Туроператор заменил нам отель на более дорогой и выплатил за это компенсацию
В 2017 году мы съездили в отпуск, в котором было очень много проблем.
За 4 дня до вылета туроператор заменил нам рейс: чартер поменяли на рейс одной авиакомпании, которая в тот момент была на грани банкротства. На следующий день отменили вообще все ее рейсы.
В той же поездке оказалось, что для нас не забронировали отель. В итоге мы отдохнули в другом отеле, куда нас все-таки заселил туроператор, а потом подали в суд. Через 5 месяцев получили компенсацию в размере 66 293 ₽ при стоимости тура 107 660 ₽.
Вот как все было.
Как все начиналось
Летом 2017 года мы собрались отдохнуть в Турции. Лететь хотели двумя семьями: мы с мужем и наши дети — Матвей и Елизавета, а также мой брат Дмитрий, его жена Татьяна и два моих племянника. Всего 8 человек.
Отпуск запланировали на начало октября. Выбирать туры начали в августе по раннему бронированию. После долгих споров остановили свой выбор на пятизвездочном отеле Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa в Белеке.
У нас было несколько требований к отелю:
- Пять звезд и система «ультра все включено».
- Первая пляжная линия, хороший пляж.
- Интересная анимация и развлечения для детей.
- Вкусное разнообразное питание и фирменный алкоголь.
- Не слишком далеко от аэропорта.
Всем этим требованиям Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa вполне соответствовал. В середине августа мы забронировали тур в местном турагентстве.
Из-за несовпадения графиков отпусков брат с женой должны были заселиться в отель раньше, чем мы — 27 сентября. Мы планировали прилететь немного позже — 1 октября. Из-за этого девушка в турагентстве предложила нам купить туры у разных туроператоров. Еще тогда я задала вопрос: «Не получится ли так, что мы окажемся в разных отелях?» На что мне ответили однозначно, что рейс могут заменить, а отель — нет: в туре он стоял как уже выкупленный. Это нам сказали 14 августа.
- 107 660 ₽
В тот же день мы заплатили 60 000 ₽. Еще 47 660 ₽ мы должны были заплатить в течение месяца и сделали это 8 сентября.
Замена рейса и проблемы с отелем
У нас в договоре был указан перелет с авиаперевозчиком «Ямал». В конце сентября начались отмены туров у «Вим-авиа». Брат с женой приехали в турагентство 25 сентября за ваучерами и заодно уточнили, все ли в порядке с нашим рейсом и отелем. Их заверили, что все по плану.
Дмитрий и Татьяна заселились в Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa 27 сентября. В этот же день в группе нашего отеля во Вконтакте я прочитала сообщение девушки, которой туроператор не забронировал номер. Я тут же связалась с братом и попросила узнать у администратора насчет нас. Оказалось, что наш туроператор прислал заявку на бронь только 15 сентября. Отель был уже переполнен, и мест для нас с мужем и детьми не было.
В панике я связалась с турагентом и услышала, что, оказывается, мы теперь вообще можем никуда не полететь отдыхать, потому что 26 сентября, то есть накануне, нам заменили чартер на другую авиакомпанию — «Вим-авиа». А все их рейсы отменили.
На мой вопрос, как такое могло произойти, мне ответили, что туроператор может заменить чартер в любой момент. По закону рейс действительно могут заменить. Если вылет смещается на другую дату, можно говорить о потере суток отдыха и требовать компенсацию.
Через 4 дня мы должны были вылететь на отдых, но в тот момент уже ни в чем не были уверены.
По поводу отеля в турагентстве меня уверили, что мы заселимся именно в Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa. Турагент говорила, что отель изначально стоял на гарантии — туроператор выкупил номера за свой счет, и турпакет был с уже выкупленным и забронированным проживанием. Об этом было написано в нашем туре при покупке. Администрация отеля же уверяла, что брони для нас нет.
Каждый день я переписывалась и созванивалась с ними в мессенджерах. Туроператор в это время решал вопросы с отмененными рейсами «Вим-авиа». В итоге отель все-таки нашел для нас свободный номер. Чтобы нас в него заселили, туроператор должен был повторно отправить заявку на бронирование.
Три дня и мы, и турецкая сторона пытались добиться от туроператора отправки повторной брони. Нам отказывали, уверяя, что представители отеля обманывают — номер забронирован.
В интернете я нашла таких же пострадавших туристов, как мы. Они тоже не могли вылететь в Турцию: у всех были отменены рейсы «Вим-авиа».
Мы вступили в группу поддержки для туристов во Вконтакте и создали чат в Вотсапе. В этом чате 30 сентября появилась информация, что туристам с нашего рейса выдают билеты на самолет, тогда у нас появилась надежда.
Вечером 30 сентября турагент по телефону сообщила, что нам забронировали вылет на 2 октября. Нам выдали ваучеры на перелет авиакомпанией «Ямал», трансфер и заселение в отель Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa.
Мы заблаговременно приехали в Домодедово. Самолет вылетел вовремя, так что мы все-таки отправились в отпуск.
Замена отеля
Утром 2 октября на самолете авиакомпании «Ямал» мы прилетели в Анталию и приехали в Белек. Встретились с Дмитрием и Татьяной в нашем отеле, провели в нем два часа, после чего узнали, что нашу семью отвезут в другой отель — Sentido Perissia в Сиде.
Sentido Perissia расположен в 40 км от Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa — это разные регионы Турции. Приехать в гости друг к другу нереально: ни тот, ни другой отель не пускает на свою территорию посторонних. Заказать совместную экскурсию мы тоже не могли, потому что отправление было бы из разных районов. В итоге весь отпуск мы общались в мессенджерах — вот такой получился совместный отдых.
Sentido Perissia в целом оказался нормальным пятизвездочным отелем: питание по системе «ультра все включено», песчаный пляж в минуте ходьбы от отеля, уютные номера. На территории был большой бассейн, вечером для взрослых устраивали развлекательные шоу и дискотеки. Еда нам понравилась. Бесплатный алкоголь был местного разлива, фирменный — только за деньги.
Кроме нас в отель прибыли еще около 50 человек, которым тот же туроператор не забронировал номера в Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa. Мы нашли себе компанию из числа собратьев по несчастью и в целом хорошо отдохнули, хотя осадок от замены отеля остался.
В Sentido Perissia отдыхали преимущественно пожилые европейцы, поэтому анимации для детей в отеле практически не было. Не было и аквапарка, большой игровой зоны, батутов, детского бассейна — того, что привлекло нас в предыдущем отеле.
Мы решили требовать компенсацию.
Как собрать доказательства
Если вы хотите отстоять свои права, нужно собрать доказательства того, что они были нарушены. Чем больше документов подготовите, тем проще будет обосновать свою позицию в суде.
Хотя мы нормально отдохнули и отель был дороже забронированного изначально, я решила, что туроператор должен нам компенсировать потерянный день отдыха и замену отеля. Для этого сохранила все документы, которые у меня были: ваучер, посадочные талоны, заявку на туристический продукт, квитанции об оплате путевки и договор с турагентством.
Подойдут ваучеры на поездку, договор, платежные квитанции, посадочные талоны, счет из отеля, фотографии и видео, любые другие доказательства. Даже за замену отеля на отель того же уровня, что вы выбрали изначально, можно потребовать компенсацию морального вреда. Именно так я и сделала.
Претензия туроператору
Прилетев в Россию, я самостоятельно составила претензию туроператору — ответственность за поездку несет именно он. Турагент — это всего лишь посредник. До этого момента все переговоры с туроператором мы вели через турагентство, на мои звонки туроператор не отвечал.
Претензию я направила 17 октября по почте заказным письмом с уведомлением о доставке. Адрес туроператора нашла на его сайте.
