Было дело: как после Нового года женщина вернула ель в магазин и получила три ее стоимости
В декабре 2017, в канун празднования Нового года, жительница Оренбурга купила искусственную ель. Заплатила 21 285 ₽ и приготовилась встречать праздник. Но, распаковав дома коробку, почувствовала едкий химический запах.
Чем дольше женщина находилась в квартире, тем сильнее у нее проявлялись симптомы аллергии. Она решила, что вернет покупку в магазин и потребует назад деньги. Но не успела: начались нерабочие праздничные дни.
Сразу после выходных женщина осуществила задуманное. Продавец ель принял, но деньги возвращать отказался. По его мнению, товар был использован по назначению. Возврат елки после праздника он расценил как злоупотребление правами.
Тогда покупательница подала на продавца в суд и потребовала расторгнуть договор купли-продажи ели, так как не была осведомлена о ее качестве .
Она потребовала вернуть стоимость искусственной ели — 21 285 ₽. Плюс выплатить ей неустойку за каждый день до возврата денег — 28 251 ₽, компенсацию морального вреда — 25 000 ₽, а также штраф за отказ решить вопрос до суда — половину от суммы всех взысканий.
Аргументы сторон
👛🎄 Покупательница. Я купила новогоднюю искусственную елочку с красивым названием «Ангел». Стоила она недешево: 21 285 ₽. И выглядела в магазине вполне прилично.
Но у меня дома «Ангел» оказался демоном. Квартира пропиталась ужасным запахом пластика, от которого слезились глаза и болела голова. С первого же дня я звонила в магазин и пыталась вернуть покупку. Но начались праздники, так что пришлось ждать их окончания.
В январе я вернулась в магазин и принесла ель. Продавец забрал у меня товар, выслушал претензии насчет качества, но деньги не вернул. Хотя это мое право . Прошло уже больше четырех месяцев, а продавец делает вид, что ничего мне не должен.
Без суда тут не обойтись. Поэтому прошу удовлетворить мои требования и взыскать с продавца стоимость ели. И выплаты, которые положены мне как потребителю.
👉🎄 Продавец. Мы продаем праздничную атрибутику и гордимся ассортиментом искусственных елей — на любой вкус и кошелек. Все образцы представлены в торговом зале — их можно щупать, нюхать и рассматривать перед покупкой. Этого права не была лишена и истица.
Накануне праздника она выбрала и купила у нас довольно дорогое изделие. А после праздников — принесла назад и оставила. Не согласны что-либо компенсировать, так как ель абсолютно пригодна для использования. Покупательница может вернуться в магазин и забрать свою покупку. А платить мы не будем.
Просим суд отказать в иске.
В другом деле все может быть иначе
Мы рассказываем судебные истории, чтобы читатели понимали, какие решения принимают суды в разных ситуациях, какие документы помогут добиться своего и как избежать ошибок. Но право в России основано на законе, а не на судебной практике: если дело не дошло до Верховного суда, юридической ценности оно не несет.
Это значит, что в схожем случае суд может истолковать закон по-другому и принять противоположный акт или взыскать другую сумму. Однако это не мешает использовать доводы и формулировки из вынесенных решений, предъявлять те же требования и доказательства.
А еще такие судебные истории просто интересно читать: узнавать, из-за чего вообще спорят люди, которые живут рядом с нами.
Что сказали суды
Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах, чтобы тот не ошибся с выбором . А потом передать товар оговоренного качества. Если стороны не обсуждали характеристики товара, его качество должно соответствовать обычно предъявляемым требованиям . Например, при эксплуатации по назначению быть безопасным для жизни и здоровья потребителя .
Истица заявляет, а ответчик не оспаривает, что искусственная ель источает запах. Этот запах спровоцировал развитие аллергии. То есть при эксплуатации товара по назначению возникла угроза здоровью истицы.
Это явный недостаток товара. В этой ситуации истица была вправе отменить сделку: вернуть товар и получить деньги назад .
Но продавец нарушил закон «О защите прав потребителей»: принял товар, а деньги не вернул. Поэтому считаю необходимым удовлетворить иск, скорректировав по ходатайству ответчика сумму неустойки до стоимости некачественной ели, а потребительского штрафа до 21 785 ₽. Страдания истицы от аллергии и необходимости возвращать деньги за покупку через суд оцениваю в 1000 ₽: это разумная компенсация морального вреда .
Взыскиваю с ответчика 65 355 ₽.
Продавец не согласился и подал жалобу в апелляционный суд.
Ответчик утверждает, что мировому судье следовало отказать в иске, так как купленная ель соответствовала всем оговоренным характеристикам: высоте, диаметру, комплектации.
Но его довод не имеет смысла. Будучи потребителем, истица реализовала свое право расторгнуть договор купли-продажи товара, после того как обнаружила недостаток. Соответствуя основным заявленным характеристикам, ель оказалась небезопасной для использования.
Довод ответчика о том, что покупательница злоупотребляет правами, так как вернула ель уже после празднования Нового года, отклоняем. Истица отказалась от товара в законный срок — 14 рабочих дней со дня покупки . А как он соотносится с назначением товара и ближайшими к покупке праздниками — неважно.
Оснований для отказа принять ель и вернуть покупательнице деньги у продавца не было.
Оставляем решение мирового суда в силе.
Что в итоге
Спрос на искусственные ели ограничен одним месяцем в году — декабрем. Продавец точно потеряет в деньгах, если не уложится с продажами до наступления новогодней ночи.
Но это не значит, что покупатели лишены права вернуть некачественный товар. Жительница Оренбурга смогла в этом убедиться. Возврата денег ей пришлось добиваться в суде, но старания были вознаграждены: сверх цены ели она получила 44 070 ₽.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl