42K

Как мы с женой открыли типографию на деньги от свадьбы и прогорели

В итоге потеряли интерес к бизнесу и продаем его на «Авито»
65
Как мы с женой открыли типографию на деньги от свадьбы и прогорели
Аватар автора

Никита Сазонов

открыл и закрыл домашнюю типографию

Идея создания бизнеса у нас с женой в голове была давно, но мы никак не могли определиться, чем хотим заниматься и где найти на это деньги.

Я придумывал разные идеи стартапов и пытался найти в Самаре инвесторов, но все безуспешно. В августе 2020 года мы сыграли свадьбу. После торжества посчитали подарки — у нас было 110 000 ₽. Хотелось деньги приумножить, а не тратить просто так. Решили сделать типографию. Расскажу, что из этого вышло.

Почему решили открыть типографию

Мы очень любим аниме, комиксы и компьютерные игры. Подумали, что было бы здорово открыть тайм-кафе, игровой клуб, магазин тематической атрибутики. Но на это денег не было. А вот на наклейки для ноутбуков, которые мы заказывали с «Алиэкспресса», деньги были всегда. Сначала мы подумали заказывать наклейки и продавать их в «Инстаграме».

Мы посчитали: можно было заказать разные варианты на 5000—10 000 ₽, создать аккаунт, запустить рекламу на 5000 ₽ и посмотреть, что из этого получится. Небольшой порог входа, и не так жалко потерять.

Идея казалась хорошей, но я решил узнать, как изготавливаются эти наклейки. Около трех недель изучал процессы производства. Сначала мне были интересны наклейки. Потом захотел узнать, что еще можно изготавливать на том же оборудовании — и меня понесло.

Рассказал обо всем жене, показал видео, статьи. Предложил купить оборудование и продавать наклейки, закладки для книг, открытки и все, что сможем произвести самостоятельно.

Тогда я думал, что это хорошая идея. Но я чертовски ошибся.

Мы не знали, что печатать, поэтому делали наклейки, закладки и открытки, которые нравились нам, и фотографировали их с разных сторон
Мы не знали, что печатать, поэтому делали наклейки, закладки и открытки, которые нравились нам, и фотографировали их с разных сторон

Как покупали оборудование

Идея понравилась, глаза загорелись, и мы начали искать нужное оборудование. Выбрать оборудование оказалось непросто. Во-первых, потому в Самаре практически ничего не продается. Во-вторых, потому что выбрать нужное оборудование — сложно, особенно когда не разбираешься в том, что нужно.

Поиск занял около месяца. Сначала искали на «Авито» и «Юле», но там ничего не было. Точнее, были разные принтеры и плоттеры, но дорого и очень старые.

Мы сошлись, что нам нужен плоттер Cameo 3 для резки и струйный цветной принтер, который может печатать на пленке. С принтером, казалось бы, все относительно просто. Найти можно было в любом магазине. Но в Самаре нигде не нашлось принтера с БСНПЧ — бесконтактной системой непрерывной подачи чернил.

Такие принтеры используют не картриджи, а емкости, откуда краска закачивается в картридж автоматически во время печати. Они стоят во всех типографиях.

Все, что нужно было, нашли в одном магазине — «Оригиналам-нет». Поскольку у компании было много положительных отзывов, мы решили, что они смогут нам помочь. Созвонились, объяснили, зачем нужно оборудование, и попросили посоветовать бюджетный принтер, который сможет печатать на бумаге и пленке, сохраняя качественные яркие цвета. И краску, которая будет хорошо держаться и не выцветать.

Нам ответили приятные консультанты, которые, как нам казалось, все разложили по полочкам. В Самаре у них тоже ничего не было. Плоттер нашелся в Новосибирске, а принтер доставили из Москвы. Ждали около месяца.

Принтер с БСНПЧ позволяет доливать краску без покупки новых картриджей. Искали именно такой принтер, так как он экономит много денег
Принтер с БСНПЧ позволяет доливать краску без покупки новых картриджей. Искали именно такой принтер, так как он экономит много денег

Помимо принтера и плоттера мы купили светостойкие фирменные чернила, дополнительные ножи для плоттера, пленку и бумагу для печати наклеек, а еще термотрансферную бумагу. Нам рассказали, что принтер, который к нам приедет, сможет печатать на бумаге, пленке, плотном картоне и термотрансферной бумаге. То есть мы еще и майки сможем делать с принтами. Мы верили и радовались, пока не начали работать. Итого первая закупка обошлась нам в 71 000 ₽.

71 000 ₽
потратили на закупку оборудования и расходников

Оборудование пришло в начале ноября. Распаковали — все выглядело красиво. Порадовались и уехали в Ульяновск, куда была запланирована поездка. Протестировать оборудование смогли только через неделю.

Когда вернулись, сразу решили посмотреть, как это все работает. Первые сутки я разбирался с плоттером, устанавливал программное обеспечение, настраивал и даже вырезал несколько первых трафаретов из бумаги.

Расходы на запуск домашней типографии — 77 000 ₽

Плоттер Silhouette Cameo 438 000 ₽
Принтер Epson XP 310520 000 ₽
Расходные материалы10 000 ₽
Мебель для оборудования с «Авито»6000 ₽
Доставка в Самару3000 ₽

Расходы на запуск домашней типографии — 77 000 ₽

Плоттер Silhouette Cameo 438 000 ₽
Принтер Epson XP 310520 000 ₽
Расходные материалы10 000 ₽
Мебель для оборудования с «Авито»6000 ₽
Доставка в Самару3000 ₽

Первые проблемы с оборудованием

Я запустил принтер, установил ПО и попробовал что-нибудь напечатать. Это был мой первый принтер в жизни, как и плоттер. Принтер просто выплевывал пустые листы бумаги. Я попытался разобраться самостоятельно: все проверил, погуглил, но ничего не выходило. Тогда я позвонил в техническую поддержку магазина, где мы все купили — но после продажи и доставки ничего вразумительного они нам не сказали и предложили разобраться самим.

Мы с женой начали учиться работать с программой Silhouette Studio — в ней можно создавать макеты и вырезать их при помощи нашего плоттера. Параллельно звонили в техподдержку, убеждая их решить нашу проблему.

В итоге через неделю попал на адекватного парня, который задал четыре уточняющих вопроса. Затем сказал, что нужно три раза подряд прочистить дюзы — это печатные элементы на печатающей головке принтера — и подождать пару часов. Я так и сделал. Через три часа распечатал первый лист, который был с полосками. Консультант предупреждал, что так может быть, и сказал, что в этом случае нужно будет прочистить дюзы еще раз. Спустя еще две чистки принтер заработал.

Несмотря на то что принтер печатал очень медленно, цвета были яркими и красочными. Особенно хорошо выглядели фотографии на глянцевой бумаге
Несмотря на то что принтер печатал очень медленно, цвета были яркими и красочными. Особенно хорошо выглядели фотографии на глянцевой бумаге
Наклейки получились красивыми. Я попробовал изготовить на матовой и глянцевой бумаге. Глянец идеально подходил, цвета были яркими, красивыми и стойкими
Наклейки получились красивыми. Я попробовал изготовить на матовой и глянцевой бумаге. Глянец идеально подходил, цвета были яркими, красивыми и стойкими
1/2
Несмотря на то что принтер печатал очень медленно, цвета были яркими и красочными. Особенно хорошо выглядели фотографии на глянцевой бумаге
Сразу стало понятно, что для оборудования и работы нужно выделить отдельное место и мебель. Нашли на «Авито» большой стол и тумбочку, которые продавали после закрытия офиса. Мебель обошлась всего в 6000 ₽
Сразу стало понятно, что для оборудования и работы нужно выделить отдельное место и мебель. Нашли на «Авито» большой стол и тумбочку, которые продавали после закрытия офиса. Мебель обошлась всего в 6000 ₽

Дальше начали пробовать печатать на всем, что у нас было, чтобы проверить, что мы можем. Печать на бумаге прошла успешно. Только двусторонняя печать подвела. С одной стороны печаталось правильно, а с другой — сверху вниз.

Но это была не проблема. Проблема была в том, что принтер не печатал на пленке, картоне и плотной бумаге. В инструкции к принтеру указано, что допустимая плотность бумаги для печати — до 280 г/м². Но даже картон и бумагу с плотностью 220 г/м² он зажевывал, выплевывал и не печатал.

На пленке краска размазалась и не засыхала. Начали искать решение проблемы на форуме, и выяснили, что на пленке печатают не все принтеры и, скорее всего, наш тоже. Еще там советовали попробовать другие виды пленки, сделанные специально для печати на струйном принтере.

Мы купили около 10 видов пленки — но результат был тем же. На тесты потратили еще около 6000 ₽. Деньги ушли на покупку пленки, бумаги, самоклейки, картона и других материалов. Так выяснили, что на пленке и плотной бумаге печатать не можем. Самая большая плотность, с которой принтер мог справиться — 210 г/м².

6000 ₽
мы потратили на подбор пленки для печати

Решили работать с тем, что есть.

Что не так с бумагой

Моя жена по профессии врач, но в свободное время занимается дизайном. Несмотря на это, ее навыки работы с «Фотошопом» и «Фигмой» никак не помогли с работой в программе Silhouette Studio. Программа не очень удобная. Жена стала разбираться с новой программой, а я — с техникой и процессами производства.

Первым делом набросал в графическом редакторе «Канва» несколько стикерпаков и решил напечатать их на самоклеящейся бумаге. Сначала использовал бумагу, которая пришла с принтером. Но она не давала хорошего качества печати. К тому же эту бумагу нужно было заказывать заранее большой партией и ждать доставку из Москвы в Самару. Это значит, что срочные заказы мы бы не смогли выполнить.

Я решил посмотреть другие варианты: заказал несколько видов бумаги с «Алиэкспресса» и купил недорогую бумагу для наклеек в магазине DNS. По соотношению цены и качества выиграла бумага из DNS. К тому же купить ее можно было в день заказа, очень удобно.

Но несмотря на всю красоту, качество оставляло желать лучшего. Самоклеящаяся бумага — это обычная тонкая бумага с клеевым слоем. Поэтому вода была для наклеек разрушительна. Я наклеил несколько себе на ноутбук, чтобы протестировать в рабочих условиях. От потных рук наклейки превращались в труху.

Потом попробовал сделать открытки и закладки для книг. Долго думал над оптимальным размером, в итоге открытки сделал 10 × 15 см, а закладки — 6 × 20 см. Процесс изготовления простой: печатал на глянцевой или матовой фотобумаге максимально возможной плотности и вырезал.

Помимо стандартных открыток мне захотелось сделать что-то необычное, и я собрал открытку в восточной стилистике, которую подарил брату на день рождения. Ему понравилось, и многие похвалили ее. На тесты изготовления закладок и открыток мы израсходовали материалов на 2400 ₽.

2400 ₽
мы потратили на тесты изготовления закладок и открыток

Чтобы удобно и просто вырезать бумагу, пришлось докупить инструментов. Сначала купили дешевый дисковый резак с «Алиэкспресса», но он так отвратительно резал, что 600 ₽ были выброшены на ветер.

Плоттер Cameo работает исключительно с программой Silhouette Studio, поэтому пришлось осваивать ее с нуля
Плоттер Cameo работает исключительно с программой Silhouette Studio, поэтому пришлось осваивать ее с нуля
Так выглядит макет стикерпака в программе для работы плоттера — перед резкой
Так выглядит макет стикерпака в программе для работы плоттера — перед резкой
1/2
Плоттер Cameo работает исключительно с программой Silhouette Studio, поэтому пришлось осваивать ее с нуля
Пример открытки в восточном стиле, которую подарил брату. Ни одной такой открытки мы так и не продали
Пример открытки в восточном стиле, которую подарил брату. Ни одной такой открытки мы так и не продали
После дешевого резака с «Алиэкспресса» я взял профессиональный за 3500 ₽. Теперь все резалось прекрасно, и это единственная наша правильная покупка
После дешевого резака с «Алиэкспресса» я взял профессиональный за 3500 ₽. Теперь все резалось прекрасно, и это единственная наша правильная покупка

Запуск типографии и соцсетей

Сначала планировали запуститься к концу ноября и начать с новогодних акций и распродаж. Но сильно переоценили себя на этапе идеи. Думали, что все будет несложно и быстро все подготовим к запуску. На деле окончательно разобрались с оборудованием и программным обеспечением только в начале декабря. Поэтому решили запускаться в январе, а пока готовить товары для примеров, придумать название и то, как будем вести дела.

Чтобы не тратить еще больше времени, решили вести продажи через группу во «Вконтакте» и «Инстаграме». Нужно было придумать название. Думали несколько дней, перебирали варианты, но ничего не нравилось.

Тогда решили сходить погулять и подумать во время прогулки. Через два часа название было придумано. Решили связать творческое направление дела с чем-то хайповым — например, с единорогами. Поэтому назвали нашу мини-типографию ArtUnicorn. Супруга сделала в «Фотошопе» логотип, выбрала цвета, стиль, создали соцсети и начали их наполнять.

