Было дело: как после Нового года жен­щина вернула ель в магазин и получила три ее стоимости
Изумительные истории
6K
Фотографии в коллаже — Pavel L Photo and Video / PavelChigir / photobess58 / Shutterstock / FOTODOM

Было дело: как после Нового года жен­щина вернула ель в магазин и получила три ее стоимости

52
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

В декабре 2017, в канун празднования Нового года, жительница Оренбурга купила искусственную ель. Заплатила 21 285 ₽ и приготовилась встречать праздник. Но, распаковав дома коробку, почувствовала едкий химический запах.

Чем дольше женщина находилась в квартире, тем сильнее у нее проявлялись симптомы аллергии. Она решила, что вернет покупку в магазин и потребует назад деньги. Но не успела: начались нерабочие праздничные дни.

Сразу после выходных женщина осуществила задуманное. Продавец ель принял, но деньги возвращать отказался. По его мнению, товар был использован по назначению. Возврат елки после праздника он расценил как злоупотребление правами.

Тогда покупательница подала на продавца в суд и потребовала расторгнуть договор купли-продажи ели, так как не была осведомлена о ее качестве  .

Она потребовала вернуть стоимость искусственной ели  — 21 285 ₽. Плюс выплатить ей неустойку за каждый день до возврата денег  — 28 251 ₽, компенсацию морального вреда  — 25 000 ₽, а также штраф за отказ решить вопрос до суда  — половину от суммы всех взысканий.

Аргументы сторон

👛🎄 Покупательница. Я купила новогоднюю искусственную елочку с красивым названием «Ангел». Стоила она недешево: 21 285 ₽. И выглядела в магазине вполне прилично.

Но у меня дома «Ангел» оказался демоном. Квартира пропиталась ужасным запахом пластика, от которого слезились глаза и болела голова. С первого же дня я звонила в магазин и пыталась вернуть покупку. Но начались праздники, так что пришлось ждать их окончания.

В январе я вернулась в магазин и принесла ель. Продавец забрал у меня товар, выслушал претензии насчет качества, но деньги не вернул. Хотя это мое право  . Прошло уже больше четырех месяцев, а продавец делает вид, что ничего мне не должен.

Без суда тут не обойтись. Поэтому прошу удовлетворить мои требования и взыскать с продавца стоимость ели. И выплаты, которые положены мне как потребителю.

👉🎄 Продавец. Мы продаем праздничную атрибутику и гордимся ассортиментом искусственных елей — на любой вкус и кошелек. Все образцы представлены в торговом зале — их можно щупать, нюхать и рассматривать перед покупкой. Этого права не была лишена и истица.

Накануне праздника она выбрала и купила у нас довольно дорогое изделие. А после праздников — принесла назад и оставила. Не согласны что-либо компенсировать, так как ель абсолютно пригодна для использования. Покупательница может вернуться в магазин и забрать свою покупку. А платить мы не будем.

Просим суд отказать в иске.

В другом деле все может быть иначе

Мы рассказываем судебные истории, чтобы читатели понимали, какие решения принимают суды в разных ситуациях, какие документы помогут добиться своего и как избежать ошибок. Но право в России основано на законе, а не на судебной практике: если дело не дошло до Верховного суда, юридической ценности оно не несет.

Это значит, что в схожем случае суд может истолковать закон по-другому и принять противоположный акт или взыскать другую сумму. Однако это не мешает использовать доводы и формулировки из вынесенных решений, предъявлять те же требования и доказательства.

А еще такие судебные истории просто интересно читать: узнавать, из-за чего вообще спорят люди, которые живут рядом с нами.

Что сказали суды

Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах, чтобы тот не ошибся с выбором  . А потом передать товар оговоренного качества. Если стороны не обсуждали характеристики товара, его качество должно соответствовать обычно предъявляемым требованиям  . Например, при эксплуатации по назначению быть безопасным для жизни и здоровья потребителя  .

Истица заявляет, а ответчик не оспаривает, что искусственная ель источает запах. Этот запах спровоцировал развитие аллергии. То есть при эксплуатации товара по назначению возникла угроза здоровью истицы.

Это явный недостаток товара. В этой ситуации истица была вправе отменить сделку: вернуть товар и получить деньги назад  .

