Законно ли отключать горячую воду?

10
Аватар автора

Александр

спросил в Сообществе

Я проживаю в Архангельске. В нашем городе летом всегда отключают горячее водоснабжение: на неделю в каждом округе. Этим летом несколько домов, в том числе тот, в котором живу я, отключили не на неделю, а на целых две. А через 5 дней после включения горячая вода снова исчезла.

Законно ли на такой длительный срок отключать горячую воду? И как часто можно ее вообще отключать?

Раз в год практически все жители нашей страны страдают по банальной причине: они не могут помыться горячей водой.

Аватар автора

Анна Чеботарева

юрист

Страница автора

Это законно вообще?

Действующий Санпин 2.1.3684-21 не упоминает ни о ежегодном профилактическом ремонте, ни о периоде отключения горячей воды.

Пробел в законодательстве ставил под вопрос законность принудительного мытья холодной водой летом. Тогда Минстрой решил разъяснить, можно ли ремонтировать системы горячего водоснабжения, и напомнил о давно забытых правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, которые утвердил еще Госстрой 27 сентября 2003 года.

В пункте 5.1.5. правил упоминается рекомендуемый срок ремонта теплосетей, во время которого отключают горячую воду, 14 дней. Финальное решение по срокам остается за органами местного самоуправления.

Водоснабжающая организация не может просто так, хоть и планово, отключить горячую воду у абонента. Вас должны предупредить не менее чем за сутки до отключения.

Однако ремонт систем горячего водоснабжения не всегда бывает профилактическим. Иногда требуется капитальный ремонт. На него уходит больше сил и времени. В этом случае срок, на который отключают воду, не ограничен 14 днями.

Так, в Республике Карелия водоснабжающая компания в течение 21 дня проводила капитальный ремонт систем водоснабжения. Роспотребнадзор посчитал, что это в корне нарушает законодательство, которое установило крайний срок — 14 дней.

Но Верховный суд Республики Карелия поддержал водоснабжающую организацию и в решении по делу № 12-164/2017 указал, что продолжительность капитального ремонта устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от его сложности. А 14 дней — это максимальный срок только для ежегодного планового профилактического ремонта.

Если у вас в квартире стоит счетчик, то, чтобы не переплачивать за воду во время ежегодного профилактического отключения, перекройте кран горячей воды. Ведь, если вы вдруг включите его по ошибке в период отключения, оттуда все так же будет литься холодная вода, но счетчики ее посчитают по тарифам горячей. А вы переплатите.

Что делать, если ежегодные 2 недели прошли, а горячей воды все нет?

Во-первых, стоит узнать, в связи с каким видом ремонта воду отключали и какой срок отключения согласован. Сделать это можно либо в водоснабжающей организации, обслуживающей ваш дом, либо в управляющей компании, либо в профильном органе исполнительной власти (например, в Государственной жилищной инспекции и ее региональных отделениях).

Если вы живете в Москве, вам должны помочь:

  1. в электронной приемной Мосжилинспекции;
  2. в управляющей компании, которая обслуживает ваш дом. Узнать ее можно на сайте «Дома Москвы»;
  3. в водоснабжающей организации ПАО «МОЭК» по телефону горячей линии: 8 495 539-59-59.

Вне зависимости от вида ремонта, если воду отключили на больший, чем должны были, срок, водоснабжающая организация обязана рассчитывать плату за горячую воду по схеме: за каждый час превышения срока размер платы за коммунальную услугу за расчетный период снижается на 0,15% (п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). Эта обязанность поставщика коммунальных услуг закреплена и в п. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.

Поэтому, когда будете звонить в одну из указанных организаций, заодно сообщите, что горячей воды все еще нет или она прохладная, а вас это не совсем устраивает.

Если у вас установлен счетчик. Периодически включайте кран и проверяйте, есть ли вода. Потом не забывайте перекрывать его. Неправильного начисления быть не должно, потому что фактически горячую воду вы не потребляете.

Если у вас не установлен счетчик по техническим причинам. Советуем вызвать представителя водоснабжающей организации для составления акта о том, что горячей воды нет или она на самом деле совсем не горячая. Это поможет вам впоследствии сделать перерасчет, если в платежках за месяц сумма за горячую воду не будет уменьшена в соответствии с действительностью.

Чтобы сделать перерасчет, нужно подать соответствующее заявление в территориальном МФЦ или в управляющей компании, образец вам дадут на месте. К заявлению вы прикладываете тот самый акт, о котором мы писали выше.

Если у вас не установлен счетчик по личным причинам. Установите его, потому что иначе вы нарушаете пп. 5 и 6 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении». Плату за воду вам давно начисляют с повышенным коэффициентом.

А может, воду вообще незаконно отключают и нарушают наши права?

Нет.

Один мужчина уже попытался защитить свое право мыться под горячей водой и попробовал оспорить право водоснабжающей организации ежегодно отключать ее. Он заявил в суде, что граждане не должны страдать от отключения воды и орган местного самоуправления обязан найти любой другой способ подачи этой воды в случае ремонта.

Мужчина упорно сражался за свои права и дошел аж до Верховного суда. Но Верховный суд его не поддержал и в решении от 18 января 2017 г. № АКПИ16-1189 пояснил следующее:

  1. Обязанность органа местного самоуправления, о которой говорит истец, существует, только когда ремонт продолжается слишком долго — дольше допустимого по закону.
  2. Требования о регулярном ремонте систем водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09 ничему не противоречат, а, наоборот, помогают делать воду чистой и безопасной.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • дмитрий сергеевича что делать, если горячую воду отключают каждый год и на всё лето, 2-3 раза включая её на сутки в этот период? и эти якобы "ремонты" проводятся всегда в одних и тех же местах, причем работы там ведутся нерегулярно, то есть рабочих может не быть неделями. как привлечь водоснабжающую организацию к ответственности и отстоять свои права? спасибо4
  • ДарьяНе удивлюсь, если её отключают под видом ремонта, а на самом деле ничего нет7
  • HelenЗаконно ли у нас отключают горячую воду 2 раза, первый на 14 дней для гидровлического испытания тепловых снетей , а второй раз на 7 дней для ремонтных работ оборудования?1
  • user2533579А если горячую воду отключат на 4 месяца, объявление повесили с 22.05.23 по 15.09.23 в связи с ремонтом. Как быть? Имеет ли УП компания право на такой срок оставлять жителей многоэтажек без воды?0
  • ЯнаЗамечательно.В Мурманске за летний период воду отключают 3 раза и как минимум по неделе.То у них распрессовка,то опрессовка,то еще что-нибудь.И так приличное количество лет.Где то читала что это является нарушением,но не помню какая это статья.1
  • Дисана АльботоваУ меня гипергидроз.Я потею в 3 раза больше ,чем обычный человек с его потоотделением.Я моюсь часто .И почти каждый день после 14 часовой работы греть воду и бегать с ковшом-это просто издевательство.Никто никаких работ не производит,это глупости полные .Никакие ремонты не идут.Брехня это все.В 21 веке ,я не могу тем более летом мыться столько ,сколько мне необходимо.А платить налоги обязана .Извините с какого перепугу ?Воды и так хлорированная до ужаса ,портиться все ,волосы ,кожа .Глупость полная .Бессоветные люди сидят наверху.Вот и все этим сказано.2
  • user3341738Дарья, так скорее всего и есть, потому что в период отпления горячая вода практически имеет нулевую стоимость, являясь побочным продуктом нагрева, но за нее ,толстожопые чинушки и бизнесмены получают оплату по неплохому тарифу, а летом им приходиться тратить дополнительный ресурс и поибыль сокращается, что зажратым мошенникам не нравится и они начинают придумывать разные причины, чтоб обуть лохов. В Москве и Санк Петербурге воду отключают на 4-3 дня, так как там количество лохов на кв.м гораздо ниже и местные свои права выгрызут у мошни с печенью и прочим ливером.0
  • user1369082user2533579, расскажите, чем в итоге закончилась ваша история? действительно отключили воду на 4 месяца?0
  • СветланаНасколько законно повторное отключение ГВС на 14 дней для присоединения теплосетей к новостройке, если в предыдущем месяце уже было технологическое (ежегодное) отключение горячей воды и даже её отключение на ликвидацию аварии после этого? Разве подключение строящегося дома к городским коммуникациям не планируется и не согласовывается заранее с ресурсниками, местной администрацией?0
  • user3450105так на самом деле на сколько могут отключить горячюю воду по любому виду ремонта0