Детская мечта, спортивный интерес и бизнес: как люди становятся капитанами яхт
В яхтинг приходят, чтобы вырваться из рабочей рутины, испытать себя, попробовать что-то новое или даже встретить любовь.
В России этот вид отдыха только набирает популярность из-за неразвитости инфраструктуры. Стоянки судов на черноморском побережье заняты полностью — парковочных мест не хватает и пришлось даже ввести лист ожидания.
Поговорили с любительницей, капитаном и соосновательницей компании, которая организует яхтенные путешествия, о том, как они учились, получали морские права, и что нужно знать новичкам.
Начало пути
Я долго думала, что адреналиновые виды спорта — не мое. Но как-то узнала, что мой одноклассник Сергей Синицын набирает людей в путешествия с «Дружеской регатой». Мне пришло от них приглашение поучаствовать в горнолыжно-яхтенном сафари в Черногории, и я решила попробовать.
С тех пор успела побывать в составе яхтенного экипажа в Черногории, Италии, Греции, Шотландии, Норвегии, несколько раз в Турции, а также совершить большой перегон с Мальорки на Гибралтар. Чем больше плавала, тем больше хотелось узнать о конструкции яхты и о том, как ей управлять, а не просто быть туристом и любоваться закатами. В конце концов решила получить капитанские права, чтобы лучше разобраться в устройстве яхты и управлении.
Обучение
Основы я получила в путешествиях. А фундаментальные знания — на курсе управления парусно-моторной лодкой с той же «Дружеской регатой» в 2017 году. Двухнедельное обучение проходило в Черногории, одновременно теория и практика: сразу на лодке с выходом в море. Удобно, когда ты изучаешь теорию не вдали от реальной лодки, марины, парусов и лебедок, а глядя на них и отрабатывая теоретические знания на практике.
Обучение стоило 1580 € с человека. Сюда не входили перелет в Черногорию, питание, страховка и доставка сертификатов о прохождении обучения. Сверху вышло еще где-то 600 € на человека.
Где теорию и практику осваивают раздельно
В яхт-клубе «Навигатор» или в «Силе ветра» в Москве теорию учат в городе, а на практику выезжают на море. В таком случае обучение выйдет немного дешевле:
- в «Навигаторе» теоретический блок стоит 35 000 ₽, недельная практика — 1250 €;
- в школе капитанов у «Силы ветра» полтора месяца теории стоят от 25 500 ₽, 10 дней практики для новичков — от 110 000 ₽, еще 18 000 ₽ уйдет на оформление документов.
За две недели 4—6 учеников, естественно, не могут достаточно хорошо отработать все маневры. Управление парусами, швартовка, выход из марины — все действия требуют практики. Обучение яхтингу похоже на обучение вождению: проходишь 10 уроков в автошколе, а потом еще два года учишься ровно парковаться.
Уроки начинаются с брифинга. Все сразу понимают, что такое марина (место стоянки судов), записывают, на что обратить внимание при приемке лодки. Наглядно это усваивается гораздо лучше. Когда теория и практика изучаются разом, можно переключаться: то знаки и сигналы учите, то пошли парус поставили.
Самое сложное в управлении яхтой — взять на себя ответственность за лодку и экипаж. Риск допустить ошибку и что-то испортить достаточно большой. На яхте просто необходимо соблюдать технику безопасности и нельзя попустительски к ней относиться.
Во время обучения меня научили хорошей морской практике: проверять масло в двигателе перед выходом, опреснять лодку (то есть мыть ее пресной водой) по возвращении, не кидать крупные пищевые отходы за борт.
Права на управление яхтой в основном выдают три организации: IYT, RYA и ISSA. Я получила базовые права шкипера IYT. Шкипером называют капитана яхты или малого судна.
Действуют ли международные права в России
Нет, в России действуют только документы от ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам. Чтобы подготовиться к местному экзамену, нужно пройти курсы длительностью от 1 до 3 месяцев в любом городе — или дистанционно, — стоят они в среднем 9000—15 000 ₽. Затем — сдать экзамен в ГИМС, дополнительно заплатив пошлину в размере 1300 ₽ и предоставив медсправку. Ее можно получить бесплатно в обычной поликлинике или в частной за 1000—3000 ₽.
Но мне ближе большая вода, российские реки и озера не привлекают, поэтому не вижу смысла получать права от ГИМС. К тому же в России нет инфраструктуры, комфортнее слетать в Турцию.
Кто выдает международные права на управление яхтой
Название организации | Лицензии | Теория | Язык обучения | Повышение уровня |
---|---|---|---|---|
IYT | Только дневные на первых уровнях, есть срок годности | Качественная, но слишком много | Любой | Принимают все лицензии |
RYA | Бессрочные | Онлайн, качественные материалы | Только английский | Необходимо проходить обучение сначала, если предыдущая лицензия выдана другой организацией |
ISSA | Бессрочные | Нет единого стандарта преподавания | Любой | Принимают все лицензии |
Кто выдает международные права на управление яхтой
IYT | |
Лицензии | Только дневные на первых уровнях, есть срок годности |
Теория | Качественная, но слишком много |
Язык обучения | Любой |
Повышение уровня | Принимают все лицензии |
RYA | |
Лицензии | Бессрочные |
Теория | Онлайн, качественные материалы |
Язык обучения | Только английский |
Повышение уровня | Необходимо проходить обучение сначала, если предыдущая лицензия выдана другой организацией |
ISSA | |
Лицензии | Бессрочные |
Теория | Нет единого стандарта преподавания |
Язык обучения | Любой |
Повышение уровня | Принимают все лицензии |
Материалы и онлайн-сообщество
У нас были базовые материалы для изучения МППСС (Международные правила предотвращения столкновения судов), это как ПДД для автомобилистов. Также в «Дружеской регате» нам дали список дополнительной литературы. Например, среди рекомендованных книг — «Яхтенный капитан» Владимира Ватрунина и «Яхтинг. Полное руководство» Джеффа Тогхилла.
Также все выпускники добавляются в капитанский чат, своеобразный клуб взаимопомощи и обратной связи. Достаточно часто практикующие капитаны обмениваются в нем лайфхаками, разбирают нештатные ситуации. Например, когда два капитана из сообщества шли через Атлантический океан, весь чат помогал советами: как проходить те или иные участки в зависимости от прогноза погоды и ветров. Поскольку на лодках в открытом океане нет интернета и спутниковый телефон принимает только короткие сообщения, готовили план на берегу, изучая все обстоятельства, и штаб уже транслировал капитанам на лодках ситуацию и предложения.
Через этот чат я продолжила узнавать новое и после выпуска — даже больше, чем из книжек. Иногда в реальном времени: сейчас человек находится в море, у него нештатная ситуация, и он просит помощь зала. Это здорово, потому что я понимаю, что если выйду в море одна, смогу в любой момент обратиться к сообществу.
Советы новичкам
Яхтинг — это серьезно. Помните о правилах безопасности, любая халатность на лодке недопустима. Берегите и людей, и лодку.
Записывайте. Если в первые полгода после учебы не выйти в море хотя бы в составе экипажа, а лучше в качестве капитана, вы сильно потеряете в навыках. Все важные моменты, например по приемке лодки, нужно записывать, чтобы потом перечитать и вспомнить.
Найдите единомышленников. Дружите с капитанами и создавайте свое сообщество. Если боитесь брать ответственность за друзей, найдите яхтсменов, желающих отправиться в путешествие вместе. В «Фейсбуке» есть много групп, где через капитанское сообщество можно найти попутчиков, пообщаться с другими капитанами и купить нужное оборудование с рук:
- «Попутчики, матросы и капитаны — путешествия на яхтах»;
- «Яхтинг как стиль жизни»;
- «Из рук в руки. Только для яхтанутых».
