ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Чем именная детская карта лучше наличных

От кого требовать деньги за несостоявшуюся поездку: от турагентства или туроператора?

Купила тур в Стамбул из Ростова-на-Дону на 27 апреля. Хотела отметить в поездке свой юбилей. Тур аннулировали в одностороннем порядке, поскольку аэропорт закрыли. Боюсь, откроют его нескоро.

Я покупала путевку в турагентстве и с ним же заключала договор. Обратилась туда и потребовала вернуть деньги. Но компания ссылается на туроператора и его официальное письмо, в котором не было никакой определенности по поводу сроков возврата.

Подскажите, кому отправлять заявление о возврате денег: туроператору или турагенту?

Напишите заявление турагенту. Если компания не вернет деньги добровольно, вы вправе обратиться в суд. Тогда туроператора привлекут как соответчика.

Может ли турист вернуть деньги, если тур отменили из-за закрытого аэропорта

С 24 февраля Росавиация ограничила полеты в 11 аэропортов на юге и в центральной части России: Ростов-на-Дону (Платов), Краснодар (Пашковский), Анапу (Витязево), Геленджик, Элисту, Белгород, Брянск, Курск, Воронеж, Липецк и Симферополь. Рейсы оттуда и туда не выполняют.

Для бизнеса такая ситуация считается форс-мажором. Это значит, что турфирма или авиакомпания не должна платить штраф за то, что не оказала услугу заказчику, даже если это прописано в договоре. Но вернуть деньги или предложить альтернативу придется. Для авиакомпаний и турфирм правила будут отличаться.

Если авиакомпания отменила рейс, она должна вернуть пассажиру деньги за билеты, даже если тариф невозвратный. В Тинькофф Журнале есть статья, где мы рассказывали, как это сделать.

Что касается путевок, то туркомпания может посчитать такую ситуацию обстоятельством непреодолимой силы. Ведь ее вины в том, что аэропорты закрыли, а рейсы отменили, нет. Если туроператор или турагент сам отменил тур, то он должен вернуть клиенту стоимость путевки. Но компания вправе удержать деньги, которые уже потратила на организацию поездки. Например, на невозвратную бронь гостиницы за рубежом. Эти расходы нужно подтвердить документами — чеками и платежками.

Внимательно изучите даты на квитанциях. Фирма вправе удерживать деньги, которые потратила до расторжения сделки. Если она потратила что-то после отмены тура, то должна вернуть эти деньги клиенту.

Еще компания может предложить перенести поездку, оставить деньги на депозите для оплаты других путевок или поменять маршрут. Например, предложить клиенту доехать на поезде до другого аэропорта и вылететь оттуда. Но турист вправе отказаться от таких предложений и потребовать назад деньги — опять же за вычетом фактически понесенных трат. Если в течение 10 дней с момента обращения турфирма не вернула деньги, клиент может обратиться в суд.

Кто несет ответственность перед туристом: туроператор или турагент

Неважно, с кем клиент заключил договор — с туроператором или турагентом. Оба несут ответственность друг перед другом и перед путешественником.

Если у клиента есть претензии к туру или надо вернуть деньги за несостоявшееся путешествие, то туроператор и турагент должны работать вместе, чтобы решить проблему. А если турист обратится в суд, то деньги могут взыскать с обоих — с кого и сколько, решит судья.

Например, жители Смоленской области пошли в суд, чтобы вернуть 77 000 Р за несостоявшуюся поездку в Турцию. Еще они потребовали заплатить им неустойку — по 38 500 Р каждому, по 20 000 Р компенсации морального вреда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденных сумм.

Суд первой инстанции решил, что турагент должен вернуть деньги только одному истцу: 2000 Р за несостоявшийся тур, 5000 Р компенсации морального вреда и 3500 Р штрафа. А с туроператора надо взыскать в пользу этого же истца 75 000 Р за путевку, 40 000 Р штрафа, а также по 5000 Р компенсации морального вреда каждому туристу.

Туроператору это не понравилось. Он посчитал, что ответственность перед туристом должен нести турагент. Но суд сказал, что права и обязанности перед путешественником несет туроператор, поэтому он должен выплатить большую часть суммы. Суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение в силе.

С кого требовать деньги

Я рекомендую отправить требование о возврате денег турагенту, ведь вы подписывали договор с ним. Дело в том, что турагенты не всегда исполняют свои обязательства не только перед клиентами, но и перед туроператорами.

Если турагент не ответит в течение 10 дней или откажется возвращать деньги, вы можете обратиться в суд и указать его и туроператора соответчиками. В иске укажите, когда и с кем заключали договор. Напишите, что получили извещение об отмене поездки, потребовали вернуть деньги, но вам не ответили или отказали. Суд решит, с кого и сколько денег взыскать. Как подать иск, Тинькофф Журнал уже рассказывал.

