Свои первые венские стулья 1960-х годов я нашла у подъезда. Сейчас они как новые и стоят по 6000—7500 Р.

Я живу в Туле, работаю журналистом и до 2020 года ничего не знала о реставрации мебели. Но во время пандемии привела в порядок пару тех самых венских стульев, и с тех пор реставрация — мое хобби.

Я не умею перетягивать крупную мягкую мебель и менять пружины, поэтому диваны и пружинные кресла меня не интересуют. Еще я не люблю тяжелые шкафы и массивные диваны в духе сталинского ампира. По стилю мне ближе деревянная мебель 1960-х годов из Чехословакии, Румынии, Польши и ГДР — ее я и реставрирую. Это комоды на тонких ногах, миниатюрные прикроватные тумбочки, негромоздкие трюмо, невесомые буковые кресла со съемными подушками, венские стулья и журнальные столики с красивым шпоном.

За два года я отреставрировала восемь таких предметов, еще семь сейчас в работе. Что-то я оставлю себе, что-то отдам родителям, а что-то продам.

Расскажу, за что я люблю мебель советских лет, где я ее ищу и как реставрирую.

Что привлекло меня в первых венских стульях

Я уже упоминала, что моя любовь к реставрации началась с работы над стульями, которые соседи выставили у подъезда. Я поняла, что это наследники выносят хлам из квартиры бабушки, которая недавно умерла. Они подтвердили, что стулья пойдут на помойку.

Состояние стульев было на троечку: лак растрескался и местами сильно вытерся, деревянные спинки засалились и почернели, а ножки внизу стерлись. Одно сиденье было сломано, а на другом был большой темный круг. Наверное, там стоял горшок с цветами и вода из поддона вытекала прямо на стул.

Но я все равно забрала два стула из трех: они были крепкие и не шатались. Я оставила только стул с дырой в сиденье, но сейчас я бы забрала и его. Ведь теперь я знаю, как заделать такую дыру и обтянуть сиденье тканью.

Стулья были венскими — так называют деревянную мебель изогнутых форм. Ее производят с 1842 года, когда австрийский мастер Михаэль Тонет начал изгибать бук с помощью пара. С тех пор венские стулья были популярны во всем мире, а в советские годы их выпускали в странах Восточного блока: ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии.

Дома я села на один из стульев и поняла, за что их так любили: они были невероятно удобными. Вот я и решила сохранить эти стулья и когда-нибудь привести в порядок.

Вот они, изогнутые формы венского стула
Вот они, изогнутые формы венского стула

Как я реставрировала первые стулья

Стулья два года хранились в подвале дома свекрови. А когда ввели локдаун, я решила их обновить. Я не знала, с чего начать, поэтому просто вбивала в поиск фразы вроде «реставрация мебели» и «реставрация советского стула». А потом читала все форумы подряд и смотрела видео на «Ютубе». Позже я убедилась, что лучше всего учиться на опыте: наблюдать, как ведет себя тот или иной инструмент и как счищается покрытие. Но для начала мне было достаточно знаний с форумов и «Ютуба».

Я поняла, что почти всю реставрацию смогу сделать сама: я не боюсь пыльной и нудной работы и не ношу длинные ногти. Муж понадобится только там, где нужна грубая физическая сила. Например, чтобы открутить старые болты, разобрать и собрать мебель.

Супруг разобрал мои стулья, а я зачистила их от старого покрытия. Это было тяжело: специальных инструментов у меня тогда не было, я пользовалась наждачной бумагой разной зернистости. Руки с непривычки болели, и на очистку одного стула у меня ушло пять дней. Причем я так и не добилась эффекта чистого светлого дерева: за десятки лет покрытие слишком глубоко впиталось в его структуру.

Затем я отшлифовала стулья мелкозернистой наждачкой и покрыла новой морилкой — составом, который защищает дерево от плесени и придает ему цвет. Выбрала оттенок «дуб». А затем нанесла в три слоя финишный акриловый лак. Это заняло еще около десяти дней, работала я примерно по четыре часа.

В целом результат меня порадовал: стулья выглядели просто отлично. А сам процесс реставрации меня очень захватил. Я бы сравнила его с возрождением феникса: еще недавно стулья были старыми и страшным — и вдруг они словно только что с фабрики, чистые и гладкие.

В этот момент я поняла, что больше не хочу обставлять новую квартиру мебелью из массмаркета. Ведь у столов, стульев и комодов 1950—1960-х годов гораздо больше преимуществ. Рассказываю, чем меня привлекают такие вещи.

Так выглядел один из моих стульев, когда я его нашла
Так выглядел один из моих стульев, когда я его нашла
Он же после реставрации
Он же после реставрации
Так выглядел один из моих стульев, когда я его нашла
Так выглядел один из моих стульев, когда я его нашла
Он же после реставрации
Он же после реставрации

За что я полюбила мебель 1950—1960-х

Я много читала о мебели того периода и рассматривала предметы, которые уже были в моей квартире. Так поняла, что ее главные преимущества — качество, оригинальность и то, что она не выходит из моды.

Качество. До начала 1970-х годов мебель делали из натурального бука, дуба или березы — она была экологичной и прочной. Иногда еще использовали стекловолокно, тогда оно было инновационным. А отделывали красивым шпоном карельской березы, красного дерева и ореха. Шпон — это тонкая деревянная пластина, которая сохранила естественный рисунок дерева.

Потом вместо буковой основы стали использовать прессованную стружку, фанеру и даже прессованный картон. Так делают и до сих пор, а вместо шпона мебель часто отделывают пластиком, пленкой ПВХ, акрилом или эмалью. Через несколько лет она начинает шататься, дверцы перекашиваются, петли вываливаются, а ящики перестают задвигаться. Еще мебель может распухнуть, если на нее попадет вода. Такое качество меня не устраивает.

Благодаря шпону у каждого предмета мебели 1960-х свой уникальный рисунок. Источник: «Авито»
Благодаря шпону у каждого предмета мебели 1960-х свой уникальный рисунок. Источник: «Авито»
Это тумба «Татра Правенец», сделанная в Братиславе. Она задумывалась как шкаф для радио, но многие ставили на нее проигрыватели, а в верхний ящик и за правую дверцу клали пластинки. Тумба сделана из бука, а сверху — шпон ореха. Спустя десятки лет она абсолютно цела. Источник: «Авито»
Это тумба «Татра Правенец», сделанная в Братиславе. Она задумывалась как шкаф для радио, но многие ставили на нее проигрыватели, а в верхний ящик и за правую дверцу клали пластинки. Тумба сделана из бука, а сверху — шпон ореха. Спустя десятки лет она абсолютно цела. Источник: «Авито»
А это моя находка, которой я даже похвасталась в соцсетях. Для этого стола 1960-х не нужен никакой органайзер
А это моя находка, которой я даже похвасталась в соцсетях. Для этого стола 1960-х не нужен никакой органайзер

Оригинальность. Предметы интерьера, которые выпускали раньше, оригинальные и самобытные, со своим характером и особенностями. Например, сейчас у меня дома ждет реставрации комод 1960-х годов с необычными дверцами: они раскрываются гармошкой. Я не видела в магазинах ничего подобного.

Я слышала, что дизайнеры все чаще добавляют в новый интерьер подобные предметы даже без реставрации. Это придает помещению шарм и напоминает о прошлом.

Этот румынский комод-тумбу 1960-х годов я купила на «Авито». Он хорошо сохранился: шпон без&nbsp;сколов, лак до сих&nbsp;пор блестит, а внутри комод чистый и без&nbsp;потертостей. Я отдала за него около 3000 <span class=ruble>Р</span>
Этот румынский комод-тумбу 1960-х годов я купила на «Авито». Он хорошо сохранился: шпон без сколов, лак до сих пор блестит, а внутри комод чистый и без потертостей. Я отдала за него около 3000 Р

Цикличность моды. То, что было актуально десятки лет назад, сейчас возвращается в наши дома. В «Икее» и «Заре-хоум» я видела комоды, журнальные столы, стулья и шкафы со знакомыми формами и линиями.

По дизайну многие вещи напоминали мебель 1960-х, но были не из массива. Так что старая мебель — не значит старомодная. Скорее наоборот.