Проверяйте на суше тех, с кем хотите выйти в море. Как минимум познакомьтесь с теми, кого берете на лодку. Находясь в замкнутом пространстве, в не всегда простых условиях, очень важно доверять команде и чтобы всем было комфортно.
Не бойтесь брать с собой детей. Многие переживают, что детей укачает, но в итоге они визжат от восторга и с яхты за уши их не оттащишь. Лучше всего брать с собой малышей от четырех лет, когда они уже уверенно стоят на ногах.
Борьба со стереотипами
В соцсетях я много пишу о яхтинге и о том, как он меня вдохновляет. В комментариях часто встречаю первый стереотип, что это дорого, сразу представляется яхта Романа Абрамовича.
Основные расходы в яхтинге приходятся на аренду. Цена меняется в зависимости от размера лодки, новизны, количества кают и спальных мест, сезона. Я смотрю цены на сайтах чартерных компаний или запрашиваю сразу у Сергея Синицына.
Сколько стоит аренда яхты
Есть и сайты, на которых можно найти информацию о стоимости аренды лодок по всему миру, например boataround.com:
- летом стоимость аренды четырехкаютной лодки в Черногории на четыре дня может доходить до 4000 €;
- в турецком Мармарисе есть варианты за 2500 € и дороже;
- в Хорватии и Греции аренда яхты на такой же срок может стоить 3000 €.
Цены на обучение тоже разнятся. В 2017 году я потратила около 1600 € на двухнедельную учебу, включая проживание. С учетом полученного опыта, нетворкинга, сопровождения и клуба по интересам это стоило своих денег. Тогда цена казалась не самой низкой, но у нас были самые современные и полностью укомплектованные лодки, чтобы ученики могли познакомиться с разными устройствами на одном судне, ведь у каждой лодки есть особенности.
Стоимость также зависит от квалификации инструктора: чем выше, тем дороже. Были предложения и за 500, и за 700 €, но я не уверена, что оттуда люди выходили с полными и правильными знаниями. В среднем стоимость обучения начиналась с 1000 €, включая неделю в море.
Второй стереотип: двух недель недостаточно для получения прав, якобы управлению автомобилем учатся несколько лет. Но если сложить часы на обучение в автошколе, получится примерно две недели — как и на яхте, ведь в автошколе учатся по паре часов в неделю, а здесь практически круглыми сутками.
Третий стереотип — яхтинг требует невероятной силы, спортивной подготовки. Так думают, глядя на гонки спортсменов-одиночек, но это другая история. Единственное требование, даже рекомендация — уметь плавать.
В одном из наших путешествий был мужчина с ограниченными возможностями здоровья, у него плохо функционировали рука и нога. Надо было видеть, как он прекрасно справлялся: постоянно стоял за штурвалом и делал это с удовольствием. Разве что не мог работать с парусами, потому что там нужна сила двух рук и ног. Но даже физически ограниченный человек может если не стать капитаном, но быть причастным к парусным путешествиям.
Четвертый стереотип — боязнь морской болезни: мол, я плавала когда-то в Геленджике на пароме в 1983 году и меня укачало. Настоящую морскую болезнь я встречала лишь однажды за пять лет. Девушке ничего не помогало, и она просто сошла на берег на пятый день путешествия.
Страх возникает из-за того, что многие не понимают физики парусной лодки. Тот же паром может довольно сильно качать на волнах, потому что у него нет стабилизатора. У парусной лодки есть парус и киль, который держит ее стабильно относительно моторной лодки или парома. Качка на парусном судне ощущается меньше, особенно если не принимать средства от укачивания сразу в первый день, а дать организму адаптироваться.
Начало пути
Я с детства мечтал о море, ходил в клуб юных моряков и думал поступать в гражданский флот. Но в последний момент понял, что слишком романтизирую профессию: в долгом плавании психологически сложно. Оставил замысел, но так или иначе искал способы вернуться к морю.
В феврале 2015 года я прошел двухнедельное обучение на шкипера и получил заветную корочку ISSA.