Но продавец нарушил закон «О защите прав потребителей»: принял товар, а деньги не вернул. Поэтому считаю необходимым удовлетворить иск, скорректировав по ходатайству ответчика  сумму неустойки до стоимости некачественной ели, а потребительского штрафа до 21 785 ₽. Страдания истицы от аллергии и необходимости возвращать деньги за покупку через суд оцениваю в 1000 ₽: это разумная компенсация морального вреда  .

Взыскиваю с ответчика 65 355 ₽.


Продавец не согласился и подал жалобу в апелляционный суд.

Ответчик утверждает, что мировому судье следовало отказать в иске, так как купленная ель соответствовала всем оговоренным характеристикам: высоте, диаметру, комплектации.

Но его довод не имеет смысла. Будучи потребителем, истица реализовала свое право расторгнуть договор купли-продажи товара, после того как обнаружила недостаток. Соответствуя основным заявленным характеристикам, ель оказалась небезопасной для использования.

Довод ответчика о том, что покупательница злоупотребляет правами, так как вернула ель уже после празднования Нового года, отклоняем. Истица отказалась от товара в законный срок — 14 рабочих дней со дня покупки  . А как он соотносится с назначением товара и ближайшими к покупке праздниками — неважно.

Оснований для отказа принять ель и вернуть покупательнице деньги у продавца не было.

Оставляем решение мирового суда в силе.

Что в итоге

Спрос на искусственные ели ограничен одним месяцем в году — декабрем. Продавец точно потеряет в деньгах, если не уложится с продажами до наступления новогодней ночи.

