За три года я потратил на машину 800 тысяч. Это как вообще?
В 2015 году я купил Ситроен Ц-4 за 1 млн рублей.
За это время проехал 60 тысяч километров без серьезных поломок. По моим подсчетам, за три года я потратил на машину около 800 тысяч рублей.
Расскажу, откуда взялась такая сумма, и спрошу у эксперта, где я переплатил за обслуживание автомобиля.
Что за автомобиль и кто на нем ездит
Мы с женой живем в Москве. Новый Ситроен Ц-4 купили в апреле 2015 года. Это седан с автоматической коробкой, объемом двигателя 1,6 литра и мощностью 150 лошадиных сил. Расход топлива — 7,6 л на 100 км.
Перед покупкой у нас было 350 000 ₽, еще 650 000 ₽ взяли в автокредит на два года. Машину водим оба: мой водительский стаж — 14 лет, у жены — 9. Примерно половина пробега — это поездки в Курск к родителям и выезды в выходные по области. Один раз мы путешествовали на машине по Европе.
Пока автомобиль был на гарантии, весь ремонт мы делали в официальном сервисе. Максимум, на что хватает моих способностей, — заменить лампочку в фаре. В целом ездим аккуратно, к машине относимся бережно, но мелкие ДТП вроде поцарапанного бампера бывали.
Для удобства все расходы на автомобиль я разделил на четыре больших блока.
Что вы узнаете
Страховки и налог
Каско. Я покупал машину в кредит, и банк требовал обязательно оформить каско. Если с машиной что-то случится, банк в любом случае получит свои деньги. Застраховать автомобиль можно, например, от угона, поджога, падения под лед или столкновения со стеной.
Стоимость полиса каско зависит не только от числа вероятных страховых случаев, но и от других факторов: возраста и стажа водителя, марки машины, года выпуска. Банк, в котором я брал кредит, просил застраховать машину от угона и от ущерба, нанесенного третьими лицами.
Я погасил кредит досрочно, поэтому на каско тратился только в первый год. Полис обошелся мне в 87 045 ₽.
ОСАГО. Кроме каско есть еще страхование автогражданской ответственности — ОСАГО. Этот полис надо покупать обязательно и каждый год.
Цена зависит от региона, мощности машины, возраста и стажа водителей, а еще от того, были ли в предыдущем году страховые выплаты по ОСАГО. Всего за три года я заплатил 44 762 ₽.
Транспортный налог. Это еще один ежегодный обязательный платеж. Он рассчитывается индивидуально для каждой машины и зависит от региона.
Рассчитать налог для машины можно на сайте налоговой. За свой Ситроен я плачу 5250 ₽ в год. За три года набежало 15 750 ₽.
Налоги и страховки за три года — 147 557 ₽
Каско | 87 045 ₽ |
ОСАГО | 44 762 ₽ |
Налог | 15 750 ₽ |
Налоги и страховки за три года — 147 557 ₽
Каско | 87 045 ₽ |
ОСАГО | 44 762 ₽ |
Налог | 15 750 ₽ |
Обслуживание и оборудование
Плановое обслуживание. «Ситроен» дает гарантию на машину на три года либо до 100 тысяч километров пробега. Чтобы страховка действовала, владелец должен периодически обслуживать машину у официальных дилеров. В сервисной книжке указано, что машину нужно пригонять на ТО каждые 20 000 км пробега либо после каждого года эксплуатации — смотря что наступит раньше. Еще в сервисной книжке есть рекомендация менять масло после каждых 10 тысяч километров либо каждые полгода. В итоге я отгонял машину на сервис раз в полгода либо после 10 тысяч километров пробега.
Все расходы по техобслуживанию ложатся на автовладельца. Я обслуживался у официального дилера, материалы покупал там же. Замена масла обходится минимум в 5000 ₽. Мастера могут порекомендовать и другую профилактику. При замене масла после 30 тысяч километров в сервисном центре посоветовали поменять в следующий раз передние тормозные диски и колодки. Решил не тратиться на оригинал и заказал аналоги в интернет-магазине. Комплект дисков с колодками стоил 8302 ₽, а их установка у официалов — 1960 ₽.
Всего за три года я заплатил 61 419 ₽ за материалы и работу.
Плановое обслуживание за три года — 61 419 ₽
Дата ТО | Пробег | Материалы у официалов | Другие материалы | Стоимость работ | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Октябрь 2015 | 9615 км | 4706 ₽ | — | 1522 ₽ | 6228 ₽ |
Апрель 2016 | 15 345 км | 8112 ₽ | — | 5244 ₽ | 13 356 ₽ |
Октябрь 2016 | 25 877 км | 4549 ₽ | — | 1361 ₽ | 5910 ₽ |
Апрель 2017 | 35 269 км | 11 425 ₽ | — | 6720 ₽ | 18 145 ₽ |
Август 2017 | 46 805 км | 4129 ₽ | — | 1045 ₽ | 5174 ₽ |
Январь 2018 | 55 302 км | 434 ₽ | 5360 ₽ | 6812 ₽ | 12 606 ₽ |
Итого | — | 33 355 ₽ | 5360 ₽ | 22 704 ₽ | 61 419 ₽ |
Плановое обслуживание за три года — 61 419 ₽
Октябрь 2015 | |
Пробег | 9615 км |
Материалы у официалов | 4706 ₽ |
Стоимость работ | 1522 ₽ |
Всего | 6228 ₽ |
Апрель 2016 | |
Пробег | 15 345 км |
Материалы у официалов | 8112 ₽ |
Стоимость работ | 5244 ₽ |
Всего | 13 356 ₽ |
Октябрь 2016 | |
Пробег | 25 877 км |
Материалы у официалов | 4549 ₽ |
Стоимость работ | 1361 ₽ |
Всего | 5910 ₽ |
Апрель 2017 | |
Пробег | 35 269 км |
Материалы у официалов | 11 425 ₽ |
Стоимость работ | 6720 ₽ |
Всего | 18 145 ₽ |
Август 2017 | |
Пробег | 46 805 км |
Материалы у официалов | 4129 ₽ |
Стоимость работ | 1045 ₽ |
Всего | 5174 ₽ |
Январь 2018 | |
Пробег | 55 302 км |
Материалы у официалов | 434 ₽ |
Другие материалы | 5360 ₽ |
Стоимость работ | 6812 ₽ |
Всего | 12 606 ₽ |
Итого | |
Материалы у официалов | 33 355 ₽ |
Другие материалы | 5360 ₽ |
Стоимость работ | 22 704 ₽ |
Всего | 61 419 ₽ |
Разное — оборудование и шиномонтаж. В феврале 2017 года поменял щетки стеклоочистителя — купил их за 1473 ₽ и поставил сам. А еще покупал зарядное устройство и автомобильное крепление для телефона — 1200 ₽, видеорегистратор — 4400 ₽.
Каждую зиму приходится тратиться на незамерзайку — 3250 ₽. Но главные сезонные расходы — зимняя резина и шиномонтаж. Комплект шипованных шин обошелся в 22 740 ₽ — его я купил еще в 2015 году. Менять шины приходится дважды в год — осенью и весной. За три года на это потратил около 9 тысяч. Правда, последний раз удалось сэкономить: на «Биглионе» за 600—800 ₽ можно приобрести скидочный купон и заплатить за шиномонтаж полцены.
На обслуживание и оборудование за три года — 105 002 ₽
Плановое ТО | 61 419 ₽ |
Новая резина и шиномонтаж | 31 760 ₽ |
Видеорегистратор | 4400 ₽ |
Незамерзайка | 3250 ₽ |
Дворники | 1473 ₽ |
Зарядка и крепление для телефона | 1200 ₽ |
Диагностика подвески | 1000 ₽ |
Щетки для снега | 500 ₽ |
На обслуживание и оборудование за три года — 105 002 ₽
Плановое ТО | 61 419 ₽ |
Новая резина и шиномонтаж | 31 760 ₽ |
Видеорегистратор | 4400 ₽ |
Незамерзайка | 3250 ₽ |
Дворники | 1473 ₽ |
Зарядка и крепление для телефона | 1200 ₽ |
Диагностика подвески | 1000 ₽ |
Щетки для снега | 500 ₽ |
Мнение эксперта: можно было сэкономить
Алексей мог бы сэкономить минимум 20% от итоговой стоимости обслуживания. Я посмотрел его заказ-наряды и выделил основные пункты.
