Я из Амурска — маленького города в Хабаровском крае с населением примерно в 40 тысяч человек.

В 2007 году я окончила школу и поступила в хабаровский вуз. На первом курсе я выиграла конкурс на участие в программе обмена Global UGRAD, которую проводит IREX — Совет международных научных исследований и обменов. По ней я весь 2008—2009 учебный год бесплатно жила и училась в штате Мэн в США. Так началось мое знакомство с образованием в Америке.

Вернувшись из США, я решила, что хочу перевестись из хабаровского университета и продолжить обучение в Штатах. У меня ушло 2 года на то, чтобы разобраться, как устроено образование в США, выбрать интересные вузы, собрать документы и сдать экзамены. В апреле 2011 года я получила заветное письмо о том, что меня приняли на бакалавриат в колледж Маунт-Холиок с полной финансовой поддержкой от вуза. В статье подробно расскажу, как мне это удалось.

Моя история в двух частях

Это первая статья из двух о моем опыте обучения в США. В 2014 году я окончила бакалавриат, нашла в США работу аналитиком и начала готовиться к поступлению в аспирантуру.

В 2017 году я стала аспиранткой Корнеллского университета, который входит в Лигу плюща. В 2020 году получила там степень магистра по специальности «прикладная экономика» и продолжаю учиться в аспирантуре — об этом расскажу в следующей статье.

Как устроено высшее образование в США

Получить высшее образование в США можно в колледже или университете. Исключение — комьюнити-колледжи: за 2 года обучения там студент получает аналог российского среднего специального образования — условно говоря, это половина степени бакалавра.

Все высшие учебные заведения в США, а в 2018 году их было больше 4 тысяч, делятся на государственные — public — и частные — private. Частные могут быть коммерческими — for-profit — и некоммерческими — non-profit.

От вида образовательного учреждения зависит, сможет ли студент из-за границы получать там стипендию и по какой программе он будет учиться. Расскажу об этом подробнее.

На финансовую помощь могут рассчитывать только студенты государственных и частных некоммерческих вузов. Частные коммерческие университеты и колледжи обычно не выделяют стипендии своим ученикам.

Обучение в частных некоммерческих вузах, как правило, дороже, чем в государственных. Например, в 2020—2021 учебном году обучение в государственном Массачусетском университете в Амхерсте, включая проживание и питание, стоит 53 247 $ (3 972 226 Р), а в частном некоммерческом Смит-колледже — 73 652 $ (5 494 439 Р). При этом частные некоммерческие вузы чаще выделяют стипендии иностранным студентам, и размер выплат обычно больше, чем в государственных учреждениях.

Так происходит потому, что такие вузы могут предоставлять иностранным студентам need-based financial aid — финансовую помощь по необходимости. Они оценивают ситуацию студента, по его документам определяют, сколько он реально может платить за обучение, питание, проживание, учебники, медстраховку, и выделяют недостающую сумму.

В государственных вузах стипендии для иностранцев почти всегда merit-based, то есть основаны на заслугах студента, но не учитывают его финансовое положение. Например, Миннесотский университет — это государственный вуз. Выдающиеся иностранные студенты могут получать там фиксированную стипендию — 10 000 $ (746 000 Р), 15 000 $ (1 119 000 Р) или 25 000 $ (1 865 000 Р) в год. При этом полная стоимость обучения вместе с проживанием, питанием, медстраховкой в 2020—2021 учебном году составляет 55 673 $ (4 153 205 Р). То есть студенту придется заплатить еще как минимум 30 673 $ (2 288 205 Р).

Таким образом, если вы рассчитываете на существенную помощь, имеет смысл выбрать частный некоммерческий университет или колледж.

По типу финансовой помощи частные некоммерческие вузы делятся на need-blind, дословно «слепой к нужде», и need-sensitive — «чувствительный к нужде».

Если вуз need-blind, то при зачислении он не рассматривает вашу финансовую ситуацию и принимает решение только на основе ваших заслуг. Если по ним вы проходите, то учреждение обращается к вашим финансовым документам и выделяет всю недостающую сумму стоимости обучения, проживания, питания, страховки и т. п.

В основном такая система работает для американских студентов. Для иностранцев в августе 2020 года в США было всего 6 need-blind-вузов.

Если вуз need-sensitive, то при зачислении он одновременно рассматривает и заслуги абитуриента, и его финансовое положение. Если заслуги поступающего будут достаточно впечатляющими для той части суммы, которой ему не хватает, вуз зачислит его и выделит недостающие деньги. Если же нет — отклонит заявку.

