Как я продвигаю аренду загородного домика на Урале
Я нахожу арендаторов даже в несезон, даже после ухода «Букинга» и Airbnb.
В 2021 году мы с мужем построили домик для сдачи в аренду на участке площадью 14 соток в Челябинской области. Это позволило нам зарабатывать около 100 000 ₽ в месяц. Более подробно о строительстве и отделке дома я писала в статье про домик в горах за 1,8 млн рублей.
В этой статье расскажу, как я продвигаю свой дом и что изменилось после весны 2022 года.
А вот как все начиналось
У моего мужа был участок в деревне Тыелга, в 180 км от Екатеринбурга и 110 км от Челябинска. В начале 2020 года мы решили построить там домик для сдачи в аренду. Место для этого подходящее: рядом национальный парк «Таганай» и памятник природы — озеро Тургояк.
Строили мы в течение полутора лет — на кредитные деньги и деньги, которые одолжила мама. Многое делали самостоятельно, чтобы сэкономить. Например, террасу, внутреннюю и внешнюю отделку дома муж делал сам. Я же продумывала весь дизайн, искала и привозила на машине стройматериалы. Мама помогала закапывать огромные ямы и приводить участок в порядок. Все это позволило нам сэкономить не менее 300 000 ₽.
К моменту, когда дом был готов к сдаче, мы потратили 1,8 млн рублей. Эту сумму считаем окончательной, поскольку дальнейшие траты на его модернизацию покрывались прибылью с аренды.
В хороший сезон наша выручка — около 120 000 в месяц, из них чистыми, то есть за вычетом расходов, примерно 50 000—60 000 ₽. В самый плохой месяц выручка была 75 000 ₽, поэтому приходилось сокращать траты.
- 120 000 ₽
Наши основные расходы:
- Покупка инвентаря и улучшение дома. Например, в июне 2022 года мы поставили кондиционер стоимостью 45 000 ₽, а в мае купили велосипеды — 30 000 ₽.
- Долги и кредиты — от 15 000 ₽ в месяц.
- Налоговые отчисления. Я оформлена как ИП, и на налоги ежемесячно уходит 5000—6000 ₽.
Мы также вложились в строительство бани и козлятника, переделали проводку, отремонтировали забор и купили спортивный инвентарь — сапборды. Если приплюсовать стоимость всего этого к цене дома, то мы потратили уже около 2,5 млн рублей.
Некоторые траты мы не могли предусмотреть, например козлятник, так как завели козочек внезапно — они потерялись на городском пляже Миасса. Я их подобрала, нашла хозяев, а те отказались забирать животных. Мы оставили козочек себе и были вынуждены потратиться на их быт: возвели теплый домик с кормушкой за 15 000 ₽, закупили сено на зиму за 12 000 ₽, а еще по 1500 ₽ раз в два-три месяца уходит на комбикорм.
Эти расходы — максимум, что мы можем себе позволить, ведь нам нужно возвращать долги и кредиты, в сумме около 550 000 ₽ потребительских кредитов по ставкам от 13 до 19%. Еще 1 400 000 ₽ нужно вернуть маме.
Конечно, у нас есть и основная работа: я развиваю проекты в соцсетях и получаю 30 000 ₽ в месяц, а муж — экскаваторщик в РЖД с зарплатой в 38 000 ₽. Но почти все заработанное уходит на жизнь: кредиты с наших зарплат не погасить. Поэтому аренду дома мы спешили запустить как можно быстрее, чтобы он сам себя начал окупать.
На июнь 2022 года домик работает уже десять месяцев, и за это время был всего один месяц, когда мы брали деньги себе и не реинвестировали их в развитие, ремонты и так далее. По моим расчетам, постоянные вложения в дом закончатся через год. И за это время, если постараться, вполне реально выплатить кредиты. Затем, если все пойдет как надо, мы, возможно, задумаемся о строительстве второго домика.
Сколько времени и денег уходит на сдачу дома в аренду
Я решила самостоятельно продвигать домик. У меня нет образования маркетолога: мои знания отрывочные и получены опытным путем. Но в последние годы я оформляю, веду и запускаю рекламу и страницы в соцсетях.
В нашей деревне есть еще несколько домов, которые сдают посуточно. Но там не такие хорошие условия, как у нас: в основном это деревенские избы с туалетом на улице и без водопровода. Никто не продвигает эти дома, так что заполняемость там низкая. Думаю, такие домики лучше сдавать на долгий срок, поскольку стоимость их аренды и обслуживания невысокая.
