Ну и что? 47 015

ЖКХ без счетчика подорожали на 50%

Что стряслось?

1 января вступило в силу постановление правительства, которое повысило коэффициент на тарифы ЖКХ при отсутствии счетчиков. Теперь за свет, воду, газ и отопление без прибора учета нужно платить в 1,5 раза больше, чем если бы счетчик стоял.

Тариф повысился в 1,5 раза,
но без счетчика может быть выгоднее💡

Повышенные тарифы не используются, когда счетчик нельзя установить по техническим причинам — например, в аварийном доме.

Как было раньше?

В 2009 году в России приняли федеральный закон «Об энергосбережении». По этому закону до 1 июля 2012 года во всех квартирах и жилых домах должны быть установлены приборы учета воды, тепловой и электрической энергии. До 1 января 2015 года нужно было установить счетчики на газ, если дом газифицирован.

Для тех, кто не успел или не захотел установить счетчики, в 2014 году правительство установило повышающие коэффициенты к тарифам ЖКХ. Например, с 1 января 2015 года нужно было платить на 10% больше. С 1 января 2016 года — на 40%.

Несмотря на то, что по закону все обязаны это делать, никаких других санкций не предусмотрено. Если в доме нет счетчика на воду или газ, в квитанции просто будет указан повышенный тариф. Для заключения договора на новое подключение счетчик придется установить в любом случае. Например, если построен новый дом и нужно подвести электричество, воду и газ, при заключении договора нужно установить счетчики и предоставить их паспорта. Без этого договор не заключают.

А если дом построен давно, в нем есть газ, вода и свет, но нет счетчиков, ресурсами все равно можно пользоваться. Но платить придется на 50% больше. Или если управляющая компания в старом многоквартирном доме предлагает установить счетчики на воду, но некоторые собственники не хотят или не могут это сделать, им тоже просто придет квитанция с повышенным тарифом.

Если счетчик в доме нельзя установить по техническим причинам, коэффициенты не применяются. Для этого нужно иметь акт обследования, который подтвердит этот факт. Например, счетчики нельзя установить в аварийных домах или маневренном фонде.

Если счетчик нельзя установить, потому что он некрасиво смотрится на кухне или придется разбирать шкафчик в ванной, повышенные коэффициенты все равно применяются.

Что изменилось?

Принцип расчета тарифов не изменился. Но повышающий коэффициент правительство увеличило с 1,4 до 1,5. То есть по сравнению с 2016 годом плата за коммунальные услуги без счетчика вырастет на 7%.

Например, если за свет, отопление и воду в 2016 году без счетчиков семья платила 6000 рублей в месяц, то в 2017 году будет платить 6420.

А если семья установит счетчик в квартире, то в 2017 году будет платить 4300 рублей в месяц. Экономия за год составит 26400 рублей.

Зачем повышать тарифы? Без счетчиков и так оплачиваешь больше, чем фактически потребляешь.

Минстрой посчитал, что счетчики есть в 70% квартир и домов. В остальных домах счетчики не установлены по разным причинам.

Например, у хозяев нет денег, чтобы купить приборы учета и оплатить работу мастера. Или устанавливать счетчик невыгодно, потому что в квартире прописаны двое, а фактически проживает семеро. И если сейчас в квитанции учитывается объем воды на двоих, то после установки счетчика будет учитываться тот объем ресурсов, который тратят семеро.

Или кроме дома газом отапливается еще теплица и гараж. В квитанции учитывается только жилая площадь. После установки счетчика станет понятно, сколько кубометров газа на самом деле потребляет это домовладение. Оплачивать придется фактический объем.

Повышенные тарифы — одна из мер реализации федерального закона. Правительство так делает для того, чтобы не было воровства ресурсов и их не тратили больше, чем нужно.

А если счетчик есть, тарифы не вырастут?

Правительство решило не увеличивать тарифы на ЖКХ с 1 января 2017 года. То есть стоимость 1 куб. м горячей воды или 1 кВт электроэнергии останется такой же, как в 2016 году.

Но с 1 июля тарифы увеличатся. Насколько повысится плата за ЖКХ, решают субъекты. Правительство установило средние индексы повышения тарифов с 1 июля. Например, в Астраханской области коммунальные услуги подорожают в среднем на 4,4%. В Иркутской области — на 5%, в Москве — на 7%, а в Петербурге — на 6%.

Что мне делать сейчас?

Если вы не хотите переплачивать за коммунальные услуги, внимательно посчитайте, выгодно ли вам устанавливать счетчики. Посчитать нужно каждый вид ресурсов. На газ устанавливать счетчик может быть выгодно, а на воду — невыгодно. И наоборот.

Стандартного расчета нет, для каждой семьи нужно учитывать свои обстоятельства:

  • Сколько человек прописано и фактически проживает;
  • Какая техника установлена;
  • Какой класс энергопотребления она имеет;
  • Какая площадь указана в документах, а какая фактически отапливается.

Пример, когда считать воду невыгодно. В частном доме с участком прописана одна бабушка. С ней летом живет сын с женой и ребенком. У бабушки есть огород и две теплицы, которые она поливает с мая по сентябрь. По квитанции без счетчика бабушке начисляют норматив потребления воды на 1 человека и полив 2 соток. Фактически воду тратят 4 человека, а поливает бабушка не 2 сотки, а 4. А еще за грядками есть газон, и туда каждую ночь выставляют разбрызгиватель, чтобы трава была зеленой. Бабушке невыгодно ставить счетчик. Выгоднее платить за воду по повышенному тарифу.

Пример, когда считать свет выгодно. В квартире родителей прописаны их дети и внуки. На самом деле там живут одни родители, потому что дети с семьями снимают жилье. А на все лето супруги уезжают на дачу и в квартире бывают только по выходным. Каждый месяц весь год по квитанции начисляется плата за свет по нормативам на 7 человек. На самом деле электроэнергией пользуются только двое и не весь год. В этой квартире выгодно установить счетчики на электроэнергию, чтобы платить меньше.

При расчете выгоды учитывайте, сколько счетчиков нужно установить, их цену и стоимость работы мастера. В разных регионах цены отличаются. Если вы устанавливаете счетчик на газ, узнайте, какой именно разрешат установить в вашем доме. Уличные газовые счетчики стоят дороже, чем внутренние.

После того как закончится срок поверки счетчика, его нужно менять или платить за повторную поверку.

Некоторые управляющие компании устанавливают счетчики бесплатно.

Если вы решили установить счетчики в квартире, обратитесь в управляющую компанию. Если у вас нет управляющей компании, позвоните по телефону, указанному в квитанции на ЖКХ. Вас проконсультируют по цене и срокам установки.

Если вы против приборов учета, можете их не устанавливать. За несоблюдение требований федерального закона пока нет других санкций, кроме повышенных тарифов.

Ну и что? 3 401

Налоговая запустила сервис для регистрации бизнеса. Но с ним что-то не так

Налоговая запустила сервис для регистрации фирм. Говорят, чтобы открыть ООО, можно заполнить формы на сайте и отправить их прямо из дома. Не придется никуда ходить и платить посредникам.

Мы проверили, как он работает, и нашли странное. Может быть, у вас все получится или налоговая еще доделает свой сервис. Пока расскажем, как он должен работать в теории и что происходит на деле. Задумка-то хорошая.

Кому

Это пригодится тем, кто хочет зарегистрировать бизнес и сэкономить время и деньги. Налоговая обещает, что на все хватит 15 минут, а документы можно отправить из дома и получить по электронной или обычной почте.

Как работает

Заходите на сайт налоговой nalog.ru, в разделе «Электронные сервисы» есть ссылка на сервис регистрации юрлиц и ИП.

Дальше все интуитивно понятно — разобраться несложно:

  1. Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Это именно регистрация, а не авторизация через госуслуги. На почту придет сообщение со ссылкой. На этом этапе ничего не проверяется — что укажете, то и будет в личном кабинете.
  2. Подтвердите согласие на обработку персональных данных. Обычная процедура — без нее никак.
  3. Выберите, как передадите документы на регистрацию. Можно отправить через интернет, но нужна электронная подпись. Есть вариант отправить без подписи — тогда нужно прийти лично. Или распечатать и отнести документы в налоговую на бумаге.
  4. Укажите, как хотите забрать документы о регистрации: получите лично, по электронной или обычной почте.
  5. Заполните данные о будущей фирме. Будьте внимательны: на этапе ввода данных ничего не проверяют. Максимум будет подсказка, что поле не заполнено или использованы латинские буквы вместо русских.
  6. Отправьте на проверку. На этом этапе что-то проверяется, но выборочно. Мы попробовали указать набор букв вместо фамилии, и система такое не пропустила. Ошибку в дате выдачи паспорта система не заметила, а в дате рождения заметила. Если отправить такие документы на регистрацию, придет отказ — госпошлину пока не вернут. А закон о госрегистрации по-новому еще не работает.
  7. Заплатите госпошлину. Оплата возможна прямо на сайте с карты учредителя или директора. Можно не платить пошлину, а распечатать документы и самому сходить в банк или налоговую.

Что не так

Наш экономист Катя Мирошкина лично попробовала оформить документы для ООО. Вот с чем она столкнулась.

Нет проверки данных. Можно указать неправильную дату выдачи паспорта, и система такое пропустит. Это странно, потому что еще при регистрации на сайте указан ИНН. Интересно, что ИНН там можно узнать сразу: система определяет его по номеру паспорта. Вроде бы по нему несложно сверить и остальные данные, но их не сверяют. Если не знать об этом, можно понадеяться на систему и в итоге получить отказ.

Ошибки выявляются не сразу. Чтобы понять, что где-то неправильные данные, нужно пройти все этапы. Потом подождать минуту, пока пройдет выборочная проверка, и опять вернуться в начало, чтобы исправить. Затем снова пройти все этапы и опять подождать проверку. Показалось не очень удобным, но, может быть, это из-за того, что мы специально допускали ошибки в разных местах. Если все заполнить правильно, будет проще.

Мало подсказок. Когда оформляешь документы через популярные сервисы в интернете, там описан каждый пункт. Как правильно указывать место рождения, какой адрес для регистрации выбрать и чем это грозит, зачем нужны ОКВЭД и как их выбирать. На сайте налоговой подсказок нет. Написано, что поле обязательное для заполнения, а как его заполнять не написано. Можно указать место рождения не как в паспорте, и документы сформируются, как будто все в порядке. А потом придет отказ в регистрации и госпошлину не вернут.

Сбои в работе. На разных этапах сервис переставал работать и выдавал разные системные ошибки. Хорошо, что заполненные данные сохраняются и не нужно вводить их заново.

Пустое заявление. После того как все данные были заполнены, система сформировала решение, устав и заявление. По идее, их можно распечатать и отнести в налоговую. Но заявление оказалось пустым — там вообще ничего не было заполнено, даже фамилия. Исправить заявление нельзя. Можно выгрузить его в экселе и заполнить самостоятельно. Тогда непонятно, в чем смысл сервиса. Если бы это была не тестовая проверка редакции, а настоящая регистрация фирмы, было бы непонятно, что дальше с этим делать.

Нет уведомления о переходе на УСН. При регистрации обычно его заполняют сразу. Некоторые налоговые принимают уведомление вместе с уставом, иногда нужно отнести его отдельно по месту учета. Но это желательно сделать сразу после регистрации, а не когда угодно. Иначе фирма будет платить налоги на общей системе. В сервисе налоговой про уведомление нет ни слова. Если не знать, как правильно сделать, будет неприятный сюрприз в виде НДС, налога на прибыль и кучи отчетности.

При тестовой проверке мы не оплачивали госпошлину, поэтому отправить документы в налоговую не смогли. Может быть, на этом этапе тоже что-то не так, но вам придется пройти этот путь самим.

Если запутаетесь, звоните на горячую линию 8−800–222–2222.

Этот сервис только для ООО с единственным участником? А если их несколько?

Если участников несколько, сайт налоговой не поможет. Там есть страницы для регистрации с другими вариантами, но они пока не работают или работают без гарантии. Так и написано: вот вам сервис, но мы его не проверяли.

Когда появятся новые опции, налоговая расскажет у себя в новостях.

Получится ли через сайт налоговой внести изменения в ЕГРЮЛ или ликвидировать фирму?

Пока нет. Хотя там есть ссылки, которые как будто говорят, что получится. Но эти ссылки ведут на информационные страницы. Можно только скачать форму заявления для регистрации изменений или заказать выписку из ЕГРЮЛ, если есть электронная подпись.

А ИП так можно зарегистрировать?

Можно, но нужна авторизация через госуслуги. Для ООО можно регистрироваться прямо на сайте налоговой и без госуслуг.

Зачем нужен еще один сервис? Регистрировали же как-то раньше.

ИП и ООО можно и сейчас зарегистрировать без сайта налоговой.

Самостоятельно. Чтобы встать на учет в налоговой, нужно найти все формы и правильно их заполнить. Для ИП это несложно, а вот с ООО легко запутаться: там же еще устав.

Через посредника. Есть много компаний, которые за деньги оформляют заявление на регистрацию, составляют устав и заполняют квитанции. Обычно это платно: может стоить и три тысячи, и десять, в зависимости от региона и запросов компании.

В интернете. Через платный или бесплатный сервис можно оформить документы для любого бизнеса. Такие сервисы есть у бухгалтерских компаний, юридических порталов и банков: они подходят для заполнения всех документов, включая квитанции и уведомления об УСН. Необязательно потом открывать счет в этом банке — можно просто оформить фирму и ничего не платить за пакет документов.

Даже если заполнять документы через посредника или в интернете, потом нужно нести их в налоговую. А через сайт ФНС реально сразу отправить заявку и даже готовые документы получить по электронной почте. Можно вообще никуда не ходить и никому ничего не платить, кроме госпошлины. Но это только в том случае, если у вас получится все правильно заполнить, а заявление не окажется пустым.

Как можно было запустить нерабочий и непонятный сервис?

Налоговая запустила его совсем недавно. До этого он работал в режиме тестирования и не везде. Наверное, скоро там все починят и проблем не будет.

А может быть, мы смотрели на него с прищуром и специально искали ошибки — вот и нашли. Если бы аккуратно и правильно все заполнили, вдруг получилось бы. Хотя что делать с пустым заявлением и почему оно вообще пустое, мы так и не поняли.

Кажется, налоговая пытается помочь предпринимателям сэкономить. Если захотите зарегистрировать фирму, попробуйте это сделать через сайт — вдруг получится. Вы ничем не рискуете: ну, если только потеряете несколько минут.

А вдруг вы найдете ошибку, сообщите налоговой и они исправят. Если так сделает много человек, рано или поздно получится удобный сервис, которым все будут бесплатно пользоваться.

Ну и что? 13 380

Предприниматели могут получить вычет за онлайн-кассы. Или вообще их не покупать

Президент подписал два закона по онлайн-кассам: про отсрочки и вычеты. В законе про отсрочку написали, кому можно не покупать кассу до 1 июля 2019 года, — он уже вступил в силу. Закон про вычеты заработает только с 2018 года, но уже понятно, кто конкретно сможет сэкономить и что для этого нужно.

Кому дают отсрочку по онлайн-кассам?

Вот при каких условиях можно получить отсрочку до 1 июля 2019 года и пока не использовать кассу:

  • организация или ИП платит ЕНВД и не работает в общепите или рознице;
  • ИП работает на патенте, кроме розницы или общепита;
  • ИП на ЕНВД или патенте работает в рознице или общепите, но без сотрудников;
  • ИП на любом режиме без сотрудников продает что-то через вендинговые автоматы;
  • фирма или ИП оказывает услуги населению, независимо от режима.

Те, кто не попадает в эти категории, отсрочку до середины 2019 года не получат: им либо уже нужно использовать онлайн-кассу, либо придется купить ее с 1 июля 2018 года.

Организации, которые работают в рознице или общепите, отсрочку до 2019 года не получат, даже если они платят ЕНВД. Если в таком бизнесе работает ИП с сотрудниками, ему тоже не положена отсрочка.

Если не уверены, есть ли у вас право на отсрочку, уточните в налоговой или у грамотного бухгалтера. Например, некоторые предприниматели думают, что если у них есть торговая точка и магазин в интернете, то можно работать только на ЕНВД и есть отсрочка. На самом деле нет: торговля через интернет не попадает под ЕНВД. И тут возникают другие нюансы: как магазин принимает оплату. Для карт касса нужна, а для наложенного платежа или оплате по квитанциям — нет.

Еще не вся торговля в магазинах считается розницей: там есть ограничения по площади. Берите на заметку объясняющие статьи, но если это касается вас, то всегда читайте закон в оригинале.

Не надейтесь на то, что сами разберетесь с кассами. Штрафы за нарушения слишком большие. Лучше напишите запрос в налоговую и узнайте, как вам работать и не нарушать закон.