В случае с такими вузами удобно, что для того, чтобы получить помощь, не нужно подавать документы на отдельную стипендию: рассмотрение происходит автоматически, все понятно по финансовым документам.

Большинство частных некоммерческих вузов need-sensitive для иностранных студентов. При этом, если вам нужна существенная финансовая помощь, я все же рекомендую рассматривать именно такие варианты. Так вы увеличиваете свои шансы получить стипендию, подобранную именно под вашу ситуацию.

По учебным программам вузы в США условно делят на два типа: research universities — научно-исследовательские университеты, liberal arts colleges — колледжи свободных искусств.

Научно-исследовательские университеты — это большие вузы, где можно получить степень не только бакалавра, но и кандидата наук. Они могут состоять из нескольких колледжей: один готовит будущих бакалавров по разным специальностям, другой — кандидатов наук по инженерным направлениям, третий — врачей. Примеры частных некоммерческих научно-исследовательских университетов — Массачусетский и Калифорнийский технологические институты.

При этом вуз может включать в себя и колледж свободных искусств, в котором обучают бакалавров. Это, например, Гарвард-колледж в составе Гарвардского университета и Тринити-колледж в составе Дьюкского университета.

В колледжах свободных искусств обычно готовят только бакалавров и практикуют такой подход к учебным планам, при котором студент любой специальности должен пройти обязательное количество общеобразовательных предметов, чтобы получить разностороннее образование. Например, чтобы получить бакалавриат по экономике, обязательный учебный план может выглядеть так:

Примеры частных некоммерческих колледжей свободных искусств — Смит-колледж и Уильямс-колледж.

Так как в этих заведениях учатся только бакалавры, обычно это небольшие вузы или части научно-исследовательских университетов. Считается, что научно-исследовательские университеты вкладывают ресурсы в поддержку исследований своих профессоров и аспирантов, а колледжи свободных искусств — в будущих бакалавров. Например, профессора, работающие в колледже свободных искусств, тратят большую часть своего времени не на научные исследования, а на преподавание.

Для студентов-бакалавров в этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, все занятия в колледже свободных искусств проводят профессора, а не аспиранты, которые сами еще только учатся на кандидатов наук. С другой стороны, у студентов в научно-исследовательских институтах больше возможностей поучаствовать в исследованиях своих преподавателей или взять одну или несколько пар уровня магистра или аспиранта, чтобы понять, хотят ли они после бакалавриата учиться дальше.

Топовые колледжи свободных искусств дорогие. Год обучения с расходами на проживание, питание и т. п. там может стоить 50 000—90 000 $ (3 730 0006.714e+06 Р). Например, обучение в Амхерстском колледже в 2020—2021 году обходится в 82 008—84 458 $ (6 117 7966.30057e+06 Р).

Такие вузы достаточно избирательны и могут зачислять лишь до 20% поступающих. Примерно такие же показатели приема в университетах Лиги плюща. Например, в 2018—2019 году Помона — частный некоммерческий колледж свободных искусств — принял лишь 7% поступающих, а Пенсильванский университет — вуз Лиги плюща — 7,4%. Но не все такие избирательные: например, колледж Макалестер в 2018—2019 году принял 31% поступающих.

Если вы хотите учиться в США и вам нужна серьезная финансовая помощь, стоит рассмотреть частные некоммерческие вузы. При этом большинство таких заведений — это колледжи свободных искусств.

Все учреждения, в которые я подала документы, были колледжами свободных искусств. Но я выбирала их не по учебным планам, а по возможностям финансовой поддержки иностранных студентов. Расскажу об этом подробнее.

Как я выбирала вуз

Меня интересовало только высшее образование, поэтому я не рассматривала комьюнити-колледжи. Мне не подходили частные коммерческие учебные заведения: они не выделяют стипендии и у них плохая репутация в США. По данным Национального бюро экономических исследований, их выпускники в среднем зарабатывают столько же, сколько люди без высшего образования.

Еще мне было важно учиться бесплатно или с минимальными вложениями: в Хабаровске семья выделяла мне 20 000 Р в месяц на проживание, и я не могла рассчитывать на большую сумму для учебы в США. Мне подходили только частные некоммерческие вузы с финансовой поддержкой need-based financial aid.

Чтобы подобрать варианты, я использовала рейтинг Best National Liberal Arts Colleges, который ежегодно составляет компания U.S. News & World Report. В этом рейтинге 223 частных некоммерческих вуза, которые обучают студентов по системе свободных искусств. Меня интересовал топ-50 из этого списка.

Из 50 топовых вузов мне нужно было выделить те, что оказывают финансовую поддержку иностранным студентам. Кроме того, необходимо было учесть, что подходы need-blind и need-sensitive в основном работают для freshman applicants — иностранцев, поступающих сразу после школы. А я переводилась из хабаровского вуза, то есть была transfer applicant. И некоторые университеты, например Боудин-колледж, таких студентов на финансирование не рассматривают.

В результате отбора мой список уменьшился до 13 университетов. Почти все они были need-sensitive, и только один — Амхерстский колледж — need-blind.

Вот 10 из 13 вузов, в которые я подала документы, — еще 3 я уже не могу вспомнить:

Требования к абитуриентам

У каждого вуза свои требования к будущим студентам — их стоит заранее уточнять на сайте. Обычно они сводятся к уровню образования абитуриента, его успеваемости в своей стране и знанию языка.

Уровень образования влияет на возможность получить финансовую поддержку от вуза. Как я уже упоминала, freshman applicant — это абитуриенты, поступающие сразу после школы, а transfer applicant — те, что уже учатся в вузе или получают среднее специальное образование у себя в стране или в США. Некоторые американские университеты не финансируют иностранных студентов второго типа.

Чтобы подтвердить уровень образования, нужно предоставить школьный аттестат или академическую справку из вуза, техникума или колледжа. От абитуриентов, которые уже учатся, иногда требуют и то и другое.

Успеваемость — это оценки в школе или вузе. Иногда американские университеты выставляют проходные баллы по успеваемости. По моему опыту, так делают государственные вузы, и проходной балл там обычно невысокий. Например, Флоридский университет требует минимальный средний балл по окончании школы 2,0 из 4,0.

Но это не значит, что средний балл неважен: думаю, не просто так у поступивших в самые рейтинговые вузы он обычно очень высокий. Чтобы понять, какие у университета ожидания, найдите средний балл студентов, которых он принял в последние 2—3 года. Например, в Карлтонском колледже он составляет 3,9 из 4,0.

Иностранцам бывает сложно конвертировать свой средний балл в систему до 4,0, но и без этого понятно, что чем он выше, тем больше шансов. Когда я поступала, мой средний балл из школы был 5,0 из 5,0, а из хабаровского вуза — 4,84 из 5,0.

Знание языка. Как правило, для поступления в любой американский вуз нужно сдать TOEFL, но минимальные проходные баллы везде разные. Как я сдавала TOEFL, расскажу дальше в статье.

Результаты SAT — это американский аналог российского ЕГЭ — сейчас требуют не все вузы, многие от них отказываются. Это связано с тем, что, по мнению американской общественности, любой стандартизированный тест изначально ставит детей из малообеспеченных семей в невыгодное положение: у них нет денег на репетитора, подготовительные курсы, самые новые учебники и т. п. Но обычно все вузы разрешают предоставлять их по желанию абитуриента. В 2010 году, когда я поступала, результаты SAT были нужны большинству из моих 13 вузов.

Я рекомендую сдать SAT, даже если это не обязательно для вашего вуза. Высокий балл — самый простой способ выделиться среди тысяч заявок иностранных студентов, у которых тоже хорошие оценки, отличный английский и которые — что главное — могут полностью оплачивать свое образование. Дальше я расскажу, как сдавала этот экзамен.

Американские вузы почти никогда не оглашают минимальный проходной балл по SAT, но можно легко найти средний балл студентов, зачисленных 1—2 года назад. На него нужно ориентироваться, но необходимо стараться набрать больше, если вы претендуете на финансовую помощь от университета.

Внеучебные достижения описывают в резюме и иногда — в эссе. Обязательно стоит рассказать о ваших достижениях в спорте, об участиях в олимпиадах и молодежных конкурсах, о любом опыте волонтерства. Идеально, если все эти достижения будут соответствовать направлению, на которое вы поступаете.

Объясню на своем примере. Я хотела изучать в американском вузе экономику развивающихся стран, потому что тогда мечтала работать в ООН. Следовательно, в поступлении мне могли помочь внеучебные достижения, связанные с этой сферой, например конкурсы по молодежной дипломатии, конкурсы эссе от международных организаций и участие в международных конференциях.

Я искала в интернете разные варианты. В результате за 2 года подготовки к поступлению я успела:

  1. Получить Honorable Mention, то есть почетное упоминание, на международном конкурсе эссе от UNESCO & Goi Peace Foundation — Japan.
  2. Выиграть бесплатную поездку на конференцию ООН по изменению климата в Мексике от Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
  3. Выиграть бесплатную поездку на конференцию Girls 20 Summit в Торонто от канадской некоммерческой организации The Belinda Stronach Foundation.
  4. Выиграть бесплатную поездку на конференцию Women’s Worlds в Оттаве от канадского организатора.
  5. Получить первое место на международном конкурсе эссе Unity in Diversity от австралийской организации Global Dialogue Foundation.