Так, у соседей в месяц уходит по 2000—3000 ₽ на обслуживание дома. Мы же тратим на модернизацию, инвентарь, коммуналку и налоги 20 000—50 000 ₽. Кроме того, мы не можем просто оставить дом и уехать — приходится доплачивать местной девушке, чтобы она присматривала за козами и кошкой.
Основное наше место жительства — Екатеринбург, от которого до Тыелги два с половиной — три часа езды. С октября 2020 по август 2021 года я жила в Тыелге безвыездно и работала без выходных. Мы строили дом и обустраивали участок, поэтому нужно было постоянно присутствовать там. Муж работал в Екатеринбурге и приезжал в деревню только на выходные и в отпуск.
С августа 2021 года мы начали отлаживать процесс аренды и решали текущие проблемы с инженерными коммуникациями и обустройством гостей. С февраля 2022 года стало легче, тогда я привлекла для уборки девушку из деревни. Сейчас она все чаще подменяет меня, поэтому стало больше свободного времени.
В среднем на продвижение домика в интернете уходит два-три часа в день: я пишу посты, улучшаю визуал, обновляю календарь, общаюсь с гостями и отвечаю на многочисленные вопросы. Еще не менее двух часов я трачу, чтобы убраться в доме, перезаселить гостей и на уход за животными. В сумме выходит до пяти часов, а вместе с перерывами — практически полный рабочий день. Плюс еще основная работа — в среднем по три часа в день.
Какая сезонность у загородного жилья
Продвижение дома в первую очередь зависит от сезонности. Особенно это важно учитывать, когда бюджет ограничен. Таким образом можно воплотить гибкую схему: в высокий сезон, когда спрос большой, урезать рекламный бюджет, а если несезон — увеличить активность.
Мне такой подход позволяет экономить на рекламе и в целом оптимизировать процесс. Я разделяю сезонность домика на отрезки.
«Суперсезон». Это либо мегапраздники — новогодние, майские выходные, — либо лето, которое само по себе на Урале как праздник. Лето — с десятых чисел июня по конец сентября. Во все эти даты к нам приезжают семьи, и это, как правило, время каникул у детей. В суперсезон можно вообще не давать рекламу: все даты будут забиты, даже если поднять цену. Наша загрузка в такие периоды — 90—100%.
«Так себе сезон» — это время, когда погода стабильная и люди могут планировать поездку заранее. Речь про ноябрь, декабрь и отрезок с конца января по конец марта, когда с погодой все понятно: снежная зима с пушистыми елями за окном. Загрузка в такое время 65—80%, но без гарантий: может быть много народу, а бывает никого даже при хорошей погоде.
«Совсем несезон» — это переходный период, межсезонье, когда нереально планировать отдых заблаговременно. Еще я отношу сюда время сразу после праздников — люди отдохнули, потратили накопления и отходят у себя дома. Это вторая половина января и мая, а также апрель и октябрь. Загрузка в такое время — 50—80%, чаще ближе к нижнему порогу.
Как я продвигала дом до весны 2022 года
Составила маркетинговую кампанию. Я начала ее продумывать еще во время строительства дома. Расскажу, для чего мне нужна была стратегия:
- Чтобы не паниковать во время сезонного спада — гораздо спокойнее придерживаться заранее намеченного плана.
- С порядком действий легче привлекать определенную группу туристов. Например, мне хотелось видеть больше семейных пар с детьми или без. И я могу делать целенаправленные шаги для привлечения именно этой аудитории.
- Можно привести сезонность в некий баланс — прикладывать больше усилий в низкий сезон и тратить меньше денег в высокий. Иначе в низкий сезон заполняемость будет слабая и непредсказуемая.
Маркетинговую стратегию можно составить в «Экселе».
В табличку вошло несколько онлайн-каналов продвижения — в социальных сетях и площадках для сдачи жилья в аренду. Из офлайн-мероприятий я задумала сделать свой мерч, карту местных достопримечательностей, пригласить блогеров и лидеров мнений из соцсетей и многое другое.
Зарегистрировала аккаунты и все оформила. Все аккаунты в соцсетях я создавала сама, пользуясь своим опытом, оптимизировала заголовки и описания страничек под поисковые запросы. Старалась делать душевно, чтобы посетители чувствовали искренность и открытость, а не намерение что-то впарить.
На «Букинге» мне не удалось разместиться. Новым пользователям «Букинг» отправляет бумажное письмо почтой, чтобы подтвердить адрес объекта размещения. Мне в Тыелгу письмо из Нидерландов так и не дошло, поэтому верификацию я не прошла.
На Airbnb с размещением было проще, но все портила комиссия 15%. Поскольку эту комиссию платит арендатор, да еще и с полной суммы бронирования, а не с предоплаты, стоимость жилья становилась неадекватно высокой. Видимо, поэтому притока с Airbnb почти не было. С августа 2021 по март 2022 оттуда пришла всего одна заявка. В дополнение в начале 2021 года заблокировали портал Payoneer, через который оплачивали проживание, и оплату от клиентов с Airbnb было не получить.
Определила бюджет. Изначально на продвижение я закладывала 15 000 ₽ в месяц: учитывала как живые деньги на рекламу, так и бартер — когда нас рекламируют, а в обмен мы даем пожить в домике. Но когда мы начали сдавать дом в августе 2021 года, стало понятно, что раскрутки в соцсетях хватает, оттуда к нам шло много клиентов. Соответственно, и бюджета на маркетинг большого не надо.
Особенно хорошо работало продвижение в «Инстаграме»: как платная реклама, так и органическое продвижение — когда люди видят посты в рекомендациях или через репосты своих друзей. Как итог, я оставила только два инструмента продвижения — «Инстаграм» и «Вконтакте», причем первый приносил около 80% заявок.
С августа 2021 года по март 2022 года на рекламу во «Вконтакте» я потратила 8000 ₽ — это дало 1500 переходов в нашу группу и 500 подписчиков. Вложения в «Инстаграм» составили 11 000 ₽ — получила 2500 переходов на страницу и 1600 подписчиков. При этом в случае с «Инстаграмом» большую роль сыграло сарафанное радио, чем платная реклама.
В заблокированной сейчас сети страница неплохо выглядела при ведении «своими силами» и довольно быстро начала приносить отдачу при минимальных вложениях в рекламу. К февралю 2022 года у нас уже было под 2000 настоящих подписчиков. Здесь важно то, что это реальные люди, которым интересна тема, и они активно взаимодействуют с аккаунтом: ставят лайки, пишут комментарии, задают вопросы.
В шапке у меня все было написано лаконично:
- Лесной домик Тыелга
- Уютные лес и горы
- Аренда tiny house для 2—4 человек на Южном Урале, в маленькой и очень красивой деревне Тыелга
- Пеший маршрут на Таганай
Плюсом я добавила ссылку на сервис «Таплинк» — это сайт, позволяющий сделать из одной ссылки сразу несколько. Благодаря «Таплинку» я могу разместить ссылки на «Вконтакте», на чат со мной в «Вотсапе» и «Телеграме», хотя в шапке профиля разрешена только одна ссылка.
Продвижение дома после февраля 2022 года
В марте 2022 года «Инстаграм» заблокировали, но к тому моменту у меня уже была группа во «Вконтакте» с 500 подписчиками. Думаю, здесь сыграла роль моя предусмотрительность — я вела аккаунты сразу в двух соцсетях. А ведь для многих владельцев небольших домиков «Инстаграм» был единственным способом продвижения.
Сначала блокировка «Инстаграма» не сильно ударила по бронированиям, так как в марте люди продолжали по привычке туда заходить, выкладывали сторис, искали жилье и так далее. Но в апреле охват, то есть общее количество показов постов и сторис, упал. В моем аккаунте — примерно на 60%.
Другие мои каналы продвижения еще не работали в полную силу, поэтому апрель был провальным: загрузка ниже 50%, а выручка всего 75 000 ₽. Такой низкий показатель был у нас только в первый месяц работы — в сентябре 2021 года. Тогда мы заработали 67 000 ₽.
Эта ситуация быстро привела меня в чувство: нужно было как-то подстраиваться под новые реалии. Я стала вкладывать больше денег и усилий во «Вконтакте». Отдачу почувствовала только к середине мая, а к июню 2022 года «Вконтакте» стал закрывать 50% от общего числа заявок.
Также я решила размещать объявления на сайтах-агрегаторах жилья: «Суточно-ру», «Островок», «Твил», «Яндекс-путешествия» и прочих. При этом среди них не было ни одного бесспорного лидера, каким был «Букинг», и надо было как-то выбрать подходящие площадки.