Сначала мы сделали около десяти публикаций, в которых описали, что делаем, как совершить заказ, сколько стоит и как с нами связаться. Решили давать людям возможность самостоятельно выбирать то, что они хотят. Каждый мог написать нам, к примеру: «Хочу наклейки с Наруто из таких-то изображений». Мы верстали стикерпак бесплатно, а человек платил рыночную стоимость за набор наклеек, закладок или открыток.

Когда задумались про производство своих стикерпаков, то сначала мы хотели заказывать уникальные картинки у иллюстраторов, чтобы выделиться. Но потом поняли, что это долго и дорого, а денег на это нет. Поэтому мы искали в интернете изображения для свободного использования, брали их, немного меняли цвета, размеры, иногда отражали по горизонтали и составляли из них то, что нам нужно.

По себестоимости каждый товар обходился нам от 90 копеек до 7 ₽ со всеми расходами и процессами. Поэтому цены поставили небольшие. Стикерпак А5 стоил 100 ₽, открытки продавали по 50 ₽, а закладки — по 25 ₽. Нам казалось, что мы в любом случае останемся в плюсе.

Первый месяц был совсем без заказов. Никто даже не написал нам.

Тогда начали думать, что нужно быть активнее. И я, и жена помимо типографии ходили на постоянную работу, много времени у нас не было. Поэтому наняли СММ-специалистку, чтобы она грамотно вела соцсети.

Поскольку она была начинающей, платили всего 4000 ₽ в месяц. Работала она с марта по июнь. Специалистка начала делать интересный контент, пиная нас, чтобы мы фотографировали больше товаров.

Первый пост ArtUnicorn в «Инстаграме» — объявление о запуске типографии
Так выглядели наши посты в соцсетях, стиль придумала моя жена
У нас была готовая продукция, но упор мы решили сделать на том, чтобы человек мог заказать что⁠-⁠то свое

Первые заказы и доставка дороже товара

В середине марта нам поступил первый заказ: девушка из другого города заказала стикерпак, который нарисовала сама. Распечатали, вырезали и отправили Почтой России.

Мы сами часто заказывали товары через маркетплейсы. Например, могли купить стикерпак за 100 ₽ или открытку за 10 ₽ с бесплатной доставкой. Это очень удобно. Но когда я узнал, что письмо с отслеживанием на почте стоит 57 ₽, то огорчился. Доставка стоит дороже, чем товар. Нужно было что-то делать.

Подумали, что проще будет выйти на маркетплейсы — там много клиентов и доставка бесплатная. Но начали разбираться и поняли, что это сложно и для нас невыгодно. Почти на всех маркетплейсах нужно было иметь ИП или юридическое лицо. Мы были самозанятыми, и нас это устраивало. Следующей сложностью стало то, что с маркетплейсами не так-то просто разобраться.

Мы смотрели «Вайлдберриз», «Озон» и «Ибэй». На «Ибэе» я опубликовал объявление. Висело два месяца и никто ничего не купил, а размещение было платным. На «Вайлдберриз» невозможно зарегистрироваться без ИП.

В «Озоне» сложная система. Можешь доставлять товары сам или отдать им на склад. В любом случае ты платишь за хранение на складе, за доставку со склада до промежуточной точки «Озона». Потом за доставку от промежуточной точки до той, куда нужно. Доставка выходила дороже, чем Почтой России, поэтому остановились на ней, но теперь доставку оплачивал покупатель.

Еще я где-то наткнулся на информацию, что мы можем поставлять товары в сеть «Читай-город». Написал им на почту, сделал коммерческое предложение — поставлять за 15 ₽ стикерпаки А5, за 5 ₽ открытки, по 3 ₽ закладки. Либо печатать те товары, которые им нужны. Хотят с дизайном из нового аниме — сделаем. Но нам ничего не ответили. Пытался в магазине узнать, как еще с ними связаться, сказали, что только через почту на сайте. Интересно — ответят, если нет, то нет.

Первые клиенты оставляли хорошие отзывы, им все нравилось, но их было мало. Около двух-трех покупателей в месяц. Решил запустить таргет. Денег на рекламу уже почти не было, поэтому потратил всего 8000 ₽. Запускал во «Вконтакте» и в «Инстаграме», по 4000 ₽ на каждую соцсеть. Потестировал несколько целей и аудиторий. С рекламы было около тысячи переходов в профиль, но всего пять человек стали нашими покупателями. Она даже не окупилась. Тогда решили оставить только СММ и попробовать поработать с бизнесом.

Продажи по месяцам

РасходыДоходы
Октябрь934 ₽0 ₽
Ноябрь6005 ₽300 ₽
Декабрь2440 ₽0 ₽
Январь1725 ₽350 ₽
Февраль8348 ₽4905 ₽
Март6686 ₽5496 ₽
Апрель10 910 ₽5316 ₽
Май8044 ₽3395 ₽
Июнь7307 ₽5870 ₽
Июль2109 ₽355 ₽

Продажи по месяцам

Расходы
Октябрь934 ₽
Ноябрь6005 ₽
Декабрь2440 ₽
Январь1725 ₽
Февраль8348 ₽
Март6686 ₽
Апрель10 910 ₽
Май8044 ₽
Июнь7307 ₽
Июль2109 ₽
Доходы
Октябрь0 ₽
Ноябрь300 ₽
Декабрь0 ₽
Январь350 ₽
Февраль4905 ₽
Март5496 ₽
Апрель5316 ₽
Май3395 ₽
Июнь5870 ₽
Июль355 ₽

Еще во время поездки в Ульяновск мы зашли в несколько местных магазинов — «Букинист» и «Туз». В «Букинисте» продавались уцененные книги, поэтому им предложили открытки и закладки для книг, а «Туз» специализировался на товарах неформальной атрибутики, им подошли стикерпаки. Мы все обсудили, выбрали выгодные условия и договорились на поставку. Так обрадовались.

Поступило несколько заказов для бизнеса в Самаре. Цветочный магазин заказал наклейки и открытки. Магазин косметики купил этикетки. Еще сделали 1500 визиток для компании, которая занималась госзакупками.

Тут-то и начались большие проблемы. Cameo выпустили обновление, и теперь плоттер требовал напечатать на краях листа метки, по которым программа ориентировалась. Без меток ничего вырезать не мог. Из-за этих меток А4 превращался в А5. Потом еще приходилось обрезать края листа с метками — не продавать же с ними. Во-вторых, принтер начал сильно тупить. Он мог не брать листы, выплевывать их, не печатая, и выплевывать краску местами.

Я подготовил коммерческое предложение и начал отправлять на почту всем в Самаре. Открыл «2ГИС» и выбирал компании: кофейни, цветочные магазины, барбершопы, тату-салоны. Даже церквям предлагал памятки с молитвами печатать, думал, вдруг заинтересует — почему бы не попробовать
Я подготовил коммерческое предложение и начал отправлять на почту всем в Самаре. Открыл «2ГИС» и выбирал компании: кофейни, цветочные магазины, барбершопы, тату-салоны. Даже церквям предлагал памятки с молитвами печатать, думал, вдруг заинтересует — почему бы не попробовать

Когда я делал визитки, я был очень воодушевлен тем, что продаю 1500 единиц товара. Себестоимость была 1 ₽, а я реализовывал за 4 ₽. Но когда печатал их в нашей домашней типографии, понял, что визитки делать больше не будем. Из-за скорости принтера печатал я их два дня, а потом еще полтора дня вырезал — с 10 утра до глубокой ночи. Оно того не стоило.

Когда представил, что кто-то закажет 10 000 визиток, стало страшно. Ни одна типография не будет делать это так долго, как я.

Товары в «Букинисте» почти не продавались — уходило около 10 в месяц. С нашей низкой маржинальностью это копейки. Единственный бонус от «Букиниста» — к нам пришел клиент, который просил распечатывать карточки для настольных игр. Он делал около 2—3 заказов в месяц, и это было выгодно. Так мы узнали, что можем печатать карточки для настольных игр.

Еще клиенты оставили плохие отзывы за наклейки. Они рассказали, что наклейки портятся и быстро выцветают. Я подумал, что это странно, у нас же светостойкая краска. Тогда решил провести эксперимент: напечатал несколько наклеек и расклеил их по разным местам в квартире. Как же было грустно, когда увидел, что наклейка на балконе выцвела добела всего за неделю.

Решил поэкспериментировать с влагостойкостью краски. Распечатал наклейки и открытки. Одни поместил в ведро с водой, а другие держал под краном. Здесь результат порадовал. Бумага вела себя как бумага — мокла и мялась. Но с краской ничего не произошло, те же цвета, никаких разводов.

«Туз» порадовал больше. Делали им стикерпаки по аниме и сериалам. В первый месяц было лишь несколько продаж. Во второй продажи стали расти, и уже на третий месяц владелец позвонил нам, сказав, что ему нужно по 20 штук каждого нашего стикерпака, потому что их выкупили за неделю.

Сломанный принтер и разочарование

Но здесь по нам еще раз ударила дешевая непрофессиональная техника. Пришел заказ на 50 закладок из другого города и 200 стикерпаков для «Туза». Начали работу и заметили, что черный цвет печатается зеленым. Выполнил проверку — принтер не печатает синий. Тогда я выполнил очистку дюзов, как при установке принтера в начале. После первой чистки синий цвет так и не появился, а принтер стал печатать с белыми полосами. Сделал очистку еще раз, и он совсем перестал работать.

Но не отказываться же от заказа, а в Самаре много типографий. Среди них попался удивительный бизнесмен Игорь, который не только напечатал заказ по оптовым ценам, но и начал помогать с развитием нашего бизнеса. Провел экскурсию по своей типографии, рассказал, с каким оборудованием работает, что сколько стоит, что нужно покупать, где, как с этим работать. Он был лучом света в ситуации, в которой мы оказались. Эта типография тоже основана мужем и женой, работают уже больше 10 лет.

Для бизнеса не подходит обычный домашний принтер. Наш перестал работать после второй очистки
Для бизнеса не подходит обычный домашний принтер. Наш перестал работать после второй очистки
Игорь выполнил наши заказы, покупатели остались довольны, а мы узнали о типографии все, что должны были выяснить перед началом дела
Игорь выполнил наши заказы, покупатели остались довольны, а мы узнали о типографии все, что должны были выяснить перед началом дела
1/2
Для бизнеса не подходит обычный домашний принтер. Наш перестал работать после второй очистки

Несмотря на довольных клиентов, мы остались недовольны своим делом. Качество продукции Игоря было в сотни раз лучше нашего. Плотная и качественная бумага, потрясающее качество печати, тонкая резка.

Тогда мы поняли, что нам нужно вложить минимум 300 000—400 000 ₽ на оборудование, потому что наше не подходило. В свою типографию Игорь с женой вложили уже больше 15 миллионов. Что-то брали за свои деньги, что-то в лизинг. Но у них было так много заказов, что они могли себе это позволить.

А у нас закончились деньги и силы. Еще сломался принтер, и средняя месячная выручка была на уровне 4000—7000 ₽ до вычета расходов. После вычета расходов оставалось в лучшем случае 600—1100 ₽.

Принтер был на гарантии. В технической поддержке предложили отправить его им за наш счет в Екатеринбург. Если это гарантийный случай, починят бесплатно. Отправили и остались без принтера на целый месяц. Мы считали, что это был явно брак, но в гарантии сказали, что мы долго не использовали принтер и печатающая головка пересохла. Наши аргументы не смогли ничего изменить. Ремонт обошелся в 5500 ₽.

Параллельно решили отказаться от услуг СММ-специалиста, так как это не давало никаких результатов, и начали вести соцсети сами.

Пока принтер был в ремонте, нам написали в инстаграм интересное сообщение. Оно открыло нам глаза, мы все делали неправильно. У нас спросили: «А где можно посмотреть и выбрать ваши товары?»

Тогда я понял, что людям не подходит наша модель, когда мы делаем то, что они хотят.

Клиентам куда проще выбрать из готовых товаров. Мы сделали карточки товаров и опубликовали их в инстаграме. Во «Вконтакте» уже ничего не делали, за все это время там не было ни одного заказа, только немного подписчиков и лайки. За этот месяц у нас было два заказа.

Изготавливая стикерпаки не самостоятельно, мы сильно потеряли в прибыли. Себестоимость наших стикерпаков составляла 9 ₽, мы продавали их в «Тузе» за 40 ₽. При печати в другой типографии себестоимость пака составила 38 ₽, а цена у «Туза» та же — 40 ₽. Я попробовал поговорить с магазином, повысить цену хотя бы до 55 ₽, но они не согласились. Поэтому мы прекратили сотрудничать.

Принтер вернулся к нам в июне 2021 года, но мы уже потеряли к делу интерес. За время бизнеса я ушел из пиара и стал таргетологом, а у жены хорошо пошли дела в медицине. У нас все так же не было времени на типографию, но теперь еще сил и желания.