Я участвовала во всех этих конкурсах и поездках бесплатно. Думаю, они помогли мне в поступлении: я показала вузам, что действительно интересуюсь проблемами экономики развивающихся стран.

Это я — третья слева — на конференции Girls 20 Summit в Торонто в 2010 году
Это я — третья слева — на конференции Girls 20 Summit в Торонто в 2010 году
А это я во время поездки на конференцию Women’s Worlds в Оттаве в 2011 году
А это я во время поездки на конференцию Women’s Worlds в Оттаве в 2011 году

Какие документы нужны для поступления

Я собирала и подавала все документы зимой 2010—2011 года. С того времени что-то могло измениться — обязательно уточняйте актуальный список документов и требования к ним на сайте вашего вуза.

Заявку почти всегда подают через систему Common Application — в ней нужно бесплатно создать аккаунт. После регистрации станут доступны инструкции по работе в системе — в них все понятно и подробно описано.

На заполнение заявки дают несколько дней или даже месяцев. Основную часть нужно заполнить один раз, а дальше можно просто рассылать ее по разным вузам. При этом университет может добавлять в заявку свои вопросы — часто просто дополнительные для эссе. Возможно, придется заполнять какие-то части для каждого учреждения отдельно. Также к заявке прикрепляют фотографии документов.

В большинстве случаев каждая отправка заявки в вуз будет платной. Ее нужно оплатить в системе Common Application. У всех вузов своя стоимость заявки — от 0 до 120 $ (8952 Р). Когда я подавала документы, заплатила примерно 550 $ — по курсу 2011 года это было около 17 000 Р.

Сертификат TOEFL — это международный тест на знание английского — вузам напрямую отправляет та организация, которая проводила тестирование. Это бесплатно, если нужно переслать результаты четырем вузам. Если учебных заведений больше, придется платить по 20 $ (1492 Р) за каждую дополнительную пересылку.

Я сдавала TOEFL в Москве и практически не готовилась к нему, потому что он казался мне слишком легким по сравнению с частью английского в SAT. И все действительно прошло очень быстро и просто: я пришла с паспортом в пункт сдачи экзамена в Москве в назначенное время и за несколько часов решила компьютерный тест. В результате набрала 110 баллов из 120.

На сдачу экзамена я потратила около 6000 Р. Сейчас в Москве это стоит 250 $ (18 650 Р).

Сертификат SAT также напрямую отправляет вузам организация, которая проводила тестирование. Если нужно сделать больше четырех рассылок, придется доплачивать по 12 $ (895 Р) за каждую.

SAT включает в себя математику, английский язык и эссе, которое обычно — я не знаю, с чем это связано, — не интересует американские вузы. Также можно сдать SAT по химии, биологии, физике и другим предметам, но мои университеты требовали только основной экзамен из трех частей.

Кроме SAT, есть еще один экзамен, который могут принимать некоторые вузы, — ACT. Он похож на SAT, но есть различия, например, в процедуре сдачи — в SAT дают больше времени на ответы, — количестве вопросов и т. п. Многие американские вузы позволяют абитуриентам самим решать, какой экзамен сдавать. Я выбрала SAT, потому что в 2011 году не смогла найти пункты сдачи ACT в России.

Я самостоятельно готовилась к SAT примерно 7—8 месяцев: каждый день читала специальные учебники и решала пробные тесты из них. Я не смогла найти подходящие учебники в Хабаровске, поэтому купила их примерно за 6000 Р в Торонто во время бесплатной поездки на конференцию Girls 20 Summit.

Сам экзамен проходит примерно так, как ЕГЭ в России: студенты решают задания в течение ограниченного времени и под наблюдением проктора — администратора. В 2021 году сдать SAT можно только в Москве. В 2011 году он был доступен в Москве и несколько раз в год во Владивостоке.

Я заплатила за сдачу экзамена 100 $ — это примерно 3000 Р по курсу 2011 года. И еще 11 000 Р потратила на билеты в Москву из Хабаровска и обратно. В 2021 году сдать SAT стоит 101 $ (7534 Р).

Я набрала 730 баллов из 800 по английскому, 600 из 800 по математике и 650 из 800 за эссе. Всего — 1980 баллов из 2400, или 92-й процентиль — не путать с процентом. Процентиль показывает, сколько людей из всех сдававших SAT в том году в США и за границей получили результат хуже, он привязан именно к году. То есть в моем случае в 2011 году 92% людей сдали SAT хуже меня.

Чтобы узнать средний балл SAT студентов, поступивших в вуз, в котором вы хотите учиться, загуглите «название университета SAT scores». Выбирайте университеты, которые обычно принимают абитуриентов с такими же результатами, как у вас. При этом имейте в виду, что, даже если ваши результаты выше средних, это ничего не гарантирует. Итоговый список студентов будет зависеть от того, какое финансирование они запрашивают, какие у них внеучебные достижения и т. п. Например, если поступающие с такими же результатами SAT, как и у вас, не просят финансовой поддержки, они будут в приоритете.

Пересдавать SAT разрешают сколько угодно, если у вас есть на это деньги. Обычно можно выбрать наивысший балл и отправить университетам только его, но некоторые вузы требуют результаты всех попыток.

Академическая справка со всеми пройденными в российском учебном заведении предметами и ее перевод с апостилем понадобится студентам, которые уже обучаются в вузе. Тем, кто поступает после школы, нужен только школьный аттестат — тоже с переводом и апостилем.

Я получила академическую справку в вузе бесплатно. За три курса у меня были почти все пятерки, одна четверка и одна тройка — средний балл 4,84 из 5,00. Я заказала в администрации Хабаровска заверенный перевод справки с апостилем, заплатила за него около 2000 Р.

Часть оригинала моей справки
Часть оригинала моей справки

Рекомендательные письма должны быть на английском языке или с заверенным переводом. Достаточно двух-трех, в зависимости от требований вуза. Письма пишут любые люди, которые могут рассказать о ваших учебных или внеучебных достижениях. Например, преподаватели, тренеры, директор школы и т. п. Мои вузовские преподаватели по английскому языку бесплатно написали для меня два рекомендательных письма.

Форма писем обычно свободная, если у конкретного вуза нет своих требований, но содержание всегда конфиденциально. Обычно в них описывают ваши академические и личные качества, по ним вузы могут больше о вас узнать и понять, что вы внесете в их студенческий состав.

Рекомендательное письмо может быть электронным или бумажным. Электронное оформляют так: сначала абитуриент вводит в систему Common Application электронный адрес преподавателя. Важно, чтобы он был на официальном домене вашей школы или вуза. После этого учитель получает приглашение заполнить рекомендательное письмо, переходит в отдельную систему и оформляет его там.

Чтобы оформить бумажное письмо, нужно дать преподавателю конверт. Он должен положить туда документ, запечатать и поставить печать вуза или школы на развороте — так подтверждают конфиденциальность.

Идеально, когда конверт сразу предназначен для международной пересылки и абитуриент отправляет каждую рекомендацию отдельным письмом. Но американские вузы понимают, что это дорого. Поэтому допустимо упаковать две-три рекомендации в обычные конверты, а затем вложить их в один общий, подходящий для международной пересылки. В 2011 году я потратила на это примерно 7000 Р.

Резюме я составила сама. Включила в него несколько разделов:

  1. Education — образование.
  2. Skills — навыки. Здесь можно указать навыки программирования и работы в разных компьютерных программах, но элементарные, например «Микрософт-офис», лучше сюда не вносить.
  3. Extracurricular activities — волонтерский опыт, участие в конференциях и т. п.
  4. Awards — разные награды. В моем случае это победа на конкурсе эссе.
  5. Languages — иностранные языки. Например, до заполнения резюме я 2 года изучала испанский — об этом и написала. Также здесь можно указать результаты любых языковых тестов.
  6. Если вы уже где-то трудились, обязательно добавьте раздел work experience — опыт работы, даже если он у вас совсем небольшой.
Пример резюме выпускника школы. Источник: Resume.io
Пример резюме выпускника школы. Источник: Resume.io

Финансовые документы — это анкеты от вузов и налоговые или любые другие справки, подтверждающие доход семьи абитуриента в прошлом году. Например, я отправляла справки о зарплате родителей, чтобы доказать, что мы действительно не можем платить больше 20 000 Р в месяц, и несколько анкет о том, есть ли у меня братья и сестры и сколько и на что денег в месяц тратит моя семья. Все документы нужно переводить на английский.

Каждый вуз указывает, какие анкеты должен заполнить кандидат и где их взять. Когда я поступала, заполняла одну онлайн-анкету и платила за каждую ее отправку в вуз — всего потратила около 5000 Р. Сервис, который позволяет так делать, называется CSS Profile. Его создал Совет колледжей США специально для сбора и передачи в частные вузы финансовой информации о кандидатах. Насколько я знаю, многие учебные заведения до сих пор его используют.

К весне 2011 года — у всех вузов были разные дедлайны, у кого-то в январе, у кого-то в начале марта и т. п. — я загрузила все документы в систему Common Application. Затем я оплатила application fees — заявочный взнос. Всего на оформление и отправку документов по курсу доллара 2011 года я потратила примерно 64 000 Р. Все расходы оплатила сама, понемногу откладывала на это деньги 2 года, пока готовилась к поступлению.

В 2011 году на поступление в американский вуз я потратила 64 000 Р

Заявочный взнос университетам 17 000 Р
Билеты Хабаровск — Москва — Хабаровск для сдачи TOEFL и SAT 11 000 Р
Пересылка результатов TOEFL и SAT 7000 Р
Пересылка рекомендательных писем 7000 Р
Учебники для подготовки к SAT 6000 Р
TOEFL (сдача экзамена) 6000 Р
Анкета CSS Profile по финансовой ситуации (одна форма для почти всех университетов) 5000 Р
SAT (сдача экзамена) 3000 Р
Справка с апостилем 2000 Р
Заявочный взнос университетам
17 000 Р
Билеты Хабаровск — Москва — Хабаровск для сдачи TOEFL и SAT
11 000 Р
Пересылка результатов TOEFL и SAT
7000 Р
Пересылка рекомендательных писем
7000 Р
Учебники для подготовки к SAT
6000 Р
TOEFL (сдача экзамена)
6000 Р
Анкета CSS Profile по финансовой ситуации (одна форма для почти всех университетов)
5000 Р
SAT (сдача экзамена)
3000 Р
Справка с апостилем
2000 Р

Стоит ли обращаться в агентства, которые помогают студентам с поступлением

Я считаю, что никакое агенство не поможет кардинальным образом с поступлением в США. Там могут написать за вас эссе, но это не имеет смысла, если у вас низкий балл по SAT и не очень хорошие оценки в российском вузе или школе. Более того, если какое-то агентство гарантирует поступление — это мошенники, потому что гарантировать никто ничего не может.

Также агентства часто оформляют студентов в частные коммерческие вузы, у которых плохая репутация в США. Кроме того, такие учебные заведения известны тем, что оформляют на своих студентов огромные займы от университета для оплаты обучения или предлагают взять кредит на учебу.

Нет ничего страшного в том, чтобы взять заем от университета или кредит в банке, если у вас есть такая возможность, но нужно быть предельно осторожным. Одно дело — взять 100 000 $ (7 460 000 Р) для магистратуры в университете Лиги плюща по хорошо оплачиваемой специальности, другое — 50 000 $ (3 730 000 Р) для бакалавриата по любой специальности в частном коммерческом вузе, который может закрыться в любой момент, оставив вас без диплома и с долгами.

Без риска в агентство можно обратиться:

  • за примерами успешных эссе, хотя они доступны в интернете бесплатно;
  • за помощью в оформлении резюме;
  • за списком подходящих вузов, если у вас нет времени самостоятельно изучать этот вопрос.

Результаты

В апреле 2011 года я узнала, что меня приняли на бакалавриат в колледж Маунт-Холиок — это один из вузов need-sensitive в моем списке. Остальные 12 учебных заведений прислали отказы или ответили, что не смогли вынести решение, так как потеряли мои результаты TOEFL или SAT.

В письме о зачислении также сообщили, что я получила финансирование от вуза.

Дальше я закрыла сессию в хабаровском университете, написала заявление об отчислении по собственному желанию, подала документы на американскую студенческую визу F-1 и купила билет на самолет в США. Перед отъездом нужно было сделать пару прививок, собрать все подтверждающие справки и перевести их на английский, чтобы взять с собой: вуз требовал эти документы для зачисления. К концу августа 2011 года я получила визу и отправилась в колледж.

Стипендия

В 2011 году год обучения в колледже Маунт-Холиок стоил 57 206 $ — это примерно 1 830 592 Р по тому курсу. Сейчас сумма выросла до 72 638 $ (5 418 794 Р). Это стоимость посещения университета, в которую входит учеба, проживание в общежитии, транспортные расходы, трехразовое питание, медицинская страховка, учебники и разумные карманные расходы, которые определяет вуз.

Для оплаты обучения университет выделил мне стипендию — 46 906 $ в год, по курсу 2011—2012 года это было 1 500 992 Р. Мои родители доплачивали еще по 20 000 Р в месяц, то есть 240 000 Р в год, это примерно 8200 $. Еще около 2100 $ в год, то есть 67 200 Р, на карманные расходы я зарабатывала сама — трудилась в кампусе вуза. Сумму доплаты от родителей университет рассчитал специально для меня: столько они тратили, когда я училась в хабаровском вузе, и, по мнению колледжа, могли продолжать тратить, пока я учусь в США.

При этом не всю стипендию вуз выделял безвозмездно: 14 000 $, то есть 448 000 Р по тому курсу, из 117 265 $, это примерно 3 752 480 Р, которые я получила за 2,5 года учебы, — заем от университета, я должна его вернуть.

Заем был под 8%, я могу выплачивать его в течение 20 лет после окончания университета. Первые полгода после окончания вуза — это грейс-период, то есть время, когда не нужно выплачивать заем и на него не начисляют процент. Также его можно не гасить, пока студент учится в магистратуре или аспирантуре, — это называется deferral, отсрочка. К 2021 году я выплатила уже около трети долга.

Мне не выдавали на руки основную стипендию и не перечисляли ее на мой банковский счет: все сразу шло на разные счета университета. Но после первого года обучения я получила дополнительные 4000 $, в то время это было 128 000 Р, — так называемую стипендию на лето. Для этого я прошла конкурс внутри вуза: написала эссе о том, как я собираюсь с пользой провести лето — съездить в Непал, чтобы собрать данные об экономике этой развивающейся страны для своего исследования.

Сейчас колледж выделяет каждому студенту 3000 $ (223 800 Р) единоразово без конкурса, если он остается летом для какой-нибудь стажировки в США, и 3600 $ (268 560 Р), если он собирается съездить на стажировку за границу.

Таким образом, мне хватало денег на скромную студенческую жизнь в США. У родителей я ничего не просила, кроме тех 20 000 Р в месяц, которые они выплачивали университету.

Это форма I-20 от колледжа, подтверждающая мое финансирование от этого вуза
Это форма I-20 от колледжа, подтверждающая мое финансирование от этого вуза

Учеба в колледже Маунт-Холиок

Особенность колледжа Маунт-Холиок в том, что он принимает только девушек.

Исторически так сложилось, что в США были вузы только для мужчин и только для женщин. Некоторые принимали и тех и других, но они все равно учились раздельно и получали разные дипломы. Например, так было в Гарварде. До 1946 года мужчины и женщины там посещали разные пары, а до 1977 года студентки не могли получить диплом Гарвард-колледжа, потому что для них действовал специальный Рэдклифф-колледж.

Сейчас почти все вузы в США принимают и мужчин, и женщин. Но существуют учебные заведения, которые исторически создавались для женщин и решили сохранить эту особенность. Семь таких вузов сейчас известны как «Семь сестер». Маунт-Холиок — старейший из них, он существует с 1837 года. Его построили, чтобы он стал женским эквивалентом Лиги плюща во времена, когда она отказывалась принимать студенток. Первые американки, получившие высшее образование, окончили Маунт-Холиок.

Колледж входит в объединение пяти вузов, которые расположены в 20 минутах езды друг от друга. Смысл этого объединения в том, что студенты любого из пяти вузов могут выбирать пары как в своем учебном заведении, так и в других. Например, я посещала несколько пар в Амхерстском колледже.

Между этими вузами регулярно и часто ходят бесплатные автобусы, чтобы студентам было легко добираться. Таким образом, хоть Маунт-Холиок формально принимает только девушек, пары в нем посещают и парни — студенты других учебных заведений объединения.

Я получила диплом бакалавра по специальности «математика и экономика» за 2,5 года обучения в США вместо 4 лет, потому что мне засчитали некоторые предметы из России и из моей учебы по обмену в Мэне. Например, три семестра высшей математики в хабаровском вузе мне автоматически засчитали как один семестр Calculus 1 — это введение в высшую математику.

Я могла бы попросить колледж зачесть мне больше предметов, но в этом не было смысла: обычно для получения степени бакалавра студентам-переводникам нужно отучиться в американском вузе минимум 2 года. Это так называемое residency requirement — требование к месту жительства от университетов. То есть я все равно не смогла бы сократить свою учебу больше, чем на один семестр.

Это мой диплом бакалавра — он на латыни
Это мой диплом бакалавра — он на латыни

В целом мне было сложно учиться, несмотря на хорошие оценки. Все 2,5 года я занималась почти каждый день, кроме лета. Так получилось из-за того, что я перевелась как бы сразу на третий курс и начала учебу с более сложных предметов. При этом у меня было много пробелов в знаниях. Например, несмотря на три семестра высшей математики в хабаровском вузе и итоговую пятерку, я чувствовала, что у меня нет никакой базы по этому предмету и нужно начинать буквально с нуля. К тому же математика мне никогда не давалась легко, а тут пришлось за три семестра пройти семь математических предметов — от линейной алгебры до дифференциальных уравнений, теории вероятности и введения в анализ.