Отправить претензию нужно в течение 20 дней с момента окончания поездки. Ее можно вручить сотруднику офиса и попросить поставить отметку о получении на своем экземпляре. Впоследствии заверенный документ понадобится для суда — это доказательство того, что ответчик получил претензию. Либо можно отправить претензию заказным письмом по почте с уведомлением, сохранив все чеки и квитанции об отправке. Туроператор обязан ответить в течение 10 дней с момента получения претензии.
В претензии я просила уменьшить стоимость тура на 13 100 ₽, выплатить неустойку за нарушение сроков оказания услуги — 3229,80 ₽, а также компенсировать моральный вред по 5000 ₽ на каждого. Итого получалось 36 329,80 ₽. В претензии я ссылалась на законы «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в РФ».
Ответ туроператора. Туроператор получил претензию 24 октября. Через неделю мне позвонили из турагентства и сообщили, что туроператор перевел турагенту 7499,61 ₽ для нас. 30 октября девушка из турагентства перевела деньги мне на карту.
Ответ на претензию нам прислали 5 января 2018 года. В нем туроператор сообщал, что возвращает нам стоимость проживания за одни сутки и приносит извинения за замену отеля. Однако считает, что был вправе так поступить, поскольку категория отеля соответствует заявленной. Также нам сообщили, что согласно договору с турагентством туроператор имеет право менять место проживания туристов. В нашем договоре с турагентством такого условия прописано не было.
Я с этим была совершенно не согласна, потому что изменение места проживания относится к существенным условиям путешествия. Менять отель в одностороннем порядке туроператор не вправе — такое условие в договоре между туроператором и турагентом противоречит закону и потому недействительно. Я решила обратиться в суд.
Иск к туроператору
Поскольку ответственность за качество туристских услуг несет туроператор, в иске я указала его как ответчика. Турагентство, через которое мы приобретали тур, в иске было третьим лицом.
Исковое заявление я составила сама, поскольку у меня есть юридическое образование. Чтобы составить иск самостоятельно, можно воспользоваться образцами из интернета и судебными решениями по аналогичным делам или прочитать статью Т—Ж.
Еще можно обратиться к юристу, а затем включить его услуги в стоимость иска. Но если иск будет удовлетворен частично, услуги представителя взыщут с ответчика пропорционально присужденной сумме, а не полностью.
Также можно обратиться за помощью в Роспотребнадзор. Там вас проконсультируют и помогут составить исковое заявление. Некоторые туристы сначала направляют жалобу в Роспотребнадзор, а уже после этого обращаются в суд. Такой вариант тоже возможен.
Поскольку отдыхать мы летали вчетвером, у нас получилось четыре истца: я, мой муж и двое детей. Интересы несовершеннолетних представляла я как законный представитель, это указала в шапке искового заявления.
В иске мы требовали:
- Уменьшить цену за услугу, сроки которой были нарушены на одни сутки, на 15 380 ₽. Это требование туроператор частично удовлетворил после претензии, поэтому с учетом полученной компенсации я просила 7880,39 ₽.
- Взыскать неустойку за нарушение сроков оказания услуги — 3229,80 ₽.
- Взыскать неустойку за отказ удовлетворить требования вернуть деньги — 107 660 ₽.
- Взыскать почтовые расходы — 67,10 ₽.
- Взыскать моральный вред в сумме 10 000 ₽ на каждого члена семьи, а всего — 40 000 ₽.
- Взыскать штраф за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя в размере 50% от присужденной судом суммы.
- 158 837 ₽
Итого общая сумма требований составила 158 837,29 ₽. Расчет требований я делала самостоятельно. Для этого изучила в интернете аналогичные иски и судебные решения. Вот как считала.
Уменьшение цены услуги. Туроператор перенес рейс на сутки, поэтому мы потеряли день отдыха.
Туры продаются исходя из количества ночей. Поскольку у нас ночей было семь, я разделила полную стоимость тура на 7:
- 107 660 ₽ / 7 ночей × 1 сутки задержки = 15 380 ₽
За вычетом полученной ранее компенсации — 7499,61 ₽ — просила взыскать с туроператора 7880,39 ₽.
Впоследствии судья сделал перерасчет и посчитал компенсацию исходя из количества дней, а не ночей. Поэтому в итоге в судебном решении стоимость одного потерянного дня составила 13 457,50 ₽, а не 15 380 ₽. Если будете делать расчет, считайте в днях, а не в ночах.
Неустойка за нарушение срока услуги. По договору мы должны были выехать на отдых 1 октября, но фактически вылет был на сутки позже — 2 октября. Туроператор нарушил срок оказания услуги, и у меня появилось право требовать за это неустойку.
Размер неустойки за нарушение срока оказания услуги — 3% от стоимости общей цены заказа, то есть полной стоимости тура:
- 107 660 ₽ × 3% = 3229,80 ₽
Неустойка за отказ удовлетворить требования. Туроператор наши требования в установленный законом срок — 10 дней с момента получения претензии — не удовлетворил. Поэтому у меня возникло право требовать неустойку за отказ удовлетворить требования потребителя вернуть деньги — 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки.
В нашем случае десятидневный срок из претензии завершился 4 ноября 2017 года. Иск мы подали 9 января 2018 года. Таким образом, получилось 67 дней просрочки. Неустойка составила:
- 107 660 ₽ × 3% × 67 дней = 216 396,60 ₽
По закону сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену услуги, поэтому я уменьшила размер неустойки до стоимости тура — 107 660 ₽.
Впоследствии судья снизил неустойку по требованию ответчика на основании ст. 333 ГК РФ еще больше — всего лишь до 10 000 ₽. Это законно: если судья посчитает размер неустойки несоразмерным последствиям нарушения обязательств, он вправе его уменьшить. Многое в этом вопросе зависит от обстоятельств дела и обоснований ответчика. Итоговый размер неустойки всегда определяет суд.
Мы могли обратиться с апелляционной жалобой и попробовать оспорить решение судьи, чтобы увеличить неустойку, но итоговая компенсация нас устраивала, так что мы согласились с суммой.
Моральный вред. Компенсацию морального вреда потребитель вправе рассчитать исходя из перенесенных им душевных страданий. Я посчитала достаточным 10 000 ₽ на каждого члена семьи. Судья снизил эту сумму до 5000 ₽ на человека.
Знакомые туристы, которые вместе с нами попали в Sentido Perissia вместо Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa, подали аналогичный иск в другом городе. Они просили 20 000 ₽ морального вреда на каждого члена семьи. Судья посчитал достаточным взыскать по 10 000 ₽ каждому. Компенсацию морального вреда истец может поставить любую, но в разумных пределах. Судья все равно определит сумму по своему усмотрению.
Почтовые расходы. Поскольку я направляла претензию заказным письмом с уведомлением по почте, стоимость почтового отправления я включила в требования. По квитанции она составила 67,10 ₽.
Штраф. Если исполнитель отказался удовлетворить требования потребителя в десятидневный срок, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает потребителю.
Этот штраф рассчитывает судья, после того как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец этот штраф считать не должен. Нужно просто указать в иске требование его взыскать.
Если бы я оплачивала услуги представителя, эти расходы также можно было бы включить в иск. Именно так и сделали наши знакомые из другого города.
Как подать иск
После того как исковое заявление готово, необходимо решить, в какой суд его подавать. Выбор суда зависит от суммы иска.
Выбор суда. По закону требования менее 50 000 ₽ рассматриваются в мировом суде. Сумма морального вреда в расчет не принимается. Изучив судебную практику в интернете, я решила подавать иск в городской суд: там лояльнее относятся к потребителям и больше шансов, что решение будет в нашу пользу. В мировом суде чаще бывают отказы.
Чтобы сумма требования была больше 50 000 ₽, я посчитала неустойку за отказ удовлетворить требования в пределах стоимости тура.
