Я приучаю детей чистить зубы и снижаю количество обращений к дантистам по ОМС
В России многие дети и взрослые до сих пор боятся зубных врачей.
Я столкнулась с карательной стоматологией во время учебы в школе при СССР. С тех пор ходила к врачам только тогда, когда уже нужно было удалять зубы. В 2006 году создала в Челябинске общественную организацию помощи детям и взрослым с особыми потребностями «Звездный дождь». Почти все наши подопечные лечили зубы только под наркозом, поскольку ни один врач не мог уговорить их сделать это иначе.
Но проблемы с зубами легче предупредить. Так я начала вводить профилактическую стоматологию: сначала — среди наших подопечных, а потом — в детских садах города. Постепенно наш проект «Зубная фея» поддержал губернатор и выделил деньги на его масштабирование. Для Т—Ж расскажу, какие сложности есть у детей во время лечения зубов и как я помогаю экономить деньги государству.
Кто помогает
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т—Ж «Кто помогает». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».
Как начала помогать людям и основала НКО
Я родилась в Челябинске в 1972 году. После школы пошла в педучилище, а в 1993 поступила в Уральский педагогический университет на дошкольного педагога. Училась заочно. Во время учебы стала мамой долгожданного малыша.
В 1997 году окончила Уральский педагогический университет. Параллельно с обучением работала в детских садах Челябинска: сначала воспитателем, потом заместителем заведующего.
Когда сын пошел в школу, у меня образовалось много свободного времени. Тогда я начала заниматься волонтерством. С начала 2000-х помогала как педагог детям из домов ребенка, ребятам с онкозаболеваниями, бездомным людям и женщинам в селах.
В феврале 2005 отправилась в Польшу на четырехнедельную стажировку, где нас знакомили с работой неправительственных организаций этой страны. Каждый день мы посещали три-четыре НКО.
Я узнала о феминистках, впервые услышала слово «медиация» , познакомилась с фондами, которые помогали заключенным или спасали белого журавля. Тогда жители страны могли переводить часть обязательного налога организации на выбор.
Я поняла, сколько всего может решить некоммерческая организация.
На той стажировке нам предложили подробно узнать о какой-то одной интересующей НКО или теме. На тот момент я уже не работала в детском саду, но была педагогом на конюшне. Я попросила познакомить меня с Марианом Ярошевским, который занимался иппотерапией и организовывал конный лагерь.
Летом того же года мы приехали к Мариану в лагерь уже с сыном, тренером нашей конюшни и одним из подопечных. После этой поездки решили тоже начать заниматься иппотерапией. Сначала работали на коммерческой основе, но спустя пару месяцев поняли, что это бесперспективно.
В 2006 году я создала общественную организацию помощи детям и взрослым с особыми потребностями «Звездный дождь». Сначала мы занимались двигательной реабилитацией и иппотерапией, затем стали работать с интернатами. Однажды на целый месяц вместе с конями отправились в Челябинский интернат для детей с глубокой умственной отсталостью — это было уникальным шансом увидеть жизнь подопечных изнутри.
Там я встретила много детей с синдромом Дауна и узнала, что на тот момент в 95% случаев родители отказывались от них. Тогда решила развивать помощь семьям: создавать возможности для воспитания и досуга таких малышей, чтобы родители увидели для себя перспективы и были готовы растить детей.
Мы открывали группы взаимопомощи. Устроили Театр особого актера для детей с синдромом Дауна и их братьев, сестер и друзей. В спектаклях играли до 90 детей и подростков.
Так как в обычные школы многих наших подопечных не брали, в 2014 мы открыли первую Общественную школу. Там учились читать, писать, считать и общаться с ровесниками ребята, которых считали необучаемыми.
Именно в «Звездном дожде» открылась первая в Челябинске студия мультипликации и школа фокусов.
Тогда у нас было всего три сотрудника, включая меня. Мы не привлекали к нашей работе волонтеров, поскольку с такой темой могли работать только профессионалы. На 2024 год в организации «Звездный дождь» работают 53 человека. Наш годовой бюджет — 63,8 млн рублей.
Сейчас «Звездный дождь» — самая крупная НКО на Урале, которая поддерживает семьи с детьми с аутизмом и другими ментальными особенностями. Ежегодно нашу помощь получают более 300 подопечных.
Как стала помогать подопечным лечить зубы
В Советском союзе в школы регулярно приходили стоматологи для проверки зубов: они устанавливали в отдельном кабинете на один-два месяца бормашину и по очереди звали туда детей. Если у кого-то находили проблемы с зубами, тут же лечили их.
В 1980 году в мою общеобразовательную школу тоже приехал зубной врач. Я ничего не знала об этом докторе, поэтому спокойно отправилась на осмотр.
В итоге вышла из кабинета с четким ощущением, что зубной — равно боль, страх, стыд.
Мне говорили, что мои зубы ужасны, упрекали за кариес. Еще мне просверлили передний зуб почти без анестезии. Параллельно, конечно же, ничего не объяснили. Такой была парадигма образования в те годы, и где-то она сохраняется до сих пор.
С тех пор я начала избегать визитов к стоматологу до последнего — пока не приходилось удалять зубы. Впервые это произошло в 16 лет, и тот случай был не единственным. Позже узнала, что я — не исключение: примерно каждый третий ребенок лишается зуба или зубов до 16 лет по разным причинам.
У меня был заботливый папа, который внимательно ко мне относился: например, обещал велосипед, если я схожу к зубному врачу. Но даже этой мотивации хватало, только чтобы подняться на крыльцо зубной клиники и убежать оттуда.
Я смогла преодолеть свой страх лишь в 40 лет. Я просто поняла: если буду и дальше отказываться от лечения, меня ждет вставная челюсть, а это не очень приятная история.
Дети с особенностями развития, например с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП , часто сталкиваются с проблемами с зубами: множественными кариесами, пульпитами, необходимостью удаления. У родителей есть два пути лечения: удерживать детей в кресле или применять общий наркоз.
Первый вариант работает только до четырех лет, поскольку позже дети становятся достаточно сильными. В отличие от нормотипичных детей , у них нет социальных барьеров, поэтому они могут бить, кусать родителей. Чтобы удержать такого ребенка в кресле, нужно два-три сильных мужчины.
Это сильно сказывается на детско-родительских отношениях. Родитель после похода к зубному видит на теле ребенка синяки и чувствует вину. А у ребенка появляется недоверие к старшему. Единственным этичным выходом оставался общий наркоз, но он дорого стоит, поэтому не каждый может его позволить. Очень часто дети с особенностями развития беззубые, поскольку лечить их сложно.
В 2012 году наша организация запустила программу «Солнечная улыбка» с одной из коммерческих стоматологий Челябинска. Наши подопечные могли бесплатно лечить там зубы под общим наркозом. Клиника делала для них скидку в 50%, а вторую половину стоимости компенсировала за счет пожертвований пациентов и благотворительных мероприятий, которые сама устраивала.
В этой программе за два года поучаствовали до 20 детей и подростков. На лечение каждого потратили от 40 000 до 140 000 ₽.
Но через один-полтора года кариес и пульпиты возвращались, потому что ребята не следили за гигиеной полости рта. Ведь под наркозом ребенок ничему не учится. Нужно было искать новое решение.
В 2014 году я впервые побывала на стажировке в США в лагере для детей с аутизмом. Меня удивило, что у всех них были здоровые зубы, у кого-то даже стояли брекеты. Я спросила, как это возможно, и мне рассказали о профилактической стоматологии. Ведь именно профилактика помогает предотвратить развитие кариеса и укрепить зубы.
В Челябинской области я входила в рабочую группу по детям с аутизмом. Меня часто звали на собрания, которые проводились уполномоченным по правам ребенка в регионе. В 2016 году на нем разбирали вопрос о лечении детей под наркозом. Родители требовали, чтобы государство делало это бесплатно.
Главный внештатный детский стоматолог Челябинской области Юлия Лыскова, напротив, настаивала на важности профилактической стоматологии. Но все родители ругали ее и чуть не довели до слез. Я подошла к ней после совещания, предложила познакомиться и сказала, что поддерживаю ее идею. С тех пор мы начали сотрудничать.
Вот что мы придумали
В 2017 году на благотворительном форуме в Москве, организованном фондом «Обнаженные сердца» , я познакомилась со стоматологом Евгенией Малыхиной. Она успешно лечила без наркоза ребят с синдромом Дауна, аутизмом и другими особенностями. Ей удавалось каким-то образом виртуозно отвлечь их и поймать момент. Это было похоже на чудо.
Мы пригласили Евгению в Челябинск. Она провела мастер-класс для стоматологов из государственных детских стоматологий и пролечила зубы нескольким из наших ребят.
Но мы поняли, что не сможем тиражировать ее подход, поскольку он держался только на ее харизме.
Мы продолжили искать технологию, которая позволила бы лечить большое количество детей с особенностями развития без наркоза — только с местным обезболиванием, как для обычных юных пациентов. Было важно, чтобы дети без насилия, обмана и удержания соглашались открыть рот и лечить зубы. А главное — понимали, что к стоматологу нужно ходить регулярно, и учились тщательно чистить зубы утром и вечером.