Я бывал в Турции, на Мальорке в Испании. В Греции, на самых популярных островах вроде Миконоса, на Санторини не дошел из-за шторма. Это был жесткий опыт, потому что, с одной стороны, там красивые, открыточные виды, а с другой — чудовищные марины с жуткими ветрами, из-за которых мы два дня не могли никуда выплыть. До сих пор вспоминаю, как катятся полутораметровые волны и ты не понимаешь, пройдешь ли сквозь них.
Еще бывал в Италии: в Неаполитанском заливе и на острове Капри, на озере Лаго-Маджоре, через него плыл Фредерик Генри в «Прощай, оружие!». На Канарских островах меня потрясли заповедники.
Я ходил только в европейских акваториях, потому что это дешевле. Сейшелы или Карибы получаются дороже. Надо ведь и самому денег на путешествие собрать, и чтобы у других членов экипажа они были. Первое коммерческое путешествие, которое я организовал и где был капитаном, было в Хорватию.
Обучение
Школ много, и цены очень отличаются: где-то только у одного человека есть тренерская лицензия, где-то — у целой организации, поэтому дороже. Я, когда шел учиться в 2015 году, чтобы максимально сэкономить, поехал в Турцию в феврале. Никакой роскоши и дорогих лодок. Школа называлась GoSailing, инструктор была компетентной.
В конце января прилетел в турецкий Мармарис — хорошее место для учебы, с хорошей акваторией и неплохими яхтами. В первую неделю я был единственным студентом, видимо, после Нового года туда никто не рвался.
Учебный день делится на две части. Сначала 3—4 часа слушаешь лекции прямо на яхте: инструктор рассказывает, а ты записываешь. Мне преподавали на русском. Но хорошо бы уметь самостоятельно поговорить с чартерной компанией и знать термины на английском, так вас поймут везде.
Затем вы выходите в море или в марину, например, отрабатывать швартовку. И так две недели, может, с одним выходным. Обучение интенсивное, информации много.
Что входит в программу обучения на шкипера (Inshore или Coastal Skipper)
Инструкторы немного меняют список, но обычно он такой:
- безопасность и первая помощь;
- терминология;
- метеорология и навигация;
- основы теории радио;
- внутренний быт (камбуз);
- такелажное дело, паруса;
- судовое оборудование и приборы;
- швартовка и якорение;
- правила расхождения судов (МППСС-72).
Если вы сдали экзамен на вождения автомобиля, то и яхтенную теорию сдадите. Но придется много практиковаться, плюс есть навигация: в школе учат вручную определять местоположение, на экзамене есть задания на расчет координат.
Я не высчитываю курс вручную, хотя на штурманском столе всегда есть бумажные карты и нас учили с ними обращаться. Но водители же сейчас не пользуются бумажным атласом дорог Москвы и области. Зачем, если в телефоне есть навигатор. Он проще, точнее и безопаснее.
Полезные ресурсы
Я учился по обычным учебникам IYT и RYA. На мой взгляд, учебник IYT поверхностный, у RYA лучше. В 2015 году у ISSA не было бумажного учебника, но в личном кабинете был электронный, им я пользуюсь до сих пор. На сайте ISSA есть и другие учебники в открытом доступе: шкиперский или по управлению шлюпкой. На «Яхтенных сезонах» есть еще несколько книг, в том числе советских, например, по метеорологии и хождению под парусом.
Иногда смотрю видео, но у меня нет любимого блогера-яхтсмена:
- Капитан Герман — опытом делится семья яхтсменов, которая перешла Тихий, Атлантический и Индийский океаны, посетила практически все экваториальные страны;
- Глеб Семеренко — обратите внимание на плейлист «Видеоуроки яхтинга школы Sailing Time», для новичка это почти как курс шкипера, все базовые вещи объясняются;
- «Интерпарус Яхтинг» — обзоры яхт от верфей Fountaine Pajot, Dufour Yachts, Neel Trimarans, RM Yachts, Allures;
- Sailing to Elysium — ведущие прошли кругосветку на круизной яхте, выиграли на аукционе еще одну, поврежденную ураганом, и сами восстановили за 150 дней.
