6 вещей, которые надо помнить при работе с репетитором по английскому
Казалось бы, нанял репетитора — и ждешь результатов.
Но уроки с преподавателем — не волшебная пилюля. Даже с таким, у которого множество положительных отзывов и престижных сертификатов. Это лишь один из инструментов обучения, которым надо уметь пользоваться, чтобы получить максимальную пользу.
Я преподаю английский 15 лет, нанимала и тестировала специалистов для собственной языковой школы. Кроме того, я фанат изучения иностранных языков, поэтому десятки раз подбирала для себя репетиторов.
За это время я выработала принципы для поиска и оценки преподавателей. Расскажу на примере английского, но большинство приемов и принципов относятся к изучению любых иностранных языков.
Подбирайте преподавателя под конкретные задачи
Самый хороший преподаватель бесполезен, если его методы или навыки не совпадают с вашими целями. Поэтому, перед тем как начать искать репетитора, определите, чего вы хотите — чем точнее, тем лучше.
«Выучить английский», на мой взгляд, слишком абстрактная цель. Очень часто у людей, с которыми я работаю, есть желание таким образом закрыть гештальт и поставить галочку, но это не к преподавателю.
Для конструктивной работы сузьте запрос, решив, для чего вам нужен язык. Например:
- общаться с коллегами из других стран на рабочие темы — значение имеет даже область деятельности;
- общаться в путешествиях;
- уехать учиться за границу;
- понимать все слова в любимых песнях и фильмах;
- читать литературу в оригинале.
Даже эти примеры охватывают много разных аспектов, можно сузить сильнее. Определение конкретной цели поможет и вам, и преподавателю. Скажем, подготовка к международному экзамену обычно заточена под формат этого экзамена, репетитор по TOEFL не подготовит к IELTS, и наоборот.
А то же аудирование можно подтянуть и самостоятельно с помощью «Ютуба» или подкастов — и вообще не тратиться на репетитора.
Оценивайте знания преподавателя
Всегда стоит начинать знакомство с преподавателем с пробного урока. Он может быть платным, бесплатным или укороченным — в зависимости от преподавателя и конкретной платформы. Стоит только предупредить, что вы отбираете преподавателей и дадите окончательный ответ после того, как познакомитесь со всеми кандидатами. Не бойтесь отказывать: преподавателей европейских языков и английского в частности действительно много.
Оценить преподавателя, особенно если почти не знаешь язык, непросто. Но есть несколько факторов.
Международные сертификаты и отзывы. Как правило, они есть у большинства хороших специалистов — чем свежее, тем лучше.
Сертификаты — не только стандартные IELTS или TOEFL, но и специальные преподавательские дипломы вроде Delta и Celta. Ориентируйтесь на уровень Advanced или Proficiency (С1 или C2), ниже B2 опускаться не стоит. Зачастую большие языковые центры нанимают людей, которые знают английский едва ли выше среднего, и бросают их на базовые группы.
Вместе с тем не зацикливайтесь на сертификатах — почитайте отзывы учеников или блог преподавателя, если он есть. Когда не надо готовиться к конкретному международному экзамену, вполне подойдет преподаватель и без сертификатов, но с опытом.
Способность объяснять. Хорошее владение языком не гарантирует, что преподаватель сумеет передать знания. Это касается и носителей: они хоть и говорят на языке с рождения, не всегда знают правила и не могут доступно их разъяснить.
Хорошее объяснение ни с чем не спутать: оно выстраивает ясную картину. У меня в запасе два варианта:
- пусть преподаватель расскажет что-то по теме, которую вы уже знаете, или поработает с вами над известным вам текстом;
- наоборот, попросите начать с темы, которую вы вообще не понимаете и на которой спотыкались не раз.
Когда я тестировала сотрудников в свою языковую школу, то, как правило, просила рассказать о Present Perfect или условных предложениях. По моему опыту, понимание этих тем дается русскоязычным студентам с неизменным трудом.
Обе темы — основы основ и одновременно большая проблема для многих обучающихся. Любой опытный педагог объяснял их сотню раз, и то, как он будет работать с темами, — это срез его опыта, тактик, методик и подачи.
Симпатия и личный контакт. Не краеугольный камень, но они помогают сделать обучение эффективнее. Далеко не все зависит от учителя, ведь процесс обоюдный. Напротив, большая часть ответственности лежит именно на ученике. Важно, чтобы наставник вдохновлял примером, увлеченностью, специально подобранными заданиями, а работа приносила приятные эмоции. Даже если педагога рекомендовали надежные люди, доверьтесь собственным ощущениям: если вам некомфортно, не мучайтесь.
Помните, что преподаватель может что-то не знать
Это нормально. Преподаватель-носитель часто не знает правил, по которым надо говорить так, а не иначе, а неноситель бывает плохо знаком с актуальным словоупотреблением, фразеологизмами. Хороший педагог всегда признается в ошибке и объяснит, как ее избежать. А если чего-то не знает, уточнит к следующему занятию и, возможно, расскажет что-то сверху.
Словом, хороший преподаватель постоянно совершенствуется. В университетах, например, весь преподавательский состав проводят через обязательные повышения квалификации. Хороший преподаватель то изучает авиационный английский, то постигает основы современного Received Pronunciation, знает, где и как прокачать язык, потому что сам его прокачивает. Это значит, что педагог работает по актуальным материалам и не будет требовать, чтобы вы употребляли shall для первого лица в будущем времени, потому что в учебнике столетней давности это отмечено как норма.