Я посетила все перечисленные сайты и попробовала разместить там объявления. Вот результат:
- «Твил» не понравился из-за сложного интерфейса. Я так и не смогла добиться, чтобы мое объявление стало актуальным и появилось на картах. Думаю, если я как мотивированный владелец домика не могу нормально пользоваться сайтом, то потенциальные гости и подавно.
- На «Островке» получилось зарегистрироваться и разместить объявление быстро, но за два месяца по нему не пришло ни одного бронирования. В итоге мне надоело обновлять там свободные даты и я прекратила размещение.
- На «Яндекс-путешествиях» для размещения нужно было привязать систему бронирования — «Биново» или «Тревел-лайн». Это удобно для людей, у которых есть сайт, но таким малышам, как мы, смысла делать сайт нет. А другого варианта на «Яндекс-путешествиях» не предусмотрено.
- «Суточно-ру» я изначально даже не рассматривала, поскольку по названию всегда казалось, что это агрегатор квартир для командировочных. Сейчас знаю, что там размещается много небольших домиков типа нашего, и у меня есть мысли опубликовать там объявление. Но пока руки не дошли.
Также я разместилась на «Авито». Раньше я не пользовалась этим сайтом, поскольку мне казалось, что туда люди идут только за низкими ценами и дешевыми вещами.
Но я была не права. «Авито» оказался крутым каналом:
- Там действительно много людей.
- Он удобен и интуитивно понятен, в отличие от конкурентов.
- Понятная система бронирований через сайт: есть календарь, в котором человек может забронировать жилье с предоплатой, «Авито» выступает гарантом сделки. При этом комиссию снимают только с продавца и только 10% с предоплаты, а не 15% со всей стоимости, как было на Airbnb.
Результат: до февраля 2022 года 80% клиентов приходило через «Инстаграм», а остальные — через «Вконтакте». Сейчас приходят в основном через «Вконтакте» и «Авито» — в пропорции 50/50.
Бесплатные способы улучшить продвижение
По опыту знаю, что некоторые варианты продвижения можно применять практически бесплатно. Часто они увеличивают конверсию не хуже платных. Приведу примеры, что сработало в моем случае.
Изменить название сообщества во «Вконтакте» и объявления на «Авито». Чтобы помочь пользователям с поиском, нужно думать, как пользователь. Вряд ли человек будет прицельно искать именно вашу локацию. Поэтому, хотя это считается дурным тоном, рекомендую добавить в название сообщества и объявления фразу «аренда посуточно». После того как я это сделала, в группу во «Вконтакте» начали добавляться люди — до трех в день.
Регулярно и качественно вести сообщество. Соцсети не работают как магазин: один раз увидел, а потом возвращаешься за нужными товарами. В соцсетях есть группа людей, перед которыми вы постоянно мелькаете, напоминая о себе. Поэтому важно не бомбить людей ежедневными постами с пустым содержанием, а выкладывать что-то полезное. Пусть это будет не так часто, но и ценность для подписчиков повысится.
Приглашать блогеров и лидеров мнений — известный способ продвижения, который стал особенно актуален после запрета рекламы в «Инстаграме».
Но вообще-то, кроме блогеров можно приглашать просто классных ребят и знакомых с активной страницей в соцсетях. Делаешь им скидку на проживание, а за это просишь рассказать в соцсетях о домике во всех подробностях. Это совершенно иной уровень доверия, когда читатели поста узнают о домике через знакомого человека. У меня около 30% посетителей пришли не благодаря рекламе, а через сарафанное радио.
Договориться с турагентствами. Казалось, что этот вид бизнеса в текущих реалиях вымер. На самом деле за турпоездками до сих пор обращаются многие люди, у которых есть деньги на путешествие, но они не знают, как организовать классный отдых, или просто не хотят этим заниматься. Тем, кто сдает жилье, можно и нужно работать с турагентствами. Как правило, они берут комиссию 15—20% за свои услуги. Чтобы договориться с ними, надо походить по их офисам — писать бессмысленно.
Я потратила два дня на поиск турагентств и общение с турагентами. С моим домиком согласились работать три турагентства, но мы не смогли договориться о размере комиссии — они хотели не менее 20%. В итоге я решила, что через соцсети продам домик выгоднее. Поэтому пока с турагентствами не работаю, но в будущем, думаю, вернусь к этому варианту.
Делать публикации на разных ресурсах. Пусть это будет любой вариант, вплоть до областной газеты с рассказом для детей о содержании козочек. Ищите способ рассказать о себе аудитории, которую вряд ли охватит ваша таргетированная реклама.
