Все началось с 2014 года, когда я с семьей впервые съездила в США. Там мы снимали дом, в котором обязательным правилом для вывоза мусора была его сортировка на вторсырьё и органику. Когда мы вернулись обратно, я задумалась, какое реально количество перерабатываемого вторсырья выкидывается на свалки. Тогда ещё не было такого внимания к теме, не было легкодоступных пунктов переработки. Мы жили в своём доме и отделяли только компост.
В 2017 я снова попала в США, на этот раз почти на год. Я жила в общежитии, и там сортировка была обязательна конкретно на фракции — пластик, бумага, стекло, органика и металл. За почти год я очень сильно привыкла. Было здорово видеть, насколько можно сократить отходы, реже выносить мусор, как меньше стало запахов из мусорного ведра. Ещё это дополнительный стимул обдумывать, что ты ешь, во второй раз — когда выносишь мусор. Например, мягкая упаковка от чипсов почти не перерабатывается, поэтому оказывается в обычном пакете, а когда выносишь двухнедельный мусорный пакет, в котором битком упаковки от чипсов, — призадумываешься.
После возвращения в Россию около моего многоквартирного дома в Екатеринбурге поставили бак для пластика, и я продолжила сортировать по уже накатанной дорожке. Тогда мой молодой человек, а с 2021 уже муж, сразу поддержал идею, хотя и не сразу разобрался, какие виды пластика где используются. Дело практики.
Мы переехали. В нашем небольшом городе затруднительно сортировать, так как стекло надо везти за 10 км, а пластик (1,2,5 тип), бумагу и металл принимают только два часа в месяц волонтёры в субботу — у нас не всегда получается в это время. Батарейки собирают у меня на работе, а в одном из ТЦ недавно установили контейнер по приему мелкой электроники. Но тем не менее мы продолжаем сортировать, а для себя выделили ещё дополнительные фракции: тетрапаки, текстиль и «всякую всячину» — например, электронные сигареты, дозаторы, контейнеры от линз. Все это отвозим в «Собиратор» в Москве где-то раз в полгода.
Для удобства под раковиной мы разделили место на текущий мусор и два пакета под чистую переработку (сухую и «помытую»). Разбираем переработку раз в неделю примерно на фракции. Фракции разделены на балконе.
Теперь подсадили часть друзей, которым помогаем разобраться.
Сначала трудность была в отсутствии места — до текущей просторной квартиры мы жили в студии 28 кв. м. На такое количество фракций было тяжело найти место, приходилось проявлять чудеса тетриса на кухне в 3 кв. м. и ставить бумажные пакеты с фракциями друг на друга, как в вертикальном саду. Потом мы перебрались в просторную однушку на 46 кв., где есть балкон — места предостаточно.
Сейчас основная сложность — отсутствие удобных мест приема поблизости. Стекло возить можно, но это один пункт за городом, и он совершенно не по пути. Два часа работы волонтеров в месяц на основные фракции — тоже немного, но мы стараемся успевать. Текстиль и тетрапак вообще не принимают в городе, поэтому надо не забывать его вывозить.
Казалось бы, столько заморочек — но это вдвойне морально приятно: сначала от того, что на свалки и океаны попадёт меньше мусора, а потом от того, что наш волонтерский пункт в городе продаёт вторсырьё и помогает детскому фонду. Так что сложности минимальны.