Договаривайтесь о домашнем задании
Лучше сразу: будет ли оно и сколько, ведь объем влияет на учебный план. Более того, если вы наняли педагога, который верит в ценность самостоятельной работы, а вы ей заниматься не хотите, вы не сработаетесь.
Мне больше нравится называть домашку самостоятельной работой. В это определение входит не только набор заданных упражнений, но и вся связанная с языком практика без преподавателя. Самостоятельная работа учитывает и часы, проведенные в общении и чтении, и прослушивание подкастов, а не только тесты и ролики по грамматике. По моей оценке, для хороших результатов самостоятельной работы должно быть по крайней мере столько же, сколько и работы с преподавателем, а лучше в два-три раза больше.
Конечно, можно обойтись без домашки и самостоятельной работы, увеличив частоту встреч и время обучения с репетитором, но это не бесплатно.
Знайте, за что платите
Коротко: хорошие преподаватели стоят дорого. Если бюджет не позволяет, не обязательно заниматься с носителем или русскоязычным профессионалом. Для базового уровня можно найти преподавателя подешевле и менять учителей от уровня к уровню.
Я считаю, что работа с репетитором должна начинаться с проверки уровня языка. На основе результатов преподаватель составит учебный план. Но составление учебного плана — компетенция преподавателя-методиста, далеко не каждый может его написать: работник вуза — да, а репетитор-студент — вряд ли.
Найти такого специалиста можно на сайтах вроде «Ассоциации репетиторов», «Вашего репетитора» или на «Яндекс-услугах». При запросе ориентируйтесь не на слово «методист», а на опыт и место работы кандидата. На «Вашем репетиторе» занятие педагога, умеющего составить план, стоит 1500—2500 ₽ за 60 минут.
Это дорого, но можно сэкономить: пусть преподаватель-методист оценит ваши знания и составит план, а заниматься вы будете с другим репетитором, услуги которого дешевле, или с тем, кто не такой опытный, например со студентом лингвистического вуза. Не всем репетиторам это придется по душе, но хороший преподаватель-студент, скорее всего, от плана не откажется.
В будущем план поможет и учителю, и ученику: каждый будет знать, что работает только над актуальными задачами. Частый огрех педагогов — долгое изучение одной темы, которое ни к чему не приводит, например изучение времен. Если параллельно не брать другие темы, есть шанс застрять на одной.
Цены на индивидуальные занятия начинаются примерно от 500 ₽ за час у новичков, а то и меньше. Средний специалист возьмет 800—1500 ₽ за полтора часа, для хорошего русскоязычного репетитора цена варьируется от 1500 до 2500 ₽, даже больше. За эти деньги можно нанять и носителя на Italki. На цену влияют несколько факторов.
Русскоязычный или носитель. Как правило, занятия с носителями стоят дороже, чем с русскоязычными преподавателями, ведь любой носитель по умолчанию знает язык на C2. Но это не значит, что он доступно объяснит правила. Следовательно, час работы носителя не стоит автоматически 3000 ₽. Если вам нужны объяснения правил, среди носителей стоит выбирать профессиональных учителей, а если нужна работа над устной речью и преодоление страха, то можно брать и непрофессионалов.
Где живет преподаватель. Кроме образования и опыта репетитора, цену определяет регион, где живет педагог. Преподаватели из столиц могут обойтись куда дороже коллег из регионов — при том же качестве, опыте и образовании репетитора. Максимум в Москве составляет 2500—3000 ₽ в час, а в Туле — 1400—1700 ₽. Не стоит забывать о дистанционке.
Если вы позанимались уже с несколькими специалистами, попробуйте присмотреться к преподавателям подороже. Возможно, придется сократить количество занятий в неделю, но лучше раз в месяц заниматься с хорошим репетитором и копить вопросы на самостоятельной работе, чем два раза в неделю тратить время и деньги на работу с кем-то не слишком компетентным.
Меняйте преподавателей при необходимости
Если вы занимаетесь больше трех месяцев, исправно выполняя задания и не теряя мотивации, а эффекта нет, смело меняйте преподавателя. За три месяца можно сделать ощутимый шаг вперед. Аналогично — если занимаетесь больше года, но по-прежнему не ощущаете языковой свободы. За год по силам дойти до более-менее свободного общения даже с нуля.
Если преподаватель вам подходит, но есть трудности — например, он смыслит в грамматике, но не работает с произношением, — уменьшите число занятий с ним и найдите второго репетитора. О таких маневрах лучше предупредить сразу обе стороны. Можно изначально заниматься с разными репетиторами разными аспектами языка: с одним погружаться в теорию, а с другим больше говорить.
По-настоящему хорошие преподаватели не засиживаются в репетиторах и уходят — кто в синхронные переводчики, кто в науку, а кто на полную ставку в университет. Если занятия с преподавателем мечты закончились, это не повод бросать язык. Можно найти двух-трех менее опытных преподавателей и параллельно искать новый идеал.
Запомнить
- Определите, зачем учите язык, и найдите преподавателя именно для этой цели.
- Чтобы оценить знания преподавателя, попросите его рассказать что-нибудь по известной вам теме.
- Хороший преподаватель, если чего-то не знает, ответит на вопрос на следующем занятии.
- О домашнем задании и его объеме лучше договориться заранее.
- Начинать занятия лучше с оценки знания и учебного плана, но преподаватели, которые умеют их составлять, стоят дорого.
- Преподавателей нужно менять, если они не подходят.