Лишнее ТО. ТО можно поделить на два вида: назначенные производителем и межсервисные. Назначенные производителем — обязательные, чтобы автомобиль не слетел с гарантии. У «Ситроена» это пять ТО с интервалом в год или 20 тысяч километров (что наступит быстрее) и так называемое нулевое техобслуживание. Кроме обязательных ТО дилер рекомендовал Алексею межсервисное: менять масло, масляный и топливный фильтры каждые 10 тысяч километров. Вдобавок зачем-то сократил срок обслуживания по времени до полугода.
Проходить межсервисное ТО каждые 10 тысяч километров — это правильно, потому что условия эксплуатации машины в России жестче, чем в Европе: ни одно моторное масло не продержится и 15 тысяч километров из-за нелучшего топлива, значительных перепадов температур и городского режима эксплуатации. Но проходить межсервисное ТО в обязательном порядке раз в полгода, даже если за это время не накатал 10 тысяч километров, — это перебор. За полгода при небольшом пробеге с маслом ничего не произойдет.
Судя по заказ-нарядам, одно из ТО Ситроен прошел спустя полгода и 6 тысяч километров. Его можно было сделать позже и избежать лишних трат.
Переплата за обслуживание. Я бы делал межсервисные ТО в неофициальном сервисе, который специализируется на ремонте Пежо и Ситроенов. Работа будет стоить меньше, сделают ее, скорее всего, лучше. Там же поменял бы тормозные колодки и диски — нет никаких причин делать это в официальном сервисе. На гарантию межсервисное обслуживание никак не влияет.
А вот назначенные производителем ТО я все-таки рекомендую делать у официального дилера. Так спокойней: конечно, у неофициалов дешевле и по закону это не должно влиять на гарантию, но дилеры часто отказывают в гарантии и валят вину на сторонний сервис. Если дефект не связан с обслуживанием у неофициалов, придется доказывать свою правоту и, возможно, судиться. В итоге можно вернуть право на гарантию, но потерять при этом много времени и нервов.
Во время работ полезно находиться в ремзоне: так вы будете уверены, что машину действительно обслуживали, а не просто дали ей постоять пару часов. Если мастера отказываются пустить владельца в ремзону, советую искать другого официального дилера. Так можно.
Переплата за запчасти и расходники. В официальный сервис можно и нужно приходить со своими запчастями, чтобы не покупать там же с наценкой. Если говорят, что так нельзя, повышают стоимость нормо-часа на работы или грозятся снять с гарантии, советую обратиться к другому официалу.
Но когда покупаете запчасти самостоятельно, важно купить то, что нужно, и не нарваться на подделку или некачественный товар.
Расходные материалы и запчасти для мотора, коробки передач, системы полного привода и электронные датчики должны быть оригинальными. Агрегат или узел, в котором стоят аналоги, снимут с гарантии.
Моторное масло, масло в гидроусилитель руля, масло в редуктор или муфту полного привода, тормозную жидкость, антифриз можно брать по допускам — требованиям производителей. Понятие «оригинал» в случае с технологическими жидкостями размыто. Единственное исключение — масло для автоматической коробки передач. Его недостаточно брать по допуску — должен быть либо оригинал, либо масло конкретного бренда и марки, прописанное в официальной документации производителя коробки передач.
Колодки и тормозные диски могут быть любыми — это никак не влияет на гарантию. Из этого правила есть исключения, но они не касаются автомобилей компакт-класса.
Я рекомендую обращаться в магазины, которые специализируются на запчастях для конкретных марок или даже моделей авто. Не забудьте попросить у продавца копию сертификата подлинности запчасти или масла. Если отказываются показать документы, лучше в этом месте ничего не покупать. Обязательно возьмите чек или документ об оплате с печатью.
