От кого требовать деньги за несостоявшуюся поездку: от турагентства или туроператора?

30

Купила тур в Стамбул из Ростова-на-Дону на 27 апреля 2022 года. Хотела отметить в поездке юбилей. Тур аннулировали в одностороннем порядке, поскольку аэропорт закрыли. Боюсь, откроют нескоро.

Я покупала путевку в турагентстве и с ним же заключала договор. Обратилась туда и потребовала вернуть деньги. Но компания ссылается на туроператора и его официальное письмо, в котором не было никакой определенности по поводу сроков возврата.

Подскажите, кому отправлять заявление о возврате денег: туроператору или турагенту?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Напишите заявление турагенту. Если компания не вернет деньги добровольно, вы вправе обратиться в суд. Тогда туроператора привлекут как соответчика.

Может ли турист вернуть деньги, если тур отменили из-за закрытого аэропорта

С 24 февраля 2022 года Росавиация запретила полеты в 11 аэропортов на юге и в центральной части России: в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту. Рейсы оттуда и туда не выполняют.

Для бизнеса такая ситуация считается форс-мажором. Это значит, что турфирма или авиакомпания не должна платить штраф за то, что не оказала услугу заказчику, даже если это прописано в договоре. Но вернуть деньги или предложить альтернативу придется. Для авиакомпаний и турфирм правила будут отличаться.

Если авиакомпания отменила рейс, она должна вернуть пассажиру деньги за билеты, даже если тариф невозвратный. В Тинькофф Журнале есть статья, где мы рассказывали, как это сделать.

Что касается путевок, то туркомпания может посчитать такую ситуацию существенным изменением обстоятельств. Ведь ее вины в том, что аэропорты закрыли, а рейсы отменили, нет. Если туроператор или турагент сам отменил тур, то должен вернуть клиенту стоимость путевки. Но компания вправе удержать деньги, которые уже потратила на организацию поездки. Например, на невозвратную бронь гостиницы за рубежом. Эти расходы нужно подтвердить документами — чеками и платежками.

Внимательно изучите даты на квитанциях. Фирма вправе удерживать деньги, которые потратила до расторжения сделки. Если она потратила деньги после отмены тура, то должна вернуть их клиенту.

Еще компания может предложить перенести поездку, оставить деньги на депозите для оплаты других путевок или поменять маршрут. Например, предложить клиенту доехать на поезде до другого аэропорта и вылететь оттуда. Но турист вправе отказаться и потребовать назад деньги — опять же за вычетом фактически понесенных трат. Если в течение 10 дней с момента обращения турфирма не вернула деньги, клиент может обратиться в суд.

Кто несет ответственность перед туристом: туроператор или турагент

Неважно, с кем клиент заключил договор — с туроператором или турагентом. Оба несут ответственность друг перед другом и перед путешественником.

Если у клиента есть претензии к туру или надо вернуть деньги за несостоявшееся путешествие, то туроператор и турагент должны работать вместе, чтобы решить проблему. А если турист обратится в суд, то деньги могут взыскать с обоих — с кого и сколько, решит судья.

  • Например, жители Смоленской области пошли в суд, чтобы вернуть 77 000 ₽ за несостоявшуюся поездку в Турцию. Еще они потребовали заплатить неустойку — по 38 500 ₽ каждому, по 20 000 ₽ компенсации морального вреда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя — 50% от присужденных сумм.
  • Суд первой инстанции решил, что турагент должен вернуть деньги только одному истцу: 2000 ₽ за несостоявшийся тур, 5000 ₽ компенсации морального вреда и 3500 ₽ штрафа. А с туроператора надо взыскать в пользу этого же истца 75 000 ₽ за путевку, 40 000 ₽ штрафа, а также по 5000 ₽ компенсации морального вреда каждому туристу.
  • Туроператору это не понравилось. Он посчитал, что ответственность перед туристом должен нести турагент. Но суд сказал, что права и обязанности перед путешественником несет туроператор, поэтому он должен выплатить большую часть суммы. Суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение в силе.

С кого требовать деньги

Я рекомендую отправить требование о возврате денег турагенту, ведь вы подписывали договор с ним. Дело в том, что турагенты не всегда исполняют обязательства не только перед клиентами, но и перед туроператорами.

Если турагент не ответит в течение 10 дней или откажется возвращать деньги, вы можете обратиться в суд и указать его и туроператора соответчиками. В иске укажите, когда и с кем заключали договор. Напишите, что получили извещение об отмене поездки, потребовали вернуть деньги, но вам не ответили или отказали. Суд решит, с кого и сколько денег взыскать. Как подать иск, Тинькофф Журнал уже рассказывал.

  • Например, житель Свердловской области купил у турагента путевку в Турцию, но не смог отправиться в поездку по уважительной причине. Тогда он отправил претензию о расторжении договора и потребовал вернуть деньги за тур. Компания не ответила на обращение, и он пошел в суд. Мужчина просил взыскать с турагента стоимость путевки — 67 072 ₽, компенсацию морального вреда — 5000 ₽, штраф — 50% от присужденной суммы.
  • Суд первой инстанции взыскал все суммы, которые требовал клиент, и назначил 20 000 ₽ штрафа. Турагент обжаловал решение. Он заявил, что ответчиком должен быть туроператор, а агент отвечает только за те деньги, что получил за работу.
  • Но суды второй и третьей инстанций оставили решение в силе. Они сказали, что турагент тоже отвечает перед путешественником, а привлечь к ответственности туроператора нельзя: турагент и туроператор не заключили соглашение о продаже туров и первый не перечислил второму деньги.

Ваш тур отменили из-за закрытого аэропорта? Расскажите, как вы возвращали деньги:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество