Как мы проехали 1400 километров по Южной Африке и посмотрели «Большую дыру»

Обсудить

Ольга Сафонова

пишет о путешествиях

Однажды я увидела в интернете фотографии из Кейптауна — города «на краю света», окруженного с одной стороны горами, а с другой — двумя океанами. С тех пор я знала, что поеду туда при первой возможности. Когда она появилась, я действительно побывала на самой юго-восточной точке Африки, увидела пингвинов и Столовую гору, искупалась в Атлантике и занялась серфингом. Я выложила фотоальбом из этой поездки.

Для путешествия в ЮАР на срок до 90 дней россиянам виза не нужна, также не нужны были никакие справки, поэтому после покупки билетов можно было сразу планировать маршрут.

Но до Кейптауна был двенадцатичасовой перелет, девятнадцать часов в автобусе и ночевка в небольшом городе Кимберли по пути. Там мы задержались на целый день, чтобы отдохнуть от переездов и посмотреть одноэтажную индустриальную Южную Африку — о ней я и расскажу в этой статье.

Перелет c пересадкой в Абу-Даби

Мы с молодым человеком приземлились в Йоханнесбурге 20 апреля после долгого перелёта из Москвы и восьмичасовой пересадки в Абу-Даби. За неё мы успели намотать 10 километров по эмирату, не доесть огромную порцию фастфуда, увидеть арабские небоскребы, мечеть шейха Зейда и Персидский залив.

Летели авиакомпанией Etihad, билеты нашли на Aviasales и купили через OneTwoTrip в ноябре 2022 года. Я впервые запланировала поездку настолько заранее — подумала, что не хочу упускать хороший вариант. Один билет с багажом 30 кг на пассажира в обе стороны обошелся в 42 096 рублей.

Первой остановкой путешествия стал Абу-Даби. На пересадке мы направились не в транзитную зону, а сразу к выходу в город. Паспортный контроль прошли быстро, но после него нас очень тщательно обыскали при проходе через «зелёный коридор». Кстати, в аэропорту на паспортном контроле нужно было пройти сканирование сетчатки глаз — такое я увидела впервые.

В аэропорту мы поменяли доллары на немного дирхам, чтобы купить проездной hafilat — карточку, на которую затем нужно класть деньги. Минимум, за который ее можно купить — 20 дирхам (450 рублей), из них 10 за саму карту, 10 — на проезд.

Мы собирались прогуляться по набережной Корниш, поэтому на остановке прямо напротив выхода стали ждать автобусы A1 или А2. В одну сторону по городу поездка стоит 4 дирхама, карточку обязательно нужно приложить к валидатору дважды: на входе и выходе.

Дорога из аэропорта до центра заняла минут 20, а всего пересадка длилась восемь часов, поэтому мы не боялись что-то не успеть.

Набережная Корниш нас не сильно впечатлила, но мне понравились горки вдоль нее, покрытые травой — походить босиком по ней после длинного перелета было очень приятно. Она подходит для прогулок или занятий спортом с видом на Персидский залив и башни Этихад района Emirates palace, который знаменит люксовыми отелями и дорогими развлечениями.

Сам город со своими широкими дорогами и блестящими небоскребами — смесь современного мегаполиса и арабского шика. У него есть и другая сторона: поздним вечером мы ушли с набережной, чтобы погулять по жилому городу, и увидели характерный ближневосточный упорядоченный хаос. Я характеризую его жарой, интенсивным движением как на дорогах, как и на тротуарах, дешевыми магазинчиками со всякой всячиной и обилием ресторанчиков с фастфудом.

Мы сделали большой круг по центру и размялись после перелета, поэтому, ни о чем не жалея, отправились на остановку, чтобы вернуться в аэропорт тем же маршрутом.

Уверена, что мы бы нашли, что посмотреть в Абу-Даби и окрестностях есть, имея больше времени. Например, район шейхов Аль‑Батин или культурный и туристический центр острова Саадият с его пляжем.

Пересадка в Йоханнесбурге

После семичасового перелёта, частично — ночного, мы приземлились в Йоханнесбурге. В аэропорту быстро сориентировались по указателям и сели на поезд Gautrain, держа путь на Park Station. Там находятся одноименные железнодорожный и автобусный вокзалы.

Gautrain отправляется каждые 30 минут, место посадки легко найти по указателям. Пластиковая карта на одну поездку обошлась в 100 ранд (500 рублей). Поезд приятно удивил — был очень чистым и, на первый взгляд, безопасным. Пассажиры были прилично одеты, многие — в деловые костюмы. Единственное, что может доставить кому-то неудобства — узкие проходы, по которым с трудом можно протащить чемодан. Однако его можно оставить в начале вагона в месте для хранения багажа.

На вокзал мы приехали, чтобы купить билет на ближайший автобусный рейс до Кимберли — небольшого города практически в центре ЮАР. Там мы решили заночевать на пути в Кейптаун, чтобы не ехать 17 часов без остановки.

Другой и более удобный способ добраться до Кимберли из столицы — самолёт. Он будет стоить дороже, но сэкономит массу времени. Мы решили поехать по земле, потому что, во-первых, экономили, во-вторых, не могли взять машину в прокат и хотели посмотреть на Африку хотя бы из окна автобуса.

Мы заранее выбрали фирму Intercape, которая по отзывам показалась самой надежной. Поэтому сразу направились к их окошку в главном холле вокзала и взяли два билета по 600 ранд (3000 рублей) за каждый на рейс, который отправлялся через два часа.

Прогулка по столице ЮАР

Пока ждём автобус, решили немного прогуляться и купить местные сим-карты. Столица Южной Африки считается одним из самых опасных городов мира с очень высоким уровнем преступности. Авторы блогов и обитатели телеграм-чатов в один голос советуют передвигаться только на такси и лишний раз не светить телефонами, особенно в криминальных районах (впрочем, как и по всему миру).

Признаюсь, мы нервничали, хотя и понимали, что какой-никакой опыт путешествий и здравый смысл помогут избежать неприятностей. Спойлер: всё было хорошо не только в Йоханнесбурге, но и на протяжении всей поездки.

Думаю, мы все же взглянули на «опасную» сторону города, когда прошли сквозь вокзал и вышли с его южной стороны — туда нас направили за симками. Мы попали на рыночную площадь, про которую я читала до поездки. Я думала, что нужно будет пройти хотя бы пару кварталов, чтобы оказаться в эпицентре преступности. Оказалось, что он располагается не просто буквально на выходе с вокзала, но еще и рядом с полицейским участком.

Это был развернутый на тротуаре рынок, где мы сразу поймали косые взгляды и услышали выкрик в спину, о значении которого можно догадываться только по недоброй интонации. Я не могу сказать, что чувствовала себя небезопасно, скорее неуместно, ведь это был первый выход в город в ЮАР, и мы ещё не успели освоиться с окружением. Всё же обошли здание вокзала по территории этого рынка, и выдохнули только когда снова вошли внутрь.

Покупка сим-карты

В итоге оказалось, что сим-карту можно купить в салоне сотовой связи Park Station Cellular прямо в центре холла вокзала. Лучшие операторы для звонков и соцсетей, особенно на небольшой срок — MTN и Vodacom. Если вам нужен стабильный интернет для постоянной работы, рассмотрите Call C и Telekom, но для оформления последнего понадобится не только документ, но и адрес в ЮАР.

Вот несколько примеров тарифов разных операторов. Сами карты стоят от 5 до 20 ранд.

Telekom: 7 гб ночью и 7 гб днем — 100 ранд.

Cell C: 50 гб днем и 50 гб ночью — 549 ранд в месяц.

Vodacom: только интернет 20 гб ночью и 20 гб днем за 199 ранд в месяц, есть еще такой: 50 гб в месяц за 299 ранд, и такой: 20 гб на ночь + 20гб на день.

MTN: 3 гб каждый день за 149 рандов в месяц, 10 гб днем и 10 гб ночью за 259 ранд в месяц или 2 гб днем и 2 гб ночью за 149 ранд.

В буклетах, в приложении или на витрине в киосках операторы не выставляют все свои предложения, поэтому лучше попросить показать полный список — там вы можете найти самый выгодный вариант.

Мы также сняли наличку напротив магазинчика сотовой связи в банкомате FNB. Комиссия составила 50 ранд (около 250 рублей) — в итоге она была везде, кроме местного Standard Bank. Мы пользовались картой российского банка Стандарт платёжной системы Union Pay — ее можно оформить за 3000 рублей.

На автобусе в Кимберли

Автобус прибыл вовремя, мы прошли что-то вроде контроля, где билеты из кассы обменяли на другие, маленькие бумажки, которые мы отдали водителю.

Вскоре после отправления его компаньон встал в проходе и с улыбкой объявил, что главная задача перевозчика — доставить нас в целости и сохранности, рассказал, что можно и нельзя делать в туалете автобуса, отпустил пару шуток и, в целом, поднял всем настроение.

Поездка заняла 7 часов и была вполне комфортной, мы останавливались каждые 3-4 часа на заправках, каждая из которых удивляла своей чистотой — никаких «дырок в полу», только современные, чистые туалеты. Везде, кроме одной заправки, они были бесплатными, на ней туалет стоил 2 ранда (80 рублей) и было специальное окошко, где можно разменять мелочь.

Когда мы сказали, что проголодались, водитель посоветовал продуктовый магазин, где готовили еще и горячий фастфуд, и завез нас туда по дороге. Он настоятельно рекомендовал взять местное блюдо — мелкий мясной фарш с добавлением огромного количества специй, зажатый между двух кусков тостового белого хлеба. По описанию — ничего особенного, но очень вкусно. Я хотела его сфотографировать, но внешний вид блюда сильно уступал его вкусу, поэтому решила этого не делать.

В Кимберли мы оказались около семи вечера. Ещё в автобусе решили, что не хотим идти пешком по темноте в первый же вечер, поэтому спросили хозяйку жилья, может ли она нас встретить. На тот момент мы ещё не скачали Uber, потому что изначально планировали идти пешком. Она согласилась и предупредила, что поездка обойдётся в 60 ранд.

Мы остановились в апартаментах Beloved Lodge примерно в двух километрах от вокзала и туристического информационного центра. Две ночи с 20 по 22 апреля обошлись в 793 ранда (4000 рублей). В итоге мы решили уехать вечером следующего дня на ночном автобусе, поэтому по факту провели там одну. Бронировали и оплачивали квартиру заранее на букинге с помощью казахской карты.

Алмазный рудник «Большая дыра»

Основная достопримечательность Кимберли — алмазный рудник The Big Hole площадью более 17 гектаров и глубиной 240 метров. Туда мы и отправились наутро. В конце 19 — начале 20 веков ЮАР настигла алмазная лихорадка. Добыча на руднике началась в 1871 году. К ее окончанию 14 августа 1914 года из 22,5 миллионов тонн земли извлекли 2722 килограмма алмазов.

Для того, чтобы посмотреть в бездну, нужно купить билет. Они есть двух категорий. Первая дает возможность пойти на смотровую площадку и погулять по некоторым зонам музейного комплекса, вторая — все то же самое, но с экскурсией по территории, посещением всех экспозиций музея, в том числе, с оригинальной горнодобывающей техникой и транспортом, и спуском в шахту. Мы выбрали первую и отдали 80 ранд (400 рублей) за один билет. Полный билет стоил 140 ранд (700 рублей).

Оказалось, что смотровая, которая представляет собой металлическую рампу, совсем немного выступает над карьером. Обзор с нее открылся хороший, но чтобы представить масштаб карьера, лучше сравнить его глубину с высотой домиков на поверхности, а не смотреть вниз.

Кроме площадки, с обычным билетом можно пройтись по воссозданному шахтерскому городку. Если верить табличкам, там есть и оригинальные здания, например, самый старый дом в Кимберли. Среди других зданий — коптильня, церковь, банк, магазины, жилые дома с исторической планировкой и даже бар с восковой фигурой за стойкой — все это создает представление о том, каково было жить там во времена расцвета города в конце 1800-х годов.

Многое как в музее, так и в современном Кимберли связано с компанией De Beers и противоречивой фигурой ее основателя Сесила Родса, которого кто-то называет создателем апартеида, а кто-то — посланцем небес. В городке есть дом его семьи и академия бокса соперника Родса Барни Барнато и частный железнодорожный вагон директоров De Beers.

После прогулки по музею мы отправились на поиски завтрака. С первого взгляда выбор еды в Кимберли удручает, но если вглядеться в улочки или поискать места в интернете, среди обилия бургерных можно отыскать колоритные ресторанчики с национальной кухней разных стран, а также несколько стейкхаусов и африканских бистро.

Так мы наткнулись на Mini Pakistan, который находится в отдельном домике прямо по соседству со зданием городской ратуши. Там взяли бирьяни с бараниной, карри с курицей, салат из овощей и два кофе с молоком за 12 ранд — очень вкусно, сытно и остро. Общий чек — 109 ранд (550 рублей).

Я люблю выпить вкусный кофе, но мы были так озадачены выбором завтрака, а все места, которые мы проходили, мне не понравились, поэтому я так и не нашла «ту самую» кофейню. Уже после поездки я нашла в интернете несколько вариантов и пожалела о своей нерасторопности.

Особенно заинтересовала Bliss Coffee Roastery — там продают кофе собственной обжарки, весь процесс происходит там же. Можно попробовать различные методы заваривания или даже прийти на каппинг — уверена, что это нечастое явления для маленького городка посреди Африки. По многим отзывам это лучший кофе в городе. Спойлер: после этого за всю поездку я не выпила ни одной невкусной чашки кофе, везде — от локальных кофеен до Старбакса он был хорош.

Достопримечательности

Несмотря на то, что большинство достопримечательностей Кимберли связано с его алмазным прошлым, там много и арт-галерей, музеев искусств и военных памятников. Мы решили просто погулять по городу, минуя всё это — было настроение бродить по улочкам в поисках интересных зданий и лежать на траве в парке Oppenheimer Gardens.

Он назван в честь Эрнеста Оппенгеймера — ключевой фигуры в местном и международном горнодобывающем деле и первого мэра Кимберли. Там есть действующий мемориальный фонтан — пять горняков держат высоко над головами алмазное сито. На той же площади, что и парк, расположена одна из небольших галерей искусств — William Humphreys Art Gallery. Другие знаменитые места — исторический McGregor Museum, музей транспорта и музей Соломона Плааки — общественного деятеля, журналиста и первого генерального секретаря Африканского национального конгресса.

Бары

Нагулявшись, мы отправились на поиски «того самого» бара на вечер. Ещё до поездки я читала о двух знаменитых пабов города. Считается, что первый, The Halfway House, своей конструкцией он обязан тому самому Родсу: бар был построен так, что в него можно въехать прямо на лошади и взять пива, не слезая с седла.

Второй и один из самых старых пабов ЮАР (по некоторым отзывам, третий старейший из тех, что еще принимают посетителей) называется Star Of The West, работает по сей день и находится близ Горнорудного музея Кимберли. Мы проходили его как раз по пути от рудника, но не заглянули, потому что было еще рано.

В итоге на карте мы обнаружили место под названием Bandit BBQ, который привлёк видом гаражного бара. Он действительно был будто бы домашним пабом с очень приветливыми барменами. Там на кране стояли два напитка от местной пивоварни Devil’s Peak, которая названа в честь одной из горных вершин Кейптауна: обычный лагер и джин-тоник.

Меня удивила такая подача последнего — никогда не пробовала его на розлив, беру. Бармен удивилась, что я попросила не добавлять замороженные ягоды и фрукты, как это делают местные, а только лёд. Коктейль оказался очень вкусным, в меру горьким и освежающим — то, что надо, после долгой прогулки. Кроме него я попробовала какой-то не в меру сладкий сидр в бутылках и темное пиво.

Дружелюбный приём, непринужденное общение и атмосфера домашнего бара «за углом», где тебе всегда рады влюбили нас в это место. Мы разговорились с барменами и обменялись впечатлениями о Кимберли, взглядами на мировую ситуацию и поделились нашими планами. Они угостили нас небольшой порцией местной волокнистой и очень мягкой говядиной.

Мы всерьез проголодались и взяли бургер, который удивил своими размерами и оказался сочным и вкусным. Весь заказ: два джин-тоника, темное пиво, бутылочный сидр и бургер обошелся в 330 ранд (1660 рублей) — в сравнении с ценами в Москве и Петербурге очень неплохо.

Из бара мы вернулись в апарты, чтобы забрать вещи и выдвинуться к вокзалу. Шли уже по темноте и застали красивое небо. Автобус опоздал на полчаса, пришлось сходить на заправку за перекусом. На улице было на удивление довольно людно — такого мы не встретим даже в Кейптауне, где после семи часов улицы пустеют.

Автобус оказался гораздо комфортнее предыдущего: он был двухэтажный с большим панорамным передним окном, кресла откидывались для комфортного сна, внутри был туалет. Поездка прошла гладко, с остановками каждые 2-3 часа на все тех же современных заправках.

В Кейптаун мы прибыли в 8 утра после 13-часового переезда, и в первые дни мои грезы о горах и океане разбились о реальность, но это уже совсем другая история…