Стул «Экедален» продается в «Икее» за 5499 <span class=ruble>Р</span> и сделан из массива каучукового дерева и ДВП. Источник: «Икеа»
Стул «Экедален» продается в «Икее» за 5499 Р и сделан из массива каучукового дерева и ДВП. Источник: «Икеа»
А это похожие стулья дизайнера Антонина Шумана. Они сделаны из массива в Чехословакии в 1960-е годы. Один стоит 17&nbsp;000 <span class=ruble>Р</span>. Источник: «Авито»
А это похожие стулья дизайнера Антонина Шумана. Они сделаны из массива в Чехословакии в 1960-е годы. Один стоит 17 000 Р. Источник: «Авито»
Современное кресло из древесины ясеня стоит 44 999 <span class=ruble>Р</span>. Источник: «Зара-хоум»
Современное кресло из древесины ясеня стоит 44 999 Р. Источник: «Зара-хоум»
А это редкое кресло дизайнера Джиндрича Халабала из Чехословакии. Оно тоже из натуральных материалов и после реставрации стоит 50&nbsp;000 <span class=ruble>Р</span>. Источник: «Авито»
А это редкое кресло дизайнера Джиндрича Халабала из Чехословакии. Оно тоже из натуральных материалов и после реставрации стоит 50 000 Р. Источник: «Авито»

Где я ищу мебель

Пока мне удавалось найти вещи для реставрации только на «Авито» и на помойке. Это не считая тех, что уже были у меня дома. Но на всякий случай я расскажу и о других способах поиска.

На «Авито» я открываю категорию «Мебель, интерьер» и смотрю все объявления в своем городе.

Цены на мебель до 1960-х высокие: венские стулья без реставрации можно купить в среднем за 1500 Р, стул из бука дизайнера Антонина Шумана — за 7000—17 000 Р, а комод из дерева — за 6000—20 000 Р в зависимости от производителя.

Дело в том, что такой мебели с каждым годом все меньше, ведь многие ее просто выбрасывают, а на остальное растет спрос и цена. К примеру, польский комод, который я переделала летом 2020 года, можно было продать без реставрации за 10 000 Р. А летом 2021 года — уже за 28 000 Р.

Стулья, которые я нашла на помойке, продаются на «Авито» за 500—2000 <span class=ruble>Р</span>. Источник: «Авито»
Стулья, которые я нашла на помойке, продаются на «Авито» за 500—2000 Р. Источник: «Авито»
Разваливающийся сервант обойдется в 3500 <span class=ruble>Р</span>, если брать все элементы комплектом. Источник: «Авито»
Разваливающийся сервант обойдется в 3500 Р, если брать все элементы комплектом. Источник: «Авито»
А этот шкаф за 35 000 <span class=ruble>Р</span> продается в Москве, и прибавьте еще стоимость доставки. Источник: «Авито»
А этот шкаф за 35 000 Р продается в Москве, и прибавьте еще стоимость доставки. Источник: «Авито»

Но изредка люди отдают старую мебель совсем дешево или вообще бесплатно — просто по незнанию. Тогда интересные экземпляры уходят очень быстро. Например, как-то я видела объявление о продаже старинного буфета с роскошным ореховым шпоном всего за 5000 Р. Его купили через пару недель — и это еще долго. Порой объявление пропадает через несколько часов.

Мне несколько раз везло. Например, как-то я купила на «Авито» три стула производства ГДР из гарнитура «Гера»: мне нравятся их изящные линии и удобство. Они стоили всего по 3000 Р и были в потрепанном состоянии. Но дерево было без трещин, и я увидела в них потенциал.

В таком виде нам достались стулья «Гера»
В таком виде нам достались стулья «Гера»
А так выглядит стул после реставрации
А так выглядит стул после реставрации
В таком виде нам достались стулья «Гера»
В таком виде нам достались стулья «Гера»
А так выглядит стул после реставрации
А так выглядит стул после реставрации

Через «Авито» ко мне попал и каркас чехословацкого букового кресла «Лигна». Эта модель удобна тем, что чехлы на подушках можно менять по настроению — и кресло выглядит совсем иначе.

Цена такого кресла после реставрации — 25 000—35 000 Р, а я отдала всего 3300 Р. Хотя обычно подобные каркасы стоят втрое больше.