В итоге. Судя по заказ-нарядам, «Ситроен» ведет адекватную ценовую политику в плане работ: в мастерской, которая обслуживает только «французов», попросили бы примерно столько же.
Но запчасти и масло Алексей покупал у дилера примерно на треть дороже. Это небольшая наценка, у дилеров других марок наценка на работы и материалы может составлять и 100% от розничной цены. Но все равно можно было сэкономить. Плюс одно лишнее ТО, переплата за межсервисное обслуживание и замену колодок у официала — можно было сэкономить порядка 15—20 тысяч рублей без потери качества.
Текущие расходы
Бензин. Траты можно прикинуть и задним числом — в центральной базе статистических данных Росстата есть информация о ценах на бензин в разных регионах России по месяцам с 1995 года.
Я считал так: расход топлива у моего Ситроена — 7,6 л на 100 км, в 2016 году машина проехала 18 тысяч километров, средняя цена бензина в то время, если ориентироваться на Росстат, — 37,71 ₽ за литр. В итоге получается, что за 2016 год я потратил на топливо 51 587 ₽. За три года — 176 068 ₽.
Мойка. Я мою машину примерно раз в месяц — с пылесосом и протиркой всех поверхностей кроме стекол. Причем цены постоянно растут: в 2015 году я платил 640 ₽, а в 2017 уже 770 ₽. За три года — 21 000 ₽.
Штрафы. Может быть, такая статья расходов есть не у каждого водителя, но я периодически превышаю скорость. За три года нарушения обошлись мне в 25 750 ₽.
Парковка. Машину я ставлю возле дома бесплатно. Иногда приходится платить за стоянку в центре города или около магазинов. С 2015 года на парковку я потратил всего 1330 ₽.
Текущие расходы за три года — 224 148 ₽
Бензин | 176 068 ₽ |
Штрафы | 25 750 ₽ |
Мойка | 21 000 ₽ |
Парковка | 1330 ₽ |
Текущие расходы за три года — 224 148 ₽
Бензин | 176 068 ₽ |
Штрафы | 25 750 ₽ |
Мойка | 21 000 ₽ |
Парковка | 1330 ₽ |
Амортизация
Я купил автомобиль в апреле 2015 года. Машина обошлась в 982 973 ₽. Еще 12 174 ₽ потратил на брызговики и их установку, а также на коврики в салон. После покупки автомобиль надо было поставить на учет, госпошлина — 2850 ₽. Так как машину я брал в кредит, то в расходы включаю и проценты — 26 177 ₽. В итоге новая машина обошлась мне в 1 024 548 ₽.
- 324 548 ₽
Понятное дело, что за эту сумму трехлетний Ситроен не продать. На «Авто-ру» за подобные автомобили просят от 650 000 ₽ до 850 000 ₽. У машины я единственный владелец, обслуживал ее вовремя, в серьезных ДТП она не бывала, поэтому я бы просил минимум 700 000 ₽.
Получается, что за три года мой автомобиль потерял в стоимости 324 548 ₽. Я не потратил эти деньги напрямую, но фактически «прокатал» их за это время.
Траты на машину за три года — 801 255 ₽
Амортизация | 324 548 ₽ |
Текущие расходы | 224 148 ₽ |
Налог и страховки | 147 557 ₽ |
Ремонт и техобслуживание | 105 002 ₽ |
Траты на машину за три года — 801 255 ₽
Амортизация | 324 548 ₽ |
Текущие расходы | 224 148 ₽ |
Налог и страховки | 147 557 ₽ |
Ремонт и техобслуживание | 105 002 ₽ |
В итоге
За три года я потратил на свой Ситроен 801 255 ₽. Это примерно 22 500 ₽ в месяц, или 750 ₽ в день. Примерно столько же мы тратили бы с женой, если бы ежедневно ездили на работу и обратно на такси. А вот поездки за город и путешествия машину окупили.
Все расчеты я свел в одну большую таблицу. Заполните ее, чтобы узнать, сколько на самом деле стоит ваша машина. Расскажите в комментариях, что получилось.