Очень не хочется попасть в такую же ситуацию, как пассажиры обанкротившейся «Вим-авиа». Люди там застряли в аэропортах на сутки и больше. Скажите, есть ли способ оценить благополучие авиакомпании до покупки билета, чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию? Особенно если лететь планируешь лоукостером или чартерным рейсом.

Илина

Илина, боюсь, что надежность перевозчика оценить заранее нельзя.

Авиаперевозчики — это частные компании, они могут разориться в любой момент. Два года назад разорилась вторая по величине авиакомпания в России — «Трансаэро». Ничего не предвещало беды: парк пополнялся новыми самолетами, открывались новые маршруты. Вдруг авиакомпания приостановила полеты — и всё. О причинах до сих пор спорят эксперты и следователи.

Кроме банкротства у пассажиров могут быть и другие риски, никак не связанные с благосостоянием авиаперевозчика. В курортной стране произошел теракт — и Росавиация запретила полеты. Авиадиспетчеры устроили забастовку — все полеты отменили. Начался ураган — вылет перенесли на сутки.

Нет авиакомпании, которая летает без задержек и отмен рейсов. Но к ним можно подготовиться.

Летайте национальным перевозчиком. В каждой стране есть самая крупная, титульная авиакомпания. В России это «Аэрофлот», он занимает половину рынка. Национальный перевозчик получит помощь от государства вероятнее, чем маленькая авиакомпания.

Купите страховку. Туристические страховки покрывают ущерб от задержки или отмены рейса. Со страховкой вы всегда сможете купить новый билет и улететь другой авиакомпанией. Страховка от невылета и потери багажа в среднем стоит 800 Р за перелет туда-обратно.

Знайте свои права. Если ваш рейс задержали на 2 часа или более — требуйте у представителя авиакомпании воду. Если задержали на 4 часа или более — вам полагается горячее питание. Если задержали на 8 часов или отменили, то вас обязаны отвезти в гостиницу, бесплатно разместить там и привезти обратно.

Если рейс задержали или отменили по вине авиакомпании, вы можете поменять билет на другой рейс без доплаты или сдать — вам вернут полную стоимость билета. Представители авиакомпании могут юлить, ссылаться на трудности или внутренние ограничения. Грозите им судом, скандалом в соцсетях и Росавиацией.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.