Сначала мы решили отложить. Думали, что заработаем денег, купим нормальное оборудование и запустимся снова. Но к августу поняли, что не запустимся. Нам уже совсем неинтересно. Решили продать типографию как готовый бизнес.

Поскольку у нас уже был готов логотип, название, наполненные профили в соцсетях и понимание, как изготавливать продукцию, выставили цену в 250 000 ₽, указав, что не только продаем бизнес, но и расскажем, как изготавливать продукцию. Объявление я выставил на «Юле» и «Авито».

Пока цена оставалась 250 000 ₽, никто даже не писал. Тогда я решил попробовать опускать цену раз в 3⁠—⁠4 дня, но не ниже 150 000 ₽. Покупатель пока не нашелся
Пока цена оставалась 250 000 ₽, никто даже не писал. Тогда я решил попробовать опускать цену раз в 3⁠—⁠4 дня, но не ниже 150 000 ₽. Покупатель пока не нашелся

Какие выводы мы сделали

Не нужно делать бизнес без теста. Изначально мы хотели потратить 10 000—15 000 ₽, заказать товар и протестировать нишу. Потом я посмотрел, сколько запросов на товары в «Вордстате», и решил, что можем делать все сами и дешевле. И это была ошибка. Если бы сделали, как хотели изначально, то потеряли бы около 10 000 ₽ и один месяц, а так потратили около 200 000 ₽ и полгода. Рад, что у нас было всего 100 000 ₽, а не несколько миллионов.

Не стоит придумывать свою бизнес-модель в бизнесе, который уже давно работает по другим правилам. Мы совершили большую ошибку, о которой узнали только перед закрытием. Продавать под заказ в нише, где все продают готовые товары — странно. Люди не понимают, что мы им предлагали, потому что сами не знали, чего хотят. На мой взгляд, лучший способ продавать людям то, что им нужно — показать варианты на выбор. У каждого бизнеса своя модель. Если бизнес не уникальный, скорее всего, не нужно делать его уникальным.

Нужно сначала думать о том, кому и как продавать, а уже потом о том — что. Изначально мы думали, что для продаж достаточно создать соцсети, наполнить их, пустить рекламу, и клиенты к нам придут. Практика показала, что не придут. За них нужно бороться, занимая доли рынка. Сейчас нужно разбираться в маркетинге, СММ, психологии, продажах, и все это должно работать совместно. Мы ничего об этом не знали, и у нас не было рядом ментора, который бы поделился своим опытом.

Если нет времени на бизнес — лучше не заниматься им. Еще одна наша проблема состояла в том, что мы работали с 10 утра до 8 вечера. Бизнесом занимались с 9 вечера до полуночи и на выходных. Это изматывало, забирало все свободное время и не окупилось. Поэтому, если нет времени заниматься бизнесом — лучше вовсе не браться за него.

Мнение эксперта: «Успех придет, если не перегореть к этому времени»

Аватар автора

Тойво Лиукконен

руководитель компании «Твоя типография», герой материала о типографии в Петрозаводске

Выводы героя верные. Ребятам не хватило терпения, чтобы выйти из сложившейся ситуации и развить типографию.

Пожалуй, самая главная ошибка: 110 000 ₽ для старта типографии — очень мало. К тому же пару лет все свободные средства придется вкладывать в развитие и докупать оборудование, прежде чем начнется заработок. Знаю не понаслышке — в момент старта у нас было даже меньше оборудования, чем у героя, но у нас были клиенты еще до запуска. У героя риски были значительно выше — без клиентской базы.

Стикерпаки и закладки — это довольно нишевой продукт. Нужно было тестировать его до запуска. Больше сил на старте потратить на раскрутку в своем родном городе. Выходить с предложением для бизнеса было правильным решением, но сделали это поздно.

Что касается объявления на «Авито» о продаже бизнеса: с учетом амортизации оборудования, он, пожалуй, даже 100 000 ₽ не стоит. Потому что бизнес не соответствует реальным потребностям производства.

В типографии, как и в любом бизнесе со стороны, процессы похожи на айсберг, верхушка — это 10—15%, пока не начинаешь, как герой материала, погружаться. Есть сотни тонкостей и нюансов: выбор бумаги и красок, технологические процессы, выбор производителя оборудования, рабочих программ, подбор типа чернил, пленок и так далее. Тут главное терпение и желание расти.

