Нам с мужем по 23 года. У нас есть Форд Фокус C-Max 2006 года. Хотим обновить автомобиль и купить новый, чтобы спокойно и долго на нем ездить, пока копим на новостройку взамен хрущевке. Наш доход — 3 тысячи долларов в месяц. По трейд-ину автосалоны оценивают наше авто в 5 тысяч долларов максимум, хоть и обещают скидки. Два года назад мы покупали машину за 8500 долларов.

Как подобрать автомобиль по средствам, чтобы не выглядеть в нем нелепо и адекватно его обслуживать? Или, наоборот, как соразмерно доходу не продешевить?

Уместно ли брать кредит на автомобиль, чтобы взять комплектацию или модель получше?

С уважением,
Екатерина

Как показывает опыт, нелепо в автомобиле выглядит только тот, кто спит в салоне топового автомобиля потому, что приставы за долги по автокредиту отобрали квартиру. Но, если вы задаетесь такими вопросами заранее, вам это точно не грозит.

Выбор нового автомобиля — это вопрос сложный. Я сам сменил немало машин, и расскажу, как не разориться на их эксплуатации. Какую конкретно модель выбрать — я подсказывать не буду, тут у каждого критерии свои. Мы подойдем к выбору машины с точки зрения математики и экономики.

Главное, что нужно понимать при выборе автомобиля, — это то, что машина, не используемая в качестве коммерческого транспорта, — заведомо убыточное приобретение. Это удобно, комфортно, практично — но с точки зрения финансов убыточно. Разница только в сумме, по которой уйдете в минус.

Но ряд потерь можно минимизировать. Я расскажу, как это сделать, и дам общие принципы, по которым сам не раз выбирал себе и знакомым транспортные средства по карману.

С чего начать

С вопроса о том, нужно ли вообще продавать автомобиль и приобретать новый. Дело в том, что мы живем в мире рекламы. И иногда может сложиться впечатление, что те, кто владеет машиной старше трех лет, выглядят в них нелепо. Но это не всегда так.

Основная задача автомобиля — доставлять владельца из точки А в точку Б. И желательно доставлять с комфортом. И при этом не съедать непомерную часть семейного бюджета на обслуживание.

Просто трезво оцените тот автомобиль, который у вас есть. Вы ездили на нем не один год, знаете все его сильные и слабые стороны. Регулярно его обслуживали и примерно знаете, чего от него можно ожидать.

Если дорогостоящего ремонта автомобиля, который у вас есть, не предвидится, денег в его обслуживание вкладывается немного и он обеспечивает приемлемый для вашей семьи уровень комфорта — обдумайте, так ли вам вообще нужно его менять.

Если вы все же решили продать автомобиль

Допустим, вы все же решились на продажу машины.

Насколько я понимаю, вы планируете продать свой Форд и использовать полученные деньги для покупки нового авто. По трейд-ину автосалоны оценивают вашу машину в 5 тысяч долларов. Но продажа машины по трейд-ину — это заведомо убыточный вариант для владельца. Намного выгоднее продать ее без посредников — напрямую.

Объявления о продаже, по моему опыту, лучше размещать на сайтах «Авито» и «Дром».

На сайте «Дром» есть сервис оценки рыночной стоимости автомобиля. По данным этого сервиса, средняя стоимость автомобиля такой марки, как у вас, — 340 тысяч рублей. Когда я пишу эту статью, это немного больше, чем 5 тысяч долларов. Но сервис рассчитывает приблизительную цену усредненно — исходя из усредненных цен объявлений о продаже аналогичных машин. Когда вы будете размещать объявление о продаже вашей машины, укажете ее пробег, состояние и иные характеристики, сервис рассчитает среднюю цену более точно. И не исключено, что она окажется выше. Добавьте к этой сумме еще порядка 10% — так вы оставите возможность для торга.

Я также рекомендую перечислить в объявлении о продаже все дополнительное оборудование, которое вы установили за период эксплуатации: сигнализацию, аудиосистему, чехлы, тонировку на окнах. Наличие хороших фотографий ускорит продажу и позволит обоснованно поднять цену.

Цена автомобиля по программе трейд-ина всегда ниже среднерыночной цены.

Продавать машину через сайты объявлений выгоднее, но это может занять больше времени.

Допустим, машина продана. Что дальше?

По поводу вопроса, какая машина лучше, — сотни копий сломано на разных форумах и в статьях. Стоит только спросить совета — и каждый советчик начинает предлагать конкретную марку и модель, как правило исходя из собственного опыта эксплуатации.

Честно скажу: какая машина лучше для вас, я не знаю. Конкретную модель предлагать не буду. Подскажу определенный алгоритм поисков, который часто сам использовал при выборе.

Займемся подсчетами

Подсчитаем эксплуатационные расходы — обязательную сумму, которые вы готовы потратить на автотранспорт.

Вы уже владеете машиной, так что вам будет с чем сравнивать и от чего отталкиваться. Вы знаете, какой среднегодовой пробег у вашей машины, — предположим, что он не изменится с приобретением нового автомобиля. Вы также знаете средний расход топлива, стоимость и периодичность обязательного технического обслуживания, через сколько километров потребуется заменить резину и сколько это все будет стоить.

Стоимость владения автомобилем зависит от очень большого количества факторов. Даже год выпуска машины ни о чем не говорит. Если водитель обслуживает машину своевременно, использует качественные расходные материалы, ремонт проводит у квалифицированных специалистов, его «копейка», которой за тридцать, может быть в лучшем состоянии, чем иная годовалая иномарка.

При этом качество расходных материалов часто не зависит от цены на них. Правило «чем дороже, тем лучше» здесь не работает.

Что влияет на эксплуатационные расходы?

Прежде всего влияют следующие параметры:

  1. Марка и модель автомобиля. Обслуживание престижных моделей всегда дороже. Цены на запчасти, обслуживание и расходные материалы всегда выше.
  2. Географический фактор. Обслуживание праворульной машины во Владивостоке может оказаться вполне бюджетным. Но та же праворульная машина в Калининграде может простаивать месяцами и разорять владельца: любую запчасть на нее будут доставлять под заказ почтой через всю страну.
  3. Климатический фактор. В теплых регионах обслуживание стоит дешевле, чем там, где зимой морозы сильно за −30 ℃.

Чтобы оценить целесообразность замены вашего автомобиля на новый, вам надо подсчитать примерные эксплуатационные расходы за последний год. Сюда войдут расходы на ремонт и на текущее техническое обслуживание. Расходы на топливо и кузовной ремонт в результате ДТП пока не считаем.

Даже примерную сумму, в которую вам обойдется обслуживание машины, мне назвать сложно. Цены в разных регионах могут сильно различаться.

На чем можно сэкономить

Вариантов экономии несколько:

  1. Можно отказаться от покупки автомобиля в кредит. Привлечение банковских денег всегда будет стоить дороже.
  2. Можно купить автомобиль в салоне, но предыдущего модельного года. Обычно на такие машины предлагают хорошие скидки.
  3. Можно купить автомобиль в возрасте двух-трех лет на вторичном рынке. За существенно меньшие деньги вы можете выбрать автомобиль в хорошей комплектации.
  4. Можно продолжить эксплуатировать тот автомобиль, который у вас уже есть.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.