По общему правилу иски подают по месту регистрации ответчика. Иск о нарушении прав потребителя можно подать по месту своей прописки. Я так и сделала: поскольку ездить на заседания в Москву мне было бы неудобно, я подала исковое заявление в суд в городе Арзамас в Нижегородской области по месту моей прописки, а также прописки детей и мужа.
Госпошлину по искам о защите прав потребителя платить не нужно.
Что приложить к иску. Нужно приложить все имеющиеся доказательства: любые документы, фото и видео, показания свидетелей. Кроме того, необходимо приложить копию паспорта истца или истцов, если их несколько. Если представляете интересы несовершеннолетнего, приложите копию свидетельства о рождении.
Также в суде нужно подтвердить факт направления претензии — приложить копию самой претензии и документ, который подтверждает ее отправку и получение ответчиком, например почтовую квитанцию и уведомление о вручении. Если туроператор прислал ответ, приложите его копию тоже.
Я приложила к иску договор с турагентством, заявку на оказание услуг, квитанции об оплате тура, ответ на претензию, квитанцию Почты России об отправке претензии, распечатку с сайта Почты России о получении заказного письма.
Исковое заявление и все остальные документы необходимо направить остальным сторонам спора, а к иску для суда приложить квитанции об отправке.
Как подавать иск. Подать исковое заявление можно по почте или в приемную суда лично или через представителя — в этом случае понадобится доверенность. Либо можно направить иск в электронном виде через портал ГАС «Правосудие», для этого нужна подтвержденная учетная запись на госуслугах. Все документы нужно отсканировать и приложить к иску. Если подаете бумажные документы в суд, на вашей копии иска поставьте отметку о принятии судом.
Я подавала заявление в электронном виде. Это быстро и удобно. После этого я приготовила оригиналы бумаг к первому заседанию — их нужно показать судье, чтобы он заверил копии.
После того как судья назначит заседание, придет ответ суда заказным письмом по почте. Кроме этого, проверить информацию по делу можно на сайте суда. Я увидела, что заседание назначено, в личном кабинете портала ГАС «Правосудие», через который подавала иск.
Рассмотрение дела и решение
Судья должен принять иск к рассмотрению и назначить заседание в течение 5 дней с момента получения искового заявления. Нам назначили сначала предварительное заседание, а потом основное на 15 февраля 2018 года.
Лучше всего присутствовать на заседаниях: так вы сможете подробно обосновать свою позицию. Если возможности присутствовать на заседаниях нет, напишите заявление о рассмотрении дела в ваше отсутствие или укажите это в самом иске. Я ходила на каждое заседание, а муж написал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От ответчика никто не приезжал. В суд туроператор направил возражения на иск, где отказался удовлетворить наши требования и попросил снизить неустойку.
Мы вызвали в заседание свидетелей — Дмитрия и Татьяну. Они рассказали о несостоявшемся совместном отдыхе и подтвердили, что действия туроператора причинили нам нравственные страдания.
Суд вынес решение в нашу пользу 5 марта 2018 года. От туроператора никто так и не приехал. Иск был удовлетворен частично.
Суд взыскал с туроператора:
- Убытки в размере 5957,89 ₽ — это разница между суммой, на которую была уменьшена услуга, и уже полученной нами после претензии компенсацией 7499,61 ₽;
- Неустойку за нарушение срока оказания услуги — 3229,80 ₽.
- Неустойку за нарушение срока удовлетворения требований — 10 000 ₽. Она была снижена по ходатайству ответчика.
- Почтовые расходы — 12,61 ₽.
- Моральный вред — по 5000 ₽ на каждого члена семьи, а всего — 20 000 ₽.
- Штраф за неудовлетворение требования потребителей в размере 19 593,85 ₽.
Общая сумма, которую взыскал в нашу пользу суд, составила 58 794,15 ₽ вместо 158 837,29 ₽, которые я просила в иске. Вместе с уже полученной ранее компенсацией мы получили 66 293,76 ₽.
Договор турагентство заключало со мной. Поэтому убытки, неустойки за нарушение сроков оказания услуги и удовлетворения требований, почтовые расходы, а также штраф в размере 50% от этих сумм присудили мне. Кроме того, на каждого члена семьи суд посчитал компенсацию морального вреда в сумме 5000 ₽ и штраф к ней в размере 2500 ₽. По решению суда мне полагалось 36 294,15 ₽, моему мужу и детям по 7500 ₽ на каждого.
Взыскание компенсации через банк
После решения суда нужно дождаться, чтобы оно вступило в законную силу, и написать заявление о выдаче исполнительного листа. Если ответчик не оспаривает решение, оно вступит в силу через месяц после вынесения.
Исполнительный лист будет готов в течение 1—2 недель. Мы пришли за ним в канцелярию суда через 5 дней после вступления решения в законную силу — 18 апреля 2018 года. Перед этим я позвонила и уточнила насчет готовности документов. Нам выдали 4 исполнительных листа: мне, мужу и двум несовершеннолетним детям.
Когда исполнительный лист на руках, есть два варианта взыскать деньги:
- через приставов;
- через банк.
Первый путь займет больше времени: нужно обратиться в службу судебных приставов с исполнительным листом, написать заявление о возбуждении исполнительного производства. После этого пристав начнет взыскивать деньги с туроператора — это долго.
Проще взыскать деньги с помощью банка. Я так и поступила. Для этого зашла на сайт туроператора, выбрала там тур, дошла до момента оплаты и посмотрела, через какие банки мне предлагают оплатить заказ. Банковские реквизиты туроператора могут также находиться в разделе сайта с условиями оплаты или в договоре.
У туроператора, с которым мы путешествовали, были счета в нескольких банках. Мне проще всего оказалось обратиться в Сбербанк. Мы с мужем подали туда заявления, приложили исполнительные листы, указали реквизиты своих счетов в банке. За двух несовершеннолетних детей заявления написала я.
Документы в банк мы подали 19 апреля 2018 года, деньги нам прислали через 3 рабочих дня — 24 апреля. Через некоторое время по почте пришли исполнительные листы с отметкой о взыскании.
Чем закончилась наша история
Нам удалось вернуть 66 293 ₽ при стоимости тура 107 660 ₽ — это 61,5% от стоимости нашей путевки.
- 61,5%
На то, чтобы получить компенсацию, нам понадобились почти 7 месяцев: я направила претензию туроператору 17 октября 2017 года, а деньги мы получили 24 апреля 2018 года.
Судебное разбирательство заняло 3 месяца: с 10 января по 5 марта 2018 года. Решение суда вступило в силу 13 апреля 2018 года.
Запомнить
- Туроператор обязан предоставлять потребителю полную информацию о месте отдыха. Он не может в одностороннем порядке изменять существенные условия договора: срок, место и условия отдыха.
- Любые изменения договора туроператор должен согласовать с потребителем. Если в вашем случае этого не сделали, требуйте компенсацию.
- Если считаете, что ваши права были нарушены заменой отеля, сохраняйте доказательства. Подойдут договор с туроператором или турагентом, платежные квитанции, ваучер на заселение, посадочные талоны — если была замена рейса, фотографии отеля, в который вас заселили. Можно взять в отеле выписку о том, что вы в нем проживали.
- Для начала можно попробовать решить вопрос мирным путем, направив претензию не позднее 20 дней с момента возвращения из поездки.
- Если претензия не помогла, обращайтесь в суд. Как показывает судебная практика, добиться компенсации можно.
- В иске и во время заседаний подробно расскажите суду о вашей поездке. Объясните, почему вас не устроил отель, обоснуйте свои моральные страдания: несбывшиеся ожидания, испорченный отпуск, другой формат отеля, другой район страны, отсутствие анимации и развлечений и т. д.
- Взыскать деньги быстрее и проще через банк, в котором у туроператора есть счет. Узнать, где у туроператора открыты счета, можно через его сайт.