Мы стали учить родителей, например устанавливать контакт с ребенком с аутизмом и в сюжетно-ролевой игре проигрывать с ним ситуацию похода к стоматологу. Также продумали домашний календарь, где ребята могли бы утром и вечером отмечать, что почистили зубы, и вписывать в него важные праздники семьи.
Еще сделали серию видеоуроков для детей. В них рассказывали о первом походе к стоматологу и чего от него ждать, показывали, как правильно чистить зубы дома. При этом мы стали замечать, что часто эти уроки смотрели братья и сестры подопечных.
Мы с родителями придумали, что в качестве вознаграждения после визита к зубному ребенок сможет выбрать подарок из коробки Зубной феи: например, машинку, зеркальце, мячик, игрушку или браслеты. Для некоторых детей подкреплением мог стать простой целлофановый пакетик. Мы договорились с родителями, чтобы они не жадничали: если что-то принесли, а ребенок это не выбрал, они оставляли это для других.
Для развития у детей навыка посещения стоматолога мы использовали практики с доказанной эффективностью. Я сама ходила на прием с детьми и родителями и вместе с врачами смотрела, что работает, а что нет.
Юлия Лыскова взялась отслеживать результаты этой работы. Она наладила систему профилактических осмотров для участвующих в проекте дошкольников, сбор и анализ полученных данных. Выяснилось, что у наших подопечных прирост кариеса, то есть добавление новых больных зубов, в четыре раза меньше, чем у их ровесников.
Когда мы сопровождали наших подопечных с инвалидностью в поликлиники, возле кабинетов часто видели и нормотипичных детей. Они с любопытством и надеждой заглядывали в коробку с подарками от Зубной феи и интересовались, как их можно получить. Помогали их родители, которые говорили, что эти игрушки для других детей.
В очереди мы наблюдали, как мамы и папы этих ребят вели себя. Одни неуверенно подбадривали, другие — жалели. Были и такие, кто откровенно запугивал своих детей. На мой взгляд, самое правильное — говорить ребенку правду. Не нужно обманывать и говорить, что лечение зубов похоже на укус комарика, ведь это не так. Стоит сказать честно: будет больно и надо немного потерпеть, а вы будете рядом и поддержите.
Мне запомнилось, как однажды я помогала на приеме Дениске с синдромом Дауна. Он отлично прошел первый этап лечения, но отказался ставить пломбу: его смущало ощущение от ваты во рту. Лечение нужно было закончить в тот же день. Мы с родителями и мальчиком вышли, чтобы убедить его добровольно согласиться на лечение, пока стоматолог продолжит прием. Малыш согласился поставить пломбу взамен на поездку к бабушке на море, хотя семья и так туда собиралась — даже билеты уже купила.
Тогда же я увидела в коридоре четырехлетнего Сашу. Он очень боялся идти в кабинет стоматолога. По его щекам текли слезы, и он смотрел на маму, пытаясь найти сочувствие и спасение. Но та со стальными нотками в голосе говорила: сам виноват, что зубы болят, не нужно было есть конфеты.
На мой взгляд, так не стоит говорить. Ведь кто ему купил эти конфеты? И разве взрослые их не едят? Сладости можно есть, просто после них надо чистить зубы или хотя бы ополаскивать рот.
В один из таких моментов я поняла, что проект нужен всем детям без исключения и взрослым, которые заинтересованы в их здоровье. Увы, часто родители, воспитатели и стоматологи перекладывают ответственность друг на друга. Я же хотела объединить их усилия.
Как мы запустили «Зубную фею»
В 2018 году мы начали работу и запустили программу «Зубная фея» в трех детских садах, где были в том числе дети с аутизмом и лояльно настроенные руководители. Это оказалось непросто: изначально многие воспитатели были против. Они боялись, что родители не захотят покупать детям щетки и пасту, санэпидемстанция не разрешит такую активность и дети будут есть пасту друг у друга.
Мы провели в каждом из этих садов родительские собрания, где объяснили взрослым, что будет ждать их детей. Был всего один папа, который сказал, что его ребенку это не надо. Мы не настаивали: просто у всех были зубные щетки, а у его дочки — нет. Через пару занятий девочка тоже присоединилась к нам, а на итоговом собрании ее папа поблагодарил меня и признал, что был неправ.
Также мы написали письмо в санэпидемстанцию с запросом, противоречит ли использование зубных щеток в саду санитарно-гигиеническим нормам. Нам ответили, что нет.
Еще воспитатели боялись, что у детей не будет времени на чистку зубов. Мы предложили им самим решать, когда это делать: после завтрака или перед дневным сном. Большинство выбрали второй вариант.