РедакцияКак думаете, герою стоило ввязываться в такой бизнес? Что он сделал не так?
  • Павел ГоршенинПосле прочтения этой гениальной бизнес-истории хочется пожалеть авторов проЭкта, выдать по конфете и погладить по голове. В следующий раз обязательно получится, только надо немного подрасти.44
  • Natali MiЕсли вы еще не продали плоттер, то можете делать декоративные элементы из картона и трафареты из пленки для скрапбукинга. У меня знакомая 60-80к на этом зарабатывала4
  • Юрий АлександровичБеда, коль сапоги начнет тачать пирожник...2
  • Eugene BurmakinEka, Зато насколько интереснее попробовать всё это самим11
  • Julia PtizaПо моему скромному мнению, ребята молодцы, что попробовали. Книжек сколько угодно можно прочесть, но на практике все выглядит иначе. Теперь есть опыт и если решатся на другое дело, будут уже иметь ввиду, что не все так просто: есть тьма нюансов24
  • Юрий ВасильковОсновная ошибка в том, что ребята нырнули, не разбираясь. Во-первых, для такого бизнеса нафиг не нужно свое производство — куча достаточно крупных рекламных агентств прекрасно обходятся без собственной типографии. Соответственно, спокойно можно было выбрать подрядчика с нормальными печатной машиной и каттером, а самим заниматься макетами, продвижением и каналами сбыта. А в процессе уже можно и на производство попроситься посмотреть, и как что работает понять. Если прям уж непременно хотелось своё — мне кажется, даже не в 300—400, а тысяч в 200 можно уложиться: я бы искал бушный каттер Graphtec или Mimaki, цветной лазерник (классический вариант в таких ситуациях — OKI C824dn, новый стоит ≈80 тысяч), по-хорошему, идеаловский резак (тысяч 10—15 сабельный, ближе к 30 ручная гильотина), и на сдачу биговщик. По бумаге и пленкам — опять же, просто не стали разбираться. Самара — достаточно большой город, там работают как минимум «Берег» и «Дубль В» (и наверняка есть еще кто-то, как и более мелкие региональные продавцы) — можно зайти, полистать каталоги, поспрашивать, посмотреть рекомендации производителей, что для какого способа печати подходит.23
  • Никита КузнецовОбожаю истории про сгоревший бизнес, нужно открывать отдельную рубрику в Т-Ж, это целый жанр. А то эти истории из дневника трат, куда пишут только миллионеры, пахнут фальшью.64
  • Игорь ЗакурдаевГлавный вывод не видать что-то, что производство и продажа конкретных товаров — это два разных направления. Чтобы далеко не ходить, ту же продукцию типографии вы можете заказать в куче разных мест, под разными брендами и т.д, а печатать будут в одном и том же цеху. Молочных заводов по пальцам пересчитать, а брендов на прилавке нескончаемое количество. А сырье заводы вообще у одной фермы покупают. Понимаете к чему я веду? Вы пытались сделать производство дома. Из домашней техники. Что могло пойти не так...7
  • Воинствующий котеистКстати, а легально ли зарабатывать деньги на печати стикеров с Наруто, Гарри Поттером и прочими "чужими торговыми знаками"?41
  • Nikias KrayNatali, ещё не продали) Но понятия не имеем, как делать то, о чем вы написали) Спасибо за идею, подумаем, почитаем, может попробуем эту нишу)0
  • Эдуард КурбаналиевИгорь, себестоимость 9₽, продавали за 40₽, а в большой типографии минимум 38₽ попросили. Поэтому и покупают люди домой технику и делают сами, потому что на рынке всегда есть минимальная маржа, ниже которой никто продавать или оказывать услуги не будут. А смысл снижать цену предпринимателю, если везде стоит одинаково? Я так делал магниты для свадьбы на холодильник. Нужно было 100 магнитиков. Пробежался по типографиям, которые их делают. В итоге ценник за 100 магнитиков с лихвой окупил покупку принтера, гильотины и пластиковых пустых магнитиков, в которые я сам вставлял фотки. Интересная кстати идея, я на свадьбе друзей возле загса заметил присоседевшегося фотографа, который пофоткал всех и через 5 минут пришел с подносом таких фот свадебных магнитов по 150₽, разобрали в лет. С одной только свадьбы фотограф сделал 3-4 тысячи.6
  • Юрий ВасильковNikias, не знаю, что вам на это ответить — это одни из крупнейших поставщиков в стране, Гугл мне их показывает на первой странице по запросу «Бумага для полиграфии Самара» ¯\_(ツ)_/¯ Дополню еще по поводу плотности бумаги и того, что ест и что не ест принтер: это очень условный показатель, потому что бумага одной плотности может быть разной толщины. Может быть 300 г/м² пухлой хлопковой бумаги, а может быть — достаточно тонкого и жесткого картона (и да, картон и бумага отличаются по составу, а не толщиной).15
  • Юрий ВасильковTonya, вообще, конечно, нет. И если за гаражным производством вряд ли кто-то бегать будет, то книжный или маркетплэйс уже вполне могут взять за ж15
  • Алексей ФедоровКаждый раз когда читаю такого плана статью, удивляюсь сколько проблем можно было избежать просто владея навыками поиска информации в интернете... и оборудование и особенно материалы для печати выбраны абсолютно бессмысленно, чтобы начать что-то такое печатать, надо сначала поинтересоваться банально спросом. Ну кому нужны стикеры и наклейки в таком объёме сейчас? Листовки, плакаты, визитки, буклеты пользуются огромным спросом и нужны всегда. Достаточно было бы купить 1 принтер епсон А3 формата и резак и не выдумывать изобретая велосипед, заказывая бумагу на алиэкспресс, это просто банально неудобно и не выгодно.10
  • Natali MiNikias, декоративные элементы из картона типо таких. А трафареты легко гуглятся. Она покупала просто папки уголки полупрозрачные и из них резала трафареты. Если жена шарит в векторе все это на фрипике бесплатно можно найти и подстроить макеты под программу плоттера. Она просто через вк продавала4
  • Nadya KubikУ нас с мужем тоже свой офис по печати. Это очень медленно развивающийся бизнес. Чтобы он сам себя окупал и нам ещё оставались деньги, потребовалось года 3-4 работы в минус. В нашем городе нам помогло сарафанное радио - очень надёжный, но крайне медленный способ, чтобы о тебе узнали, ну и ещё ежемесячные вливания в директ и эдвордс.3
  • Алексей ШлыковНачало статьи поражает - хотели бизнес, но не знали, какой. Ну вот и результат.9
  • Евгений ЛеоновОООО, Оригиналам.net. Трут ВСЕ отрицательные отзывы в течении 10 секунд от публикации. Продают одноразовые принтеры. Лучше переплатить, но с ними дела не иметь. Есть у них свой клон, название не помню, но суть та же. По ребятам. Молодцы, что решились. Но на старте нужно было тупо оутсорсить. Печатка такая вещь, что там много интересного и увело бы в одну сторону, и вот тогда брать оборудование. Нанимать SMM и думать про логотип-название и т.д. нужно когда уже есть жёсткая необходимость. Как вариант, можно было открыть мини-лавку всякого анимешного, на часть денег заказать изготовление - значки и кружки и наклейки и прочие радости из любого печатного салона. И смотреть, что лучше берут.2
