В 2014 году я окончила бакалавриат в американском колледже Маунт-Холиок, а в 2017 году поступила в аспирантуру в Корнеллский университет — это один из восьми вузов Лиги плюща.
Лига плюща — это объединение элитных американских вузов. Помимо Корнеллского университета, в котором учусь я, в Лигу входят всем известные Гарвардский, Йельский и Принстонский университеты.
По статистике, меньше 0,5% американцев ежегодно поступают на бакалавриат в вузы Лиги плюща. Еще меньше абитуриентов проходят отбор в магистратуру или аспирантуру. Чтобы попасть в такой вуз, я три с половиной года после окончания бакалавриата работала и готовилась к поступлению: выбирала между магистратурой и аспирантурой, подбирала университет, училась на курсах по высшей математике и собирала документы. Об этом и расскажу в статье.
Это вторая часть моей истории
В первой статье я рассказала о том, как устроена система бакалаврского образования в США, а также о своем поступлении в колледж Маунт-Холиок.
Чем аспирантура в США отличается от магистратуры
После бакалавриата в колледже Маунт-Холиок я сразу могла подать документы в магистратуру или аспирантуру. В США для поступления в аспирантуру не требуется ни опыт работы, ни степень магистра. Часто даже бывает, что степень магистра присуждается автоматически во время обучения в аспирантуре, — так было и у меня. Магистерские программы, которые не предполагают обучение в аспирантуре, называются terminal master degrees — это как бы конечная степень магистра.
Теперь расскажу, чем различаются магистерские и аспирантские программы в США.
Мой опыт — только о магистерских и аспирантских программах по экономике
Сразу оговорюсь, что, выбирая между магистратурой и аспирантурой, я рассматривала только варианты по экономике: по бакалаврскому образованию я экономист и математик и дальше я хотела продолжать обучение в этом направлении. Поэтому все мои выводы применимы именно к этому или смежным направлениям, например Public Policy — это экономический анализ в государственном и муниципальном управлении.
Возможно, у других направлений свои особенности — я о них не знаю.
Трудоустройство. Аспирантские программы в США рассчитаны на пять или шесть, а иногда и семь лет обучения, и после них можно преподавать в университетах и работать на старших должностях, например экономистом в консалтинге, Всемирном банке и разных исследовательских центрах.
После магистратуры так нельзя. Магистерские программы обычно рассчитаны на два года, иногда — на год или три. Окончив такую программу, можно работать на простых должностях, например Program Officer — это распространенная в Америке должность вроде российского менеджера в некоммерческих организациях, Research Analyst — это аналитик в исследованиях и других.
Еще после магистратуры можно преподавать в комьюнити-колледжах — там получают что-то вроде российского среднего специального образования. Но вот стать профессором в университете с магистерским образованием нельзя. То есть выпускник магистратуры, скорее всего, будет работать на людей, которые окончили аспирантуру.
Для тех, кого больше интересует работа в частных компаниях на управленческих должностях, подойдет степень MBA — Master of Business Administration. В этой статье я вообще не рассматриваю MBA, потому что меня всегда интересовали исследования в области экономики и я целенаправленно готовилась к поступлению в аспирантуру. Но в Т—Ж есть статья о том, что такое MBA и как получить такое образование в России и за рубежом.
Финансовая поддержка студентов. Почти все магистерские программы по экономике не предоставляют финансовую поддержку студентам. Это значит, что студент сам оплачивает обучение, проживание, питание, страховку и все остальное.
При этом почти все аспирантские программы по экономике полностью содержат своих студентов, то есть не только оплачивают им обучение, но и выделяют деньги на проживание. Правда, для полного финансирования аспиранту придется преподавать в университете 15—20 часов в неделю или помогать профессорам в их исследованиях такое же количество времени.
Конкурс в аспирантуру в США обычно сложнее, чем в магистратуру. Например, в 2019/2020 году на 71 вуз c аспирантскими программами по экономике пришлось 19 039 заявок. Из них около 17% были приняты, и только около 5% студентов начали обучение — видимо, некоторых приняли в несколько вузов сразу.
Так происходит потому, что аспирантура в США полностью бесплатная, она открывает больше карьерных возможностей, чем магистратура, и на аспирантские программы в целом принимают немного студентов — как правило, до 20 человек в год.
Количество программ. В списке Американской экономической ассоциации я насчитала около 150 вузов, предлагающих аспирантуру по экономике, и около 180 магистерских программ. При этом не все магистерские программы в этом списке, на мой взгляд, дают полноценное образование. Так, я не считаю полноценными онлайн-магистратуры, например Online MS in Applied Economics в Южном университете Джорджии, магистратуры по отдельным узким областям экономики, например MS in Mineral & Energy Economics в Кливлендском государственном университете, и по смежным с экономикой областям, например MBA in Economics with concentrations in Economic Consulting and Public Policy Analysis. MBA degrees обычно вообще выдаются бизнес-школами, а не кафедрами экономики.
Требования к абитуриентам
У каждого вуза свои требования к поступающим в магистратуру или аспирантуру. Я расскажу про те, что часто встречаются от вуза к вузу.
Уровень образования. Чтобы поступить в магистратуру или аспирантуру в США, нужно иметь бакалаврский диплом по любой специальности: нет правила, что продолжать образование можно только по направлению, которое изучалось на бакалавриате. Но часто для аспирантуры требуют пройти определенные предметы. Для аспирантуры по экономике это обычно предметы высшей математики: линейная алгебра, введение в анализ и другие. Обычно перечень таких предметов есть на сайте вуза, как, например, у университета Джонса Хопкинса.
Если абитуриент не проходил обязательные предметы на бакалавриате, он может изучить их отдельно перед поступлением — как бы пройти дополнительные курсы в другом вузе, на вечернем отделении.
Я не знаю, котируется ли российский диплом бакалавра при поступлении в американскую магистратуру или аспирантуру. Со мной в вузе учатся несколько студентов с российскими бакалаврскими дипломами из МГИМО и ВШЭ. Но у каждого из них есть и какое-то заграничное образование, например магистратура в США или бакалавриат в Лондоне. Поэтому я не могу с уверенностью сказать, что они смогли бы поступить только с российскими дипломами.
Возрастных ограничений для абитуриентов нет — поступить в магистратуру или аспирантуру можно хоть в 20, хоть в 50, если есть диплом бакалавра.
Уровень английского подтверждается сертификатом TOEFL, если бакалаврский диплом абитуриент получил не в англоязычной стране. Минимальный балл TOEFL каждый вуз устанавливает индивидуально. При этом, чтобы поступить в престижный вуз, балл, конечно, должен быть гораздо выше минимального.
Высокий балл по TOEFL особо важен для аспирантуры, потому что аспиранты, как правило, преподают в университете. Вузам важно, чтобы они могли хорошо объяснять материал будущим бакалаврам, для большинства из которых английский — родной язык.
Экзамены. Для поступления практически на все аспирантские программы, не только по экономике, придется сдать тест GRE — Graduate Record Examination, а для магистратуры часто требуется GRE или тест GMAT — Graduate Management Admission Test. Исключения — юридические, медицинские и бизнес-школы: у них другие экзамены. GMAT также обычно нужен при поступлении в бизнес-школы.
GRE очень похож по своей структуре на SAT, о котором я подробно рассказала в своей первой статье. Он состоит из трех частей — Quantitative Reasoning — это математика, Verbal Reasoning — это английский и Analytical Writing — это аналитическое эссе. Благодаря этому тесту за 3 часа 45 минут проверяются аналитические и критические навыки мышления абитуриента. О том, как я сдавала этот экзамен, расскажу ниже.
Максимальные баллы за первую и вторую части GRE — по 170, а за третью — 6. Минимальные, соответственно, 130, 130 и 0. При этом я ни разу не видела, чтобы какая-нибудь кафедра экономики официально или просто публично установила проходной балл GRE, хотя абитуриенты верят, что негласно такие баллы существуют, особенно за Quantitative Reasoning. Например, у меня нет ни одного знакомого, поступившего в аспирантуру по экономике, кто набрал бы меньше 160 баллов за эту часть экзамена.
В одном из гидов для поступающих в аспирантуру по экономике, на который ссылается Американская экономическая ассоциация, указано, что хороший балл по GRE — от 165 из 170 по Quantitative Reasoning. А если ваш балл ниже 160, стоит еще раз подумать, действительно ли вы хотите учиться в аспирантуре по экономике.
Сдавать GRE можно пять раз в год, но между каждой парой тестов должен пройти как минимум 21 день. Одна попытка в США стоит 205 $ (15 142 ₽).
GMAT — это тест на способности. Я о нем ничего не знаю, потому что никогда его не сдавала, но в Т—Ж есть о нем отдельная статья.
Как выбрать вуз и увеличить шансы на поступление
Я основательно готовилась к поступлению и разработала собственный алгоритм. Он основан на том, что абитуриент может повысить свои шансы, если будет похож на тех, кого выбранные им вузы принимают в аспирантуру из года в год. К этой информации я добавила советы, которые слышала от своих профессоров по экономике в колледже Маунт-Холиок, — все они сами окончили аспирантуру в США. И вот что я рекомендую делать.
Найдите рейтинг аспирантских программ в США, например рейтинги Американской экономической ассоциации, и выберите, какие университеты вам интересны. Чтобы понять успех той или иной аспирантской программы, заходите на сайты университетов, затем на страницы интересных вам кафедр и ищите вкладку Recent Placements или Placement Record — места работы выпускников последних нескольких лет. Так вы узнаете, какую работу смогли найти выпускники.
Например, в аспирантских программах по экономике в США каждый университет традиционно публично отчитывается о первой работе каждого своего выпускника. Магистерские программы тоже иногда публикуют информацию о своих выпускниках, хоть и не всегда.
Я считаю, что даже если вы идеальный кандидат, нужно рассматривать минимум 20 аспирантских программ по экономике.
Найдите CV аспирантов, которые оканчивают аспирантуру в этом году. Обычно все CV находятся на вкладке Job Market Candidates.
Проанализируйте информацию из CV кандидатов в эксель-таблице: сколько из них окончили магистратуру перед поступлением в аспирантуру, где они учились, у скольких был опыт работы, где и так далее.