Время от времени я хочу почитать о технических аспектах яхты, и такую информацию найти непросто. Не хватает бесплатного сайта со схемами и картинками, как в моей тетради, с простыми описаниями.
Скажем, хочу научиться тонкой настройке парусов. Когда идешь в прогулочном режиме, достаточно понимать общие принципы их работы. А если хочешь задействовать паруса на все сто, нужно освоить много нюансов: как что-нибудь подвинуть, чтобы добавить 0,2 узла к скорости. На регате это может иметь значение, и до такого уровня я еще не дошел.
Как-то раз мы со знакомым шли в тандеме в Италии. Приятель учился в той же школе, что и я. Он постоянно следил за парусами, думал, как их получше настроить. У меня до тонкостей пока не доходят руки. Я не только шкипер, но еще и менеджер. Эта работа забирает много времени: чтобы нас приняли в следующей марине, чтобы там все было забронировано, чтобы на берегу мы поели в нормальном месте, чтобы скутеры арендовались, чтобы вода и бензин заправились.
План развития
Я пока не хочу и не могу обучать других яхтингу. Если бы у меня было сообщество из людей, которые хотят учиться и которые уже ходили со мной, то да. Чтобы учить, мне также нужно будет получить тренерскую лицензию. По правилам ISSA мне нужно пройти еще два уровня обучения длиной около месяца, чтобы стать тренером и получить право выдавать корочки.
Пока я просто пытаюсь монетизировать то, что люблю. Собрал первую команду из незнакомцев по тем же лекалам, по которым раньше делал путешествия для своих. Судя по отзывам, путешествие по Хорватии всем понравилось.
Раньше, когда мы шли в путешествие со знакомыми и я был капитаном, читал четыре лекции до отъезда, рассказывал обо всем — от швартовки до навигационных огней, хотя последнее новичкам не нужно. Швартовка очень важна: вероятность смерти в процессе невелика, но можно попасть на деньги, если влететь в яхту за 20 миллионов долларов, а вокруг их часто много. В коммерческой поездке было только две лекции: про быт и технику безопасности.
Яхта — средство повышенной опасности, капитан несет уголовную ответственность за жизнь и здоровье экипажа. Большинство не знает, как делать искусственное дыхание при остановке сердца, как остановить кровь и спасти утопающего. Поэтому я сходил на дополнительные курсы оказания первой помощи. В 2015 этому точно не учили на капитанских курсах.
Начало пути
Мы с мужем Сергеем организовали «Дружескую регату» в 2014 году. Занимаемся парусными экспедициями, обучением, организуем регаты и подбираем яхты для аренды. За год до того, как все началось, Сергей решил стать капитаном и отучился в яхтенной школе.
После учебы Сергей сходил на одну из регат как участник. Это был опыт «как не надо»: много новичков, мало информации про безопасность. Он понял, что можно по-другому. Для этого нужно думать не только о безопасности, но и о том, чем будет заниматься экипаж, чтобы поездка не скатилась в пьянку. Тогда Сергей и задумал превратить хобби в бизнес.
И мы начали пробовать разные форматы. Сначала регаты для взрослых, а потом семейные. Так дети перенимают у родителей взгляд на мир и на отдых, приятно проводят вместе время путешествуя.
Мы подбираем экипажи во флотилии таким образом, чтобы у членов команды изначально были точки соприкосновения. Важно, чтобы детям было комфортно в одной лодке, стараемся подбирать их по возрасту и характеру. Это большая работа, и экипажи окончательно складываются, только когда набрана вся флотилия.
Какие вещи нужны на яхте
Всем участникам регаты нужна палубная обувь, чтобы защитить ноги, не поскользнуться и ни на что не напороться. На яхте много разных колесиков, крючков и палочек. Требования простые: немаркая прорезиненная подошва, чтобы не скользила, и зафиксированная пятка. Подойдут и мокасины из кожзама за 1300 ₽, и кожаные топсайдеры за 8400 ₽.