  • Юрий ВасильковГениталий, во-первых, я не имею никакого отношения к героям статьи. Во-вторых, давайте вы свои пожелания самоубийства и смерти в нищете будете транслировать куда-то еще?26
  • Юрий ВасильковNikias, кстати, а на принтеры с фирменной СНПЧ вы не смотрели? HP Ink Tank, Canon Pixma G, у того же Эпсона гора моделей.1
  • Юрий ВасильковАлексей, но зачем кто-то пойдет печатать листовки, плакаты, визитки и буклеты к незнакомым неопытным ребятам со струйным Эпсоном, когда у него в соседнем подвале скорее всего стоит какая-нибудь Коника или, простигосподи, Xerox DC12? Предложение-то более чем пропорционально спросу. Это не говоря уже о том, что «1 принтер епсон А3 формата» это, в общем-то, минимум полтинник, и печатать этот минимум будет что-то типа 2 двухсторонних страницы А3 в минуту в среднем качестве.4
  • Алексей ФедоровЮрий, во всем есть плюсы и минусы. Заказы разные бывают, если кому-то не супер срочно, вполне достаточно фотопринтера. Я знаю о чем говорю, потому что сам этим занимаюсь и у меня стоит 1 А3 и 2 А4 струйника. Конкретно на вопрос зачем ответ простой: качество печати в тысячу раз лучше чем на аппаратах что вы указали и конечно цена. Себестоимость и следовательно цена для клиента ниже в разы. Цифровая печать в большинстве случаев необоснованно дорогая и некачественная (попробуйте напечатать не картинки и рисунки, а какие нибудь макеты с фотографиями и все поймете), поэтому вопрос не совсем корректный. Очень многие печатают на фотопринтерах и у них есть свои плюсы. У человека было насколько я помню 110 тыс, но потратил он их к сожалению на абсолютно домашнюю технику для производства не предназначенную, у того же Епсона есть несколько аппаратов которые годами печатают и ничего существенного с ними не происходит как у меня L805 и L1800 например. А вот к выбранной нише в 2020 году реально возникает вопрос) п.с. А3 принтер печатает 1 одностороннюю страницу за 5-7 минут)2
  • Юрий ВасильковАлексей, да, безусловно, качество и у младших коник, и у дисюхи будет откровенно так себе — но и стоимость оттиска ерундовая по сравнению с бытовым или мелкоофисным струйником. А так — я просто с немного другого уровня машинами работал, сначала немножко успел на DC252 (который, конечно, далеко ушел от DC12, но все равно не фонтан), а вот потом были Canon ImagePress C6010VP и С10000VP — там вообще никаких претензий к качеству, у последнего что-то около 50 цветных А3 в минуту. Ну и на субподряде много всякого посмотрел и потрогал. Про 5—7 минут — на сторону ну это же адище, час печатать сотню двухсторонних визиток. Про нишу — да нормальная ниша, это относительно всего полиграфического рынка она небольшая, а так вполне уместиться можно, уж тем более параллельно с работой на дядю )0
  • Алексей ФедоровЮрий, ниша наклеек? Ну не знаю)) у нас в Курске я за 10 лет считанные разы печатал и делал стикеры на заказ, я бы под это дело даже не стал специально оборудование заказывать, а перезаказал бы да и все) По поводу себестоимости, серьезно, тут даже сравнивать нечего, стоимость аппарата вы не учитываете? Они же стоят дороже в разы, картриджи и бумага стоят намного дороже чем фотопечать. Вот у меня краски все 6 цветов стоят меньше 1000 рублей и их вполне на месяц хватает) бумага для цифровой печати тоже улетела в космос) а про визитки, если я с 1 листа зарабатываю чистыми рублей 40 с а4, какая разница, ну и подожду пусть себе печатается, не проблема. А 1000 тиражи в любом случае делаются уже офсетом0
  • Светлана СНикита, в потоке Бизнес есть Кейсы: провал3
  • Юрий ВасильковАлексей, ну так одно дело когда вы сидите и принимаете представительские заказы, а другое — когда ищете, где бы анимешникам стикеров продать, принципиально разные расклады ) Как можно оперировать критериями «пачки краски хватает на месяц» — я не очень понимаю. Вопрос же в цене оттиска. По бумаге тоже непонятно, какой такой космос. Не поленился слазал — из ходовых 300-граммовая меловка, что финская, что немецкая сейчас стоит 6—7 рублей за SRA3, хорошая каландрированная типа той же Color Copy — где-то 12, DNS Premium чуть дешевле. Про пусть себе печатается — ну это вопрос того, какие объемы вам надо напечатать. Если 100 листов за смену на один принтер вам достаточно — ну, вопросов нет. 1000 визиток это 42 листа А3, какой офсет? В сборник разве что подсовывать.0
  • ДарьяНу, это жесть. "не умеем, не знаем, не разбираемся, но купили оборудование". На единственные деньги, судя по статье 🤦‍♀️🤦‍♀️🤦‍♀️4
  • Алексей ФедоровЮрий, не очень понимаю самого предмета спора) Я же с этого и начал, что человек не туда полез конкретно) Зачем искать анимешников и сбыт того что не очень актуально в полигафии я не понимаю, хоть убейте) В масштабах вот наших заказов за много лет это просто какие то минимальные проценты от заказов, эти стикеры. Заказы на полиграфию тоже нужно искать, а не просто сидеть и ждать. Я 12 лет нарабатывал базу, а тут люди хотят за пол года стикерами доход получить) Забавно, только и всего. По стоимости печати еще раз уточню, вы в цену оттиска почему то не включаете стоимость самого принтера (цифровой аппарат новый стоит под пол миллиона нормальный), аммортизацию и его ремонт и обслуживание, картриджи (тоже стоимостью минимум несколько тысяч рублей каждый), бумагу. У меня все это стоит дешевле на струйный принтер в разы, просто даже нечего сравнивать. Минус есть конкретно только 1, они медленные. Стоимость краски просто какие то копейки, ее даже вообще можно не учитывать, даже не представляю сколько стоит 1 оттиск, если мне 1000 рублей за глаза хватает на больше месяца при ежедневной печати порядка 6-7 часов и это все 6 цветов! За 1000 рублей даже черно-белый картридж не купишь на цифровой аппарат, таких цен в принципе нет. Вот смотрите, у вас 42 листа чистых стоят допустим даже по 10 рублей это 420 рублей только бумага чистая!... За 590 рублей сборным тиражом, офсетом есть типографии в центральном Черноземье печатают 1000 двусторонних визиток с доставкой даже до моего города! 2-3 дня и все готово) не всем все всегда нужно срочно, на самом деле. Люди ради хорошей цены готовы подождать или в следующий подгадать и дать заказ пораньше вот и все) А визитки такие цифровой печатью у нас в городе продают по 4 тыс рублей) Разница очевидна в общем. У меня тоже был аппарат цифровой Коника-минолта, я на нем разорился только на бумаге и картриджах, 4 цвета 5 лет назад стоили под 24 тысячи рублей. Сам аппарат новый брал за 180 тыс. Кто-то отбивает такие аппараты заказами, но у нас так получилось что толком непонятно было что на нем печатать. Себестоимость печати была просто заоблачная, даже на китайских картриджах.0