Раз в месяц на протяжении учебного года в каждый детский сад приезжала Зубная фея — педагог «Звездного Дождя». Она привозила с собой подарки, игрушки и дневники. Проводила лекции на определенную тему: например, как чистить зубы, как часто посещать стоматолога, проводила игры на стоматологическую тематику. А еще давала задания и на следующем уроке проверяла и выставляла печати в дневники.
На одном из занятий Зубная фея поручила малышам сходить к зубному на профилактический осмотр. После многие дети попросили родителей взять талончик и отвести их к врачу.
Также мы повесили в садах информационные стенды, где показано, как чистить зубы и как ходить к стоматологу. На них нанесены QR-коды, которые ведут на наши ролики.
В групповой комнате также вешали календарь со сменными карточками, где нужно было ежедневно делать отметку о чистке зубов. Такое совместное действие мотивирует детей ответственно относиться к гигиене. Также в календарь можно внести другие важные мероприятия — дни рождения детей или сотрудников, поездки на экскурсии, смену зубной щетки, осмотр стоматолога и занятия с Зубной феей.
Детям очень нравился наш проект, и они с удовольствием во всем участвовали. Детсадовцы любят, когда с ними играют, а тем более — когда у них есть помощник, который все объясняет и даже дарит подарки. По итогу опроса 94% родителей указали, что их ребенку понравилось участие в проекте.
Постепенно к нашему проекту стали присоединяться другие детские сады Челябинска, которые узнавали о нас по «сарафанному радио»: в 2019 — десять, спустя год — еще десять.
Проект приносил ощутимые результаты, и мы написали заявку на грант губернатора Челябинской области для его тиражирования. С 2020 года проект «Зубная фея» пять раз становился победителем. Всего нас поддержали на 7 млн рублей.
В итоге на 23 учреждениях мы отработали наш учебно-методический комплекс, собрали обратную связь от родителей через анкету и прописали программу.
Как наш проект поддержал губернатор региона
В 2023 году к нам в «Звездный дождь» приехал губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Мы обсуждали, как помогать людям с аутизмом, в том числе в вопросах профилактической стоматологии.
Я поделилась результатами работы «Зубной феи» в детских садах. Сказала, что распространение этой программы в будущем снизит нагрузку на детских стоматологов и сэкономит бюджетные деньги системы ОМС. Результаты по-прежнему показывали, что у участников проекта прирост кариеса в четыре раза меньше, чем у их ровесников.
Алексей Леонидович поддержал мою идею и решил, что такая работа нужна и в других детсадах Челябинской области. Правительство запустило пилотный проект в 232 дошкольных учреждениях. На два года выделило под это 30 млн рублей.
Благодаря нам почти 30 тысяч дошкольников Челябинской области учатся ухаживать за зубами. В этих детсадах Зубными феями выступают уже воспитатели, которые раз в месяц проводят уроки по нашим методическим материалам и дважды в год — родительские собрания. В программе 24 занятия, они рассчитаны на детей разного возраста.
«Это работа на перспективу»
Просчитать экономическую эффективность программы «Зубная фея» можно примерно через 15 лет, когда заболеваемость снизится, а нагрузка на местную систему здравоохранения и стоматологическую службу уменьшится. Это работа на перспективу.
Кариес необратим, кроме стадии пятна. А вот появления новых полостей, а вместе с тем и зубной боли, обращений к стоматологу для лечения и раннего удаления зубов можно избежать при соблюдении несложных гигиенических правил. Главное, чтобы чистка зубов вошла в привычку и стала необходимостью.
Также важно правильное питание и регулярные походы к стоматологу для профилактики.
Министерство здравоохранения и образования Челябинской области включило заботу о стоматологическом здоровье детей в перечень приоритетных направлений работы на 2025 год. Теперь в бюджет нашей области закладывают деньги на эту работу на каждого дошкольника, а не выделяют большие суммы разово и на всех, как раньше. Пока у меня нет данных, сколько денег выделят на одного ребенка.
Мы продолжаем развивать проект «Зубная фея»: хотим, чтобы его внедрили во все детские сады Челябинской области — их больше тысячи. Уверена, что необходимо ввести обучение детей чистке зубов в государственный стандарт дошкольного образования в России. Планирую подготовить документы и собрать больше доказательств. Я внесла предложение в Министерство просвещения РФ — жду, когда его рассмотрят.
Как помочь детям меньше лечить зубы
Центр помощи детям с особенностями ментального развития «Звездный дождь» развивает программу «Зубная фея». Она приучает детсадовцев следить за гигиеной полости рта и снижает риск развития кариеса. Вы можете поддержать работу организации, оформив регулярное пожертвование на сайте и указав, что хотите поддержать проект.