Стоит ли заниматься бизнесом с юного возраста
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Мне 15 лет, и мне интересно узнать больше о бизнесе, так как меня привлекает сфера предпринимательства.
Стоит ли заниматься бизнесом с юного возраста? Если да, посоветуйте направление для старта.
На что обратить внимание, если ты подросток и хочешь открыть свой бизнес
В 2023 году я открыла собственное кафе «Ба! Я поел» в универмаге «Цветной» в Москве. Заведение проработало совсем недолго, но в свои 15 лет я много узнала о бизнесе.
Плюсы. Во-первых, когда ты еще подросток, не так страшно совершить ошибку, потому что у тебя меньше обязательств, чем у взрослых: ты не должен платить за аренду квартиры, за продукты и так далее. Если идея не сработает, ты не останешься на улице.
Во-вторых, это бесценный опыт, который потом поможет и в учебе, и при поступлении куда-то, и в общении с людьми. Когда берешь на себя такую ответственность, взрослеешь и в процессе приобретаешь много навыков. Самое прикольное — это когда случается непредвиденная ситуация, а тебе нужно найти выход из нее. Это очень крутой скилл — действовать не по плану, без какой-либо инструкции. Такому редко учат в школе.
Минусы. Подростков часто не воспринимают всерьез. Им сложнее нанимать сотрудников, завоевывать авторитет. Может пострадать успеваемость в школе, но думаю, если грамотно распределить время, можно минимизировать потери. Например, делать домашние задания в тот же день, когда их задают.
Могут возникнуть сложности с юридическим оформлением бизнеса. Есть несколько вариантов: с 14 лет можно быть ИП, самозанятым или учредителем организации только с согласия родителей или законных представителей. В таком случае нужно будет оформлять письменное разрешение на подписание каждого договора. Если вам уже есть 16 лет, можно пройти процедуру эмансипации и отвечать за бизнес самостоятельно.
Я оформила ИП на знакомую. Было немного страшно, но все закончилось хорошо. Лучше проконсультироваться с юристом, он подскажет оптимальный вариант.
Подготовка к ведению бизнеса. Сначала лучше поработать в той сфере, где вы хотите строить свое дело, чтобы понять внутренние процессы. Я совершила ошибку, так как до открытия своей точки никогда не работала в общепите. Сначала не очень понимала, какие этапы надо пройти для старта бизнеса, поэтому кафе запустилось на несколько месяцев позже запланированного.
Есть разные сайты для расчета финансовой модели, можно их использовать при подготовке. Все показатели для бизнес-плана нужно считать точно и без особого оптимизма — он необходим, но не в финансовой модели.
Я решила, что у меня сто процентов все будет хорошо, а про негативный исход даже не думала.
Обучение. Любое хорошее образование расширяет границы и прокачивает хард- и софт-скилы, ты узнаешь что-то новое, но главное для меня — это окружение из целеустремленных людей, в которое ты попадаешь. После каждой программы или курса у меня появлялись классные друзья, умеющие вдохновлять и поддерживать.
Первое дополнительное образование по программе «Арт и дизайн» я получила в «Британке» — тогда познакомилась с форматом интенсивов и потом записалась туда на двухгодичный курс. Еще была на интенсиве от Дмитрия Быкова* по коротким текстам «Учимся писать короткую прозу». Потом пошла на интенсив от Novikov School про открытие ресторана, тоже для подростков.
Позднее, на двухдневной программе по бизнесу от «Сколкова» первый раз узнала про кейс-чемпионаты . Этим летом ездила в летнюю экономическую школу, обучалась по направлениям «бизнес-кейсы» и «анализ данных». Также принимала участие в кейс-чемпионате от ВШЭ.
«Британка» помогла мне с развитием креатива, а в ЛЭШ, «Сколкове», Novikov School я узнала больше про экономику, финансы, бизнес-процессы, оформление и презентацию идеи. После обучения в разных местах мне стало легче общаться и знакомиться.
С чего можно начать. Думаю, начинать стоит со сферы «купи-продай»: как будто там меньше всего заморочек. «Авито» в помощь — там не нужно регистрировать юрлицо, просто создаешь аккаунт. Стартовать можно с продажи своих старых вещей. Понять, что и как происходит, что идет, а что нет, и потом уже что-то закупать на реализацию.