Но это не значит, что покупатели лишены права вернуть некачественный товар. Жительница Оренбурга смогла в этом убедиться. Возврата денег ей пришлось добиваться в суде, но старания были вознаграждены: сверх цены ели она получила 44 070 ₽.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Ирина ПоловодоваКак выбрать лучшую елочку?
  • Роман ЮрьевичПахнет или не пахнет мы уже точно не узнаем, но вот то что в этом году уже рекордный возврат елок, украшений, гирлянд обратно на Озон\wildberries это уже факт. Потребительский экстремизм все больше и больше растет.6
  • trТакая "принципиальность" продавцов очевидно приведет к их убыткам. И охота им ходить по судам, тратить кучу времени и доказывать, что это "потребительский терроризм", когда елка была очевидно вонючая, что было доказано экспертизой. Этот тот случай, когда такой подход только вредит бизнес-процессам. Затраты (время, оплата юриста) явно не соответствуют результату. Тем более, суд в итоге постановил не только вернуть деньги, но и возместить ущерб. Когда ты просто чилловый парень (мамкин бизнесмен), и тебе очень хочется получить денюжку.50
  • trНормальные продавцы закладывают такие риски (особенно, когда товарный спорный и есть риск возврата) в стоимость изделия.10
  • Мамин_абьюзерРоман, статья про «потребительский терроризм» от февраля прошлого года))9
  • tr"Продавцовый экстремизм" почему-то никто не упоминает. Когда отказываются продавать товар по ценникам из зала, отказываются делать возврат при некомплекте (типичная ситуация - предоплаченные и наполовину пустые коробки с продуктами питания на ВБ), продают откровенную паль или бракованные вещи. Девушка все сделала по закону - вернула некачественный товар. А вот продавец - не по закону, а именно отказался делать возврат при наличии оснований (тем более, когда забрал товар обратно). Особенно радует упоминание "потребительского экстремизма" в рамках медицинских услуг. Сделали операцию - с вас 10 000к $. Спина после нее не разгибается, и ты обратился за корректировкой? Так ты - потребительский террорист, и теперь тебя уже засудят. Так-то дипропорция у кого-то в соотношении прав (получить баблосики за товар или услугу) и обязательств.32
  • Павел Овчинниковtr, не уверен, что спорный товар стали бы покупать, если бы он стоил уже 40к... Риск возврата есть в любом случае, всех рисков не учтёшь. Большинство товаров как раз не возвращают, и когда вернули один товар из сотни, то нет ничего страшного в том, чтобы понести некоторые убытки.3
  • Юлиана ОрловаПочему это не про меня история, мне бы сейчас не помешали три ели в кармане2
  • Юлиана ОрловаМамин_абьюзер, надо пробовать0
  • SenderoНужна корректировка ЗоЗПП: если у товара есть ярко выраженная сезонность или очевидно событийное использование (формулировка кривовата, пусть законотворцы лучше придумают), то срок возврата составляет 14 дней или до даты события, смотря что наступит раньше. Всякие ёлки, праздничные платья, маскарадные костюмы. Пусть даже у этой покупательницы ёлка сильно пахла и по-человечески она была права (честно говоря, сомневаюсь в этом - могла вернуть в тот же день или на следующий, её слова про аллергию - лишь слова). Но ведь честные продавцы с хорошими товарами тоже страдают. И всё это закладывается в цену для честных покупателей, чтобы вот такие пройдохи пользовались бесплатно.7
  • Алиса СелезнёваSendero, вряд ли бы девушка отстегивала юристам за правильное оформление иска и ходила дважды в суд, если бы просто хотела ёлочку за бесплатно18
  • MiramaxШли 1го января на остановку, елки уже без продавцов лежат одинокие на снегу. Идем обратно - лежат все так же. С дюжину всего. Часть еще в сетках, часть раскрытые. Ну, выбрали мы одну и принесли домой. Теперь дома стоит елка живая, доставшаяся бесплатно. Красивая. Жалко, что их вот так бросают после НГ.27
  • Ахмед ТиньковчанДракончик, экстремизм заключается в том, что эти гирлянды и украшения уже были использованы. Закон, на который вы ссылаетесь, требует, чтобы возвращаемый товар не был использован потребителем. Естественно, доказать факт использования гирлянды или игрушек крайне затруднительно, но, чисто формально, закон нарушен. Поэтому и является потребительским экстремизмом.6
  • Uno_kliene_problemРоман, читала про женщину, которая продавала на ВБ платья на детские праздники и их тоже массово возвращали после нг и остальных праздников. Она просто стала закрывать продажи за 2 недели до дня X.11
  • Uno_kliene_problemMiramax, баночки с икрой так бы бросали нераспроданные, я бы забрала...22
  • Ариша ШипиловаРоман, может просто качесво плохое0
  • Иван ИвановичAnitaNik, "хотят заработать". Можно узнать, каким образом? Список аллергий не формируется в 3 года. Так-то аллергены могут до старости выявляться. Запрос был на запах химический ёлки. Алергенность - как следствие (возможное). Странно ожидать, что при обнаружении брака человек ДОЛЖЕН оставить товар у себя. У вас "кодекс чести" покупателя деформированный какой-то. Не говоря о том, что это элементарно противоречит законодательству рф.21
  • ПриветикиКупила кресло - запах ужас🥲 Прошел месяц - все еще не выветрился(2
  • ПриветикиSendero, сейчас из такого поганого вонючего пластика это делают, что не удивлена4
