришла в шесть утра. Поезд, с которым нам предстояло ехать, прибывал в Петербург около 19 часов и дальше ехал в Москву с другими машинистами, а мы шли домой отдыхать. Естественно, я запланировал сразу с вокзала ехать в роддом, но все пошло не по плану.

Проблема и ее решение

Мы прошли медосмотр и отправились на электровоз. Снова убедились, что все оборудование работает исправно, и стали ждать, когда приедет наш поезд. После этого поехали прицепляться к вагонам. После прицепки и проверки тормозного оборудования отправились в путь.

Когда до Петербурга оставалось 20—25 км, электровоз подкинул нам неисправность — такую же, как и по пути в Бабаево. Повторив те же манипуляции, что и вчера, мы продолжили путь. Но скоро стало ясно, что в этот раз проблема немного серьезнее: прошлый алгоритм действий не помогал. Если провести аналогию с машиной, суть неисправности заключалась в следующем. Если поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, потом включить передачу будет невозможно, а раз невозможно включить передачу, то и разогнаться тоже не получится.

Докатившись до Ладожского вокзала по инерции, мы остановились. В кабину вошли новые машинисты, которым предстояло довезти наш поезд до Москвы. Мы стали рассказывать им суть проблемы. Здесь поясню, что стоянка поезда была всего 12 минут, а за это время новым машинистам нужно:

1. Проверить тормозное оборудование вагонов.
  2. Проверить радиосвязь с начальником поезда.
  3. Проверить ограничения скорости до Москвы.
  4. Ввести необходимые данные в прибор безопасности — табельный номер, вес поезда, количество колес, номер пути, с которого отправляемся.
  5. Проверить правильность заполнения поездных документов.
  6. Заполнить свои экземпляры поездных документов.
  7. Заполнить бортовой журнал.
  8. Наполнить термосы кипятком из вагона, чтобы пить в дороге чай.

Машинист, который пришел нас менять, увлекался фотографией. Придя на электровоз, он первым делом достал свой профессиональный фотоаппарат и кучу объективов к нему. Попутно он вводил данные в прибор безопасности, другой рукой достал расписание, при этом проверяя тормоза и рассеянно слушая нас, а его помощник в это время убежал в вагон за кипятком.

В общем, суть проблемы они поняли минут за семь до отправления поезда. Коллективным разумом было принято решение собрать аварийную схему, но вот беда: никто из четырех присутствующих в кабине человек не помнил наизусть, что именно надо делать. Еще минута на звонок в депо — инструктору, чтобы тот рассказал, что конкретно нужно выполнить.

И вот за три-четыре минуты до отправления мы приступили к сборке аварийной схемы. Напомню, у меня в тот день родился сын, и аварийные схемы меня тогда интересовали меньше всего на свете. Но бросить своих коллег я не мог, и мы начали втроем бегать по электровозу. А машинное отделение на электровозе ЧС2т такое, что человек средней комплекции там проходит нормально, но двое не разойдутся.

Если опять провести аналогию с машиной, суть схемы заключалась в следующем: нам необходимо было установить рычаг коробки передач на четвертую передачу с выключенным двигателем и потом, после включения двигателя, машина должна ехать сразу на четвертой передаче. Для профессионалов — СП с места на ЧС2т. После достижения нужной скорости выключаем двигатель и катимся по инерции, когда опять нужно разогнаться — снова включаем двигатель, и так всю дорогу.

В итоге с вокзала ребята выехали на 20 с лишним минут позже, после проверки работоспособности схемы мы выпрыгивали из электровоза на ходу — 1—2 км/ч.

В Москву поезд прибыл согласно купленным билетам — по расписанию то есть. Мы доехали до депо на служебной машине, написали подробный рапорт, что было сделать сложнее, чем обычно: пытались одновременно унять адреналин, уровень которого просто зашкаливал. Еще любопытные коллеги, которые в этот момент находились в комнате инструктажа, через плечо заглядывали и спрашивали, а что у нас там было.

В итоге мы ушли из депо в районе 22 часов. Естественно, ни в какой роддом я уже не поехал, приехал на следующий день.

В моей практике такой поломки больше не было, чтобы такое случилось у коллег — тоже не слышал. Железная дорога подкидывает сюрпризы именно в тот момент, когда к ним максимально не готов. Когда ты собран, сконцентрирован и постоянно находишься в состоянии оперативного покоя, все проходит идеально. Вот она — повышенная психоэмоциональная нагрузка, и это одна из причин, по которой нас отпускают на пенсию на 10 лет раньше, в 55 лет.

Сыну сейчас шесть лет, готовится идти в школу. Эту историю еще не слышал, расскажу, как подрастет :)

РедакцияС какими неожиданными неприятностями или поломками вы сталкивались в вашей работе?
  • kuskus kuskusЕсли плохо спит можно и сейчас рассказывать16
  • Системный инженерУх, ё, ЧС2Т. Старые уже.0
  • Martin EdenЧитал про работу машинистов и пом. машинистов, чет там ад какойто.0