Таким я принесла домой чехословацкое кресло «Лигна». На неторопливую реставрацию ушло две-три недели
Таким я принесла домой чехословацкое кресло «Лигна». На неторопливую реставрацию ушло две-три недели
Так кресло выглядит сейчас. Правда, подушки на 1,5—2 см великоваты, поэтому на ткани небольшие складки
Так кресло выглядит сейчас. Правда, подушки на 1,5—2 см великоваты, поэтому на ткани небольшие складки
Таким я принесла домой чехословацкое кресло «Лигна». На неторопливую реставрацию ушло две-три недели
Таким я принесла домой чехословацкое кресло «Лигна». На неторопливую реставрацию ушло две-три недели
Так кресло выглядит сейчас. Правда, подушки на 1,5—2 см великоваты, поэтому на ткани небольшие складки
Так кресло выглядит сейчас. Правда, подушки на 1,5—2 см великоваты, поэтому на ткани небольшие складки
На «Авито» это элитный товар. Источник: «Авито»
На «Авито» это элитный товар. Источник: «Авито»

Комод с дверцами-гармошками я тоже купила на «Авито» всего за 3000 Р. Он весил почти 30 кг, но продавался совсем рядом, и мы с мужем довезли его до дома на садовой тележке.

В остальном на «Авито» нужно быть готовыми оплатить транспортировку мебели. Цена зависит от места, которое мебель займет в грузовой машине, и от района доставки. В Москве это 1500—4000 Р. А в Туле я пока ни разу не заказывала доставку.

Открытые помойки внимательно разглядывают все, кто занимается реставрацией, и я не исключение. Но пока я нашла там только советский письменный стол необычной формы. Мы с мужем увезли его домой на тележке, а потом продали за 700 Р. Стол оказался фанерным и не был нам интересен, поэтому мы его не реставрировали.

Письменный стол я увидела на помойке осенью 2020&nbsp;года. Ящики открывались очень плавно, внутри были чистые. Однако покрытие столешницы и ножки явно требовали чистки
Письменный стол я увидела на помойке осенью 2020 года. Ящики открывались очень плавно, внутри были чистые. Однако покрытие столешницы и ножки явно требовали чистки

Но с помойками нужно быть осторожным. Например, как-то я увидела возле мусорного бака покосившийся венский стул. На моих как раз не хватало оригинальных креплений, и я решила открутить их от этого стула. Но было темно, лил дождь, и я не успела осмотреть его, а просто взяла с собой.

Когда я поднесла стул к дому, то обомлела: под сиденьем пряталось множество маленьких тараканов. Я их очень боюсь, поэтому бросила стул и убежала. Меня трясло, и дома я перестирала всю одежду, в которой ходила за стулом. Но на следующее утро я вооружилась высокими резиновыми перчатками, отверткой и пошла откручивать нужные болты.

В общем, мой совет: если увидели на улице интересный предмет мебели, хорошо осмотрите его, прежде чем забрать. Там могут быть клопы или тараканы.

Знакомые и соседи. Если повезет, что-то из мебели можно попросить у знакомых, которые делают ремонт и избавляются от ненужных вещей. Но пока мне отдавали только две прикроватные румынские тумбы и трюмо с ореховым шпоном из того же гарнитура. Я их еще не реставрировала.

На зарубежных барахолках вроде «Ибэя» я тоже пока ничего не покупала. Там почти не продают убитую мебель, а на отреставрированную слишком высокие цены. Например, сет из трех-четырех чешских стульев может стоить 1000 $⁣ (81 375 Р).

Будь я коллекционером, я бы искала на барахолках по-настоящему уникальные вещи от известных дизайнеров. Например, от чехословацких мастеров Итона Собеслава, Антонина Шумана и Джиндрича Халабала — их изделия сейчас даже стоят в музеях. А некоторые предметы от этих дизайнеров были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Они были геометричными, эстетичными и обратили на себя внимание. Сейчас подобные экземпляры ищут по всему миру.

Кресла Халабала — чехословацкие, 1950-х годов. Пара таких стоит на «Ибэе» 1920 € (170 490 <span class=ruble>Р</span>). Источник: «Ибэй»
Кресла Халабала — чехословацкие, 1950-х годов. Пара таких стоит на «Ибэе» 1920 € (170 490 Р). Источник: «Ибэй»
Сет из шести стульев Халабала обойдется в 2418 € (214 712 <span class=ruble>Р</span>). Источник: «Ибэй»
Сет из шести стульев Халабала обойдется в 2418 € (214 712 Р). Источник: «Ибэй»

Как я выбираю мебель для реставрации

Я несколько лет просматриваю объявления на «Авито», слежу за профессиональными реставраторами и смотрю работы дизайнеров в Ad Magazine. Так начала разбираться, какие вещи качественные, а какие — ширпотреб.

Сейчас при выборе я обращаю внимание на материалы и общее состояние вещи.

Материалы. Я не буду тратить время на фанерные стулья: скорее всего, они ничего не стоят. По этой же причине я избавилась от фанерного стола, который нашла на помойке. А вот чехословацкие кресла из фанеры очень удобные. Такие можно продать в среднем за 5000 Р или поставить дома.

Но самый беспроигрышный вариант — мебель из массива дерева. Особенно ценятся бук и дуб с отделкой из шпона редких пород, например ореха, или капа.

Фанеру легко распознать: сбоку она похожа на слоеный пирог. Но сверху фанера покрывалась шпоном
Фанеру легко распознать: сбоку она похожа на слоеный пирог. Но сверху фанера покрывалась шпоном
Стулья из фанеры быстро расшатываются. У нас такой был, но мы отнесли его на помойку. Источник: «Контора К»
Стулья из фанеры быстро расшатываются. У нас такой был, но мы отнесли его на помойку. Источник: «Контора К»
Тумба из массива бука — это видно по светлым ножкам. Боковины покрыты живописным ореховым шпоном, пластов фанеры я там не увидела. На фото слева боковины с лаком, а на фото справа я его уже счистила
Тумба из массива бука — это видно по светлым ножкам. Боковины покрыты живописным ореховым шпоном, пластов фанеры я там не увидела. На фото слева боковины с лаком, а на фото справа я его уже счистила
Это тоже бук, без&nbsp;шпона. Чтобы увидеть его рисунок, я просто счистила лак
Это тоже бук, без шпона. Чтобы увидеть его рисунок, я просто счистила лак
Так выглядят разные виды шпона без&nbsp;лакового покрытия. Источник: bobri.net
Так выглядят разные виды шпона без лакового покрытия. Источник: bobri.net

Состояние. Если у мебели есть серьезные дефекты — сломанные ножки, глубокие трещины в дереве, сколы шпона, — обновить ее будет сложно. Например, чтобы заделать большую трещину, понадобится смазать ее края столярным клеем, с силой соединить, а потом зажать струбцинами — зажимами, — чтобы не разошлись. Сделать это в одиночку непросто.

Если дерево не пострадало и у мебели только порвана обивка или потрескался лак, это ерунда. Дерево можно почистить, обивку заменить на новую, а лак счистить и обновить.

Например, так я выбрала самые первые венские стулья: они были крепкие, без сколов и не качались. У стульев из гарнитура «Гера» я тоже увидела потенциал: дерево было без проблем и трещин.

Эта столешница выглядела потрепанной, но я присмотрелась и поняла, что износилось только покрытие, а дерево цело. После реставрации дерево выглядело идеально ровным. Столешница была как новая
Эта столешница выглядела потрепанной, но я присмотрелась и поняла, что износилось только покрытие, а дерево цело. После реставрации дерево выглядело идеально ровным. Столешница была как новая
Дерево, из которого сделан этот стул, тоже было без&nbsp;явных дефектов. После реставрации он будто только что с завода
Дерево, из которого сделан этот стул, тоже было без явных дефектов. После реставрации он будто только что с завода

Как я реставрирую мебель

Я реставрирую мебель в несколько этапов:

  1. Муж разбирает предмет.
  2. Я счищаю с него старое покрытие и шлифую.
  3. Муж собирает предмет.
  4. Я наношу финальное покрытие.
  5. Если надо — обтягиваю тканью или заказываю подушки.