Если писать о чем-то полезном, например о ремонте или нюансах строительства, то можно охватить новую для себя аудиторию. Например, я написала статью о строительстве домика, и ко мне пришли почти четыреста новых подписчиков.
Отвечать на комментарии в профильных группах. Во «Вконтакте» очень много групп для путешественников и туристов. Можно найти такую, где много обсуждений и комментариев. Подпишитесь на них, и если появится тема, в которой у вас есть экспертное мнение, отвечайте от имени своей группы.
Например, я постоянно отвечаю на вопросы вроде «как дойти пешком через нацпарк Таганай» или «где варят самый лучший кофе в Миассе». Этот подход считается моветоном, но только если писать много и не по теме. Если же быть полезным — это способ завоевать доверие.
Подготовить сувениры. Это не совсем бесплатный способ, но недорогой. Придумайте какие-нибудь магнитики с классным фото домика, ручки, блокнотики — что сподручнее. Гости смогут взять их бесплатно, и у них останется напоминание о вас. Возможно, темным зимним вечером человек увидит ваш сувенир и захочет вернуться.
У нас в домике, например, можно бесплатно взять магнитик на холодильник — на нем фотография Тыелги с дрона. Печать 80 штук простых магнитиков стоила 1230 ₽. Но поскольку у типографии была акция, мне сделали скидку 250 ₽, так стоимость заказа вышла менее 1000 ₽. То есть магнитик обошелся в 12 ₽ за штуку, фотографию сделала я сама, поэтому за нее не пришлось платить.
- 12 ₽
Посты в группах про интерьеры и строительство домов. Такие можно поискать в «Телеграме» или других соцсетях. Во «Вконтакте» есть также крупные сообщества про стройку и ремонт. Например, у «Школы ремонта» почти 4 млн подписчиков. Безусловно, не все они будущие гости вашего дома, но многие вас запомнят, подпишутся или расскажут о вас у себя в профиле.
Публикации в таких местах тоже стоит делать, исходя из пользы для читателя. Например, в моем случае обычно хорошо заходит тема «Как сэкономить на ремонте с нуля».
УТП, оно же уникальное торговое предложение. Это главная составляющая, которая обеспечивает 50% успеха. Многие думают, что достаточно построить любой дом, чтобы начать рубить деньги. На самом деле ваш проект должен чем-то отличаться, у него должна быть своя уникальность, изюминка, «душа» — люди ищут как раз это.
А построить универсальный дом для всех сложно, потому что не получится одновременно угодить и шумной компании шашлычников, и паре девушек-йогинь. Когда знаешь УТП, ты чувствуешь целевую аудиторию, легче делать продвижение: например, знаешь, к каким блогерам обращаться и о чем они будут говорить. Думайте о своем УТП, выделяйте себя, ищите свои преимущества.
Все, о чем я пишу, я применяла на практике сама. Я не записывала конкретные шаги и действия, поэтому не могу точно перечислить, в каких группах я размещалась и где отвечала на комментарии. Да и у каждого проекта свой путь и порядок раскрутки — я привела свой для примера.
Если говорить о временных затратах, то бесплатные способы продвижения требуют больше времени, чем платные. Это касается как непосредственного воплощения, например написания поста, так и самого поиска идей — что и как лучше сделать. Обычно нужны нестандартные действия, поэтому уходит больше времени на обдумывание. Когда же запускаешь платную рекламу, обычно все делаешь по стандартному шаблону или привлекаешь специалиста со стороны.
Какие есть платные способы продвижения
В реальности их много, я расскажу лишь о тех, что применяла.
Продвижение на «Авито». Из всех агрегаторов жилья я выбрала именно этот. С «Авито» идет хороший приток — в июне 2022 года 30—50% всех бронирований. Стоимость размещения объявления — 420 ₽ в месяц. Бесплатного размещения для недвижимости на «Авито» нет.
Дополнительно я покупаю два вида продвижения: XL-объявление и выделение объявления. Первая опция позволяет отобразить в превью объявления сразу несколько фото. Вторая — выделение объявления ярким цветом, чтобы привлечь внимание. Каждая из этих услуг стоит 190 ₽ в неделю.
«Телеграм». Я не стала уводить аудиторию из заблокированных сетей в «Телеграм». Уверена, что мессенджер не совсем подходит для продвижения бизнеса — это скорее вариант для личного блога. Там нет рекламы, поэтому я в принципе не понимаю, как что-либо продвигать.