Если хотите почувствовать себя настоящим яхтсменом, купите перчатки. Они должны иметь нескользящую вставку на ладони и закрывать пальцы не менее чем на две фаланги.
И еще одна вещь, про которую если не сказать, никому в голову не придет: никаких чемоданов, только яхтенная сумка. Если возьмете чемодан, будете спать с ним в обнимку. В каютах хоть и много места для хранения, но они подчинены округлой эргономике корпуса. Пластиковый четырехугольный чемодан никуда не влезет, а мягкая сумка, которую можно свернуть, поместится в любой шкафчик. Подойдут и мешок за 1100 ₽, и модная непромокаемая сумка за 9500 ₽.
Если с вами ребенок до 15 лет, нужно взять спасательный жилет. Конечно, на лодке есть стандартное количество жилетов, но лучше выбрать его прямо с ребенком, чтобы он ему нравился и вызывал желание носить. Ребенок обязан находиться в спасательном жилете на борту лодки во время ее движения. Жилет должен сидеть по размеру и не натирать, важно, чтобы ребенок понимал, как его застегнуть. Опций много. Выбирайте максимально яркий, оранжевый или красный.
Технические знания
Если хотите просто поучаствовать в путешествии, знать теорию заранее необязательно. Например, у нас, когда гости заселяются на лодку, их встречает капитан и проводит первый брифинг: показывает, за что можно держаться, за что нельзя, как работают туалет и кухня, как можно разместиться на ночь. Второй брифинг — инструктаж по безопасности: как надевать спасательный жилет, как крепиться специальными спасательными ремнями в большую качку.
За несколько дней экипаж разбирается, что к чему. Но чтобы стать шкипером, этих знаний недостаточно и нужно проходить отдельное обучение, где все время посвящено теории и практике. Может быть, знаний из путешествия хватит для матроса, но и в этом случае, чтобы получить корочку, нужно специально готовиться к теоретическому экзамену:
- освоить устройство парусной яхты;
- морскую терминологию и технику безопасности;
- швартовку;
- основы метеорологии;
- базовую навигацию;
- установку и уборку парусов;
- принципы радиосвязи.
Двенадцатилетний подросток, который ходит с нами на все регаты, сдал такой экзамен по правилам IYT. Но получить сертификат матроса он сможет только в 14 лет, раньше нельзя по правилам.
Чтобы получить сертификат и брать яхты в чартер, ходить в море, нужно учиться отдельно. Мы учим в Турции на базе центра, аккредитованного IYT. Но в России эти права не действуют, нужно будет получать права ГИМС, которые, в свою очередь, не действуют за границей.
Наши инструкторы учат будущих капитанов, большинство из которых сходили с нами летом, а потом записались снова, чтобы получить права. Как правило, это отцы семейства, но мамы тоже приходят.
Чтобы было легче, теоретический курс можно пройти онлайн. У нас в школе он занимает шесть встреч по полтора часа. Например, инструкторы объяснят термины, чтобы в плаванье их было проще воспринимать на слух: типы и части яхт, название оборудования, что такое правый/левый галс, наветренный/подветренный, фонетический алфавит. В нашей школе теория в таком формате стоит 35 000 ₽, а двухнедельная практика в Турции — 2480 € плюс 250 € за сдачу экзамена и получение сертификата.
Где еще заняться теорией онлайн
В Черноморской яхтенной школе, например, можно посмотреть курс дляй IYT Competent Crew и дистанционно сдать экзамен, стоит 10 000 ₽. Он пригодится, если впоследствии решите сдавать шкиперский экзамен по той же лицензии.
Софт-скиллы
У нас с Сергеем много опыта проведения яхтенных путешествий. Мы понимаем, что важно рассказывать не только об управлении лодкой и правильном поведении на воде, но и о ситуациях, с которыми часто сталкиваются и новички, и опытные капитаны.
Например, как самостоятельно взять лодку в чартер. Ведь в капитаны идут для того, чтобы брать лодки и ходить в них по всему миру. Чартерные бывают добросовестные и не очень, которые, например, попытаются выдать вам лодку с изъяном, а потом потребуют оплатить ремонт.
Или как принимать лодку, на что обратить внимание, чтобы не было проблем ни в путешествии, ни при сдаче. Как вообще разобраться с ценами на лодки, почему нельзя взять подешевле, но зато десятилетнюю яхточку. Такие вещи не включены в программу IYT, но мы ими делимся, потому что это важно.
То же самое касается подбора экипажа. Мы не раз видели, как люди говорят, что пойдут с друзьями, зная их только на берегу. Тут можно попасть в неприятности: кто-то не будет помогать, не будет готовить, будет наплевательски относиться к правилам. Такое поведение доставляет капитану большие хлопоты.
Друзьям, даже знакомым сто лет, нужно по пунктам объяснить: поход на яхте не просто красивое времяпрепровождение. Нужно слушаться капитана, нести вахту, помогать друг другу даже не в свою смену, соблюдать личное пространство.
Так, в регатах для взрослых во время переходов и до постановки лодки на ночную стоянку мы не принимаем алкоголь. Конечно, вечером после швартовки, придя с марины в ресторан, мы можем выпить вина или рома. Главное правило — чтобы на следующий день все были в адекватном состоянии, могли слушаться капитана и следовать правилам. К тому же похмелье — один из факторов усугубления морской болезни.
Важно, чтобы организатор и капитан понимали: перед ними неподготовленный новичок, ни разу не бывавший на яхте. Поэтому не делаем длинных переходов с детьми и с новичками. Я знаю истории, когда новичков отправляли на Канары в Атлантику с десятичасовыми переходами. Это тяжело и может отбить интерес к яхтингу.
О чем важно помнить
Главное — помнить о правилах безопасности и оказания первой помощи, никогда ими не пренебрегать.
По учебе. Если хотите пойти учиться на капитана, но до этого ни разу не ходили под парусом, сначала отправьтесь в путешествие на яхте в качестве члена экипажа. Так поймете, насколько вам это нужно.
Чтобы получить международные яхтенные права, выбирайте между IYT, ISSA и RYA. А чтобы управлять маломерными судами в России, понадобятся права ГИМС, которые нужно получать отдельно.
Немного дешевле сначала выучить теоретический блок и сдать по нему экзамен в своем городе или дистанционно, а потом отправиться на практику в море. Но если учить все сразу на яхте, запоминается лучше. Низкий сезон обучения яхтингу — это ноябрь—март, если хотите сэкономить, отправляйтесь учиться в эти месяцы.
Во время учебы не полагайтесь только на память во время обучения, записывайте. Тетрадка с конспектами может быть намного полезнее учебников. В течение полугода после получения прав постарайтесь выйти в море в качестве капитана или хотя бы члена экипажа, так полученные навыки точно закрепятся.
По выходу в море. Вы должны быть знакомы со всеми людьми в вашем экипаже. Если вы идете на яхте в качестве члена экипажа, будьте готовы участвовать в ее жизни и слушаться капитана, а не только задумчиво смотреть с палубы на волны. А если как капитан — проговорите правила поведения на лодке: даже если это ваши давние друзья, лучше закрепить все договоренности на суше. Помните, что работа в команде не обходится без острых ситуаций.
Найдите единомышленников на тематических форумах или в социальных сетях, чтобы обмениваться советами о том, как брать лодку в чартер или вести себя в шторм, а также собирать экипаж в путешествия.
Переходы в день должны составлять не более 5—6 часов и не больше 2—4 часов за один раз. Иначе новичкам может быть тяжело, и это отобьет интерес к яхтингу. Не бойтесь брать с собой детей, только обязательно приготовьте спасательный жилет и правильную обувь. Хотя обувь, перчатки и яхтенные сумки пригодятся всем. Не берите с собой чемодан, на лодке он никуда не влезет. На воде холоднее, чем на берегу, не забывайте о теплой и непромокаемой одежде, даже если будете в Турции.