Я никогда не обновляю мебель в квартире, потому что это пыльный и шумный процесс. Например, когда я снимаю покрытие и шлифую дерево, все вокруг покрывается мелкой древесной пылью. А растворять лак смывками еще и опасно: можно надышаться ядовитыми испарениями и отравиться.

Поэтому летом работаю на участке частного дома свекрови, а в холодное время года — в его теплом подвале. Жаль, что у меня нет гаража: он бы тоже подошел для реставрации.

Дальше расскажу подробнее про все этапы своей работы.

Разборка. Работать с собранной мебелью неудобно, ведь нужно очищать каждую деталь. Поэтому сначала муж ее разбирает — откручивает болты отверткой.

Часто от времени болты застревают и не выходят из креплений. Здесь помогает универсальная смазка WD-40 — она стоит около 500 Р за 400 мл. После нее болты поддаются. Эта же смазка предотвращает появление ржавчины на железе.

Затем мы открываем порванную обивку, выбрасываем подушки с рассыпавшимся поролоном, и я приступаю к очистке.

Старый наполнитель этого сиденья превратился в труху — мы его выбросили
Старый наполнитель этого сиденья превратился в труху — мы его выбросили
Иногда ткань трудно оторвать от деревянного каркаса. Так было, например, с другим сиденьем
Иногда ткань трудно оторвать от деревянного каркаса. Так было, например, с другим сиденьем
Так выглядит предмет, готовый к очистке
Так выглядит предмет, готовый к очистке
Иногда ткань трудно оторвать от деревянного каркаса. Так было, например, с другим сиденьем
Иногда ткань трудно оторвать от деревянного каркаса. Так было, например, с другим сиденьем
Так выглядит предмет, готовый к очистке
Так выглядит предмет, готовый к очистке

Очистка. Покрытие мебели обычно в плохом состоянии, но чтобы нанести новое, его нужно сначала счистить.

Я уже упоминала, что первое время у меня не было никакого оборудования для очистки, поэтому я снимала старый лак наждачной бумагой разной зернистости — 80 или 120. Тщательно счищала все царапины, черные следы и слои жира на спинках стульев. Это было тяжело, болели спина и руки. Причем почистить дерево до первоначального состояния мне так и не удалось: кое-где проглядывал цвет старого покрытия.

Позже я купила шлифмашину «Интерскол». Не помню, сколько она стоила, но сейчас такая обойдется в 3500—5000 Р. С ней счищать лак быстрее и проще, но приходится постоянно покупать шлифовальные круги разной зернистости. Один стоит около 25 Р, они быстро расходуются. Иногда на одну ножку уходит две-три штуки.

Я пользуюсь такой шлифмашиной. Источник: «Озон»
Я пользуюсь такой шлифмашиной. Источник: «Озон»
Однажды в процессе шлифовки я увидела под&nbsp;сиденьем венского стула надпись Czechoslovakia. Обычно дерево без&nbsp;подписей, так&nbsp;что, скорее всего, это была экспортная партия
Однажды в процессе шлифовки я увидела под сиденьем венского стула надпись Czechoslovakia. Обычно дерево без подписей, так что, скорее всего, это была экспортная партия

Со временем я поняла, что даже шлифмашина очищает только старый лак на стульях. Его слой тонкий, и от времени он часто трескается и слезает. А вот лак на полированной мебели, например комодах, совсем другой: его кладут толстым слоем. Шлифмашина с ним не справляется, поэтому нужны химические смывки, строительный фен и цикля — остро заточенный кусок металла.

Смывки, или удалители краски, растворяют старый лак. Их очень много, но я предпочитаю авиационные APS в стеклянных бутылках по 500 мл. Одна стоит около 400 Р, а расход обычно большой. Например, чтобы очистить комод, нужно примерно пять бутылок, а на стул уйдет одна-две.

Смывки сильные, ядовитые и обжигают кожу даже через толстые резиновые перчатки. Поэтому я работаю осторожно: стараюсь, чтобы на перчатки попадало как можно меньше средства.

Так выглядит растворенный лак
Так выглядит растворенный лак

Строительный фен нагревает лак до состояния вязкой смолы, и лак счищается, как паста, с помощью цикли. Обычный фен не подойдет: он слишком слабый. А строительные стоят от 1000 до 42 000 Р в зависимости от бренда и функций.

Если я соберусь покупать такой фен, то буду смотреть, чтобы в нем было много насадок: они позволяют нагревать определенную площадь или направлять теплую струю в узкое место. Еще считаю, что пригодятся разные режимы нагрева.

Но пока я пользуюсь феном свекрови: раньше у нее был частный дом и она использовала его в хозяйстве. Фен сильно ускоряет и облегчает мою работу. Правда, от нагрева некоторые виды лака превращаются в липкую субстанцию и сильно тянутся. Или дымят и воняют от высокой температуры. Поэтому у меня под рукой всегда есть металлическое ведро, в которое можно быстро скинуть дымящийся лак.

После того как я растворю и счищу лак циклей, дополнительно шлифую поверхность шлифмашиной. А чтобы убрать мелкие недочеты дерева, например сколы или небольшие вмятины в шпоне, использую мебельный воск. Небольшой брусочек весом 9—10 г стоит около 300 Р.

Это цикля. Ею я аккуратно счищаю размягченный лак. Она стоит около 700 <span class=ruble>Р</span>. Источник: «Все инструменты»
Это цикля. Ею я аккуратно счищаю размягченный лак. Она стоит около 700 Р. Источник: «Все инструменты»
Это поверхность после чистки химической смывкой. Чистить закругленные детали очень неудобно: их трудно удержать в руках вместе со шлифовальной машиной. Работать с ними циклей тоже тяжело
Это поверхность после чистки химической смывкой. Чистить закругленные детали очень неудобно: их трудно удержать в руках вместе со шлифовальной машиной. Работать с ними циклей тоже тяжело
А это — после финальной шлифовки
А это — после финальной шлифовки

Сборка. Перед тем как наносить новое покрытие, муж заново собирает мебель.

Делать наоборот нежелательно: можно случайно ободрать свежий лак — например, если соскочит отвертка. Хотя некоторые мастера покрывают изделия маслом или лаком в разобранном виде.

После очистки я передаю мужу набор деталей, а он собирает изделие
После очистки я передаю мужу набор деталей, а он собирает изделие

Финишное покрытие. Очищенные и собранные изделия я покрываю морилкой и лаком или маслом-воском. Изредка — крашу. Делаю это в резиновых или тканевых перчатках.

Морилка защищает дерево от плесени и дает ему цвет. Без нее оно будет бесцветным. Она бывает разных оттенков, под разные виды дерева. Мне нравятся водные морилки: они без запаха и легко смываются с рук или других поверхностей. Бутылка объемом 500 мл стоит в районе 100—150 Р. Каждый слой сохнет 4—6 часов.

Лак наносится на морилку, он придает мебели блеск и защищает от влаги. Стоит от 1000 Р за литр. Я люблю матовые акриловые лаки: они быстро сохнут и не пахнут, поэтому их можно использовать дома. Еще они выдерживают большую влажность. Но если такой лак будет старым, то даст дереву белый цвет, так что нужно смотреть срок годности.

Иногда я использую яхтный лак: он выдерживает высокую влажность и у него большая износостойкость. Но такой лак всегда в баллонах и сильно разбрызгивается в разные стороны. Поэтому с ним можно работать только на улице, иначе все помещение будет в мелких брызгах. Еще у него резкий запах, и каждый слой долго сохнет — примерно сутки.

Мне нравится и масло-воск «Осмо». Оно обходится примерно в 4000 Р за 0,75 л, зато его можно сразу наносить на дерево — без слоя морилки. Оно глубоко проникает и тоже защищает дерево. А еще подчеркивает структуру волокон.

Оттенок финишного покрытия зависит от первоначального цвета мебели. Если старый пигмент глубоко въелся в структуру дерева, лучше подбирать покрытие подобного тона или темнее. Так на изделии не будут просвечивать участки прежнего цвета. Например, темно-коричневые места не стоит покрывать оттенками вроде «березы» или «сосны». Лучше подойдут «дуб», «палисандр» или «красное дерево».