Все же отличие мессенджера от соцсетей фундаментальное: в последних аудитория обычно «холодная». Пример: человек сидит во «Вконтакте», листает ленту и ест мороженое. Он никуда не собирается — у него куча работы завтра. И тут ему высвечивается ваша реклама. Задача — за секунду заинтересовать человека и создать потребность в услуге. Мы как бы подсказываем, что нужны ему. Так из холодного клиента он становится тепленьким.
Мессенджеры же работают по принципу поисковика. Мы никому не попадаемся на глаза — уже заинтересованный человек целенаправленно ищет нас. Он должен зайти в мессенджер, вспомнить название, пролистать миллион аналогичных чатов и найти нужный.
«Яндекс-дзен». Эта площадка зарекомендовала себя как хорошая платформа для авторов. Для продвижения домика я ее не использовала, но это вполне реально, если базировать продвижение дома на личном бренде. То есть стать интересным автором, пишущим полезные статьи и параллельно рассказывающим о домике в Тыелге. Это трудоемкий и длинный путь, поэтому я от него отказалась.
Контекстная реклама в поисковиках. Контекстная реклама отличается от таргетированной в соцсетях. Ведь в поисковике мы показываем рекламу горячей аудитории — человеку, который уже ищет дом в аренду.
Это удобно, но есть существенные минусы:
- Реклама выходит дороже таргетированной: по моим прикидкам, в контекстную рекламу «Яндекса» нужно вкладывать в два-три раза больше. А учитывая, что я сама не умею настраивать контекстную рекламу, мне придется платить кому-то еще и за это.
- Реклама упускает огромную аудиторию, которая потенциально заинтересована в отдыхе на природе, но пока не искала дом. Также после запрета контекстной рекламы в «Гугле» мы автоматически упускаем людей, пользующихся этим поисковиком.
- Для контекстной рекламы нужна какая-то посадочная страница — сайт. В моем понимании хороший сайт — это трудоемкое и дорогое удовольствие. Простой сайт-визитка на бесплатном шаблоне, считаю, не годится. Нужен сайт с продвинутой функциональностью: прикрутить календарь, систему бронирований, эквайринг для внесения предоплаты.
По этим причинам контекстную рекламу я не использую.
«Одноклассники». Не стоит думать, что это место для душнил и пенсионеров. Это соцсеть с людьми старше 45, которым тоже хочется отдыхать. При этом у них есть на это деньги и, как правило, они не предъявляют завышенных требований к жилью.
Над «Одноклассниками» многие смеются, хотя с марта 2022 года соцсеть зафиксировала рекордный рост аудитории — более 66%. Это сайт с маленьким количеством рекламы, понятным интерфейсом и простым продвижением. Например, нажатие кнопки «Класс» — это одновременно и лайк, и репост.
У меня пока нет сообщества домика в «Одноклассниках», поскольку хватает притока от «Вконтакте» и «Авито». Но первое, что я планирую вскоре сделать, — начать раскручивать сообщество в «Одноклассниках» с помощью таргетированной рекламы.
«Вконтакте». Пожалуй, главный бенефициар блокировки иностранных соцсетей. Вернуться во «Вконтакте» — самое простое решение, которое пришло многим в голову, когда с другими ресурсами начались перебои. И поэтому я сейчас бросаю все силы туда.
Так как эта соцсеть стала чуть ли не основной площадкой продвижения, остановимся на ней подробнее.
Как работает продвижение во «Вконтакте»
На мой взгляд, у этой соцсети достаточно преимуществ в сравнении с «Инстаграмом». Расскажу про основные.
Хорошо работает техподдержка. В «Инстаграме» ее не было, и там с моими аккаунтами иногда происходили неприятные вещи: их блокировали, они попадали в теневой бан, у меня даже снимали деньги с карты за рекламу, которую я не запускала. Техподдержка не ответила мне ни разу, даже на вопрос о деньгах — я потеряла 7500 ₽.
Можно писать статьи и длинные тексты. Это важно, потому что соцсети должны быть полезными и интересными, а не просто продающими. Каждый раз, когда я пишу описание интересных мест, горных троп или классных пляжей на озерах, мне хочется, чтобы вышло максимально понятно для всех. Сделать подробное описание в пару тысяч символов в «Инстаграме» было крайне сложно.
Есть удобные инструменты в сообществах и группах. Так, если человек только пришел в группу, он быстро найдет ответы на свои вопросы благодаря интерфейсу и рубрикации. Писать личные сообщения при этом не обязательно.