Такая таблица поможет увидеть, что нужно для поступления в аспирантуру. Например, можно определить, что из года в год вузы принимают похожих людей. То есть они ищут в кандидатах определенные вещи, например диплом бакалавра по технической специальности, диплом бакалавра из престижного вуза, опыт работы в престижной организации, диплом магистра из престижного вуза и прочее.
При этом в студенческих CV можно найти не все. Например, там, скорее всего, не будет упоминания о разных пройденных курсах, за которые студент не успевает получить диплом, — non-degree studies. Еще там не будет курсов уровня магистратуры или аспирантуры, которые проходили студенты, еще обучаясь на бакалавриате, — так делают, чтобы впечатлить приемные комиссии аспирантских программ. Но приемные комиссии видят эту информацию в выписке оценок из всех университетов, где студент когда-либо учился, — такую выписку студенты обязаны предоставить при приеме. Если при подаче заявки в аспирантуру скрыть факт обучения в каком-либо университете, даже если студент не получил там диплом, и обман вскроется, то студента могут отчислить.
В результате такого анализа я выбрала несколько вузов из топ-25 в рейтинге аспирантских программ по экономике, несколько вузов, предлагающих программы в смежных с экономикой дисциплинах, и несколько вузов, предлагающих магистерские программы в смежных с экономикой областях. Вот, например, некоторые, куда я подавала документы на аспирантские программы:
- Брауновский университет;
- Корнеллский университет;
- Нью-Йоркский университет;
- Пенсильванский университет;
- Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе;
- Мичиганский университет;
- Висконсинский университет;
- Калифорнийский университет в Сан-Диего.
Почему не стоит писать профессорам до поступления
Я часто слышу, как аспиранты рекомендуют абитуриентам писать профессорам тех вузов, в которые они собираются поступить. Это делается, чтобы заинтересовать их темой своего будущей диссертации и заручиться их поддержкой при поступлении. Я считаю, что это может быть полезно для поступающих на какие-то другие специальности, но совсем не работает для поступающих на экономику: как минимум вам никто не ответит, а как максимум — вы рискуете испортить себе репутацию.
Вот почему сообщения профессорам не помогут:
- Вас только принимают в аспирантуру, и еще никто не ждет от вас тему диссертации — писать ее начинают на старших курсах.
- После первого курса аспирантуры студенты сдают квалификационные экзамены, с которыми справляются не все. Профессора это понимают и обычно не начинают исследования со студентами до этих экзаменов.
- Даже если вы предложили интересную тему, профессора понимают, что в любой момент вы можете ее поменять, — бессмысленно давать за это какие-то поблажки при приеме.
- Удивить профессора Лиги плюща или любого другого рейтингового вуза сложно даже действующим аспирантам, которые с ними общаются и понимают правила и требования. Абитуриент сильно рискует сразу испортить о себе впечатление.
Однако мы можете обозначить примерную тему ваших будущих исследования в своем образце научной работы, который требуется прикрепить к заявке на поступление в аспирантуру. И предварительно эти темы лучше показать тем, кто уже окончил аспирантуру. Например, мой writing sample — образец научной работы — я показывала трем знакомым кандидатам экономических наук из рейтинговых вузов США.
Что еще можно сделать, чтобы поступить в аспирантуру
Я уже упоминала, что конкурс в аспирантуру обычно сложнее, чем в магистратуру. С другой стороны, поступить в аспирантуру проще, если перед этим отучиться в магистратуре. Расскажу, какие варианты здесь есть.
Закончить магистратуру по профильной специальности и только после этого поступать в аспирантуру. Этот вариант не поможет сэкономить время — учиться в аспирантуре все равно придется 5—7 лет, но может показать вузам, в которые вы хотите попасть, что у вас более серьезная подготовка, чем у других кандидатов. Так часто делают иностранцы или люди, которые уже пробовали поступить в аспирантуру, но не прошли конкурс.
Мне этот вариант не подходил, потому что я не смогла бы оплачивать свое обучение, а бесплатных профильных магистратур в США практически нет. Кредит на оплату учебы ни в США, ни в России мне также никто не дал бы.
Закончить магистратуру по смежной специальности, то есть по той, что похожа на основную. Например, к смежным с экономикой дисциплинам часто относится Public Policy — экономический анализ в государственном и муниципальном управлении. Как правило, поступить на смежные специальности проще, а учиться легче.
Кроме того, можно выделить несколько не смежных с экономикой специальностей, магистратура по которым также может помочь вам поступить в аспирантуру по экономике, например Mathematics, Sociology, Sustainable Development — устойчивое развитие и некоторые другие.
Этот вариант работает так же, как и предыдущий, но с поправкой на то, что по некоторым смежным специальностям, например Public Policy или Sociology, легче получить финансирование от университета. Несмотря на это, он мне все равно не подходил по двум причинам:
- Для аспирантуры по экономике больше всего подходит магистратура по математике — многие профессора считают ее полезнее даже магистратуры по самой экономике. Но на магистерских программах по математике практически не существует финансирования от университета, да и самих таких программ в США мало.
- Смежные программы могут помочь в поступлении, только если это программы в хороших вузах и в них есть «правильные» предметы, например высшая математика и экономика уровня аспирантуры. Это вполне возможно — магистерские программы обычно гибкие. Но в таких условиях поступить в магистратуру становится не легче, чем в аспирантуру.