Всем остальным точно нужна касса?

Еще до этого закона были категории предпринимателей, которым касса не нужна — они никуда не делись. Полный список есть в ст. 2 закона № 54-ФЗ. Таким предпринимателям касса не нужна сейчас и не будет нужна независимо от новых условий отсрочки.

Например, без кассы может работать ремонт обуви или продавец мороженого в киоске. Правда, и здесь есть свои нюансы и исключения, поэтому для надежности проконсультируйтесь с экспертом по кассам.

Если есть право на отсрочку, можно не выдавать документы при оплате?

Если нет кассы, это не значит, что можно ничего не выдавать покупателю. Для разных отраслей свои требования к платежным документам. Это может быть товарный чек или бланк строгой отчетности. Их выдают обязательно или по требованию — обо всем этом лучше письменно спрашивать в налоговой.

Главное, что это не должен быть электронный чек и пока не придется тратиться на онлайн-кассу.

Как быть, если появятся сотрудники или изменится вид деятельности?

Тогда право на отсрочку теряется. У предпринимателя будет 30 дней, чтобы купить и зарегистрировать онлайн-кассу. Если так не сделать, оштрафуют.

Кто может получить вычет за онлайн-кассу?

Вычет смогут заявить только ИП — фирмам он не положен.

Условия для вычета при покупке онлайн-касс такие.

ИП работает на ЕНВД или патенте, кроме розницы и общепита. Кассу надо поставить на учет с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ИП работает на ЕНВД или патенте в рознице или общепите, но без сотрудников. Кассу надо зарегистрировать с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ИП работает в рознице, общепите или с наемными работниками. Кассу нужно зарегистрировать до 1 июля 2018 года.

Сумма вычета — 18 тысяч рублей на одну кассу. Сюда можно включить не только расходы на покупку онлайн-кассы, но и стоимость фискального накопителя, программ и настройки.

Сколько касс, столько и вычетов можно заявить. Главное, чтобы каждый был не больше лимита. Складывать лимиты нельзя.

Как работает этот вычет?

На сумму вычета можно уменьшить налог за 2018 и 2019 год. То есть вычет при покупке онлайн-кассы полностью уменьшает налог к уплате.

Начислили налог за год или квартал 2018 года — и уменьшили его на стоимость кассы в пределах 18 тысяч рублей. Государство как будто компенсирует вам эти деньги.

Для вычета важно не когда купили кассу, а когда ее зарегистрировали. Вычет можно использовать только после регистрации кассы. Если она просто оплачена, налог уменьшить нельзя.

Есть еще такие нюансы.

ЕНВД. Если сумма расходов учтена при расчете налогов на другой системе налогообложения, второй раз ее учесть нельзя. Если налоговая заметит такое, заставят доплатить.

Чтобы получить вычет, достаточно заполнить декларацию.

Патент. Если у ИП несколько патентов, их общую стоимость можно уменьшить на расходы при покупке кассы. Но лимит все равно 18 тысяч рублей на одну кассу.

Чтобы получить вычет, нужно отправить в налоговую заявление. Для него утвердят специальную форму. Если формы не будет, можно написать произвольно: главное, указать свои реквизиты и сведения о патенте, кассе и расходах.

Важно помнить, что ЕНВД и стоимость патента за 2017 года нельзя уменьшить за счет вычета по онлайн-кассам — даже если кассу уже купили и зарегистрировали. Закон заработает только с 2018 года и не действует для расчета налога за прошлые периоды.

А если касса стоила дороже 18 тысяч рублей?

Это не имеет значения: лимит вычета общий для всех. Если касса стоила дороже, разницу возместить нельзя.

Это последние изменения по кассам? С 2019 года их точно придется использовать всем?

Никто не знает, что еще придумают по поводу касс. Но пока нужно руководствоваться теми законами, которые официально опубликованы. Если закон не опубликован, он не работает и не факт, что вообще когда-нибудь заработает.

Инициативы отдельных депутатов и общественных деятелей, законопроекты на рассмотрении, обсуждения в соцсетях и статьи в блогах не имеют юридической силы и не могут повлиять на ваш бизнес. Важно только то, что уже работает, — используйте это после консультации с экспертом и с максимальной выгодой для себя.