  • Ахмед ТиньковчанДракончик, следите внимательнее за цепочкой обсуждения. Мой комментарий был только относительно возвратов гирлянд на Озон/Вайлдберриз. Автора поста мой комментарий не касается, у нее был существенный недостаток в виде химического запаха. Я же пишу о возврате товаров, которые не имеют недостатков, но покупатели их возвращают по причине "не понравилось". Закон заявляет, что возврат таких товаров возможен только в случае, если товар не был в использовании. А если же пользователи повесили свои гирлянды и игрушки на елки, а после НГ решили сдать обратно по причине "не понравилось", то это есть потребительский экстремизм, ибо доказать факт использования гирлянд и игрушек практически невозможно, что ставит продавцов в безвыходную ситуацию.4
  • ЕленаUno_kliene_problem, любой не распроданный товар идёт на утилизацию, баночки с икрой в том числе, и да, она далеко не вся продаётся, просто это никто не афиширует и у потребителя складывается ошибочное ощущение что ничего не выбрасывается. Тут просто продавец поленился заняться утилизацией, а должен был.2
  • Ахмед ТиньковчанДракончик, чтобы стало более ясно, ответьте, пожалуйста, по вашему мнению: возможен ли возврат после нового года гирлянд надлежащего качества, которые были в использовании, в течение 14 дней после покупки, с точки зрения закона? Да/нет1
  • Ахмед ТиньковчанДракончик, при чем здесь ваше частное мнение или решение судов? Повторю вопрос: с_точки_зрения_закона, возможен ли возврат после нового года гирлянд надлежащего качества, которые были в использовании, в течение 14 дней после покупки?1
  • Far AwaySendero, не всегда аллергия проявляется за 15 минут и не всегда ты понимаешь, что вот этот запах - нестандартный.7
  • Дракончик ТопотушкаДа, мертвые елки, вокруг которых вы водите хороводы, специально выращены лесничествами для того, чтобы их срубить, поводить хороводы, а вырученные средства направить на различные необходимые для лесничеств вещи.6
  • Владимир Инвесторовtr, А какой экспертизой этой было доказано. По тексту решения было указано, что факт аллергии не оспаривался. В этом и проблема была ответчиков, надо было оспаривать, что вреда здоровью не было6
  • Pavla TolokoninaТам, где я живу, ёлки продают в горшках, а после рождества их можно отдать городской службе или частникам в рамках акции, и их высадят. Это мило.14
  • Марина БаусоваМамин_абьюзер, как найти статью? Подскажите пожалйста0
  • Мамин_абьюзерМарина, наберите в поиске на главной Т-Ж «терроризм» и это будет вторая статья1
  • МалинаPavla, хорошая идея0
  • И тут внезапно...У нас в стране действительно не прецендентное право. Но есть понятие "единая правоприменительная практика", что означает, что при одинаковых обстоятельствах нормы права должны применяться одинаково. Поэтому ни о каком ином толковании закона Верховным судом речи быть не может. Верховный суд может указать как надо было применить нормы права в этом конкретном случае и при прочих равных обстоятельствах можно ссылаться на его акты именно с точки зрения порядка применения норм права, а не прецендента. Но в нашем законодательстве огромное количество маленьких нюансов, и даже дата, когда возникли спорные правоотношения, имеет значение, поэтому даже при внешне равных обстоятельствах, решения судов могут быть разными. Поэтому начало статьи может ввести в заблуждение людей, не связанных с юриспрудерцией.1
  • Ахмед ТиньковчанДракончик, суды руководствуются _законами_ при вынесении своих решений. Вам напомнить закон, регулирующий отношения продавца с потребителем? Пожалуйста, ЗоЗПП, а именно Статья. 25. Читаем: "Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении...". Изучите его, а потом расскажите нам, определит ли суд в отношении товара, который был извлечен из упаковки, установлен на елку, использован по назначению, после чего упакован обратно, был ли этот товар в употреблении или же нет.2
  • Булат ЗиганшинДа, это ещё фигня. представьте, некоторые женщины любят когда им дарят отрубленные половые органы растений!6
  • MiramaxМарина, до сих пор не пришел, остались в снегу лежать те елки.0
  • Александр КапустинА знаете, как должно было бы быть в идеальном государстве? Суд должен был бы проинформировать роспотребнадзор, который бы провел экспертизу ели и если она опасна, то изъял бы всю партию, проверил бы поставщика ели и если на нее есть сертификат, то покарал бы тех чинуш, что выдали этой ели сертификат. А сейчас для магазина и его поставщика случилось простое "не прокатило".0
  • Юля ОвчинниковаMiramax, у нас эти ёлки лежали бесхозные уже вечером 31-го. Папа на протяжении 3-х лет проворачивает одну и ту же тактику: в восемь вечера выходит, берёт ёлочку и уходит домой. Мама за это ласково называет его добытчиком)3
  • ИгорьАлександр, сертификацией не чинуши занимаются, а частные конторы, лицензии которым выдают чинуши1
  • VerdandiБулат, и нюхают их потом, OMG 8)1
  • МаринаMiramax, т.е. в основном-то люди порядочные - что не ими положено, не берут.1
  • MiramaxМарина, наверно. Участок, где елки остались лежать, относится к городу, поэтому лежать они будут там, пока не сгниют, или до первых косарей как минимум. В порядочном СПб. Мы свою вчера на помойку снесли.0
  • МияPavla, а где вы живёте?0
  • Pavla TolokoninaМия, Сербия, Нови Сад2
  • Екатерина ВолковаАлександр, мечты, мечты...0