Этот ящик покрыт морилкой и лаком. Эта столешница — тоже. Пришлось нанести на нее аж три слоя лака
Этот ящик покрыт морилкой и лаком. Эта столешница — тоже. Пришлось нанести на нее аж три слоя лака
Я долго думала, чем покрыть крышку комода. В итоге после морилки нанесла обычную однотонную краску по дереву
Я долго думала, чем покрыть крышку комода. В итоге после морилки нанесла обычную однотонную краску по дереву

Набивка. На сиденьях и спинках кресел я заменяю поролон и синтепон и обтягиваю их новой тканью. У меня нет швейной машины, так что мне помогает девушка, которая реставрирует в Туле мягкую мебель. Она же прикрепляет ткань к сиденью мебельным степлером.

Я не знаю, сколько обычно стоят ее услуги: пока я обращалась к ней всего раз и она не взяла с меня денег. Это потому, что мы разговорились и я рассказала, что вступила в реестр доноров костного мозга.

Но ткани и поролон для подушек на кресло я покупала. Отдала около 7000 Р.

Ремни на этом кресле порвались, так&nbsp;что пришлось их заменить, а потом уложить сверху подушки со съемными чехлами
Ремни на этом кресле порвались, так что пришлось их заменить, а потом уложить сверху подушки со съемными чехлами

Сколько нужно времени и денег на такое хобби

Когда я берусь реставрировать предмет, никогда не знаю, сколько времени на него уйдет. Иногда обычный стул отнимает целую неделю, потому что после очистки выявляются сильные дефекты. Но в целом на стул уходит несколько дней, а на кресло или тумбу — до двух недель. Это с учетом, что я реставрирую в свободное время, по три-четыре часа в день.

Денежные расходы на реставрацию тоже непредсказуемы. Случается, что в процессе всплывают проблемы, которых сразу не замечаешь. Например, не хватает креплений и приходится докупать болты. Или обнаруживаются микротрещины, которые нужно заделывать или склеивать.

Но это мелочи и разовые расходы. Если же вы собираетесь реставрировать постоянно, то на начальном этапе рассчитывайте примерно на 10 000—15 000 Р. В эту сумму входят шлифмашина с кругами, морилки, строительный фен, наждачная бумага, смывки, финишный лак или масло с твердым воском. Расходники потом придется покупать случая к случаю.

А вот для профессиональной переделки сложной мебели нужно больше денег. Например, одно только устройство для переклейки шпона может стоить от 50 000 Р.

Что мне дает реставрация

Пока реставрация для меня — просто хобби, а не способ заработка. И почти всю обновленную мебель я оставляю себе или отдаю родителям. Например, польский комод уехал жить к моей маме, а на своей кухне мы поставили венские стулья. В гостиной же будут стоять стулья «Гера». К слову, они еще дороже венских: после реставрации их цена на «Авито» от 16 000 Р.

Мне приятно пользоваться мебелью, которая обновлена моими руками. Я же помню, какой она была страшной и неказистой, а благодаря мне снова стала красивой. Еще мне нравится показывать знакомым, что старые вещи достойны новой жизни. Это один из принципов осознанного потребления.

Я уверена, что каждый новый навык дает нам возможность развиваться и, возможно, зарабатывать в будущем. К примеру, реставрация добавляет к цене изделия минимум половину первоначальной стоимости. Допустим, убитый чешский венский стул можно найти за 1000 Р, а стул без трещин, но с потертостями — за 2500—3000 Р. Отреставрированный венский стул можно продать за 6000—7500 Р. С обивкой — за 9000—15 500 Р. Возможно, однажды реставрация станет моей основной профессией.

Если решитесь на реставрацию

  1. Если только хотите попробовать себя в реставрации, возьмите сначала небольшой предмет — стул или небольшую тумбу.
  2. Подготовьте помещение: желательно все делать в гараже или на улице, можно на балконе. Так в комнатах не будет пыли от очистки дерева.
  3. Купите шлифовальные круги крупной и мелкой зернистости для первичной и вторичной обработки дерева.
  4. Шлифовать вручную долго, не везде удастся хорошо счистить лак. Но зато получится сэкономить на шлифмашинке.
  5. Чтобы придать тон дереву, используйте морилку и финишное покрытие в виде лака либо недорогое масло с твердым воском. Оттенок подбирайте исходя из личных предпочтений и изначального цвета изделия.