Поработать в сфере, соответствующей профилю обучения, — это путь, который выбрала я. Мне подходили, в том числе из-за требований рабочей визы H1B, консалтинг в области экономических исследований или работа в научно-исследовательском центре по экономике — дальше расскажу об этом подробнее. Если у вас есть гражданство США или грин-карта, то также хороший вариант — попасть на работу в некоторые государственные органы, например Министерство финансов или Центробанк.
Этот способ работает, потому что часто научно-исследовательские центры по экономике и консалтинговые фирмы — это престижные организации, где можно работать бок о бок с кандидатами экономических наук и помогать им в их исследованиях. Через такую работу абитуриент получает полезные для аспирантуры навыки, например осваивает языки программирования R и Python, учится работать с данными в программах Stata, Matlab, arcGIS, @Risk и других. Кроме того, работа помогает определить актуальные темы диссертационных исследований. И еще можно попросить рекомендательное письмо у человека, который уже стал кандидатом наук и хорошо понимает, что аспирантские программы ищут в абитуриентах.
Как я готовилась к поступлению
Три варианта, которые я перечислила в предыдущем блоке, действительно работают. Я убедилась в этом после поступления: практически у всех моих сокурсников за плечами был или опыт работы, как у меня, или магистратура, а иногда и то и другое. Теперь расскажу, как я готовилась к поступлению.
Устроилась на первую работу. После бакалавриата мне нужна была работа, чтобы полностью себя содержать, — во время учебы в Маунт-Холиок за все, в том числе проживание и питание, платил университет. В то же время мне нужна была работа, связанная с экономикой, — я же планировала поступать в аспирантуру. И кроме того, я не смогла бы получить визу H1B для работы, которая не соответствовала бы специальности в моем бакалаврском дипломе.
Искать работу я начала еще во время учебы: подавала заявки через онлайн-систему поиска работы моего университета, проходила интервью — в некоторых компаниях даже доходила до заключительного этапа, но получала отказы. Думаю, мне отказывали, потому что я откликалась в основном на позиции в консалтинге и все мои интервью включали кейсы, к которым я не была готова. Кейс — это небольшая задача, проверяющая ваше критическое мышление, часто с экономическим подтекстом, но не всегда.
Мои одногруппники готовились к решению кейсов по специальной литературе, например по учебнику Case in Point. Я же этого не делала, потому что мечтала работать не в консалтинге, а в некоммерческих исследовательских центрах как Research Assistant или Research Analyst — ассистентом или аналитиком в исследованиях, — но таких предложений в агрегаторе вакансий моего вуза почему-то было очень мало. Позже я стала искать эти вакансии на сайтах конкретных центров.
Кроме того, я очень хотела попасть в определенную компанию — Brookings Institution, это самый большой и известный в США некоммерческий научно-исследовательский институт в области экономики. Например, рейтинг Global Go To Think Tank Index Report 2019, составляемый Пенсильванским университетом, присудил Brookings второе место в мире в области экономики и первое место в мире по инновационности идей. Я несколько раз подавала туда заявки, но не получала даже приглашений на интервью.
К весне 2014 года я подала около 50 заявок в разные исследовательские центры США и получила два предложения на должность Research Assistant. Один из центров — Resources for the Future (RFF) — специализировался на исследованиях в области экономики природных ресурсов, меня это заинтересовало, поэтому я приняла его предложение. После этого RFF оплатил и оформил мне рабочую визу H1B.
По правилам компании я не могу рассказывать о своей зарплате и условиях работы, но, по данным glassdoor.com, средняя базовая зарплата Research Assistant в RFF — 48 867 $ (3 622 936 ₽) в год. Я считаю эти цифры правдивыми.
В RFF я поработала примерно полтора года. За это время вместе с разными командами мы реализовали около пяти проектов. Мой любимый — анализ ежегодных экономических убытков всех стран от загрязнения атмосферы. Это был проект Всемирного банка, и я в нем помогала разрабатывать методологию подсчетов: моя старшая коллега создавала формулы, а я делала по ним расчеты с данными, используя языки программирования R и Python и статистическую программу для работы с данными Stata.
Кроме того, меня брали на встречи во Всемирном банке и приглашали на все звонки по проекту, а в конце даже публично поблагодарили — напечатали мое имя в документе с результатами исследования.
Училась на курсах по высшей математике. Как только я начала работать в RFF, я сразу же записалась на подготовительные курсы по высшей математике. Фактически это были обычные аспирантские пары по высшей математике в вузе. Несмотря на то что тогда я была бакалавром экономики и высшей математики, курсы нужны были мне, чтобы увеличить свои шансы поступить в аспирантуру. Дело в том, что существует негласное правило: чем больше математики вы пройдете перед поступлением в аспирантуру по экономике, тем легче вам будет поступить. Об этом меня постоянно предупреждали профессора в Маунт-Холиок.
В результате за три с половиной года я прошла пять курсов по высшей математике, которые преподавались для магистров и аспирантов, в университете Дж. Вашингтона и Джорджтаунском университете. Я брала по предмету каждый семестр, кроме одного, и выбирала курсы так, чтобы я могла ходить на лекции вечером после работы или во время обеденного перерыва, — я работала в центре Вашингтона, поэтому успевала.
Мои сокурсники-аспиранты, для которых эти курсы были частью программы обучения, учились бесплатно. Я же вместе со студентами-магистрами оплачивала всю стоимость каждого курса. За один курс в семестр я отдавала примерно 5500 $ (414 745 ₽). Всего за пять семестров обучения я заплатила за курсы примерно 27 500 $ (2 073 726 ₽).
- 27 500 $
Сменила работу. Я продолжала подавать заявки в Brookings, куда так мечтала попасть, но мне не отвечали до ноября 2015 года — тогда я наконец-то получила приглашение на интервью как Senior Research Assistant в центр по исследованиям в области фискальной и денежной политики. Примерно через две недели меня пригласили на работу в Brookings, а еще через две-три недели компания уже оплатила и оформила для меня новую рабочую визу — сама виза оформляется дольше, но за две недели работодатель получает предварительное разрешение, с которым кандидат может приступить к работе.
Я начала работать в Brookings в январе 2016 года и осталась там примерно на полтора года — до поступления в аспирантуру. Параллельно я продолжала вести несколько проектов на треть ставки в RFF.
Моя работа в Brookings отличалась от работы в RFF. Теперь я работала только с одной небольшой командой и исследовала другие темы. Например, еженедельно я тратила один рабочий день, чтобы написать обзор на последние исследования в области фискальной и денежной политики в США — компания публиковала эти обзоры на своем сайте.
Весь 2016 год — год президентских выборов в США — я потратила на исследования экономических обещаний обеих партий. В частности, мы разработали компьютерную игру The Fiscal Ship на базе реальных предвыборных обещаний Клинтон и Трампа и экономических моделей. Цель игры — показать простым американцам, что станет с экономикой США, если все обещания воплотятся в жизнь. Я в этом проекте как раз анализировала обещания и встраивала их в наши экономические расчеты. В 2020 году игру обновляли под новые президентские выборы.
После выборов я занималась другими проектами, например изучала эффективность системы здравоохранения США. Благодаря этому уже в аспирантуре я вместе с профессором преподавала экономику здравоохранения США для будущих бакалавров.
Как я готовила документы для поступления
Я начала готовить заявки в аспирантуру по экономике осенью 2016 года. Кроме заявок, для поступления нужны были еще результаты GRE, выписки оценок из всех вузов, три рекомендательных письма, эссе и образец научной работы — writing sample. Расскажу о них подробнее.
Заявки в магистратуру и аспирантуру нужны такие же, как и на бакалавриат — подробно об этом написано в моей первой статье. Их подают через систему Common Application. Вопросы для абитуриентов тоже похожи, но каждый вуз может предлагать свои темы для эссе или запрашивать какую-то дополнительную информацию.
Всего я подготовила 24 заявки и, пока занималась ими, даже сделала семестровый перерыв на курсах по высшей математике. Кроме заявок в аспирантуру, я подготовила несколько заявок в магистратуру Public Policy — я выбрала известные вузы со стипендиями на магистерские программы, вот некоторые из них:
- Колумбийский университет, магистр по административному управлению;
- Принстонский университет, магистр по общественным делам;
- Сиракузский университет, магистр по административному управлению;
- Мичиганский университет, магистр по экономическому анализу в административном и государственном управлении;
- Калифорнийский университет в Беркли, магистр по экономическому анализу в административном и государственном управлении.
Все заявки платные. Кроме того, они дороже заявок на бакалавриат — я заплатила от 75 $ (5688 ₽) до 140 $ (10 618 ₽) за каждую. В итоге за 24 заявки я заплатила около 2500 $ (184 777 ₽). Оплачивала, как и в случае с бакалавриатом, через систему Common Application.
- 2500 $
Рекомендательные письма мне написали мои начальники из RFF и Brookings. Процедура подготовки писем такая же, как и в случае с письмами для бакалавриата. Я заполнила онлайн-заявки в системе Common Application, указала в них электронные адреса начальников, и им пришло письмо с инструкциями, как все оформить и отправить.
Запрашивая письма через систему, вы всегда можете выбрать, увидеть их в будущем, например после зачисления, или нет. Но я рекомендую всегда отказываться от своего права прочесть эти письма: так вы выражаете доверие тем, кто будет их писать. Я никогда не видела писем, которые были написаны обо мне.
TOEFL все университеты разрешили мне не сдавать, несмотря на то, что мои предыдущие результаты к моменту сбора документов уже не действовали. Так получилось, потому что у меня уже был американский диплом бакалавра.
Образец научной работы — это, пожалуй, самый загадочный элемент заявки. У вузов нет детальных инструкций о том, каким этот образец должен быть. Я спрашивала разных людей, включая профессоров по экономике, и получала разные ответы. В итоге на нескольких страницах я описала возможную тему своей диссертации и использовала это как мой writing sample — сейчас я как раз над ней и работаю.
Вы также можете предоставить какую-нибудь курсовую или дипломную работу, если они на английском языке, — это важное требование, образец научной работы должен быть на английском.
Выписки оценок из всех вузов. Я бесплатно заказала выписки со всеми оценками в колледже Маунт-Холлиок — здесь я училась на бакалавриате, в университете Джорджа Вашингтона и Джорджтаунском университете — здесь я проходила курсы, а также в коммьюнити-колледже Южного Мэна — здесь я училась по обмену. Сканы выписок я загрузила в Common Application вместе со сканом и переводом моей академической справки из хабаровского вуза.
После зачисления я заказала официальные копии оценок из моих американских вузов — их напрямую отправили в Корнеллский университет. За это тоже ничего не платила.
В эссе я рассказала, почему хочу стать кандидатом экономических наук, какие темы хотела бы изучать и с кем из профессоров вуза хотела бы вместе заниматься исследованиями. Это очень важно — изучить профессоров каждого вуза, в который вы подаете заявку на аспирантуру, и определить, с кем бы вы хотели бы вместе работать над научными статьями. Это покажет вузу, что вы действительно хотите там учиться, а не штампуете заявки одну за другой. Лучше подобрать и упомянуть несколько профессоров в каждом вузе. Конечно, это вас ни к чему не обязывает, так как после поступления вы можете работать над научными статьями с кем захотите и сработаетесь.
Все документы я подавала онлайн — обычной почтой ничего не отправляла. Дедлайны у всех вузов были разные, примерно в декабре 2016 — январе 2017 года.
Экзамен
Чтобы сдать GRE, во время перерыва на курсах по высшей математике я записалась на специальные двухмесячные подготовительные курсы. Занятия на них проходили 1—2 раза в неделю: мы выполняли и обсуждали пробные задания из учебников, разработанных компанией, которая проводила курс. Еще я много готовилась дома самостоятельно.
Многие мои друзья считали, что подготовительные курсы мне не нужны, потому что сам экзамен не слишком сложный. Но я думаю, что курсы научили меня решать задачи на время и меньше волноваться. За подготовительные курсы я заплатила 599 $ (45 170 ₽).
- 599 $
Сдача самого экзамена проходила почти так же, как и сдача SAT, только SAT я сдавала в далеком 2011 году на бумаге, а GRE — в 2016 году на компьютере.
Я сдавала экзамен осенью 2016 года три раза, а потом выбрала наивысший балл из всех попыток. Всего заплатила за три попытки 615 $ (45 265 ₽). Кроме того, я должна была заказать отправку результатов экзамена в каждый вуз. Первые четыре заказа бесплатные, а за каждую дополнительную отправку придется заплатить по 27 $ (1996 ₽). На отправку результатов в 24 вуза я потратила еще 540 $ (39 912 ₽).
На поступление в аспирантуру в 2016—2017 году я потратила примерно 31 754 $ (2 346 770 ₽)
Курсы по математике за 3 года | 27 500 $ (2 032 544 ₽) |
24 заявки в системе Common Application | 2500 $ (184 777 ₽) |
Сдача GRE (3 попытки) | 615 $ (45 265 ₽) |
Подготовительный курс по GRE | 599 $ (44 272 ₽) |
Отправка результатов GRE (на 24 программы) | 540 $ (39 912 ₽) |
На поступление в аспирантуру в 2016—2017 году я потратила примерно 31 754 $ (2 346 770 ₽)
Курсы по математике за 3 года | 27 500 $ (2 032 544 ₽) |
24 заявки в системе Common Application | 2500 $ (184 777 ₽) |
Сдача GRE (3 попытки) | 615 $ (45 265 ₽) |
Подготовительный курс по GRE | 599 $ (44 272 ₽) |
Отправка результатов GRE (на 24 программы) | 540 $ (39 912 ₽) |
Все эти деньги я заработала сама — в RFF и Brookings в Вашингтоне, у родителей ничего не просила. Это большая сумма на подготовку к поступлению, но мое обучение и содержание за 5—6 лет учебы в аспирантуре обойдется моему вузу в 8—10 раз дороже. На одного аспиранта тратится как минимум 50 000 $ (3 685 800 ₽) в год — это стоимость самого обучения — 20 800 $ (1 583 637 ₽) и стипендия — примерно в 28 000 $ (2 131 819 ₽), не учитывая стипендии на лето. То есть выходит как минимум 250 000—300 000 $ (18 429 000—2,21148e+07 ₽) за весь период. И это без поправки на карьерные опции, которые открывает степень кандидата наук. Поэтому об образовании можно думать так же, как и об инвестициях, только вы инвестируете не в ценные бумаги или недвижимость, а в себя.
Результаты
Ответы по всем моим заявкам пришли весной 2017 года. Я получила 8 положительных ответов из 24 моих заявок. Самые значимые для меня результаты — это приглашения в аспирантуру Корнеллского и Висконсинского университетов, в магистратуру Колумбийского университета на программу Sustainable Development и Калифорнийского университета в Беркли на программу Public Policy.
Обе магистерские программы выделили мне стипендию. В Колумбийском университете предложили 30 000 $ (2 208 030 ₽) в год при стоимости обучения 81 811 $ (6 021 371 ₽) в год вместе с проживанием, питанием, медстраховкой и прочим. Но я знала, что не смогу ежегодно оплачивать оставшиеся 51 811 $ (3 813 341 ₽), поэтому отказалась. В университете в Беркли мне выделили стипендию 18 000 $ (1 330 393 ₽) при стоимости обучения 41 626 $ (3 063 715 ₽) без проживания.
Я также поступила на магистерскую программу Public Policy в Сиракузский университет, который предложил мне полную оплату обучения, проживания, питания. Но все-таки я отказалась в пользу аспирантуры.
Аспирантура в Висконсинском университете в рейтингах обычно оценивается выше аспирантуры в Корнеллском, но это государственный вуз, поэтому стипендии там меньше. Корнеллский университет — частный вуз с отдельными государственными факультетами, и стипендия, которую мне там предложили, была примерно на 30% больше. Кроме того, я съездила туда на день открытых дверей и поняла, что должна выбрать его.
Я считаю, это в некоторой степени и удача, что мне удалось поступить в Корнелл. Например, аспирантура в Висконсинском университете по экономике стоит на 13-м месте в рейтинге таких программ — и меня туда приняли, но в то же время мне отказали, например, Дьюкский университет, а это 16-е место в рейтинге, Брауновский университет — 19-е место и университет Джонса Хопкинса — 23-е место.
Мой план Б
Когда я готовила документы в аспирантуру, я понимала, что вполне могу никуда не поступить. Чтобы увеличить свои шансы на поступление, мне нужно было либо получить повышение в Brookings, что не получилось бы без степени аспиранта, либо найти новую работу, — и я попыталась устроиться в Гарвард.
В Гарвардском университете была открыта вакансия Research Analyst — профессор по экономике искал себе аналитика в помощь. Я подала онлайн-заявку и получила приглашение на собеседование. Интервью прошло в Бостоне, я беседовала с профессором и его соавтором-партнером около часа. В итоге я получила предложение, но отклонила его, так как на той же неделе узнала, что поступила в аспирантуру в Корнелл.
Стипендия и мои расходы на жизнь в США
Мое обучение в аспирантуре Корнеллского университета полностью бесплатное. Кроме того, я получаю стипендию на проживание и питание — около 28 000 $ (2 111 430 ₽) на девять месяцев до вычета налогов. Иногда бывает дополнительная стипендия на лето — 5000—9000 $ (368 005—662 409 ₽). Еще университет оплачивает мою медицинскую страховку — это около 3500 $ (258 688 ₽) в год.
Стипендию на проживание и питание перечисляют аспирантам на их личные банковские счета два раза в месяц равными частями — примерно по 2800 $ (206 950 ₽) в месяц после всех налоговых вычетов в течение девяти месяцев учебного года. Так мы можем сами оплачивать все свои расходы — на что тратятся деньги, никто не контролирует.
Такой стипендии для моего маленького города Итака, штат Нью-Йорк, достаточно, чтобы снять однокомнатную квартиру или студию в центре города и полностью себя содержать. Так, квартира-студия в самом центре обходится мне сейчас в 1050 $ (79 179 ₽) в месяц, интернет стоит 300 $ (22 623 ₽) в год, еще около 30 $ (2262 ₽) я плачу каждый месяц за электричество. И примерно за 200 $ (15 082 ₽) я покупаю себе проездной на автобус на весь год.
- 1122 $
Остальные деньги, которые я получаю, трачу в основном на себя: покупаю одежду, косметику, вкусную органическую еду — с пометкой USDA organic, хожу спортзал — 159 $ (11 752 ₽) в год, к парикмахеру и в бары или рестораны с сокурсниками. Я живу сейчас в 4—5 часах езды от Нью-Йорка и время от времени выбираюсь туда с друзьями, у которых есть машина, или на автобусе. Один раз даже удалось съездить во Флориду. Учеба в аспирантуре — это довольно стрессово, поэтому я стараюсь жить в удовольствие, насколько могу это себе позволить.
Кроме того, есть расходы на телефон — 80 $ (5913 ₽) в месяц, гелевый маникюр каждые две-три недели — 40—50 $ (2956—3695 ₽), включая чаевые, подписки на платные сервисы, например Amazon Prime, — 59 $ (4361 ₽) в год со студенческой скидкой и прочее. Иногда я также поддерживаю приюты для животных, например местный приют в Итаке: захожу в их список желаний на «Амазоне» и покупаю то, что им требуется, например корм, так что сумма зависит от случая.
До пандемии коронавирусной инфекции я особо не откладывала деньги, но теперь начала: нет выходов в бары и рестораны, спортзал не работает, на автобус не трачусь, так как и учеба, и работа сейчас полностью онлайн, еду полностью готовлю сама, потому что постоянно дома, — так получается дешевле и так далее. Накопления планирую потратить на покупку машины после окончания аспирантуры.
Учеба и работа в Корнеллском университете
В Корнеллском университете есть три «экономические» кафедры: Economics — собственно кафедра экономики, Applied Economics — кафедра прикладной экономики и Policy Analysis — кафедра экономического анализа в муниципальном и государственном управлении. Главное их различие — это темы, над которыми работает большинство их аспирантов и профессоров. Например, экономику здравоохранения или системы образования США исследуют на кафедре экономического анализа, экономику природных ресурсов, развивающихся стран или информационных технологий — на кафедре прикладной экономики, а за теоретическую и промышленную экономику и некоторые другие темы отвечает кафедра экономики. При этом хоть кафедры и различаются направлениями, часто их студенты посещают одни и те же пары.
Я поступала на кафедру экономического анализа, но после второго курса перевелась на кафедру прикладной экономики — так можно. Для перевода просто заполнила небольшую заявку и сдала экзамен — заново собирать все документы для поступления было не нужно.
Что касается занятий, то обычно на первом курсе аспиранты проходят заранее установленный список предметов, а затем сдают квалификационные экзамены по пройденным материалам. Экзамены очень сложные, потому что весь первый курс изучается высшая математика в контексте экономики и все экзамены строятся на решении задач по оптимизации, динамическому программированию, теории игр, теории общего равновесия. Я видела, как из аспирантуры отчисляли очень умных студентов, не сдавших экзамен. К сожалению, отчисление первокурсников — это стандартная негласная, но общеизвестная практика американских кафедр экономики, некоторые кафедры даже неформально славятся тем, что отчисляют больше трети первокурсников.
После первого курса у выживших аспирантов больше свободы выбирать интересные им пары. Именно на втором курсе они обычно находят интересующую их отрасль экономики и пробуют себя в исследованиях, а с третьего года занятий нет — аспиранты занимаются исследованиями.
Далее аспиранты сдают A-exam — это экзамен, где кафедра утверждает тему диссертации аспиранта. Когда именно сдается A-exam, зависит от вуза. Например, в Корнелле на прикладной экономике этот экзамен чаще всего сдается на четвертом курсе, но я слышала, что в других вузах он может сдаваться и на втором, и на третьем. Я пока еще не сдавала свой A-exam.
Работа в вузе. Стипендия от университета обычно предполагает, что аспирант будет не только учиться, но и работать 15—20 часов в неделю в университете. Например, можно вместе с профессором преподавать экономику будущим бакалаврам или помогать профессорам в их исследованиях. За время учебы в Корнеллском университете я пробовала и то и другое.
Обычно аспиранта ставят преподавать на те предметы, которые он сам выбрал. Но его обязанности зависят от конкретной пары и конкретного профессора. Например, однажды я преподавала экономику системы здравоохранения США вместе с десятью другими аспирантами и профессором: эту пару посещало более 400 студентов. Я проверяла экзаменационные и домашние работы, была проктором — человеком, который следит за ходом экзаменов, вела дополнительные занятия в формате «вопрос-ответ».
Еще я преподавала экономический анализ вместе с профессором. Пару посещали около 80 человек, и я была единственным приставленным к ним аспирантом. Я проверяла экзамены и домашние задания, отвечала на все письма от студентов, выступала проктором и проводила дополнительные занятия. Моим студентам так нравились мои дополнительные занятия, что перед экзаменами мы занимались с ними с десяти утра до десяти вечера без перерыва — столько времени нужно было, чтобы ответить на все вопросы моих студентов.
Когда я преподавала с профессором эконометрику, в мои обязанности входили подготовка и проведение лабораторной работы раз в неделю и проверка домашних заданий. Профессор позволял мне самой выбирать задание для лабораторной работы. Это было увлекательно — я даже создала сайт с пройденными лабораторными работами для своих студентов.
Каждый раз, когда семестр заканчивается, студентов просят написать анонимные рекомендации не только профессорам, но и аспирантам. Я обожаю читать такие рекомендации: студенты Корнелла всегда пишут честно и объективно и дают полезные советы.
Сейчас я продолжаю преподавать и в свободное время занимаюсь разными творческо-волонтерскими проектами. Например, я создала объединение аспирантов в Корнелле, которые бесплатно оказывают консалтинговые услуги местным некоммерческим организациям. Все лето и осень 2020 года моя команда анализировала данные от управления образования штата Нью-Йорк для одной местной организации, которая предоставляет бесплатных репетиторов детям из малообеспеченных семей.
Итоги
- Магистерские программы в США иногда называют cash cows, то есть «денежные дойные коровы», потому что они почти всегда платные, в то время как аспирантские программы почти всегда бесплатные. Полностью бесплатная аспирантура по экономике в США — это норма. Полностью платная магистратура по экономике в США — это тоже норма.
- Ни опыт работы, ни магистратура не требуются для поступления в аспирантуру, но они могут помочь поступить в более рейтинговые вузы.
- В поступлении также могут помочь дополнительные курсы по вашему образовательному профилю. Эти курсы также могут помочь вам и в учебе. Я никогда точно не узнаю, насколько аспирантские пары по математике помогли мне поступить, но я знаю, что они помогли мне выжить на младших курсах аспирантуры.
- Чтобы подать заявку в аспирантуру или магистратуру любого вуза, нужно получить диплом бакалавра, сдать TOEFL и GRE, собрать документы и подать онлайн-заявки. Перед поступлением поможет анализ студентов вуза, в котором вы хотите учиться: если вы похожи на них, у вас больше шансов поступить.
- При этом, даже если вы похожи на студентов вуза, в котором вы хотите учиться, поступление никто никогда не гарантирует.
- Учиться в аспирантуре интересно, а преподавать в вузе и заниматься исследованиями увлекательно. Я очень счастлива, потому что экономика — это то, чем я всегда хотела заниматься.