Например, житель Свердловской области купил у турагента путевку в Турцию, но не смог отправиться в поездку. Тогда он отправил претензию о расторжении договора и потребовал вернуть деньги за тур. Компания не ответила на его обращение, и он пошел в суд. Мужчина просил взыскать с турагента стоимость путевки — 67 072 Р, компенсацию морального вреда — 5000 Р, штраф — 50% от присужденной суммы.

Суд первой инстанции взыскал все суммы, которые требовал клиент, и назначил 20 000 Р штрафа. Турагент обжаловал решение. Он заявил, что ответчиком является туроператор, а агент отвечает только за деньги, которые получил за свою работу.

Но суды второй и третьей инстанций оставили решение в силе. Они сказали, что турагент тоже несет ответственность перед путешественником, а привлечь к ответственности туроператора нельзя: турагент и туроператор не заключили соглашение о продаже туров и первый не перечислил последнему деньги.


Анастасия Корнилова
Ваш тур отменили из-за закрытого аэропорта? Расскажите, как вы возвращали деньги:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Наталья

Формирует и продает тур туроператор. Денежные средства за тур также получает туроператор. Турагент выступает посредником между туроператором и туристом. Поэтому заявление на возврат денежных средств за несостоявшийся тур подается на имя туроператора, через турагента. Но закон не запрещает туристу обратиться с таким заявлением непосредственно к туроператору.

3
Жанна Полшкова

Наталья, все пишите правильно. Только турагент взял - и обанкротился. И все! Никто никому ничего не вернёт. Даже по суду. Так получилось у меня

0
Александр Магдалин

Тинькофф путешествия тоже не желает нести ответственность за продажу билетов на закрытые направления. Наверное, тоже нужно в суд обращаться

2
kuskus kuskus

Если оплатили картой я бы делал чарджбек через банк

1
Maria Vasilyeva

kuskus, разве чарджбек может помочь в такой ситуации? Мне точно так же отменили тур, но деньги сказали не вернут - заморозят на депозите на год. Вернуть можно только через суд, платила все с карты - есть ли основание для чарджбека? Официального письма об отмене тура нет, просто s7 никуда не летает заграницу)

0
kuskus kuskus

Maria, основанием для чарджбека является не оказание (не получение) услуги. Мой тур я покупал у травелатыт, а они соответственно у библио глобуса, и тоже сначала пытался решить через них, после того как пытался решить через них и мне просто вынесли мозг, я опротестовал покупку через банк, банк вёл с ними переписку и тд, я только предостовлял документы, и пояснения если было нужно. Через месяц банк перевёл авансом сумму возврата на кредитку, через 2 пришло возврат комиссии от травелаты и возврат от библиков

3
Maria Vasilyeva

kuskus, у Вас тоже деньги заморозили на депозите или просто не возвращали? Я в корале покупала, а они через туи и тоже мозг выносят - мол, идите в суд или платите за новые билеты иностранными авиакомпаниями:((

1
kuskus kuskus
Отредактировано

Maria, мне просто отказались и переносить и возвращать, не слушайте их, пусть банк с ними общается, а не вы, правда долго это, не волнуйтесь, все будет норм.
Звоните в банк и говорите, что хотите опротестрвать транзакцию через чарджбек, там 3 месяца с момента оплаты, если я не ошибаюсь

0
Maria Vasilyeva

kuskus, спасибо большое!! Буду пробовать!

1
Ami

Maria, нам тоже через банк вернули. Это в коронавирусные времена, сейчас не знаю, прокатит ли такое.

1
Maria Vasilyeva

Ami, спасибо за ответ! Попробую!

0
Ольга
Герой статьи

Системный, да у меня в договоре указан турагент Платили наличкой, нам отказали в оплате картой Знаю звучит смешно, но сослались на большую комиссию Нам предложили перебронироваться на Россию, выбор конечно не большой у Пегаса, либо оставить деньги на депозите

0
Mother of Cat
Герой Т—Ж

Системный, согласно ФЗ "об основах туристской деятельности" исполнителем является туроператор

0
Mariya

Мой тур отменили из за пандемии,в 2020г.С возвратом тянут ,никаких подвижек.Написала досудебную претензию в турагентство,отправила заказным письмом.И что???Лежит оно на почте,его никто не хочет получать.!!!Вот жду,когда оно ко мне вернется с почты,чтобы писать иск уже в суд!И не факт,что если решение суда будет в мою пользу, и мне вернут деньги.Будет такое же молчание и игнор! (???!!)

0

Сообщество

Лучшее за неделю