Тем не менее учиться было интересно. Больше всего мне запомнилась астрономия. Я выбрала ее, потому что мне нужно было пройти какой-нибудь предмет по естественным наукам, чтобы удовлетворить требования моего вуза к разносторонней программе обучения. Раз в неделю в 10 вечера мы вместе с другими студентами собирались возле здания, где хранилось оборудование по астрономии, отключали весь уличный свет вблизи этого строения, выносили на улицу большие тяжелые телескопы и начинали в них смотреть. Профессор помогал настроить телескопы и объяснял, что мы должны в них рассмотреть. Затем мы заходили в класс, садились за стол и рисовали то, что увидели. Например, определенное созвездие, поверхность Луны, Сатурн или Юпитер.

Еще я должна была пройти как минимум четыре предмета по физкультуре, а от первокурсников требуют вообще шесть. У меня был большой выбор занятий — теннис, йога, танцы, плавание, гребля, катание на каноэ и на лошадях: у вуза есть своя конюшня с лошадьми, площадка для гольфа и много чего еще. Я хотела взять гольф, но поле для него находилось далеко, поэтому я пошла на йогу, ракетбол и усиленный теннис — его засчитали как два предмета по физкультуре.

Кроме экономики, из гуманитарных и социальных дисциплин я изучала, как колониальное прошлое США отражается в его сегодняшних общественных институтах, корни исторически сложившихся различий между двумя главными политическими партиями США, а также историю иммиграции и проблемы иммигрантов в Штатах. Эти три предмета я выбрала сама из сотен вариантов, не все из которых обязательно были о США. Например, я могла изучать русскую литературу 19 века.

Самым полезным во время учебы для меня было общение с профессорами и услуги карьерного центра. С момента зачисления ко мне приставили undergraduate advisor — советника. Это был профессор экономики, с которым я встречалась несколько раз в семестр, чтобы подобрать подходящие предметы по экономике, спросить о карьерных перспективах после выпуска и т. п. Благодаря ему я узнала, что для поступления в аспирантуру по экономике нужна серьезная подготовка и по математике.

Карьерный центр колледжа — это место, куда студенты приходили за помощью в составлении резюме и сопроводительных писем, советом по поиску стажировки или работы или на имитацию собеседования. Там даже можно было бесплатно взять напрокат деловой костюм для прохождения интервью на работу или стажировку. А еще карьерный центр иногда выделял несколько автобусов, чтобы отвезти всех желающих на карьерную ярмарку. Это мероприятие, на котором много компаний одновременно проводят рекрутинг старшекурсников на следующий год. Она проходила в Бостоне, в 1,5—2 часах езды от колледжа.

За 10 лет в США я получила диплом бакалавра, а затем, поступив в аспирантуру в университет Лиги плюща, — диплом магистра по востребованной специальности. Сейчас я продолжаю учиться в аспирантуре. Думаю, я никогда не добилась бы такого результата, если бы осталась в Хабаровске, поэтому ни о чем не жалею.

Я — вторая слева — на выпускном в колледже
Я — вторая слева — на выпускном в колледже

Если вы решили поступать в американский вуз, вот несколько рекомендаций

  1. Некоторые частные американские вузы выделяют для иностранных студентов need-based financial aid — финансовую помощь по необходимости. Финансирование рассчитывают исходя из вашей ситуации на момент подачи заявки, поэтому у каждого есть шанс учиться в США.
  2. Будьте реалистичны при выборе вуза. Если вы видите, что у вас низкий балл по SAT, не стоит тратить деньги и подавать заявки в Принстон или Йель.
  3. Когда вы видите рекламу агентства вроде «Наши клиенты поступили в Гарвард», помните, что это точно не его заслуга, потому что никто не напишет за вас SAT и TOEFL.
  4. Мой путь к высшему образованию в США — не единственный возможный. Например, вы можете поступить в комьюнити-колледж, проучиться там 2 года и попробовать перевестись на бакалавриат. У меня есть подруги из колледжа Маунт-Холиок, которые поступили туда таким образом.
  5. Почти все студенты из России, с которыми я сталкивалась, потратили на поступление не один год, несколько раз пересдавали SAT и TOEFL и получили много писем с отказами, прежде чем их зачислили и назначили необходимую стипендию. Если у вас не получилось добиться успеха с первого раза, не сдавайтесь, но еще раз проанализируйте свой список университетов.