Понятный рекламный кабинет с настройками, которых в других местах катастрофически не хватало. Например, можно взаимодействовать с подписчиками конкурентов или искать активную аудиторию. Я пользуюсь всеми доступными ручными настройками «Вконтакте».
При этом есть и недостатки: качество аудитории все-таки ниже, меньше молодежи и продвинутых пользователей. Я связываю это с тем, что «Вконтакте» испортил себе репутацию несколько лет назад, когда за высказываниями в комментариях, сохраненной картинкой или репостом мог последовать визит в полицию. Но все-таки здесь все еще много классных людей и полезных сообществ.
Ведение сообщества во «Вконтакте» отличается от ведения аккаунта в «Инстаграме». Если там ставка делается на красивую картинку, то во «Вконтакте» огромную роль играют тексты и оформление статей. Здесь масса инструментов, и придется потратить время, чтобы разобраться с меню, обсуждениями, фотоальбомами и прочим.
Думаю, поэтому пришедшая из заблокированной сети аудитория была немного шокирована. Крупные блогеры жаловались, что не работают должным образом сторис, клипы и подкасты. Хотя на самом деле функции исправны, просто нельзя наложить модель ведения той сети на «Вконтакте» — здесь нужен иной подход.
Пользовательское поведение тоже различается. По моим ощущениям, в «Инстаграме» многие покупки делались спонтанно, на эмоциях, и все было заточено под это: красивые картинки, кликнув на которые попадаешь в карточку товара с кнопкой «Купить». Упор на визуал воздействует на эмоции пользователя.
Во «Вконтакте» все иначе: из-за больших описаний человеку приходится сначала все досконально изучить, а потом принять решение о покупке. Поэтому многие предприниматели не любят «Вконтакте». Хотя люди принимают здесь более взвешенные решения о покупке, и это хорошо. Моя статистика по количеству отмен заездов в наш домик подтверждает это: практически все они приходят из «Инстаграма».
Как оформить группу во «Вконтакте». Конечно, сначала нужно качественно оформить сообщество. Это можно сделать самостоятельно. Сначала откройте любую классную группу, в которой вам легко и удобно ориентироваться, и скопируйте ее структуру оформления.
По такому принципу я создавала свои первые сообщества. Сейчас мне проще заранее продумать и прописать функциональность, которую я хочу видеть в сообществе, и сделать самой с нуля.
Минимальный набор нового сообщества:
- Красивая обложка.
- Короткое и простое описание сообщества с указанием контактов.
- Красиво оформленные фотоальбомы.
- Понятное меню.
- Обсуждения, в которых есть ответы на часто задаваемые вопросы.
- В разделе «Контакты» обязательно оставьте ссылку на свою страничку — люди любят общаться с реальными людьми, а не с сообществами.
Для дизайна сообщества раньше было удобно пользоваться бесплатным сервисом Canva. Там был большой выбор готовых шаблонов, куда нужно было подставить свой текст и фото, а потом скачать результат. К сожалению, этот сервис стал недоступен в России.
Но это не единственный способ оформления для новичков. Есть крутые сообщества с готовыми и бесплатными дизайнами для работы в «Фотошопе». Например, сообщество Максима Чащина «Бесплатные PSD-шаблоны для соцсетей». Для пользования шаблонами понадобится только «Фотошоп» и минимальные навыки работы в нем. Все остальное, от размера и до графики, уже есть.
Настройка рекламы во «Вконтакте». У рекламного кабинета «Вконтакте» много настроек. Какие-то из них работают хуже, другие — лучше. Разобраться в настройках помогут сообщества экспертов. Например, Дмитрий Румянцев, автор сообщества «Интернет-маркетинг от А до Я», бесплатно распространяет книгу о продвижении во «Вконтакте».
А в сообществе «Церебро-таргет» есть целый марафон с видео, которые обучают работе в рекламном кабинете и рассказывают об эффективности каждого инструмента.
В «Инстаграме» для поиска подписчиков конкурентов нужно было оплатить парсер — стороннее приложение, которое собирает данные о подписчиках сообществ конкурентов. Во «Вконтакте» есть встроенный поиск по конкурентам, по их активным подписчикам, даже можно расширить аудиторию на похожих людей: система сама проанализирует интересы, пол и место жительства выбранных вами людей и подберет нужных для показа рекламы.
В общем, чем лучше изучить рекламный кабинет, тем точнее и эффективнее будет продвижение. У меня ушло несколько месяцев на то, чтобы разобраться, как все работает. Поэтому не стоит рассчитывать на мгновенный результат.
Бюджет на рекламу может быть любым, здесь нет никаких правил, сколько конкретно вкладывать для достижения хороших результатов. До февраля 2022 года я вложила в рекламу во «Вконтакте» 8000 ₽, после — еще 4000 ₽. Кажется, что суммы небольшие, но они дают результат: сейчас «Вконтакте» приносит мне около 50% гостей. По моим очень округленным расчетам, около 30% приносит «Авито», еще 20% — «Инстаграм» после того, как давать в нем рекламу стало невозможно.
Как вкладываться в таргетированную рекламу во «Вконтакте». Вот мои принципы продвижения:
- Учитывать сезонность — подстраивать рекламный бюджет под спады и подъемы спроса. Это позволяет экономить.
- Создать понятное сообщество с лаконичными описаниями и меню. Всякий посетитель должен по названию и описанию с ходу понять его тематику.
- Посмотреть обучающие материалы о запуске таргетированной рекламы. Я рекомендую сообщества «Маркетинг от А до Я» и «Церебро-таргет» с бесплатной информацией.
- Обязательно делать тестовую рекламную кампанию перед запуском. Это когда вы выбираете две-три целевые аудитории и запускаете на каждую из них разную рекламу. При этом тратится небольшой бюджет, а вы получаете полную информацию об аудитории. Например, в одном рекламном объявлении будет видео, в другом — просто красивая картинка с надписью, в третьем — перечисление свободных дат в вашем домике. Вы анализируете, какая реклама лучше работает и на какую аудиторию, а затем запускаете основную рекламу с нужными параметрами.
- Не забывать качественно вести сообщество. Люди, которые в него вступили благодаря таргету, нуждаются в интересных постах, красивых картинках и смешных историях. По моим наблюдениям, 80% контента должно быть легким и развлекательным, а только 20% — посвященным продажам.
И еще немного о целевой аудитории. Большинством это воспринимается как цельная аудитория — например, женщины 20—45 лет с высшим образованием и высоким доходом. Но в реальности портрет потенциального клиента крайне размытый.
В итоге у вас будет набор целевых аудиторий для рекламы. Например, женщины-домохозяйки 30—40 лет с одним-двумя детьми, которым нравятся походы и путешествия. Или молодые пары, раньше любившие путешествия, а сейчас желающие попробовать новый формат отдыха и побыть вдвоем на природе.
В нашем случае хорошо работают такие аудитории:
- Те, кто сортируют и сдают мусор: у нас в домике тоже раздельный сбор.
- Работники ИТ-сферы на удаленке.
- Йоги, танцоры, творческие люди.
- Любители озера Тургояк.
Я поняла, что именно эти аудитории хорошо отзываются на рекламу после того, как запустила большую тестовую рекламную кампанию.
Традиционно хороший отклик есть и от аудитории конкурентов — часто это люди, которые искали место для отдыха, но, вступив в чью-то группу, не завершили поиски. Иногда они состоят в десятках групп и все еще ищут «то самое место».
Что в итоге
Продвигать посуточную аренду в домике в условиях санкций можно не менее эффективно, чем в прежние времена. Задача — поменять инструменты. Поначалу это непросто, но последовательное изучение инструментов и чужого опыта упрощает путь. Главное никуда не делось: люди и их потребности. Они все так же хотят отдыхать, общаться с животными, проводить время на природе.
На июнь 2022 года загрузка нашего домика в Тыелге — 100%. При этом из платных инструментов я использую только «Вконтакте» и «Авито». А всего на рекламу домика за год, с августа 2021 по июль 2022 года, потратила около 25 000 ₽.
Я пока не знаю, как изменится моя стратегия после 1 сентября 2022 года, когда вступят в силу поправки в закон о рекламе. Они предполагают, что вся интернет-реклама будет проходить через операторов рекламных данных, а Роскомнадзор будет вести реестр всей информации, вплоть до образцов креативов. Возможно, операторы рекламных данных будут брать комиссию за свои услуги, что осложнит продвижение.
Вот главный вывод, который я сделала для себя: вполне можно продвигать посуточную аренду своими силами. Но нужна полная вовлеченность: нужно разбираться с настройками рекламы, быть в постоянном поиске свежих идей, читать профильные статьи и общаться с людьми.
При этом желательно иметь и основную работу, потому что поначалу, пока дело раскручивается, есть много расходов: в нашем случае это долги, кредиты и внеплановые траты вроде козлятника.