  • Dom LaevskiЯ так полагаю,что у супруги дела в медицине пошли в гору в связи с COVID 19.. Доплаты хорошие и прочее. Но ведь это не бесконечно будет. Это закончится раньше,намного раньше,чем ваша жизнь. Тогда снова придется вернуться на тропу "Гиппократа" и дёшево. А как сказал Димка Медвежонок-" Учитель ( врач) это призвание. А хотите денег ,идите в бизнес. Вот они и пошли.... 🤣🤣🤣3
  • Eugene BurmakinEka, думаете вы или нет, а люди делают :)2
  • Алексей ФедечкинДля начала надо было научиться перепродавать всю эту продукцию имхо, а потом когда это начнет приносить доход, можно помаленьку начинать производить самим. А не вбухивать деньги надеясь на чудо.1
  • АннаДа все сделал не так! Для больших заказов на 1500 визиток есть типографии с офсетом, где мелкие типографии и делают перезаказы. Ну никто не режет 1500 визиток в ручную на резаке, тем более в Самаре. И практически на любой принтер можно установить СНПЧ! Но горе предприниматель в первый раз общался с подобной техникой, ему простительно.1
  • АннаЮрий, по-хорошему им надо было взять отпуск у себя по месту работы и устроиться на это время в любое подобное рекламное агентство, наверняка их в Самаре несколько штук да найдется и все самим посмотреть, понюхать и потрогать и оценить заранее масштабы предстоящей катастрофы.1
  • АндрейПростите, но это не типография. Это просто дизайнер с принтером. Если бы вы сделали что-то необычное и функционально нужное… был бы спрос. Наклейки не особо нужны людям. Но на дешевом китайском принтере можно вырезать интересные открытки… раскрасить. Ручная работа.3
  • Bran Starkигорь хороший :)1
  • Алексей НовиковПовезло, могли же и правообладатели наказать. Все эти аниме и покемоны не просто на дороге валяются. И какой магазин захочет подставляться?1
  • Роман ЛеоновБыло очень интересно, почему не получилось. Но как только увидел название "КАНВА" - читать дальше не стал, ибо 100% трата времени и нервов. А по хорошему - просто пришли бы в типографию и поговорили с людьми, как и что работает. Можно прикинуться дурачком и попросить посмотреть, как и то производится.1
  • Роман ЛеоновЮрий, от себя добавлю - слишком узкое поле деятельности они для себя выбрали. По Самаре знаю, что у них там большое производство этикеток, а вот с фигурной резкой у них проблемы. И эту нишу у них периодически пытаются люди занять1
  • Роман ЛеоновА при чем тут типография, если по сути у Вас был интернет-салон фотопечати??? купили бы бумагу для печати фото и на своем струйнике печатали бы, доп доход + деньги от ретуши фото. Или на худой конец, просто массовая печать фотографий. массовая печать фото не предусматривает проверка на качество фотографий, просто отправили 200-300 фото в печать - подождали 3 часа и все отдали - 600-1200 руб в день гарантированы. Знаю о чем говорю, у меня интернет-магазин расходных материалов для струйной техники + в этом году мы обновили оборудование для типографии и купили пар новых станков. И в Самару и Тольятти, Чебоксары и Казать, Башкортостан + Нижний Новгород у нас заказывает расходники большими партиями P. S. Было очень интересно, почему не получилось. Но как только увидел название "КАНВА" - читать дальше не стал, ибо 100% трата времени и нервов. А по хорошему - просто пришли бы в типографию и поговорили с людьми, как и что работает. Можно прикинуться дурачком и попросить посмотреть, как и то производится.3
  • Денис КовылинА я поддержу ребят! Вы — молодцы. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.3
  • Денис КовылинГениталий, вряд ли кто-то прислушается к хейтеру с таким несерьёзным ником. А поделитесь своим успешным бизнесом?3
  • Сергей ВладимировичАлексей, подскажите пожалуйста как принтер купить для печати визиток, запутался уже, остановился на том что нужен с пигментными чернилами, но их тяжело найти с снпч🤷‍♂️, в пределах 40 тысяч есть какие нибудь варианты? Водорастворимые для визиток я так понимаю не вариант.0
  • Алексей ФедоровСергей, Епсон L805 А4 формат, Епсон L1800 - А3 формат. Не заморачивайтесь насчет чернил, никто воду лить не будет специально на визитки :) Я так больше 10 лет работаю. Обычные чернила Хамелеон лью, аналог оригинала. Бумагу советую Revcol, IST, Polychromatic. И дешево и качество отличное.0
  • ПавелЮрий, О каком правильном выборе оборудования можно говорить, если автор принтер в первые увидел вблизи и даже к тесту и прочистке дюз пришел через неделю изысканий))3
  • Сергей ГавриловЮрий, по хорошему нужен хотя бы конь 5501... А по материалам, раньше была пленка для цифровой печати, но сейчас уже хрен найдешь ее и цена заоблачная. А так самый верный вариант, это брать тупо Оракал печатать, ламинировать и потом уже резать. И продовать лучше не стикерпаки, а сразу стикербуки по типу поразитакуска. И главный их минус....работа без юрлица. Как самозанятые они могут услуги предоставлять, но никак не продавать товар. А с наличием хотя бы ИП, можно делать буки и тупо сливать их на ВБ .... Сам всё хочу, руки не доходят... Даже бук готов. Но в нынешних реалиях цены на все ломовые. А так в целом, нефиг отчаиваться, ещё не раз на грабли наступите , чтобы что то понять.0
  • Юрий ВасильковСергей, самозанятые вполне могут продавать товары, другой вопрос что это нафиг невыгодно — расходы не спишешь, по обороту лимит, вотэтовсё1
  • user2531442Классика: непрофессионалы вдохновляются идеей купить принтер и на коленке нагнуть рынок. Типография - затратное, технологичное производство, классика маркетинга и менеджмента. Попробовали - и ладно. Итог: продавцы продали технику, свои денежки заработали. Полиграфисты потеряли часть клиентов, сражаясь с дешевизной и амбициями дилетантов. Дилетанты, надеюсь, не сильно влетели на кредиты и сделали выводы. Бизнес-планирование на практике))1
  • Эльмира ДунганаеваЯ тоже открывала типографию таким же образом без клиентов. 2 года терпения и наработки опыта и клиентов принесут результат. Ещё надо учиться у хороших тренеров по бизнесу, которые становятся наставниками. Тогда приходит понимание и уверенность. Вложение не меньше 6000 долларов. Итог: начинайте без оборудования и офиса, главное умение искать клиентов и иметь постоянные заказы. Можно начать с партнёрства с теми, у которых уже есть оборудование. Если пойдёт поток клиентов, только тогда просчитав выгоды можно запускать бизнес.2
  • Павел КругловОписание деятельности в тексте и заголовок в корне разные вообще! Заголовок должен звучать: "мы хотели продавать наклейки, ничего не изучив, прогорели, но очень старались". А в итоге откуда то взялось слово типография. Да и про открытие это прям очень громко сказано...Ну извините, очень бомбануло...1
  • Ведь МашаДа,стоило. Зато все ясно и понятно.Второй раз выйдет лучше0