Можно ли поставить на машину раму без документов и не нарушить закон?
У меня рамный внедорожник. Недавно я попал в аварию, и теперь раму не восстановить. Я нашел другую подходящую раму на разборе, но она без документов.
Могу ли я все оформить официально и ездить с другим VIN?
А если нет, поможет ли то, что я сохраню старую раму и буду возить ее с собой в багажнике? Какие варианты могут быть?
Рама, кузов и кабина — это основные компоненты транспортного средства. Их данные записаны в СТС и ПТС автомобиля. Если номер основного компонента меняется, он должен измениться и в документах.
Старая рама — это ваше имущество, с которым вы можете делать что угодно. Но возить ее с собой в багажнике и предъявлять сотрудникам ГИБДД — плохая идея. Просто поставить в машину другую раму без документов — тем более.
Расскажу, как все работает и можно ли что-то сделать в вашем случае, чтобы и багажник был свободен, и у ГИБДД не возникло вопросов.
Что за основные компоненты
На раму и кузов современных автомобилей сразу на заводе наносят один и тот же номер. На старых автомобилях номера могут различаться. В любом случае все номера основных компонентов есть в ПТС и СТС. По этим номерам автомобиль можно идентифицировать: когда и где его произвели, кто им владел и так далее.
Проверять эти номера могут в нескольких случаях. Вот самые распространенные.
Если машину остановят для проверки на дороге
Такое бывает нечасто, но автомобиль могут остановить и попросить показать документы. В вашем случае наиболее вероятный повод для проверки — это старая рама в багажнике. У сотрудников возникнет вопрос, что она там делает. Вы планируете честно объяснить: заменил, документов на новую нет, положил старую в багажник. А это уже повод для более тщательной проверки.
Возможны и другие варианты. Например, сотруднику ГИБДД что-то покажется подозрительным, у него будет ориентировка об угоне автомобиля такой же марки или он просто решит сверить номера. Вот какие могут быть последствия, если сотрудник выяснит, что номер на раме автомобиля не совпадает с номером в СТС.
Если рама числится среди похищенных, машину изымут целиком. Даже если все остальные номера совпадают с указанными в документах, а отличается номер только одной рамы, это все равно основание для задержания автомобиля. В этом случае вы, вероятно, превратитесь в подозреваемого по уголовному делу о краже или угоне.
Скорее всего, невиновность удастся доказать, но на это придется потратить много времени и сил. Если будете обращаться к адвокатам, потратите еще и деньги.
Если рама не числится среди похищенного имущества, все равно будут проблемы. По закону владельцы обязаны регистрировать любые изменения номеров кузова, кабины или рамы. Новые номера должны быть отражены и в документах, и в базах данных ГИБДД.
Итог такой проверки — штраф. На первый раз оштрафуют на 500—800 ₽. Если после первого штрафа не зарегистрировать в ГИБДД изменение номера рамы, могут оштрафовать на 5000 ₽ либо лишить прав на срок от одного до трех месяцев.
Если решите продать или подарить машину
Когда машина меняет владельца, новому собственнику надо поставить ее на учет в ГИБДД. Сотрудники инспекции начнут сверять номера на кузове, раме, кабине и в документах — тогда же и вскроется, что номер рамы другой. В регистрации собственнику откажут.
Закон запрещает проводить регистрационные действия с автомобилями, у которых на основной компонент — раму, кабину или кузов — нанесена маркировка другого транспортного средства или маркировки нет. Вдобавок автомобиль могут оставить в ГИБДД на то время, пока будут выяснять, откуда взялась новая рама.
Если машина попадет в аварию
Полис страхования гражданской ответственности оформляют на конкретный автомобиль. Но если после ДТП машину будут осматривать или проводить экспертизу и выяснится, что номер рамы отличается от указанного в документах, страховая компания имеет право отказать в выплатах. Аргументы: они страховали один автомобиль, а на этой раме другой VIN, и неизвестно, откуда он взялся.
В такой ситуации, даже если водитель не виновен в ДТП, он может потерять право на выплаты и по ОСАГО, и по каско.
Как можно избежать проблем с новой рамой
Если вы купите раму, на которой уже есть номер, но к ней нет документов, избежать проблем невозможно. На сегодняшний день законного способа регистрации такого автомобиля не существует. Закон прямо запрещает регистрировать автомобили с рамой, кузовом или кабиной, на которые нанесен номер от другой машины.
У вас есть шанс все оформить официально, только если купите новую раму вообще без номера. Маловероятно, что такую можно найти на разборках, но ее можно купить в магазине, а на отечественные автомобили — напрямую у производителя. Цена, скорее всего, будет выше, чем у бывшей в употреблении. Зато проблем будет меньше.
Но даже в этом случае внести изменения в документы не так просто. Сделать это можно, только если на кузове или кабине вашего автомобиля сохранился оригинальный VIN — читаемый, без следов ржавчины и других повреждений. По нему установят, что автомобиль действительно принадлежит вам, а не кому-то другому.
Но окончательное решение за экспертом. Он должен убедиться, что номера на раме нет не в результате чьих-либо умышленных действий, а потому, что она такая изначально. Вас могут направить на такую экспертизу от ГИБДД. Или можете обратиться к эксперту самостоятельно и за свой счет. Цены — от 10 000 ₽, верхняя граница зависит от многих факторов, в том числе от марки и года выпуска автомобиля. В ГИБДД можете приехать уже с готовым заключением, но гарантий, что вас не направят на экспертизу повторно, нет.
Если эксперт установит, что автомобиль действительно принадлежит вам, на раму придется нанести дополнительную маркировку. О том, как это сделать, мы рассказывали в статье «Можно ли продать автомобиль с номерной деталью от другой машины?».
Если коротко, процесс таков:
- После экспертизы надо получить в ГИБДД разрешение нанести на раму дополнительную маркировку.
- Затем найти орган по сертификации или испытательный центр, у которого есть право наносить такую маркировку. Это платная услуга, цены — от 6000 ₽ и выше.
- Снова обратиться в ГИБДД, чтобы внести изменения в ПТС и СТС.
После этого вы можете использовать автомобиль как обычно, а если захотите, то и продать без последующих разбирательств с покупателем. Штрафы и судебные процессы вам грозить уже не будут.
Что в итоге
Покупка рамы, кузова или кабины с чужим VIN — это не лучшее решение, чтобы восстановить автомобиль.
Если попадетесь с чужой рамой на дороге, можно заплатить штраф и даже лишиться прав.
Лучше приобрести новую раму совсем без номера. В этом случае придется нанести дополнительную маркировку за свой счет, но зато можно будет свободно пользоваться автомобилем и без проблем продать его в будущем.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil